Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Эрзянь нилькс: Эрзянь вакан. Артыцясь Алёшин Павол.

Инзейне1: Эрзянь нилькс пишет: Эрзянь вакан. Артыцясь Алёшин Павол.

Эрзянь нилькс: Вниманию всех граждан эрзянской национальности! Вниманию Эрзя народа! Началась подготовка к 4-му Конгрессу Эрзя народа. Документы по подготовке к Конгрессу размещаются здесь: http://erzianj.borda.ru/?1-0-0-00000038-000-0-1-1325860535 Успех проведения Конгресса Эрзя народа зависит от отношения к нему каждого эрзянина и эрзянки. Содадо теде, эрзят. Вейсэ - минь виевтяно!


Эрзянь нилькс: Эрзянь нилькс пишет: Началась подготовка к 4-му Конгрессу Эрзя народа. Кинь ули мелезэ совамс Анокстамо курос, ёвтадо. = Кто желает войти в состав Оргкомитета, напишите.

Эрзянь нилькс: Эрзянь ды мокшонь раськетнень маштомаст графикесь тесэ: http://zalil.ru/32453084 Таргинк ды печатынк эстенк, ялгат, кинень сон маштови тевс. 10 чить ютазь сон нардави автоматсо.

Арис-В: Увы, не факт, что всё так однозначно. Есть мнения, что мокшо за это время не только сохранили численность своей популяции (250 тыс. чел.), а даже нарастили её. На то есть объективные причины. Они почти все компактно живут в Мордовии ,где власть и капитал уже два десятилетия находятся в руках их элиты. Для многих других это должно быть примером для подражания.

Эрзянь нилькс: Арис-В пишет: Увы, не факт, что всё так однозначно. Нама, графикенть киненьгак а эряви сайнемс пряс "однозначно", леляй. Те виде. Те графикесь теезь эрзятненень арсемкакс, содамкакс, мельсэ кирдемкакс. Кисэнзэ уш сялдсть-сюдость эйсэнек. Сялдомкатнеде миненек пачк - сатышка. Сялдсть мик истя: сон, келя теезь превтеме, тевенть апак сода, аволь научна, ды седе тов.... Монь мелем истямо: кода маштынек, кодат цифрат содынек, мезес превенек сатотсть, истя теинекак. Кинь мельс а тукшны графикесь, тееде, инеськеть, лия, седе паро. Путсынек теске.

Петрович: Арис-В пишет: Для многих других это должно быть примером для подражания. Уточните у людей, которые вынуждены были покинуть республику! В том числе, у этнических мокшан.

Арис-В: Вежай,тесэ тонь чумот кодамояк арась. Петрович... Уточните у людей... этнических мокшан. В их числе есть мои друзья-мокша,которые скрепя сердцем вынужденно покинули родину. Но это дела не меняет.

Маол: "а даже нарастили её. На то есть объективные причины. Они почти все компактно живут в Мордовии ,где власть и капитал уже два десятилетия находятся в руках их элиты. " У них те-же проблемы, что и у нас. Их сёла находятся в не менее плачевном состоянии чем эрзянские. А график объективен ровно на столько на сколько объективен росстат. До сих пор не видел результаты по "эрзе". "мордва-эрзя" и "эрзя" в переписном списке национальностей располагались под разными номерами, т.е должны были определяться как разные варианты ответа. Однако почему-то результаты есть только по "мордве-эрзе". Боюсь туда-то эрзю и слили.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Боюсь туда-то эрзю и слили. Именно поэтому я тоже склоняюсь к мнению, что положение дел по Эрзя может быть процентов на 30 хуже. Но это только моё личное, очень субъективное мнение. Но оно основано на моём более чем 20-летнем личном участии в эрзянских делах.

Эрзянь нилькс: "Сурвеле" оскакуродонть ловнодо тесэ: http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:138561

Эрзянь нилькс: Арисэнь вешеманзо корява путан неть валтнэнь ды ванмонть: "Это было ровно 22 года назад. 4 февраля 1990 года. На снимке, это сегодня - ул. Тверская. Несколько потоков человеческого моря сойдутся на нынешней Манежной. Там и состоится митинг. Милиции, практически-нуль . Количество участников- до 1млн. человек. . Их соберёт один единственный призыв: Убрать из Конституции СССР шестую статью о руководящей роли КПСС. Тогда казалось ,-за какой-то годик -полтора этому народу удастся всё настроить и наладить... Но, что-то заставило сохранить снимок."

Эрзянь нилькс: Уважаемые участники форума! В последнее время Админу поступают претензии на невозможность зарегистрироваться на нашем форуме. Я не большой специалист в Интернет делах. Прошу помощи. 1. Прошу Ваше мнение о причинах невозможности регистрации. 2. Что я могу предпринять для устранения этих препятствий. С уважением Админ.

Эрзянь нилькс: Паро куля. = Хорошая новость. Содатадо, эрзятне пурнасть ярмакт "Эрзянь Мастор" кулялопантень. = Знаете, что эрзяне собрали средства для газеты "Эрзянь Мастор". Те тевенть ушодызь Вирень Инзейне, Боляень Сыресь, Эрюш Вежай. = Организаторами выступили Вирень Инзейне, Боляень Сыресь, Эрюш Вежай. Неть ярмактнэнь кис рамазель кандтневиця арсимашина. = На эти средства был куплен ноутбук. Ней сон лезды кулялопанть теицятнененень сынст паро тевсэст. = Теперь он помогает издателям газеты в их добром деле. Ней весе, кинь ули Скайпс лисемазо, шождасто сюлмавить "ЭМ" кулялопанть марто. = Теперь все, у кого есть выход в Скайп, легко могут связаться с газетой "ЭМ". Сынст Скайп лемест: e.mastor. = Их Скайп логин: e.mastor. Эрзят! Сюлмаводо "Эрзянь Мастор" кулялопанть марто! = Эрзяне! Свяжитесь с газетой "Эрзянь Мастор! Сравтынк те паро кулянть эрьва кува, лия И-вальмава! = Распространите эту новость везде, по другим сайтам и форумам.

Эрзянь нилькс: К юбилею Александра Марковича Шаронова - создателя "Масторавы". 18 февраля исполнится 70 лет эрзянскому рунопевцу Шаронову Александру Марковичу, создателю "Масторавы". "Мордва" игнорирует этот юбилей великого человека. Эрзяне, не забудьте поздравить Александра Марковича с юбилеем. Давайте скажем ему своё мнение о его творении - "Мастораве". Мнения и поздравения можно писать здесь и на странице гостевой газеты "Эрзянь Мастор". Сёрмадодо эрзякскак, рускскак!

Эрзянь нилькс: 16.02.12. Газета "Эрзянь Мастор" о послании....: В Послании Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Госсобранию РМ В Послании Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Госсобранию РМ (газета u«Известия Мордовии» от 01.02.2012. www. izvmor.ru) ни слова о завтрашнем дне Республики, Эрзя и Мокша народов, о катастрофическом, по результатам переписи 2010 года, уменьшении численности эрзи и мокши. Н. И. Меркушкин выступает по сути как Губернатор Саранской области, ибо Мордовия, как национально-государственное образование, при нем де-факто прекратило своё существование.

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: как национально-государственное образование, при нем де-факто прекратило своё существование. Не удивительно. Учителем, авторитетом, примером и протеже Меркушкина был Сухарев, теоретик и "строитель" "советского" человека. В руководстве мордовии вся "элита" комсомольских руководителей советской мордовии. В марксизме-ленинизме место для национальностей нет. И все эти "национальные игры", и "национальная республика" для меркушкина, способ выпрашивания денег у Москвы. И повторюсь, через 3-4 года и де-юро мордовия прекратит свое существование. И чем быстрее, это произойдет, тем лучше будет для эрзи.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: И чем быстрее, это произойдет, тем лучше будет для эрзи. Мекс? = Почему?

Маол: Арсян мордовиянь аулемань эйстэ кодамояк парось тенек а карми. Тенек эряви аштеме "Эрзяно-Мокшанская республика" лемдемензэ кис. "В июле 1928 на заседании Совета Народных Комиссаров было рассмотрено создание Эрзяно-Мокшанского округа. Участник заседания Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов мокша и эрзя не на слуху, а «мордва» известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области" Википедия (Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1939.) Вот истя. Вейке мокшонь цёрась "предложил" руздо васьняяк арсезь "мордвакс" эйсэнек лемдеме, а минь ней кочкатано.

Петрович: Маол пишет: "В июле 1928 на заседании Совета Народных Комиссаров было рассмотрено создание Эрзяно-Мокшанского округа. Воистину, лучшим подарком эрзянскому и мокшанскому народам стало бы, накануне празднования "1000-летия воссоединения мордовского народа с народами Российского государства", переименование Республики Мордовия в Эрзяно-Мокшанскую Республику! Для Путина такой взвешенный шаг принес бы подлинные международные политические дивиденды по решению национального вопроса. Не Россия - для русских, а Россия - для многонационального народа с русской связующей культурой. Это было бы историческое решение по упрочению российской государственности, исключения двойных стандартов и амбиций имперского нациестроительства, явилось бы свидетельством подлинно демократического государства. При переименовании МАССР в Республику Мордовия продублировали ошибку 1928 года - но здесь уже не невежество явилось основанием для сохранения в названии клички "мордва", а отсутствие мужества и политическая недальновидность, а может быть, банальный циничный расчет. Не пришло-ли время исправить историческую несправедливость? Правда, эрзян и мокшан, вместе с "мордвой", не считая "обрусевших", в республике осталось 30% от общей численности населения. Через 3-4 года будет ещё меньше. Что реальнее - Эрзянская автономия или Э-М Республика? Что потеряем и что приобретем, не считая политического и научного банкротства отдельных национальных деятелей? Для меня очевидно одно - жизнеутверждающий порыв невостребованных потенциальных возможностей эрзянского народа, государственника в силу национального характера, направленный на благо Отечества!

Арис: Прогнозирование в жизни общества ,политике, науке , метеорологии позволяет сохранить не только бесценные человеческие жизни ,но и огромные материальные ресурсы. Не взирая на затраты научный прогноз всегда будет востребован. В качестве инструмента для составления прогноза специалисты используют весь опыт , накопленный нашей цивилизацией. Это интеллект человека + аппаратные, математические и иные средства. Статистика ,теория вероятности, суперкомпьютеры, с невообразимой скоростью выполнения операций, применяются для решения таких задач. Не столь давно машина выиграла шахматные партии у чемпиона мира Г. Каспарова. А сложение интеллектуальных возможностей человека и быстродействия машины открывает немалые перспективы, чтобы заглянуть за грань известного, в будущее. Думаю не будет спора, что прогноз, основанный на солидном фундаменте знаний весьма актуален для нашего народа, находящегося в драматической фазе своего существования. Virjaz пишет: И повторюсь, через 3-4 года и де-юре мордовия прекратит свое существование. И чем быстрее, это произойдет, тем лучше будет для эрзи. Этой публикации уже 15лет. Её история такова. Газета "Эрзянь Мастор" в те времена находилась в младенческом возрасте. Тогда на её основной"кухне" хлопотали фактически двое. Я прокладывал и жёстко выдерживал идеологический курс - это лицо издания. Е.Четвергов-остальное. Желающих сделать газете крен от европейской общедемократической линии движения хватало. Одни-по глупости, другие--обычные провокаторы. Если вначале нас пишущих была горстка, то позднее появились очень интересные,яркие авторы . Кстати, некорректен штамп, что первый редактор- А. Шаронов. Он лишь формальный "редактор" первого номера. По подписи. В тех наших публикациях я всегда стремился ввести мотивы, побуждающие соплеменников к размышлениям о пути развития народа. Однажды мне пришлось склонить своего одноклассника к изложению его видения этой проблемы. Тогда его научный интерес лежал на стыке познания двух миров- материального и нематериального. Краткое предисловие написал я, а остальной текст-он. Наши мнения о сроках перемен не совпали. Моё - отразилось в заголовке, его- в тексте. Полагаю, что читателю сегодня с высоты прошедших лет интересно оценить изложенное. А меня и сейчас не покидает убеждение, что для миллионного эрзянского народа реальный шанс для консолидации и занятия равного, достойного места среди соседних народов, даст лишь дефрагментация и исчезновение империи. Сами оглянитесь вокруг, вникните а затем судите о степени вероятности такого события.

Арис: http://www.hegel.ru/monitoring.html Россия: три искушения На этой странице предполагается время от времени бросать мимолетный взгляд на нашу меняющуюся реальность – внутреннюю и внешнюю – с надеждой понять ее и тем самым изменить. Попробовать представить, что бы о нас сегодняшних сказал Гегель. Это чрезвычайно трудно, но тем и маняще. А если сказать прозаичнее, перед вами всего лишь колонка комментатора. Снова пришел день, пустой, как и длинная череда предыдущих. Все давно остановилось вокруг, угасли чувства, поникли мысли. Неподвижность, безветрие. Суета не в счет. Прошлое кануло в бездну беспамятства, будущее стоит непроходимой темной стеной на расстоянии вытянутой руки, а настоящее… Оно похоже на глубокий холодный колодец, в котором мы навсегда заточены. Навсегда ли? "Из страны словно выкачали воздух" Невеселые мысли приходят в голову при взгляде на ту действительность, в которую мы сегодня погружены и которую сами же создали. Огромное пространство на одиннадцать часовых поясов, называемое Россией, еще по инерции считается страной, но по сути уже не страна, а сторона. Сторона (родная сторонка!), противолежащая всему остальному миру. Противо-лежащая, потому что мир живет, к чему-то стремится, куда-то несется, Россия же лежит, распласталась по своей территории, впав в тяжелый летаргический сон. Из нее будто вынули душу, а то, что осталось, – всего лишь тело со своими примитивными рефлексами. По горькому замечанию писателя Дмитрия Быкова, «из страны словно выкачали воздух». Есть такое странное выражение: «российский народ». Все ощущают нелепость этого понятия, поскольку ему ничего не соответствует в реальности. В современной России нет народа. Есть население, люди, жители здешних краев, но нет народа. Народ – это нравственное целое общества, имеющее свою политическую форму в виде государства. О нравственном целом российского населения разговора нет, хотя бы потому, что нет у него настоящей устойчивой исторической памяти, связывающей единой нитью судьбы поколений. Достаточно вспомнить о бесчисленных никому не нужных, безвестных могилах защитников отечества среди лесов и полей страны. Народ свою субъектность обычно определяет в форме государства, но в России оно прекрасно живет себе и без народа. Такое вот бессубъектное государство. Чем кормится, на чем произрастает эта квазигосударственность? Ее питательной почвой является какая-то роковая неспособность российского общества к самоорганизации, его поразительное равнодушие к собственной судьбе, всеобщие безволие и апатия. В такой стране и с такими людьми можно делать что угодно, чем успешно пользуется вконец одуревшее от бесконтрольности безответственное, узколобое властное сословие. Да оно и не сословие вовсе, а просто паразитирующее на умирающем теле некогда могучей страны прожорливое отродье. Как могло случиться такое, за какие смертные грехи Господь уготовил России этот печальный итог? Неслась Русь-тройка во весь опор и со всего маху полетела в бездонную пропасть. Толи выскочила напрочь из истории, толи потерпела в ней полное фиаско. Попробуем спокойно осмыслить случившееся, посмотрим, зажав чувства в кулак, где залегают корни нашей общей трагедии. Слава, власть, деньги Хорошо известен джентельменский набор объяснений грустной судьбы России. 1) Во всем виноваты коварные, лютые, злокозненные враги, внутренние и внешние, живущие лишь одной мечтой – уничтожение России. 2) Вся вина лежит на своекорыстной, тупой, бессовестной, зажравшейся (нужное подчеркнуть) власти, а народ, он богоносец, – ну, может, и не святой, но наивный сверх меры и невинный как дитя. 3) Народ достоин своего правительства, раз терпит его, оба сапога пара и т.д., и вообще истоки всех бед надо искать в менталитете нации, а то и в метафизической предопределенности ее исторического пути. Все вопли, стоны и сетования ввиду их ничтожности сразу же отбросим в сторону, да и метафизические крайности нам никчему. Россия и все мы, как выразился где-то журналист Артемий Троицкий, отбываем наказание за какие-то серьезные кармические прегрешения. А если конкретнее, мы пожинаем плоды того смыслообразующего выбора, который страна сделала однажды в прошлом и продолжала упорно держаться его вплоть до настоящего времени. Что же это за выбор? Иисус Христос, как говорится в Евангелиях, удалившись в пустыню перед началом своей проповеднической миссии, был там искушаем дьяволом. Расчет князя мира сего был прост: вот, человече, бери ценности земные, сколько хочешь, – зримые, понятные, приносящие мгновенное удовольствие. Чего еще надо? Дух, свобода, жизнь вечная – всего лишь химеры воспаленного сознания, ими сыт не будешь. Бери от жизни все, ведь однова живем. Сатана, короче, предлагал Иисусу хлеб и счастье взамен свободы и духовных дерзаний. Иисус выбрал свободу («Не хлебом единым жив человек») и стал Христом, помазанником Божьим. У нас же, помнится, в советские годы на полном серьезе носились с лозунгами: «хлеб всему голова», «будет хлеб, будет и песня». Те, кто выбрал хлеб вместо свободы, не получили в итоге (вот она, дьявольская обманка!) ни хлеба, ни свободы, ни песни. Все, чем враг рода человеческого искушал Христа, сводится к трем банальным до неприличия вещам. Это слава, власть и богатство (сейчас, скорее, деньги). Именно сии трое, сущие демоны, суть главные слуги дьявола, с помощью которых он лихо управляет грешным миром. Даже без всякого религиозного пафоса, говоря на общеупотребимом языке, можно отметить, что эта троица (как раз не святая) является, скорее всего, определяющим фактором и мотивом значительной доли человеческих деяний. Некоторые, кто поциничнее, считают, что всех без исключения дел. Они, наверное, думают, что Христос воскрес, а мы остались. Во всяком случае каждый может поскрести себя, свою душу и определить, как глубоко засели в ней эти демоны. На Руси издавна как будто презирались слава, власть и деньги, а тех, кто к ним стремился, мягко говоря, не любили. Как же – святая Русь! Откуда все-таки эта нелюбовь? И что скрывается за ней? О нашей святости лучше помолчим и копнем чуть глубже. Нам, конечно, стыдно, но, признаться, любим, любим мы все это! Имеет место обычная психологическая инверсия: поносим, и лучше бы прилюдно, то, что где-то внутри, часто неосознанно, любо нам, но внешне, среди окружающих порицаемо. От любви до ненависти расстояние маленькое. Любит русский человек покрасоваться и повыеживаться, чтобы его заметили и слава бы о нем пошла. И тут же тебя осадят, поставят на место: будь как все, не высовывайся. А уж как звереет тот, кто дорвался до власти, особенно если прежде был ничем, как упивается своим положением. Говорят же: хуже нет, чем когда из грязи в князи. Но власть при этом клянется в трепетной любви к народу и заявляет, что только во имя всеобщего блага пашет на своем посту, «как раб на галерах». А что до богатства, то происхождение данного слова от слова «бог» о многом говорит. Та же повсеместная ненависть к богатеям проистекает из элементарной зависти к их достатку. Пора бы перестать притворяться и признать тайный, а теперь уж и явный выбор России, породивший ее полную невиданных страданий и преступлений историю и приведший к полному омертвению ее души и тела. Три искушения, которым Россия последовательно поддалась, составили суть трех известных периодов ее истории: имперского, советского и постсоветского. Рассмотрим этот путь подробнее. Долгий путь в никуда Три эпохи, через которые прошла Россия (третья близится к завершению) за последние более чем три столетия, представляют собой последовательную смену смыслообразующих принципов, реализация которых в действительности составила особенности каждой из них. Имперская Россия создавалась, жила и развивалась под знаком идеи славы, величия державы. Советская страна возникла и держалась идеей власти, притом власти в ее чистом виде – диктатуры. Постсоветская Россия – это так очевидно – уродливое порождение одной, но пламенной страсти – жажды денег, богатства, основным источником которого является воровство и насилие. На рубеже 17-18 веков петровские реформы, прорубив окно в Европу, ввели Россию, дотоле варившуюся в котле азиатчины, в круг мировой истории. Как могла заявить о себе миру отсталая, но кичащаяся своими необъятными размерами Московская Русь? Подростковая закомплексованность России требовала себе компенсации, и она была найдена – величие державы. Тем более что страна была могущественна по внешним параметрам: богата бескрайними просторами, изобильна природными ресурсами и многолюдна. Так поднялся из недр сознания нации имперский дух, ставший главной скрепляющей силой государства и общества. Вящей славе империи была посвящена и предназначена в России жизнь отдельного человека, всех сословий и всего государственного устройства. Пока дух был молодой, империя неуклонно расширялась, множился счет «великих» побед – от петровских завоеваний и славного века Екатерины до победоносной (за счет тяжелых жертв) войны с Наполеоном. Но уже в середине 19 века имперский задор стал слабеть (Крымская война), и в начале двадцатого этот дух бесславно сдулся, сначала получив унизительное поражение от маленькой Японии и затем окончательно задохнувшись в окопах Первой мировой. Сквозь одряхлевшее тело империи уже прорастала иная поросль, поднимал голову жестокий, бездушный дух власти. Униженность, классовый гнет, претерпеваемый низшими слоями российского общества, казалось бы, толкал их к борьбе за свободу, но не свобода была настоящей целью взбунтовавшегося народа. Подлинной пружиной, поднявшей массы против устоявшегося порядка, была жажда власти, которая бы позволила им расправиться с их вековыми угнетателями и поделить их имущество, желательно поровну, между собой. Захваченная власть с первых же минут революции была употреблена чернью для жесточайших массовых убийств, грабежей и издевательств над бывшими господами. Ничто, оставаясь таковым, стало всем. Ничто, получив власть, способно удержать ее лишь путем насилия и тотального террора, так как внутренняя пустота этого властителя не может предложить ничего содержательного миру. Это голая, абсолютная власть, «фурия исчезновения», как ее, говоря о якобинской диктатуре, определил Гегель, единственным произведением которой является смерть, притом, по словам философа, «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не больше, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды». Не зря в коммунистической России якобинцы были в большом почете, диктатура и так называемое революционное правосознание стали основой всего миропорядка, а смерть и ненависть – главными распорядителями жизни. Еще хватает тех, кто продолжает до сих пор верить в сказки о социализме, народовластии и высоких благих целях советских вождей и начальников. Освальд Шпенглер, немецкий философ начала прошлого века, писал: "Социализм – вопреки внешним иллюзиям — отнюдь не есть система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти. Все остальное — самообман». Ницше, как видно, не понимал, что он провидел! К тому же стоит провести частотный контент-анализ трудов пламенного борца за народное счастье Ленина, чтобы увидеть, что слово «власть» у него повторяется гораздо чаще других. Террор как способ осуществления власти, достигнув апогея при правлении Сталина и выкосив практически без разбора миллионы людей, стал постепенно угасать, на смену людоедским временам пришли относительно вегетарианские, ожесточение прошло и вскоре оказалось, что без прямого принуждения и атмосферы всеобщего страха такая власть не в состоянии себя реализовать. Крот истории работал без устали, разложение и упадок шли очень быстро, власть коммунистов потеряла остатки доверия общества и к началу 90-х канула в ту же бездну, откуда и пришла. Идея власти как таковой, желание тиранической железной руки померкло и ушло в подполье общественного сознания. Туда же ушла и имперская идея, продолжая вместе с идеей власти время от времени ворочаться там, в мглистой глубине, и спорадически вызывая неожиданные приступы тоски по былому величию России и всевластию вождей пролетариата. Ни имперский дух, ни воля к власти не исчерпали до дна загадочную русскую душу, и она пошла на третий заход – пробудилась к ненасытному обогащению. С 90-х годов 20 века открылась самая циничная и лукавая эпоха в истории России – эпоха всесилия денег. Все идеи умерли, идеологии зачахли, мифы потускнели, осталось одно – строгать капусту. Дух чистогана овладел страной. Так бесстыдно, нагло и часто жестоко не делают деньги, по-видимому, нигде в мире. Почти весь бизнес построен на обмане, шантаже, нечистоплотности деловых отношений. Криминализация экономики достигла невиданных масштабов. Колоссальные состояния делаются путем рейдерских захватов, распила бюджетных средств, выжимания последних соков из доставшейся от советских времен инфраструктуры. И все это на фоне беспросветной нищеты основной массы населения, обреченного на деградацию и вымирание. В современной России все покупается и все продается. Ради денег матери отдают своих детей на органы, армейское начальство передает оружие бандитам и террористам, деятели культуры, засунув совесть подальше, расстилаются перед властью. Произошло полное сращение денег и власти, которое нельзя назвать коррупцией, потому что коррупцией называют продажность чиновников как отклонение от нормы, а у нас норма заключается в том, что госаппарат давно приватизирован чиновничьим классом, использующим институты государства в качестве средства своего обогащения. Понятно, что такое с позволения сказать государство ни на что конструктивное не способно, кроме дикого, беспрецедентного воровства, совершенно безответственно перед обществом и на всех парах тащит страну к катастрофе. Сама же система политической власти в России – это искусственно построенная пирамида, стоящая на своей вершине, обязанная существованием своему творцу - Путину. Поэтому на самом деле она крайне неустойчива и при известных условиях может обвалиться в одночасье. Воронья слободка В последние несколько лет среди думающей публики нарастают пессимистические настроения, зреет предчувствие приближающегося конца. В Интернете все гуще идут высказывания о безнадежности нашего положения и о том, что надо скорее валить отсюда, пока не поздно. Эта засасывающая воронка надвигающейся беды напоминает истерику обитателей Вороньей слободки из «Золотого теленка», наперед уверенных, что она обязательно должна сгореть. И слободка таки сгорела, подожженная самими жителями, не вынесшими напряжения ожидания предполагаемой беды. В отношении же России печальная развязка уже вряд ли зависит от настроений и намерений ее обитателей. Как говорится, раньше надо было думать. Но даже и сейчас не то что каются, – куда там! – а с тупостью и надменностью все пытаются «встать с колен», чтобы окончательно надломиться и рухнуть, как пустой ствол давно высохшего дерева. Деньги Власть Слава 21/08/1991 7/11/1917 14/06/1696 18/06/1995 21/04/1929 7/11/1730 23/11/1998 6/08/1939 22/09/1761 23/12/2001 6/11/1948 22/06/1789 22/09/2004 3/02/1957 13/03/1814 2/03/2007 27/05/1964 25/02/1836 29/05/2009 24/02/1971 16/05/1856 22/05/2011 3/02/1977 13/03/1874 28/02/2013 21/05/1982 7/02/1890 2/10/2014 3/03/1987 13/06/1904 28/03/2016 21/08/1991 7/11/1917 В этой таблице показаны соответствия моментов времени в трех витках исторической спирали России. Каждый виток разбит на десять эонов, представляющих собой его смысловые этапы развития. Почему именно десять эонов в каждом витке, это уже выходит за рамки содержания данной статьи. Далее зададимся вопросом: можно ли, исходя из сказанного, спрогнозировать, хотя бы приблизительно, будущую границу текущего периода российской истории? Отвечу, не без доли самонадеянности: можно, и не просто спрогнозировать, а легко вычислить. Ход человеческой истории не есть нечто безразмерное, но следует, как и всякий процесс, некоторому скрытому до поры до времени от людских глаз закону, имеющему также и количественное измерение. Присмотримся к длительности первых двух из рассмотренных периодов. Старт эпохе славы дал Петр Первый, начав свою бурную деятельность с Азовских походов. Начнем отсчет со второго, успешного похода (первый был провальный). Это в основном июнь 1696 года. Окончательное завершение имперской эпохи произошло в результате большевистского переворота 7 ноября 1917 года. Итого жизни ее было около 222 лет. Эпоха власти длилась чуть менее 74 лет: 7 ноября 1917 года – 21 августа 1991 года. Видим, что второй период уменьшился по сравнению с первым практически в три раза. Мы же знаем, что время бежит все быстрее! Теперь нам остается предположить, что ускорение времени остается неизменным, и, значит, эпоха денег продлится чуть менее 25 лет. А если быть совсем точным, то вычисления показывают, что финал наступит 28 марта 2016 года. Три периода выбранной Россией судьбы - это три витка скручивающейся логарифмической спирали с шагом, равным трем. Внутренняя структура каждого витка подобна остальным и потому между ними происходят постоянные смысловые переклички, в чем можно легко убедиться, проведя сравнительный анализ периодов. Хотя последний виток еще не завершился, но спираль времени дает возможность заглянуть одним глазком в наше общее будущее, которое резонирует с соответствующими секторами прошлых периодов. Например, нечто, перекликающееся с «перестройкой», начнется в феврале 2014 года и продлится два года, а перед этим в течение почти двух лет будет полоса реакции, время завинчивания гаек. Отсюда нетрудно догадаться, кто в 12-ом году станет президентом. Также можно предположить, что Ходорковский выйдет на свободу в сентябре 2014 года. Воронья слободка скорее всего сгорит, но что будет потом, после того, когда ничего не будет? Сегодня о дне послезавтрашнем можно только гадать. Может, козы будут пастись на космодромах и ядерных полигонах, может, дикий гунн будет бродить среди пепелищ на месте больших городов… А может, если без чрезмерной апокалиптики, распавшиеся куски страны соберутся со временем в конфедерацию или ассамблею земель и начнется трансисторическая эпоха России. Кто знает. Мне же все чаще приходят на ум слова Томаса Джефферсона: «Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну». Виталий Ковалев 24.05.2011 Переход к мониторингу времени Мониторинг времени В статье В. Ковалева "Россия: три искушения" рассматривалась спираль истории России начиная с петровских времен. В откликах читателей были просьбы к автору более подробно показать витки спирали и вообще переклички эпох славы, власти и денег. Понимая, что такая задача может быть выполнена лишь в рамках объемной работы, автор решил ограничиться наблюдением за событиями завершающегося отрезка текущего витка спирали, а также определением соответствующих им событий и изменений в предыдущих витках. Итак, начинаем здесь мониторинг времени последних трех эонов переживаемого нами периода российской истории, который завершится, по-видимому, в марте 2016 года. Будем шаг за шагом следовать за развертыванием сущности нашей эпохи и свертыванием ее бытия. Каждый сможет со временем убедиться в том, как взаимодействуют прошлое и будущее в настоящем и как наша субъективность, преследуя свои цели, реализует, вместе с тем, объективный ход истории. Излишне говорить, что ничего подобного предпринимаемому здесь мониторингу времени ни в Интернете, ни где-либо еще не проводилось. О методе мониторинга Вначале следует рассказать об основных особенностях метода, благодаря которому стал возможен мониторинг времени. Будем исходить из простых и очевидных оснований, имеющих как философский, так и эмпирический характер. 1. Неизменность и изменчивость всегда связаны некоторой мерой, которая иначе зовется законом. Без этого все бы в мире распалось, и тем более связь времен...........

Сыресь Боляень: Парсте невтезь Россиясь... Сон те сёрмадовкстомонтькак, арсян, эрьвась соды - шкась кадовсь аламо. Тёкшмелесь весе раськетнень те кирдивиень пенть эсь ушодовксокс велявтомс. Ды вана кода, теде кортамс эряви. Паряк тема панжомс аволь берянь улевель?

Маол: "Этой публикации уже 15лет." А ловнуви, пек фотось апокшке. Кода содан, рф-нь "каладомадо"/"аппокалиптодо" кортыть 90-е иетнень саезь, ды вана сё эзь каладо.

Ариис-В: Маол пишет: А ловнуви, пек фотось апокшке. чаштык комп. лия прогаммас ды тосо покшолгавтык.

Эрзянь нилькс: Паро морось! http://www.odnoklassniki.ru/dk?cmd=logExternal&st.cmd=logExternal&st.name=917695152132&st.link=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DG2u3hK_ws6A%26context%3DC38b2f02ADOEgsToPDskLKsLeNR6WWsO3jFubWqaom&tkn=4616&st._aid=Groups_Themes_All_openLink

Эрзянь нилькс: Жаль, что автор использовал экзоэтноним "Мордва"... Т. Н. Охотина Способы охоты у мордвы в XVIII–XX века УДК 39(=511.152) + 639.1 Охота как одно из основных занятий мордвы до сих пор не являлась предметом специального изучения. В статье на основе архивного и полевого материалов подробно рассматриваются способы охоты, характерные для мордвы. Ключевые слова: охота, мордва, облава, загон, засада, выслеживание, приманка, собака, ловчая птица. Охота – одно из древнейших занятий мордвы, которое было не только важным источником получения продуктов питания, но и пушнины. Звериные шкуры шли на одежду и обувь, выступали в качестве предметных денег, пушнину мордва приносила в жертву своим божествам, ею торговала и оплачивала подати. В документах русского делопроизводства многократно упоминаются принадлежавшие мордве «лесные ухожаи», «бобровые гоны», «лебединые ловли». Орудиями охоты были лук и стрелы, ножи и рогатины, всевозможные ловушки, капканы, позднее – охотничьи ружья. Способы добывания животных делятся на две основные группы: активную и пассивную (добывание животных с помощью всевозможных ловушек без участия охотника). Активная охота требует личного участия в ней охотника в самый момент добычи и может производиться при помощи охотничьих животных (собак, ловчих птиц). В большинстве случаев самый акт добывания животных производится при помощи огнестрельного или холодного оружия [10, 648]. С древности у мордвы существовала охота на птицу и зверя при помощи прирученных и дрессированных животных и птиц. Кости собак находят на многих селищах, а также в документах XVII в. упоминаются «орловые гнезда» [НА НИИГН (Научный архив научно-исследовательского института гуманитарных наук). И-28. Л. 8.]. Сохранились письменные свидетельства о бытовании у мордвы соколиной охоты. Так, фламандский путешественник В. Рубрук, проезжавший в 1253 г. через земли мордвы, наблюдал там соколиную охоту и дал ее описание. «В изобилии имеются у них, – отметил он, – свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы». Во время охоты соколов «носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремень, который висит у него до середины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь» [8, 111]. Ловля дичи с помощью соколов проводилась на открытом, безлесном пространстве, в самых южных районах проживания мордвы – в Самарской, Саратовской, Пензенской и Тамбовской губерниях. Соколы были трех размеров – большие, средние и малые. По цвету перьев их называли серыми и черными. С одними или двумя хорошо обученными соколами ездили по полям, возле леса, рек, озер. Увидев издали птицу (утку, гуся, тетерева), сокола бросали с руки. Он начинал всходить кругами вверх. Когда набирал достаточную высоту, дичь вспугивали – поднимали на воздух. Хищник в этот момент падал на нее сверху, бил грудью. А к ней прижимал крепкие, так называемые приемные когти задних пальцев, которые птица складывала вместе. Когти эти настолько остры, а удар ими так силен, что иногда, попадая по утиной шеи, перерезают ее пополам… На такой ловле надо быть верхом на лошади, так как к месту падения сокола с добычей приходится далеко скакать, чтобы отнять ее, а сокола взять обратно на руку, защищенную толстой кожаной рукавицей [1, 587–588]. Травили также и ястребами-перепелятниками, тетеревятниками. С ловчими птицами добывали чаще всего лисиц, зайцев, волков, хорьков, а из птиц – перепелов, уток, куропаток, гусей и др. Охотились или с одними только птицами, или с ловчими птицами из-под собак [10, 663]. У мордвы широкое распространение получила охота с собакой. Так, в Живописном альбоме народов России за 1880 г. в очерке, посвященном мордве, так описывается охота: «К различного рода звериным или лесным промыслам мордвины до сих пор сохранили особенную страсть. С собакою, ружьем, тенетами и с куском черного хлеба мордвин ходит по целым дням в лесу или по берегам рек и озер, отыскивая зайцев, волков, лисиц и разную дичь» [4, 123–124]. Роль собаки в деле охоты весьма разнообразна, она может: а) догонять видимого зверя, ловить его и задерживать зубами; б) преследовать зверя по указанному ей следу, загонять его на дерево, в нору, ставить на отстой до прибытия охотника; в) самостоятельно отыскивать след и, почуяв или увидев зверя или птицу, как и в предыдущем случае, давать знать об этом охотнику лаем или стойкой; г) нагонять зверя на охотника; д) выгонять животное из чащи, логова и т. п.; е) разыскивать норы и раскапывать их; ж) помогать при охоте на крупного зверя, отвлекая на себя его внимание и давая возможность охотнику выбрать удобный момент для выстрела; з) разыскивать дичь, раненную или убитую; и) подавать последнюю [10, 649]. Мордва для охоты держала борзых или гончих собак. Например, В. Ауновский писал, что «многие из мордвов держат борзых собак,с которыми, а также с ружьями и тенетами охотятся за зайцами, волками, лисицами и стреляют дичь» [3, 4]. С. Архангельский в этнографическом очерке о мордве-мокше подчеркивал: «Леса породили в них охоту к звероловству: куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак. Зимою он нарочно отправляется на охоту травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его» [2, 85]. В отличие от борзой, которая, догоняя, ловит зайца, лису, волка, гончая лишь гонит их. Борзая – собака степей, ее в лесу использовать нельзя. Она не может набрать скорость, достаточную для поимки зверя. Гончие же лесные собаки. Они выгоняют зверя из островного леса, где его уже поджидали борзятники. Работают гончие по зайцу-русаку и беляку, красной лисице, лосю, кабану. При специальной подготовке (нагонке) гонят и волка. Гончие, первые охотничьи собаки, появились ранее борзых, так как первобытный человек был звероловом и жил в лесах. Сталкиваясь с дикими лесными собаками, он часто просто отнимал у них добычу. Позднее, приручив, использовал на промысле [9, 156]. Борзые, также имевшиеся у мордовских охотников, стали известны с появлением татар [9, 53]. Вместе с ними применялись и гончие. Но их роль уже была подчиненной. Татарский способ травли борзыми при помощи гончих стал поворотным в русской и мордовской охоте. С этого времени гончие используются не самостоятельно, а только как помогающие выгнать зайца, лису, волка из лесного острова, затерявшегося среди полей, на лучников и всадников с борзыми, которые догоняли зверей. Брали, как выражаются охотники, «по месту» – хватали за горло, уязвимые места и задерживали их до подъезда борзятников. Так продолжалось до появления огнестрельного оружия. Начиная с XIX в., все большее значение приобретает ружейная охота с гончими как самая простая и выгодная. Эта порода снова заняла ведущее положение, вытеснив борзых [6, 74–75]. Так, по материалам этнографической экспедиции в 1925 г. для охоты на медведей и куниц собак держали в с. Промзино Зубово-Полянского района Республики Мордовия (РМ) [НА НИИГН. Л-244. Л. 80], в с. Вечкенино Ковылкинского района РМ была развита охота с ружьем и собакой на зайцев и уток [НА НИИГН. Л-244. Л. 110], в с. Парапино того же района охотники держали гончих собак [НА НИИГН. Л-244. Л. 112]. В с. Жуковка Зубово-Полянского района РМ при охоте на медведя всегда брали собаку – она залезала в берлогу и тревожила медведя, а двое охотников поджидали его у входа [НА НИИГН. И-906. Л. 3]. В настоящее время охота с собаками очень распространена. Так, Луконин Иван Алексеевич (1936 г. р.), житель с. Каменка Атяшевского района РМ, держит гончих собак, Мамаев Иван Иванович (1958 г. р.) из того же села зимой охотится на зайца, лису с гончими собаками, с легавыми на водоплавающую дичь. В с. Кочкурово Дубенского района РМ два брата Самаркин Николай Кульмич (1962 г. р.) и Самаркин Виктор Кузьмич (1955 г. р.) держат три собаки, охотятся на зайца, утку, тетерева. В п. Потьма Зубово-Полянского района РМ Верясов Петр Иванович держит русских гончих до трех штук. Из-под собаки ловят лосей. В с. Никольское Торбеевского района РМ Фалькин Петр Данилович охотится с собакой на волков лис, зайцев. В с. Ельники Ельниковского района Шашанов Николай Степанович (1970 г. р.) охотится с собаками в основном на уток. В с. Колопино Краснослободского района РМ Перякин Михаил Васильевич (1963 г. р.) держит гончую по кличке Туман – с ней он охотится на лису, кабана. В с. Спасское Большеигнатовского района Пестряков Владимир Николаевич (1957 г. р.) рассказал, что зимой на охоту ходят с гончими человека 3–4. Сам он держит одну гончую. Охотятся в основном на лис, зайцев. Макеев Алесандр Алексеевич (1964 г. р.) житель того же села имеет одну гончую, Галянин Владимир Иванович (1944 г. р.) «раньше, когда охотился, держал от двух до четырех гончих собак. Собаки были хорошие – гоняли хорошо. Один раз завел афганскую борзую». В п. Смольном Ичалковского района РМ Буянов Алексей Сергеевич (1927 г. р.) на зайцев, лису охотился с собакой – у него была одна гончая русская. В с. Подлесная Тавла Кочкуровского района РМ держат в основном гончих и лайку [Полевой материал автора (ПМА) 2008–2009 гг.]. Кроме того, мордовскими охотниками использовались различные способы ловли животных без помощи собак или птиц: заганивание животных до утомления на лошади, лыжах или в лодке; скрадывание – подход, подъезд, подползание к животному, на виду у него или пользуясь естественными или искусственными прикрытиями, или отвлекая как-нибудь от себя его внимание с помощью другого охотника или домашнего животного – собаки, лошади и т. д.; облава, загон или нагон на охотника; подкарауливание или засада; выслеживание; выгон животных из убежища или норы и др. Наиболее распространенным способом охоты у мордвы было подкарауливание или засада. Описывая охоту у мордвы, В. Ауновский отмечал их удивительное терпение и неутомимость. «Иногда же, по несколько часов сидят в кустах, или в чаще камыша, почти по пояс в воде, ожидая приближение дичи, и в случае неудачи, переходит на другое место. Описанные приемы продолжаются до тех пор, пока не явится полная надежда на удачный выстрел» [3, 4]. Зная образ жизни животного, мордовские охотники пользовались его привычкой посещать определенное место или проходить по нему. Так в с. Колопино Краснослободского района РМ на лося охотились следующим образом: по их тропе, между деревьями натягивали проволоку, лось бежал, ударялся об нее, и в это время охотники убивали его из ружья. Для такого способа охоты надо было 5–6 охотников [ПМА: Перякин]. Очень часто нападали на медведей, когда они взбирались на бортное дерево [ПМА: Нумолов]. В засаде сидели за естественным прикрытием или в искусственном приспособлении – яме, шалаше или сидьбе и на лабазе (сиденье на дереве); караулят ночью на солонцах, у водопоя, в разное время у нор, луговища и гнезд, на пути перелетов (ловят уток, гусей вертикально расставляемыми сетями – перевесами), переправ через реки, во время брачных игр – на току и тяге. Так, в Кочкуровском районе на барсука охотились следующим образом – близко к норе делали «засидку» на дереве, позицию занимают с обеда и ждут когда барсук окажется около норы, где его и убивают [ПМА: Видяев]. Нередко подкарауливание соединяется с приманкой животных на пищу или приманенных животных, например, хищников на падаль, птиц на ягоды и зерна, и т. п. Так, в Краснослободском районе раньше, когда было много лис, и они подходили близко к селу, на них охотились следующим образом – прятались в колхозные стога, а рядом бросали приманку – обычно дохлого теленка [ПМА: Перякин]. Самцов манят на голос, подражая голосу самок или самцов, маток – на голос детей, хищника – на голос любимой добычи и т. д. Мокши умели удивительно ловко подражать крикам животных. Например, Б. Е. Смирнов в Зубово-Полянском районе записал следующий рассказ Ивана Степановича Моисеева: «Пошли раз постом на глухариную охоту. И один сказал: “Глядите, сейчас зайца позову!” Другие посмеялись над ним, и он отошел чуть в сторону и просил не шуметь. Начал кричать по зайчинному. Да так ловко, как зайцы только умеют. Смотрят, – бежит заяц прямо на них, рядом. Тут и убили зайца» [НА НИИГН. Л-415. Л. 215]. На волков мордва охотилась таким образом: «Садится мужичок зимой в сани и объезжает глухие деревни, от одной к другой. Рядом с ним, тепло укутанный, лежит поросенок. Время от времени его дергают то за уши, то за хвост, чтобы он как можно громче визжал. Волки, чуя добычу, подбегают к саням, а вместо поживы их встречает выстрел» [7, 32]. Манят также живой приманной птицей (охота на селезней с круговой уткой) или чучелами (охота на тетеревов, уток, гусей) [ПМА: Мамаев, Луконин, Самаркин]. Охота загоном, облавой – один из самых распространенных способов добывания животных. Она заключается в том, что один или несколько охотников садятся в засаду или просто поджидают зверя на «лазу», т. е. в том пункте, где он должен, по их мнению, будучи встревожен, пройти; другая же партия – загонщики или кричане – идет с противоположной стороны, оцепив большее или меньшее пространство леса, степи, болота и т. п. и пугает зверя криком, трещотками, постукиванием по деревьям, покашливанием и т. д., выставляя животное на стрелков. Загоном охотятся на копытных животных, медведей, волков, лисиц, зайцев и даже на птиц – тетеревов, рябчиков и проч. Так, мордва с. Оркино Саратовской губернии РМ на Покров же (1 октября), чуть не половина села выходит с раннего утра в лес, и там криком, шумом, гамом и собачьим лаем выгоняют дичь, убивая ее из ружья и палками [5, 694]. Среди мордвы распространена также охота на волков облавой, окладом с флажками. При охоте с флажками место, где, судя по следам, залег волк, окружают шнуром с небольшими красными флажками, подвешенным на кусты или палки в 20 см от снега. Волк боится ярких колеблющихся флажков, поэтому не выходит из окруженного шнуром участка и попадает на охотников [ПМА: Буянов]. Загон животных производится нередко не на стрелка, а на особые приспособления для ловли или умерщвления животных или на непокрытый снегом лед, где они скользят и легко настигаются охотниками. Зверей загоняют в тенета, в особые загородки, в сети. Применялись загоны диких животных в овраги, где можно было заранее сделать засаду или поставить ловушку [ПМА: Тюркин]. Кроме того, охотники сами выслеживали животных без собаки по пороше, по росе, по следам на земле или грязи и т. п. Например, в Большеигнатовском районе охотник Галянин Владимир Иванович за волком бегал четверо суток зимою по следу [ПМА: Галянин]. Таким образом, во время охоты мордва применяла различные способы лова зверей и птиц. Несмотря на то что в XIX в. для этих целей мордвой уже широко использовалось огнестрельное оружие, традиционные средства охоты сохраняли свое значение на протяжении всего XIX – начала XX в. Надо сказать, что в настоящее время ловля дичи с помощью специально обученной птицы ушла в прошлое, в то время как охота с собаками до сих пор остается распространенным явлением. Следует выделить для мордвы два характерных вида охота – активную и пассивную. Охота могла быть коллективной, с применением загона и облавы на зверей, и индивидуальной. Литература 1. Аксаков С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии // Соч.: в 4 т. М., 1956. Т. 4. 2. Архангельский С. Жилища и занятия мордвы: энциклопедический очерк мордвы-мокши // Пензенские губернские ведомости. 1862. № 21. 3. Ауновский В. Этнографический очерк мордвы-мокши // Памятная книжка Симбирской губернии за 1869 г. 4. Живописный альбом народов России. СПб., 1880. 5. Извлечение из историко-географического описания Озерской волости Саратовского уезда, составленного А. Н. Минхом // Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. 6. Калмыков В.И. Жизнь леса: очерки. Саранск, 1998. 7. Лепехин И. Дневные записки путешествия доктора и Академии Наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 годах. СПб., 1772. Ч. II. 8. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука, 1957. 9. Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи… борзые и гончие. М., 1987. 10. Силантьев А. Охота // Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук: в 10 т. СПб., 1902. Т. VI. Полевой материал автора ПМА: Перякин Михаил Васильевич, 1963 г. р., с. Колопино Краснослободского района, записи 2009 г. ПМА: Нумолов Виктор Алексеевич, 1954 г. р., с. Лесное Ардашево Темниковского района, записи 2008 г. ПМА: Видяев Евгений Николаевич, 1958 г. р., с. Подлесная Тавла Кочкуровского района, записи 2008 г. ПМА: Мамаев Иван Иванович, 1958 г. р., п. Атяшево , Луконин Иван Алексеевич, 1936 г.р., с. Каменка Атяшевского района, Самаркин Виктор Кузьмич, 1955 г. р., с. Кочкурово Дубенского района, записи 2008 г. ПМА: Буянов Алексей Сергеевич, 1927 г. р., п. Смольный Ичалковского района, записи 2009 г. ПМА: Тюркин Вячеслав Сергеевич, 1948 г. р., п. Потьма Зубово-Полянского района, записи 2009 г. ПМА: Галянин Владимир Иванович, 1944 г. р., с. Спасское Большеигнатовского района, записи 2009 г. Статья поступила в редакцию 24.08.2010 г.

volgin Andrei: Из газеты "Эрзянь Мастор" знал, что у нас в Татарстане есть такая река - Эрзя, но не знал где именно. А на днях, по пути в г.Бугульму под г.Альметьевском случайно увидел этот знак. Название реки неслучайно, так как невдалеке расположено с.Калейкино, тоже эрзянское. P.S. Как видим у татар проблем с переводом имени собственного: "ЭРЗЯ" с татарского языка на русский нет, в отличие от аналогии с эрзянского языка на русский...

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Как видим у татар проблем с переводом имени собственного: "ЭРЗЯ" с татарского языка на русский нет, в отличие от аналогии с эрзянского языка на русский... Не только у татарского народа нет этой проблемы. НИ У ОДНОГО НАРОДА, КРОМЕ РУССКОГО, нет этой проблемы. Только русские переводят два слова, ЭРЗЯ и МОКША, одним экзоэтнонимом-кличкой "мордва". Велик, но слаб русский язык.... Мы должны помочь и будем помогать русским в правильном переводе этих слов. И татары им уже помогают....

Инзейне1: volgin Andrei пишет: P.S. Как видим у татар проблем с переводом имени собственного: "ЭРЗЯ" с татарского языка на русский нет, в отличие от аналогии с эрзянского языка на русский... Зато в самой республике Мордовия с этим проблемы..................

volgin Andrei: Инзейне1 пишет: Зато в самой республике Мордовия с этим проблемы.................. Ялгат, 4 марта выборы президента РФ. Вот как выглядит фасад одного из избирательных участков в Республике Татарстан. Как видим отдельно имеется табличка с информацией о выборах, дате и времени голосования на русском и отдельно на татарском языке. Как обстоят дело с правом эрзян в Мордовии на получение информации на родном и одном из государственных языков РМ в ходе подготовки к выборам 4 марта? Присылайте фото Ваших избирательных участков!

Эрзянь нилькс: ПОЗДРАВЛЕНИЕ эрзянскому рунопевцу – Александру Марковичу Шаронову, создателю эрзянского эпоса «Масторава». Александр Маркович Шаронов 18 февраля отмечает своё 70-летие. Эрзянская интеллигенция, просвещенная общественность Эрзя народа поздравляет эрзянского рунопевца с юбилеем и желает ему здоровья, благополучия, долгих лет жизни и новых творческих успехов. «Масторава» — эпос Эрзя народа, как и имя Александра Марковича, уже широко известны Эрзя народу, всем, кто интересуется культурой нашего народа. Великая книга разошлась по рукам и домам эрзян, всех, кого интересует эрзянская история и мифология. Её читают на эрзянском, мокшанском, русском, венгерском языках. «Масторава» - это гуманитарное открытие рубежа 20-21 веков. «Масторава» - свидетельство огромного интеллектуального потенциала эрзянского народа, способного выдвигать рунопевцев мирового значения, каким проявил себя наш современник Александр Маркович Шаронов, гордость эрзянского народа. «Масторава», её содержание, её замечательный песенный поэтический язык дали огромный толчок росту национального самосознания и самоуважения эрзянского народа. Эпос «Масторава» - это «пургине кев», гром камень, гранит (с эрз.) в фундаменте эрзянской культуры. Искры этой национальной сокровищницы, искры красоты, света и знаний об истории, религии, философии, культуры и мировоззрения Эрзя народа освещают жизненный путь тех эрзян, которые встали на путь борьбы за сохранение имени и языка своего народа. Александр Маркович Шаронов совершил великий гражданский и творческий подвиг, создав «Мастораву» во времена, когда во весь рост встала опасность полного исчезновения языка и народа Эрзя. За этот подвиг Александру Марковичу - эрзянская честь, почёт и слава! С юбилеем, дорогой Александр Маркович! Фонд «Руця».

Ильконь Микай: От истоков до наших дней. [газета "Лениногорские вести" № 13 (12420) от 17.02.2012 г.] 13 февраля текущего [2012] года в селе Мордовская Кармалка [Лениногорский р-н, Татарстан] на базе сельского Дома культуры прошёл конкурс "Народные истоки", где активное участие приняли учащиеся и сотрудники школы. Особенно отличились О Чикардова (учитель биологии) и ученица 6 класса А. Моисеева. Много интересного было сказано о предметах старины, которые доставались из бабушкиного сундука, о народных обычаях. А как красиво звучали старинные песни в исполнении наших бабушек! И с каким интересом слушали их дети! И это не удивительно, ведь основной контингент учащихся - эрзя (87%). это единственная школа в районе, где изучается эрзянский язык. В начальных классах обучение ведётся по учебному плану с этнокультурным компонентом преподаётся родной язык по 4 часа в неделю. Особое внимание у нас уделяется национальному воспитанию. Ежегодно в апреле проходит декада родного языка, к которой учащиеся начинают готовиться заранее - за 2-3 месяца. За это время они выпускают газеты, проводят различные игры, конкурсы, олимпиалы; готовят альбомы с очерками из жизни известных людей. Имеется и уголок эрзянского языка: "И старину в деревне хранят, как предков зов", который регулярно обновляется. Очень интересно, увлекательно проходят встречи с представителями интеллигенции из республики Мордовия на базе школы. Наши учащиеся активно участвуют в различных национальных мероприятиях. Среди них есть победители-призёры в конкурсах декоративно-прикладного творчества "кукла в национальном костюме", в городском - "Я люблю свою песню" и т. д. В 2011 году участники детского фольклорного ансамбля "Пизёлне" отмечены Грамотой Председателя Ассамблеи народов Татарстана Ф. Х. Мухаметшина. Наша выпускница В. Венедиктова учится в столице Мордовии - Саранске в педагогическом университете, и мы гордимся её успехами. О. Кириллова Директор Мордва-Кармальской школы.

Эрзянь нилькс: Ильконь Микай пишет: Имеется и уголок эрзянского языка: "И старину в деревне хранят, как предков зов", Рузонь кельсэ?

Инзейне1: [b] Наумова Виянанень-нуцькань туртов,покштянзо пельде чачома чинзэ кувалт. Кавто тежат кеменце иестэ, Даволковонь кемкавтовоце чистэ Чачсь монь вечкевикс нуцькинем. Горниповнем,баягинем. Пазонь кедьсэ минь вешинек Эрзянь мазый лем тонеть. Чачить,вечкевикс эйденек, Пек кенярдынек минь тонеть Лем Вияна теть путынек- Тетят,ават ды покштят .Пек витевсь минек меленек- Лия лемть арасть истят. Ванодо,ловнодо,эрзят Кодат улить эрзянь лемть! Виев тейтерне чачсь,эрзя Касы-теи паро тевть. покштят арси паро тонеть, Ливтнек нармунькс,раштавт кельс. Гайневтика тиринь келенть Мик омбо масторонь пес. Кадык содыть:улить эрзят, Сынст эрямс ули мелест Кадык содыть:неть эрзятне Пек вечксызь эсест келест. Тон, Вияна,монь нуцькинем, Саик эрзянь коенть кедьс. Тон,Вияна,монь мазыйнем, Совавтык сонзе седейс. Кандт эйсэнзэ верьга-верьга, Ульть,нуцькинем,превеекс, Ульть тон шумбра,ульть мазыйка, Эрзянь моронь цековнекс. Арсян шумбрачи ды вий теть, Ламо тевть учить эйсэть. Сырнень горобия превть теть, Теемс сатозо моцеть. Алёксань Ергине Александр Наумов.

Инзейне1: Алёксань Ергине-Александр Алексеевич Наумов, кедьсуров алкуксонь эрзя, сон аволь ансяк паро чувтсо керсиця ды пек парсте тейни эрзянь каштомот . Секскак сонензэ эрзятне эрьва Раськень Озксонь анукстамостость энялдыть валомс штатолонть, эри Эрзянь Мастор, Покш Игнад велесэ.

Инзейне1: Инзейне1 пишет: Алёксань Ергине-Александр Алексеевич Наумов, кедьсуров алкуксонь эрзя, Ванодо,эрзят,кенярдодо ,кодамо минек ули эрзятнень ютксо кедьсуров ломань.

Эрзянь нилькс: Наш корреспондент сообщил: А. М. Шаронов отметил свой юбилей. 18 февраля создатель эрзянского героического эпоса "Масторава" А.М. Шаронов отметил свой юбилей - 70-летие. С юбилеем эрзянского рунопевца поздравили: Инязор Пиргуж, Исполком Эрзянь Инекужо, Эрзянь Атянь Эзем, Эрзянская независимая газета "Эрзянь Мастор", Фонд спасения эрзянского языка, Фонд "Руця", "Эрмезь" - объединение эрзянских резчиков по дереву, Интернет форумы "Мелькужо "Эрзянь Мастор", "Эрзянь вал", "Контактсо", многие эрзяне опубликовали в Интернете или прислали личные поздравления. Александр Маркович был приглашен в редакцию газеты "Эрзянь Мастор", где и прошло чествование юбиляра. (Власти мордовской республики, официальные АФУНы-МАФУНы юбилея не заметитили. Не заметили юбилей Александра Марковича и некоторые Интернет-ресурсы, заявляющие, что являются эрзянскими.)

Эрзянь нилькс: Ялгат, сравтынк те Пшкадеманть эрьва кува. Пачкодезэ эрьва эрзянть сельмензэ икелев, совазо эрзянь превс ды оймес. Обращение Исполкома Эрзянь инекужо – Конгресса Эрзя народа. К эрзянскому народу, к руководителям эрзянских общественных организаций, старейшинам, главам эрзянских сёл и поселений, администраторам эрзянских интернет форумов и сайтов, эрзянских журналов и газет, активистам эрзянского национально-культурного движения, эрзянскому учительству и студенчеству, главам эрзянских родов и семей. Эрзят, ялгат! В 2012 году планируется проведение 4-го Конгресса Эрзя народа – Эрзянь Инекужо. Целью Конгресса является оценка нынешнего состояния и проблем нашего народа, путей сохранения его численности, языка и культуры. Конгресс будет проводиться в полном соответствии с законодательством Российской Федерации о проведении собраний. Успех подготовки и проведения Конгресса, его легитимность, правильность его решений, будет зависеть от активной позиции и участия в его подготовке каждого гражданина эрзянской национальности. На Конгресс приглашаются все эрзяне, независимо от политических и религиозных убеждений. Делегаты на Конгресс могут выбираться от эрзянских поселений, общин, организаций, Интернет сообществ, творческих и трудовых коллективов. Могут рассматриваться и индивидуальные заявки на участие в Конгрессе. Организационные документы к Конгрессу готовит Оргкомитет по подготовке к Конгрессу и действующий Исполком Эрзянь Инекужо. Документы публикуются в Интернете на эрзянских сайтах и в газете «Эрзянь Мастор». Задача номер один сейчас – проведение выборов делегатов и подача заявок на участие в Конгрессе. Эрзят! Ялгат! Включайтесь в подготовку 4-го Конгресса Эрзя народа! Ждём от вас активной позиции и участия. Помните, что судьба и будущее Эрзя народа зависит от каждого эрзянина и эрзянки. По всем вопросам подготовки Конгресса Вам ответят по телефонам: 8 834 2 24 28 65, 8 921 151 00 35. С уважением Исполком Эрзянь Инекужо 24.02.2012.



полная версия страницы