Форум » Эрзянь Инязор /Великий князь - глава Эрзянского народа » О положении Эрзя народа в России . Доклад Инязора Пиргужа. » Ответить

О положении Эрзя народа в России . Доклад Инязора Пиргужа.

Эрзянь нилькс: Семинар финно-угорских некоммерческих организаций в Хелсинки 14.10.2006 г. О положении Эрзя народа в России Шумбратадо, ялгат! Тервэ! Во-первых, спасибо за приглашение, посетить Суоми и выступить о положении эрзян и мокшан в России и РМ. I. Об образовании 1. В Саранске 65 детских дошкольных учреждений, нами проверенных, из них знакомят с эрзянским языком в 40 (или 66%). Занятия проводятся в старших группах (по 12–15 детей, 7–9 % от общего их числа в садике) два раза в неделю продолжительностью 20–30 минут. Ведущий эти кружки педагог материально не поощряется, работает бесплатно. Из 17 тысяч детей дошкольного возраста Саранска знакомят с эрзянским и мокшанским лишь 3–4%. Такое же положение в районных центрах, где проживают эрзяне. Занятия и общение с детьми проводятся на русском языке. За пределами Республики Мордовия, насколько информирован, с эрзянским языком даже не знакомят. Из-за того, что в детских садиках с эрзя языком, можно сказать, только знакомят, поэтому в школах, соответственно, ведётся крайне плохо. Проводимые в отдельных школах факультативные занятия или по одному уроку в неделю 1–2 часа, занятия положительных результатов в решении проблемы сохранения языка, конечно же, не дают. 2. В Самарской области проживают эрзи и мокши более 80 тысяч. Эрзянский язык в форме факультатива или как предмет преподается в 8 школах, Ульяновской области (50 тысяч) — в 20, Чувашской республике (16 тысяч) — 1, в Нижегородской области (25 тысяч) – в 2, в Татарстане (35 тысяч) — в 3. Эти цифры и уровень использования родного языка, его востребованность, говорят об одном – положение эрзянского и мокшанского этноса угрожающее, на родном общаются лишь жители среднего и старшего возраста. Закрыли педагогические училища, где готовились кадры для преподавания эрзянского языка для начальных классов: Малое — Толкайское, Петровское, Саратовское, Сосновоборское, Лукояновское, Шемышейское, Бугурусланское, эрзянское отделение Самарского пединститута. Осталось только Ичалковское педучилище, но и здесь в 2004–2005 учебном году на первом курсе эрзянского отделения было 3 учащихся, во втором 6. Перерезали все сосуды, питающие родной язык. Эрзян учат мириться с таким положением. 3. Неизмеримый урон перспективе Эрзя народа наносит сокрытие его многовековой истории. До сих пор не создан полноценный, рассказывающий правду учебник по истории Эрзя и Мокша народов для школы. Имеющиеся книги «Родиноведение» (коллектив авторов) и «Мир истории» (В.Юрченков) не выдерживают никакой критики. Издавался учебник по истории для 7 класса, автор Н.В.Заварюхин, где осмелился правдиво показать насильственную христианизацию эрзян и мокшан. Тираж в 17 тысяч, невзирая на расходы, уничтожен. Целенаправленно не включают в учебную программу нашу историю — эпос «Масторава». Об этом говорилось на всех съездах и митингах. Я более 16 лет добиваюсь через Министерство образования Республики Мордовия изучение эрзянского , вместо мокшанского в эрзянских сёлах Кажлодка и Дракино Торбеевского района, но «мордовская» власть усердно этого не замечает, этим стравливает эрзян с мокшанами. Основная причина падения престижность эрзя языка – невостребованность, отсутствие государственной политики сохранения культур коренных народов и национальных меньшинств. При поступлении в учебные заведения Мордовии нет и вступительного экзамена по нему. Все службы Мордовии работают на русском языке. II. Средства информации. В Мордовии выпускается 103 периодических издания, из них — 65 газет и журналов, государственных — 34. На эрзянском языке печатается одна — «Эрзянь правда» (1,0 % от общего числа периодических изданий). Её учредители Госсобрание и Правительство Республики. Газета полностью выражает интересы властных струк¬тур. Тематика её выступлений мало чем отличается от русскоязычных изданий. Из 22 районных газет ни одна не выходит ни на эрзянском , ни на мокшанском языках, даже в тех районах, где доля эрзянского или мокшанского населения составляет 70–80%. Некоторые районные газеты выпускают эпизодически «национальные» полосы. Это в пределах 1–2 % от общего числа полос. Тема защиты культуры, языков, прав человека и народа для всех газет Мордовии словно запретная. «Районки»—самый громкий рупор политики русификации. Издаются на эрзя языке два журнала: «Сятко» («Искра» — «взрослый» тиражом 1100–1200) и «Чилисема» («Восход» — для детей и юношества тиражом 2300 экземпляров). Эрзя народ в основном (85 %) проживает за пределами Мордовии. К сожалению, подписчиков оттуда можно сказать, нет — 65–100 человек. К сожалению, власти Мордовии эту архиважную задачу, несмотря на наши многократные обращения, решать не собираются. 2. Радио ГТРК «Мордовия» на эрзя языке вещает в неделю 85 минут, в четверг с 18 час.30 минут и в пятницу 55 минут. Это составляет 8,4 % от передач за неделю на разных языках ( эрзянском , мокшанском, татарском и русском). 3. Телепередачи на эрзя языке ведутся в течение 3,5 часа в неделю, а время отведено тогда, когда люди в основном на работе, на учебе. III. Прочие показатели 1. Мордовским книжным издательством за 2001–2005 годы (за 5 лет) на эрзянском языке выпущено, включая переиздание, 10 книг прозы и поэзии. Кроме того, 4 автора издали книги на средства спонсоров. В России (в эрзянских сёлах) продаётся только русская литература. Книги на эрзя языке можно приобрести только в одном на всю Россию магазине — магазине «Масторава» в Саранске. Достоверность приведённых фактов и цифр в абсолютном и относительном значении проверяется просто — проездом по какому-либо автобусному или троллей¬бусному маршруту по Саранску, эрзянскую речь не услышишь. Названия магазинов, учреждений, предприятий и так далее, всё и вся только по-русски. Саран ош — русский город-крепость. 2. Борющиеся за завтрашний день этноса, мыслящие и поступающие по совести подвергаются преследованиям: не приглашаются на общественные мероприятия, не допускаются к выступлениям на радио и по телевидению (блокируют), отказывают им в приёме в творческие организации, союзы, не отмечаются ни материально, ни морально, их фамилии не допускают на газетные полосы (Четвергов Е.В., Шаронов A.M., Аношкин Н.И., Рябов П.В., Мусалёв Г.Д. и др.). 3. Возрождению Эрзя народа колоссальный урон наносит русская православная церковь. Власти, вопреки Конституции страны, почти во всех эрзянских сёлах и других населённых пунктах открыли церкви, в основном на государственные средства. Служба в них ведётся на русском языке. Теперь внедряется в школы, нарушая опять Конституцию, преподавание курса «Культура русского православия». В России нет фактически третьей и четвертой властей. Они подмяты исполнительной властью и им служат. Опошляется древняя эрзянская религия. 4. Культивируется неправильное понятие терминов: патриотизм, экстремизм, отечественная война, Родина. Внушается: «Некультурно говорить при русских на родном языке». Образовательные институты воспитывают эрзян-«инородцев» в духе русского патриотизма, поэтому многие из них становятся манкуртами, нигилистами, предателями. Этих перевёртышей ставили и ставят чиновниками, внедряют в национальные движения, способствуют стать во главе национального движения, чтобы развалить её, воспитать из эрзян и мокшан мордвов. Этим занимается в РМ Мосин М.В., председатель Ассоциации Финно-угорских народов России. Мордвин – это мина замедленного действия. Она – последний этап русификации. Самую негативную роль в печальной судьбе Эрзя народа сыграло сожительство двух этносов в одном гособразовании. Если бы у российского руководства были понимание и цель сохранения этносов, то оно способствовало бы их самоопределению. В России быть не русскому патриотом, любить свой народ, лелеять родной язык, обычаи предков, культуру – не престижно. Шовинистически настроенные СМИ постараются повесить ярлык – экстремист, сепаратист, националист, бандит, террорист, помогут замочить в сортире или пропасть бесследно, как пропадают молодые чеченцы в этой, как сказал Михаил Задорнов, ФСБ-ой «демократической» стране. Какова причина такого положения? Она в том, что Россия в сущности не Федерация народов, а Империя с великодержавной идеологией. Теперь, кстати, это и не скрывается. Политика Москвы представляет собой двойной стандарт. Критикуя этнополитику Прибалтийских стран, Украины, Грузии, сама она ведёт курс на обрусение коренных народов, ликвидацию государственных автономных образований. В Саранске был проведен опрос среди «мордвы». Респонденты ответили: только 48 % назвали родным «мордовский» язык, 36 % владеют более менее, 40 % считают преподавание в школе родного языка, 41,5 % не признают значение своей национальной принадлежности. Только 10,1 % смотрят телепередачи на родных языках, только 23,5 % хотят повысить уровень владения им? 5. Вымиранию языковой культуры способствовало и способствует отсутствие (после 1937–38 годов) интеллигенции (которая была уничтожена в результате репрессий по национальному признаку), объединяющим стержнем которой был патрио¬тизм, готовность к самопожертвованию, служению своему народу. Сегодняшняя же образованная прослойка населения, которую по инерции продолжают величать «ин¬теллигенцией», служит не народу, а Власти. 6. Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзя, мокша) народа, председатель Михаил Мосин, не борец с отклонениями в деятельности Власти в этносфере, а её слуга и опора, оно создано для нейтрализации национального движе¬ния. Я, думаю, поэтому культурный центр финно-угорских народов, при поддержке русификаторов, открыли именно в Саранске. Огромный моральный урон национальному строительству носит огосударствление общественных организаций. Такую же роль играют созданные под патронажем властей национально-культурные автономии в России. Они (НКА), не сомневаемся, резерв для передачи государственных функций по гарантии прав и свобод народов общественным структурам и в дальнейшем для перехода от федерализма к империализму, который фактически в той или иной мере функционирует уже и теперь. 7. В 1998 году принят Закон Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия». Закон мертворожденный. Ни одна её статья, которая должна защищать права и свободы Эрзи и Мокши, не работает. 8. На протяжении 16 лет, как началась так называемое «возрождение», труднейшее положение эрзя и мокша языков на сессии Государственного Собрания, высшего органа власти, ни разу не обсуждалось. Результат такого отрицательного отношения государственной власти к будущности коренных народов очевиден – за двенадцать лет численность эрзя и мокша населения уменьшилась фактически на 300 тыс., или 25 %, а по сравнению с 1939 годом на 42 %. 9. Из республики из-за безработицы и низкой зарплаты идёт отток населения, высока и смертность. В 1939 году в Мордовии «мордвы» составляло около 40 %, а теперь около 30 %. 10. На основании приведённых фактов нетрудно сделать прогноз: Республика, и его гарант—глава Николай Меркушкин, не выполняют свою основную функцию – сохранять, развивать государствообразующие этносы. В итоге Республику могут упразднить. Положение, тем не менее, не безнадежное. Оно может быть значительно улучшено при соблюдении Конституции России и Мордовии, при создании в России политического механизма защиты прав и гарантий коренного народа, под которым понимаются выборы депутатов от Эрзя (Мокша) народов по национально-территориальным округам и создания палаты национальностей представительного – высшего органа власти. Помочь в этом, в определенной мере, может Совет Европы, членом которого является Россия и которую может заставить выполнять взятые на себя обязательство. Спасибо. Григорий Мусалев, Заместитель председателя Республиканского фонда спасения эрзянского языка

Ответов - 0



полная версия страницы