Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

erzianj: Virjaz пишет: покш мелем кевкстямонзо Virjaz -онь, мекс рузокс эрзянь мелькужосо бакулят??? Улить ачаркодицят тесэ? кие ачарькодсамизь - кадык тонавты келенть!!! Эрзят, ялгат саты минек мелькужосо кортамс ауль тиринь мазы гайгев кельсэнек!!!! паро мельсэ, весинь вечкан!!

Virjaz: erzianj пишет: покш мелем кевкстямонзо Virjaz -онь, мекс рузокс эрзянь мелькужосо бакулят??? Улить ачаркодицят тесэ? кие ачарькодсамизь - кадык тонавты келенть!!! Ули ялгам, тетязо эрзя, да и сонзе оймезе эрзянь, а визди лемдем эсень прянзо эрзя. Зярдо же сонензе мерян айда миник марто эрзянь раскень ванстомо-кепедеме, амере что сонензе не интересно и прянзо авелявты. Да же мери эрзянь келеньть тонавцы и сесте пек виесте лездамо карми. Ансяк комсь ие келеньть тонавты. Арсян курок тонавцы. Зярдо лован что эряве кортамс, сермадомс эрзякс, кортан ды сермадан эрзякс, бути эряве рузокс - сесте те келесь тоже эряве использовать. монень седе вечкеви ломанесь кинь седеесь-оймесь эрзянь, кадык и корты рузокс, чем сетьне эрзякс вадля кортыцятне кинь седеесь нумолонь. Васня ОМОН марто тердесь турямо, а мейле пели телефонсо кортамс. Ды лисьни эрзянь тевтентень зярдо ванстыцятнень эряве.

Маол: Это всё понятно. Непонятен эрзянский "сталинизм" вроде "ах ты враг народа!" и пошло поехало - по очереди, по списку и как можно громче. Если говорить об идеологии, то эрзянская в аутсайдерском положении - нравится она(её форма) и так мало кому. Не в том положении, чтобы всех по списку обвинять. Нужно всем улыбаться, а идеологии придерживаться, если совсем просто... Но опять-же если нужно оставлять всё так как есть, то тогда да, всё верно. (только вот то, что есть, особенно в плане молодёжного крыла, не имеет абсолютно никакого сравнения с активность скажем марийской или удмуртской молодёжи. Интернет в руки - часто объективная штука.)


vijan: Монгак секенть кевкстян. Кодат альтернативат кармить сеть ломантнень эрямосост важодема таркаст кадомадо мейле??? Сынь невтьсызь пряст мазыйстэ ды мезе мейле?

Олеш: Эрзяно-мокшанские школы в Самаре В последние годы в Самаре и области, под разными вывесками, от мордванских до мокш-эрзянских наблюдается настоящий бум на открытия эрзяно-мокшанских обществ. Если не заучивать, то сразу и не перечислить. Эти конторы «Рога и копыта» с разной частотой и объемом финансируются областью и республикой Мордовии. Об одном эрзяно-мокшанском классе и о том как же на самом деле обстоят дела с культурой эрзянского и мокшанских народов в Самаре, рассказано в этом фильме. Эрзяно-мокшанская школа Эрзяно-мокшанский воскресный класс при школе № 138 г.о. Самара открыт в 2005 году. Благодаря педагогу-организатору Панькиной Людмиле Николаевне, здесь собрана большая библиотека - книги на эрзянском и мокшанском языках, учебники, словари, энциклопедии, журналы, газеты, наглядные пособия, плакаты, карты -- всё, что может помочь в изучении родного языка и культуры. Несмотря на то, что с января 2012 года финансирование воскресного класса прекращено, педагоги делают всё возможное, чтобы самарцы знали и любили свой родной ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ и МОКШАНЬ КЯЛЬ. При школе существует этнографический эрзяно-мокшанский музей. Этот единственный в Самаре уголок культуры наших народов, так же содержится на голом энтузиазме педагога. музей эрзяно-мокшанской культуры P/S В Самаре существует еще один эрзяно-мокшанский класс при школе № 23, на 116 км гор. Самары. Мокшанский язык в школе преподает Романова Ирина Петровна, а преподавание эрзянского языка ведет испонительница эрзянских и мокшанских песен Алёна Гаранина (Мезинова).

Matorchik))): Олеш пишет: Эрзяно-мокшанские школы в Самаре Алёна Гаранина-Мезинова келенть нать тонавтнизе?

Инзейне1: Matorchik))) пишет: Алёна Гаранина-Мезинова келенть нать тонавтнизе? Лена ванькстэ корты эрзякс,Таня.

Matorchik))): А монь марто эзь..(((

Virjaz: vijan пишет: Монгак секенть кевкстян. Кодат альтернативат кармить сеть ломантнень эрямосост важодема таркаст кадомадо мейле??? Сынь невтьсызь пряст мазыйстэ ды мезе мейле? А их ни кто не выгоняет с работы, и ни кто не угрожает уволить, если они не будут взаимодействовать с Межрегиональным движение Мордовского народа. Это общественная организация и участие в ней добровольное, и не кто за уши, в неё, ни кого не тянет, и даже наоборот. На съезды, и осуществляемые ею мероприятия, повторюсь, общественной организации идет отбор, и отбирают мордвинисты, и отбирают тех кто им нужен. И если кто не хочет, то те вообще отставляют в покое. Ребята, вы пытаетесь рассуждать о тех вещах, в которых, мягко сказать "не в теме". Осуществляя свою "общественную деятельность" только в интернете у вас сложилось не объективное, а виртуальное мировозрение.

Инзейне1: Virjaz пишет: только в интернете у вас сложилось не объективное, а виртуальное мировозрение. А У ВАС,Виряз??????????????

Virjaz: Инзейне1 пишет: А У ВАС,Виряз Что у НАС??????

Маол: "вы пытаетесь рассуждать о тех вещах, в которых, мягко сказать "не в теме"." "у вас сложилось не объективное, а виртуальное мировозрение. " Ибо тема виртуальная. И суть её в следующем. Её начало заключено в виртуальном сообщении о "мордовской" делегации и о том, что все, кто туда пойдёт продали то-то и спросят с них то-то и т.д. Это какие-то жёсткие партийные принципы, в условиях полного отсутствия этой самой партийной структуры у нас. У нас нет партии, с членов которой можно было-бы что-то спрашивать и тем более обвинять(а должна-ли таковая быть у национального движения в нашем положении?). Некоторые из списка "мордовского" представительства так или иначе участвуют в делах национальной культуры (ансамбли, учёные, преподаватели и т.д), более того присутствуют и на эрзянских мероприятиях, что не очень вяжется с партийными требованиями. Так для чего-же обвинять (не важно, будь то-ли это страницы ЭМ или интернет)? Чтобы потом пригласить на очередное мероприятие и стоять бок о бок с "предателями родины"? Можно взять за основу эрзянский национальный Конгресс, в сфере которого и предъявлять требования к его участникам, чтобы не было таких вопросов. Однако те, кто не входит в состав конгресса , но активно способствует сохранению и развитию народа и его культуры(т.е. согласно резолюции) и вполне поддерживает конгресс - имеет право входить в состав какой угодно организации и не подчиняться этим требованиям. И должны-ли мы их обвинять в чём-то, если мы не заинтересованны в разногласиях с ними, а заинтересованны в достижении целей поставленных конгрессом? (Вы разве не либеральных взглядов придерживаетесь?) Настоящее и будущее общественной деятельности за системой виртуально-реального взаимодействия. Виртуальность бесполезна без реальности, а реальность без виртуальности. Всё это сегодня подкрепляется привлекательностью и необходимостью заинтересовать как можно больше сторонников, для решения существующих проблем. Неужели это не учитывается?

Virjaz: Празднование 1000-летия единения "какого-то народа с чем-то ", Мордовия будет праздновать с другим главой. Путин отправил Меркушкина в отставку. Вероятно это прелюдия к ликвидации Мордовии и нации под названием "мордва". Ждем Мосиных, Щанкиных, мокшиных и других "угнетаемых" эрзян в свободную ЭРЗЯНИЮ. ПАЗ ЧАНГОТЬ Такое хорошее настроение, одни праздники, весна, хорошие новости.

Овтонь Чавиця: Ней кадовсь учомс знярдо нардасызь мода мастор лангсто "Мордовиянок". А мейле мезе? Педявтсамизь шабра регионс? Те карми Ульяновск, Обран ош, Пенза?

Маол: "Ней кадовсь учомс знярдо нардасызь мода мастор лангсто "Мордовиянок"" Тенек эряви а максомс "нардыцятненень" тень теемс.

Инзейне1: Эрзятне пшкадсть покш прявтнэнень. В. В. ПУТИНУ, ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯНОШ АДЕР, ПРЕЗИДЕНТУ ВЕНГРИИ ТООМАС ХЕНДРИК ИЛЬВЕС, ПРЕЗИДЕНТУ ЭСТОНИИ САУЛИ НИИНИСТЕ, ПРЕЗИДЕНТУ ФИНЛЯНДИИ В. В. Путину, Президенту Российской Федерации Янош Адер, Президенту Венгрии Тоомас Хендрик Ильвес, Президенту Эстонии Саули Ниинисте, Президенту Финляндии Уважаемые президенты! Сохраняя веру в принципы демократии в вопросах международного сотрудничества финно-угорских народов, вынуждены обратиться к вам в связи со следующими обстоятельствами. В полном соответствии с решениями Международного консультативного комитета финно-угорских народов о проведении 6-го Всемирного конгресса финно-угорских народов нами в установленные сроки и в установленном порядке был подан список делегатов и наблюдателей от Эрзя народа для участия в этом авторитетном форуме. Пакет документов был официально направлен письменно и в электронном виде в адрес председателя МККФУН В.П. Маркова и в штаб-квартиру организации в Хельсинки. Прошло более двух месяцев, но мы не получили никакого официального ответа на нашу заявку об участии в конгрессе, что, на наш взгляд, противоречит европейской этике. Наши попытки связаться по данному вопросу с В.П. Марковым не дают никаких результатов. Его секретарь по телефону ограничилась лишь обещанием доложить о нашем обращении. Только из средств массовой информации, окольными путями, мы узнаем, что право формирования делегации от Эрзя народа почему-то передано властям Мордовии и мордовской организации, руководители которой во время переписи населения официально призывали эрзян к отказу от национальности эрзя в пользу национальности «мордва» и к созданию вместо эрзянского языка – «единого мордовского языка». Уважаемые президенты! Много веков существует и выживает в труднейших условиях народ Эрзя, со своим языком, культурой и историей. Эрзянские общественные организации прилагают усилия для сохранения Эрзя народа и считают, что именно эрзянские, а не мордовские организации имеют право, в соответствии с решениями МККФУН, представлять делегацию от Эрзя народа на 6-м Всемирном конгрессе финно-угорских народов. Уважаемые президенты! Просим вашей поддержки в осуществлении права Эрзя народа участвовать в работе 6-го Всемирного конгресса финно-угорских народов в качестве полноправного и равноправного участника. Мы готовы к контактам с МККФУН по данному вопросу. С уважением Заместитель председателя исполкома конгресса Эрзя народа- Эрзянь Инекужо Ерюшов Борис Алексеевич (Эрюш Вежай). Тел. +79211510035. Председатель правления Фонда спасения эрзянского языка Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж). Тел. +7 83422428 65. «21» мая 2012 года ОРГКОМИТЕТ VI МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ Оргкомитет VI Международного конгресса финно-угорских народов Уважаемый Оргкомитет! В республике Мордовия существует три финно-угорских народа - Эрзя, Мокша и «мордва». Об этом свидетельствуют данные переписи населения России 2010 года. Каждый из этих народов имеет право на независимое представительство на IV финно-угорском конгрессе и прежде всего народ Эрзя как самый многочисленный из них. Отметим, так называемый народ «мордва» не имеет языка и территории и, следовательно, он является псевдонародом. Как логически противоречивые, не имеют права на существование названия «мордвин-мокша» и «мордвин-эрзя», так же, например, как «украинец-хохол», «русский-кацап», «русский-москаль» и т.д., так как у человека может быть лишь одна национальность. Эрзянин может быть только эрзянином, русский - русским, мокшанин - мокшанином и т.д. Нам представляется не совсем понятным рекомендация Оргкомитета эрзянам получить разрешение на формирование эрзянской делегации у мокшан. А почему не у американских индейцев? При том, мокшанам такая рекомендация не вменяется. Мы считаем: Оргкомитет IV Международного конгресса финно-угорских народов при подготовке Конгресса должен неукоснительно соблюдать права человека. Дискриминация народа Эрзя по политическим или другим мотивам даёт нам основание обратиться в Международный суд по правам человека. Мы надеемся, что Оргкомитет избавит себя от допущенных ошибок и сделает всё необходимое для организации эрзянской делегации на VI Международный конгресс финно-угорских народов. http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Эрзятне пшкадсть покш прявтнэнень. Сюконямот, Инзейне, те кулянть невтеманзо кис.

Эрзянь нилькс: Обращение к эрзянам Дорогие соотечественники - люди эрзянской крови! Эрзянский этнос почти не имеет памятников нашей этнической истории. В течение 20 лет жизни музея Эрзянской культуры, мы успешно ставим памятные камни, мемориальные доски, памятники героическим предкам и и даже местам культовой культуры народа. Их уже более десятка. Все это на свои общественные средства, властью на это деньги не предусмотрены. Этим летом мы намерены открыть гранитную плиту у подножия памятника предкам с именами героев эрзянского этноса. Дело в малом: выкупить плиту и оплатить работу за надписи. В последнюю субботу июля в большой программе фестиваля будет открыта ещё одна плита на роднике «Кельмелисьмалеень лисьмапря». Национальный праздник проводится в пятый раз. В прошлом году там мы застолбили Центр эрзянской этнической Родины. Целый год на этом месте развевается эрзянский флаг. Просим Вас примкнуть к нашему святому делу и оказать помощь деньгами, которые будут предназначены на изготовление плиты и благоустройства места. Также приглашаем вас принять участие в празднике. Деньги можете прислать по адресу: 6078321 Нижегородская область, Лукояновский район, с. Иванцево, ул. Труда, дом 52. Аношкину Николаю Ивановичу.

Эрзянь нилькс: Троицянть тешкстызь эрзякс: http://www.goloserzi.ru/ru/obshhestvo/novosti1/v-penzenskoj-oblasti-troiczu-otmetili-po-drevnim-erzyanskim-obyichayam.html

Эрзянь нилькс: Мордвинизатортнэ кадык оймсить!= Мордвинизаторы пусть отдыхают!

Эрзянь нилькс: Русское ТВ об эрзянах: http://www.rusnations.ru/etnos/mordva/video/

Эрзянь нилькс: Эстэнь Масторонь эрзятнеде: - Об эрзянах Эстонии: http://www.erzan.ru/news/tallinskomu-kulturnomu-obshhestvu-sjatko-15-let

Эрзянь нилькс: http://finugor.ru/node/23875 Но при этом ни карельские финны, ни сами карелы, ни вепсы не впадают в маразм, наподобие мордовского, по созданию "единого карельского языка".... Хотя при этом, финны, карелы, вепсы могут объясняться друг с другом без помощи русского. Настолько близки эти языки.

Эрзянь нилькс: Куля Эрзянь музеень прявтонть пельде: Шумбра Чи, Вежай ялакс! Ванды карматано пурнамо ве юрс лецтнема кевтнень. Колмо кевень лазт, кемень откерень лемть. Ярмаком сатотсть.Лездась тень Ледяйкин Женя ды Нижнеень ялгатне. Раминь ламо гранит, мрамор, масторксонь полас плитат. Пиана лейсте ванды паряк ускить ашо кевть, чувар. Цементесь рамазь, кармить лездыцят - Одвелень цёрат. Тонь ды Боляень Сыресень ярмактнэ тусть те тевентень. Лиси, весе Эрзянь Масторось лездась. Превсэнь истямо арсема: Аштемковонь(июнень) 30 чистэнть теемсс лецтямо Чи Эрзянь Масторонтень. Панжомо карматано миньсь эрзятне лецтнема лазонть-памятникенть. Ды путомо-панжамо кавто эрзянь кезэрэнь пингень лецтямо таркат: "Явлей", "Покшчувтолей". Сынь а васолот лисьмапрянть эйстэ. Полазуск-тенст теинь путомань лазт . Ютавтома - Лукаш вирьсэ, лецтямо озкс Лугакужосо. Весе те тевтнень тейсызь ансяк эрзят, кодаткак прявт буень те тевсэнть а улить. Эте арсеманть нолдык-пачтик Е. В. Четверговнэнь, "Эрзянь Мастор" кулялопанть прявт редакторонтень. Эряволь тевенть ютавтомс вейсэ Фондонть марто. Паряк тонгак валон сайсыть превс, сат. Медьковонь 28 чистэ карми ютавтовомо эрзянь моронь фестиваль, эйсэнзэ чиновниктне а максыть тенек ламо шка . Откерень лецтнема лазонть, койсэм, панжомка те морамо покшчиденть икеле, минек тевесь ютазо аштемковонь (июнень) 30 чистэнть, шлямочистэ ( в субботу). Гайневть атятненень , кортынк, кода те минек тевенть ютавтомс седе келейстэ ды седе парсте. Меркушкин Самара ёнкссо ютавты "мордвань" 1000 иень чинть. Миненек эряви невтемс эрзянь раськенек ды минек историянок. Аношонь Тумай. 15.06.2012 ие

vijan: Аштемковонь 30 чистэ Оренбургонь областень Бугурусланонь райононь Кирюш велесэ ютавтови областень "эрзянь-мокшонь культурань" фестиваль. Программасонть эрьва мезень невтемат, Оренбургонь, Самара ёнксонь, Мордовия, Татарстан республикатнень коллективень концерт, алашасо пелькстамот, спортонь виень варчамот. 30 июня, в 11-00 в с. Кирюшкино Бугурусланского района (12 км от Бугуруслана) будет проводиться областной фестиваль "эрзяно-мокшанской культуры". В программе выставки, концерт творческих коллективов Оренбургской, Самарской областей, республик Мордовии и Татарстана, скачки, спортивные состязания. Паро мельсэ садо!

Эрзянь нилькс: vijan пишет: Паро мельсэ садо! Пароль, кияк теевель тосто паро репортаж. Ванмо марто. Пароль, эрзянь И-вальматнесэ невтемс те покшчинть ютавтома лувксонзо (программа). Пароль, невтемс, кода пачкодемс те эрзянь велентень.

vijan: Пачкодемась а стака - ошонь куншкакуросто, райононь администрациянь кудонть вакссто кармить молеме автобуст 8 чассто саезь. Велесь ашти ошонть маласо. Кинь кармить кевкстеманзо - весементь толковаса. Ванмотне, арсян кармить. Монсь те чистэнть важодян

Эрзянь нилькс: vijan пишет: Ванмотне, арсян кармить. Паро, цёра, сюконямот теть паро кулянть кис.

Matorchik))): Паро бу пачкодемс истямо кенярксчис... Кеман, фотот тосто кармить!!!)))

Маол: "....Ансяк ультяно минь, эри раськенек, эрзянь келенек, иланок-коенек, сюпав-сюпавдо кезэрень пингенек. Илядо стувто!» Ниже высечены имена древних эрзянских предков. Это: ТЮШТЯ (брахма-Заратустра) - пурныця васень раськенть 1,5 тёжа иеть ташто пиньгенть; ПУРГАЗ (инязор) - 1190- 1241; БУРУНДА (ушмодей) – 1239; ПЕРЬКА (ошонь покштя) – 1553; Чинкань ВОКАРДЯ (ушмодей)- 1607; Разгильдинь БАЮШ (ушмодей)- 1612; Эрзямасонь Олёна (ушмодей) – 1670; Боляинь АКАЙ (ушмодей) – 1671; Василькань НЕСМЕЯН (покштя)- 1743; Козьма – паз (брахма) 1764 - 1809...". http://www.goloserzi.ru/ru/obshhestvo/novosti1/vpervyie-v-nizhegorodskoj-oblasti-otkroetsya-memorialnaya-plita-s-imena-geroev-erzyanskogo-eposa.html Кодат ещё заратустрат? кодат брахмапутрат? Кить истят бурунда, перька? косто сынь саевсть? "....Далее у родника «Кельмелисьмалеень лисьмапря» состоится научно-практическая конференция." - какая "научно-практическая конференция"? О какой науке речь? заратуштры, арийцы, веды, египет и проч. это конечно интересно временами, но не пора-ли опираться на официальную историческую науку? Хотя бы ради того, чтобы не отпугнуть людей хоть мало-мальски интересующихся собственной историей, не говоря о тех, для кого историческая наука входит в профессиональную деятельность? Хотя бы ради того, чтобы слова "не легитимно" и "несерьёзно" иногда используемые в отношении эрзянского движения наконец сошли бы на нет?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Кодат ещё заратустрат? кодат брахмапутрат? Кить истят бурунда, перька? косто сынь саевсть? Видеть кевкстематне. Кучса тонь сёрмадовксот Тумай атянтень. Мон тензэ сёрмалинь некеть мельтне марто эсь сёрминем.

vijan: Да, ракить лангсонок ломантне зярыя - Брахмань-Заратустрань педявтоманть (лиякс а ёвтаван) коряс.

Василиса: vijan пишет: Да, ракить лангсонок ломантне зярыя - Брахмань-Заратустрань педявтоманть (лиякс а ёвтаван) коряс. А эряви капшамс истя кортлемс. Эряви Аношкинынь кевстемс-мейсь истя сон сермаць. Может быть всё это очень объяснимо.

Олен1: Лукояновский музей эрзянской культуры Нижегородской области 30 июня 2012 года провел мероприятие, посвященное Году истории Отечества. В этот день впервые на исторической земле эрзянского народа состоялось открытие мемориальной плиты с именами десяти героев эрзянского этноса. Надпись на плите гласит: «Тиринь раськесь сюпав откерьде. Кезэрэнь пиньгесь палсь толсо. Эрзянь раськенть изнясь ятонь шкась. Ансяк ультяно минь, эри раськенек, эрзянь келенек, иланок.

Эрзянь нилькс: Сюконямот, ялгат, паро эрзянь тевенк кис!

Эрзянь нилькс: Из истории эрзянского национально-культурного движения: Верховный суд Мордовии 30 июня 2009 г. отказался закрыть газету умеренных эрзяньских националистов "Эрзянь Мастор" по требованию республиканской прокуратуры, давно добивавшейся закрытия газеты, и 25 августа это решение подтвердил Верховный суд РФ. Прокуратура не смогла опровергнуть то, что "издатели выступают за отдельное культурное и государственное развитие народа эрзя, но при этом они не призывают к отделению от Российской Федерации, не возбуждают вражду и ненависть по отношению к другим народам или представителям какой-либо религии, не призывают к действиям против какой-либо нации, расы, религии, отдельных лиц" [24].

Олен1: [ut]http://youtu.be/T-Vjm1zHIgk [/ut]

Эрзянь нилькс: Велень Озкс Те иень медьковонь 14-це чистэ Игнат буень Ташто Кшуманця велесэ ютавтови 13-де Кезэрень Озномань кой — «Велень Озкс». Ушодови 10 чассо. Программась: 1. Ютавтови Озкс. 2. Арси-кортни Атянь Эзем. 3. Культурань программа: киштемат, моромот, спортонь пелькстамот. 4. Лемень кундамонь кой ярсамосо, кшисэ-салсо. Садо, ялгат, садо! Илинк ёмавто эрзянь койтнень, морыця келенк. Тердевить моронькурот эрзянь весе буетнестэ. Садо, весе садо!

Эрзянь нилькс: Как исчезает язык? Как его можно сохранить? http://finugor.ru/node/21377

Эрзянь нилькс: Тумай лелянть мелензэ-мелявксонзо: ИСТОРИЮ НАДО УВАЖАТЬ, ГОСПОДА При открытии памятника и плит я снова пережил то, что было при подготовке 3-му Конгрессу в Лукоянове. Словно живём оккупированной врагами стране, где демократия да и законы попираются на каждом шагу людьми правящего режима. От мероприятия Музея были отсечены эрзяне с. Новосёлки, где в этот день отдел Лукояновской культуры проводил День села. Главы Лукояновского района запретили участвовать в мероприятии открытие плит героям-эрзянам не только жителей села, но и всем культработникам района. Для демонстрации своей власти поставили пост трёх полицаев, которые не уходили, вплоть до окончания мероприятия. Откуда идёт это зло, конечно от Мордовии. Тюрки –мокша демонстрируют свою силу на всю Россию. И в невдомёк русскому народу, что в лице Меркушкина и его клики, их политики, возрождаётся тюрко-ордынская администрация. Под лозунгом 1000-летии дружбы мордвы(считай золотой орды)тюрко-мокшанские чиновники глумятся над историей России. Партия Путина,-«Единая Россия» проталкивает «тысячилетие» по всей стране. Все национальные фестивали проходят только под этим лозунгом и что характерно для нынешней власти, с участием попов. Мордовия открывает повсеместно мордовские НКА, но запрещает эрзянские, как в Лукоянове . Мордва пляшет аж в Алтайском крае. На фоне этой, дикой пропаганды мордвы искореняют эрзянское самосознание, эрзянский язык, история, пропагандируюется православие. Нижегородские чиновники министерства культуры пересматривают вопрос проведения фестиваля «Эрзянь лисьмапря-2» и проведения в Шатковском районе под лозунгом 1000- летия, где главным дирижером будет мордвин Безаев. Это в отместку, нам, лукояновцам за традицию возрождения эрзянской культуры. На роднике «Кельмелисьмалеень лисьмапря» музеем и районным отделом культуры на благоустройство потрачены большие суммы денег. Создана атмосфера эрзянского духа и преклонение предкам. Вот поэтому этот факт так забесило мордвинов Саранска, но опоздали - актив музея и общественные эрзянские организации России и г.Киева продемонстрировали акт уважения подлинной истории, а не надуманной. На митинге открытия было достаточно народа, не смотря на запрет местных властей ,участвовать в мероприятии культработникам. Поднят эрзянский флаг на мачту, открыты плиты, зажжена родовая свеча, положены цветы. Были много выступающих. «Эрзянская история еще слабо изучена, но эрзя судя по истории России великий народ , который достоин и уважения, и государственного признания. Я надеюсь, верю - народ выстоит!» Сказал член совета эрзянского музея, зам.председателя Лукояновского Земского собрания В.В. Караванов. Как главный организатор этого исторического мероприятия по изготовлению мемориальных плит и открытия памятника благодарю эрзян за денежную помощь. Это В.И.Резайкин (бывший депутат Госдумы, заслуженный врач РФ), Киевской эрзянской общине (А.Болькин), Фонду «Руця» (Эрюш Вежай),Нижегородцам Новикову Сергею и Людмиле Тихоновой,из Красноярска Четвергову Михаилу и лукояновцу Понину И.А., жителям села Одвеле (Новосёлки), из г. Дзержинска Понину И.Д., «Эрзянь Вайгель» г.Москва (Ледяйкину Е.Е.). Аношонь Тумай.



полная версия страницы