Форум » Эрзянь Инязор /Великий князь - глава Эрзянского народа » Проекты документов к 3-му Конгрессу эрзянского народа » Ответить

Проекты документов к 3-му Конгрессу эрзянского народа

Эрзянь нилькс: (Проект) О месте проведения 3-це Эрзянь Инекужо- 3-го Конгресса эрзянского народа в июне 2009 года. Заявление. Власти Республики Мордовия и города Саранска, в нарушение Конституции РФ и Конституции Республики Мордовия, открыто и скрыто препятствовали проведению 2-це Эрзянь Инекужо- 2-го Конгресса эрзянского народа 16 апреля 2006 года. Тогда были даны негласные указания учреждениям, имеющим соответствующие помещения, не предоставлять залы для проведения конгресса, несмотря на заранее заключенные договоры об их аренде. Оргкомитету Эрзянь Инекужо было предъявлено противозаконное требование о предоставлении списка делегатов конгресса. Позиция властей Мордовии в отношении Конгресса эрзянского народа и сейчас остаётся прежней. 23 ноября 2008 года инициативной группе по подготовке 3-го Конгресса эрзянского народа вновь было отказано в предоставлении зала для заседания. Хотя место его проведения было согласовано заранее, непосредственно перед заседанием помещение вновь оказалось закрытым по чьему-то негласному указанию. Учитывая, что власти Республики Мордовия грубо попирают свободу проведения собраний, закрепленную в основных законах – Конституциях Российской Федерации и Республики Мордовия, считаем необходимым провести 3-це Эрзянь Инекужо-3-й Конгресс эрзянского народа вне пределов г.Саранска и Республики Мордовии. При этом вновь подчёркиваем, что Эрзянь Инекужо-Конгресс эрзянского народа проводился и будет проводиться в полном соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе слова и собраний. Исполком Эрзянь Инекужо-Конгресса эрзянского народа Оргкомитет по подготовке Эрзянь Инекужо. « » ноября 2008 года. г.Саранск

Ответов - 27

Эрзянь нилькс: Эрзят, ёвтынк меленк тень кувалма.

Семен: кармить кевстеме косо Инекужось карми, ме отвитямо тенест?)))

Эрзянь нилькс: Семен пишет: кармить кевстеме косо Инекужось карми, Тень корява, койсэм, меремс истя, кода алкукс моли тевесь: Тень коряс анокстамокурось арси, вети кортамот. Седе тов ды шкастонзо анокстамокурось пачти весеменень кулятевень нолдавкстнэнь вельде.


Эрзянь нилькс: Кортынь Инязоронть марто. Сонзэ мелезэ: а эряви тунь ёртомс меленть - ютавтомс Инекужонть Саранскойсэ. Сестэ те тевконёвс эряви путомс витнема: неть валтнэнь "считаем необходимым провести 3-це Эрзянь Инекужо-3-й Конгресс эрзянского народа вне пределов г.Саранска и Республики Мордовии. " эряви ёвтамс истя: "в случае продолжения подобной политики мордовских властей, считаем возможным и необходимым проведение... " седе тов текстэнть коряс. Кода арсетядо, эрзят?

erzianj : Эрзянь нилькс пишет: Кортынь Инязоронть марто. Сонзэ мелезэ: а эряви тунь ёртомс меленть - ютавтомс Инекужонть Саранскойсэ. Сестэ те тевконёвс эряви путомс витнема: неть валтнэнь "считаем необходимым провести 3-це Эрзянь Инекужо-3-й Конгресс эрзянского народа вне пределов г.Саранска и Республики Мордовии. " эряви ёвтамс истя: "в случае продолжения подобной политики мордовских властей, считаем возможным и необходимым проведение... " седе тов текстэнть коряс. Кода арсетядо, эрзят? Ялгат, мон ауль весть кортнинь, ды пракшнынь те меленьте - сехтэ "рузыязь ды мордвасо пешксэ" Саран ошсо амаксыть эрзякс тееме эрзятнене. Ютазь промксось тень невтизеть. Мон, промксоньте сыцясь, те каршо молиманть неиять... ды сон невти, видесте тевтне Сарансо амолить. Кичкерить пек верьде. Омобце кевкстима Инекужонть прявтнене- эрявить кичкеримат миненек, али тевень теимат, арсемат кода улемс эрзя раськеньте сы иетнестэ, кода кепедстямс ды виевтемс минек кедьтнень, ды эрьва велестэ ды ошсто эрзятьнень! Кодак пурнавдан Сарансо - кармить ансяк сёлномат прявтнень марто. Эряви пурнавомс лия таркасо. Сесте кармить виев тевть, ауль туремат. Минь эрятан "информационной пингесэ", эряви тевтнень теемсгак истя, арсезь, ауль ахолязь. + 1 мон Лугаян ошонть кис)

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Учитывая, что власти Республики Мордовия грубо попирают свободу проведения собраний, закрепленную в основных законах – Конституциях Российской Федерации и Республики Мордовия, считаем необходимым провести 3-це Эрзянь Инекужо-3-й Конгресс эрзянского народа вне пределов г.Саранска и Республики Мордовии. предлагаю поправку: считаем необходимым провести 3-це Эрзянь Инекужо-3-й Конгресс эрзянского народа вне пределов г.Саранска и Республики Мордовии. В качестве места проведения предлагается Нижний Новгород, как столица древне-мифической страны Эрзянь Мастор и им провести и мне эрзяфилов послушать

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: Эрзянь Мастор Спасибо, мокшанскому другу.

Миша: Novel77 пишет: места проведения предлагается Нижний Новгород, как столица древне-мифической страны Эрзянь Мастор Эпицентром борьбы между мордовскими и русскими князьями стал Нижний Новгород. "Мордовский < Пургас > , - пишет историк Т. В. Васильев, - прекрасно понимал хозяйственное и стратегическое значение Нижнего Новгорода и всеми силами стремился овладеть этим пунктом. В соответствии с этими стремле-ниями, войны < Пургаса > против суздальцев носили необычный для мордвы насту-пательный характер. Одновременно с запада по владениям < Пургаса > нанесло удар войско муромского князя Юрия, а с юга отряды Пуреша. Болгарский хан, пришедший было на по-мощь союзнику, узнав, что сам "Юрий жжёт села мордовские", поспешно отс-тупил без боя. < Пургас > остался один. В этой, казалось, безнадежной ситуации в полной мере проявились его полководческие дарования. Это с очень хорошего сайта "Зубова Поляна" не оскорбляйте своих земляков мокшан

Novel77: Миша пишет: Эпицентром борьбы между мордовскими и русскими князьями стал Нижний Новгород. "Мордовский < Пургас > , - пишет историк Т. В. Васильев, - прекрасно понимал хозяйственное и стратегическое значение Нижнего Новгорода и всеми силами стремился овладеть этим пунктом. В соответствии с этими стремле-ниями, войны < Пургаса > против суздальцев носили необычный для мордвы насту-пательный характер. Одновременно с запада по владениям < Пургаса > нанесло удар войско муромского князя Юрия, а с юга отряды Пуреша. Болгарский хан, пришедший было на по-мощь союзнику, узнав, что сам "Юрий жжёт села мордовские", поспешно отс-тупил без боя. < Пургас > остался один. В этой, казалось, безнадежной ситуации в полной мере проявились его полководческие дарования. Это с очень хорошего сайта "Зубова Поляна" не оскорбляйте своих земляков мокшан как интересно можно увидеть оскорбление мокшан в приглашении эрзи в древнейший эрзянский город, для этого нужно иметь раздвоенный мыслительный аппарат или ра3троенный?!

erzianj : Миша пишет: пицентром борьбы между мордовскими и русскими князьями стал Нижний Новгород. "Мордовский < Пургас > , - пишет историк Т. В. Васильев, - прекрасно понимал хозяйственное и стратегическое значение Нижнего Новгорода и всеми силами стремился овладеть этим пунктом. В соответствии с этими стремле-ниями, войны < Пургаса > против суздальцев носили необычный для мордвы насту-пательный характер. Одновременно с запада по владениям < Пургаса > нанесло удар войско муромского князя Юрия, а с юга отряды Пуреша. Болгарский хан, пришедший было на по-мощь союзнику, узнав, что сам "Юрий жжёт села мордовские", поспешно отс-тупил без боя. < Пургас > остался один. В этой, казалось, безнадежной ситуации в полной мере проявились его полководческие дарования. Это с очень хорошего сайта "Зубова Поляна" не оскорбляйте своих земляков Хотелось бы узнать, каким боком данное сообщение относится к заданной теме поста? Я уже неоднократно обращал внимание многих - прежде чем написать, внимательно прочти, и пиши в тему. Буду БАНИТЬ ,если не понимаете. Первое предупреждение Миша.

Эрзянь нилькс: Ялгат! Тесэ темась лия. Илядо усково лияв. Темась вана мезде: максыть ютавтомс Инекужонть Сарансо, эли сон ютавтома лия таркасо. А эряви эрьва сускиця кискиненть лангс кевтнень ёртнемс. Кадык кавны. Миненек эряви молемс икелев.

Лазырь Сашкунь: Эрзянь нилькс пишет: максыть ютавтомс Инекужонть Сарансо, эли сон ютавтома лия таркасо Арсян, Сарансэ а эряви... Кодамояк парось тестэ а лиси... Кие-кие ды а максы тееме али пурнавтомс... Истя ульнесь ауль пек умок. Койсэм, Лугаян Ошсо карми седе превейстэ. Тосо весе юты сэтьместэ.

Эрзянь нилькс: Лазырь Сашкунь пишет: Лугаян Ошсо карми седе превейстэ. Сюконян ёвтазь мелеть кис. Эряви арсемс теде.

Лазырь Сашкунь: Семен пишет: ЭРЗЯНЕ НЕ ЖЕЛАЮТ ТЕРЯТЬ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ Сёрмадовсксось пек паро, арсян весине ловномс. Ансяк те умок чаркудеви минек прявттнеде

Семен: Лазырь Сашкунь пишет: Сёрмадовсксось пек паро, арсян весине ловномс. Сюкпря, мелинть кис.

Семен: Ютавтомс и лия тарка ули

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Ютавтомс и лия тарка ули Косо лиясо?

Эрзянь нилькс: ПРОЕКТ Резолюция 3-це Эрзянь Инекужо - 3-го Конгресса эрзянского народа «О спасении эрзянского языка» Конгресс эрзянского народа, собравшийся в самый критический этап его тысячелетней истории, с глубочайшей душевной горечью и сердечной болью вынужден констатировать и проинформировать мировое и финно-угорское сообщество, весь эрзянский народ о том, что нашему любимому, живому, звучному, песенному и литературному, древнему и современному ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫКУ, языку наших предков, наших отцов и матерей, языку наших детей и внуков грозит полное уничтожение в течение буквально ближайших нескольких лет. Угроза полного уничтожения эрзянского языка в самом недалеком будущем стала настолько реальной и осязаемой, что требует немедленной, активной реакции и позиции всего эрзянского народа, каждого эрзянина и эрзянки, независимо от возраста, профессии, образования и места проживания. Жизнеспособность эрзянского языка в настоящее время выглядит следующим образом. Старшее поколение, от 55-ти лет и старше – в большинстве говорит и общается на родном эрзянском языке, а с детьми и с внуками разговаривает на русском. Среднее поколение, от 30 - 55 лет в большинстве понимает родной эрзянский, но общается и воспитывает своих детей только на русском. Молодое поколение, 15-30 лет, в большинстве своём уже не понимает родного эрзянского и общается только на русском. Младшее поколение, до 15 лет, не знает и не понимает эрзянского языка и, естественно, общается только на русском. Даже в местах компактного проживания у эрзянского народа нет детских садов, начальных и средних школ с обучением на эрзянском языке. Нет эрзянского радио и телевидения. Эрзянский язык не используется в работе клубов и домов культуры. Эрзянскому языку нет доступа в сферы образования и культуры, местного самоуправления и хозяйственной деятельности, он не используется для обозначения наименований наших населенных пунктов и улиц, на нем не пишутся вывески учреждений и предприятий, он не используется в сфере торговли в магазинах, киосках, торговых палатках. Наши дети изучают всё, кроме родного эрзянского языка. Социальная сфера применения эрзянского языка в динамичной современной жизни сужена до рамок кухни и двора эрзянской семьи. Государство полностью отвернулось и самоустранилось от своей конституционной обязанности – обеспечить право человека получать образование и информацию на родном языке, обеспечить равные права народов РФ в реализации национальных потребностей. Простой арифметический расчет, который может произвести каждый человек, покажет, что уже через ближайшие 15 лет разговорным эрзянским наш народ владеть перестанет. Попытку обратить внимание общественности и власти на опасность исчезновения эрзянского языка и эрзянского народа сделал 2-й Конгресс эрзянского народа в 2006 году. Однако власть полностью проигнорировала сам Конгресс, сначала попытавшись не допустить его, а затем ограничившись направлением на него председателя комитета по национальной политике Республики Мордовия и не обратив никакого внимания на серьёзнейшие проблемы Эрзя народа, отраженные в резолюции 2-го Конгресса. В этой тяжелейшей ситуации, в которой оказался эрзянский народ, вместо того, чтобы сосредоточить имеющиеся немногочисленные интеллектуальные силы, выделить хоть какие-нибудь финансовые средства на спасение от исчезновения эрзянского языка, власти регионов компактного проживания эрзянского народа увлеклись финансовоёмкими, но абсолютно нерезультативными для сохранения эрзянского языка фестивалями и пышными праздниками вместо возвращения языка в детские сады и школы. Но дальше всех в деле отлучения эрзянского народа от своего родного языка сейчас идут власти Республики Мордовия, которая была создана в далёком 1932 году как автономия эрзянского и мокшанского народов. Заняв позицию полной обструкции по отношению к эрзянскому народу и проблемам его выживания, мордовские власти решили полностью ликвидировать эрзянский народ, лишив его главного – эрзянского языка. Эрзянам предлагают отказаться от своего исторического имени ЭРЗЯ, заменив его неблагозвучным и чуждым эрзянскому народу псевдоэнонимом «мордва» и, самое главное, отказаться от родного эрзянского языка и принять для общения ЕМЯ-единый мордовский язык, который предполагают создать сразу для двух финно-угорских народов – эрзи и мокши. При этом полностью игнорируя позицию эрзянского народа, его общественных организаций и объединений и прикрываясь созданным и финансируемым только властью, так называемым «общественным движением за возрождение мордовского народа» и решениями его съездов, проводящихся по утвержденному властью сценарию. Решение о содании для эрзян ЕМЯ-единого мордовского языка идеологи политики «мордвинизации=русификации» эрзянского народа предполагается утвердить осенью 2009 года на съезде «мордовского» народа. Это решение, видимо, будет считаться последним гвоздём на крышке гроба эрзянского народа. Задача каждого эрзянина встать на защиту родного эрзянского языка, не дать его уничтожить, сорвать человеконенавистнические, антигуманные, противозаконные действия «мордовских» экстремистов. Мы считаем действия людей, пытающихся отлучить эрзянский народ от родного эрзянского языка путем замены его на ЕМЯ, противозаконными, требующими вмешательства правоохранительных органов и обращаемся к Генеральному Прокурору РФ с просьбой о проверке законности их действий. Мы выступаем категорически против античеловеческих опытов над эрзянским языком и эрзянским народом. Мы обращаемся к Президенту РФ, как гаранту Конституции РФ, прав человека и народов РФ, с призывом защитить эрзянский народ от всяких лингвистических опытов над нашим языком и принять меры по его спасению, сохранению и развитию. Мы обращаемся ко всем эрзянам РФ и зарубежья с просьбой поставить свою подпись под «Воззванием в защиту эрзянского языка». Мы обращаемся к финно-уграм всех стран: - Поддержите эрзянский народ в его борьбе за спасение, сохранение и развитие эрзянского языка! Мы обращаемся к мировой общественности, политикам, политическим партиям, общественным и правозащитным организациям, писательским и творческим организациям, бизнесменам, педагогам, интеллигенции, рабочим и крестьянам, верующим всех конфессий и атеистам: - Помогите эрзянам сохранить эрзянский язык! В этом году на дереве финно-угорских народов высох ещё один языковой листик: умер последний носитель ливского языка. Это наше общее горе, наша общая беда. У нас, эрзян, есть ещё шанс сохранить зеленым и живым листик эрзянского языка. Мы хотим это сделать! Помогите нам сохранить эрзянский язык! Мы хотим сохраниться в семье народов РФ и мира! Нам не нужен искусственный и чуждый нам ЕМЯ-«единый мордовский язык». Мы против подмены им нашего эрзянского. Да – эрзянскому языку! Пусть живёт и звучит эрзянский язык в наших стихах и песнях, в нашем эпосе «Масторава», на нашем празднике «Раськень Озкс» в наших сёлах, в наших семьях, в наших домах! Мы постараемся передать его нашим детям и внукам. - И тогда будет жить ЭРЗЯ народ! - Инешкипаз! Тон теик эрзянь раськенть, тон максык тенек ЭРЗЯ лементь, эрзянь келенть! Ванст эсеть вечкевикс эйдеть – эрзянь ломаненть, минек эрзянь раськенть, эрзянь келенть! - Минь, неень шкань эрзятне, лавтовсто лавтовс стятано Эрзя леменек кис, эрзянь келенек кис! 3-це Эрзянь Инекужо / 3-й Конгресс эрзянского народа. 2009 ие, аштемков, 20 чи / 20 июня 2009 года Луга Ян ош / г. Лукоянов

Эрзянь нилькс: Эрзят! Ялгат! = Эрзяне! Друзья! Ловнынк, витинк, поладынк. = Прочтите, исправьте, дополните. Ёвтынк меленк.=Выскажите своё мнение.

vijan1: Те конёвось юристнэнь невтемаль. А истяк мон "кис".

Эрзянь нилькс: vijan1 пишет: Те конёвось юристнэнь невтемаль. Нама, а берянь улевель. Ансяк косот сынь, юристнэ? А эрьва юристэнтень, кона каршот понги, чарькодевить эрзянь стакачитне. А эрьва юристэсь сайсы те конёвонть ванкшномонзо пандома питнень апак веше... Муят юрист, невтик тензэ те мельмукшонть (проект).

vijan1: Муеви - невтьса малава шкасто.

Эрзянь нилькс: vijan1 пишет: Муеви - невтьса малава шкасто. Сестэ паро тев теят, цёра. Тевлисеманть (результат) кучик монень шкастонзо.

Эрзянь нилькс: Проект Резолюция 3-це Эрзянь Инекужо – 3-го Конгресса эрзянского народа «Об отношении к предстоящему осенью 2009 года 5-му съезду «мордовского» народа». Конгресс эрзянского народа считает, что съезды «мордовского» народа не способны и не могут выражать интересы эрзянского народа в силу следующих причин: 1. Решения «мордовских» съездов направлены не на спасение эрзянского народа и эрзянского языка, а на их уничтожение-«мордвинизацию». 2. Под прикрытием лозунга «Мордва – единый народ!», организаторы «мордовских» съездов демонстративно нарушают демократический принцип пропорциональности представительства эрзянского народа в численности делегатов на совместном мероприятии эрзян и мокшан. Соотношение численности Эрзи и Мокши в настоящее время составляет примерно 3:1. В численности делегатов «мордовских» съездов эта пропорция не соблюдается. 3. Принцип пропорциональности представительства эрзя и мокша народов также не соблюдается в руководящих и выборных органах «мордовских» съездов. 4. Концепция 5-го «мордовского» съезда показывает, что его основной целью является принятие решения об одобрении курса мордовских властей на дальнейшую «мордвинизацию» ЭРЗЯ народа, на отлучение эрзянского народа от эрзянского языка, на навязывание чуждого эрзянам ЕМЯ - единого мордовского языка. В связи с этим Эрзянь Инекужо-Конгресс эрзянского народа предупреждает эрзян, избранных на «мордовский» съезд под псевдоэтнонимом «мордва» об опаснейших последствиях для эрзянского народа подготавливаемых решений 5-го «мордовского» съезда, которые могут стать моральной и политической базой для полного уничтожения ЭРЗЯ народа и эрзянского языка. Эрзянь Инекужо-Конгресс эрзянского народа обращается к эрзянам, пожелавшим принять участие в «мордовском» съезде, даже в неравных условиях, несмотря на психологическое и иное давление, твердо отстаивать право эрзянского народа говорить на ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ и называться своим историческим именем ЭРЗЯ. Нет «мордвинизации» ЭРЗЯ народа! Нам не нужен искусственный и навязанный чуждый ЕМЯ – единый мордовский язык. Мы хотим сохранить свой любимый, древний и молодой, звонкий и песенный язык наших предков, наших бабушек и дедушек, отцов и матерей, наш родной ЭРЗЯНСКИЙ язык. 3-це Эрзянь Инекужо (3-й Конгресс эрзянского народа)

Семен: Думаю нужно указать о нарушении проведения выборов.

Семен: «О спасении эрзянского языка» III - Конгресс эрзянского народа, собравшийся в один из самых критичных этапов его тысячелетней истории, с глубочайшей душевной болью вынужден проинформировать мировое финно-угорское сообщество и свой эрзянский народ о том, что нашему древнему, ныне ещё живому, песенно-звучному, любимому ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫКУ, языку наших предков, наших отцов и матерей, языку наших детей и внуков грозит полное уничтожение в течение буквально ближайших нескольких лет. Угроза полного уничтожения эрзянского языка в самом недалеком будущем стала настолько реальной и осязаемой, что требует немедленной, активной реакции и позиции всего эрзянского народа, каждого эрзянина и эрзянки, независимо от возраста, профессии, образования и места проживания. Жизнеспособность эрзянского языка в настоящее время выглядит следующим образом: • Старшее поколение, от 55-ти лет и старше – в большинстве говорит и общается на родном эрзянском языке, а с детьми и с внуками разговаривает на русском. • Среднее поколение, от 30 - 55 лет в большинстве понимает родной эрзянский, но общается и воспитывает своих детей только на русском. • Молодое поколение, 15-30 лет, в большинстве своём уже не понимает родного эрзянского и общается только на русском. • Младшее поколение, до 15 лет, не знает и не понимает эрзянского языка и, естественно, общается только на русском. Даже в местах компактного проживания у эрзянского народа нет детских садов, начальных и средних школ с обучением на эрзянском языке. Нет эрзянского радио и телевидения. Эрзянский язык не используется в работе клубов и домов культуры. Эрзянскому языку нет доступа в сферы образования и культуры, местного самоуправления и хозяйственной деятельности, он не используется для обозначения наименований наших населенных пунктов и улиц, на нем не пишутся вывески учреждений и предприятий, он не используется в сфере торговли в магазинах, киосках, торговых палатках. Наши дети изучают всё, кроме родного эрзянского языка. Социальная сфера применения эрзянского языка в динамичной современной жизни сужена до рамок кухни и двора эрзянской семьи. Государство полностью отвернулось и самоустранилось от своей конституционной обязанности – обеспечить право человека получать образование и информацию на родном языке, обеспечить равные права народов РФ в реализации национальных потребностей. Простой арифметический расчет, который может произвести каждый человек, показывает, что уже в течение ближайших 15 лет разговорным эрзянским языком наш народ владеть перестанет. Попытку обратить внимание общественности и власти на опасность исчезновения эрзянского языка и эрзянского народа сделал 2-й Конгресс эрзянского народа в 2006 году. Однако власть полностью проигнорировала сам Конгресс, попытавшись изначально не допустить его, а затем ограничившись направлением на него председателя комитета по национальной политике Республики Мордовия. Серьёзнейшие проблемы Эрзя-народа, отраженные в резолюции 2-го Конгресса, не нашли никакого сочувствия и отклика у властей мордовской автономии. В этой тяжелейшей для эрзянского народа ситуации вместо того, чтобы: - сосредоточить имеющиеся немногочисленные интеллектуальные силы, - выделить хоть какие-нибудь финансовые средства на спасение от исчезновения эрзянского языка, - возвратить эрзянский язык в детские сады и школы, (список можно продолжить) власти регионов компактного проживания эрзянского народа увлеклись финансовоёмкими, но абсолютно нерезультативными для сохранения эрзянского языка фестивалями и пышными праздниками. Но дальше всех в деле отлучения эрзянского народа от своего родного языка продвинулись власти Республики Мордовия, которая была создана в далёком 1932 году как автономия эрзянского и мокшанского народов. Заняв позицию полной обструкции по отношению к эрзянскому народу и проблемам его выживания, мордовские власти решили полностью ликвидировать эрзянский народ, лишив его главного – эрзянского языка. Эрзянам предлагают отказаться от своего исторического имени ЭРЗЯ, заменив его неблагозвучным и чуждым эрзянскому народу псевдоэнонимом «мордва» и, самое главное, отказаться от родного эрзянского языка и принять для общения ЕМЯ-единый мордовский язык, который предполагают создать сразу для двух финно-угорских народов – эрзи и мокши. Властные структуры полностью игнорируют позицию самого эрзянского народа, его общественных организаций и объединений, прикрываясь финансируемым из бюджета Республики Мордовии так называемым «общественным движением за возрождение мордовского народа» и решениями его съездов, проводящихся по утвержденному властью сценарию. Решение о создании для эрзян ЕМЯ (единого мордовского языка) идеологами политики «мордвинизации=русификации» предполагается утвердить осенью 2009 года на съезде «мордовского» народа. Это решение, видимо, будет считаться последним гвоздём на надгробии эрзянского народа. Задача каждого эрзянина встать на защиту родного эрзянского языка, не дать его уничтожить, сорвать человеконенавистнические, антигуманные, противозаконные действия «мордовских» экстремистов. Мы считаем действия людей, пытающихся отлучить эрзянский народ от родного эрзянского языка путем замены его на ЕМЯ, противозаконными, требующими вмешательства правоохранительных органов и обращаемся к Генеральному Прокурору РФ с просьбой о проверке законности их действий. Мы выступаем категорически против античеловеческих опытов над эрзянским языком и эрзянским народом. Мы обращаемся к Президенту РФ, как гаранту Конституции РФ, прав человека и народов РФ, с призывом защитить эрзянский народ от всяких лингвистических опытов над нашим языком и принять меры по его спасению, сохранению и развитию. Мы обращаемся ко всем эрзянам РФ и зарубежья с просьбой поставить свою подпись под «Воззванием в защиту эрзянского языка». Мы обращаемся к финно-уграм всех стран: Поддержите эрзянский народ в его борьбе за спасение, сохранение и развитие эрзянского языка! Мы обращаемся к мировой общественности, политикам, политическим партиям, общественным и правозащитным организациям, писательским и творческим организациям, бизнесменам, педагогам, интеллигенции, рабочим и крестьянам, верующим всех конфессий и атеистам: Помогите эрзянам сохранить эрзянский язык! В этом году на дереве финно-угорских народов высох ещё один языковой листик: умер последний носитель ливского языка. Это наше общее горе, наша общая беда. У нас, эрзян, есть ещё шанс сохранить зеленым и живым листик эрзянского языка. Мы хотим это сделать! Помогите нам сохранить эрзянский язык! Мы хотим сохраниться в семье народов РФ и мира! Нам не нужен искусственный и чуждый нам ЕМЯ-«единый мордовский язык». Мы против подмены им нашего эрзянского. Да – эрзянскому языку! Пусть живёт и звучит эрзянский язык в наших стихах и песнях, в нашем эпосе «Масторава», на нашем празднике «Раськень Озкс» в наших сёлах, в наших семьях, в наших домах! Мы постараемся передать его нашим детям и внукам. И тогда будет жить ЭРЗЯ народ! - Инешкипаз! Тон теик эрзянь раськенть, тон максык тенек ЭРЗЯ лементь, эрзянь келенть! Ванст эсеть вечкевикс эйдеть – эрзянь ломаненть, минек эрзянь раськенть, эрзянь келенть! - Минь, неень шкань эрзятне, лавтовсто лавтовс стятано Эрзя леменек кис, эрзянь келенек кис! 3-це Эрзянь Инекужо / 3-й Конгресс эрзянского народа. 2009 ие, аштемков, 20 чи / 20 июня 2009 года Луга Ян ош / г. Лукоянов Правила Т. Ротанова

Семен: Проект РЕЗОЛЮЦИЯ 3-ГО ЭРЗЯНСКОГО КОНГРЕССА - Эрзянский Конгресс - Эрзянь Инекужо, является собранием представителей эрзянского народа определяющего свою национальность исключительно как эрзя. - Эрзянский Конгресс собрался в соответствии с нормами международного права и Конституции РФ. - Эрзянский Конгресс считает факт сокращения численности Эрзя народа на 300 000 человек за последние 20 лет демографической катастрофой эрзянского народа, и требует незамедлительно выработать меры по её предотвращению. - Эрзянский Конгресс считает все усилия мордовского правительства по созданию и внедрению единого мордовского языка (ЕМЯ) нарушением норм международного права и российского законодательства, надругательством над эрзянским языком и настаивает на незамедлительном прекращении кощунственных действий по истреблению национальных языков. Все выделенные на это средства требует направить на развитие эрзянского и мокшанского языков - Эрзянский Конгресс считает недопустимым фактическое отсутствие теле- и радиовещания на родном языке в Республике Мордовия и в регионах проживания эрзянского населения. - Эрзянский Конгресс оценивает положение эрзянского языка в регионах проживания эрзянского народа как крайне дискриминированное, противоречащее российскому законодательству и обязательствам государства по его сохранению и защите в соответствии с Конституцией РФ; Эрзянский Конгресс считает нарушением норм международного права и российского законодательства отсутствие систематического программного обучения детей на родном языке в системе дошкольного и школьного образования, отсутствие учреждений культуры, ведущих работу на эрзянском языке в местах компактного проживания Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс требует проводить занятия по программе национальных школ в объединенных, малокомплектных, различающихся по национальному составу учащихся школах; разработать и принять закон "О национальной школе". Аналогичный закон должен быть принят и в отношении среднеспециальных и высших школ. - Эрзянский Конгресс считает необходимым принятие Госсобранием Республики Мордовия закона "Статус национального села", так как основной нишей функционирования и развития эрзя языка, культуры на протяжении веков являлось село. - Эрзянский Конгресс подтверждает Декларацию эрзянского Конгресса 1995 года "Об официальном названии эрзянского народа" и обращается к органам государственной власти РФ всех уровней с убедительной просьбой принимать её к вниманию при разработке законодательных и иных документов, затрагивающих интересы эрзян в сфере образования и культуры, в области экономической, демографической и национальной политики. - Эрзянский Конгресс требует от правительства Мордовии соблюдение Конституции РФ, а именно ст.26, которая дает право указывать национальность "эрзя", а так же пользоваться родным языком, ст. 29 которой запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В связи с этим немедленно прекратить называть эрзян субэтносом, запретить использовать такую формулировку в научных работах и при преподавании во всех учебных заведениях; прекратить называть эрзянский язык диалектом (наречием) несуществующего мордовского языка, так же запретить использовать такую формулировку в научных работах и при преподавании во всех учебных заведениях; немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ языка над эрзянским национальным языком. - Эрзянский Конгресс, исходя из реальной угрозы исчезновения эрзянского языка, считает важнейшим и первоочередным делом всех эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций задачу консолидации народа и сосредоточение усилий на восстановлении численности Эрзя народа, спасении эрзянского языка, культуры. - Эрзянский Конгресс высоко оценивает и поддерживает многолетнюю деятельность Фонда спасения эрзянского языка, газеты "Эрзянь Мастор", Союза тавлинских мастеров "Эрьмезь" и их вклад в новейшую историю и культуру эрзянского народа. - Эрзянский Конгресс одобряет создание Совета старейшин эрзянь Атянь эзем и выборы на нем Эрзянь Инязора. - Эрзянский Конгресс требует в селах, где сохранились старинные обряды, открыть национальные центры. - Эрзянский Конгресс считает: каждый делегат по месту жительства должен создавать отделение Фонда спасения эрзянского языка, которое будет объединять эрзян своего села, города, района. - Эрзянский Конгресс считает необходимым активнее использовать День эрзянского языка - Эрзянь келень Чи (16 апреля) для воспитания любви и уважения к родному языку и объявляет об учреждении Дня "Масторавы" - "Масторавань" Чи (21 декабря, чинь раштамочи), посвящёндого эпосу и истории народа. - Эрзянский Конгресс считает недопустимым существование столь малого количества эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций для 600- тысячного эрзянского народа и призывает эрзянскую общественность всех регионов к большей активности в общественной и культурной жизни, к созданию эрзянских ассоциаций, обществ и фондов поддержки эрзянской культуры во всех местах компактного проживания Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс призывает всех эрзян поддержать имеющиеся эрзянские газеты, журналы и другие средства информации материально и интеллектуально, активнее подписываться на них, поддержать создателей эрзянских сайтов в Интернете. - Эрзянский Конгресс утверждает в качестве флага Эрзя народа бело-красно-чёрное (сверху вниз) полотнище, символизирующее в своих цветах Свободу, Жизнь и Землю Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс считает необходимым регулярное проведение все эрзянских форумов в виде Эрзянского Конгресса один раз в два года по решению эрзянских общественных организаций. - Эрзянский Конгресс выступает за укрепление и развитие культурных связей Эрзя народа со всеми народами в духе равноправия, дружбы и взаимного уважения. - Эрзянский Конгресс назначает председателем Эрзянского Конгресса Мусалёва Г.Д.?, его заместителем Четвергова Е.В?. и поручает им представлять настоящий форум в отношениях с государственными и общественными организациями в период между его созывами. - Эрзянский Конгресс обращается ко всем структурам местной и федеральной государственной власти с предложением сотрудничества для немедленных и эффективных действий по предотвращения этнической катастрофы Эрзя народа, сохранению эрзянского языка и культуры. Преседатель Эрзянского Конгресса Секретарь Эрзянского Конгресса Эрзянь Инекужо - Эрзянский Конгресс. 20 июня 2009 года, г. Лукоянов



полная версия страницы