Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 187, стр: 1 2 3 4 5 All

Эрзянь нилькс: СНОВА ЗАПАХЛО НАФТАЛИНОМ. "ЭМ" 14.03.14. В журнале «Проблемы национальной стратегии» за № 6 от 2013 г. Российского института стратегических исследований вышла громкая статья «Национал-сепаратизм финно-угорских республик РФ и зарубежный фактор». В статье трудно понять что больше: назидания, поучения, ненависти, зла... Её автор научный сотрудник Иванов В.В., видимо, понятия не имеющий, кто такие финно-угорские народы, выступает в роли не то учителя-судьи, не то пастуха. Ясно одно, он старательно выполнял чей-то заказ и пытался кое-кого напугать. Для его должностного уровня желательно было бы начать статью с того, что российские финно-угры с его отцом или дедом проливали кровь при защите своего Отечества во Второй мировой войне. Как его дед или отец, так и финно-угорские народы России знали, что «бой идет не ради славы, ради жизни на земле». Но научному сотруднику нет дела к тому, что как и в годы войны, но уже в мирных условиях финно-угров Росси терзает естественная, генетически заложенная мысль: мы хотим жить, мы не хотим исчезнуть с прекрасной планеты Земля, нам дороги нащ язык, наша самобытная культура. Вместо страшилок от автора хотелось нам услышать в свой адрес хотя бы сожаления, а не финно-угрофобские сказки. Скажи, научный сотрудник Иванов В.В., реальные пути выхода из нашей трагической ситуации и Вам благодарные финно-угорские народы России, находящиеся на пороге исчезновения, при жизни поставят золотой памятник за дело нашего спасения, за сохранение наших уникальных языков и культуры. Но научному сотруднику Иванову В.В. синица в небе не нужна. Он крепко держит в руках воробья. Как же иначе, человек получил хороший гонорар, оповестил общественность о надвигающейся опасности от умирающих народов, дал повод усилить и без того располневший аппарат полицейско-бюрократической системы. Статья Иванова В.В. по смыслу и содержанию носит директивно-указательный характер руководителям финно-угорских территориальных образований и общественных движений. На сердце боль и тоска. Неужели эта статья – видение Российского института стратегических исследований на современный Российский финно-угорский мир? Любому образованному человеку понятно, что это инструкция, обозначающая как себя вести, инструкция, где нет ни одного слова на вопрос как спастись. За рубежи России послано убедительное уведомление кто в доме хозяин. Возможно, автор статьи в свое время активно участвовал в демократических преобразованиях в стране, но он из потайного шкафа вытаскивает залежалые вещи сильно пахнущие нафталином. Да и зачем, собственно, сейчас нужна демократия? Власть присвоена. Кресла заняты. Кому какое дело до исчезающих народов. Из статьи Иванова В.В. понятно, что значимые финно-угорские национальные общественные движения, некоммерческие организации и СМИ находятся под неусыпным вниманием «стратегических исследователей». Эти движения, организации, СМИ либо напуганы или подкуплены. Им остается либо бездейстовать, либо вести лицемерно-показательную работу, демонстрировать в современном стиле «потемкинские деревни». Есть пример. Осенью 2013 г. в столице Мордовии, г. Саранска, прошел пиар – съезд финно-угорских народов России. Мы не знаем ответственных работников, выбранных в рабочей президиум, совет, исполнительный комитет съезда. Материалы съезда не опубликованы, они не подлежат анализу для широкой аудитории. Почему? Потому, что там, очевидно, было одно словоблудие по задачам и целям съезда. Делегаты съезда, прошедшие глубокую фильтрацию, кто был трезв во время съезда, тот ничего вам не скажет, кто был пьян, так зачем того спрашивать? Одни ищут условия, пути, возможности сохранения своего родного языка и культуры, стремятся человека сделать человечнее, другие же в этом явлении видят признаки национал-сепаратизма. Третьи пытаются в мутной воде национальных проблем поймать рыбку. Так кто же прав? Во многих случаях истина относительна. Например. Мы, жители правобережья р.Волги, убеждены, что Солнце восходит с левобережья. А вот жители правобережья р.Енисей убеждены, что Солнце заходит в левобережье. Все зависит в каком направлении течения реки и в каком напрвлении движется Солнце. В общественной жизни, в решении национальных проблем и проще, и сложнее. Проще из-за того, что кто платит, тому и песню пой. Слоны в цирке так и делают, за что получают конфетку. Сложнее решить этнические задачи тем, у кого есть совесть и порядочность. Они зачем-то размышляют, чья кровь у них стучит в висках, чьим молоком они вскормлены, на каком языке они малютками слышали песню: «Утю-балю-баю, бай». Так откуда же встает Солнце национального жития? Здесь дело, наверное, не в том в каком направлении вращается Земля относительно Солнца, а в том, как, кого, сколько, греет Солнце. Если всех устраивает теплоотдача Светила, то и не будет особых вопросов к тому, где, на каком берегу мы живём. Давно доказано классиками обществоведения и подтверждено на практике, что межнациональные центростремительные силы упрочняют государствообразующие системы там, где правительствами упорно решаются социальные и экономические проблемы. Но если нет внятной национальной политики, когда одни круто жиреют от махинаций и воровства, другие ловят пескарей в реке жизни, чувствуя себя обитателями острова дураков, то никакой хитроумной полицейский броневичек не поможет, т.к. понятийный аппарат у тех и других разноязычен. Теперь посмотрим три случая из нашей жизни. С конца XX века наметилась явная тенденция сближения народной дипломатии финно-угорских народов по культурному обмену, изучению общих исторических корней и т.д. Налаживать эти контакты проще и эффективнее тем, у кого кошелек потолще. Таким оказались венгры, финны, эстонцы. И что вы думаете? Пошла объяснительно-разъяснительная работа, что это вовсе не дружба народов, а финно-угорский сепаратизм и неуемная русофобия с антироссийским сегментом. Но ведь даже ежу понятно, что народам двух берегов реки жизни, исторически связанных между собой, необходимо жить в дружбе. Вспомним советскую песню. Река, река. Поди узнай, Где чей подарок. Цветок к цветку, Сплетай венок, Пусть будет красив он и ярок. Но в реку жизни вместо цветов брошены помои. И кем? Мутная грязь пошла по воде травить берега. Второй случай. Западом затрачены немалые средства на внедрение лютеранства в Приволжье. Ну и что, мы стали лютеранами? Автору страшилок Иванову В.В. желательно искать зерно дружбы народов в поднятой ими пыли, а не искать пыль в зерне дружбы народов. Финно-угорские народы не на столько ограничены, чтобы принять что-то несвойственное им в укладе их общественной жизни. Нам хочется посмотреть кто-как живет и себя показать. Мы хорошо понимаем, как соблюдать чистоту и порядок общежития: меньше пить водку, перестать хамить друг к другу. Мой друг был в туристической поездке в Финляндии. Я его спросил: «Что самое главное запомнилось тебе в поездке». Он ответил, что дважды падал в обморок: 1) когда пересекал границу с мусорной территории Ленинградской области на чистую территорию Финляндии; 2) когда с чистой территории Финляндии оказался на мусорной территории Ленинградской области. Что, научный сотрудник Иванов В.В. озабочен тем, чтобы мы не падали в обморок по такому случаю? В третьих, почти половина текста рассматриваемой статьи посвящена практически не существующей в России Молодежной Ассоциации Финно-угорских народов (МАФУН). С одной стороны идет разъяснение насколько МАФУН представляет угрозы, с другой стороны автор противоречит себе: - МАФУН крайне непривлекательна в России; - это маргинальное политическое образование; - она непопулярна у молодежи; - молодежь равнодушна к МАФУН. В то же время автор статьи не владеет ситуацией. Когда он писал о фобии и сепаратизме, МАФУН возглавлял не мокшанин Немечкин В.Н, а финн Сампса Холопайнен. В то время, когда МАФУН в России существует только на бумаге, научный сотрудник Иванов В.В. либо не знает, либо умышленно молчит об Ассамблее народов России, региональные отделения которого во многих фмнно-угорских регионах, об Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации со штабом в г. Саранске. Если он не знает или умышленно молчит о вышеназванных общественных организациях, то слабоват касательно таких важных и пожароопасных тем, которые пытается раскрыть в своей статье. Извините читатель. Пишу на одном вздохе от гнилью пахнущей статьи научного сотрудника Иванова В.В. Возможно я где-то не прав, великодушно прошу поправьте меня. Но скажу одно. Слабых по эту и по ту сторону реки жизни бьют, порой больно. Так давайте крепить мышцы международной дружбы, а не кричать: «меня пытаются побить». Это касается как Иванова В.В. так и всех нас моих добрых читателей газеты «Эрзянь Мастор». Не забывайте, скоро начинается подписка на газету на второе полугодие 2014 год. Вас ожидает ещё не то... А.Анисимов, г. Саранск

Эрзянь нилькс: ШУМБРАКСТНЕМАНЬ МЕЛЬТЬ-ВАЛТ Мельвановикс Нуянь Видяз! Кавксонькемень иень арнемачить кувалма ёвтатано тонеть лембе шумбракстнема меленек-валонок! Комсте ламо иень перть тон кандат эсь лавтовот лангсо «Эрзянь Мастор» кулялопань прявтвитницянь канстонть, весе эрямот, преветь, виеть путат Эрзя раськентень, сонзэ вельмевтемань тевентень. Тон ульнить сеть васенце виев-превей эрзятнень ютксо, конат теизь-пурнызь «Масторава» вейсэндявксонть, кона кармась пурнамо Эрзя раськенть вейс, кепедеме сонзэ кумажа лангсто. А онкстави питнесь тонь эрьвачинь путовксот минек Эрзя раськенть сёрмадома шкинемазонзо ды культуразонзо. Вейкеяк покш эрзянь тев эзь юта тонь вакска, тон пачк муят эрзянь раськень тевтненень шка, путат тенст эсь виеть, мелеть, преветь, оймеёжот. Тонь пициця-пштить сёрмадовксот кастыть эрзянь од ломантнень, невтить се видечинть, конань эряви содамс эрьва эрзянтень. Тонь мелеть-вайгелеть шождасто пачкоди эрьва эрзянь велес ды кудос. Тонь кинигатнень ловныть эрзятне, кода васоло Эрзянь Масторонть эйсэ сынь авольть эря. Арсетяно тонеть, арневикс бодяй ды леляй, кеме эрзянь шумбрачи ды куватень вадря эрямо! Инешкипазонь чансть тонеть ды весе эрзятнень пельде вечкема! Эрзянь Инекужонь Топавткурос кочказь ломантне. Топавткуронь прявтось – Эрюш Вежай

Эрзянь нилькс: 2014 иень сёрмадома шкинемань Казнень саицятне: http://uralistica.com/forum/topics/2014-2014-7?xg_source=activity Ловнодо тестэ:http://uralistica.com/profiles/blogs/2014-2014 Зярыя валт Казнень саицятнеде. Боляень Сыресь…. Эрзянь ёроков цёрась, Боляень Сыресь, чачсь 1958 иестэ Саран ошсо. Эрямопингесь мерсь касомс тензэ Игнатбуень Селищань велесэнть. Паряк, минек мазыйть таркатне максть вийть валморонь сёрмадыцянтень. Сонензэ пек малавиксэкс ашти эрзянь тиринь темась. Те, бути. сюкпрянь ёвтамга сонсензэ покштянзо-бабанзо туртов. Покш ойметешкс кадсь лецтнеманзо юткс тетязо - Болькин Григорий Петрович, конась ульнесь алкуксонь Сакулькань Эрзя. Боляень Сыресь - ломань, конань свал сэреди седеезэ сонсензэ раськензэ кис. Монень марявсь васняяк а чарькодевиксэкс, косто сась сонзэ эйс те вечкемась - весе эрзянсентень.? Пек куватьс эрзянь улемась ульнесь ваявтозь сэрей чопода ведьс. Кода пачкодсь сон эзэзэнзэ..? Сыресень корят эрзянь ломантне, теке пиже пургондавкст, апак пеле лисить кельме ловонть пачк ды снартыть сюпалгавтомо сынсест раськест. А сюпалгавтомс мейсэ? Нама, шкинемасо. Боляень валморонзо ловномсто свал арсезеван: - "Кодамо сюпав минек Эрзянь келенек! Ды кода парсте содасы сонзэ сёрмадыцясь! Сонзэ весе валморотне пештязь ёжомарямосо. А вейкесь сынст ютксто - мик а ловновияк сельведьтеме. Те - "Оймень пшкадема" валморозо. Зяро сэредькс маряви валморосонть, теке оймезэ аварди сёрмадыцянть. Аварди, мекс эрзянь раськесь течи-ванды, ванок ,рузыи ды ёми Мода лангсто. Аварди эрзянь келенть стувтомга... Пек виев валморось! Паряк ,сонзэ ловномсто сёрмадыцянть оймензэ марясызь лияткак эрзянь ойметне....Улевель пек паро!!! Темаень Анге. Покш Игнатвеле.


Эрзянь нилькс: ЭРЗЯНЬ ИНЕКУЖОНЬ ТОПАВТКУРОНТЬ ПЕЛЬДЕ КУЛЯПАЧТЯМОСЬ 2014 иень эйзюрковонь 30—це чистэнть, Саран ошсо ютась Эрзянь Инекужонь Топавткуронть келей промксозо, конас тердезельть эрзянь тевень ветиця ломантне ды малавикс раськень ломантне. Пурнавкшность 29 ломанть. Кортазельть кевкстематне: 1. 4-це Эрзянь Инекужонь Мельяволявтоманть топавтомазо. 2. Анокставиця «мордовской съездэнть» лангс мельтне-варштавкстнэ. Топавткуронь промкссонть кортасть: Эрюш Вежай, Кшуманцянь Пиргуж, Эрзяйкин Иван, Аношонь Тумай, Калаганонь Керяз, Безаев Михаил, Биккенин Ирек, Нуянь Видяз, Учеватонь Сантяй, Зинёронь Сантяй, Йовлань Андю. Мелень ёвтамотнень коряс Топавткурось кемекстась мерема мельть: 1. Эрямо таркава важодемасонть кирдемс мельсэ 4-це Эрзянь Инекужонть Мельяволявтоманть, седее парсте сонзэ топавтоманзо. 2. Промкссонть ёвтазь мельтнень коряс анокстамс арсевть тевконёвт ды кучомс сынст эрявикс кирдивиень ды лия вейсэндявксонь тевкурос. 3. Топавткурось ёвтызе эсь мелензэ «мордовской съездэнть» коряс: молемс «мордовской сэъездэс», тень пингстэ ансяк кода Эрзя раськеь ломанекс, Эрзя лемень ало, Эрзянь Инекужотнень Мельяволявтоматнесэ ды Эрзя раськенть алкуксонь лемензэ коряс Яволявтомасонть кемекстазь мельтнес нежедезь. Эрзянь Инекужонь Топавткурось кемекстызэ эрзянь од ломанень ютксо тевень ветицякс Бильдяев Викторонь. Эрзянь Инекужонь Топавткурось мельспаросо шумбракстнизе Нуянь Видязонь, «Эрзянь Мастор» нолдыцянть-витницянть, арнемчинзэ марто – 80-нь чачомаиензэ топодеманзо марто. Erzinform ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ Исполкома Эрзянь Инекужо (Конгресса Эрзя народа) 30 марта 2014 года в г.Саранске состоялось расширенное заседание Исполкома Эрзянь Инекужо (Конгресса Эрзя народа) с приглашением эрзянских активистов и представителей близких народов. Присутствовало 29 человек. Обсуждались вопросы: 1. О реализации Резолюции 4-го Эрзянь Инекужо (Конгресса Эрзя народа). 2. Об отношении к предстоящему съезду «мордовского» народа. В обсуждении выступили: Эрюш Вежай, Кшуманцянь Пиргуж, Эрзяйкин Иван, Аношонь Тумай, Калаганонь Керяз, Безаев Михаил, Биккенин Ирек, Нуянь Видяз, Учеватонь Сантяй, Зинёронь Сантяй, Йовлань Андю. Исполком Эрзянь Инекужо по итогам дискуссии выработал следующие рекомендации: 1. В повседневной работе на местах сосредоточить внимание на реализации положений Резолюции 4-го Эрзянь Инекужо (Конгресса Эрзя народа. 2. По прозвучавшим предложениям подготовить проекты документов и направить их в государственные и иные учреждения и организации. 3. Исполком Эрзянь Инекужо высказался за участие эрзян в предстоящем съезде «мордовского народа», но при условии – в качестве представителя Эрзя народа и под своим историческим именем Эрзя, с позицией, опирающейся на Декларацию, решения и документы конгрессов Эрзя народа. Исполком Эрзянь Инекужо утвердил в качестве координатора Исполкома Эрзянь Инекужо по работе с эрзянской молодёжью Бильдяева Виктора. Исполком Эрзянь Инекужо сердечно поздравил Нуянь Видяза (Четвергов Евгений Владимирович) , редактора газеты «Эрзянь Мастор» с юбилеем – 80-летием. Erzinform

Эрзянь нилькс: Эрзянь цёрань мельть. : http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:213589

Эрзянь нилькс: Как же нам, Эрзя народу, праздновать сегодня наш «Эрзянь келень Чи»? 16 апреля – День эрзянского языка. Народ жив, пока он бережёт свои имя и язык, обычаи и традиции, своих предков и богов. Мой маленький эрзянский народ в своей истории дошел до того, что практически отказался от имени и языка, своих традиций и обычаев, своей исконно эрзянской этнической религии. К сожалению, этот процесс продолжается, а в последние дни даже ускоряется. И это несмотря на то, что часть эрзян очень остро осознают всю опасность, кожей и сердцем чувствуют леденящий холод той последней черты, за которой стоит только одно – уход в небытие одного из древнейших и интереснейших народов Европы. Всё дело в том, что таких эрзян осталось единицы. Они воплем кричат: - Эрзяне! Откройте глаза! - Посмотрите на себя! - Ощутите себя! - Как вы живёте?! - Куда вас ведут с закрытым ртом и завязанными глазами?! - Почему идёте в небытие?!! Но большая часть моего народа уже находится в стадии предсмертного сна и ничего не слышит и не видит, уже не ощущает сердцем и душой своего нахождения у Рубикона, за которым одно – небытие. Очень больно об этом писать. Но это та правда, которая есть и которую надо знать каждому эрзянину, который чувствует и считает себя таковым. И всё-таки. Благодаря усилиям лучших из нас, у нас есть и надежда – мы проснёмся! Мы – будем! Эрзянский народ будет жить! Эту надежду питает возрождение Раськень Озкс, песни «Торама» и других исполнителей, «Эрзянь Мастор», наш эпос «Масторава», Степан Эрьзя, «Сятко», всё-таки надеюсь и «Чилисема»… Эту надежду питает и наш новый эрзянский кой, наш праздник:«Эрзянь келень Чи» (16 апреля), который большими усилиями нашей эрзянской интеллигенции уже вот более двадцати лет отмечается той частью эрзян, которая остро, сердцем и душой почувствовала: народ жив и будет жить только тогда, пока будет жив наш язык – душа нашего народа. Кстати, это, пожалуй, даже лучше нас поняли те, кому «не нужен» эрзянский народ, те, кто пытается для нас создать так называемый «единый мордовский народ», «единый мордовский язык», смешав эрзянский и мокшанский, одновременно уничтожая их. Интересно, а не приходила ли им мысль смешать русский, украинский и белорусский? Они ведь так близки! И создать единый «украрусский» или «рускаинский»? А если уж создавать «мордовский» язык (по названию республики), то тогда чего мелочиться, надо смешать в Мордовии сразу четыре языка: русский, мокшанский, татарский и эрзянский, а может даже украинский, если иметь ввиду национальный состав республики). Вот тогда это будет действительно «мордовский» язык! Но почему тогда в своё время отказались даже от создания единой Татаро-Башкирской республики и языка? Не удалось создать и чечено-ингушский и карело-финский… А ведь такие идеи тоже когда-то имели место. Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»? Почему я задаюсь этим вопросом? Причина одна. У нашего народа осталось очень мало живых традиций и обычаев, глядя на которые можно было бы сказать: вот это - эрзяне, это их обычай, праздник эрзян, вот такие они эрзяне. Наши обычаи, традиции, праздники старательно, кнутом и пряником стирались и стираются из нашей памяти русской церковью и властью. И вот, даже в этих условиях, появляется наш новый кой – «Эрзянь келень Чи». Но мы его пока отмечаем только очень узким кругом, только светскими мероприятиями в общественных организациях, пытаемся привлечь к этому школу, власти. Это очень необходимо, но не достаточно. Праздник станет праздником каждой эрзянки и эрзянина от мала до велика только тогда, когда он войдёт в семью. Как помочь этому? И можно ли? Хотелось бы, чтобы об этом поделились своими мыслями все эрзяне. В свою очередь, поднимая эту тему, хотелось бы высказать и свои мысли. Конечно, праздник должен отмечаться в организациях, культурных учреждениях, школах (включая высшую и среднюю), детских садах и учреждениях, властных структурах. Небольшая практика его проведения имеется и её нужно улучшать. А дома, в семье мы пока наш новый кой не отмечаем. Да и понятно, все никогда не смогут да и не будут участвовать в официальных мероприятиях. Поэтому большого следа в эрзянской душе и сердце этот день пока не оставляет. В нём как бы не хватает домашнего тепла и уюта. Он пока всего лишь похож на цепь других официальных праздников Российского государства. И всё. Поэтому хотелось бы, чтобы все знатоки эрзянской души поделились бы мыслями и идеями, а как я отмечу «Эрзянь келень Чи» дома? Мне видится наш праздник таким. После официального мероприятия, или просто после работы, мы приходим домой, готовим и накрываем праздничный стол. Обязательно хотя бы одно из любимых эрзянских блюд. На столе – штатол. Если есть, одеваемся в наши эрзянские панары и руци. Садимся за стол. Старший (старшая) в семье произносит молитву-благодарность Нишкепазу и нашим предкам за то, что дали нам звонкое имя и прекрасный язык. И зажигается штатол. И штатолы зажигаются на каждом подоконнике (с соблюдением мер пожаробезопасности!). И горят весь вечер. И тогда каждый путник будет знать, глядя с улицы на горящие в эрзянских домах и квартирах штатолы:здесь, и здесь и вон там, а вон ещё! – жив эрзянский язык, теплится,как и эти свечи, эрзянская душа. И глядя из своего окна на горящие свечи в других эрзянских окнах, каждый эрзянин будет знать: да! Я ещё не последний из эрзян! Ещё жив мой народ! И в этот вечер в каждой семье читается «Масторава», детям рассказываются мудрые эрзянские сказки, поются эрзянские песни, вспоминается или вновь изучается эрзянский язык…Это и будет тогда хорошим эрзянским обычаем, коем – «Эрзянь келень Чи». Что, дорогие эрзяне, попробуем? Мне можно сказать: наивный романтик строит «маниловские прожекты». Но если в жизни не будет романтики, она будет скучной и серой, потому что в ней не видно будет красоты Эрзя народа. Эрюш Вежай

Эрзянь нилькс: Кода теемс Эрзянь вейкс вейсэндявкс? Как создать эрзянскую общественную организацию? Те а стака. Эряви ансяк мель. = Это не трудно. Нужно только желание. Кода теемс эрзянь вейкс вейсэндявкс? Седе шожда теемс «общественная организация» эли «общественный фонд». 1. Теицякс саты 1-3 ломанть (учредители). 2. Пурнамкс промкс. Саты васня, ушодксокс, ансяк колмо ломанть. Кармить седее ламо – паро! 3. Саемс типовой Устав(Ветямкой). Кочкадо лем. Витнинк Ветямкоенть эсенк тёкшмеленк коряс. Кемекстынк промкссо.(Колмо ломанть, те уш промкс.) 4. Ушодомс топавтомо паро эрзянь тевть Эрзянь раськенек ванстомга (ванстомс Эрзя раськенть, келензэ, культуранзо). 5. Саты виенк-ярмаконк теме гос. регистрация – тееде сонзэ. 6. А саты виенк-ярмаконк теемс регистрация – важодеде сонзэвтеме. Те Закононть а колы. 7. Эрзянь раськенть вейсэндямга кучодо яволявтома Эрзянь Инекужос теезь вейсэндявксонть совамодонзо. (+7 921 1510035, E-mail: erush2002@mail.ru) Эрюш Вежай Ловнынк те Закононть: ФЗ 82 (1995) "Об общественных объединениях" Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; (Эрзянь Инекужо) общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Статья 3. Содержание права граждан на объединение Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Статья 5. Понятие общественного объединения Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе. Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Статья 9. Общественное движение (Эрзянь Инекужо. Регистрация не обязательна.) Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. Статья 10. Общественный фонд (Фонд спасения эрзянского языка(рег.), Фонд РУЦЯ. Регистрация не обязательна.) Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Статья 17. Государство и общественные объединения Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности,

Тумай: 80 –летие Нуянь Видяз – это еще не старость, если душа молода и дух силён. Тяжелый труд редактора газеты «Эрзянь Мастор», когда в течение 20 лет без замены выпускать оппозиционную газету к политике Мордовской власти – это ли не подвиг! Увы, сонный эрзянский этнос просыпается плохо, под летаргической спячкой умирает и тех, кого разбудила газета, они готовы, ныне жить и бороться за эрзянское завтра, за родной язык, за прошлое предков и будущее этноса. Газета «Эрзянь Мастор» и Четвергов Евгений Владимирович, стали не разделимы. Нуянь Видяз состоялся и подлинным эрзянским писателем- философом. Его публикации и выпущенные книги честны и откровенны прожитой жизнью, наполнены болью и состраданьем за свой народ, за его судьбу. Поэтому, эрзянский актив, президиум 4-го Конгресса, проведя свой «Атянь эзем» приветствуют его и признают как учителя, духовный пример которого, ведёт к осознанной, дорогой подвижничеству, к подлинному возрождению этнических ценностей. Бути тонть эри келеть, Бути тонть моры ойметь, Бути тонть ули раскеть, Бути, а стяк юты пиньгеть! Аношонь Тумай

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: Сегодня 01:02. Заголовок: 80 –летие Нуянь Вид.. - новое!80 –летие Нуянь Видяз – это еще не старость, если душа молода и дух силён.

Тумай: НАСЛЕДИЕ, ПОЛЬЗА И ВРЕД *********************************************************************** День эрзянского языка праздник молодой и особенный. Его отмечают эрзянские активисты в школах, библиотеках в домах культуры, можно сказать по всей России, где проживают люди с эрзянской национальности. Большую информацию несут интернет-сайты. Первым национальным просветителям посвящаются статьи, издаются книги. Для восстановления исторической справедливости первопроходцам национального просветительства, чтобы они были известны широкому кругу учёных, краеведов, учителей, а также эрзянской молодежи учёными Мордовии сделано немало, особенно Н.Ф.Мокшиным, Е.Г.Осовским, А.П.Феоктистовым, В.А.Юрченковым, Д.В. Цыганкиным и другими. Однако взгляды учёных рознятся и не совпадают в принципиальных оценках, об этом дальше. В 2014 году, кроме А.П.Рябова, с 100 летия которого, начали отмечать этот праздник, несколько значительных юбилеев, просветителей эрзянской словестности: Авсентию Филлиповичу Юртову (1854-1916) – 160 лет со дня рождения и первому эрзянскому Букварю, созданного Юртовым -130 лет. Макару Евсевьевичу Евсевьеву -150 лет со дня рождения. Лингвистическое наследие М.Е.Евсевьева создавалось в период, когда рушился старый и строился новый мир. Его научная деятельность охватывала более 40 лет периода его жизни. Профессор Макар Евсевьевич Евсевьев, одним из первых стал на путь изучения эрзянского быта и других народов Поволжья. Его интересовало история, этнография и языки, поэтому, как исследователь был не только лингвистом. Основной лингвистический труд М.Е.Евсевьева «Основы мордовской грамматики» вышедший в свет в 1929 году и переизданный в 1931 году. Но прежде всего написать этот труд, он побывал более чем 450 эрзянских, мокшанских, удмуртских и марийских сёлах. Его рукописный лингвистический материал богат и разнообразен, составляет лексическое и грамматическое богатство в первую очередь для изучения эрзянского языка и его диалектов по всей широте охвата материала. Однако Макар Евсевьевич сознательно не искал различий, между мокшанским и эрзянским языками и культурой, он преследовал иные цели. Он шёл сознательно на объединение культуры и языков двух разных народов в единый народ в мордву. Под лозунгом национального возрождения мордвы, в духе революционных перемен в России. Этим нанёс непоправимый ущерб эрзянскому национальному возрождению, как народу эрзя. Этим воспользовались политики, взяв за основу национальной политики в создании единого мордовского субъекта в Российской Федерации. Псевдонаучная теория единого мордовского народа на основании трудов первых «мордовских» просветителей стал юридической основой для политики современной Мордовии. Несовместимость и противоречия во всем, в культуре, в менталитете, в историческом пути и даже в расе, а ныне доказано даже в языке, не принимаются в расчёт. Обвинять учёных неблагодарное дело, они были первопроходцами. И если в основу своего труда М.Е.Евсевьев положил эрзянский говор Козловской волости Алатырского уезда Ульяновской губернии и как основу эрзянского литературного языка не были положены многочисленные эрзянские говоры. Это привело к тому, что, к примеру, северо-западное эрзянское население, не принял литературный язык, считал его мокшанским, мордовским и плохо усваивался детьми в школе, которые на улице и дома слышали совершенно другой диалект языка. Это привело в последствии, столь лёгкому отказу преподавания в школе эрзянского языка, в пользу русского. Автору «мордовской грамматики» положение было нелёгким. Как сам он говорил: «мордовский язык своеобразен и сложен, научно почти не разработан, грамматика его только зарождается, и если возможны ошибки и промахи в трудах, посвященных грамматике хорошо изученных языков, как пример: грамматике русского языка насчитывающим более 600 лет своего существования…., тем более возможны, даже не избежны ошибки, когда идёшь по иному, почти еще не тронутому пути» (М.Е.Евсевьев. Избранные труды, т.IV, 1963, с.90). Действительно для Евсевьева М.Е. существовал термин «мордовский язык», который распадается на два наречия – эрзянский и мокшанский. Он не сумел, как лингвист выявить пороги языковых различий. К эрзянскому языку можно подойти только через речь, как древнему языковому реликту человечества. Его наследие – это заложение им основы эрзянской диактологии. Он зачинатель в этой отрасли наук. Это его словарь «Эрзянь-рузонь валкс» 1931 года – более 2500 слов и выражений. Им подготовлен первый «Букварь» для эрзянских детей (1892 год). День эрзянского языка открывает красоту эрзянского слова, способствует дальнейшему развитию эрзянской культуры и национальному образованию. Николай Аношкин. Использована статья Д.В.Цыганкина «Лингвистическое наследие М.Е.Евсевьева» газета «Эрзянь Мастор» 17 января 2014 года. Книга Н.Ф. Мокшина «Авксентий Юртов» 2004 год.

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: День эрзянского языка праздник молодой и особенный.

Эрзянь нилькс: 16 апреля - Эрзянь Чи=Эрзянь келень Чи. ОБРЯД ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА «ЭРЗЯНЬ ЧИ» Праздник «Эрзянь чи» не из молодых. Ему более двадцати лет. До этого года он назывался «Эрзянь келень чи». Думаем его статус поднимется, если назовём более объемлюще «Эрзяньчи». Его учреждал и регистрировало правление Фонда спасения эрзянского языка в 1993 году. Отмечается этот Великий день не только в Мордовии, но и за её пределами. Обряд проведения может быть самым разным: открытый урок в классе в школе, встречи с людьми редких профессий, концерт, викторина, круглый стол, фестиваль. Цель «Дня» одна - популяризация эрзянского языка и литературы с помощью слова, песни, танца, встреч и т.д. Она будет достигнута, когда в душе слушателя засветится свечка любви к Эрзянь Мастор, свечка гордости за свой народ, за свой язык. В Саран ош «Эрзянь чи» проводится так 1. Реклама о предстоящем празднике в СМИ на разных языках, то есть должно быть информационное обеспечение. 2. Подготовка-оформление зала: вывешивается на сцене портрет А.П. Рябова надпись-поздравление о празднике, закупаются и расставляются букеты цветов, проверяется работа микрофонов, готовится штатол. 3. Праздник открывается песней «Косо Тюштянь Масторозо» в исполнении ансамбля «Торама» (с песней выходит на сцену из-за кулис). 4. Заканчивается песня. Зажигается Штатол. Зажигает кто-то из самых старых - Д.В. Цыганкин или Нуянь Видяз. 5. Избирается Атянь Эзем (Совет Старейшин), из пяти-шести самых пожилых. 6. Короткий рассказ о празднике «Раськень чи», поздравление с праздником (КшуманцяньПиргуж - 5 мин.). 7. Обряд вручения Диплома лауреата премии имени А.П.Рябова, Лауреату 2013 года. 8. Вручение дипломов Фонда «Руця» победителям эрзянского литературного конкурса 2014 года. 9. Вручение почетных грамот и подарков учителям эрзянского языка, воспитателям детских садов, студентам и школьникам за успехи в освоении эрзянского языка и литературы. 10. Отчет правления Фонда спасения эрзянского языка за 2013 год (докладчик Г.Д. Мусалев), выступления по докладу. 11. Выборы нового состава правления и ревизионной комиссии. 12. Концерт. 13. Возложение цветов на памятник С.Д. Эрьзе. 14. Праздничный ужин. ********************** Чадыковонь 16-це чистэ (16 апреля) - Эрзянь келень чи Саран ошсо ютавтови Нациянь драмань театрасо (Советской ульця, 27 кудо). Ушодксось 14 чассо.

Тумай: Эрзянь келень чиньте. ВОСПИТЫВАТЬ ИНОРОДЧЕСКИХ ДЕТЕЙ В ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ *********************************************************************** ИЛИ «ЗАБОТА» ИМПЕРИИ Эрзянский народ дал миру многих выдающих людей, среди них немало учёных, работников культуры и искусства, политиков, и общественных деятелей. Но служению этносу предпочли единицы. Империя заботливо прибрала таланты к служению себе. И даже зачинатели эрзянского просветительства не были свободны от официальных стереотипов и духовного давления на свою деятельность, были плодом своего времени. Среди них особо стоит имя Авксентия Филипповича Юртова – педагога, филолога, переводчика, этнографа и фольклориста, и учёного, выбравшего сан священника. Юртов первый автор и зачинатель «Букваря» для эрзянских детей. На его долю выпала трудная просветительская миссия и он достойно, с пользой нёс знания своему народу, служа церкви и империи. Сан священника обязывал его нести «слово божье» в детские души. Заниматься переводами на эрзянский язык церковную литературу, при этом Юртов не видел греха в сборе языческой информации о верованиях и народных обрядах, изучать эрзянскую разговорную речь. Православная миссионерская деятельность поощрялась средь инородцев, давала определённую свободу и Юртов при набожности. оставался учёным- просветителем, педагогом эрзянской словестности. Казанская учительская семинария, которую возглавлял Н.И.Ильминский, являлся венцом христианского просвещения не русских народов Поволжья. Подготовка инородческого учительства преследовали имперские цели: «Обрусение инородцев и совершенное слияние их с русскими по вере и языку – вот конечная цель, к которой должна стремиться система инородческого образования». Однако, к большому неудовлетворению высокого начальства, преподавание на родном языке в эрзянских школах привела росту этнического самосознания , а также приобщению к мировой культуре. Поэтому современная мордовская политика с девяностых годов повернулась к имперским традициям царской России и преуспевает в обрусение во много крат времени Юртова. Официальное лицемерие власти в развитии национальной школы и возрождения культуры маскируется под лозунгами в единение в единый мордовский народ под обрусение и слияние по вере и языку, и в конечном счёте к уничтожению самосознания через русский язык и полному забвению духовной жизни предков и истории народа. Авсентий Юртов, деревенский эрзянский парень в 1876 году после окончания учёбы в Казанской семинарии и в качестве преподавателя начальной школы работает 7 лет. Он вряд ли осознавал, что является инструментом имперской политики по уничтожению соплеменников в духовной сфере и его задача через эрзянский язык и христианскую проповедь лишать детей от истоков и памяти предков. Педагог Юртов заслужил доброе расположение к себе как бывший ученик со стороны Ильминского. Их деловые отношения продолжались более 30 лет и рекомендации со стороны учителя не всегда находили понимания. К примеру , не обязательно учить детей эрзянской грамматике. Авсентий Филиппович ,подсознательно делал обратное. Он занимался сбором и изучением эрзянских диалектов, фольклорного наследия и истории, стал автором учебной литературы. В 1884 году в Казани издал «Букварь» для эрзянской школы. В 1884 году по совету Ильменского преподаёт «в мордовском училище в селе Старая Бесовка Самарской губернии. Это решение принято им , чтобы уйти в народ, нести ему знания на родном эрзянском языке. Каждое лето, с посохом и мешком с книгами на эрзянском языке ходил по окрестным сёлам. Беседовал с людьми, делал записи легенд, сказаний, обрядов, читал книги. Одновременно он подбирал для учения Казанской семинарии талантливых ребят. Ездил и в родное село в деревню Калейкино помогать родителям. И опять по совету Ильминского переходит в школу в 1891 году села Старая Бинарадка Самарской губернии. Здесь он понял, что нет как такового мордовского языка. Село было мокшанское, работать было трудно и сложно, сказывалось недостаточное знание мокшанского языка. К слову, в тот период под мордвой не различали ни эрзян, ни мокшан. В обиходной речи был «мордовский язык», «мордовский народ». Выполняя заказ мордовской власти, профессор Мокшин сделал ставку сознательно на первых просветителей Авсентия Юртова и Макара Евсевьева. Тем самым стал гонителем эрзянского самосознания, заменяя мордвой живую эрзянскую речь и прошлое народа, спекулируя и угождая политике ассимиляции в новом витке истории. Из воинствующего атеиста- стал верующим, ну а патриотом быть не дано! Николай Аношкин.

Василиса: Чече, 13 апреля, минь Обрань ошонь эрзятне вастувинек и ютавтынек Эрзянь келень чи. Ютавтаннок сонзе колмоцеде. Мелемек те чистэ кортлемс эрзякс, арсемс эрзякс...Весе эрзятнень Эрзянь келень чи марто!!

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: Чече, 13 апреля, минь Обрань ошонь эрзятне вастувинек и ютавтынек Эрзянь келень чи. Ютавтаннок сонзе колмоцеде. Мелемек те чистэ кортлемс эрзякс, арсемс эрзякс...Весе эрзятнень Эрзянь келень чи марто!! Паро эрзянь тев марто, эрзят!

Тумай: Валдо превсэ - эрзянь тевсэ, Ялгат- оят пурнаводо! Кортадо свал эрзянь кельсэ, Гайни морыне морадо! Обран ошинь ялгат, сюкпря тенк эрзянь келень чинть ушодома. Кадык весе ковось карми алтазь эрзянь келенте. 26 чинть Аорсэ карми покш районной праздник "Эрзянь келень Чи!". Садо, весе садо! Совадо монь вальманте, конанть панжи "Контакт" сайтсэ : http: //vk. com/ 243868574 Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: Эрзянь келень Чи марто! http://uralistica.com/forum/topics/16?xg_source=activity

Эрзянь нилькс: Произведения эрзянских поэтов, удостоенные эрзянской национальной литературной премии-2014, ЭРЗЯНЬ СЁРМАДОМА ШКИНЕМАНЬ КАЗНЕ-2014. Числав Журавлёв ПИНГЕНЬ ЦЕЦИНЕ (Поощрительная премия-ШНАМОКАЗНЕ) Тошкить килейтне Леенть чирева, Гайгить цёковтне Вирьга-пирева. Ваны-мизолды Ковось пельтнесэ, Кевкстни-кукорды Куко кальтнесэ: — Менель сельмине, Эрзянь мазыйка, Кинь тон, тякине? Кинь тон, сазорка? Ашо килейне, Пингень цецине, Косто тонеть лиссь Пазонь мазычись? — Тетянь паксясто, Авань седейстэ, Вирьстэ, лугасто, Сиянь лейнестэ. Лиссь тень мазычись Эрзякс кортамсто, Валгсь монь седейс Чись Цёковкс морамсто… Моры тейтересь, Цветить паксятне, Жойни менелесь, Укстнить атятне. Тошкить килейтне Леенть чирева, Гайгить цёковтне Вирьга-пирева. **** Подгорнова Алина ТЮШТЯ (Поощрительная премия-ШНАМОКАЗНЕ) Козонь, Тюштя, тон кекшик торамот? Чатьмонемань пингетне ютасть! Мерить: «Сан». Учови тенек самот? Ней виеть эрявомо кармасть. Мерить, Тюштя: «Сан ды максан лезэ!» Капшак, эно, эрзянь ине вий! Илязо са минек раськенть пезэ, Ютазь шкастонть вармань сасазь чийть! Сак ды кевкстик эрьватанть лемензэ, Ки цяторсо правты эрзянь кель. Иляк максо, иляк максо тензэ! Энялдтано: явт миненек мель! Сравтневсь раськеть Мода-аванть келес Ды тонавтнесь лия келень валт. Совак,Тюштя, оштнес, совак велес Ды мезе кадовсь эйстэнек, вант! **** Боляень Сыресь ОЙМЕНЬ ПШКАДЕМА (Гранпри-ПРЯВТКАЗНЕ) Тетяй, вантай, теке кивесэ артозь менелесь! Вантай, уить, чудить стакасто та-косто пельтне! Сиянь байгекс, кирьга маласо цитни пеелесь, Сизинь, айган, гайгить удемсэм арсема мельтне. Тетяй, вантай, Ратор томбале раужкадсь виресь, Вантай, эрькесь, кекшезь чопода Раторонь ведьсэ Тетяй, рангстан, кудот сявордозь, килееть чиремсь, Тетяй, ранган, тиринь велесь корты рузонь кельсэ. Тетяй, ёвтак, ков эзь пачкоде янгиця кедесь? Ведь а корштат, чуди лейтнева наксадо ведесь, Вал а ёвтат, прявттнэ рузт ды рузыявтозь «мордват» Яжить, пивсыть, кода раськенть идесынек кода? Тетяй, кода? Кода эрямс авидечинть ютксо? Тапазь, кодазь, теке комоляс, витнемс а ютко, Чиезь, ардозь, ков капшатано, кияк а соды…. Симезь, ярсазь, теке ракшат ютатано модас! Эйдем, содан, мелявтомат аволь куля ютксто. Майсят, стомат, каштмолема ашти эрзянь юрсо Раздезь, лазозь, Раськесь сюлонзо кирьгас тапари, Эрзянь Пазось, рузкс а чарькоди, эрзякс а мари! Ве вайгельсэ, ансяк саразт панемс пире пестэ, Кавто вайгельс, мороськак велень келес каяви Бути Раськенть весе вайгельтне сюлмазь кеместэ Ансяк сестэ вешеманок Пазонтень маряви! Эрзят, саты эрямс пульзядо, кумажа лангсо. Аволь стяко эрзянь вересь валозь эрзянь модас. Пазось вансты, Раськесь кепедьсы каштансто прязо! Эрзят стядо, Вейсэнь Вайгельс, Ве Мельс, Вейсэнь Морос! *** Премии (КАЗНЕТЬ) и Дипломы (АРНЕВКСТ) вручены лауреатам в День эрзянского языка 16 апреля 2014 года в г.Саранске. Премия организована эрзянским национальным Фондом «Руця» только за счёт ДОБРОВОЛЬНЫХ пожертвований представителей Эрзя народа. Это произошло впервые в эрзянской истории. Erzinform

Эрзянь нилькс: Корты Маризь Кемаль: https://www.facebook.com/photo.php?v=1481676205381581&set=vb.1393179454231257&type=2&theater Ванодо, кунсолодо, саеде мельс, эрзят.

Эрзянь нилькс: Виевстэ теезь! https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=hospkgx4kTs http://youtu.be/hospkgx4kTs ​Превейстэ аравтозь морось валморонть эйс. Лиссь пек виевстэ, ёнсто, талановсто. Сюконямот Сырснень од пек виев шкиневксэнзэ кис. Эйсэнзэ - виев эрзянь Мелявкс, мазый эрзянь Кель, домка-ванькс эрзянь Ойме, чевте эрзянь Седей, кеме эрзянь Потмовий, Эрзя раськес Кемема, Эрзя раськень Вечкема. Эриванмось арсевти, саи мель ,кунды седейс, разди ойме... [img]<iframe width="480" height="270" src="http://www.youtube.com/embed/hospkgx4kTs?feature=oembed&amp;wmode=opaque" frameborder="0"></iframe>[/img]

Эрзянь нилькс: Эрзянь келень Чись Обран ёнкссо: http://erzan.ru/news/den-jerzjanskogo-jazyka-buket-jubileev

Тумай: ВСЕЛЕНСКОЕ ХОЛУЙСТВО ………………………………………………………………………………………………… Известие от Гайница Пичая о том, что им удалось создать и получить государственную регистрацию национально- культурной эрзянской автономии в Лесосибирске, конечно порадовало, но и заставило задуматься. Почему Мордовия препятствует юридическому закреплению эрзянских организаций, ставит их вне закона, а мордовские НКА создаются усилиями властей во всех регионах России. В 90-е годы в Лукоянове на юге Нижегородчины создано нами музей эрзянской культуры, затем «Ассоциация по спасению эрзянского языка им Д.Т.Надькина», вводится преподавание на уровне факультатива эрзянского языка в школах и создаётся эрзянская национально – культурная автономия эрзян. Но государственной регистрации не получили от областного отдела юстиции. Усмотрели в делах эрзянского возрождения крамолу, конечно не без консультаций мордовских боссов. Мне не раз советовали, к примеру, мордовские профессора Абрамов и Мокшин, что надо перестроиться на мордву, иначе много потеряю, т.е. холуйствовать, идти в русле политики Мордовии. Однако Аношкин не пошёл на поводу Мосиных, Мокшиных и мордвы-мокши. Неудобный для мордвы эрзянский музей нельзя было не заметить,и его ярких дел, но, и пройтись по нему мордовским катком не просто. Много лет идёт культурное сотрудничество с женским коллективом «Ламзурь», но это сотрудничество ныне идёт через ПЦ ФУН и эрзянки зависят от воли мокшанина Ю.Мишанина. Национальную политику определяют полностью в Республике мордва- мокша. С уходом из политической жизни Мордовии Николая Меркушкина не только не ослабло мордовско-мокшанское засилие, но оно поднялось на новый виток национального шовинизма. Фонд спасения эрзянского языка и его газета «Эрзянь Мастор»,- как чужеродное образование промокшанско-русской Республики. Эрзянские лидеры всячески ущемляются властями. Их роль эрзянского просвещения сводят, как сепаратистам мордовского благополучия, лишая их слова и морального права представлять эрзянский язык и права эрзянского народа. Мордовские НКА, как грибы-поганки выросли повсеместно на государственные деньги - Медведевские миллиарды. Они, НКА ныне – это мордовский лекторат в диаспоре и от имени мордовского народа холуйствуют перед официальной Мордовией. Эрзян приучают к мордовскому мышлению - жить с родного языка и без ума. Одни песни-фестивали, больше ничего не требуется наследникам Золотой Орды XXI века. Идёт возврат имперским ценностям времён первых эрзянских просветителей: ассимилировать инородцев через их язык и православие. В 2014 году совпали юбилеи Авсентия Юртова- 160 лет и Макара Евсевьева-150 лет, Анатолия Рябова-120 лет и Дмитрия Надькина-80 лет. Рядом с просветителями закономерно ставить юбилей нашего современника Нуянь Видяза-80 лет, его 20-летний труд на ниве просвещения восхищает. Выпускники Казанской семинарии, Юртов и Евсевьев выполняли волю Российской империи, через религию обрусить инородцев, сделать их через церковно-приходское образование рабами религии и империи. Эти «мордовские» просветители заложили основы национального образования. 130 лет первому Букварю Юртова для эрзянских детей. Евсевьев отдал 40 лет жизни национальному строительству, к сожалению, он сознательно стремился сблизить в единый народ и в единую культуру эрзю и мокшу. Ныне их именами, первых просветителей прикрываются Мокшин и другие, оправдывая мордовскую политику. Первые подлинные эрзянские лингвисты, такие как профессор Рябов А.П. и другие стали жертвой оболгавших их карьеристов. Языковая конференция 1938 года, прошла в атмосфере оскорблений и холуйства перед новой властью, жёсткой и беспредметной критике и обвинений учёных в вредительстве и в шпионаже фашисткой Финляндии и Японии. Они стали поводом для физического устранения в камерах пыток Красовского. Кафедру языков заняли истинные пролетарии- холуи, которые определили мордовский путь и сближения «мордовского» языка с русским языком, стали прорабами русскоязычной толпы. На примере современной Мордовии им это удалось. Через мордовские НКА, о деятельности, которых, большинство эрзян не имеют понятия, через мордву добить остатки эрзянского самосознания в глубинке России, где еще теплится эрзянская речь. Природа Закона о НКА, в переложении государством своих обязанностей поддержки национальной культуры, на плечи общественности. Песни-пляски, видимость возрождения, а посева национального самосознания - нет. Преследуется та же политика империи, что и 200 лет назад, на обрусение. Только создание эрзянской автономии, признание эрзян как народа может приостановить разрушительный процесс, но государство в этом не заинтересовано, поэтому нет правового поля для возрождения эрзянского народа. Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: «Руця» эрзянь лезэпаргонть вешемазо Эрзят, ёвтынк меленк, кинень (мезнень) алтасынек 2015 иень эрзянь ковкерьксэнть? Просьба эрзянского фонда «Руця» Эрзяне, скажите своё мнение, кому (чему) посвятить нам эрзянский календарь 2015 года? Шказо курок чии…. = Время быстро летит….

Эрзянь нилькс: http://www.youtube.com/playlist?list=PLT03MHOR0A-fy0fKeptYZWnWY1zQziwAj

Тумай: СПАСИБО, ЗА ПОБЕДУ Музейное дело должно, не только сохранять память, но быть на гребне текущего момента. Эту истину я освоил не сегодня. Родное моё село Иваньбиё, моя боль и отрада. День Победы ежегодно принято отмечать у изгороди обелиска погибшим воинам Великой Отечественной войны митингом. Собирались на площади ветераны, женщины, школьники. Как правило, школа открывала праздник. И кто-то из ветеранов делал доклад. Так было помню, лет 15-20 назад. Я здоровался со стариками, не всех знал по имени, и это смущало, а они, их было много, жались друг другу, ждали конца митинга, когда пригласят к застолью. Каждым годом их на площади становилось всё меньше. В сельский музей перешёл в мои руки 2001 году. Я начал в этот день приглашать ветеранов, жгли свечу и проводили помин вином из фронтовой фляжки. Со многими стариками, началось более близкое общение, и даже семейные встречи. Помню, как дети и внуки Пожарова Ивана Евдокимовича , их более 30 человек еле поместились в музее. На 2014 год на площади в День Победы был только один ветеран войны, Шиганов Константин Кириллович. Он единственный из 4 оставшихся живых ветеранов войны, жителей села пришёл на митинг. По традиции в музее решили помянуть Победу, но актив музея принял решение ехать на дом участнику ВОВ Пазавину Дмитрию Антоновичу. Он прикован к инвалидной коляске, живёт один и дом его на окраине крайний. Вежливо выпроводил посторонних посетителей из музея, мы сели в Ниву и поехали в гости. На весь Лукояновский район живых участников войны осталось не более 50 человек. Но жив еще и живёт в Москве Герой Советского Союза Иван Ермолаевич Малышев. С ним и его семьей была встреча в сельском музее в прошлые годы. Так рассуждая, перешёл Дмитрию Антоновичу, которому ехали. В семье его отца было восемь детей. –Отец Антон Фёдорович и трое его сыновей Павел, Иван и Василий сражались на фронтах ВОВ. На 1941 год Дмитрию было 15 лет. На войну его взяли 1943 году. Попал в город Горький, в запасной полк, три месяца новобранцев учили военному делу. Фронт встретил его на Западной Украине, был зенитчиком-наводчиком артиллерийского орудия. Первую награду – сержант Дмитрий Пазавин получил за бои под городом Ровно медаль «За отвагу». В одном из боёв под Харьковом во время бомбежки получил первое ранение. После госпиталя участвовал в сражениях в Германии. В одном из боёв был ранен и контужен. После лечения продолжил службу в Польше. Из Польши направили на Дальний Восток. Домой вернулся в 1946 году. Из их семьи погиб брат Иван, остальные вернулись живые. После войны Дмитрий Антонович женился и жил с супругой Анастасией Александровной 54 года , воспитали троих детей. Старший трагически погиб в пятнадцатилетнем возрасте, Василий и Николай живут в Москве. Семь лет назад умерла жена и он ныне, живёт один, инвалид на окраине села. Зимой то и тропы нет к его дому. Умрёт, не сразу люди узнают. Подъехав к крайнему домику, мы не сразу могли войти. На дверях замок. Саша Резайкин начал кричать в окно: «Дядя Митя! Где ключ?» Наконец мы, четыре мужика заходим в дом. Хозяин сидит на кровати, подле инвалидная коляска. На столе в беспорядке припасенная еда и алые тюльпаны, недопитая четвёрка водки. Это ему принесла соцработник Надя Луконина. Дмитрий Антонович не ожидал гостей, и наш приезд к нему стал подлинным праздником. Саша вяжет ему на грудь Георгиевскую ленточку. Положены на стол наши гостинцы. Я представился, он не сразу меня узнал. Привёз ему показать «Книгу Памяти», которую я собрал об участниках войны родного села. Там же информация и фотографии на всех Пазавиных. Невольно подумал, как могли выдержать вчерашние школьники, мальчишки военное лихолетье и победить жестокого и опытного врага. В 1945 году Дмитрию всего было 19 лет. Эрзянское село потеряло 260 мужчин и сколько их умерло после войны от ран. Д.А.Пазавин остался в родном селе, жизнь отдал колхозному труду и на пенсию ушел рабочим железнодорожного депо. Сидели в гостях долго. Выпито вино и сказаны все тосты : «За Победу», Спасибо за победу» и даже спели несколько песен. Но главная победа это жизнь ветерана, он есть, живой человек и уезжая, пожелали встретить в месте 70-летие Великой Победы. Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: http://youtu.be/EEoVWn83Q1g

Тумай: После разрушительной войны фантастически изменился вид г.Грозного. Ультрасовременная застройка города, особенно его центра, небоскребами и огромным культовым объектом шагнули в новый век. 15 мая - всемирный День экологии. Именно в этот день я прошёл более 6 км вокруг родного села с фотоаппаратом. То, что увидел, потрясло душу. Я не узнавал местность. Среди обильного цветения природы страшную разруху некогда стоявших животноводческих дворов. Над всеми, величественно как Парфеон, возвышаются остовы сенохранилища. Всюду бурьян и свалки пластикового мусора и голубизна колхозных прудов. Пышная растительность, как зелёное пламя выходит из окон руин и даже на крыше большого бетонного двора растёт роща берёз и ёлок. Развалом коллективного хозяйства, именно эта цель реформ демократов- олигархов, убить "стол" России и заодно коренное население живущего веками сельским трудом. Ждите фоторепортаж на "Контакте".

Тумай: ЭТНОПАРК. 16 мая был организован выезд студентов Лукояновского сельхозтехникума на субботник по уборке мусора. Выездной лекцией и полезным трудом, музей эрзянской культуры начал работы. Ждите фоторепортаж на "Контакте" vk com/ Tymai 2014 № страницы 243868574

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: ЭТНОПАРК

Тумай: О ЗНАЧЕНИИ СИМВОЛОВ Культура символа созревает в недрах национального самосознания. По символу ассоциируются эмоциональные чувства, определяются духовные потребности или отвергается символ, как враждебный. То есть символ определяет наше место и наши устремления. Поэтому рожденная партия, движение или другие политические и общественные объединения людей без символа безлики. Древний период жизни людей символы были языком народа. От семейного знака, татуировки кожи, вышивки, резьбы родилась геральдика. Почему-то считают, что это удел феодалов. Эрзянская графическая культура была доступна всему этносу. И в графической культуре символ был общеизвестный, будь то графическое изображение, цвет, предмет или живой объект природы. Предки, вложили в символ всю свою мудрость и поэтому народ преемственно донес их до нас , современников неизменными. Как они сложились, вопрос отдельной темы. Отчасти от суеверия, веры в магию знака, элемент традиционного ритуала, оберега и божественного знака. К примеру раськекотць- эрзянский флаг, в нём заключена глубокая философия, хотя с виду очень простая. Это цветовой символ – раскладка мира. Треколор, то есть в три цвета: полотно делится снизу верх – мир предков, черный цвет, живая кровь, живущих –красный цвет, белая полоса –мир бога, чистых помыслов. Человек находится между предками и богом, таков дуальность эрзянской веры. Лаконизм присущ всем древним символам и ныне, некоторые умные головы готовы видоизменить то, что жило в сознании народа веками. Так получилось с эрзянским флагом, и по этому поводу была широкая полемика и попытки разукрасить флаг по своему усмотрению. Общественной жизни эрзянского народа флаг и родовая свеча , начиная с 90 годов прочно заняли место, стали общепризнанными и без них не обходится ни одно значительное мероприятие. Символы эрзянского народа окрыляют душу, подымают внутреннее самосознание, гордость, что мы народ. На другие символы, я сознательно не перехожу, хотя имею знания и по графическому символу. Остановимся именно на флаге. Старшее поколение с ностальгией относится советскому государственному флагу, с крещённым в верхнем углу полотна серпом и молотом. И совсем по иному воспринимает Российский государственный треколор, не говоря о государственном гербе, поднятой из свалки истории. Флаг взят как бы на прокат у российского купечества. Под этим флагом воевали против Родины власовцы. Если взять фашистские символы, они несут негативные ассоциации. К примеру, свастика, приватизированная третим рейхом, это древний символ арийской культуры и отношение к ней у сведущих людей уже иное. И совсем свежий пример символика флагов украинских националистов, к примеру, у «правого сектора» - два цвета, сочетание полос черного и красного. Эрзянская расшифровка проста- смерть и кровь. Или у русских фашистов «баркашовцев»- эрзянский арийский флаг стилизированной свастикой. Как видим, одни и те цветовые решения несут различные психологические настроения. Символ говорит- кто ты и какие твои устремления. Эрзянское национальное возрождение очень ранимо, практически оно преследуется российской властью, заменяется мордовским возрождением культуры и не больше. Война идёт и на уровне символов. Мордовские искусственные символы лишены народной философии, они надуманные и поэтому несут разрушающую энергию. Чтобы противостоять идеологическому злу и не разрушить эрзянское самосознание, наряду с эрзянским языком надо знать символику предков начиная с флага. Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: Мордовские искусственные символы лишены народной философии, Виде.

Эрзянь нилькс: Кинень эряви «Масторава» морокерьксэсь, пшкадеде миненек: 8 834 2 24 28 65. Желающим иметь эрзянский эпос «Масторава»: В редакции «Эрзянь Мастор» имеется эпос "Масторава" на эрзянском языке. Желающие иметь эту бесценную книгу могут подать заявку на наш адрес. С пожеланиями приятных часов от чтения "Масторавы" создатели газеты "ЭМ"

Эрзянь нилькс: http://www.gazeta.ru/travel/2013/05/29_e_5361273.shtml?fb_action_ids=10203638417058187&fb_action_types=og.recommends

Эрзянь нилькс: В старинном эрзянском селе Ташто Кшуманця состоялся традиционный эрзянский праздник-моление «Велень Озкс». 12 июля в родовом селе эрзянского Инязора – Кшуманцянь Пиргужа (Мусалёва Григория Дмитриевича) , старинном эрзянском селе Ташто Кшуманця, состоялся традиционный эрзянский праздник-моление «Велень Озкс». Традиция проведения сельского «Велень Озкс» была возрождена эрзянами в начале 90-х годов и проводится теперь ежегодно, кроме года проведения всеэрзянского Раськень Озкса. Примечательно, что жители эрзянского села успели до возврата к временам «вертикали власти» вернуть своему селу древнее эрзянское имя вместо русского. На «Велень Озкс» почтить память предков, зажечь Штатол во имя своего Эрзя народа пришло около 2500 человек. Состоялся Совет Старейшин, на котором были озвучены основные проблемы эрзя народа: русификация, снижение численности, сохранение эрзянского языка. На вопрос ко всем участникам одного из старейшин, Гайнинькань Пичая, кто свою национальность определяет как Эрзя, подняли руки почти все присутствующие. На вопрос, кто считает себя «мордвой», поднял руку только один человек. После официальной и традиционной части состоялся концерт эрзянских исполнителей, соревнования по эрзянским национальным видам спорта, праздничный обед, национальные развлечения и игры, демонстрация и продажа изделий национального прикладного искусства и дегустация эрзянских национальных блюд. Erzinform 12/07/14

Тумай: МОРДВА НАСТУПАЕТ ……………………………………………………………………………………………………навстречу мордовскому съезду… Мордовская национальная политика определяет ныне национальное возрождение так называемого мордовского народа. Скрещивание эрзи и мокши в единый народ – это главная цель политики, она признана государством. Для этого Мордовия прилагает максимум усилий, доказать, что мордва - это единый народ. Под мордовским возрождением, а эта политика ведёт к вырождению и обрусению в первую очередь национального самосознания, языка, и, в конечном счёте, и всей народной культуры. Мордовская псевдокультура теснит подлинную народную культуру, смешивает и фальсифицирует её, обобщает в единый суррогат культуры Мордовии, в том числе языки мокши и эрзи в ЕМЯ. Основания для такой политики – это издержки Российской империи в русификации инородцев под общий язык и веру. Первые национальные просветители вышли как эмиссары именно этой цели, через родную речь менять менталитет через национальные школы и главную функцию просветительства , привитие православного послушания. Начиная с учителя - фольклориста и священника Юртова А.Ф. , а также просветителя и организатора культурно-просветительского общества в начале XX века Евсевьевым М.Е.. Для того времени, под имперским сознанием выделять к примеру эрзю, как самостоятельный народ было нелегко. Евсевьев, который посетивший многие национальные сёла Поволжья, остался всё таки общемордовским просветителем. Организатором в г.Казани в 1917 году культурно-просветительского общества, с принятием Устава на общем съезде мелких народностей Поволжья. Мордовия 1989 год в среде университетской интеллигенции создавались мордовские общественные центры, как «Вельмама», «Вайгель», «Масторава» и проводится первый съезд «Масторавы» 3-5 августа 1990 года. Увы, общемордовские тенденции на съезде взяли верх, хотя съезд полностью организовали эрзяне, и дух самостоятельного эрзянского движения витал в сознании организаторов съезда. Эти люди позже оказались правы, общемордовская «Масторава» оказалась не жизнестойкой, раскололась на эрзянское и мордовское движение. Мордовское возрождническое движение подхваченное чиновниками госаппарата Мордовии, уже на их первом съезде мордовского народа 1992 года стал на путь нынешней политики показушного возрождения, поддержки правящей власти и олигархической экономики. При правлении Николая Меркушкина, когда царствовала в республике вседозволенность, политическое «одеяло» стянуто на мордву-мокшу. Эрзянское движение и руководство Фонда спасения эрзянского языка , единственное в Республике стали изгоями. Последующие мордовские съезды уже фильтровались организаторами-чиновниками, работа съезда разбивалась на различные секции, которые дробили делегатов. Тем самым добивались организаторы им выгодных решений, но и они, как правило, тонули за дверями чиновничьих кабинетов. Влияние главы республики Мордовия на процесс съездов был максимальным и при активной поддержке мокшанских и мордовских делегатов протаскивались любые решения президиумом съезда. Именно Меркушкин легко адаптировался в политике смутного времени и крышевался через мера Москвы Лужкова и кремлёвских олигархов, далее вошёл в доверие к президенту В.В.Путину. Однако верность к политике президента, на самом деле стремление удержаться у руля власти и страсть личного обогащения. Он же, прикрывая исторический стыд, которое выпало мокшанскому этносу, принимает благообразие, смешав свой народ- племя, под мордвой сделал великим народом. Древний мудрец из Тертеррии (Румыния) 6 тысяч лет назад на черепках посуды оставил слова: «Грехи отцов понесут их дети». Эрзянская история- это героическая борьба за Отечество, вековые войны с агрессорами, в том числе и с мордвой. Закончились войны аж 1553 году разгромом мордвой пограничных эрзянских городов на границах Нижегородского княжества. Где об этом найти сведения, тем более в истории Мордовии. Мордва продолжает войну против эрзянского этноса и Меркушкин, ныне глава Самарской губернии без стыда использует национальные движения мордовских НКА для укрепления своей власти в регионе. К примеру с высокой трибуны заявляет о своём желании, чтобы два «наречия»т.е. эрзянский и мокшанский языки слились в единый язык. Конечно, национальные коллективы, особенно мокша, умиленно встречают своего кумира, он их финансирует и одел в мордовские мундиры. Ну как не поддержать на выборах губернатора его, которые пройдут 14 сентября этого года. Царствуй и дальше дорогой мордвин, только за тысячелетие мордвы низкий поклон и ныне очередной VI съезд мордовского народа под пространным названием «Мордовскому народу- в формировании общероссийской гражданской интендичности». Повидимому, под гражданской интендичностью, делегаты, а это поголовно из мордовских НКА, должны расписаться, что больше нет ни эрзи, ни мокши, а есть мордва и точка. Идёт полное уничтожение эрзянского самосознания и в этом Николай Меркушкин один из ведущих фигур в антиэрзянской политике. Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: МОРДВА НАСТУПАЕТ Виде, леляй. Таго ЕМЯ-нть таргизь.

Василиса: Шумбра чи, эрзят-ялгат! 19 июля ютась 4 Межрегиональной фестиваль "Лисьмапрячи". Ютась сон Лукояновской районсэ. Якинь тов и мон. Якинь кавсть-ульнилинь 1 фестивальсэ и ней.... Мерян, что ламо тев тосо путозь. Сюкпря весе ломатненень ки те фестиваленьть ютавсь, и особенно покш сюкпря-Аношкин Николай Иванычнэ!! Весе ульнесь арсезь пек парсте. И курвастезь штатолось, и озномось пазоньте и эрзянь кирьксэсь. Эрзятненень валозо ёвтызе Инязорось. Ламо ломать ульнесельть и лия раскень....Моне мельс весе пек тусь. Мон арсян-эрзятнене самой паро шка вастувамс не фестивальтнэнь эйснэ-кортлемс тосо. Весе тосо как роднойть ломать. Вейке мелявтом-фотоаппаратом арасель, секс ванмокуротне аламошке монь-кинь только кевслинь-тееде моне ванмокуро. Путан тев-кодат улить, арсян кияк седи идеологическойть путы.

Инзейне1: Василиса пишет: Шумбра чи, эрзят-ялгат! 19 июля ютась 4 Межрегиональной фестиваль "Лисьмапрячи" Сюкпря, ялгай истямо паро кулят кис, пек сельмем сявады лангозонк ванозь, арсян муемс шка ды пачкодемс тештямо те покш чисть весе алкуксонь эрзятнень марто"!!!

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: Шумбра чи, эрзят-ялгат! 19 июля ютась 4 Межрегиональной фестиваль "Лисьмапрячи". Вадрят ванмотне! Покш эрзянь тев марто!

Тумай: МЫ ПИШЕМ СВОЮ ИСТОРИЮ -------------------------------------------------------------------------------------------------------- Читателям газеты «Эрзянь Мастор» второго полугодия 2014 года выпал хороший подарок, книга «Краткая история эрзя народа» Эрзяйкина И.Ф.. Историграфическое сочинение явление весьма примечательное. Пишущие на тему истории, в том числе ставлю и себя, исследователя, ищущие подлинную историческую истину. Истории, как таковой эрзи народа нет, не написана она до сих пор профессиональными историками. Доверия мордовским издателям нет, в их изложении исторических событий мордовская политика фальши или умолчания, имперская брезгливость к коренным народам России, к которым, в первую очередь является эрзя-народ. Мы пользуемся трудами мастистых корифеев мордовской истины как Мокшин Н.Ф., Юрченков В.А., Абрамов В.К. и менее известных сочинителей. Иван Фёдорович, будучи военным и педагогом не мог шагнуть самостоятельно в анализе событий или пользоваться первоисточниками. Опора этого исторического труда на авторитет Александра Марковича Шаронова. Это не умаляет его труд, однако логика часто даёт возможность взглянуть свежим взглядом на избитые факты, ставшие аксиомой и переходящие от одного издания в другое. Так прочитав книгу Эрзяйкина И.Ф., захотелось заострить некоторые взгляды на те, или иные исторические нюансы при всём уважительном отношении к сочинению автора. Он, как и многие пишущие верят изданным книгам, к примеру «По следу времени» В.К.Абрамова. Обращаю внимание читателя к образу Пургаза. Он для эрзян и в эрзянском языке инязор-великий хозяин. Он дорог нам, эрзянам. Русские летописи застолбили его как князь Пургасовой Руси. По другому, иначе они не могли, возвысить выше по статусу, к примерно владимирского князя. А Пургаз, действительно был выше, его короновали на царство в Булгаре в 1223-24 году после блестящей победы над монгольскими тюрками Чингисхана. Статус царь (великий князь) выпал из поле зрения историков. Он был герой не только эрзянской Руси, но и Булгарии. Это объясняет его постоянное союзничество с Булгарией. Также надо отходить от термина татары- монголы. Это тюрки, пришедшие с монгольских степей. Их современные наследники – это киргизы. Совершенно неправильно описание Алабуги, как второго инязора во второй половине 14 века, как великий полководец и дипломат. Это сказочный персонаж Абрамова. На самом деле ордынский мурза со своим мордовско- мокшанским войском жёг эрзянские сёла Нижегородского княжества в плоть до Нижнего Новгорода. История второй половины 16 века скрывает факты не освещённые историками. Под мордвой участником Казанского похода надо видеть присурскую орду мокши и татар. Эрзянских мужиков забирали насильно по ходу движения московского войска. Московский царь Иван Грозный отдал на разграбление пограничные города и поселения эрзи Нижегородского княжества, бывшей Пургасовой Руси. От них ничего не осталось, даже памяти, а на землях осели мурзы мокша, как помещики. Действительно, многострадальный эрзянский народ! Какие нечеловеческие испытания ему предстояло пройти после потери независимости. Отечественные войны были проиграны. В книге нет материала о Эрзамасонь Олёне, но о Акае Боляеве много, так раскрывается эпоха жестокой войны. «Краткая история эрзя народа» - стала открытием для многих не сведущих собственной истории. Книга откроет глаза на эрзянский мир, в котором они живут. Будем надеяться, что выйдут новые издания, написанные эрзянским умом и душой. В добрый путь, к читателю-книга! Николай Аношкин.



полная версия страницы