Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянское государство. / Эрзянь Мастор. » Ответить

Эрзянское государство. / Эрзянь Мастор.

vilkacis: В мире живёт около миллиона эрзян. В основном в Мордовии и соседних территориях. Эрзян примерно столько же, сколько эстонцев. У эстонцев есть своё государство. А хотят ли своего государства эрзяне? Сколько процентов из общего числа? Да и что такое государство? Для чего и для кого оно нужно? Например, Россия решила репатриировать русских в Россию из других государств. Мне попалась одна статья о том, как это происходит в действительности: [quote]Нужны ли России русские прибалты? http://rus.delfi.lv/news/press/kpnortheurope/article.php?id=17277186 Семья латвийских переселенцев на собственном опыте испытала все равнодушие российских чиновников, для которых они оказались на родине лишними и ненужными людьми Великая миграция соотечественников Семья Беляковых — латвийских переселенцев, переехавших из Риги в Калининград летом прошлого года, — за короткий срок стала едва ли не самой известной фамилией в российском анклаве. И не потому, что они оказались одними из первых русскоязычных прибалтов, которые сразу после объявления Россией призыва к соотечественникам возвращаться на родину, собрали свои вещи и двинули в страну, где ждали если не теплого приема, то, по крайней мере, минимального содействия властей в устройстве. Известность к семье Беляковых пришла по совсем другой причине — из-за многочисленных мытарств, свалившихся на их головы после добровольного отъезда из Латвии. Впрочем, давайте по порядку. Как известно, в прошлом году президент России Владимир Путин подписал указ о вступлении в действие программы содействия переселению соотечественников. В программе декларировались благие цели: население России сокращается, за границей живут миллионы соотечественников, которые не прочь вернуться в свою родную среду. Им будет оказываться при переселении всяческая помощь. Вот так красиво все звучало на государственном уровне. Надо признать, в плане основных приоритетов России, где мощный экономический подъем не подкреплен ростом демографическим, Прибалтика с ее огромным количеством русских "не граждан", действительно представляет повышенный интерес. Многие из них — хорошие специалисты, способные развивать и укреплять экономику страны. Что с переселенца можно взять? Тут важно подчеркнуть, что Александр Николаевич и Татьяна Ивановна до своего отъезда на историческую родину являлись типичными представителями успешных русскоязычных прибалтов. У Беляковых в центре Риги была своя швейная мастерская. Естественно, было и свое жилье. Получать латвийское гражданство они не хотели, ибо давно грезили родиной, потихоньку интересовались — как можно переехать в Россию. В Калининграде у них жили родственники. После нескольких поездок-разведок пара окончательно решила: будем переезжать. Продали квартиру, закрыли мастерскую, взяли только швейную технику и, после долгой процедуры в российском посольстве, получив красные загранпаспорта и удостоверения переселенцев, двинули в Калининградскую область. С российской действительностью семья столкнулась уже на границе. - Машины отказались пропускать, — вспоминает Александр Беляков. — Шесть часов продержали на границе, размышляя, что с нами делать. Удостоверение переселенцев никто в глаза раньше не видел. Оба автомобиля со всем багажом отвезли на склад временного хранения. Для дальнейшего выяснения "обстоятельств". Александру и Татьяне пришлось пройти десяток экспертиз, подписать кучу документов, прежде чем им разрешили ехать дальше. За каждую бумажку, естественно, брали деньги. Склад, где хранились машины, оказался коммерческим и, соответственно, платным. За несколько дней принудительной стоянки Беляковы выложили 6 тысяч рублей. - Хозяин той стоянки сказал, что, входя в наше положение, сделал 20-процентную скидку, — дополняет воспоминания мужа Татьяна Ивановна. В результате после нескольких дней спринтерского бега по чиновничьим кабинетам уже в Калининграде транспорт разрешили забрать и… сразу забраковали в ГАИ. Оказалось, что одна из машин не соответствовала нормам Евро-2, которые как раз в те дни ввели в Калининградской области. Понятное дело, за оформление экологического паспорта взяли еще денег. Дальше — больше. Встал вопрос о регистрации. Каждый приезжий знает, насколько унизительна эта процедура в России. Людей отправляют из одного кабинета в другой. Только справки собираешь да деньги успеваешь платить. А не дай Бог, прожил больше срока без регистрации, так еще и штраф впаяют, и черный штамп нарушителя в паспорте поставят. - Вы знаете, мы не собирались кому-то садиться на шею, просить денег или еще чего, — рассказывал мне позже Александр Беляков. — Мы хотели в Калининграде открыть швейное ателье, оборудование привезли. Но что нам теперь сказать своим друзьям в Риге, которые ждут от нас вестей, чтобы решить — переезжать в Россию или нет? По словам Беляковых, в Латвии только из их знакомых наберется с десяток семей, которые не прочь вернуться на родину. Многие из них молодые, с маленькими детьми. Большинство — хорошие специалисты. Кто программист, кто инженер. Бывшие "негры" и в России "негры" Новых проблем в семье Беляковых-старших прибавилось, когда к ним приехал сын — тоже Александр со своей 9-летней дочкой Алиной. В отличие от своих родителей, Беляков-младший и Алина — граждане Латвии. Но, как и родители, Александр хотел жить в России. Однако у обоих не было российских загранпаспортов и удостоверений переселенцев. А еще Александр к этому времени уже не жил со своей женой, хотя и официально не был в разводе. Дочку отец воспитывал самостоятельно. - Они приехали по туристической визе, на месяц, — рассказывала "Комсомолке" Татьяна Белякова. — В российском посольстве в Риге сказали, что проблем быть не должно, мол, приедет и подаст заявление на вид на жительство. В Калининграде вышло иначе. Местные чиновники русскоязычных прибалтов даже видеть не пожелали. Какое им дело, что президент подписал указ, а губернатор твердит, что переселенцы нужны, и чем больше, тем лучше?! Кстати, Александр Беляков принадлежит к числу людей, которых принято называть "мастер — золотые руки". Имеет специальности сварщика, жестянщика, кровельщика, работал даже ювелиром. При бурном строительстве, которое кругом идет в области, таких профессионалов с руками отрывают. Но… - Для того чтобы получить вид на жительство в Калининграде, Сашу и Алину отправили назад в Ригу, — продолжила свой рассказ Татьяна. — Сказали, мол, откуда мы знаем, что он не в розыске, ничем не болеет и так далее. Уезжайте с дочкой назад, привозите справки, а там посмотрим… На разумный вопрос, почему нельзя послать запросы в Латвию, а медобследование пройти в Калининграде, ответили, что заниматься этим никто не станет. Процедура слишком долгая и хлопотная. - Алину жалко, — признавался в те дни старший Беляков. — Ей в сентябре в третий класс идти, а ее туда-сюда заставляют ездить. Да еще говорят, чтобы пойти в школу, надо получить… учебную визу! Мучают ребенка. ...[/quote] То есть, своё государство у русских есть, а легче ли им от этого? Вот и в случае эрзянского государства - может быть эрзяне так пассивны по поводу своего государства именно потому, что не верят, что от него будет какой-то толк? Боятся, что оно будет таким же бюрократическим, коррумпированным и несправедливым как и Россия? Я думаю, что из-за исторических обстоятельств абсолютное большинство эрзян просто не могут себе представить, что государство может быть другим. У них нет никакого иного опыта, кроме российского. Конечно, некоторые эрзяне живут в Германии, Америке, Австралии и других демократических государствах и видят разницу. Однако навряд ли они понимают, - а благодаря чему же демократические государства Запада столь отличаются от российской действительности. До распада СССР и эрзяне, и латыши, и эстонцы, и грузины, и русские жили в одном тоталитарном государстве в примерно одинаковых условиях. С поправкой на национальный менталитет. Сейчас это 15 разных государств, 15 разных путей развития. Самое развитое и прогрессивное из них - Эстония. Кроме менталитета, положительное влияние, очевидно, сыграла близость Финляндии. Ещё во время советской оккупации эстонцы могли смотреть финское телевидение, и их картина мира была несколько шире, чем у других народов, которые оказались под каблуком СССР. Однако, несмотря на свой прогресс, ситуация в Эстонии схожа с ситуацией в Латвии, которую мне легче анализировать, поскольку я здесь живу. А ситуация, не смотря на весь прогресс, всё-таки очень сильно зависит от негативного опыта прошлого и, хоть и в меньшей степени, но чем-то похожа на ситуацию эрзянского восприятия государства. Конечно, латышам не нужны визы для посещения других европейских государств, сел на машину и поехал куда захотел - в Париж, Рим, Берлин, Лондон или Стокгольм. Или купил билет на самолёт и полетел в какой-нибудь из 55 городов Европы. И большинство латышей так и делают - они изколесили Европу вдоль и поперёк, и видят, что в Западной Европе люди живут лучше, чем в Латвии. Что там люди более приветливы, чиновники не мешают жить, государство не вмешивается в жизнь людей. И латыши задают себе вопрос: мы уже 15 лет независимы, а почему у нас ещё не так как в Европе? Да, конечно, мы беднее, это оправдывает то, что мы живём хуже. Однако во многих сферах наши успехи даже лучше, чем там - ведь ввести новые технологии в маленькой стране легче, чем в большой. А вот то, что не требует никаких капиталовложений - качество управления, отзывчивость чиновников, отношения между людьми - почему-то серьёзно отстают от желаемого. Конечно, у нас на много лучше, чем в России. Я в России не был, но так говорят все, кто в России побывал - как краткосрочно, так и длительное время (те, кто приехал жить в Латвию в последние годы). Они говорят, что в России ещё что-то вроде феодализма. По сравнению же с Западной Европой у нас хуже. Например, коррупция. У людей упрощённый взгляд на коррупцию. Вот сидят коррумпанты, надо только их переловить и всё будет в порядке. А кто ловить-то будет? Такие же коррумпанты? А кто их ловить будет? Они сами себя? Поэтому в развитых странах существует сложная система распределения и контроля власти. Это не просто три ветви власти - парламент, правительство, суд. Это на много более серьёзное разграничение власти между разными учреждениями. Перекрёстный контроль. Невмешательство в процесс расследования. Независимотсь многих учреждений. Нет никакой вертикали власти. Полностью наоборот - целая система рычагов равновесия. Главный только закон. Можно, конечно, попытаться поставить на все важные посты своих людей. Но в условиях конкуренции это маловероятно. К тому же сам пост независим, и каждый человек на него попавший, может действовать не в интересах тех, кто его туда поставил, а в интересах государства - ведь он подчиняется только закону и оттуда его никто не может снять. Создание такой системы - процесс сложный и долгий. Всегда кто-то будет пытаться подмять власть под себя и создать свою видимую или невидимую вертикаль. Но чем совершенне эта система, чем трудней её подмять. Пока подминают в одном месте, в других местах она уже вышла из-под контроля, а сам подминатель за это время может угодить в тюрьму. Судья независим, прокурор независим, бюро по борьбе с коррупцией независимо, и никакой министр или депутат не сможет от них скрыться, если кто-то из них выясних его вину в чём-то (всех подкупить невозможно). В конце концов такие попытки подмять власть теряют смысл, и общество становится менее коррумпированным и всё более свободным, демократическим, независимым от чиновников, правителей и тд. Из того бесправия, какое было в Латвии во время советской оккупации, Латвия постепенно превращается в цивилизованное государство. Медленно, но всё-таки... Какое это имеет отношение к Эрзянскому государству? В условиях - полной пассивности основной массы эрзян, - неимения опыта управления развитых государств, - неверия государству как таковому, - расселённости эрзян на большой территории, - наличия огромного числа неэрзян на эрзянских землях, - сильной руссификации эрзян, мне кажется, что, планируя Эрзянское государство, имеет смысл изучить опыт наиболее развитых государств, понять его самим и познакомить с ним других (как самих эрзян, так и неэрзян, живущих на эрзянских землях). Как только люди поймут, каким государство должно быть, и увидят абсурдность нынешнего государства, тогда для эрзян и неэрзян создание Эрзянского государства приобретёт реальный смысл. Эрзянское государство - как справедливое, правовое государство - государство для людей и во имя людей.

Ответов - 25

Маол: "Довольно значительную, если учесть всю историческую территорию проживанию эрзян." Это территория - результат миграции из Окско-Сурского междуречья необходима мощная сетевая организация(умеренных взглядов на развитие и этнокультурного взаимодействия этносов), с выборным правлением, но при этом с эффективной системой противодействия проникновению деструкторов-провокаторов и распаду организации. С существованием отделов(исследовательских и экономических), исторического и религиозного наследия, просвещения и пропаганды, лингвистического развития, культурного развития и проч. Костяк-интеллегенция + профессионализм председателей отделов + представительство в регионах. Уже после появления такой организации можно говорить о начале серьёзной работы, типа образования этнокультурных волостей в местах компактного проживания эрзи. Далее организация развертывания эрзяязычных СМИ, постепенного повышения уровня жизни в селе, и появление первого эрзянского уездного резервационного города - центра национальной культуры и современного развития эрзянского этноса(развитие эрзянской городской культуры) как в Европе - по приезду в город ощущалось присутствие в другой стране, но политически она была-бы частью России. Действительно была-бы федерация. "В основном в Мордовии и соседних территориях. Эрзян примерно столько же, сколько эстонцев." нет, меньше. Порядка 550 000 тыс.

Эрзянь нилькс: Paldies.

Ачандара: Чисто теоретически, какую территорию может занимать Эрзянское государство? Довольно значительную, если учесть всю историческую территорию проживанию эрзян. На этой территории, правда, очень дисперсно проживают эрзяне и сейчас. Но сколько там в процентном отношении неэрзян! Не менее 90%


Семен: Ачандара пишет: Чисто теоретически, какую территорию может занимать Эрзянское государство? Довольно значительную, если учесть всю историческую территорию проживанию эрзян. На этой территории, правда, очень дисперсно проживают эрзяне и сейчас. Но сколько там в процентном отношении неэрзян! Не менее 90% А кто его знает? знаете тех кто ничего не знает? а знаете что эрзян от русских отличить невозможно, как такое может быть?

chuvashon_erzja: Семен пишет: А кто его знает? знаете тех кто ничего не знает? Есть интересное выражение,по-моему у братьев Стругацких, примерно такое :"Окуда я знаю, что я хочу. Откуда я знаю, что хочу или не хочу..." . Это по поводу сознания человека. Авторы предполагают, что сознание есть продукт трения с внешней средой, оно не отражает истинный мир человека. Истина лежит в подсознании, о своей сути Вы можете и не догадываться до поры-времени.

Семен: chuvashon_erzja пишет: о своей сути Вы можете и не догадываться до поры-времени истя и уле.

палешук: Семен пишет: а знаете что эрзян от русских отличить невозможно, как такое может быть? а разве есть строгое определение "русские"? Если говорить о славянах, то их процент там - минимален. Россия давно является плавильным котлом. Про репатриацию, и именно в Калининград, судить - ложно. С перевозом машины, действительно могут возникнуть проблемы. Я недавно получил вид на жительство в Беларуси и не могу даже въехать туда на машине с латвийскими номерами. Но это все конечно исправимо. Нужно было так делать и этим переселенцам. Сначала брать вид на жительство. Устраивать все, а потом получать гражданство. Вообще, все - традиционно, как в России. Указать - указали. А отлаженной системы приема не выработали.

chuvashon_erzja: Если читали братьев Стругацких или смотрели фильмы, например Сталкер, есть там еще, на мой взгляд, неплохие мысли. Для Вашего анализа могу предложить фразу: "Сила и жесткость не может победить, победить может слабость и гибкость...". Попробуйте сформулировать свое отношение к силе (любой агрессии) в этом контексте...

Семен: chuvashon_erzja пишет: "Сила и жесткость не может победить, победить может слабость и гибкость...". .....в сочетании с разумом

chuvashon_erzja: Я бы возвратился к принципан свободного общества, не хочу называть это современными терминами (-измами, -тиями..). Эрзянь Мастор, пусть вертуальный, мы желаем видеть свободным обществом, поэтому принципы могут быть определены изначально. У некоторых обществ основной принцип свободы- правовое государство, в простейшем виде-закон во главе. Это максимум желаний или есть понимание, что это минимальная планка?

Ильконь Микай: А имеет ли Эрзянь Мастор собственный герб? Или какой-то символ, тешкс, который мог бы лечь в основу будущего герба?

Семен: Думаю это тешкс Инешкипаза (Чипаза)

Ильконь Микай: Это восьмиконечная звезда?

Александр: vilkacis пишет: По сравнению же с Западной Европой у нас хуже. Например, коррупция. У людей упрощённый взгляд на коррупцию. Вот сидят коррумпанты, надо только их переловить и всё будет в порядке. А кто ловить-то будет? Такие же коррумпанты? А кто их ловить будет? Они сами себя? Они что выросли сами в своих кабинетах? Мы в них себя не узнаём. что бы мы делали на их месте. Слуги народа вышли из народа и каждый народ достоин своего правительства.

punk: чтоб Эрзя создать свою автономию (кстати почему вы мордва такие "упертые"), нужно ни много ни мало быть народом, типа Ээсти.. т.е. народом быть, а не названием.. тогда еще можно о чемто говорить.. может я и едкий и бескомпромиссный, ну а куда деваца.. если на моих глазах гибнет целый этнос.. причем теже чуваши, хоть они и турки, но все там у себя по родному гутарят, и насрать им, спонсирует их ктото или нет.. а воззвание газеты эрзянь Мастор насквозь пропитано темой а-ля, ой спасите, ой давят, ой не развивают.. Так САМИ развейте. вы-же упертые.. я не из желчных побуждений пишу здесь эти желчные слова, я краем уха слыхал ваш язык (эрзя или мокша).. но он сдохнет, если вы не перестанете плакать и не начнете действовать

Арис: http://s011.radikal.ru/i318/1110/81/9aed75c5d575.jpg (карта расселения) . Ачандара Чисто теоретически, какую территорию может занимать Эрзянское государство? Довольно значительную, если учесть всю историческую территорию проживанию эрзян. На этой территории, правда, очень дисперсно проживают эрзяне и сейчас. . vilkacis В мире живёт около миллиона эрзян. В основном в Мордовии и соседних территориях. Эрзян примерно столько же, сколько эстонцев. У эстонцев есть своё государство. А хотят ли своего государства эрзяне? Ну, а нам задуматься, где же место столицы?

Virjaz: Маол пишет: необходима мощная сетевая организация(умеренных взглядов на развитие и этнокультурного взаимодействия этносов), с выборным правлением, но при этом с эффективной системой противодействия проникновению деструкторов-провокаторов и распаду организации. С существованием отделов(исследовательских и экономических), исторического и религиозного наследия, просвещения и пропаганды, лингвистического развития, культурного развития и проч. Костяк-интеллегенция + профессионализм председателей отделов + представительство в регионах. Начал не плохо. Этот путь пропагандировали еще общественная организация "Эрзянь Мастор", сейчас эти идеи положенны в основу программы общественной организации "Эрзянская община Мордовии" ( смотрите тему "Эрзянская община России" - устав, письмо Малову). Но дальше пошел не в ту сторону (или как уже отмечал все наоборот) Маол пишет: Уже после появления такой организации можно говорить о начале серьёзной работы, Самая серъезная работа и заключется СОЗДАНИЕ "мощной сетевой организации". Маол пишет: типа образования этнокультурных волостей в местах компактного проживания эрзи. Далее организация развертывания эрзяязычных СМИ, постепенного повышения уровня жизни в селе, и появление первого эрзянского уездного резервационного города - центра национальной культуры и современного развития эрзянского этноса(развитие эрзянской городской культуры) как в Европе - по приезду в город ощущалось присутствие в другой стране, но политически она была-бы частью России. Действительно была-бы федерация. А это уже совсем ни куда не годиться. Не потому что не осуществимо, а потому что положения в этой части друг другу противоречат, и оторваны от социально-экономического развития общества. Маол пишет: нет, меньше. Порядка 550 000 тыс. А это как посчитать. Можно и миллионник сделать. Легко.

Маол: "Самая серъезная работа и заключется СОЗДАНИЕ "мощной сетевой организации"." Не соглашусь. Работа по её удержанию и логичного функционирования по-сложнее будет... "а потому что положения в этой части друг другу противоречат, и оторваны от социально-экономического развития общества. " написал как вариант, конечно-же всё это "потустороннее". Противоречат. Потому что, положения разновременные, волости - сначала, город - потом. Однако с учётом социально-экономического развития общества так-же не будет возможно сохранение эрзя народа, не так-ли? Но ведь дело в том, что я писал об этом, как о перспективе, т.е времён не нынешнего социально-экономического уровня развития. "А это как посчитать." В смысле? Может ещё считаете логичным называть эрзянами жителей всей европейской части РФ? И в придачу Аввакума, Есенина, Горького, Минина, Гагарина и т.д? - я пас. Сколько людей с эрзянским или "мордовским"(эрзяне-манкурты) самосознанием - столько эрзи на самом деле.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Сколько людей с эрзянским ..... самосознанием - столько эрзи на самом деле. Виде.

Волчатников Григорий: Маол пишет: "А это как посчитать." В смысле? Может ещё считаете логичным называть эрзянами жителей всей европейской части РФ? И в придачу Аввакума, Есенина, Горького, Минина, Гагарина и т.д? - я пас. Сколько людей с эрзянским или "мордовским"(эрзяне-манкурты) самосознанием - столько эрзи на самом деле. Я уже писал об этом, но думаю цифра процентов на 10-20 может увеличится, если люди живущие далеко от РМ узнают всё то о чём я недавно узнал, т.е. что мордва это кличка, экзоэтноним. Для меня всегда название мордва было не приятным, но всё же никогда не отказывался от своей крови - гордо говорил что мои корни из Мордовии, т.к. для многих в Мордовии живут только мордвины, но когда узнал, что есть веские основания считать ЭРЗЯ - народом, то от этого уже трудно отказаться, т.к. МОН ЭРЗЯ - звучит гордо. А если об этом расскажут (пофантазируем немного) на всех каналах РФ и всех радио, и многой периодики - то процент увеличился бы до 30-40%, а то может и до 50% или больше. А после такой постановки дел - эрзянское самосознание расширится, углубится и будет насыщенным

Эрзянь нилькс: Волчатников Григорий пишет: А если об этом расскажут (пофантазируем немного) на всех каналах РФ и всех радио, и многой периодики - то процент увеличился бы до 30-40%, а то может и до 50% или больше. И кто там об этом расскажет?

Virjaz: Маол пишет: Работа по её удержанию и логичного функционирования по-сложнее будет... опыт есть в удержании? а может быть в создании? Все познается в сравнении. Маол пишет: Потому что, положения разновременные, Не поэтому. А по этому: Маол пишет: типа образования этнокультурных волостей в местах компактного проживания эрзи. Далее организация развертывания эрзяязычных СМИ, постепенного повышения уровня жизни в селе, и появление первого эрзянского уездного резервационного города - центра национальной культуры и современного развития эрзянского этноса(развитие эрзянской городской культуры) как в Европе - по приезду в город ощущалось присутствие в другой стране, но политически она была-бы частью России. Ты предложил действие, которые при существующей политической, законодательной, экономической системе России не выполнимы. А Россия может существовать как государство, только при существущей (выстроенной) системе. То есть, система не может воплотить твою перспективу, а ты не видишь эрзян вне этой системы: Маол пишет: но политически она была-бы частью России Маол пишет: В смысле? Может ещё считаете логичным называть эрзянами жителей всей европейской части РФ? И в придачу Аввакума, Есенина, Горького, Минина, Гагарина и т.д? - я пас. Сколько людей с эрзянским или "мордовским"(эрзяне-манкурты) самосознанием - столько эрзи на самом деле. А как выгодно так и надо считать. Может у Есенина было эрзянское самосознание? Я даже в этом уверен

Маол: "А как выгодно так и надо считать. Может у Есенина было эрзянское самосознание?" Главное что-бы выгодность не выходила за рамки здравого смысла.

Сыресь Боляень: Паряк неть ломантнень ютксо мон Гагаринэнь саевлия "эрзяс". Ды есенинт горькийть, бути содамс парсте эрямодост, а эрявить сынь а мазылгавтыть вейкеяк раське.

Эрзянь нилькс: ТАЙНА РОЖДЕНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА Уникальный клад, найденный в августе 2007 года на территории Нижегородского Кремля, старит основание города на целое столетие. Как известно, русская история основание города приписывает к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу. В Нижегородском Кремле, как основателю города установлен ему и его святителю Симеону памятник. Ломать сложившуюся историю по идеологическим соображениям власти не намерены, так и в Мордовии, мордва, вымарали имя эрзянского народа из истории. Однако факты остаются фактами и они, буквально выходят из- под земли. Археологи раскопали на территории Нижегородского Кремля необычный клад серебряных денежных гривен. На Руси входу они были на рубеже XII – XIII веков. Учитывая то, что в эти века велась товарно-обменная торговля, драгоценные бруски металла могли использоваться при крупном межгосударственном обмене, а не чьим-то частным кладом. Прежде чем эту мысль подкреплять логикой, необходимо описать клад. Это четырнадцать серебряных слитков. Бруски треугольного сечения, весом каждая 200 гр.. Общий вес 2 кг. 800 гр.. Кому они могли принадлежать, к примеру в начале 13 века (1200 г.)? По русской истории на Нижегородских Дятловых горах до 1221 года ничего не было. Владимирские топоры срубили детинец-крепость и, в конечном счете, основали город? Эрзянская версия иная. На Дятловых горах был город-крепость, построенный эрзянами задолго до владимирских русичей, и не один. Известны по летописным источникам, как старый город и новый город на горах правобережья Оки. Земля правобережья была эрзянская полностью, что не отрицают летописцы. Этот город сжигали дружины русских князей, а город вновь поднимался из пепла, как военная и торговая фактория эрзян. Этот неоспоримый факт подтвердился позднее случайным раскопом в Кремле эрзянского захоронения, которому не придали значения. Эти факты не приняты за противоречие к сложившейся истории, но нам, эрзянам, это важно. История наша спрятана и прячут её до сих пор, заменяя слащавыми легендами, удобными для власти . Однако, даже русская хроника, которая ведётся по летописным сводам, вносит хронологические противоречия. К примеру, в Лаврентьевской летописи имеется следующее о походе владимиро-суздальских полков на булгар зимой 1171/ 72 года под предводительством сына Андрея Боголюбского Мстислава, который, выйдя из Городца, две недели ждал на устье Оки подхода Рязанского и Муромского полков. Это в разгар зимы. По Волжскому льду дошли до Дятловых гор и стали лагерем не на открытой, продуваемой со всех сторон ветром и метелью местности, а в тёплых жилищах, под защитой крепостных стен городка. Город тот был не русичей, в тот период владимирским городом был лишь один- Городец-Радилов. И далее, молодой отпрыск владимирского князя Мстислав, не дождавшийся союзной подмоги (полки не пришли), с небольшой ратью двинулся в Булгарию, сумел захватить феодальный замок и спалить несколько поселений, но вынужден был бежать от 6-ти тысячного булгарского войска. Сам укрылся в городке на Дятловых горах, а дружина с обозами ушла через лес к Владимиру. Булгары не стали штурмовать стены и повернули вспять. Объясняется тем, что в силе были союзные договора, которые нельзя было нарушать. Из романа «Пургаз» Кузьмы Абрамова знаем название городка, как Обран ош. Однако, не столь важно, какое несло название городок-крепость, важно, что город был эрзянским. Известно также, что концу XII века, по видимому, этот городок, был сожжён русскими ратями, другой город погиб от оползня. Закрепиться на устье Оки и Волги не смогли владимирцы до 1225 года. Дата основания Нижнего Новгорода1221 год . Это — дата союзного соглашения на мирное соседство на 6 лет и присутствия представительства Владимирско-Суздальского княжества. Еще одна летописная байка. Она основание городка приписывают малолетке-князю, которому было не более 11 лет, Василько Константиновичу. Он, дескать, начал работы по первоначальному строительству дерево-земляной крепости. Притом, в четырех верстах был и другой город Вере ош, в русской хронике «Старый город». Место города имело чрезвычайно выгодное в военно-страгедическом отношении – господствующая над слиянием широких рек Оки и Волги гора. С одной стороны защищенная глубоким Почаинским оврагом- с другой стороны- крутыми обрывами-осыпями берега. Лишь напольная сторона требовала укрепления, очертить крепостным рвом и насыпными валами, по которому можно ставить стены. Этот город имел типичную традиционную планировку эрзянской кородомы и, конечно, его выбрали не сопливые мальчишки, а опытные стратеги, строившие подобные укрепления – это эрзяне. Через два года станет известен имя героя-победителя войска Чингисхана Пургаза. Не он ли руководил строительством новой крепости, выбранный на Саровском вече инязором, переселил к новому городу ремесленников, образовавшую улицу Ошарскую (ошов арась). В 1225 году впервые ступила нога владимирского князя на Дятловские кручи, притом с войском. Заложен им был каменный Спасо-Преображенский собор. В 1226 году начались ежегодные агрессии на эрзянские земли, не только с Владимира, но и с Новграда Нижнего. Город был отнят вероломно. В этом «подвиг» этого князя. С его гибелью на Сити и вероятно, от эрзянского меча, в новом граде были убиты все русские бояре и город жил в вечевом управлении. Об этом летописи молчат. Правление владимиро-суздальскими князьями началось не то 1341 или 1350 году, город перешёл по Золотоордынскому ярлыку суздальскому князю Константину Васильевичу. Николай Аношкин ***** Материал использовал из книги: - Нижегородский край: факты, события, люди, Издание НИЦ «Нижегородский край» 1994 год.



полная версия страницы