Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянь Масторонть ды эрзянь раськенть лепштямост. / Колонизация Эрзянь Мастор и эрзянского народа » Ответить

Эрзянь Масторонть ды эрзянь раськенть лепштямост. / Колонизация Эрзянь Мастор и эрзянского народа

erzianj : Эрзянь Масторонть ды эрзянь раськенть лепштямост. / Колонизация Эрзянь Мастор и эрзянского народа Целью колонизации любого народа является его покорение, экономическая эксплуатация и ассимиляция. Зачем был нужен захват Эрзянь Мастор? Эрзянь Мастор. Раськень Озкс-2004. Эрзянь Мастор (Страна Эрзян) контролировала значительную часть пути движения товаров с юга, востока и северо-востока по рекам Рав (Волга), Ока, Цна, Сура, протекавшим в её пределах. С юго-западом Страну Эрзян связывал Дон. Удобными были и сухопутные пути. Эрзянь Мастор обладала богатыми лесами, реками и плодородными землями. Эрзянь Мастор. 10 век. Пояснение для читателя: Эрзянь Мастор (Страна Эрзян) на русских картах помечена словом «мордва». История последних 500-700 лет эрзянского народа есть не что иное, как история его колонизации Российской империей. Хищник, овладев добычей, занят её поглощением. Поглощение Эрзянь Мастор – Страны Эрзян, историография империи называет сначала «приобретением» и «освоением земель». На самом деле это была настоящая агрессия, экспансия. Советская и нынешняя российская историография стыдливо лжёт о «добровольном вхождении» эрзи под псевдоэтнонимом «мордва» в состав Русского государства. Эрзянь Мастор. 10 век. Чтобы умолчать агрессию против Эрзянь Мастор и назвать её «приобретением» и «освоением земель» на всех русских картах на территории Эрзянь Мастор не нанесено название ни одного эрзянского города или селения, словно это была пустыня или пустой лес. Как правило, нанесены границы русских княжеств, Волжской Булгарии, а между ними на значительной, якобы пустой территории, пишется слово «Мордва». Русская историография войну против Эрзянь Мастор практически замалчивает. Эрзянь Мастор. 9 век. Умалчивается также существовавшее государство эрзян Эрзянь Мастор, либо оно называется «иносказательно» - «Пургасова волость», «Пургасова Русь», по имени последнего Инязора эрзянского народа – великого правителя Эрзянь Мастор Пургаза, героически сложившего голову в борьбе за независимость своей страны и народа. Эрзянь Мастор. 9-12 века. Основные «составляющие» колонизации: военная, политическая, экономическая, культурная, психологическая. Целью колонизации являются соответственно военное, экономическое, культурное и психологическое подавление народа вплоть до отказа от языка и самоназвания и смены национальной самоидентификации. Говорящие на эрзянском языке, знающие и любящие его называют себя эрзей. Говорящие на русском, не зная, как называют себя на родном языке эрзяне, называют себя русским псевдоэтнонимом-кличкой «мордва». А русскоговорящие «мордовцы», через поколение добровольно отказываясь от неблагозвучной клички, становятся русскими. Вот так происходит «естественная ассимиляция» эрзянского народа. Эрзянь Мастор. 9-11 века. Военная составляющая имеет целью захват страны, то есть территории народа и его военное покорение. Способ действий колонизатора – открытая захватническая война. Война против Эрзянь Мастор велась в течение десятков лет. После захвата страны последовала раздача земли Эрзянь Мастор вместе с покорённым эрзянским населением военной и чиновничьей элите государства-захватчика и заселение эрзянских земель переселенцами. Эрзянь Мастор. 11-13 века. Политическая составляющая колонизации имеет целью уничтожение административных структур захваченной страны и элиты покорённого народа и включение его в сферу административно-политического управления империи. Национальная элита эрзи в большей части погибла в ходе войны, остальная часть либо уничтожалась физически, либо подкупалась для службы в структурах растущей империи. Эрзянь Мастор. 13-16 века. (см. карты, скопированные из альбома «История России в портретах по столетиям», Циркуляром №12829 от21.04.1904г. Министерства Народного Просвещения допущен в бесплатные народные читальни и библиотеки). Экономическая составляющая представляет собой включение природных и экономических ресурсов захваченного народа в экономическую сферу зарождающейся империи. Теперь империя контролировала водные и сухопутные пути движения товаров. Обложив эрзянский народ данью, метрополия стала получать с подданных зерно, пушнину, мёд, воск, холст, рыбу, мясо. Экономика страны-колонизатора получила новый источник рабочей силы. Армия метрополии стала получать эрзянских рекрутов – пушечное мясо для покорения других народов и удержания их под властью завоевателя. Встреча с Инязором. Культурная колонизация начинается с момента военного захвата Эрзянь Мастор. В ходе военных действий грабились и уничтожались города и поселения. При этом уничтожались не только предметы материальной культуры, но наверняка и берестяные грамоты, свитки, которые несли в себе информацию об эрзянской пиктографической письменности, об истории народа, о системе его мировоззрения. В этой области метрополия главные усилия направила на уничтожение исторической памяти эрзянского народа и прежде всего – его этнической веры. Огнём, мечом, плетью и обманом насаждалось русское православие. Запещалось молиться Инешкипазу. Уничтожались места молений эрзян (керемети, маары, калмазыри). Запрещалось хоронить по эрзянским обычаям. Русская православная церковь вторглась со своими иконами и канонами в повседневную жизнь и праздники эрзян. В эрзянскую повседневную жизнь и свободную психологию стал внедряться церковный термин «раб божий» с соответствующей рабской психологией. Эрзянские Озати и Озавы заменялись на попов. Обряд эрзянского лемдямо-имянаречения заменялся на православное крещение, обряд чиямо-свадьбы – заменялся православным венчанием, обряд лайшема-оплакивания – заменялся отпеванием. Эрзянские праздники Раськень Озкс, Велень Озкс, Инечи, Кизэнь вешнема, Тувонсяй и т.д., запрещались и заменялись пасхами, крещениями, троицами, вознесениями и т.д. Вера в Создателя Инешкипаза подменялась верой в Иисуса Христа. На эрзянских могилах вместо знаков-домиков с родовыми буйчешксами-знаками стал ставиться крест. Изменилось даже расположение тел в могилах. В целях более эффективной духовной колонизации Эрзи представитель эрзянского народа Никон был сделан патриархом Всея Руси. Предав веру своих предков, Никон самым жестоким образом взялся за завершение крещения своего народа. По завершении этой миссии он и сам был подвержен опале – судьбе всех предателей своего народа после использования хозяином. После военного завоевания это был самый тяжёлый период в истории многострадального эрзянского народа. Алёна Арзамасская Эрзянский хмельно-медовый веселящий напиток пуре на эрзянском праздничном столе стал заменяться агрессивной, подавляющей рассудок водкой. Изменив обычаям предков, эрзяне стали по-русски приносить водку даже на калмазыри, на могилы своих близких. Составляющей культурной колонизации является языковая колонизация. Административные, экономические дела, политику, богослужение, образование, информацию, культурные мероприятия и т.д., метрополия постепенно перевела только на язык «межнационального общения». В любом учреждении, организации, мероприятии, на котором присутствует хотя бы один не эрзя, общение ведётся только на русском языке. Вся административная документация в эрзянских поселениях ведётся только на русском языке. Все уличные надписи, объявления, вывески в учреждениях, названия товаров в магазинах также на русском языке. Вся пресса, СМИ, вплоть до местного радио и районных газет тоже на русском. Работа клубов и других культурных учреждений тоже ведётся на русском. Таким образом, вне дома, двора, вне семьи пользование эрзянским языком государством-колонизатором ликвидировано. Государство-колонизатор лишает эрзянский народ родного языка - главного культурного наследия Эрзи, которое и делает, и ещё сохраняет его эрзянским народом. Психологическая колонизация эрзянского народа преследует цель не только изменить эрзянский идентитет и менталитет, но и заставить эрзян отказаться от своего исторического имени и самоназвания Эрзя и стать русскими через этап «мордвинизации». Инструментом метрополии в достижении этой цели в настоящее время является уничтожение эрзянского языка под лозунгом «создания единого мордовского языка» из двух родственных языков, эрзянского и мокшанского, путём их смешения под прикрытием термина «модернизация мордовского языка». Для этого возможности говорить на эрзянском языке лишили детей в детских дошкольных учреждениях. Все творческие и развивающие кружки ведутся только на русском языке. Детские сады работают на русском языке. Эрзянские дети и молодёжь лишены возможности обучаться на родном языке. Во во всех видах школы, от начальной до высшей, преподавание ведётся на русском языке. В армии эрзянский юноша превращается в «русского» солдата. Эрзянский ребёнок и человек живёт в окружении только «русской» зимы, «русского» неба, «русского» поля, «русского» леса, «русской» берёзы, «русской» реки, «русского» характера, «русского» солдата, «русского» радио, «русской» культуры, песни и т.д. и т.д. … Вслушайтесь в радио и телевидение, вчитайтесь в газеты, журналы, книги. Посчитайте хоть для интереса, сколько раз в минуту, в час, в день … звучит слово «русский». Что же осталось в этой стране почти сотне других коренных народов, от саамов и карелов на западе, до алеутов и чукчей на востоке, от ненцев, хантов и манси на севере, до осетин и лезгин на юге…А тут под боком ещё какая-то эрзя, которая не хочет называться «мордвой»… Мудра пословица: «Назови человека сто раз свиньёй, он и захрюкает». Эрзяне, как и все граждане страны платят налоги. Немалые. Что же из них идёт на эрзянскую культуру? На дворе 2005 год. Российская Федерация, в своей Конституции провозглашая себя светским, социальным и демократическим государством, успешно продолжает дело колонизации Эрзянь Мастор и эрзянского народа. Итогом её стало то, что при переписи 2002 года значительная часть эрзи называет себя псевдоэтнонимом-кличкой «мордва». Значительная часть эрзи не знает родного эрзянского и называет в качестве родного язык государства-колонизатора. Значительная часть перешедшей эрзи в «мордву» отказывается от этой клички и называет себя русскими. Эрзянские рекруты по-прежнему гибнут в одной из самых жестоких и кровавых колониальных войн империи – усмирении Чечении… Результат: катастрофическое сокращение эрзянского народа – за последний десяток лет почти на 300 000 человек. При такой национальной (или антинациональной?) политике, вполне естественно, что такая беда, как 28%-ная убыль нашего финно-угорского народа, не нашла и не находит не только хоть какого-либо внимания, но даже элементарного сочувствия федеральных, региональных и местных властей. Эти пункты результатов переписи власть не замечает, никак не комментирует, никак не реагирует. Может, лучше и не надо? А то ка-а-ак среагирует!! Не только национальную телередакцию «Сияжар», но и ещё что-нибудь закроет… Это значит, что власть вполне удовлетворена ходом колонизации эрзянского народа. Даже на последнем «мордовско»-чиновничьем съезде, (ноябрь 2004), причины катастрофического сокращения народа были попросту обойдены. Зачем, мол, «искусственно» это обострять? И так в стране сложная ситуация… В России она всегда «сложная». Что делать эрзянам в этой ситуации дальше? Однозначного ответа нет. Часть эрзян называют эту ситуацию под влиянием идеологии государства-колонизатора «естественной ассимиляцией» и не предпринимают никаких усилий для её прекращения или хотя бы ослабления. Но можно ли называть ассимиляцию «естественной» при проведении активной колонизации по всем её «составляющим»? Позиция другой части эрзян, пусть небольшой, но она есть: затормозить процессы, ведущие к уничтожению эрзянского народа. Это возможно только при всё более глубоком осознании всё большей части эрзян той опасности, которая дамокловым мечом нависла над эрзянским народом и включении всё большей части народа в общественную работу по сохранению, восстановлению языка, сохранению самобытной эрзянской культуры, отстаиванию нашего естественного и законодательно закреплённого права на существование и будущее. Этому значительно способствовал бы созыв всеэрзянского форума – Эрзянь Инекужо. Эрюш Вежай Прим. Статья написана в 2005 году. Колония: Страна или территория, лишённая самостоятельности. Колонизация: Захват какой-л. страны или края, сопровождаемый эксплуатацией, подчас истреблением местного населения. (Словарь иностранных слов. М. «Русский язык», 1984, с.236). Колонизовать: 1. Захватив чужую страну, насильственным путём превращать её в колонию. 2. Заселять переселенцами, колонистами. (Словарь русского языка. С.И. Ожегов, М., «Русский язык», 1987, с.230). Этноцид – политика, направленная на уничтожение какого- либо этноса, народа, либо его полную ассимиляцию. (В словарях нет)

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 All

Novel77: Potapoff пишет: В XIII-м веке русские стали одолевать «поганскую мордву», особенно после основания Нижнего Новгорода. В то время мордва была уже народом оседлым и земледельческим, имевшим своих князей, свои города и тверди в лесах. Татарское нашествие значительно ослабило её и подчинило татарским князькам или мурзам, но, по-видимому, не произвело глубоких изменений в мордовском быту. Татары хозяйничали, главным образом, на юге, в области мордовского племени мокши, тогда как другое племя мордвы, эрзя, оставалось под властью своих князьков, продолжавших бороться с русскими в области Нижнего Новгорода, пользуясь содействием татар. В 1377 г. мордва под начальством ордынского царевича Аракши, разбила наголову нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил, однако, русской колонизации, и подчинение мордвы нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV в. В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластной ему мордвой. После завоевания Казани часть эрзи была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения мордвы в христианство. Рядом с русскими помещиками встречаются и туземные мурзы и князьки, перешедшие в христианство, отчасти удержавшие княжеский титул (например князья Баюшевы). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у мордвы земель и в обложении её тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства её на Восток. Уже в половине XVII в. мордва проникает за Волгу, а в XVIII в. широко расселяется по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшаяся на прежних местах мордва все более и более подвергалась обрусению, отчасти насильственным путем, именно посредством массового крещения (особенно в половине XVIII в.). Взято отсюда: http://ru.science.wikia.com/wiki/Мордва. Обратите внимание это сайт Викинаука. если же почитать еще внимательнее, то мы обнаружим источник и этого Литература: И. Н. Смирнов, «М. Историко-этнографический очерк» в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» за 1892—95 гг.; лучшая новейшая монография Мордвы. Во-первых настораживает несколько профанское выражение для "научной" статьи, но это дело вкуса конечно. Во-вторых статья списана с одного источника, интересно на чем основывается он, в свою очередь. Как известно критерием приближения к Правде является множество независимых источников. Таким образом процитированное вами мнение Смирнова, любопытно, но не более того...

Potapoff: Таким образом процитированное вами мнение Смирнова, любопытно, но не более того... На самом деле для меня не столь важно была ли это колонизация или еще что-либо, важно то, что это была борьба, борьба очень жестокая. Российские историки постоянно изображают финно-угорские народы, как народы пассивные, которые не могут постоять за себя, с радостью подчиняются русским, и после этого отмечают данное событие как праздник. Но если посмотреть на известные нам народы финно-угорской языковой группы, то складывается другое, противоположное мнение, н-р, венгры, воинственный народ, во время ВОВ оказывал яростное сопротивление сов. войскам, все мы знаем о восстании 1956 г.; финны - так же, во время Зимней войны мужественно сопротивлялись превосходящему им в силах противнику; эстонцы - с ними такое ощущение война еще продолжается; марийцы - во время похода Ивана Грозного на Казань оказали ему сопротивление чуть ли не большое чем сами казанцы; эрзя - военные столкновения в 1103, 1229, 1232, 1377 г.г. и др. Я считаю, замалчивание и отрицание этих фактов является оскорбление для нас и наших предков, а празднование Мордовскими властями "добровольного вхождения в состав России" вообще кощунством.

Novel77: Potapoff пишет: На самом деле для меня не столь важно была ли это колонизация или еще что-либо, важно то, что это была борьба, борьба очень жестокая. Российские историки постоянно изображают финно-угорские народы, как народы пассивные, которые не могут постоять за себя, с радостью подчиняются русским, и после этого отмечают данное событие как праздник. Но если посмотреть на известные нам народы финно-угорской языковой группы, то складывается другое, противоположное мнение, н-р, венгры, воинственный народ, во время ВОВ оказывал яростное сопротивление сов. войскам, все мы знаем о восстании 1956 г.; финны - так же, во время Зимней войны мужественно сопротивлялись превосходящему им в силах противнику; эстонцы - с ними такое ощущение война еще продолжается; марийцы - во время похода Ивана Грозного на Казань оказали ему сопротивление чуть ли не большое чем сами казанцы; эрзя - военные столкновения в 1103, 1229, 1232, 1377 г.г. и др. Я считаю, замалчивание и отрицание этих фактов является оскорбление для нас и наших предков, а празднование Мордовскими властями "добровольного вхождения в состав России" вообще кощунством. Мне кажется здесь говорит ваш комлекс обиженного, кем то из эрзянского идеологического движения в вас старательно взращиваемого. Взять к примеру эрзя-календарь про борьбу с "колонизаторами" с которым носятся их активисты. Не нужно на это так легко вестись... Никто не отрицает столкновений русских и эрзя, с чего вы это взяли. Вы доказываете мне то чего я не оспариваю. Эрзя - великий народ, боец. Я просто призываю не лгать про колонизацию. А именно эту тему форума мы обсуждаем.


Семен: Novel77 пишет: Мне кажется здесь говорит ваш комлекс обиженного, кем то из эрзянского идеологического движения в вас старательно взращиваемого. Взять к примеру эрзя-календарь про борьбу с "колонизаторами" с которым носятся их активисты. Не нужно на это так легко вестись... Никто не отрицает столкновений русских и эрзя, с чего вы это взяли. Вы доказываете мне то чего я не оспариваю. Эрзя - великий народ, боец. Я просто призываю не лгать про колонизацию. А именно эту тему форума мы обсуждаем. Думаю тут Вас мучит комплекс ущербности. И я понимаю причины. Годы проведенные под Хазарам, затем непонятно под какими князьями типа Гюрга, затем татары, потом русские финских кровей, согласен после такого прошлого остаётся быть просто человеком Мира. Искать прошлое своего народа в такой истории , нет смысла. Уважаемый! принимаю Вашу национальность человек Мира! Для Вас не было колонизации, для вас, уже давно, все нации свои.

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: комлекс обиженного, кем то из эрзянского идеологического движения в вас старательно взращиваемого. Класс! Это всё, что Вы поняли из прочитанного на эрзянском форуме? Или Вы хотите, чтобы это так было? Чтобы чувсва эрзян были не выше Вашего термина "комплекс обиженного"? Не получится это у Вас. Не выйдет. Думаю, чувства эрзян, выражающих отношение к прошлому, настоящему и будущему эрзянского народа намного шире и богаче Вашего представления о них. Если Вы этого не заметили, значит просто не хотите этого замечать. Хоть Вы и невысокого мнения об уровне помещаемых здесь материалов и постов участников форума, но всё-же, как Админ, выражу уверенность, что Вам вряд ли удастся свести серьёзную озабоченность эрзян положением и будущим своего народа до Вашего определения "комплекс обиженного". Обида может быть у кого-либо на Вас лично. Это возможно. Были некорректные посты. Вам же никто не приписывал комплекс всезнайки, комлекс гуру, назидателя. Это не тактично. Хотя Вы и не церемонитесь в навешивании комплексов своим собеседникам. Не надо так уж самоуверенно сужать чувства эрзян до "комплекса обиженного". Хотя захват Эрзянь Мастор и его колонизация империей, вряд ли может вызвать эйфорию радости и веселья у эрзян даже в дни празднования "добровольных" вхождений" и "добровольных" крещений. В Вас, конечно, никто ничего не взрастил... Хотя, нет. Наоборот. Взрастили. Человека без национальности. Более агрессивного, чем все вместе взятые эрзянские идеологи, "нацики", как Вы их именуете в своих постах. Думается, что помимо обиды, у эрзян вполне могут быть и чувства гнева и чувства возмущения по поводу захвата Эрзянь Мастор. И чувство огромной и горячей любви к ней. И волнение за неё. И переживание острое. Т.е. весь комплекс тех же чувств, о которых вспоминает русский народ, отмечая теперь ежегодно День единства в связи с захватом Москвы поляками и затем, освобожения её. Эрзянам, как и всем народам, присущи все человеческие чувства. И, прошу Вас, по-аккуратнее с навешиванием ярлыков и "комплексов" эрзянам. Оствьте их при себе, пожалуйста. Не получится у Вас это. С уважением Админ

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Класс! Это всё, что Вы поняли из прочитанного на эрзянском форуме? Или Вы хотите, чтобы это так было? Чтобы чувсва эрзян были не выше Вашего термина "комплекс обиженного"? Не получится это у Вас. Не выйдет. Думаю, чувства эрзян, выражающих отношение к прошлому, настоящему и будущему эрзянского народа намного шире и богаче Вашего представления о них. Если Вы этого не заметили, значит просто не хотите этого замечать. Хоть Вы и невысокого мнения об уровне помещаемых здесь материалов и постов участников форума, но всё-же, как Админ, выражу уверенность, что Вам вряд ли удастся свести серьёзную озабоченность эрзян положением и будущим своего народа до Вашего определения "комплекс обиженного". Обида может быть у кого-либо на Вас лично. Это возможно. Были некорректные посты. Вам же никто не приписывал комплекс всезнайки, комлекс гуру, назидателя. Это не тактично. Хотя Вы и не церемонитесь в навешивании комплексов своим собеседникам. Не надо так уж самоуверенно сужать чувства эрзян до "комплекса обиженного". Хотя захват Эрзянь Мастор и его колонизация империей, вряд ли может вызвать эйфорию радости и веселья у эрзян даже в дни празднования "добровольных" вхождений" и "добровольных" крещений. В Вас, конечно, никто ничего не взрастил... Хотя, нет. Наоборот. Взрастили. Человека без национальности. Более агрессивного, чем все вместе взятые эрзянские идеологи, "нацики", как Вы их именуете в своих постах. Думается, что помимо обиды, у эрзян вполне могут быть и чувства гнева и чувства возмущения по поводу захвата Эрзянь Мастор. И чувство огромной и горячей любви к ней. И волнение за неё. И переживание острое. Т.е. весь комплекс тех же чувств, о которых вспоминает русский народ, отмечая теперь ежегодно День единства в связи с захватом Москвы поляками и затем, освобожения её. Эрзянам, как и всем народам, присущи все человеческие чувства. И, прошу Вас, по-аккуратнее с навешиванием ярлыков и "комплексов" эрзянам. Оствьте их при себе, пожалуйста. Не получится у Вас это. 1. Я русский (с мокшанской родней). 2. Возможно я резок, но я один, против многих (оскорбления на меня здесь сыпятся регулярно, но я пытаюсь быть корректным). 3. Если бы я был равнодушен к своим предкам, подумайте как бы я здесь оказался? На форуме из 100 человек. 4. Я не хочу ваши патриотические чувства свести к комлексу обиженного. Я хочу сказать что некоторые ваши (форумчан) сообщения вызваны им. 5. Давайте обсуждать факты без оскорблений и фантазий. 6. Не бывает плохих и хороших народов, бывают плохие и хорошие ЛЮДИ.

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: 1. Я русский (с мокшанской родней). 2. Возможно я резок, но я один, против многих (оскорбления на меня здесь сыпятся регулярно, но я пытаюсь быть корректным). 3. Если бы я был равнодушен к своим предкам, подумайте как бы я здесь оказался? На форуме из 100 человек. 4. Я не хочу ваши патриотические чувства свести к комлексу обиженного. Я хочу сказать что некоторые ваши (форумчан) сообщения вызваны им. 5. Давайте обсуждать факты без оскорблений и фантазий. 6. Не бывает плохих и хороших народов, бывают плохие и хорошие ЛЮДИ. Неплохая база для ведения корректной дискуссии. Если это так, то Вы найдёте на нашем форуме корректных собеседников. Успеха.

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Неплохая база для ведения корректной дискуссии. Если это так, то Вы найдёте на нашем форуме корректных собеседников. Успеха. Пытаюсь найти. Пока только chuvash_erzya (давно его не видел) ну и Potapoff...

Novel77: Думаю тут Вас мучит комплекс ущербности. И я понимаю причины. Годы проведенные под Хазарам, затем непонятно под какими князьями типа Гюрга, затем татары, потом русские финских кровей, согласен после такого прошлого остаётся быть просто человеком Мира. Искать прошлое своего народа в такой истории , нет смысла. Уважаемый! принимаю Вашу национальность человек Мира! Для Вас не было колонизации, для вас, уже давно, все нации свои. если для меня "все нации свои" то в чем же мой "комплекс"?

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: "все нации свои" Это поза, а не позиция. Попросту - неправда. Эрзянская нация для Вас никогда не будет для Вас своей. Вы - русский. Наша боль за свой народ Вас трогает лишь с одной целью: не дать проснуться эрзе. А мы просыпаемся. Появляются статьи, которые по иному оценивают что-то из истории. Как?! Кто разрешил?! ТАК?! Вас это беспокоит. По-этому Вы и являетесь частым гостем Эрзянь Мелькужо. Но это ничего. Нормально. Нам полезно знать мнение "доброжелателей" эрзян.

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Появляются статьи, которые по иному оценивают что-то из истории. Как?! Кто разрешил?! ТАК?! Вас это беспокоит. вы так ничего и не поняли... попробуем простыми словами: 1. Я рад возрождению мокшанских и эрзянских традиций. 2. Я коренной нижегородец и с уважением отношусь к близкому эрзянскому народу. 3. Я против бюрократических препонов на пути развития этнических культур. 4. Многие форумчане мне лично симпатичны (хотя в чем то я с ними не согласен) своей любознательностью и интересом к корням (мне это близко). 5. Но я против того, парни, чтоб вас использовали политики в своих грязных делишках (а вас явно использовали в 90-х, сейчас видимо меньше). 6. Персонально Эрзянь нилькс - не делайте из меня врага, исчадие ада и т.д. Это обнажает только вашу не способность объяснять и защищать свою (личную, не идеологическую) точку зрения (как это делает, уважаемый мной Potapoff). 7. Удачи вам и нам в новом 2009 году! До новых встреч!

Миша: Novel77 пишет: 5. Но я против того, парни, чтоб вас использовали политики в своих грязных делишках (а вас явно использовали в 90-х Встречался с Борисом Ельцыным и убеждал, чтоб эрзян не использовали в политических делах? А в чем использовали, в выборах президента? В нефтье-газовой отрасли, в чем? Семен, Вас назвал человеком МИРА, вот таких как вы и используют.

Миша: Миша пишет: Я коренной нижегородец и с уважением отношусь к близкому эрзянскому народу. Ха ха.. коренной!! а если я приехал с области 20 лет назад я не коренной??? При условии того что мои предки эрзяне???

Novel77: Миша пишет: Ха ха.. коренной!! а если я приехал с области 20 лет назад я не коренной??? При условии того что мои предки эрзяне??? К понятию нижегородец я отношу и нижегородкую область. Я тоже от туда... Эрзяне как и русские самые что ни на есть коренные нижегородцы...

Novel77: Миша пишет: Семен, Вас назвал человеком МИРА, вот таких как вы и используют. если кто то меня так назвал это не означает что так и есть

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: не делайте из меня врага, исчадие ада и ??? Не делаем. Нам это не надо. Из Вас что-то кто-то уже сделал. Но это не на Эрзянь Мелькужо. Это с Вами сделали до Вашего появления на эрзянском форуме. Вы и не заметили этого. Но это ничего. Нормальное явление. Профессиональная работа. И чего это Вы так настырно боретесь-то с "карточными домиками"? Вы их так и укрепить можете, нечаянно, конечно. Здорово они Вас задели? Значит есть в этой статье то, что Вам, "доброжелателю" и не по зубам и поперек глотки. Эрзянам есть над чем подумать, читая эту статью и Ваши посты. Статья не правильная? Так напишите по этой же теме правильную. Например: "Расцвет эрзянской нации после её добровольного вхождения в состав Российского государства". Разместим здесь. Для сравнения. Читатель сам и оценит, какой статье он больше верит. Вы же профессионал по сравнению с дилетантами эрзянской идеологии. Рядом с Вашей профессиональной и правдивой статьёй, статья какого-то доморощенного эрзянского идеолога-дилетанта, Вас цитирую, " с воспаленным воображением", просто будет затмена. Вы его просто уничтожите своим интеллектом. Вашу статью, может и в энциклопедиях разместят... На неё ссылаться будут, критикуя эрзянских "нациков и фашистов". Вы там о своей любви к эрзянам столько можете написать... Вы рады возрождению эрзянских традиций? А культуры? Языка? Национального самосознания? А почему не радует Вас сохранение эрзянской истории? Интерес к ней? Скажите же, "доброжелатель", что Вас и это радует. Мы тогда Вам ОКОНЧАТЕЛЬНО и НАВЕЧНО поверим. Тогда в той овечьей шкурке (см. ВАШ пост выше), в которую Вы так рядитесь, будут меньше заметны остренькие волчьи зубки. Не принимайте, пожалуйста, это к себе лично. Поговорка такая есть. Просто пришлась к месту. Творческих успехов, "друг" наш! Цитата из пьесы "Мордовский" язык: "Вопросось пек даже интересной, глубокой ды содержательной. Тесэ можна многодояк много сказать."

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Не делаем. Нам это не надо. Из Вас что-то кто-то уже сделал. Но это не на Эрзянь Мелькужо. Это с Вами сделали до Вашего появления на эрзянском форуме. Вы и не заметили этого. Но это ничего. Нормальное явление. Профессиональная работа. И чего это Вы так настырно боретесь-то с "карточными домиками"? Вы их так и укрепить можете, нечаянно, конечно. Здорово они Вас задели? Значит есть в этой статье то, что Вам, "доброжелателю" и не по зубам и поперек глотки. Эрзянам есть над чем подумать, читая эту статью и Ваши посты. Статья не правильная? Так напишите по этой же теме правильную. Например: "Расцвет эрзянской нации после её добровольного вхождения в состав Российского государства". Разместим здесь. Для сравнения. Читатель сам и оценит, какой статье он больше верит. Вы же профессионал по сравнению с дилетантами эрзянской идеологии. Рядом с Вашей профессиональной и правдивой статьёй, статья какого-то доморощенного эрзянского идеолога-дилетанта, Вас цитирую, " с воспаленным воображением", просто будет затмена. Вы его просто уничтожите своим интеллектом. Вашу статью, может и в энциклопедиях разместят... На неё ссылаться будут, критикуя эрзянских "нациков и фашистов". Вы там о своей любви к эрзянам столько можете написать... Вы рады возрождению эрзянских традиций? А культуры? Языка? Национального самосознания? А почему не радует Вас сохранение эрзянской истории? Интерес к ней? Скажите же, "доброжелатель", что Вас и это радует. Мы тогда Вам ОКОНЧАТЕЛЬНО и НАВЕЧНО поверим. Тогда в той овечьей шкурке (см. ВАШ пост выше), в которую Вы так рядитесь, будут меньше заметны остренькие волчьи зубки. Не принимайте, пожалуйста, это к себе лично. Поговорка такая есть. Просто пришлась к месту. Творческих успехов, "друг" наш! Цитата из пьесы "Мордовский" язык: "Вопросось пек даже интересной, глубокой ды содержательной. Тесэ можна многодояк много сказать." Во первых задевает меня не статья, а ложь в ней. Во вторых соревноваться с автором темы и вами в словоблудии мне право трудно) столько "букав" я не осилю, но над вашим предложением подумаю... по поводу моей статьи - это могла бы быть компиляция моих постов по этой теме. В принципе любой, при желании, составит из них цельную статью, но я могу и помочь страждущим.

Potapoff: Мне кажется здесь говорит ваш комлекс обиженного, кем то из эрзянского идеологического движения в вас старательно взращиваемого. Взять к примеру эрзя-календарь про борьбу с "колонизаторами" с которым носятся их активисты. Не нужно на это так легко вестись... Никто не отрицает столкновений русских и эрзя, с чего вы это взяли. Вы доказываете мне то чего я не оспариваю. Эрзя - великий народ, боец. Я просто призываю не лгать про колонизацию. А именно эту тему форума мы обсуждаем. Я в принципе ничего не имею против Вас, мне не нравиться точка зрения некоторых (точнее большинства) российских ученых и действия властей республики Мордовия. Согласен, что не которые высказывания эрзянских активистов звучат очень резко, но это вызвано лишь тем положением в котором мы оказались. То, что колонизация ложь, вы не доказали. Единственное в чем я не согласен в вопросе о колонизации то, что она была русской. Я бы сказал, что это была колонизация властей Российского государства совместно с РПЦ, власти России и русские после монголо-татарского нашествия это не одно и тоже. Положение русских было во многом хуже чем положение инородцев, взять хотя бы то, что крепостных среди "мордвы" было всего 10%, крепостные это по сути рабы, которых можно проиграть в карты, обменять на породистую собаку. Процент крепостных крестьян среди русских был намного выше.

Novel77: Potapoff пишет: Я в принципе ничего не имею против Вас, мне не нравиться точка зрения некоторых (точнее большинства) российских ученых и действия властей республики Мордовия. Согласен, что не которые высказывания эрзянских активистов звучат очень резко, но это вызвано лишь тем положением в котором мы оказались. Я так же не имею ничего личного против форумчан. Вы отличные ребята, читающие книжки. Просто на мой взгляд, глупо добиваться своих прав оскорбляя русский или мокшанский народ, этим вы вызовете лишь ответную реакцию. Да, нужно добиваться своих прав, но не нужно переходить на национальности. То, что колонизация ложь, вы не доказали. но вы также не доказали обратное... обсуждение продолжается... Единственное в чем я не согласен в вопросе о колонизации то, что она была русской. Я бы сказал, что это была колонизация властей Российского государства совместно с РПЦ, власти России и русские после монголо-татарского нашествия это не одно и тоже. Положение русских было во многом хуже чем положение инородцев, взять хотя бы то, что крепостных среди "мордвы" было всего 10%, крепостные это по сути рабы, которых можно проиграть в карты, обменять на породистую собаку. Процент крепостных крестьян среди русских был намного выше. Мне кажется, что слово колонизация не отражает исторической реальности. Этот термин подходит к деятельности англичан или испанцев, истребляющих аборигенов и вывозящих награбленное в метрополию. В нашем же случае, как вы справедливо заметили, положение жителей "метрополии" бывало и похуже "колонизируемых". Скорее подходит слово - экспансия.

Эрзянь нилькс: Potapoff пишет: о колонизации то, что она была русской. В статье пишется о колонизации другим государством. Какая нация была инструментом этой колонизации, атор статьи не указывает.

Potapoff: Я думаю если мы с таким же энтуазиазмом обсуждали, например, морфологию и синтаксис эрзянского языка, от этого было бы намного больше пользы.

Novel77: Potapoff пишет: Я думаю если мы с таким же энтуазиазмом обсуждали, например, морфологию и синтаксис эрзянского языка, от этого было бы намного больше пользы. О! Я не зря потратил здесь свое время

Potapoff: Вы в курсе, что демографический кризис касается не только эрзян, но и русских, мокшу, татар и т.д. Ваши утверждения напоминают бред Ющенко о укро-голодоморе.... Официальная статистика http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_14_24.htm: татары - 5522096 (1989), 5554601 (2002), рост 0,58%. русские - 119865946 (1989), 115889107 (2002), убыль 3,32%. мордва - 1072939 (1989), 843350 (2002), убыль 21,4%!!!.

Novel77: Potapoff пишет: Официальная статистика http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_14_24.htm: татары - 5522096 (1989), 5554601 (2002), рост 0,58%. русские - 119865946 (1989), 115889107 (2002), убыль 3,32%. мордва - 1072939 (1989), 843350 (2002), убыль 21,4%!!! НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ, ГРАЖДАНСТВО НАСЕЛЕНИЯ то есть если человек: мокша или эрзя, назвал себя русским он что при этом исчез? Я не исключаю, что мордва уменьшилась сильнее чем остальные, но для этого нужны серьезные исследования и разбор причин. Зачем же притягивать факты под теорию? Продуктивнее Теорию строить на фактах.

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: нужны серьезные исследования и разбор причин Верно.

Potapoff: я изменил (заострил) текст сознательно, это изменение не противоречит общему контексту, т.к. булгары выступили против Пуреша (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пуреш), мокшанского князя. Возможно его "виной" было не желание подчиниться булгарам. В летописях не говорится, что Пуреш был по национальности мокша, это только предположение. про отток опять же выше предположение или же есть источник? Таким образом, христианизация мордвы вызвала массовое переселение язычни-ков, бегство, исход с прародины, скрытое движение, не отражённое в исторических документах. Предания о нём сохраняются в народной памяти, в легендах и сказани-ях, сохраняются в особенностях говора населения в тех или иных селах. http://zubova-poliana.narod.ru/villages.htm Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у мордвы земель и в обложении её тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства её на Восток. Уже в половине XVII в. мордва проникает за Волгу, а в XVIII в. широко расселяется по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. http://ru.science.wikia.com/wiki/Мордва Ваши утверждения напоминают бред Ющенко о укро-голодоморе.... А почему утверждения Ющенко о Голодоморе бред, разве миллионы людей не погибли от голода? Вы не согласны, что это был геноцид именно против украинского народа, так это спорный момент, существует много мнений как квалифицировать данное событие, но это не бред. Вы не имеете права так говорить.

Novel77: Potapoff пишет: В летописях не говорится, что Пуреш был по национальности мокша, это только предположение. впрочем как и то что Тюштя - эрзя. про отток опять же выше предположение или же есть источник? Таким образом, христианизация мордвы вызвала массовое переселение язычни-ков, бегство, исход с прародины, скрытое движение, не отражённое в исторических документах. Предания о нём сохраняются в народной памяти, в легендах и сказани-ях, сохраняются в особенностях говора населения в тех или иных селах. http://zubova-poliana.narod.ru/villages.htm Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у мордвы земель и в обложении её тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства её на Восток. Уже в половине XVII в. мордва проникает за Волгу, а в XVIII в. широко расселяется по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. http://ru.science.wikia.com/wiki/Мордва принимается... А почему утверждения Ющенко о Голодоморе бред, разве миллионы людей не погибли от голода? Вы не согласны, что это был геноцид именно против украинского народа, так это спорный момент, существует много мнений как квалифицировать данное событие, но это не бред. Вы не имеете права так говорить. Люди погибли, бред то, что это геноцид украинского народа русским. Я имею право так говорить, так как это ложь против России и русских. Мнения существуют, но факты - упрямая вещь. Впрочим это отдельная тема для обсуждения...

Potapoff: О! Я не зря потратил здесь свое время Да, провокации и оскорбления - ваш конек.

Novel77: Potapoff пишет: Да, провокации и оскорбления - ваш конек. Сила действия = силе противодействия.

Potapoff: В нашем же случае, как вы справедливо заметили, положение жителей "метрополии" бывало и похуже "колонизируемых". Скорее подходит слово - экспансия. Экспансия - расширение границ государства путем завоеваний, а также распространение его политического и экономического влияния на другие государства (полит.). Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспансия Хорошо давайте будем называть это экспансией, суть от этого не меняется. Просто на мой взгляд, глупо добиваться своих прав оскорбляя русский или мокшанский народ, этим вы вызовете лишь ответную реакцию. Да, нужно добиваться своих прав, но не нужно переходить на национальности. Сила действия = силе противодействия. Я вас и ваш народ не оскорблял, зря вы так.

Novel77: Potapoff пишет: цитата: В нашем же случае, как вы справедливо заметили, положение жителей "метрополии" бывало и похуже "колонизируемых". Скорее подходит слово - экспансия. Экспансия - расширение границ государства путем завоеваний, а также распространение его политического и экономического влияния на другие государства (полит.). Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспансия Хорошо давайте будем называть это экспансией, суть от этого не меняется. в том то и дело что меняется суть Экспа́нсия, и, мн. нет, ж. (лат. expansio). Расширение, распространение чего-н. за первоначальные пределы (книжн.). Расширение границ государства путем завоеваний, а также распространение его политического и экономического влияния на другие государства (полит.). Не всегда путем завоеваний! Экономическая экспансия — насильственное или ненасильственное распространение сфер влияния в области экономики. Чувствуете разницу, не этноцид, а сфера влияния. Были данниками Булгарии стали Руси. Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий. При этом статус территории равноценен соседним княжествам, губерниям. Пургасова волость. Права местных инязоров сохраняются! Экспансиони́зм (полит.) — стремление к экспансии (множественного числа этого слова не существует). http://ru.wikipedia.org/wiki/Экспансия Я вас и ваш народ не оскорблял, зря вы так. я не про вас лично, а про местных форумчан. PS если не считать что вы меня назвали провокатором, конечно

Мидянь Оло: Цёрат, пек ламо сёрмадыде. Неяви превейттядо, ансяк веинзамс килангось тенк а муеви. Улевель бу паро муемс тенк тема, конасонть улевель вемеленк, сестэ изняволь эрьва тевесь .

Potapoff: Люди погибли, бред то, что это геноцид украинского народа русским. Я имею право так говорить, так как это ложь против России и русских. Не хочу отклоняться от темы, но приведу несколько ссылок где Ющенко недвусмысленно подчеркивает, что "голод был организован тоталитарным, коммунистическим режимом" и то, что "поиски исторической правды о Голодоморе не направлены против других наций". Поменьше смотрите телевизор, "не нужно на это так легко вестись..." (ваши слова). http://www.rosbalt.ru/2007/11/20/432985.html http://www.bellona.ru/enwl/Archive/2008/1229205916.76 http://www.newsland.ru/News/Detail/id/318540/cat/42/

Novel77: Potapoff пишет: Не хочу отклоняться от темы, но приведу несколько ссылок где Ющенко недвусмысленно подчеркивает, что "голод был организован тоталитарным, коммунистическим режимом" а Россия правоприемник СССР, а следовательно и "режима" и то, что "поиски исторической правды о Голодоморе не направлены против других наций" есть же еще наивные люди

Potapoff: Расширение границ государства путем завоеваний, а также распространение его политического и экономического влияния на другие государства (полит.). Не всегда путем завоеваний! В определение именно "путем завоеваний", не надо ничего дописывать. Экономическая экспансия — насильственное или ненасильственное распространение сфер влияния в области экономики. Чувствуете разницу, не этноцид, а сфера влияния. Были данниками Булгарии стали Руси. При чем тут этноцид, это определение экономической экспансии. Где доказательства, что были данниками Булгарии, вы хотите сказать пришли добрые русские и спасли нас от злых татар? При этом статус территории равноценен соседним княжествам, губерниям. Пургасова волость. Права местных инязоров сохраняются! Свободных эрзянских крестьян приравняли к русским крепостным. Замечательно.

Novel77: Potapoff пишет: цитата: В определение именно "путем завоеваний", не надо ничего дописывать. а также распространение его политического и экономического влияния на другие государства (полит.) в контексте ИЛИ, потому что на завоеванных не нужно распространять влияние они уже под контролем. Давайте не будем цепляться за формулировки терминов, важнее их суть. При чем тут этноцид, это определение экономической экспансии. при том что экономическая экспансия часть экспансии вообще, а "этноцид" словечко использованное автором этой темы в его опусе про "колонизацию". Где доказательства, что были данниками Булгарии, вы хотите сказать пришли добрые русские и спасли нас от злых татар? татары, булгары, русские... какая то каша у вас в голове... Я уже говорил выше что нет злых и добрых народов. Есть различные личности в истории. Зачем вы передергиваете про "добрых русских"? К чему эти эмоции. Никто никого не спасал. Сменился дани-собиратель и все. А про татар тогда еще не слышали, они позднее пришли Свободных эрзянских крестьян приравняли к русским крепостным. Замечательно. да не было в Московии до 17 века крепостного права! Давайте по фактам, без эмоций http://ru.wikipedia.org/wiki/Закрепощение

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: Закрепощение Была полная свобода "добровольного вхождения" эрзян в российскую империю...

Ильконь Микай: В 1552 г. у каждого поволжского народа был выбор. И все сделали свой выбор. Татары до последнего защищали свою страну и столицу - Казань. Луговые мари до последнего боролись за свободу, даже когда татары прекратили сопротивление. Горные мари, чуваши, эрзя отказались поддержать своего суверена - казанского хана и добровольно приняли русское подданство. В частности, эрзя пропустили русское войско через свои леса, дали провожатых, снабжали провизией. Эрзянские воины вместе с чувашскими и марийскими (горными) отрядами первыми бросились на казанские стены и были разбиты на арском поле татарской армией. Кто мешал эрзянам вспомнить "дела давно минувших дней" и начать партизанскую борьбу в тылах русской армии? Если бы устояла Казань, небыло бы Российской империи. Кто мешал луговым мари, перейти на службу русского царя. Не нам осуждать дела наших предков - они приняли русское подданство (Именно приняли - в период завоевания Казанского ханства, НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО БУНТА ЭРЗЯН И МОКШАН!), значит в тот момент ТАК БЫЛО НАДО!!!

Семен: Ильконь Микай пишет: В 1552 г. у каждого поволжского народа был выбор. И все сделали свой выбор. Татары до последнего защищали свою страну и столицу - Казань. Луговые мари до последнего боролись за свободу, даже когда татары прекратили сопротивление. Горные мари, чуваши, эрзя отказались поддержать своего суверена - казанского хана и добровольно приняли русское подданство. В частности, эрзя пропустили русское войско через свои леса, дали провожатых, снабжали провизией. Эрзянские воины вместе с чувашскими и марийскими (горными) отрядами первыми бросились на казанские стены и были разбиты на арском поле татарской армией. Кто мешал эрзянам вспомнить "дела давно минувших дней" и начать партизанскую борьбу в тылах русской армии? Если бы устояла Казань, небыло бы Российской империи. Кто мешал луговым мари, перейти на службу русского царя. Не нам осуждать дела наших предков - они приняли русское подданство (Именно приняли - в период завоевания Казанского ханства, НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО БУНТА ЭРЗЯН И МОКШАН!), значит в тот момент ТАК БЫЛО НАДО!!! Честно??! Я ОРЕНЕЛ ОТ ТАКОГО МНЕНИЯ! ЭРЗЯНЕ ПРОПУСТИЛИ И ПОМОГЛИ ИВАНУ ГРОЗНОМУ??? А Вы не находите что это был карательный поход именно тогда ВЫРЕЗАЛИ эрзянское население Эрзянь Мастор. Необходимо еще разобраться почему эрзяне проиграли этот бой? Вы не забыли что было после этого в (ныне Вадском районе) там был устроен настоящий АД. что было в Терюшевской волости? Что было в ныне Богородском районе. и в других. Степан Разин, Олена Арзамасская, Кузьма Алексеев, Несмеянка. Что произошло в Сарове -это катастрофа. Река Теша- десятки городищ с оборонительными сооружениями, Тоже и в других местах. Линия обороны на юге Эрзянь Мастор еще держится в секрете. Засечная черта по Теше, думаете это от татар? чушь. Казань - есть предания о строительстве его эрзянами, вспомните когда там татары появились?

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Не нам осуждать дела наших предков - они приняли русское подданство ??? Ва-ай... Кода колык мелем... Истямо тев арасель, ялга. Те рузонь ёвкске эрзятнень туртов.



полная версия страницы