Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Эрзянь нилькс: Erzinform сообщает: Эрзяне не понимают позицию эстонского представителя в МККФУН. На заседании ММКФУН, состоявшегося в Ижевске, эстонский представитель Андрес Хейнапуу высказался о том, что делегация от Эрзя народа на 6-й Международный конгресс финно-угорских народов должна быть согласована с властями Мордовии и мокшанской делегацией. Так как подобные «согласования» не предусмотрены Регламентом предстоящего Конгресса, то эстонский представитель фактически выступил за создание мордовско-мокшанского фильтра для делегации от Эрзя народа, который может привести к подмене эрзянской делегации «мордовской». Позиция эстонского представителя в МККФУН идёт в разрез сложившимся многолетним конструктивным эрзяно-эстонским отношениям. Эрзянские организации в 90-х годах выступили в поддержку провозглашения независимости Эстонии. Эстонцы приглашаются на эрзянские Раськень Озкс, эрзяне в Эстонии имеют возможность свободно проводить Эрзянь келень Чи – День эрзянского языка. Позиция эстонского представителя в МККФУН, придерживающегося мордвинизаторской концепции «единого мордовского народа», может стать препятствием для участия делегации Эрзя народа в качестве полноправного и равноправного участника международного финно-угорского сотрудничества. Исполком Конгресса Эрзя народа-Эрзянь Инекужо.

Эрзянь нилькс: "Эрзиана" эрзянь литературань Интернет-вальмань ветицясь вешни лездыця од эрзянь ломантнень ютксто. Кинь ули мелезэ кундамс те тевентень, пшкадеде тезэнь: tatianarot@yandex.ru

Эрзянь нилькс: В Тарту издан учебник эрзянского языка 23.04.2012, 09:50 — administrator Finugor В Тарту (Эстония) издан учебник эрзянского языка. Об этом сообщает учреждение Fenno-Ugria (Таллинн). Учебник преподавателя Тартусского университета Нины Аасмяе «Кортатано эрзякс» состоит из десяти частей, где представлены тексты для чтения, знакомящие с прошлым и настоящим эрзянского народа. Разъясняя грамматику и другие учебные материалы, автор использует сходства и особенности эрзянского и эстонского языков. В конце учебника даны эрзянско-эстонский и эстонско-эрзянский словари, которые учащийся может использовать при индивидуальном чтении. В учебнике использован латинский алфавит в финно-угорской транскрипции. В вводной части уделено внимание использованию кириллицы в эрзянском письменном языке. Учебник предназначен для эстонских и других финно-угорских учащихся. Он прекрасно подходит для проведения курсов по эрзянскому языку, а так же для самостоятельного изучения. Издание учебника поддержали Программа родственных народов и министерство образования и науки Эстонии. Учебник эрзянского языка выпущен в серии изданий Центра коренных финно-угорских народов имени Пауля Аристэ Тартусского университета, в рамках которого выпускаются на разных языках учебные материалы, научные исследования по уральским языкам и культуре уральских народов. .


Олен1:

volgin Andrei: В воскресенье 22 апреля 2012 прошел 3-й отчетный концерт ансамбля народного творчества «Моро», созданного на основе самой молодой национальной общины Набережных Челнов-мордовской. Уж, простите за употребление грубоватой терминологии, но стараюсь излагать максимально приближенно к действительности. И община-«мордовская», и ансамбль-«мордовский». Как сами себя называют. Кшуманцянь Пиргужа на них не хватает… Хотя правильнее было бы именоваться и общине и ансамблю «Эрзяно-русский», потому что там представители и эрзя и русского народа. Нет, точнее: «Русско-эрзянский», потому что из 13 человек участников трое-эрзя, остальные-русские и, что интересно, один парень: Ренат Ибрагимов-татарин! Вот это конечно, интересно, как 25 летний молодой человек оказался в составе «Моро», какие мотивы им двигали, что его привлекло?! Ведь с чего татарин будет петь по-эрзянски? Надо поинтересоваться на досуге у Рената. Давно уже хотел. Кстати и телефон для этого от него взял. Помню еще три года назад среди участников ансамбля он был самым молодым по возрасту, самым высоким, худощавым и черноволосым парнем. Таковым и сейчас остается. Помню, что он свободно исполнял эрзянские народные песни в группе с другими исполнителями. В сольной программе, красиво спел «Мон ардан кудосо». Пожалуй, это было самым лучшим и чистым исполнением на эрзянском языке из всего репертуара «Моро». Во-первых: потому что слова пелись отчетливо и не терялись в многоголосье других солистов, и не надо было напрягаться чтобы их разобрать, во- вторых Ренат пел свободно без напрягов в голосе, в-третьих –это более современная песня и на фоне народных песен -запоминающаяся. Дорогого стоит его послушать! Впервые слышавшему и в голову не пришло бы что Ренат поет на неродном незнакомом ему языке. Честно говоря, в далеком 2010 году на первом концерте «Моро» мне было немного не по-себе, что культуру и язык нашего народа поддерживают люди другой национальности. До какой-же степени надо быть приниженным в статусе, чтобы дело сохранения и пропагандирования народной культуры взяли на себя другие народы? От грусти, чтобы подсластить горечь нараставшего разочарования от несбывшихся надежд напитаться энергии на основе эрзянской речи стал «хулиганить» в зале и при каждом исполнении русской песни шептать на ухо авай, сидевшей впереди: «Вот, опять по-мордовски запели…». А после исполнения очередной эрзянской песни под шум аплодисментов впротивовес доносившимся от некоторых: «Браво!» специально кричал: «Вадря-я-я-я! Паро-о-о!». Услышан ли был, уж не знаю... Говоря об эрзянской и русской части репертуара ансамбля в прошлые годы их соотношение было примерно 50 на 50. Но вот в этот раз русских было больше и песен эрзя в соотношении с русскими было примерно 30 на 70%. В динамике эта тенденция не очень положительная, но нельзя забывать, что «Моро»-коллектив творческий, а не политическая организация, в которой формируется общественное мнение на различные вопросы жизни эрзя-народа. Хотя определенное мнение о «мордовскости» нашего народа у слушателей данный коллектив все-таки формирует. Естественно, данное мнение никому не навязывается: не хочешь слушать-не слушай, насильно никто не заставляет. Но скорее это от незнания, чем от злого умысла. Поразительно, но при всем уважении участников и руководителей ансамбля к эрзянскому языку, посильной возможности его популяризации они не имеют представления о проводимых периодически Эрзянь келень чи и Озксах. При всей широте географии их гастролей и связях с общинами из других регионов иногда мне кажется, что они не могут вырваться из порочного круга навязанных штампов, взглянуть на мир иными глазами. Всё есть, и люди, и горящие глаза и готовые к общению души. Кшуманцянь Пиргужа не хватает! Чтобы сказал свое веское слово, чтобы направил на путь истинный… Чего уж говорить, старшее и среднее поколение, кое-как представленное в лице трех солистов и председателя общины родились и воспитаны во времена Советского Союза и недостатка товаров, когда особого разнообразия мнений не приветствовалось, а имевшееся понятие об эрзя-народе как зерно национального самосознания было в большом дефиците и зачастую скрывалось за тяжёлыми замками лагерных амбаров... Тем не менее, прявт общины-Николай Федорович Буравов и еще несколько достойных людей делают: что в их силах в соответствии с их понятиями, чтобы эрзяне не растворились бесследно среди других народов, чтобы они встречались и общались. Не было бы их-не было бы красивых гастрольных костюмов, сшитых в традициях эрзянского народного творчества, не было и идеи ансамбля, не было бы и светлых лиц зрителей, приходящих на их концерты. Зрители, надо сказать, пожилые в основной своей массе женщины, бабушки. Молодежь, наверное только я, ды Ибрагимов Ренат…Но это не страшно, на концерты Галины Хомчик, например, приходит тоже много пожилых дам. Поэтому присутствие определенной категории населения на выступлении артистов-вопрос личных предпочтений в творчестве, нежели показатель роста национального самосознания. Как бы то ни было, надо понимать, что «Моро»- единственная площадка в городе, с которой вживую доносятся до слушателей песенное творчество на эрзянском языке. Думаю, что это достойно уважения. Напомню, что «мордовская» община самая молодая в г.Набережные Челны, ей всего 6 лет. Конечно, одних песен недостаточно, но отмечу положительную тенденцию. «Моро» ищет молодые таланты, чтобы раскрыть их на концертной площадке. Я надеюсь. Вот внучка одной из солистки с бабушкой дуэтом спели «Ков ава яки менель киява». Будем считать своего рода воспитание подрастающего поколения, введение в язык и традиции, я надеюсь… На отчетный концерт 22.04. собралось не очень много зрителей. Возможно повлияла теплая погода и открытие дачного сезона. Первый ряд кресел, предназначавшихся для высоких гостей из управления культуры пустовал. Приглашенные гости не приехали и их место заняли внуки зрителей и участников ансамбля. А после выступления в зале приемов Дома дружбы народов «Родник» (г.Набережные Челны) состоялся небольшой фуршет, в котором благодарные зрители и предствители ансамбля за фужером с минеральной водой имели возможность встретиться и пообщаться в неформальной обстановке, попеть песни. Авай очень понравилось, у нее 22.04 был день рождения и я видел что ей интересно и она комфортно себя чувствовала среди своих. Хорошо, если ей хорошо. Попытался донести какие-то мысли до руководства общины. Но некоторые критические замечания, незнание языка предков и молодость по сравнению с собеседниками, коим в сыновья годился мешали. Разговор не очень клеился. Нет, честно, Мусалева действительно в этот вечер не хватало! ансамбль "Моро" с внуками Дядя Калаганонь Керяза-Иван леляй и зам.пред. общины Моркачева М.В. Прявт Буравов Н.Ф., вить енов ,кинень авась-аздаса.

Эрзянь нилькс: Парадоксы "мордовско-мокшанского" поведения и логики в ККФУН. Цитата с сайта Finugor: "Когда на одном из заседаний Консультативного комитета финно-угорских народов был поднят этот вопрос ( о списке, представленном Эрзянь Инекужо. Прим. Админ), представитель мокшанского народа, министр культуры Мордовии Петр Тултаев сообщил, что они не признают «Эрзянь Инекужо» как организацию, представляющую эрзянский народ. Он заявил, что движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа является главным организатором, и что в их списке делегации присутствует несколько человек, которые есть в списке, представленном эрзянами-оппозиционерами. Было обещано также, что списки дополнятся, туда войдут еще несколько представителей Конгресса эрзя народа. Представители мордвы говорили, что они примут в делегацию эрзян еще и в качестве наблюдателей." Комментарий: В этих противоречиях - суть мордовского "диалога" с эрзянами.... 1. Самое интересное в этой цитате: мокшанин Пётр Тултаев присвоил себе право решать, какая эрзянская организация может представлять Эрзя народ... Это ничем не обоснованное вмешательство чиновника-мокшанина во внутренние дела Эрзя народа. 2. Мокшанин Пётр Тултаев, конечно, имеет личное право не признавать эрзянскую организацию Эрзянь Инекужо. Но как представитель Мокша народа в ККФУН он этим самым вмешивается во внутренние дела Эрзя народа. Что полностью противоречит документам ККФУН. 3. "Мордва" не имеет права "принимать" или не принимать эрзян в состав делегации от Эрзя народа. Делегация от Эрзя народа формируется не мокшанином Петром Тултаевым, не "мордвой", а только эрзянами, эрзянскими общественными организациями. 4. При этом ни одна эрзянская организация: - не чинит никаких препятствий и препонов для формирования полноправной и равноправной мокшанской делегации на 6-й Всемирный конгресс финно-угорских народов, - не заявляет о не признании какой-либо мокшанской организации или её признании, - не присваивает себе право "принимать" или "не принимать" в состав делегаций мокшан, не называет никого из мокшан "оппозиционерами" или "единомышленниками", так как это - внутреннее дело мокшан. Если цитата правильно отражает позицию мокшанского представителя в МККФУН, то она не только не соответствует, но и полностью противоречит принципам самостоятельности каждого народа как равноправного и полноправного участника междкнародного финно-угорского сотрудничества. Мордовско-мокшанский прессинг по недопущению делегации от Эрзя народа нарастает: "Мордва" выслала свои анкеты некоторым делегатам, представленным на финно-угорский конгресс от Эрзянь Инекужо (Конгресса Эрзя народа), предполагая, что они согласятся представлять на нём не Эрзя народ под эрзянским флагом, а "единый мордовский народ" под флагом Мордовии.

Эрзянь нилькс: Erzinform: Мордовский «диалог» с «эрзянскими активистами» приобрёл форму переманивания эрзянских делегатов в мордовский список. Некоторые эрзяне, выдвинутые делегатами и наблюдателями на 6-й Всемирный конгресс финно-угорских народов от Эрзя народа исполкомом Конгресса Эрзя народа-Эрзянь Инекужо, неожиданно получили для заполнения анкеты от МОРДОВСКОЙ организации. Интересно отметить, что мордовская организация обратились к тем эрзянам, которые проживают в пределах Мордовии, работают в бюджетной сфере и чья карьера напрямую зависит от отношения к ним властей Мордовии. Переход в список мордовской делегации де факто означает поддержку политики мордвинизации Эрзя и Мокша народов, основной целью которой является создание «единого мордовского народа» и уничтожение эрзянского и мокшанского языков под прикрытием проекта создания ЕМЯ (единого мордовского языка)» В Исполкоме Конгресса Эрзя народа пока нет заявлений с отказом от участия в списке делегации от Эрзя народа, утвержденной Исполкомом Конгресса Эрзя народа и Фондом спасения эрзянского языка.

Эрзянь нилькс: Истя, эрзят, тенек эряви важодемс эрьва кува! http://finugor.ru/node/23356

Сыресь Боляень: Ялгат! Течи Эстэнь масторс туи минек пельде ломань. Сон уски сёрма минек пельде Эстэнь раськентень. Путан сёрманть Мелекужос. КИЇВСЬКЕ ТОВАРИСТВО ЕРЗЯНСЬКОЇ КУЛЬТУРИ «ЕРЗЯНЬ ВАЛ» Україна, м. Київ, вул. Повітрофлотських проспект, б. 36, оф. 85. erzianjwal@i.ua ugraina@online.ua Шановні уповноважені Естонського уряду! Високоповажні представники вільних громад естонської нації! Уважаемые полномочные Эстонского правительства! Высокочтимые представители свободных объединений эстонской нации! По поручению эрзянской общественности, собрание которой состоялось в Киеве (Украина) 20 апреля 2012 года, информируем вас о следующем. Накануне проведения 6-го Всемирного Конгресса финно-угорских народов, который состоится в Венгрии в сентябре поточного года, для представителей Эрзя народа сложилась критическая ситуация. Как известно, Эрзя народ, пользуясь конституционным правом, отрицает свою принадлежность к мордовскому народу, под именем которого самоопределились в Республике Мордовия два народа – мокшане и эрзяне. Несмотря на это, официальные власти Республики Мордовия Российской Федерации прибегают к различным способам, дабы поставить под сомнение данную позицию Эрзя народа (она ясно изложена в документах представительского органа – Эрзянь Инекужо). Одним из инструментов нейтрализации движения Эрзя народа и его права на представительство на 6-ом Конгрессе финно-угорских народов стало требование согласовывать участников делегации с официальными лицами Республики Мордовия. Тогда как в положении о ВКФУ четко указано: делегации представляют народы, а не государства или правительства. К сожалению, позицию официальных лиц Республики Мордовия разделяет часть организаторов Конгресса и, в частности, эстонский представитель Андрес Хейнапуу. Он высказался о том, что делегация от Эрзя народа на 6-й Международный конгресс финно-угорских народов «должна быть согласована с властями Мордовии и мокшанской делегацией». Так как подобные «согласования» не предусмотрены Регламентом предстоящего Конгресса, то эстонский представитель фактически выступил с позиций официальных лиц Мордовии, которая ведет к подмене эрзянской делегации «мордовской». В Исполкоме Конгресса Эрзя народа пока нет заявлений с отказом от участия в списке делегации от Эрзя народа, утвержденной Исполкомом Конгресса Эрзя народа и Фондом спасения эрзянского языка. Поэтому обращаемся к полномочным представителям Эстонии и эстонской общественности оказать поддержку стремлению Эрзя народа сформировать собственную делегацию на 6-ой Конгресс финно-угорских народов, а также предостерегаем от попыток официальных властей РФ внести смуту и неразбериху в Эрзянский вопрос на данный момент. Общество «Эрзянь Вал» от лица украинских эрзян благодарит эстонский народ за поддержку финно-угорских собратьев, которые пребывают в границах Российской Федерации. Отдельная благодарность за выпуск на средства Эстонского государства учебника по эрзянскому языку, который даст толчок для развития эстонской эрзянистики и горизонтальных связей между эстонским и эрзянским народами. С верой в поддержку и понимание нужд народа Эрзя: Боляень Сыресь, председатель киевского общества эрзянской культуры «Эрзянь Вал»; Чипелень Митряй, 1-ый заместитель председателя общества «Эрзянь Вал»; Ожомасонь Кирдя, пресс-секретарь общества «Эрзянь Вал». Київ, 25 квітня 2012 року Информация о киевском обществе эрзянской культуры «Эрзянь Вал». Общество основано в Киеве в 2008 году гражданами Украины. Общество представляет интересы более 9,000 представителей эрзянского народа, проживающих в Украине. Председатель общества – Боляень Сыресь (Александр Болькин). «Эрзянь Вал» активно занимается общественной работой: проводит Дни эрзянского языка, участвует в жизни национальных общин Украины, принимает участие в информационных передачах украинских СМИ, популяризируя наследие народа Эрзя, а также заявляя о его политических целях национального самоопределения. Председатель общества является администратором самого крупного интернет-сообщества эрзян (Эрзянь Вал), в котором состоит 5 285 людей эрзянской национальности. На протяжении 2012 года запланирована регистрация всеукраинского общества «Эрзянь Вал», в состав которого войдут краевые организации эрзян из 15 областей Украины.

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Сон уски сёрма минек пельде Эстэнь раськентень. Вадрясто, Сыресь. Минь кучсынек сонзэ ККФУН-с ды Хельсинкив, ККФУН-онь штаб-квартирас. А карматадо тень каршо?

Сыресь Боляень: Нама, те паро тевесь ули!!!

Инзейне1: Сыресь Боляень пишет: Сон уски сёрма минек пельде Эстэнь раськентень. Челяба ошонь эрзятне тынк марто.

Инзейне1: Вана истя тештить 1 панжиковонь чисть Красноярск енксонь Лесосибирск ошонь эрзятне,эрзянь коцт марто.Пичай лелясь сынст ютксо....

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Красноярск енксонь Лесосибирск ошонь эрзятне,эрзянь коцт марто.Пичай лелясь сынст ютксо.... Сюконямот, эрзят, минек раськекоцтонть невтеманзо кис.

Эрзянь нилькс: Кува, кода эрзятне ютавтызь Эрзянь келень Чинть, ловнодо тестэ:= Где, как прошёл День эрзянского языка, читайте здесь: http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php Эсь мельсэ эриЙ "Эрзянь Мастор" кулялопась, 2012 ие, чадыков, 30 чи = Независимая газета "Эрзянь Мастор" от 27.04.12.

Эрзянь нилькс: ККФУН проигнорировал список делегации от Конгресса Эрзя народа. Информация из Интернета: Мордовская делегация примет участие в VI конгрессе финно-угорских народов На прошлой неделе в Ижевске состоялось организационное заседание по подготовке VI Всемирного конгресса финно-угорских народов, который пройдёт с 4 по 8 сентября 2012 года в венгерском городе Шиофок. В частности, обсуждался вопрос о делегировании представителей угро-финнских народов, проживающих в различных регионах России и других странах. Сложность формирования делегаций обусловливается дисперсностью расселения. Допустим, мордва – эрзяне и мокшане – живут практически по всей стране, в том числе компактно – в 15 регионах РФ. Поэтому выдвижение кандидатов от каждого народа осуществлялось ещё зимой. О том, как велся отбор делегации от мордвы, «ИМ» попросили пояснить председателя исполкома и совета Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Михаила МОСИНА. - В соответствии с положением Устава после предварительного обсуждения на местах кандидатуры утверждаются советом Межрегионального общественного движения мордовского народа, который является высшим органом общественного движения мордовского народа между съездами. 12 февраля прошло заседание совета, посвящённое утверждению состава делегации на Конгресс. Из 55 членов совета Движения присутствовало 46. То есть имелся кворум, позволяющий считать решения данного собрания по означенной повестке дня правомочными. - А большим получилось представительство? - Согласно решению Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН), составы делегаций на протяжении уже двадцати лет формируются в зависимости от численности того либо иного народа. В нашем случае состав мордовской делегации определен в 40 человек: 20 эрзян и 20 мокшан. Плюс наблюдатели. Кстати, мордовская делегация, пожалуй, одна из самых многочисленных. К примеру, от удмуртов на шестой конгресс отправятся 20 участников и 10 наблюдателей. Причем поднимался вопрос о сокращении численности нашей делегации. Однако Глава Мордовии Николай Меркушкин счел целесообразным сохранить именно такое представительство. Здесь важно учесть, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является именно Конгрессом народов, а не территорий, и в мордовскую делегацию мы включили не только эрзян и мокшан из нашей республики, но и проживающих в других регионах страны с компактным расселением мордвы – в Башкортостане, Чувашии, Татарстане, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской областях. - Михаил Васильевич, а по какому принципу отбирались кандидатуры? - Каждая кандидатура в состав делегации предварительно тщательно обсуждалась в региональных и местных национально-культурных автономиях, центрах и других общественных объединениях мордовского народа. При этом учитывалось их конструктивное участие в работе общественных организаций мордовского (мокшанского и эрзянского) народа: какой вклад каждый конкретный человек вносит в укрепление общественного и межнационального согласия на территории Российской Федерации и Мордовии в сохранение и возрождение языков, культуры, духовных и нравственных ценностей, в реализацию национально-культурных запросов мордовского народа. В делегацию включено немало авторитетных ученых - филологов-языковедов, к примеру, лингвист с мировым именем Дмитрий Васильевич Цыганкин, - историков, этнографов, членов и руководителей национальных общественных организаций Мордовии и национально-культурных мордовских автономий и центров, действующих в различных регионах страны, которые активно участвуют в работе многочисленных российских, международных общественных и политических форумов, журналисты печатных и электронных СМИ. Среди делегатов есть редактор детского журнала «Чилисема» Николай Ишуткин, а также известный живописец, заслуженный художник РМ Анатолий Кияйкин, директор Подлесно-Тавлинской ху- д ожественной школы Александр Гаушев, драматург Валентина Мишанина и председатель ассоциации эрзянских женщин «Литова» Раиса Щанкина, директор центра национальной культуры с. Старая Теризморга Старошайговского района Нина Кадерова. А в числе наблюдателей - настоятель церкви Архангела Михаила с. Чукалы Ардатовского района отец Евгений (Самаркин), народная артистка РМ Нина Маркова, художественный руководитель фольклорно-этнографической группы «Васельга» Василий Родионов. Также в состав делегации включена молодёжь – председатель молодежного общественного движения мордовского народа РМ Василий Немечкин, учитель эрзянского языка Саранской гимназии №26 Александр Данильчев, талантливая певица Татьяна Ломакина и наш прославленный олимпийский чемпион по спортивной ходьбе Валерий Борчин. - Голосование велось отдельно по каждой кандидатуре? - Председатель Мордовского культурного Центра «Ялгат» Нижегородской области Михаил Безаев предложил голосовать списком. Со стороны остальных участников заседания возражений не последовало. От тайного голосования общим решением тоже отказались. Голосовали открыто. Мордовскую делегацию на VI Всемирный конгресс финно-угорских народов утвердили единогласно. Как и полагается, ход заседания запротоколировали и отправили список делегатов Председателю Консультативного комитета финно-угорских народов Вячеславу Маркову и его заместителю Мерье Ханнус. С их стороны ни состав делегации, ни процедура голосования не вызвали никаких замечаний.

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Паряк эряви парсте арсемс, кодамо венстесь ули минек пельде истямо тевенть лангс. Мон арсян ЭРЗЯТНЕ те "делегациянть" марто, Шиофок ошов а молить. Монь кондякс, эрьва эрзясь, кона, содазь ЭРЗЯНЬ делегациядонть, моли тов "МОРДВАТНЕНЬ" пельде -свал кадови "МОРДВАНЬ КИСКАКС", кона миизе Эрзянь Раськенть. Кие ярмаконь кис, кие карьерань кис, кие... эрьванть питнезэ эсензэ. Теде башка мон арсян истя: сеть, конат арсить "мордвань шкатнень" свал улемадонть -теить покш ильведевкс. Сы ЭРЗЯНЬ ШКАСЬ. Сестэ эрьванть кевкстсынек, кидеяк а истовттано, эрьванть кармавтсынек варштамо Эсь Раськенть сельмезэнзэ. Истя ули! Паряк кевкстемс эрявить делегатнэнь кона кавто лемрисьмева ютыть? Эрьва ЭРЗЯНЬ, делегатось кадык сёрмадсы эсь арсема меленть "мордвань" делегациянть ютксо Шиофок ошов молемадонть. Мееле вансынек. Эрязо Эрзянь Раськесь! PS. Миша, Безаев, алкукс тонть валтнэде ушодовсь "списьком" кочкамось, эли манчить мордватне?

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Мон арсян ЭРЗЯТНЕ те "делегациянть" марто, Шиофок ошов а молить. Мартот ве мельсэян, Сыресь.

Василиса: Сыресь Боляень пишет: Монь кондякс, эрьва эрзясь, кона, содазь ЭРЗЯНЬ делегациядонть, моли тов "МОРДВАТНЕНЬ" пельде -свал кадови "МОРДВАНЬ КИСКАКС", кона миизе Эрзянь Раськенть. Кие ярмаконь кис, кие карьерань кис, А мон арсян, не ломатне, эсист оймест миизь...

Эрзянь нилькс: По предварительным данным, мордовская организация включила в список от эрзян следующих мордовцев: Абрамова В. К. - мордовца, мордовского историка, не владеющего ни эрзянским , ни мокшанским языком, сторонника концепции "единого мордовского народа" и "единого мордовского языка", но, естественно, владеющего ТОЛЬКО русским. Мосина М.В. - мордовца, открыто призывавшего к отказу от национальности Эрзя в пользу псевдоэтнонима "мордва", Мокшина Н. Ф. - мордовца, открыто заявлявшего, что причиной снижения численности "мордовского населения" является "деятельность эрзянских сепаратистов", собравшихся вокруг газеты "Эрзянь Мастор". Юрченкова В.А. , русского мордовца, историка, не владеющего ни эрзянским, ни мокшанским языком. Лузгина А. С. - мордовца, министра национальной политики Мордовии, публично заявившего, что Конгресс Эрзя народа "является нелегитимным", "незаконым". Колесникову Л. Н. - мордовку, представительницу мордвы Самарской области, не владеющую ни эрзянским, ни мокшанским языком, А также ряд других мордовских и русских чиновников, активно проводящих политику мордвинизации Эрзя и Мокша народов, Именно эти люди, якобы, и выразят проблемы и интересы Эрзя народа на 6-м конгрессе финно-угорских народов.... Надо полагать, что эти люди на прошедшей переписи записались как "мордва",.. Но! Чтобы поехать в Венгрию, на конгресс, эти же люди записались в своих анкетах как эрзяне..... Такова суть "мордовского парадокса" в МККФУН и на предстоящем конгрессе. Такова и суть "мордовского движения" по мордвинизаци Эрзя народа.

Эрзянь нилькс: Встреча с консулом Венгрии. 3 мая с.г. в г. Санкт-Петербурге состоялась встреча представителя исполкома Конгресса Эрзя народа с консулом Венгрии Karoly Lauko. Консул был проинформирован о сложившейся обстановке молчания вокруг списка делегатов, представленных от Конгресса Эрзя народа на 6-й Всемирный конгресс финно-угорских народов. В связи с отсутствием с 19 марта с.г. официального ответа от Председателя МККФУН В. МАРКОВА и из штаб-квартиры МККФУН в г. Хельсинки на поданные документы и список, консулу была передана просьба Исполкома Конгресса Эрзя народа об оказании помощи в установлении технических контактов с Венгерским оргкомитетом по подготовке 6-го Всемирного конгресса финно-угорских народов. Консулом было обещано содействие в установлении прямых контактов Исполкома Конгресса Эрзя народа с венгерским Оргкомитетом по подготовке к 6-му Всемирному конгрессу финно-угорских народов.

Маол: "кона миизе Эрзянь Раськенть. Кие ярмаконь кис, кие карьерань кис, кие" Ули покш мелем евтамс вана мезе. Считаю, что не стоит с ходу торопиться с определением виновных, это крайность(и проблема эрзянского движения). Нужно подойти к этой проблеме несколько мудрее. Да, с одной стороны не очень приятно, что существует такая ситуация - это формально. Но с другой необходимо осознавать в чём заключена суть. Суть заключается в системе, к которой полностью подключены(прикованы) многие люди. (если мы прикованы к совершенно другим обстоятельствам а в данном случае имеем определённую свободу выбора, то это не значит, что нам нужно осуждать других людей которые привязаны к таким обстоятельствам, которые в данной ситуации не позволяют им свободно сделать такой же выбор, как многие из нас). Мы видим, что абсолютное большинство среди "мордовской" делегации- это жители РМ, работники в системе, подконтрольной властям РМ(и во многом зависящие от них), однако некоторые из них вполне поддерживают эрзянское движение, идентичность, язык. Нам не зачем разводить напряг, рвать отношения со всеми сразу и осудить далеко и надолго всех подряд, но нужно понять ситуацию и далее двигаться к намеченным целям не размениваясь на осуждения, сохраняя положительную суть движения - таким образом не проиграем точно. Главный -же проблемный корень ситуации - это особенности организации данного мероприятия(они упускают из вида(или даже подавляют) общественную низовую активность, слыша лишь властные структуры) и российская действительность, в условиях которой производится отбор делегатов, и типичные "мордвинизаторы - власть", как производные от неё. Не питаю иллюзий относительно чистой "европейскости" мероприятия, т.к мала вероятность, что эрзянская общественность пробьётся сквозь властную "систему на выгоде и на блате", но пробовать можно и нужно, заявляя о своей активной позиции. Кроме того хорошо было-бы продолжать ещё и подготовку к эрзянь Инекужо т.к не факт, что они заранее не решили "прокатить" эрзянское движение с ф-у конгрессом с целью растягивания времени.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Ули покш мелем евтамс вана мезе. Видеть мелеть, цёра. Миненек молемка икелев.

vijan: эряви ваномс ды неемс аволь ки вакссо (аволь марто) ды кода ломанесь теи тевензэ, паряк Сантяй Данильчевень эрзянь раськентень лезэзэ ков седе покш лиятнеде ломантнень эрзянь кельс тонавтомсто ды меленть ёвтамсто, мезе ней а молемс тензэ конгрессэв? туемс важодема таркасто? Тень эйсэ ули видечи??? А мекс чумондомс ломантне, седеяк сеть, кить эрить республикасонть ды лиясто вейкине ули сынст юткост, конастонть сынь амолить эсест туртов ярсамопель ды лия. Секскак арсян истят ломантнень сялдомань а видекс. Эряви мезеньгак лангс апак вано теемс эсенек тевенть, молемс икелев ды перька пурнамс чарькодиця, мариця, малавиксэкс зярдо а зярдо теевиця ломанть.

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Нама, меленк, арсеманк видеть! Бути кортамось молевель мездеяк лиядо. Сантяйсэнть, бути сон моли тов, мордватне минек эйсэ чавомо кармить. Ванодо, ёвтыть, весе ладсо! Эрзятнень марто минек "мир дружба марто". Те сетне, экстремистнэ, вежайть, пиргужт... кодаяк а оймавить. Те Конгрессэнтень молемась пек эряви течи Эрзятненень. Мордватне ней снартнить пильгест эрзятнень эйс нардамс: -а нетяно, арасть сынь, ды "мордовской народось", сынст содамось а соды ды а бажияк содамост. Течинь кевкстемась -принципень. Эли од ванькс кошт эрзянь мештентень, эли лепштясызь эрзянь тевенть невтезь сонзэ"ненормальнойтнень" озямокс. Кияк течи Сантяень а чумовты. Мон чарькудьса кода тензэ стака. Ансяк истят мельспрамотне эрямосонть эрсить вейке-кавто. Синсызь течи мордватне -кемеде, лезэсь эйстэнзэ седе тов а ули эрзятненень. Ды мордватнеяк теде чарькудить парсте.

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Кияк течи Сантяень а чумовты. Мон чарькудьса кода тензэ стака. Монгак истя арсян. Сехте стака те ситуациясонть - Сантяйнень. Те чарькодеви. Ансяк сонгак чарькодезэ Эрзянь Инекужонть эрзянть тевтнень лангс варштавксонзо. Эрзянь Инекужонть пельде эрзятне а кармить молеме "Мордовской движениянть" кедензэ ало ЗЯРДОЯК. Те - карми а виде, те карми коламонзо Эрзянь Инекужонть решениянзо. Васняяк Декларациянть Эрзя раськенть лемдензэ, ды 3-це Инекужонть Резолюциянзо. Теде Сантяй содазо ды кирдезэ мельсэнзэ. Лиякс кодаяк. Зярс Эрзянь Инекужонть пельде кемекстазь валрисьместэнть мордватне "сайсть" кавто ломанть "мордовской" лемрисьмес: те Сантяень, ды Безаевень. Безаев - кадык, сон ломанесь тостонь, Сантяй тенек жаль.

Virjaz: Сыресь Боляень пишет: Мон чарькудьса кода тензэ стака. Угрызения совести мучают?

Сыресь Боляень: Virjaz пишет: Угрызения совести мучают? Те тон мезде, Виряз?

Маол: "Васняяк Декларациянть Эрзя раськенть лемдензэ, ды 3-це Инекужонть Резолюциянзо." Истя. Сынск(властной) списоксо, кода чаркудинь, арасть ломать Эрзянь Инекужонь пельде (а Анокстамо куронь, а Тевтопавтома куронь..), секскак киненьгак чумондомс кодамояк смусть арась. Сынсь оляск. "чилисема", "ламзурь" ды истят-жо организациятне минек кинть а пирить, истяжо кодамояк смусть арась сынск чумондомс. Эряви вейкстнэнь марто кирдемс паро отношеният(хорошие отношения всегда пригодятся) а вана молемс - эсь кива, гнуть свою линию. Пирицятне сеть, конат мерить минек Инекужонте - "нелегетимной", эрзя раськеньте - "этнос мордвы", эрзянь келеньте - "мордовский язык".

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Сынск(властной) списоксо, кода чаркудинь, арасть ломать Эрзянь Инекужонь пельде (а Анокстамо куронь, а Тевтопавтома куронь..), Аламодо а истя. Инекужонь пельде мордватне совавтсть кавто ломанть. Эзэнзэ совамодост сынь марямга яволявтсть сынсь. Мордвань лемрисьмес туемаст-совамост а мери тенст улемс Эрзянь Мелькужонь лемрисьмесэнть. Тень коряс карми теезь лемрисьмесэнть витевкс. Кемекставксось (постановление) тень коряс анокстави.

Virjaz: Сыресь Боляень пишет: Те тон мезде, Виряз? Почему ему должно быть тяжело? За уши его тянут? Или чем-то угрожают? Предложили и все. Не согласился бы он предложили бы другому. И почему на Сантяе все зациклилось. Ведь Мосин, Мокшин, Щанкина и т.д. то же элементы системы, их то же нужно понять . Будет другая, эрзянская система, первые будут утверждать как им было тяжело "притворяться" мордвой.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: Будет другая, эрзянская система, первые будут утверждать как им было тяжело "притворяться" мордвой. Те виде.

Virjaz: Маол пишет: Да, с одной стороны не очень приятно, что существует такая ситуация - это формально. Но с другой необходимо осознавать в чём заключена суть. Именно в этом и заключается суть, что ситуация не формальная, а существенная, основополагающая и закономерная. На одной стороне "движение мордовского народа" с громадными административными и финансовыми ресурсами, с другой, "движение эрзянского народа" которое еле-еле держится на энтузиазме. Или там, или здесь.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: ситуация не формальная, а существенная, основополагающая и закономерная. Мелем теке.

Маол: "На одной стороне "движение мордовского народа" с громадными административными и финансовыми ресурсами, с другой, "движение эрзянского народа" которое еле-еле держится на энтузиазме. Или там, или здесь. " Нужно учитывать реалии. Почему "или там или здесь", это равнозначные стороны? Нет. "Здесь" сможет обеспечить оплачиваемым рабочими местами в области национальной культуры различные творческие коллективы, специалистов? Нет, всё это через "там". Напомню, что живём при капитализме, рынке но финикийцами не являемся. Что лучше "и там и здесь" или "там"? На мой субъективный взгляд первое, но оно шатковато при подобной ультиматийной позиции. Конечно, если нам нужно, чтобы всё оставалось так: "движение эрзянского народа" которое еле-еле держится на энтузиазме". То тогда не спорю и соглашаюсь.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: оно шатковато при подобной ультиматийной позиции. Конечно, если нам нужно, чтобы всё оставалось так: "движение эрзянского народа" которое еле-еле держится на энтузиазме". То тогда не спорю и соглашаюсь. Виде. Нама, эряви "реалиятнень" кирдемс мельсэнек.

volgin Andrei: Сколько стоит разместить поздравительную надпись на эрзянском языке к празднику 9 мая на придорожном билборде в Саранске? Есть ли что-либо подобное в Мордовии? (фото из. г.Набережные Челны 7.05.2012)

Эрзянь нилькс: Эрзят! Паро мельсэ лецтясынек сеть эрзятнень, кинь эрямост сезевсь ине торпингень паксясо.... Самара ёнксонь эрзя - Фёдор Видяев. Полярной ош.

Virjaz: Маол пишет: Нужно учитывать реалии. Почему "или там или здесь", это равнозначные стороны? Нет. "Здесь" сможет обеспечить оплачиваемым рабочими местами в области национальной культуры различные творческие коллективы, специалистов? Нет, всё это через "там". Напомню, что живём при капитализме, рынке но финикийцами не являемся. [/quote В идейном отношении это равнозначные стороны: Эрзянизм и мордвинизм. И они не могут существовать одновременно. Пока существует мордвинизм, эрзяне под угрозой исчезновения, если эрзянизм победит, естественно мордва исчезнет. Существование одного, это угроза для другого. И реалии таковы, что руководству мордовии жизненно необходимо сохранить мордовию, их "кусок пирога", и идейной основой сохранения является мордвинизм и кто поддерживает эту идеологию, сохраняет не "национальную культуру, историю и язык", а источник обогащения руководства республики. А для поддержании, подпитывания мордвинизма, мордвинисты и вербуют под видом "возрождения" "творческую интеллигенцию", так как сами ничего придумать не могут. Все что у них сейчас есть, ансамбли, организации, праздники и т.д., это скопировано (своровано), куплено, переманено у эрзян. Но ни когда, мордвинизм не шел на равносторонний контакт, главная цель для них, все что относится к эрзянизму - уничтожается. Именно мордвинизм на протяжении 20 лет ставит ультиматум, или с ними или нет. И именно "простой" энтузиазм" тех которые "здесь", а не тех "кто там и здесь" создал структуру национального движения народа, у которого нет своей субъектности, нет "своих" чиновников, крупных предпринимателей, управленческого аппарата и т.д. И весь 20 летний опыт показывает, что рано или поздно придется определяться, "там" ты или "здесь", вот только почему думаете, что сейчас, плавая "от берега к берегу" и поддерживая "мордвинизм", идейного врага "эрзянизма", или по другому "стоять в СТОРОНЕ от общественно-социальных потрясений" с вами будут считаться на эрзянском берегу. Уточню, наука, образование, культура финансируются из бюджета и являются социальными статьями, а не рыночными.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: идейной основой сохранения является мордвинизм и кто поддерживает эту идеологию, сохраняет не "национальную культуру, историю и язык", а источник обогащения руководства республики. Арсезь = Логично.



полная версия страницы