Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянь ды мокшонь раськетнень ютазь пингедест пачтямне./Историческая справка о эрзя и мокша народах » Ответить

Эрзянь ды мокшонь раськетнень ютазь пингедест пачтямне./Историческая справка о эрзя и мокша народах

erzianj : Внимание!Версия отличающаяся от "научных" Большая и многонациональна наша страна, наша Великая Родина, и главной силой в любом историческом отрезке был народ, который «творил» историю! Если посмотреть на карту расселения народностей в Поволжье, среди чувашей и мари жили племена эрзя и мокша. Я думаю, многим будет интересно узнать о финно-угорских народах Поволжья — Мокша и Эрзя. Эти народы является одним из крупных народов волжской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской семьи (В финно-угорскую языковую семью, кроме мокшы, эрзи, шокшы, каратев, входят: венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты, коми, саамы, карелы, ханты, манси, вепсы, ливы, ижорцы). В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего эрзянского и мокшанского населения - 313420 человек. Компактными группами эрзя расселена в Самарской (116475 человек), Пензенской (86370 человек), Оренбургской (68879 человек), Ульяновской (61061 человек), Нижегородской (36709 человек), Саратовской (23381 человек) областях, а также в республиках Башкортостан (31932 человека), Татарстан (28859 человек) и Чувашии (18686 человек). Также значительное количество проживает также на Урале (42548 человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем Востоке и Сахалине (29265 человек). Кроме России заметные группы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек). Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия. Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей. В других регионах ее численность незначительна. Группа эрзи, которую в научной литературе принято называть шокша, проживает в западной части Мордовии, то есть в мокшанской зоне: это 15 селений Теньгушевского и 5 селений Торбеевского района. Находясь длительное время в окружении мокшанского населения, указанная группа эрзян подверглась значительному ее влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но это не привело к утрате эрзянского самосознания. В Камско-Устьинском районе Татарстана в трех деревнях Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан проживает небольшая группа каратаев. В результате длительного проживания среди татар они восприняли их язык, некоторые элементы культуры и быта, но не утратили финно-угорского самосознания. В наши дни так называемая, «каратайская эрзя» все более сближается с русскими, чему способствует их тесное общение, смешанные браки и др. В литературе также часто упоминаются терюхане. Эта группа эрзи живщая в Терюшевской волости Нижегородской губернии - ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области. Терюшевская эрзя очень рано вступила в тесные контакты с русскими, поэтому уже в середине XVIII века она перешла на русский язык, хотя еще прочно сохраняла свое самосознание, дохристианские верования и обряды. К началу XX века эта группа полностью обрусела, и практически утратила свое этническое самосознание. Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя – «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства) Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой. Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание. Кроме этого хотелось бы напомнить, что очень научно и поучительно написал про эрзянский и мокшанские народы Кастень Серьгу. Читайте его материал здесь К вопросу об иранских заимствованиях в эрзянском языке. - http://erzianj-jurnal.livejournal.com/2697.html у кого есть еще дополнения? прошу...

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Сувар С.: Просьба. Если можно, выложите (у кого есть)краткую хронологию истории народов. И самые первые упоминания о мокша и эрзя народах.

erzianj : Сувар С. пишет: Просьба. Если можно, выложите (у кого есть)краткую хронологию истории народов. И самые первые упоминания о мокша и эрзя народах. Пингень гайть-Отголоски веков. Хронология важнейших событий. 1-2 век нашей эры формирование эрзянского этноса из Поволжской финской общности. 3-4 век н.э. Эрзяне выделяются как народ. 5 век Упоминание письменное Иордана об эрзянах. 6 век начало формирования мокшанского этноса – конгломерата эрзян и племен степняков, буртасов. 10 век формирование эрзянской государственности столица Обран ош (ныне Нижний Новгород) упоминание в сочинениях К. Багрянородного. 11 век начало колонизаторских походов Русских князей на Эрзянь Мастор. 1003 г. Победа эрзян над Муромским князем Ярославом. 12 век Во главе Эрзянь Мастор избирается полководец и государственный деятель Пургас. Подписание договора о дружбе и взаимопомощи между Эрзянь Мастор и Волжской Булгарией. 13 век начало массовой агрессии и захватнических походов русских князей против эрзян и мокшан. 1229 г. Упоминание в русских летописях о Пургасовой волости (Эрзянь Мастор) 1237-1242 начало захвата эрзянских и мокшанских земель монгольскими завоевателями. Автор: Пургазонь Викай

Ильконь Микай: erzianj пишет: 1-2 век нашей эры формирование эрзянского этноса из Поволжской финской общности. 3-4 век н.э. Эрзяне выделяются как народ. Интересно получается - в 1-2 веках эрзянский этнос сформировался, А в 3-4 выделился. Вопрос - откуда выделился, если это уже самостоятельный этнос. Ну это так, к слову. Хотелось бы обратить внимание на следующую интересную особенность - у всех волго-вятских финнов в самоназваниях есть сходный корень и почему-то он никого не коробит. Вслушайтесь: Марий - "люди" - самоназвание марийцев; Утморт "народ" - самоназвание удмуртов; Коми-морт - "коми-народ" - самоназвание коми, Маарахвас - "народ своей земли" - одно из самоназваний эстонцев. А еще были Меря и Мурома. Вслушайтесь - везде один и тот же корень - Мор, Мар, Мур, Мер. Удмурты и Коми просто кричат нам - вы тоже народ - корень "Морт" просто диво как напоминает столь нелюбимое многими Мордвин - а раздница в одной букве - но у братьев удмуртов - "НАРОД", а у нас? Может все же не стоит так огульно отказываться от памяти тысячелетий, от наших соседей и братьев. Потому как соглашаясь, что мордвин присходит от русского слова "морда", значит оскорблять не только себя, но Марийцев, Удмуртов, Коми, Эстонцев, а также светлую память Мерян и Муромы. Мордва означает - НАРОД. И при Тюште мы и были едины, только позже разошлись несколько в языке и традициях. Но что мешает Эрзе и Мокше по прежнему считать себя НАРОДОМ???


erzianj : Ильконь Микай пишет: Мордва означает - НАРОД. И при Тюште мы и были едины, только позже разошлись несколько в языке и традициях. Но что мешает Эрзе и Мокше по прежнему считать себя НАРОДОМ??? в коем месте народ в эрзянском стал обозначаться словом "мордвин"???? я пока прекрасно знаю свой эрзянь кель! раське - вот слово НАРОД (если даже разобрать слово "народ" - объединяющий роды, потому что издревле считалось, что народ составлял разросшийся в поколениях РОД) если разобрать слово РАСЬКЕ - 1. народ, 2. родственник, 3. потомство, 4. побеги( у растений) (Эрзянь-рузонь валкс, Саранск, 1993 год, редактор Щемерова В.С.) как видно, ваша теория никак не вписывается. тем более, если не ошибаюсь УТМОРТ все-таки мужчина. Надо узнать у знакомых удмуртов.

Владимир: В Европе это тоже имеет место быть . Эллины - греки , мадьяры - венгры , суоми - финны , Deutsche - немцы и т.д. Мордва - русское название эрзи и мокши . И по моему мнению не просто так оно взяло и появилось ! Когда мы говорим мокшекс или эрзякс слово "мордвин" отсутствует , что логично , и по-русски не несёт для нас полного языкового смысла . Долгое время работал с немцами , пардон , это были фризы , саксонцы и швабы . Нелепо , ни так ли ? Знание Hochdeutsch выручали . Языковые различия сопоставимы с нашими ! А протестантский север и католический юг ? Баварец никогда не назовёт себя тюрингцем , а для всех они немцы !!! Вроде похоже на нашу ситуацию , но только не с нашим благосостоянием . Бежит Раськесь из деревни , а она - наш генофонд , тает день ото дня ! Я уже давно Республику прошу о разработке механизма финансирования проектов на селе . Вернётся сторицей , тогда и в рубахах белых посидим душевно и Пургаса вспомним и "Келу" ды "Торама" поддержим ! Прошу без обиняков ! Пара вал мархта Равонь Аймакста Владимир .

Эрзянь нилькс: Вадря ушодкс марто, од ялгам. Паро тев теят.

Серьгу Канстень: Отчасти согласен с Владимиром. Часто самоназвание народа и его обозначение в соседних языках не совпадают. Однако, те же немцы, пардон, дойч, не называют свою страну Германией или Аллеманией, а именно Дойчланд. Почему же Эрзянь Мастор должна называться Мордовией. Пускай ее так называют другие, но себя то набо бы называть по своему. Заметьте, часть российских малых народов уже привела названия своих республик в соответствие с нормами титульного языка: Саха-Якутия, Осетия-Алания, Мари-Эл, Башкортостан и т.п. Что касается нашего генофонда в деревне. Должен сказать, что там далеко не лучший генофонд. Да, в этнически однородных селах нынешние эрзяне ближе к тем, исконным, т.е. более генетически чистые. Однако, создание семей из мужчин и женщин одного или соседних сел уже давно привело к многочисленным родственным бракам (я не имею в виду браки между братьями и сестрами) практически во всем мире. Отсутствие притока новых генов извне приводит как раз обеднению генофонда, уменьшению числа возможных генетических комбинаций, проявлению наследственных болезней (если у родителей общие предки), а в итоге к появлению элементов вырождения. Встречал статистику, что в изолированных селах частота встречаемости деревенских дурачков на порядок выше - это из той же оперы. Сюда нодо добавить снижение среднего уровня интеллекта, общей жизнеспособности. Вастомазонок, Серьгу

erzianj : Серьгу Канстень пишет: Вастомазонок, Серьгу шумбрачи Сурьгу! Наконец-то вы появились на нашем форуме! У вас много инетресныхс мыслей -выкладывайте, размышляйте,с порьте- форум на то и сделан.

Серьгу Канстень: Шумбрачи, Андю! Поговорим паро мель марто. Пользуясь случаем, поздравляю с открытием форума и сайта. Очень нужное и полезное дело. Я так полагаю, что тебе придется «тянуть» сложное дело администратора по формулированию тематик так, чтобы они были интересены, и, по возможности, имели неоднозначные трактовки. А если разовьется полемика - так это еще интереснее. Весе паро тенк. Серьгу

Владимир: Чем богаты тем и рады ! Вот финны , к примеру , и на 25% своей исконности не тянут . Ничего , number one ! Исконные - это мы все и есть !!! Урюмонь корхтавксть эса , монь авазе тостонь , Пазчангодти мярихть Пащанга . Колмоксть мярьхть лисемста - эняльди авай . Сембонди пара вал !

Ильконь Микай: Все мы вышли из общего корня, который археологи называют городецкой культурой. Но сами себя они как-то идентифицировали, верно? И поскольку во всех волго-вятских финских языках содержится единый корень - на него я уже указывал выше, можно предположить, что именно он и лежал в основе самоназвания того древнего народа - нашего прародителя. И в их понимании это была самоидентификация себя как единого народа, позже разделившегося на отдельные рода и колена, давшие начала нынешним финским народам. Или Эрзя и Мокша все-таки имеют каких-то особенных предков?

Серьгу Канстень: Ремарка к замечанию Ильконь Микая. Он там заметил противоречие в хронологии истории эрзян. Он пишет: «Интересно получается - в 1-2 веках эрзянский этнос сформировался, А в 3-4 выделился. Вопрос - откуда выделился, если это уже самостоятельный этнос». Я тоже это заметил, но сам себе объяснил просто, по аналогии с историей России. Была Киевская Русь с определенным этническим составом. Затем выделилась Русь Московская, постепенно трансформировалась в Российскую Империю с расширенным этносоставом. Потом опять Россия и опять название практически то, но состав в очередный раз изменился (в смысле украинцы и белорусы ушли). Так и с эрзянами. Сначала общеэрзянский базовый этнос. Затем. После выделения мокши – собственно эрзянский народ. Это мое понимание вопроса. Теперь немного о версии происхождения слова «мордва», как однокоренного к словам морт, марий и т.п. и восходящего к слову «народ». А почему бы нет? Такая версия вполне может иметь место. Но вот в чем закавыка. Те же марийцы, коми или удмутры, по сути, вернули свои самоназвания, поскольку при царе-батюшке носили «гордые» прозвища соответственно черемис, зырян и вотяков. Ситуация со названиями эрзя и мордва зеркально противоположна. Поэтому вполне очевидно, что к нам с полным историческим правом возвращается самоназвание «эрзянский народ». Кроме этого были еще финно-угорские племена, упоминаемые еще Нестором: чудь, весь, парма, печора, ямь, корсь, нарова, лобь, ижора, не имеющих в названиях корней, сходных с морт, мор, мер. Так что, над версией следует еще поработать. И в заключение несколько слов о фразе Ильконь Микая «Или Эрзя и Мокша все-таки имеют каких-то особенных предков?». Вот умом осознаю, что предки были обыкновенные, а душой хочется, чтобы они были особенными. Знаете, как у евреев. Они богоизбранный народ и на этом строят свое самосознание, позволяющее им сохраняться тысячелетия. И нам бы что-то такое же, хотя бы сказочно-героическое, но особенное

Ильконь Микай: Схожий корень имеют только волго-вятские финские народы. Очевидно северные и прибалтийские финские народы выделились гораздо раньше и потому в их именах не сохранилось древних слов, или же это не их родные имена, а то как их называли соседи - славяне и балты. И интересно было бы послушать мнения не только эрзи но и мокши по данной проблеме. Отрадно видеть, что возрождается и растет понемножку наше самосознание, значит эрзя еще поборется за свое место под солнцем. Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!!

erzianj : Ильконь Микай пишет: Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!! моньгак покш мелем марямс мокшонь кяль, мокшонь тефть Интернетсе -маряви ансяк куш. Косот мокшо ялганок? истят мелест вастомо эсист раськест, оймеёжост....

erzianj : Ильконь Микай пишет: И интересно было бы послушать мнения не только эрзи но и мокши по данной проблеме. Отрадно видеть, что возрождается и растет понемножку наше самосознание, значит эрзя еще поборется за свое место под солнцем. Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!! в том то и дело, что эрзяне как то и в интернете есть, и газету свою "Эрзянь Мастор" выпускают, а вот мокшане где? Кроме журнала "Мокша" я не видел и не слышал, что что то выпускается... так оно? интересно почему?

Капитан: Изучать историю своего народа конечно нужно, но беда в том, что в истории народов Восточной Европы много темных пятен и всевозможных домыслов. Это оносится также к истории народов эрзя и мокша. И никто лучше кроме них самих не сможет воссоздать свою историю. Много данных о давней истории содержится в языках этих народов. Целенаправленный сравнительный анализ этих языков с определенными языками других языковых семей может дать богатый материал для историка. Лучше знающих эти языки, такой анализ не сможет сделать никто, потому что сравнивать два незнакомых языка очень трудно, а при знании хотя бы одного из них при чтении словаря второго языка ассоциации могут возникать очень легко. Нужно только знать, какие языки выбрать для сравнения. Можна срвнивать, скажем, языки эрзя и мокша с древне-индийским ( нарпимер эрзя, мокша врьгаз «волк» - др.инд. вргас «волк») или иранскими языками. Но эти связи в большой степени уже изучены. Тут новое найти очень трудно. Можна привлечь для сравнения греческий язык (мокша ватракш «лягушка» - греч. батрахос «лягушка» и др.). Тут лексических соответствий очень мало, но они есть, и им надо дать объяснение. Много параллелей можно найти в албанском языке: мокша эня «ковш» - алб. энё «сосуд» мокша ватракш «лягушка» - алб. бреткосё «лягушка» эрзя качо «бедро» - алб. кофшё «бедро» эрзя капоркс, мокша копордамс «глотать» - алб. капёрдий «глотать» эрзя, мокша тяни «теперь» - алб. тани «теперь» Албанцы являются потомками древних фракийцев, прародина которых была нелалеко от прародины предков эрзи и мокши. Связи албанского языка с финно-угорскими совершенно неизучены, но они могут дать много ценного для воссоздания истории Восточной Европы. Следы фракийского влияния есть в румынском языке, поэтому можна найти параллели и в румынском языке: эрзя рямигамс «жевать» - румын. румэга «жевать» Такое сравнение не требует много времени. Нужно просто найти, к примеру, албанско-русский словарь и почитать его. Знающий язык эря (и русский, естественно) легко заметит похожие слова. Не беда, если некоторые параллели окажутся случайными или общими замствованиями. Лишние пары всегда можно убрать из анализа. Такая работа очень интересна и приносит гораздо больше удовлетворения, чем пересказывание прочитанного у других авторов. Сейчас столько всего понаписано, что найти зерно истины очень трудно. А если знать, где искать, дела пойдут значительно быстрее.

chuvashon_erzja: Заимствования имеются в любом языке,тут вряд ли можно найти первоисточник(иходный материал). На других форумах эти попытки пока приносят только разночтения и не способствуют позитивным взглядам понимания общности истории эрзян и мокшан с другими этносами а рамках границ проживания. Другой не продуктивный путь,на мой взгляд, это трактовать обнозначно похожести в произношении слов, особенно этнонимов и топонимов. Тут можно говорить бесконечно долго и не получить для себя ответа. Такие темы в форумах обычно переходят в соревнования по словестности и красноречию, в конечном счете переходят в самолюбования. Главное,чтобы поиск общих предков не перешел в принцип: "Против кого дружить",а способствовал процветанию этноса внутри других этносов,подобно тому ,как разные цветы украшают общую лужаку в поле.

Капитан: Заимствования бывают разные. Одно дело заимствования из татарского в чувашский, они легко объяснимы. А другою дело лексические параллели между немецким и чувашским: 1. чув. armuti “полынь” (похожие слова есть в других тюркских языцках) - нем. Wermut “полынь”. 2. чув. ătăr “выдра” – д.-герм. *utra, анг. otter , нім Otter „выдра”. 3. чув ăvăs “осина” - д.-герм. *apso, д.-анг. æps, нем Espe “осина”. 4. чув. çak(k) “колоть” (слова этого корня есть в других тюркских языках) - нем. Zacke “зуб, зубец”. 5. чув. čětre “дрожать” (общетюркский корень titr) - нем. zittern “дрожать”. 6. чув. jěkel “желудь” - д.-герм. *aikel, нем. Eichel “желудь”. 7. чув. kěrt “стая” - д.-герм. *herdo, нем. Herde, анг. herd, шв. hjord “стадо”. 8. чув. karta “забор” - д.-герм. *gatdon, нем. Garten, анг. garden “сад”. 9. чув. măkăn’ “мак” - нем. Mohn “мак” (древняя форма *mæhon). 10. чув. pěçen “осот” - нем. Vesen “полба”. 11. чув. palt “быстро” - герм. *balþa, “смелый”, нім. bald “быстро”. 12. чув. papak, pebek “ребенок” (др. тюркские bebi, beba, bebek) – анг. baby „ребенок”. 13. чув. pultăran “борщевник” - нем. Baldrian “валериана”. Латинское название растения Valeriana, внешне похожего на борщевник очевидно изменено под влиянием лат. valere “быть сильным”. Немецкому слову фонетически лучше отвечает тур. baldiran “борщевник”. Название этих растений тюркского происхождения. Когда и в какой индоевропейский язык произошло заимствование, пока не установлено. 14. чув. săpsa „оса” - герм. * wabso «оса» (др.-анг. wæfs, wæps, нем. Wespe), (сюда же сл. osa). 15. чув. tără “верх” – анг. tor “каменний верх”. См. также лат. torus. 16. чув. tu “делать” - нем. tun, анг. do, гол. doen “делать”. 17. чув. vak “прорубь” - д.-герм. *wakwo, нем. Wake, анг. wake, шв. vak “прорубь”. 18. чув. xaltară “мерзнуть” - герм. *kalda, нем. kalt, анг. cold “холодный”. 19. чув. xatăr “бодрый, веселый” - д.-анг. hador, нем. heiter “бодрый, веселый”. 20. чув. xitren “красиво” - д.-анг. cytren “красивый”. 21. чув. xüte “защита” - герм. *hoda, нем. Hut, анг. hood, hat, шв. hatt “защита”. 22. чув. ytla “лишний” - зах.-герм. *ìdla “ничножный, пустой”, нем. eitel, анг. idle, гол. ijdel. Конечно, все это можно объяснить случайными совпадениями и на этом закрыть тему. Это дело вкуса. А дружить конечно, нужно всем . Не бедем повторять банальные вещи.

chuvashon_erzja: Спасибо за внимание к чувашским словам. С латиницы мне трудно оценить чего-либо, большая часть слов в таком виде в разговорной речи не применяется-это вероятно какой-то диалект,написанный англоязычным переводчиком. Про дружить,раз Вы уже повторили банальность, я соглашусь. Для эрзян и мокшан предлагаете искать общее с германскими племенами или тюркскими? У эрзян и чуваш тоже много взаимствований и похожестей,можете посмотреть в том же словаре. На мой взгляд и менталитет у эрзян и чуваш имеет схожести. Возможно на это сказалось долгое соседство или иные обстоятельства.

vilkacis:

vilkacis: Еrzän küla: http://www.folklore.ee/rl/folkte/sugri/mordva/mkyla.htm

erzianj : vilkacis пишет: Еrzän küla: http://www.folklore.ee/rl/folkte/sugri/mordva/mkyla.htm паро кулялопась! Эрзякс бы сонде ютавтомондо! / хороший сайт! На эрзянский бы его перевести. а русский вариант отсутствует? это намного уменьшает читаемость, потому что не каждый знает языки...

vilkacis: о Čukalo - Čukalõ Ignadvele - Boļšoje Ignatovo Andrevele - Andrejevka (varem Malõje Čukalõ) Oržaņbije - Aržadejevka Tõrdak - Turdaki Ordanbije - Ardatovo Alovele - Nizovka Sõrevele - Sõresi Kabavele - Kabajevo Survele - Sabajevo Pičale - Nalitovo Povod’vele - Povodimovo

vilkacis: Карта расселения эрзян

erzianj : vilkacis пишет: Карта расселения эрзян пиже тюссо невтезь эрямо таркась ЭРЗЯТНЕНЬ, якстере-инзеень тюссось - мокшонь таркатне. / зеленым цветом показаны место проживания ЭРЗЯН, красно-малиновый цвет - мокши. а недалеко от Bugulma и мои родные места -Odpichevele:

Эрзянь нилькс: Андю, муик Захарка веленть, Сергиевский район, вакссонзо Сургут леенть чиресэ, Захарканть ды Адлякуванть ютксо ульнесь Беднота велинесь (п.Речной), Александровка рузонь веленть каршо. Ды невтик. Тосо кайсь эрзянь ломанесь Эрюш Вежай.

erzianj : Эрзянь нилькс пишет: Андю, муик Захарка веленть, Сергиевский район, вакссонзо Сургут леенть чиресэ, Захарканть ды Адлякуванть ютксо ульнесь Беднота велинесь (п.Речной), Александровка рузонь веленть каршо. Ды невтик. Тосо кайсь эрзянь ломанесь Эрюш Вежай. вана мезе лись- ансяк велесь апак невте - сон ней ули арась, Вежай леляй?

Ильконь Микай: Так мы практически земляки!

erzianj : Ильконь Микай пишет: Так мы практически земляки! ино кода! сатад Раськень Озксов медьковсто Эрзянь Масторов, карматан Самарань ёнксонь эрзятнень пурнамо вейс!

chuvashon_erzja: erzianj пишет: Ильконь Микай пишет: цитата: Так мы практически земляки! ино кода! сатад Раськень Озксов медьковсто Эрзянь Масторов, карматан Самарань ёнксонь эрзятнень пурнамо вейс! Каждый год проезжаю мимо Новых сосен(еду через Камышлов -Клявлино на Шенталу) в отпуск к сестренке. В следующем году(где-то 15-17 июня) проезжая мимо буду сигналить,заочно здороваясь.

erzianj : chuvashon_erzja пишет: Каждый год проезжаю мимо Новых сосен(еду через Камышлов -Клявлино на Шенталу) в отпуск к сестренке. В следующем году(где-то 15-17 июня) проезжая мимо буду сигналить,заочно здороваясь. сюкпря! крман ней содамо косо кие эри! монь тетям Шенталасо прядызеть тонавтнимандо - васенце важодима лув максть тосо - "тракторист широкого профиля" тынь ули меленк самс "Раськень Озксов"о Чукалвелев Игнатьбуев Эрзянь Масторов омбце медьковонь шлямочисте 2007иесте? паро улевель. Тонь покш эрзянь ойметь! тонь лезкстамось, арсян карми эрявомо!

chuvashon_erzja: erzianj пишет: Шенталасо прядызеть тонавтнимандо - васенце важодима лув максть тосо - "тракторист широкого профиля" Монь весе лелятне икеле те СПТУ№10 прядызь. Сынст лангсо велесе наргильть истя валсо-"Сумашедших полно только умных 10",аздан мейс истя- весе ней вадря тевсе, ярмакт кудов кандыть,кияк вачодо акулы...

oleg: Дорогие друзья, читал в ЖЖ о национальной черте эрзянского народа, к сожалнеию не очень много, возможно кто-нибудь знает о тех же отличиях зрзи от мокши. Слышал одну теорию, что мокша в общем, более хитрый и юркий народ, нежели добродушные простаки эрзяне , а все это якобы потому, что очень очень давно, непонятно откуда на территории проживания мокши осело кочевое племя иудеев...???????.....

erzianj : oleg пишет: все это якобы потому, что очень очень давно, непонятно откуда на территории проживания мокши осело кочевое племя иудеев...???????..... ну это надо где-то прочитать! хотя это такие сказки, мне кажется...

chuvashon_erzja: Oleg,приветсвую! Я думаю хитрый-простой,грубый-почтительный и прочие -не носят этнический характер. В каждом этносе имеются таковые. У меня имеются товарищи эрзя и мокша(оба водители), особый отличий не вижу. Языки близки,на мой слух процентов 80-90 существительных в разговорной речи произносятся схоже, глаголов 90-95. Но по смыслу разговора речь понятна. Например : Как тебя зовут?(рус)_____Кода тонть леметь?(эрзя)____ Кода тонь лемце?(мокша). Меня зовут Володя.____ Монь лемем Олодь____Монь лемозе Олодь. Все знакомство состоялось...

chuvashon_erzja: Омбоце иесте тень кис саинь отпуск кизна медьковсо. Мачкам шурякам марто тердян тов мольме,ней аздан кода тевтне кармить се читнестэ. Мелем ули самс, шуряком сонсь пряндо крестизе, ней азды вадря карми тов молемс?. Козийкамгак крестязь-сон мерсь мартот молян,сон -эрзянка... Пазось максы шумбрат-сесте пачкодьтяно. Тосо улить таркат косо машинатнень кадомс ,вейке ве удомс?

erzianj : chuvashon_erzja пишет: Пазось максы шумбрат-сесте пачкодьтяно. Тосо улить таркат косо машинатнень кадомс ,вейке ве удомс? пачкодтяд Инешкепазось максы тененк паро ардома! таркась ламо - вирь, лей...тосо ламо истя удость, толбандят .... кортнимат... кинь улезе мелезе, сайнизь удомо велетнева - эрзятне инжекс сыцятнень банява сайнизь, перина лагксо удовтызь! мон удынь ледезь тикше ланксо покш палаткасо- МЧС путнесь - тозонь кельги полк!!! пек паро ютакшнось! арсян седе парсте карми сы иенть! ВЕЙСЕ тейсынек Покш Чинть!

chuvashon_erzja: таркась ламо - вирь, лей...тосо ламо истя удость Паро. Теньде мон апелян.Мон калонькундамсто яла лей чиресе удан палаткасо, тол курвастян, калоньям пидян... Мезе эряви ушосо удомс весе мон пурназь кирьдян.

vilkacis:

chuvashon_erzja: тынь ули меленк самс "Раськень Озксов"о Чукалвелев Игнатьбуев Эрзянь Масторов омбце медьковонь шлямочисте 2007иесте? паро улевель. Тонь покш эрзянь ойметь! тонь лезкстамось, арсян карми эрявомо! Исяк ванынь Мордовиянь килангонь атласонть,тосо моне эзьмуеве Игнатьбуесь(нама Чукал велеськак). Кона таркасо вешнимка эли сёрмадынк кода тов пашкудимка, кшны киланго эли покш ош тосо ули?

erzianj : chuvashon_erzja пишет: тосо моне эзьмуеве Игнатьбуесь(нама Чукал велеськак). вана вант- тесе Покш Игнатбуень картась, тосо Чукалы велесь ули... лисят те лопаньте, тосто лисевть веси Эрзя-Мокшонь Мастор картаньте - карми неявомо кода ардомс Саран ошсто, али Ульяновск ёнкстонть.

chuvashon_erzja: erzianj пишет: вана вант- тесе Покш Игнатбуень картась, тосо Чукалы велесь ули... лисят те лопаньте, тосто лисевть веси Эрзя-Мокшонь Мастор картаньте - карми неявомо кода ардомс Саран ошсто, али Ульяновск ёнкстонть. Течи эзь панжово мезебуди те картась-мери арась серверэсь. Ванды варштаса обмоцестэ.

oleg: Кстати, недавно прочитал книгу Гумилева "От Руси к России", в которой описывается временной отрезок примерно с 3 столетия до 18 века. В данной книге, кстати говоря она мне очень понравилась, рекомендую прочесть, было описанно как образовался Хазарский Каганат. Так оказалось, что примерно к 10-11 веку это государство было полуиудейским, так как всю верхушку власти и управления взяли в борозды управления евреи пришедшие к хазарам из Ирана (как они там оказались это уже другой разговор, но могу рассказать). Немалую долу населения состовляли евреи и смешиваться с Хазарами не получалось, так как только у матери (еврейки по национальности) мог родится ребенок еврей. Недавно я писал, что якобы мокшане подверглись небольшому влиянию со стороны иудеев, но это было давно, не помню про какой век там была речь, так основоваясь на том что Хазары, если не ошибаюсь, жили рядом с мордвой, вполне такое возможно...?

Ильконь Микай: Насколько я знаком с историей, есть гипотезы, что именно хазарское влияние способствовало разделению единого прежде народа на два этноса: эрзю и мокшу. во многом благодаря мокшанам эрзя смогла сохранить себя: мокша первая встречала вражеские орды с юга. именно о мокшанские городища разбивались набеги печенегов и половцев, мокша первые встретили Батыя. И конечно же они первыми сталкивались с чужеземным влиянием в языке и культуре.

Эрзянь нилькс: Истя ули. /Так есть

erzianj : Ильконь Микай пишет: Насколько я знаком с историей, есть гипотезы, что именно хазарское влияние способствовало разделению единого прежде народа на два этноса: эрзю и мокшу. во многом благодаря мокшанам эрзя смогла сохранить себя: мокша первая встречала вражеские орды с юга. именно о мокшанские городища разбивались набеги печенегов и половцев, мокша первые встретили Батыя. И конечно же они первыми сталкивались с чужеземным влиянием в языке и культуре. мон поладовлинь тей истя- мокшотне васенцекс карамсть рузыямо... косост сынь ней Эрзя-мокшонь матсорсо? рузыясть? теевсть "мордвакс", али седе лиякс лиякстомсть? варшатзевте, улить арасть мокшонь вейсендявкст? монь мельзем асыть вейкеяк...мекс истя? арсезевте тень коряс.... / я бы добавил сюда так - мокша первыми стали превращаться в русскийх (руссифицироваться)... где они сейчас в Эрзянь-мокшонь Мастор? обрусели? сделалилсь "мордвой", или по иному изменились? посмотрите, есть или нет мокшанские объединения (общественные)? мне ни приходят ни одно... почему так? задумайтесь над этим...

Кирдя: Я знаю, что мокшане очень обидчивы, но скажу одно наблюдение моего друга. Как-то был он на финно-угорской тусовке, где была представлена и мокшанская группа людей. Он - этот мой друг - очень наблюдательный. То, что он русский, помогает ему "обнулиться" и свободно сравнивать тип поведения восточных финно-угров. так вот он сказал: "Мокшане - милые люди. Но единственные из всех финно-угров относятся к своей национальности как к НЕДОРАЗУМЕНИЮ". Т.е. они по-детски удивляются: почему это мы - почти русские, но и какие-то другие? Язык у нас какой-то приколный.... И вообще.... думаю, здесь очень помогает "неузнавание" мокшан в русской среде. Т.е. если сам не скажет, то никогда никто и не подумает, что этот человек - не русский. Всё вместе делает мокшан ОБРЕЧЁННЫМИ. Но к этому очевидному факту они относятся РАДОСТНО, с какой-то потусторонней улыбкой. Этого и подавно нет у эрзян. Несмотря на массовую ассимиляцию в русских, скрывание своего финского происхождения, эрзяне переживают этот процесс ТРАГИЧЕСКИ. На лицло два разных психотипа поведения ассимилянтов - эрзян и мокшан. Этот факт объясняется вновь таки непреложным фактом: это два РАЗНЫХ народа, которых удобно убивать парой, чем по отдельности.

Эрзянь нилькс: Кирдя пишет: удобно убивать парой, чем по отдельности. Для этого и "спаривают" периодически "впаривая" то идею о создании единого "мордовского" языка, то о 500-летии, то об уже 1000-летии вхождения в Россию "мордовского" народа. И это "спаривание" - официальная государственная политика. Государственные "деятели", государственные СМИ используют только псевдоэтноним Эрзя и Мокша народов - "мордва". Мокшане с молчаливым одобрением "наблюдают" нападки на эрзянское национально-культурное движение, не осознавая очевидного: с уничтожением более многочисленного Эрзя народа автоматически исчезнет и Мокша народ.

vilkacis:

Ачандара: А можно где-нибудь в нете увидеть фотографии эрзян и мокшан из разных мест в нацианальной одежде и т.д?

chuvashon_erzja: По данным финских ученых на территории бывшего СССР проживает более 20 миллионов человек, имеющих мордовские корни. Источник: Официальный сервер Мордовии Возможно кому-то встречалось это мнение финнов -интересно прочитать...



полная версия страницы