Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » 21 пингень эрзянь ломанесь. / Эрзя 21 века. » Ответить

21 пингень эрзянь ломанесь. / Эрзя 21 века.

Эрзянь нилькс: 21 пингень эрзянь ломанесь. / Эрзя 21 века. Кодамо сон?/ Каков он? Минь- эрзятано! Калаганонь Керяз, Эрюш Вежай. Эстэнь Масторсо. 2004 ие. Финнэнь-угрань раськетнень 4-це Инекужосо. Этот вопрос возникает как-то спонтанно, туманно, но возникает… А раз возникает вопрос, то возникает и потребность и необходимость искать на него ответ. Мы постепенно, не сразу, но уже всё больше и больше осознаем, что образ эрзи 20-го века уходит всё дальше в прошлое, унося его в Лету истории. Обобщенный портрет человека, принадлежащего к народу Эрзя 21 века создать трудно, но можно. Попробуем? Те кевкстемась вельмекшны апак учне, теке сувсто-онсто, ялатеке вельмекшны… Вельмекшны кевкстемась, вельмекшны мель муемс кувалманзо каршовал. Минь састыне, аволь сеск, ялатеке чистэ чис седе ды седе парсте чарькодтяно, 20-пингень эрзянь ломаненть чама-ойме чачозо яла туи ютазь пингетнес, ваи Лета леентень. Вейс пурназь 21-це пингень Эрзя ломанень чама-ойме чачонть пурнамо тевесь, нама, аволь шожда. Ялатеке, сон тееви-пурнави. Терявттано? Монь мелем 21-це пингень эрзядонть истямо: На мой взгляд, Эрзя 21 века - это человек, наконец осознавший, что он по национальности - Эрзя! Не "мордвин", не "мордовец", не "мордва-эрзя", а именно ЭРЗЯ. Без клички, и без приставки-клички... Просто, но ёмко и твёрдо - ЭРЗЯ. И всё. ЭРЗЯ - это имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, а не ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.......Имя САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ. С собственным именем, точкой зрения, историей, культурой, национальным костюмом, и, САМОЕ ГЛАВНОЕ - уникальным песенно-звонким ЭРЗЯНСКИМ ЯЗЫКОМ - ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ. И теперь ему уже никто не навяжет никакой клички, никакого ЕМЯ! ЭРЗЯ был, есть и будет всегда! Будет ЭРЗЕЙ! Эрязо Эрзянь Масторось! Монь койсэ, 21-це пингень эрзясь, те ломань, кона, окойники, чарькодизе – эсь раськелемень коряс сон – ЭРЗЯ! Аволь «мордвин», аволь «мордовец», аволь «морва-эрзя», алкукс сон – ЭРЗЯ. Кодамояк травамка валтомо, ды лемензэ икеле згилямо валтомо… Эрзя – ёвтави а стакасто, теке марто кеместэ ды покш зэме мель марто – ЭРЗЯ. Ды весе. ЭРЗЯ валось – те лемвал, аволь лемвалонь икеле путонь вал….. Те – эсь мельсэ эриця вал. Эсь мазый лем марто, пертьпельксэнть лангс эсь мельсэ варштавксонь марто, эсь эрямо пингень марто, культуранзо ды раськень оршамонзо марто, ды, сехте важов, - эсь ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЗЭ марто, кона пек гайтев ды моравиця. Ды ней киненьгак а макссынек прянок лемдямс эйсэнек апаро згилямо валсо, киненьгак а кармавттовтано кортамо ЕМЯ-нь кельсэ! Эрзясь ульнесь, ули ды карми улеме пингеде пингес! Эрязо Эрзянь Масторось! Кодамо тонь мелеть, ялга? Кодамо сон, неень шкань эрзясь, тонь койсэ?

Ответов - 9

Маол: В ХХI веке, общество по всей видимости будет ещё более информационным чем сейчас. Сегодня наконец почти сошло на нет положение "эрзянский значит сельский или колхозный и т.д". Хоть колыбель, или "дом" нашего языка и культуры это село, но сегодня оно практически уничтожено и как таковое эрзянское движение ныне это современное,по большей части городское явление, результат анализа ценностей, взвешивания всех "за" и "против". Скорее всего процесс поиска своих корней населением(городского) будет только набирать популярность. Сегодня нужно наконец сформулировать адекватную идею "Эрзянь Мастор"(эрзянской земли), возрождение эрзянского народа, как сохранившейся(в отличии от легендарных и не очень мери, муромы, веси,мещеры и т.д) уникальной дорусской культуры, без всякого пафоса и гиперболизации. Есть Россия как государство, а внутри неё есть Эрзянь Мастор как культурно-этничекая, исконная земля эрзянского народа. Не "мордовская пустошь"(без особых границ и т.д), а именно эрзянская земля(этническая территория). Нужно чёткая концепция эрзян как коренного народа Волго-Окского и Сурско-Мокшанского междуречья. Скорее всего в будущем будет проблема ухудшения экологической ситуации, эрзян как издревле экокультурного народа, со своей уникальной философией по отношению к окружающей среде(см. М-Печёрский) также должны волновать эти вопросы, возможно участие эрзян в экологических программах экологов или властей(и позиционировать себя именно как эрзя), возможно проявление своей(эрзянской) инициативы в этом вопросе(вполне можно собраться "под своими знамёнами", со своими отличительными чертами, согласоваться с властями и журналистами и реально провести субботник в какой нибудь точке эрзянь мастор) - это будет только плюсом, и в укреплении национального самосознания и в соблюдении чистоты и т.д. Это касается не только экологических проблем, вполне возможна заинтересованность эрзян и др. актуальными сегодня проблемами - с/х, ситуация в сёлах, ситуация с образованием в Мордовии и образованием по стране в целом, здравоохранением и прочее. Т.е заинтересованность эрзянской общественности абсолютно во всех факторах, касающихся жизни каждого эрзянина - движение эрзян должно заниматься не только вопросами традиционной культуры(т.к это скорее элитарный аспект, это всегда меньшинство), но и повседневности,современного развития жизни от эрзянской позиции. Т.е эрзя в 21 веке должен быть человеком с активной гражданской позицией со след. отношениями(эрзя и политика(нац. и гос), эрзя и культура(нац. и гос). эрзя и язык(нац. и гос.) и мн. др. т.е какова эрзянская позиция относительно различных проявлений жизни в стране. Что касается эрзянской культуры, то главными являются положения- эрзянь кель(язык, как истинная и неоспоримая основа нашей культуры,) эрзянь мель( эрзянская идентичность, самосознание), эрзянь мастор(чёткое понимание, осознание родной земли, родины - это отнюдь не только Мордовия, это ВСЕ эрзянские населённые пункты(включая исторические(этнические), Мордовия - это современный, правовой центр нашей земли.). Эрзя в 21 веке, наверное должен быть "продвинутым" т.е разбираться в многочисленных новинках в разных сферах, и в первую очередь смотреть на них сквозь призму эрзянского самосознания(если он хороший программист, почему-бы не потратить силы на создание эрзянского сайта например? если он хороший музыкант, то почему бы не создать отдельный альбом с эрзянской музыкой? и т.д и т.п. С учётом того, что 21 век - информационный век, и всё большую популярность получает интернет, который со временем может вообще полностью заместить тв, газеты и т.д. Нужно делать упор именно на него(но не забывая о традиционных сми). Нужны профессиональные журналисты, программисты и т.д(Создание сайтов, движений, проектов и т.д). Важным пунктом будет являться медиасфера. Вариант позиционирования. Эрзя в первую очередь эрзя, живущий в России, а не россиянин, который "по совместительству" эрзя. Эрзянь Мастор в данном случае может иметь несколько определений. 1) Дом, семья, имущество(не зависимо от местонахождения эрзянина), 2) республика Мордовия как официальное этнотерриториальное образование(конкретная территория), 3)Исконные этнические земли народа.

Василиса: Маол пишет: Эрзя в первую очередь эрзя, живущий в России, а не россиянин, который "по совместительству" эрзя. Парсте сёрмадыть, Маол. Если весе эрзятне эсист эйстэде кармить истя арсеме-минек раськесь колияк аёми.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Скорее всего процесс поиска своих корней населением(городского) будет только набирать популярность. Мелезэм пек тусть весе арсематне, конат ёвтазельть те мельполадссонть! = Мне очень понравились все мысли, которые высказаны в этом комментарии!


Эрзянь нилькс: Танюш пишет: ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ Ваш пост перемещён Админом в раздел Яволявтомат=Объявления.

Эрзянь нилькс: Эрзянское мнение о возрождении Эрзя народа: В реальной жизни не могу сказать точно, но в интернете эрзяне оживают вместе с языком, культурой. Мордовия - мало напоминает наше истинное территориальное образование - это обрусевший регион России. А страшно даже не это, а что политика на это направлена - вербовать в мордвины с последующим полным обрусением. Инязор Кувакин

Эрзянь нилькс: ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ ЭРЯМО КОЙРИСЬМЕСЬ (КОДЕКС ЭРЗЯН) ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕСЬ: 1. Эсь прянзо лемди ЭРЗЯ, ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЬ. 2. Корты ЭРЗЯНЬ КЕЛЬСЭ. 3. Эрзянь келенть а содыцясь – тонавты ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНТЬ. 4. Касты ЭРЗЯНЬ эйкакшт-нуцькат. 5. Тонавты эйкакшонзо-нуцьканзо кортамо ЭРЗЯКС. 6. Полакс-никс бажи саеме ЭРЗЯНЬ АВА. 7. Мирдес лисеме бажи ЭРЗЯНЬ ЦЁРАНЬ кис. 8. Эри ЭРЗЯНЬ МЕЛЬСЭ-ПРЕВСЭ. 9. Топавты-вансты ЭРЗЯНЬ КОЙТНЕНЬ-ИЛАТНЕНЬ. 10. Вансты ЭРЗЯНЬ МАСТОРОНТЬ. 11. Кирди мельсэнзэ ИНЕШКИПАЗОНТЬ. 12. Бажи содамо ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ эрямопингензэ, культуранзо. 13. Бажи содамс «МАСТОРАВА» эрзянь морокерьксэнть. 14. Топавты ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ вейсэнь тевть. 15. Сёрмацты-ловны эрзянь ловнома ды куляпельть. 16. Лезды лия ЭРЗЯНЬ ломаннень. Эрюш Вежай. (Сёрмадозь лия эрзянь ломанень туртов поладомань-витнемань коряс.) КОДЕКС ЭРЗЯН ЭРЗЯ (ЭРЗЯНКА): 1. Свою национальность определяет - ЭРЗЯ. 2. Владеет ЭРЗЯ языком и говорит на нём. 3. Не владеющий ЭРЗЯНСКИМ языком – изучает его. 4. Воспитывает детей и внуков как частицу ЭРЗЯ НАРОДА. 5. Учит детей и внуков ЭРЗЯНСКОМУ языку. 6. В жёны стремится взять девушку, женщину ЭРЗЯНКУ. 7. Замуж стремится выйти за ЭРЗЯ парня, мужчину. 8. Живёт ЭРЗЯНСКИМ умом и ЭРЗЯНСКИМ мироощущением. 9. Сохраняет и стремится следовать ЭРЗЯНСКИМ традициям и обычаям. 10. Хранит ЭРЗЯНЬ МАСТОР – СТРАНУ ЭРЗЯ НАРОДА. 11. Чтит ИНЕШКИПАЗА-ТВОРЦА. 12. Стремится знать историю и культуру ЭРЗЯ народа. 13. Стремится знать ЭРЗЯНСКИЙ эпос «МАСТОРАВА». 14. Участвует в ЭРЗЯНСКИХ общих проектах и делах. 15. Выписывает и читает эрзянские издания. 16. Помогает другим ЭРЗЯНАМ. Эрюш ВЕЖАЙ (Написано для эрзян с целью исправления и дополнения)

Василиса: Эрзянь нилькс пишет: 4. Касты ЭРЗЯНЬ эйкакшт-нуцькат. 5. Тонавты эйкакшонзо-нуцьканзо кортамо ЭРЗЯКС. Моне не пунктнэ секте мельс тусть.

Василиса: А вообще, ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ ЭРЯМО КОЙРИСЬМЕСЬ пек парсте сермадозь и эряви шкасто!! Курок эрзянь келень чи карматанок ютавтомо. Те эрзянь кодексэньть тосо эряви ёвлемс.

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: А вообще, ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ ЭРЯМО КОЙРИСЬМЕСЬ пек парсте сермадозь и эряви шкасто!! Курок эрзянь келень чи карматанок ютавтомо. Те эрзянь кодексэньть тосо эряви ёвлемс. Сюконян, эрзянь мазыйка! Витнемат-поладомат тонь пельде кармить кодаткак?



полная версия страницы