Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » 120 иеть Чапаев.120 лет со дня рождения Василия Чапаева, представителя эрзянской плотницкой фамилии » Ответить

120 иеть Чапаев.120 лет со дня рождения Василия Чапаева, представителя эрзянской плотницкой фамилии

erzianj : Василий Иванович Чапаев родился 9 февраля (28 по ст. ст.) 1887 года в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии, в семье эрзянского крестьянина. В связи с тем, что семья рано выехала из Будайки, местом рождения В. И. Чапаева некоторое время считали г. Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. Хотя Василий Иванович в своих документах правильно указывал место своего рождения, биография его долго никем не была изучена. Когда в 1934 году на экраны страны вышел фильм братьев Васильевых «Чапаев», бывшие односельчане Василия Ивановича написали письма в редакцию газеты и в Чувашский обком партии и подтвердили, что В. И. Чапаев является их земляком. После этого учеными и журналистами в метрической книге Вознесенской церкви г. Чебоксар была обнаружена запись о рождении В. И. Чапаева. Отец В. И. Чапаева - Иван Степанович женился в 1876 году на гремячевской крестьянке Екатерине Семеновне, отделился от своего отца и построил дом. По профессии он был плотником *, но дом построил обычный, характерный для большинства будайковцев, так как земельный надел был небольшим. Семья Чапаевых прожила в этом доме около двадцати лет. По рассказам старожилов, Чапаевы перед отъездом уступили свою усадьбу А. С. Стурикову. Он прожил в этом доме около 13 лет и продал его в соседнюю д. Кнутиху местному жителю И. Н. Никифорову. У Никифорова в Кнутихе этот дом простоял с 1909 по 1933 год и был продан С. Н. Никитину для матери Е. Н. Никандровой из д. Самуково Чебоксарского района, затем в 1947 году был перевезен в д. Тохмеево Чебоксарского района, где и находился до перевоза в мемориальную зону в сквер Чапаева. Дом восстановлен в том же виде: каким он был при рождении В. И. Чапаева, рядом с основным зданием музея и имеет самостоятельную экспозицию. Работы по восстановлению дома проделаны п/о им. Чапаева. В доме воссоздан типичный интерьер пригородных русских крестьян конца XIX в. При создании интерьера использованы вещи дальних родственников В. И. Чапаева, будайковцев, гремячевцев (мать В. И. Чапаева родом из д. Гремячево) и других деревень. статью полностью читайте тут * эрз.«чапома» - рубка (сруба) как видно из исторических документов, предки Василия Ивановича, и он сам в том числе занимались плотницким делом. Это стало семейной традицией, переросшей в средство существования, и естественно в фамилию Чапаев, «чапомс» -рубить.

Ответов - 19

Татьяна: Я хочу спросить, неужели моя фамилия Чапарина - тоже эрзянская? Я ничего не знаю о том, что мои предки не русские. Жили в д. Савино под Палехом.

Эрзянь нилькс: Татьяна пишет: Чапарина Чи=солнце. Паро=хороший. Цяпор тикше = Богородицкая трава. Да. Либо мерянская. Меря - обрусевший финно-угорский народ. Язык близкий к эрзянскому.

Татьяна: Большое спасибо, меня долгое время мучил вопрос о моей фамилии (её значении). Но нигде ни в какой ономастической литературе я не находила её толкования. Решила, что фамилия моя редкая и уникальная. То что я узнала просто потрясло. В наших краях как раз жили племена мери и муромы.


Эрзянь нилькс: Татьяна пишет: То что я узнала просто потрясло. Спасибо на добром слове. / Сюконян паро валот кис. Заходите на эрзянские сайты, на сайт "Эрзянь Мастор". / Совседе эрзянь Интернет лопас ды вальмас, "Эрзянь Мастор"-онть лопазонзо. Там много материалов по финно-угорской тематике. / Тосо ламо сёрмадовкст финнэнь-угрань тематнень коряс.

Татьяна: Я очень рада! Жаль не знаю языка.

Татьяна: Эрзянь нилькс, извините пожалуйста! У меня к вам снова вопрос. Простите мою навязчивость, что означает:"чапакс парь? Нижной ёнкссо." Мне очень интересно, т.к. я занимаюсь исследованием истории нашего рода, составляю родословную и хочу все знать о своих предках. Заранее благодарна вам.

Эрзянь нилькс: Татьяна пишет: :"чапакс парь? Нижной ёнкссо." чапакс = тесто парь = ёмкость (из дерева) Нижной = Нижний Новгород ёнкс = сторона, область Нижной ёнкссо = в Нижегородской области. Чапакс парь= квашня, (Сюконян, "val"!)

val: квашня (кадушка для теста)

Татьяна: Большое вам спасибо! Как же все неоднозначно: одно толкование - "ясное, хорошее солнце" (так возвышенно и красиво), а с другой - просто-напросто кадушка с тестом! Вот и пойми, что же правильней. Все-таки спасибо. А я думала, что моя фамилия как то связана с лесом, бревнами и плотницкой терминологией (как и Чапаев). Вроде бы дед намекал, что у нас в роду были плотники.

Эрзянь нилькс: Татьяна пишет: Большое вам спасибо! А мезень кис. / Не за что. А всё-таки: меря - это не племя. Это НАРОД!

Татьяна: Очень хорошо, что народ. Я наверное неправильно выразилась. Я вообще несобранный человек. У меня все стихийно происходит. Я сейчас читаю и изучаю про эти древние народы: мерь, чудь, весь, мурома. Нашла много материалов в И-нете. И еще почему-то написано, что в Палехском районе (откуда мои предки) жили народ мурома, а не меря... Может быть у них родственные языки? А может все-таки и меря там же жили? Так интересно. Буду изучать дальше.

Эрзянь нилькс: Татьяна пишет: Нашла много материалов в И-нете. И еще почему-то написано, что в Палехском районе (откуда мои предки) жили народ мурома, а не меря... Может быть у них родственные языки? Именно родственные. Весьма и весьма близкие, надо полагать. Как русский и белорусский, или украинский. Потому что - территориально близкие соседи.

Татьяна: Очень странно, ведь фамилии (в том понимании как это есть сейчас) возникли достаточно поздно. Наверное только в 19 веке. У крестьян, точно, после отмены крепостного права. Раньше же были прозвища. Почему же наша фамилия сохранила информацию о таких далеких корнях? Ведь мерь в наших краях, судя по летописным источникам, исчезла уже в 10-11 в.в. А часть ушла с этих земель, и , есть такая версия, что потомки мери - современные мари. Не могу понять и связать все это с нашим родом. Я полагаю, что наших краях, наверное не только в нашем роду родоначальники были народ меря, мурома... Но наша фамилия (одна из немногих) донесла до потомков знания об этом. Почему? Наверное сейчас на этот вопрос не ответит никто. А жаль. Так бы хотелось знать об этом. Простите, если я надоедаю вам своими размышлениями. Просто не знаю с кем еще посоветоваться.

chuvashon_erzja: Татьяна пишет: У крестьян, точно, после отмены крепостного права Часть народов Поволжья никогда не были крепостными,в том числе мой народ-чуваши. Они были Государственными землепашцами(некоторые крестьянами-помеченные крестом),особое сословие крепостной России, оформленное указами из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья. В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее - удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными. Среди нерусских народностей Поволжья и Приуралья могли оказаться и ваши предки,которые платили налог в государственную казну. В связи с этим(что надо платить пофамильный налог), полагаю,Ф.И.О были им присвоены при Петре 1 или ранее...

Эрзянь нилькс: Да, Татьяна, важная поправка к вашему вопросу о происхождении Вашей фамилии "Чапарин". Она взята Книги памяти Мурманской области. В ней назван погибший красноармеец Чапарин, национальность указана "мордвин". Из Нижегородской области. В Нижегородской области жила и живёт сейчас ЭРЗЯ.

Эрзянь нилькс: Эрзянь нилькс пишет: Да, Татьяна, важная поправка к вашему вопросу о происхождении Вашей фамилии "Чапарин". Она взята Книги памяти Мурманской области. В ней назван погибший красноармеец Чапарин, национальность указана "мордвин". Из Нижегородской области. В Нижегородской области жила и живёт сейчас ЭРЗЯ. Татьяна, Вы обратили на это внимание?

Татьяна: Мои предки, что доподлинно известно, тоже крепостными никогда не были. Жили на протяжении долгого времени (насколько мне известно с начала 18 века) в одной и той же деревне - Савино (ныне несуществующей) Палехского района, славящегося на весь мир своими шкатулками, а раньше иконами. Мои предки были крестьянами, на оброке, потом выбились в мещане. А в графе национальность моего прадеда (1887 г.р.) стоит - русский. Хотя я понимаю, что это, наверное, не так.

chuvashon_erzja: Татьяна пишет: Хотя я понимаю, что это, наверное, не так. Совершенно справедливо... В эти годы для смены(движения вверх) сословия практически обязательным являлись надписи в паспортах: православный и русский. Инородцев и не православных с большой неохотой пускали в эти сословия. В рузультате многие купцы с явно нерусскими фамилями значились русскими и православными. В свою очередь государаство поощряло это снижением налогов и выплатой денежных премий при принятии православия. Наших предков за это ,по моему,судить нельзя-здесь стоял элементарный вопрос выживания. Мои предки поступили иначе, они от насильственной христианизации ушли на берега Черемшана и Кондурчи-в то время там строились крепости Прикамской заградительной линии. Эрзя моего села до сего дня р.ц Черемшан называют Крепозь,а чуваши Крепсэ. В этом месте очень хороший чернозем и образовалось много земледельческих сёл. Так с конца 17 века жили мои предки на этой земле. К сожалению моё поколение большей частью уехало оттуда,в начале 70-х годов начали выдавать паспорта жителям сёл и появилась возможность получить высшее образование и улучшить жизненный уровень своих потомков-но на чужбине. СЕйчас имеется немного надежды на улучшение жизни и селян по аграрным программам президента, но очень много разрушено... Перспективы на восстановление сельского хозяйства(как и бюджет России) пока держатся в высокой цене на нефть и газ- я работаю в нефтяной отрасли. При благоприятных условиях могу и на земле поработать,а пока земледельствую на даче...

Татьяна: Мои предки покинули родные места в 30-е годы, получили паспорта и переехали на постоянное место жительства в г. Южу Ивановской области. Впоследствии деревню оставили все жители и она исчезла с лица земли. Я ни разу не была на том месте, где была деревня. Никто из многочисленных потомков нашего рода не знает о своих реальных корнях. Я мечтаю выыяснить это и познакомить будующие и ныне живущие поколения с историей рода. Спасибо вам за информацию, теперь я понимаю, почему она была забыта.



полная версия страницы