Олеш: мианажов пишет: заведите тему Не сомневаюсь кому-то будет интересно высказаться. Язык без костей… Организуйте новую тему, говорите. Говорите, о чем угодно, о Лохнеском чудовище, о стояни Веры в самарском бараке, о голодоморах, или ещё о каком чуде. Если кому интересно, пожалуйста… Мне же достаточно графика. Извините, что зашел.
Эрзянь нилькс: Олеш пишет: А график, как раз составлен очень даже правильно. Эзитинь чарькоде, ялга.... Седе вере сёрмадат, сон аволь виде..... Мезть ней тейнемс, а содангак... Тон теят седе виде график, эли арась? Эли монсесь тевс маштови?
мианажов: vijan пишет: Если кому интересно, пожалуйста… А вам разве неинтересно узнать как Сталин отомстил вашим землякам за то что они не особо поддержали Красную армию во время гражданской войны. Между прочим, пострадали в основном эрзянские поселения.
Олег Ракшин: мианажов пишет: А вам разве неинтересно узнать как Сталин отомстил вашим землякам за то что они не особо поддержали Красную армию во время гражданской войны. Между прочим, пострадали в основном эрзянские поселения. Мне, конечно, интересно...Однако прежде хотелось бы узнать, что означает "особо не поддержали"? Это слишком "расплывчатое" утверждение. О каком событии периода гражданской войны идёт речь?
мианажов: Олег Ракшин пишет: Мне, конечно, интересно... Так и покопайтесь когда был голодомор в Самарской области? Почему селения были окружены войсками и никого не выпускали оттуда, люди ночами бежали, кто в сторону Урала, кто переправлялся через Волгу, как родственники моего друга, рассказавшие мне про это. В то время им было 12 и 14 лет и бежали они из села Екатериновка. Это по моему на границе с Волгоградской областью. Я пытался найти какую-то официальную информацию, но пока не нашел. Покопайтесь в Самарском архиве, там наверняка есть материалы про голод и про гражданскую войну.
Маол: "Только исходя из того - хорошо это народу или нет." Народ не однороден. Среди него есть актив(меньшинство) и остальная часть(большинство). Разница между ними заключается в том, что большинство всегда плывёт по течению, понятия "хорошо" или "плохо" оно не осознаёт(без актива), есть только "нормально" или "так себе". "Как диктуют - так и надо". Актив-же задумывается над тем куда плывёт народ. Так получилось, что актив эрзян оказался замещён не своим гос. аппаратом, под влияние которого попали в прошлом эрзянские земли. Появилось православие, затем СМИ и др. средства управления умами большинства(пассива), и отнятие всех рычагов влияния из рук местного актива. При Сталине уничтожался именно актив(не на глазах пассива конечно), дабы народ был в подчинении, и думал так как следует, а не иначе, так было и в 16веке. Проблема в том, что актив не смог единовластно мобилизовать пассив в своё время, своя религия(без рукописей, без института, без власти) оказалась не способна сопротивляться православно-государственной доктрине. Представьте нато вторглось в рф, под какой нибудь революционный шумок, среди народа непременно найдутся представители актива, что будут про-натовцами, и под "крышей" возьмут под контроль сми/интернет, рули правления при этом будут брать только ресурсы, нисколько не ущемляя пассив, а всячески создавая для него позитивную жизнь. Вопрос на засыпку: кем будут являться партизаны в лесах? - то-то и оно. Пассиву хорошо, но актив думает о его будущем и будущем страны, но при этом он изолирован от масс, и является меньшинством. И тогда, когда начнётся постепенная ассимиляция русского языка, народу, представьте себе, будет отлично. Что плохого говорить по-английски, особенно когда он обязателен во всех сферах жизни? "все дураки и виноватые, одни мы стоим чистые и белые… " Вы правы Олеш, актив в начале "присоединения" не смог грамотно действовать, таков менталитет. Он сформировался в результате тысячелетий жизни в условиях рискованного земледелия. Если в Южнее - что посеешь, то и пожнёшь, то тут посеешь - а пожнёшь или нет, зависит воли Инешкипаза. К тому-же сосед часто не прав. Знаете что отмечали исследователи царской россии в характере эрзи? Они говорили, что мы в общем-то доброжелательнее, честнее соседей(в том числе и русских), НО были абсолютно не проворными или не далёкими(не хитрыми) по сравнению с ними. Так-же наш архетип не подразумевает сильное национальное самосознание как у южных народов, живших больше в борьбе(торговле?) между собой, нежели в борьбе(или взаимодействии) с природой/зимой и случаем. Вспомним родственные нам мурому, мерю, мещеру, эрзян дивеевских, терюшевских, мокшан тамбовских и т.д которым, что-бы ассимилироваться даже не надо было переезжать в города, просто хватило их окрестить, и по соседству поселить русские сёла - и процесс пошёл.
Эрзянь нилькс: Маол пишет: Народ не однороден. Среди него есть актив(меньшинство) и остальная часть(большинство). Разница между ними заключается в том, что большинство всегда плывёт по течению, понятия "хорошо" или "плохо" оно не осознаёт(без актива), есть только "нормально" или "так себе". "Как диктуют - так и надо". Актив-же задумывается над тем куда плывёт народ. Так получилось, что актив эрзян оказался замещён не своим гос. аппаратом, под влияние которого попали в прошлом эрзянские земли. Появилось православие, затем СМИ и др. средства управления умами большинства(пассива), и отнятие всех рычагов влияния из рук местного актива. При Сталине уничтожался именно актив(не на глазах пассива конечно), дабы народ был в подчинении, и думал так как следует, а не иначе, так было и в 16веке. Проблема в том, что актив не смог единовластно мобилизовать пассив в своё время, своя религия(без рукописей, без института, без власти) оказалась не способна сопротивляться православно-государственной доктрине. Виде!
Олег Ракшин: 1. Слово "голодомор" относится только к Украине, посему, сколько бы я ни "копался" в архиве, упоминаний о самарском голодоморе я не найду. 2. Голод в Самарском крае явление, к сожалению, случавшееся не раз, например в 19 веке. Как понимаете, Сталина в этом винить смысла нет. Кстати, самарские эрзяне, во время страшного голода в 70-х годах 19 века, провели молян, на котором был установлен штатол весом в 640 кг 3. Действительно, отношение к Самаре у Сталина было особое. Вот как Сталин "отомстил" - В 1928 году Самара стала центром Средневолжского края, который включал себя территорию 5 бывших губерний. С этого момента - постоянное строительство промышленных и социальных объектов. В годы Великой Отечественной войны, Куйбышев - запасная столица СССР, позже аэрокосмическая столица СССР. 4. " Почему селения были окружены войсками и никого не выпускали оттуда, люди ночами бежали, кто в сторону Урала, кто переправлялся через Волгу, как родственники моего друга, рассказавшие мне про это. В то время им было 12 и 14 лет и бежали они из села Екатериновка" - по каждому случаю нужно разбираться осторожно. Почему окружили? Что за войсковая операция проводилась. Можно ли вообще доверять данной информации? Что за Екатериновка? В вашем случае, какое отношение она имеет к Самаре?
мианажов: Олег Ракшин пишет: Что за Екатериновка? В вашем случае, какое отношение она имеет к Самаре? Самое прямое, так как находится в Самарской области.
vijan: насколько помню я по рассказам старожило в 20-22 годах просто сушь была похлеще прошлогодней и пыль по колено лежала на дорогах, а доехать как сейчас было куда-дибо невозможно и страдали от этой беды все в Равчире безотносительно происхождения.
Virjaz: vijan пишет: насколько помню я по рассказам старожило в 20-22 годах просто сушь была похлеще прошлогодней и пыль по колено лежала на дорогах, Вообще-то это время продразвестки. http://youtu.be/cj92F9bOhec
vijan: про продразвёрстку читал в литературе а о жизни в те годы слышал от самих участников событий.
Эрзянь нилькс: vijan пишет: про продразвёрстку Инекужонть ютавтомадо кевкстемам ловнык? Кияк анок Самарасо кундамс те стака тевентень?
Инзейне1: Эрзянь нилькс пишет: Инекужонть ютавтомадо кевкстемам ловнык? Кияк анок Самарасо кундамс те стака тевентень? Эрюш,бути сюлмавомс Самара ошонь эрзятнень марто,Кузнецов Алексей Михайловичнень гайнемс.
Олен1: Нижегородские эрзяне приносят свои соболезнования и скорбят в месте с родственниками по поводу кончины Сергея Туршатова. Кадык модась тензэ ули чевте.
Олег Ракшин: Земля тебе пухом, Сергей!
мианажов: Олег Ракшин пишет: Земля тебе пухом, Сергей! И царство небесное. Рано ушел, очень рано, жаль.
Эрзянь нилькс: Од Ие марто, эрзят, ялгат! Как поздравить по-эрзянски с Новым Годом? = Кода ёвтамс Од Иень шумбракстнемат эрзякс? С Новым Годом. С Новым годом! = Од ие марто! Од Иень арсемат!= Новогодние пожелания! Валдо мельть ды паро тевть Од Иестэнть! = Светлых мечт и добрых дел в Новом Году! С Новым Годом, друзья! = Од Ие марто, ялгат! Шожда Од Иесь улезэ! = Пусть Новый Год будет лёгким! Од Иесь ансяк паро кандозо! = Пусть Новый Год приносит только хорошее! Инешкипазось Од Иестэ эрьме максозо! = Да принесет (ниспошлёт) Инешкипаз в Новом Году благополучие! Желаю здоровья и благополучия! = Арсян шумбрачи ды вадря эрямо! Новых успехов в Новом году! = Од изнявкст од иесэнть! Будь здоров! = Ульть шумбра! Будьте здоровы! = Уледе шумбрат! Желаю счастья и любви! = Арсян уцяска ды вечкема! Будь счастлив и любим! = Ульть уцяскавокс, вечкевиксэкс! Успехов в делах! = Изнявкст тевсэть! (мн.ч. тевсэнк!)
Инзейне1: Од Ие марто, ялгат! Арсян весе эрзятнеень весе масторонть лангсо,шумбрачи ды вадря эрямо!Од изнявкст од иесэнть! Арсян уцяска ды вечкема! Уледе весе шумбрат!!!!!!!
Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Од Ие марто, ялгат! Сюконямот, Инзейне! Тонетькак Инешкись максозо ансяк паро!
Эрзянь нилькс: Пелевеёнксто Од Иень арсемат эрзятненень:
Potapoff: *PRIVAT*
Эрзянь нилькс: Лездамка эсь раськентень! (Помощь своему народу!) Шумбратадо, вечкевикс ялгат! Неень шкастонть весе масторлангось эри капитализмань, найманонь коень коряс, мезеяк а тееви ярмактомо. Истяяк тевесь ашти эрзянь раськентень эрявикс эрьва тевенть, вейсэнь арсемань-вастовомань ютавтомаст марто. Ломаютконь вейсэндявкст-курот, эрзянь тевень теицятне, свал важодить кирдивийтнень лездамовтомо. Кирдивиесь мик стявты пирявкст эрзянь тевтнень икеле… Эрявить ярмакт Эрзя раськень культуранень ванстома-идема покш тевентень. Культуранок ды келенек тенек теемкат неень шкансекс. Эрзянь валморонь пусмот лиснить, эрзянь книгат, валкст, кортавкст, тонавкст, кулялопась «Эрзянь Мастор», ютавтневить культурань вастовомат, конкурст-пелькстамот, эрьва иестэ лисни эрзянь мазый ковкерьксэсь. Эряви эрзянь содавикс ломантненень лецтнема-кеврунгот тейнемс-стявтнемс. Здравствуйте, дорогия друзья! Современные движения, весь мир в целом, базирующийся в основном законах капитализма, рыночных отношений, не мыслимы без финансовой поддержки. Тоже самое напрямую касается любых проектов, креативных идей, мероприятий, плодов духовной и материальной деятельности. Общественные организации, активисты в большинстве случае работают без поддержки властей, иногда и принципиально, дабы не иметь зависимости. Для развития, поддержания и осовременивания культуры народа Эрзя постоянно нужны средства. Это необходимо, прежде всего, для выпуска литературы (словарей, разговорников, самоучителей, книг), независимой газеты "Эрзянь Мастор", осуществления культурных мероприятий, конкурсов, ежегодного выпуска эрзянского календаря, создания памятников прославленный деятелям Эрзя народа. Неень шкастонть зярыя ярмапаргот неть тёкшмельтненень улить: На данный момент существует несколько фондов для таких целей: 1) «Фонд Спасения Эрзянского языка». Адрес: 430000, г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33, корпус 3 комн.113. Тел. (8-834-2) 24-28-65. Расчётный счёт 40703810700000000231 в ОАО "Мордовсоцбанк" г.Саранск. ИНН 1326048480, ОКОНХ 98400, ОКПО 25995751, МФО 048952745, кор.счёт 30101810300000000745. Номер в кошельке Яндекс-деньги: 410011166921402 2) Фонд «Руця». Адрес: 184653 Мурманская обл. г.Полярный, ул. Моисеева, 4 кв.5. Ерюшов Борис Алексеевич. Тел. +7 921 151 00 35 E-mail: erush2002@mail.ru 3) Фонд «Пургаз». г.Саранск, ул.Коммуниcтичеcкая, 33/3, каб.527.Расчётный счёт 42306810900100347453 в ЗАО "Экспресс-Волга" в г.Саранске. Эрзяне и друзья, помните! Средства этих фондов идут исключительно на организационную деятельность, на развитие и сохранение языка, культуры и традиций народа Эрзя. Активисты, писатели, эрзянские общественные деятели работают в этих фондах безвозмездно, вкладывая в них своё свободное время и свои личные средства. Деятельность Фондов контролируется эрзянской общественностью, средства используются только на общественные цели. Участвуйте в работе этих фондов! Поможем сохранению и развитию Эрзя народа, сохраним его самобытность! Инязор Кувакин Инзейне Эрюш Вежай Желающим подписаться под этим Обращением обращатья к Админу.