Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/ Эрзянь кулянь сравтома куро. » Ответить

Эрзянская служба новостей/ Эрзянь кулянь сравтома куро.

Эрзянь нилькс: ЭСН-ЭКТ. Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь тевкуро. ЭСН-ЭКТ Здесь/Тесэ: http://www.erzan.ru/news

Ответов - 245, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Эрзянь нилькс: http://slil.ru/27454360

Эрзянь нилькс: Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»? Народ жив, пока он бережёт свои имя и язык, обычаи и традиции, своих предков и богов. Мой маленький эрзянский народ в своей истории дошел до того, что практически отказался от имени и языка, своих традиций и обычаев, своей исконно эрзянской этнической религии. К сожалению, этот процесс продолжается, а в последние дни даже ускоряется. И это несмотря на то, что часть эрзян очень остро осознают всю опасность, кожей и сердцем чувствуют леденящий холод той последней черты, за которой стоит только одно – уход в небытие одного из древнейших и интереснейших народов Европы. Всё дело в том, что таких эрзян осталось единицы. Они воплем кричат: - Эрзяне! Откройте глаза! - Посмотрите на себя! - Ощутите себя! - Как вы живёте?! - Куда вас ведут с закрытым ртом и завязанными глазами?! - Почему идёте в небытие?!! Но большая часть моего народа уже находится в стадии предсмертного сна и ничего не слышит и не видит, уже не ощущает сердцем и душой своего нахождения у Рубикона, за которым одно – небытие. Очень больно об этом писать. Но это та правда, которая есть и которую надо знать каждому эрзянину, который чувствует и считает себя таковым. И всё-таки. Благодаря усилиям лучших из нас, у нас есть и надежда – мы проснёмся! Мы – будем! Эрзянский народ будет жить! Эту надежду питает возрождение Раськень Озкс, песни «Торама» и других исполнителей, «Эрзянь Мастор», наш эпос «Масторава», Степан Эрьзя, «Сятко», всё-таки надеюсь и «Чилисема»… Эту надежду питает и наш новый эрзянский кой, наш праздник:«Эрзянь келень Чи» (16 апреля), который большими усилиями нашей эрзянской интеллигенции уже вот несколько лет отмечается той частью эрзян, которая остро, сердцем и душой почувствовала: народ жив и будет жить только тогда, пока будет жив наш язык – душа нашего народа. Кстати, это, пожалуй, даже лучше нас поняли те, кому «не нужен» эрзянский народ, те, кто пытается для нас создать так называемый «мордовский» язык, смешав эрзянский и мокшанский, одновременно уничтожая последние. Интересно, а не приходила ли им мысль смешать русский, украинский и белорусский? Они ведь так близки! И создать единый «украрусский» или «рускаинский»? А если уж создавать «мордовский» язык (по названию республики), то тогда чего мелочиться, надо смешать сразу четыре языка: русский, мокшанский, татарский и эрзянский, а может даже украинский, если иметь ввиду национальный состав республики). Вот тогда это будет действительно «мордовский» язык! Но почему тогда в своё время отказались даже от создания единой Татаро-Башкирской республики и языка? А ведь такие идеи тоже когда-то имели место. Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»? Почему я задаюсь этим вопросом? Причина одна. У нашего народа осталось очень мало живых традиций и обычаев, глядя на которые можно было бы сказать: вот это - эрзяне, это их обычай, праздник эрзян, вот такие они эрзяне. Наши обычаи, традиции, праздники старательно, кнутом и пряником стирались и стираются из нашей памяти русской церковью и властью. И вот, даже в этих условиях, появляется наш новый кой – «Эрзянь келень Чи». Но мы его пока отмечаем только очень узким кругом, только светскими мероприятиями в общественных организациях, пытаемся привлечь к этому школу, власти. Это очень необходимо, но не достаточно. Праздник станет праздником каждой эрзянки и эрзянина от мала до велика только тогда, когда он войдёт в семью. Как помочь этому? И можно ли? Хотелось бы, чтобы об этом поделились своими мыслями уважаемые читатели и авторы «Эрзянь Мастор». В свою очередь, поднимая эту тему, хотелось бы высказать и свои мысли. Конечно, праздник должен отмечаться в организациях, культурных учреждениях, школах (включая высшую и среднюю), детских садах и учреждениях, властных структурах. Небольшая практика его проведения имеется и её нужно улучшать. А дома, в семье мы пока наш новый кой не отмечаем. Да и понятно, все никогда не смогут да и не будут участвовать в официальных мероприятиях. Поэтому большого следа в эрзянской душе и сердце этот день пока не оставляет. В нём как бы не хватает домашнего тепла и уюта. Он пока всего лишь похож на цепь других официальных праздников Российского государства. И всё. Поэтому хотелось бы, чтобы такие тонкие знатоки эрзянской души, как Маризь Кемаль, Римма Жегалина, Числав Журавлёв, Шарононь Сандра и другие подсказали нам, а как я отмечу «Эрзянь келень Чи» дома? Мне видится наш праздник таким. После официального мероприятия, или просто после работы, мы приходим домой, готовим и накрываем праздничный стол. Обязательно хотя бы одно из любимых эрзянских блюд. На столе – штатол. Если есть, одеваемся в наши эрзянские панары и руци. Садимся за стол. Старший (старшая) в семье произносит молитву-благодарность Нишкепазу и нашим предкам за то, что дали нам звонкое имя и прекрасный язык. И зажигается штатол. И штатолы зажигаются на каждом подоконнике (с соблюдением мер пожаробезопасности!). И горят весь вечер. И тогда каждый путник будет знать, глядя с улицы на горящие в эрзянских домах и квартирах штатолы:здесь, и здесь и вон там, а вон ещё! – жив эрзянский язык, теплится,как и эти свечи, эрзянская душа. И глядя из своего окна на горящие свечи в других эрзянских окнах, каждый эрзянин будет знать: да! Я ещё не последний из эрзян! Ещё жив мой народ! И в этот вечер в каждой семье читается «Масторава», детям рассказываются мудрые эрзянские сказки, поются эрзянские песни, вспоминается или вновь изучается эрзянский язык…Это и будет тогда хорошим эрзянским обычаем, коем – «Эрзянь келень Чи». Что, дорогие эрзяне, попробуем? Мне можно сказать: наивный романтик строит «маниловские прожекты». Но если в жизни не будет романтики, она будет скучна и сера. Эрюшонь Вежай

Семен: [big]Ванды эрзятне Обран ошсо, пурнавить эрзянь келинь чис, карматанк ловномо "Масторава" !!!!


Эрзянь нилькс: Полярноень эрзятне пурнавить шлямочистэ.

Эрзянь нилькс: Эрзянь кель! Эрзянь мель! Эрзянь Мастор! Настало время уважать свой язык, любить его, развивать его. Настало время сбросить с него клеймо деревенского языка, клеймо неразвитого языка. Мы его сохраняем, мы его развиваем! Мы его сохраним! Нужно просто сказать себе: -Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть саезь, мон ней пачк карман кортамо эрзякс! Эрьва косо, эрьва мезде, эрьва кува! (Сегодня я говорю по-эрзянски! С сегодняшнего дня я всегда буду говорить по-эрзянски! Везде, обо всём, во всех местах!) Пусть представители других народов слышат звучание нашего языка. Пусть привыкают к его звучанию. Разговаривать на родном языке - это сейчас модно. Это сейчас классно! Это сейчас необходимо! Это нужно! Надо утром сказать себе и другим: - Валске марто, эрзя! Валске марто, ялгат! Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть саезь, мон кортан эрзякс! ( Доброе утро, эрзя! Доброе утро, друзья! Сегодня я говорю по-эрзянски! С сегодняшнего дня я говорю по-эрзянски!) Эрюш Вежай

Эрзянь нилькс: Предложение изучать родной язык! Язык - бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится первое место. Через него закладывается тот фундамент, который я назвал бы детством родного языка. Посредством родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому - народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку большое воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: “Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Он объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ ... Этот удивительный педагог - родной язык - не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу” (Собр. соч., т. II, ст. 558-559). К сожалению, в практике работы мордовских школ зачастую не осмысливаются эти замечательные мысли большого русского педагога. Прямо скажем, родные эрзянский и мокшанский языки оказались на периферии родного детства. Они стали не языками обучения и воспитания, они - лишь предметы обучения. Есть так называемые национальные - эрзянские и мокшанские школы, но нет в них своего “этнического языка”. В связи с этим встает вопрос: “Как проблема развития умственных способностей эрзянского и мокшанского школьника увязывается с задачей выбора языка обучения? Какова роль родного языка при этом? Место его в этом процессе?” Прежде всего. Выбор языка обучения не следует рассматривать как самоцель. В этой роли язык служит лишь средством приобретения учащимися научной суммы знаний и развития навыков логического мышления. Естественно, что выбор должен падать - при наличии возможности такового выбора - на тот язык, которым ребенок владеет в совершенстве, дает полную возможность воспринимать идею любой сложности, и в то же время любая элементарная идея останется для него пустым звуком, когда преподносится на недостаточно понятном языке, в частности - русском. Действительность знает несколько подходов к решению практических вопросов, связанных с выбором языка школьного обучения. Эрзянская и мокшанская школа в основном в своей работе учитывает то положение, что ребенок - эрзя или мокша - приходит в школу с вполне развитым мышлением, которое выражается в формах родной речи. Поэтому наиболее рациональным и вполне оправданным представляется такой порядок обучения, когда в течение всех лет обучение проводится на родном языке, в качестве особого предмета с первого класса вводится русский язык. С седьмого-восьмого класса может осуществляться переход к русскому языку обучения на некоторых уроках. Это мнение основывается на том, что дети эрзян и мокшан в подавляющем большинстве случаев не владеют русским языком в такой степени, чтобы можно было начать обучение с первого класса на русском языке. Подготовительные классы, в какой-то мере решают эту проблему, но они дают шестилетнему-семилетнему ребенку лишь элементарные знания и навыки по русскому языку, что недостаточно для того, чтобы русский язык стал для него языком обучения. Почему все-таки эти знания недостаточны? В чем суть этого сложного явления? Исследования современных психологов подтверждают, что мышление осуществляется только при условии его непосредственного объединения с языком, речью. Речь - это канал развития интеллекта, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую деятельность (часто это бывает при изучении чужого языка), то в этом случае обычно наступает так называемая “внутренняя мыслительная немота”. Исходя из этого, можно говорить о двух взаимосвязанных аспектах развития речи и мышления. А теперь допустим, что эта связь прервана. К примеру, возьмем случай, когда ребенок хорошо владеет родным языком, а обучается с первого класса на русском, которым он владеет элементарно, а поэтому недостаточно, чтобы учить его на русском языке. Знание русского языка для него не стало инструментом познания, орудием мышления. В этом случае происходит нежелательное для ребенка нарушение неразрывного единства языка и мысли, налицо разрыв в последовательном процессе речевого и умственного развития ребенка. Русский язык не является пока для него связующим компонентом этих двух взаимосвязанных аспектов. Опасно ли это? Да, и весьма. Последствия такого нарушения сказываются, конечно, не сразу. Как бы нам не хотелось, но реальность в данном случае такова, что ученик продолжает думать на эрзя или мокша языке, а его мышление на этой основе не может успешно развиваться, так как на нем он уже почти (кроме как лишь на уроке родного языка) не получает новых научных понятий; а то, что ему преподносится на русском языке, остается для него слабо доступным, поскольку он слабо владеет им практически. Некоторыми исследователи и практиками факт нежелательного явления в мыслительной деятельности ученика считается временным, впоследствии-де эта связь восстанавливается, но уже на основе русского языка. Это не совсем так. Подобное нарушение этой связи длится все-таки относительно долго, и за это время мозг ребенка перестает создавать необходимые целостные образы, картины реальной действительности. В лучшем случае формируется неполное, нечеткое и неясное представление. Такое нарушение диалектической связи является одним из тех факторов, когда мордовскийребенок в ряде случаев не может воспринимать объяснения учителя из-за недостатка у него усвоенных языковых знаков чужого языка и отсутствия необходимого навыка. Он не может воспроизводить и продуцировать речь, так как у него слабы навыки знакообразования, и он не усвоил трансформационных правил чужого для преобразования внутренней речи во внешнюю. Видимо, этот момент перехода от внутренней речи к внешней представляет наиболее трудный участок пути к выражению имеющейся мысли на неродном языке. По данным психофизиологов в начальный период приобщения детей к неродному языку слова русского языка во многих случаях вызывают в сознании лишь перевод на родной язык, поиск эквивалента в родном языке, т.е. они знакомы учащимся на уровне значения, но не на уровне смысла. Нечто подобное отмечается и у студентов национальных отделений пединститута и университета. Так, например, на первых порах у них крайне недостаточны, бедны ассоциации, вызываемые словом русского языка. Поэтому нередко тексты на немецком и английских языках они переводят на русский через посредство родных языков. Что бы мы ни говорили, но навыки воспринимать явления в формах родного языка и в этих формах выражать свои мысли и чувства обладают большой устойчивостью и сохраняют свою силу на всю жизнь. Таким образом, наличие явления абсолютного речевого механизма на втором языке объективно приводит к педагогическому выводу о том, что до начала обучения на другом языке необходимо практическое овладение языком, овладения навыками восприятия и говорения. Элементарные навыки для этого недостаточны. Недостаточны потому, что непонимание учеником объяснения учителя или ложное понимание в силу субъективной смысловой догадки приводит в итоге к ослаблению внутренних мотивов учения, которое является основой развития познавательной самостоятельности ученика. Такова реальность “мордовской” школы. И она - один из важных путей к лишению своего родного языка. Эрзя и мокша, лишаемые “этнических языков”, возможно на некоторое время количественно сохраняются, но качественно и личностно меняются, будучи полностью ассимилированной другим этносом. Тем более, если языки становятся мертвыми, которых, к большому сожалению, подталкивают к “смерти” и “мордовские” школы. В связи с этим вспомним еще раз слова К.Д. Ушинского: “Когда исчезнет народный язык - народа нет больше... И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его предков. Отнимите у народа все, и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более не создаст его. Новую родину народ может создать, но язык — никогда. Вымер язык в устах народа - вымер и народ”. автора статьи не знаю, кто знает подскажите? www.erzan.ru

Безаев: Эрзянь келень чи марто эрзят

Безаев: Чувашонь эрзя мерсь мекс мордва-эрзя. Те а мон меринь, те мерсь работник библиотеки. Тынь эрятад иной измерениясо, а нейтяд меяк, только мезе тыниньк прясо. Раньше никто в Нижегородской области не говорил не только эрзя. но и мордвин-эрзя. Везде и всюду был мордвин. Я имею ввиду не жителей сел, а чиновников и прочий служилый люд. И то что сотрудник библиотеки сказала мордвин-эрзя это уже дорогого стоит. Так что не надо на меня накатывать. Даже в селах, эрзянских селах приходится доказывать эрзянам, что нет мордовского языка. Слава Богу, что хоть теперь начали понимать, что есть язык эрзянский и есть язык мокшанский. Мы ведь начали позже всех. Всего 8 лет, как активно работаем по области.

Семен: Безаев пишет: Тынь эрятад иной измерениясо, а нейтяд меяк, только мезе тыниньк прясо. Админ, нардык тень, тестэ, ауль темас сермадовксось. Мы так весь Форум захламим.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: Так что не надо на меня накатывать. Леляй, иля кежиявто кевкстямонь гис. Мон кевкстия паро мельсэ, аволь покордамонь кис. Тон мелкужонь валтнэнь пек седей малав иля сае , кона кевкстямось тоне мельс а туи, сень лангс сеске каршо вал иля капше сёрмадомо. Арсисак кевкстеманть, мейле сёрмадсак эли а сёрмадсак мелеть . Ульть. Мидянь Оло.

chuvashon_erzja: chuvashon_erzja пишет: Админ, нардык тень, тестэ, ауль темас сермадовксось. Мы так весь Форум захламим. На первый раз попрошу Безаева придерживаться темы форума- Эрзянская служба новостей. В следующий раз не относящиеся к теме строки могут быть удалены... Безаев, новости есть у Вас по Вашей деятельности есть. Мне, например, интересен Ваш план работы на 2009 год?

Безаев: Нилькс мерсь: пер янксят ней. Кода ино пек. Вейксэ иеть янксян. Шумбрат Эрюш. Эрзянь покш чи марто.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Шумбрат Эрюш. Эрзянь покш чи марто. Шумбрат! Эрзянь келень Чи марто! Мекс тон, эрзянь келенть кис кеместэ аштицясь, чатьмонят "ЕМЯ"-ть тееманзо кувалма? Кодамояк мелеть ули те "тевенть" кувалма?

Безаев: удалено администратором Читайте правила форума и не оскорбляйте друг-друга ...

Семен: Напоминаем всем, в том числе общественным деятелям. Декларация об официальном названии эрзянского народа. Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года.

Безаев: Администраторнэ. Двойные стандарты? Значит Безаева можно оскорблять в открытую причем, а про других говорить нельзя. Причем за пасквиль обо мне до сих никто не извинился. Хотя теперь уже все знают о чем было письмо. Ладно чатьтесь, а я пожалуй одохну.

chuvashon_erzja: Безаев пишет: Ладно чатьтесь, а я пожалуй одохну. Админстратор, принял во внимание прежнее предупреждение и в Ваших интересах удалил недостойную Вас фразу, полагая этим спасти Вашу репутацию. Вы умудренный жизненым опытом человек, поэтому эта фраза могла быть просто опечаткой, которую помог удалить администратор. Мы уже решали, что личные счета нужно решать в личной переписке, форум это предусматривает- есть ЛС. Заранее извинившись...Если бы мои дети зашли и прочитали подобные поспешные фразы, я бы сгорел со стыда . Ведь для своих( читай для всей молодежи) детей мы: мы самые мудрые, самые добрые и еще самые,самые ... Я бы предложил быть таким во всех мелочах, чтобы потом не удивляться откуда у нас такая непонятная нам молодежь? Вроде учишь,учишь их, а результат обратный. А не надо сравнивать меру своей(взрослой) отвественности с мерой отвественности молодежи. Мы(взрослые) в ответе за все...

Семен: Сегодня эрзяне отмечают День рождение А.П. Рябова. Анато́лий Па́влович Ря́бов (15 апреля 1894, с. Лобаски Ичалковского района Мордовии — 23 мая 1938, г. Саранск) — эрзянский лингвист, педагог, общественный деятель, профессор, автор эрзянского алфавита на латинской основе, был репрессирован в 1938. Родился в эрзянском селе Лобаски. Закончил Починковское духовное училище, Нежинский педагогический институт (1916). Преподавал филологические дисциплины в учительской семинарии, педагогическом техникуме Омска. В 1922—1924 — сотрудник Нижегородского губернского отдела образования, 1924—1930 — методист Мордовского бюро (подотдела) Совета национальных меньшинств РСФСР, сотрудник Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Совете национальностей ВС СССР. Там он разработал проект нового эрзянского алфавита на латинской основе (1932). В 1934—1937 — заведующий кафедрой мордовских языков Саранского агропедагогического института. В июне 1937 года был арестован и через год расстрелян. Реабилитирован в 1956 г. читать далееclick here

Семен: Эрзят Ялгат! Течи, минек эрзянь келень чистэ! Мелькужосо неяви эрзянь мель ды эрзянь тев! Пек вадрясто!

Безаев: Эрзянь нилькс сермады: Шумбрат эрзянь келень чи марто. Те и ули покш чи, а насчет келезте, ки минек скевстимизь. Весе пофигисты. Лишь бу эсиск прятнень невтемкс, ды пекес мезеяк путмокс. Но если тон повнят мон те тевезде кортынь теть умок, а тон раказивить и мерить кияк не посмеет амакстам те тевенть тейме. Ней кемат, что тейсызь? Ки тениск мезе мери? Да кстати, на эту тему, аж два года тому назад, принес статью Четвергову, вот там я все сказал. Но статьи нет. Кадык вешни может муиви, ловнусак. Пурнамкс кевтнень эряви а кайсемкс, те шкась касемень ютась.

Семен: Безаев пишет: Те и ули покш чи, а насчет келезте, ки минек скевстимизь. Весе пофигисты. Лишь бу эсиск прятнень невтемкс, ды пекес мезеяк путмокс. А чаркудян мезде тесэ? Мезде, кинь, кевстлемс?

Эрзянь нилькс: Семен пишет: А чаркудян мезде тесэ? Мезде, кинь, кевстлемс? Монгак те меленть-арсеманть эзия чарькоде. Мезде ды киде сон.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: а тон раказивить и мерить кияк не посмеет амакстам те тевенть тейме. Ней кемат, что тейсызь? Ки тениск мезе мери? Мон нейгак истя арсян: "мордва"-нь кель арась, ды а теевияк киненьгак зярдояк. Конёв лангсо - тейсызь. Кода эсперантонть. Тень пингстэ маштсызь допрок эрзянсенть. Ансяк маштови (уничтожится) эрзянсесь. Кие теде мери? "Эрзянь масторось" теде панжадо, кеместэ мери. Моньгак тосо тень кувалма мелем ёвтазель. Тонь статьядонть кевкстьса Видяз лелянть: ульнесь сон эли эзь. Мезе меши теть тонгомс те статьянть тезэнь? Ловновлия. Сестэ чарькодевлия мелеть. Зярс "ЕМЯ"-нть корява мелеть аздаса, кодамо сон, "мордва"-нь, эли эрзянь. "Ялгат" вейсэндявксот - "мордовской". "Мордва" идемевсенть анды. Секскак, арсян, "ЕМЯ"-нть кувалма тон арсят "Мордва"-кс, аволь эрзякс. Эли ильведян мон? Мекс эрзянь инекужонть каршо молят? Эли истя "лездат" эрзятненень, эрзя? Яла чумондат эрзятнень эрьва мейсэ. Мейсь? Мезень кис? Рузокс сёрмадозь валморосот(стихсэть) маряви эрзянь толнэ. Ансяк теветь те толнэнть лепиявтыть та-мекс. Иля путо виеть-преветь эрзянь тевенть каршо. Те ине пежеть эрзянь раськенть икеле, Инешкипазонть икеле.

Семен: Добрый вечер!! Прошли эрзянские чтения в Н.Новгороде предварительная оценка, 10 баллов из десяти. Скоро будут фото и статья.

Безаев: Эрзянь никльснэ. Мондян киякинь икелев а пежеть. Мон истямо ламо теинь, что весень кис простямо чи ули. Народонть эинь манше, киякинь эинь токшне, пока монь а токадыть. Мон истямо жо эрзя, как и тон. Мон молян те киланголанга конась эряви тече и ванды минек енкссо. Мондян эряви, чтоб минь а улинек ема тесэ. Те чис и важодян. Аеряви вешнемкс монь тевсэ лавшо чи, аеряви монь пангамс незаслуженно. Мон сермадан тыненьк чис, а ванды сы звезда Егоров и тынь полавсыньк арсеманк, мезе теемс? Секс и молян эсинь киланга кода маштан. А превеньк, чтоб мон и тесэ мартунк уливилинь, отключусь и больше тынь монь амарясамик.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Мон истямо жо эрзя, как и тон. Паро. Сестэ мекс тон эсь вейсэндявксот лемдик "мордовской", аволь эрзянь? Те маньшема? Эли политика? Эли "мордовской" мель? Безаев пишет: Мондян эряви, чтоб минь а улинек ема тесэ. Те пек паро! Безаев пишет: ванды сы звезда Егоров и тынь полавсыньк арсеманк, А содан, киде тон истя. Икелень тевсэ, кона арась, стяко тон мелькужонсетнень чумондат. Ансяк шкась невтьсы, кие кода мелензэ ды зярдо полавтсы. Нама, виде, вант тонсь, совсемсэ ли а совсемс эрзянь Мелькужос. Вийсэ тезэнь кияк киньгаг а совавты. Весе, кить тесэ кортнить, совасть эсь мельсэ. Истяня лиснитькак. Совсема динамикась минек мельс тукшны. Совсицятне састыне ламолгадыть. Улить пелькстамот. Улить чавонь чаво лабордомкаткак. Теке марто улить эрзянь тевс кундыцяткак. Те минек мельс пек тукшны. Эрзянь виенек састыне касы. Карми касомо седе товгак. Минь кемтяно эрзянь раськентень, эрзянь ломантненень. Улть шумбра!

Безаев: Семен скажи где смотреть фото и статью

Безаев: Эрзянь нилькс сердамдсь: Мекс Инекужонть карш молят. А молян те тавки инекужопотсто превезе чтоб мон моливилинь и вешни монь, "Ялгань" тевсэ апарт тевть. Те ломанесь или ломанть таймекс монь тевтнень пангыть. Мон а кеман, что весе Инекужось, те тавкодамо ломань или таймизяро ломанть. Таймекс мон превезск а туян. Так что Нилькс те а монь проблемась, ки панги кадык и арси а мон только а кадан те тевтнень и тениск велявтан те апарочиньть конаньть сынь кучить мондянь.

Безаев: Эрзянь нилькс: сермадсь аздан ки звезда Егоров. Скевстик ки соды, тон содат кинь скевстемкс.

Безаев: Эрзянь нилькс вот ты все стыдишь меня за то что я выступаю против Инекужо, но я ведь этого не делаю. Или Миша, который написал пасквиль обо мне и до сих пор не извинился - это Инекужо. Ты почему видишь однобоко. Ты подполковник я подполковник, почему два офицера не могут найти общий язык? Разве я тебя обманул, оклеветал, разве я подвел свой народ. Разве я агитировал его и за неделю переменил свое мнение, хотя ты здесь тоже ни причем. Я разве трогаю кого нибудь первый нет, не трогаю. Но я не могу оставить без последствий клевету и навет. Мы вроде уже говорили, что в Нижегородской области ситуация сложная, давайте вести себя здесь трезво, но что-то случилось и у кого-то началась эйфория пользования средствами массовой информации. Заметь, не у меня. Я лишь отвечаю. И как видишь освоил интернет, нужда заставила.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: нужда заставила. Мекс "нужда"? Интернетэсь - те неень шкань эрявиксчись. Аламодо виттян: Мон омбоце рангонь капитан, аволь "подполковник". Мон тонь виськсэс а совавтлян, виськсэсэ а чумондан эйсэть. Ули мелем чарькодеметь. Секс ансяк кевкстнян эйсэть: мекс тонь вейсэндявксось "мордвань", бути тонсь эрзяят? Эрзянь Инежонь анокстамонтень а лездат. "Мордва"-нь съездэв молят "ЕМЯ"-нь тееме? 1000-летянть тешкстамо, эли мейсь? Мон те Советстэнть сеск лисинь, кодак карминь теде содамо. Мекс тон а лисят? Паро учат те "съездстэнть"? Мон ловныять "мордвань" съездэнть концепциянзо. Тосо васень мелесь-идеясь: "1000 летие единения мордвы с Русью". Келенек, раськенек куловтыть, леменек нардыть-полавтыть, раськенек, витьстэ меремс, нарьгить. Мезть тосо тейнеме тон кармат? Тон тесэ лемдят эсь прят эрзякс. А "мродва"-тнень ютксо лемдят эсь прят "мордва"-кс. Аштят "мордва"-нь келенть тееманзо кис. Лецтневить тень кортамот Таллиннсэ. Мезде кортыть Ханты-Мансийскойсэ а содан. Якить тов? Кортыть тосо? Косояк кортамот печатазель?

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Лецтневить тень кортамот Таллиннсэ Выступавший на IV Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Таллинне Председатель совета общественного движения «Мордовский культурный центр «Ялгат» М.Безаев заметил, что одним их главных факторов ассимиляции мордвы становится такой на первый взгляд, казалось бы, незначительный фактор, как закрытие малокомплектных школ. Если в небольшом мордовском селе закрывается школа, то, как правило, это является стимулом для молодых родителей переезжать в соседние крупные села, либо изначально являвшиеся русскими, либо уже обрусевшие. Тем самым и молодые родители и дети уже навсегда выпадают из сферы действия мордовской культуры. Тесэ кортазь мордвадо истя сонзэ валтнэнь комментирует журналистэсь. Седейсэ толось мордвань палы?

vijan1: Минек Бугуруслансо "Лисьмапря" вейсэндявксось 2001 иестэ саезь лемдяви, кода эрзянь-мокшонь.

Миша: Сотрудник администрации Лукояновского района, рассказал в доверительной беседе: Власти Мордовии на территории Нижегородской области в АПРЕЛЕ, проводят выборы делегатов на Мордовский съезд. На территории Лукояновского района выборы будут проводить при участии представителей администрации (вероятно Козловой - работник культуры и связи с общественностью). Суть мероприятия сводится к тому чтоб запутать эрзянское население в выборах в эрзянский Конгресс. Источник так же сообщил, выборы на мордовский съезд в Н.Новгороде проводил Мордовский культурный центр "Ялгат". Делегатами стали два человека, Безаев Михаил Иванович, имя второго делегата пока не известно. Безаев Михаил Иванович, является председателем "Ялгат".

Семен: Миша пишет: Власти Мордовии на территории Нижегородской области в АПРЕЛЕ, проводят выборы делегатов на Мордовский съезд. Спасибо за информацию! Только что созванивался с Аношонь Тумаем, он подтвердил информаию о выборах, добавив, что ему настоятельно рекомендовали принять участия в организации выборов на Мордовский съезд. Вана истят тевтне.

Эрзянь нилькс: Семен пишет: настоятельно рекомендовали Мезе эно ней? Кие "рекомендовал", кадык се сонсь кочкияк.

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Мезе эно ней? Кие "рекомендовал", кадык се сонсь кочкияк. Сетне кочкитятне виде аздыть мордват, секс Тумаинь кеместэ тердить муемс мордват. Сынь виде аздыть таго Тумай ЭРЗЯ!

Николай Василич: Здравствуйте, форумчане! Что Вы тут чудите, изобретаете себе национальности? Давным давно всем известно, что мы все мордва! И Михаил Иванович Безаев хороший Мордвин! Лично мне приходилось быть на его мероприятиях, там были ученные из Саранска. Люди весьма образованные имеющие докторские степени и они прямо говорили что мы все Мордва и должны гордиться свой нацией. Михаил Иванович всегда их поддерживает, а мы поддерживаем его! Нам мордве необходимо сейчас быть вместе, нам нужна сила! Мои друзья мордвины и мордовки говорят что Безаев принес им знания о мордовском народе. Доброго здоровья друзьям М.И. Безаева, Лузгину и Мокшину из мордовии. Мы мордовский народ верим им и надеемся на их поддержку! Они совершенно бесплатно раздают литературу о мордовском народе, большое им спасибо!

Безаев: Николай Василич: сермады. Давным давно всем известно, что мы все мордва! И Михаил Иванович Безаев хороший Мордвин! Семен: Эрзянь нилькс пишет: Мезе эно ней? Кие "рекомендовал", кадык се сонсь кочкияк. Сетне кочкитятне виде аздыть мордват, секс Тумаинь кеместэ тердить муемс мордват. Сынь виде аздыть таго Тумай ЭРЗЯ!Семен: Миша пишет: Власти Мордовии на территории Нижегородской области в АПРЕЛЕ, проводят выборы делегатов на Мордовский съезд. Спасибо за информацию! Только что созванивался с Аношонь Тумаем, он подтвердил информаию о выборах, добавив, что ему настоятельно рекомендовали принять участие в них. ------- Теперь Безаев - Миша написавший, что сотрудник районной администрации сказал, что власти Мордовии проводят на территории Лукояновского района выборы, администратор прости, но кроме как мелкий пакостник сказать про него не могу. Пусть кто угодно идет в администрацию и проверяет, там нет документа от властей Мордовии, есть письмо от ответственного за выборы по Нижегородской области, председателя ОД МКЦ "Ялгат" Безаева М.И. где написаны правила выбора делегатов и сроки. Причем, все сделано с учетом интересов нашего народа, а не власти. И выборы по всей Росси проводит Общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского народа) а не власти Мордовии. Вот так обозначено в документах. Так что Миша с кем ты разговаривал? Диктофон с собой брал или нет? Давай разбираться. ПОЗВОЛЮ ГИПОТЕЗУ. Наверное Аношкина, как активного эрзянина, попросили принять участие в организации выборов. Не хочет он участвовать в них это его дело. Пусть откажется и нет проблем. ==== Теперь второе. Могу смело сказать, и это давно всем известно, что я не мордвин, не мокша, я эрзя. В политических целях могу согласится с названием мордвин-эрзя. ---- Что касается названия народа который проводит съезд - такое название образовалось в результате голосования на 4 съезде, где были эрзяне пропустившие такой раритет? Они сидели в зале и молчали. Я честно и откровенно скажу, что против такого названия нашего народа, согласился бы на название мордовские народы и то в политических целях.

Эрзянь нилькс: Безаев пишет: Они сидели в зале и молчали. Это твоя "Мордовская" ложь? Память у тебя хорошая. Но напомню. Почитай документы Эрьваёнксонь Эрзянь Куро-Межрегиональной эрзянской секции. Которую ты, как МОРДВИН(эрзя?) проигнорировал. Не вошёл в неё. А мы эти документы озвучивали под свист, ругань, оскорбления и топот МОРДВЫ. Напомню, мне, как председателю ЭЭК, секция поручила зачитать эти документы на 4-м съезде. И мы это сделали. ЗАЯВЛЕНИЕ Эрьваёнксонь Эрзянь Куро - Эрзянской Межрегиональной Секции ( ЭЭК ) "О нарушении пр Дата: 2004-12-15 ЗАЯВЛЕНИЕ Эрьваёнксонь Эрзянь Куро - Эрзянской Межрегиональной Секции (ЭЭК) "О нарушении прав эрзянского народа на 4-м съезде мордовского (эрзянского и мокшанского) народов" Эрьваёнксонь Эрзянь Куро - Эрзянская Межрегиональная Секция считает, что оргкомитет съезда грубо нарушил права эрзянского народа на этом съезде по следующим позициям: - нарушены нормы Положения о выборах делегатов на съезд; - не была избрана Ревизионная комиссия Съезда, в связи с чем отчёт о нём не может быть признан законным; - на съезд не были приглашены независимые наблюдатели международных организаций - ООН, ЮНЕСКО, ЕС, а также от других финно-угорских государств и народов; - не было достаточного освещения процедуры выборов делегатов съезда в СМИ; - нарушены нормы представительства делегатов от Эрзи на данном съезде при соотношении числа эрзи и мокши 3:1. Состав делегатов этому соотношению не соответствовал. По этой же причине нарушена пропорциональность представителей от Эрзя народа в президиуме и других выборных органах съезда. Эти нарушения допущены мордовским Съездом, Советом межрегионального общественного движения мордовского народа и имеют системный характер. ЭЭК обращает внимание общественности на эти нарушения и считает, что создавшаяся ситуация недопустима при проведении совместных мероприятий мокшанского и эрзянского народов. Председатель ЭЭК Ерюшов Б.А. (Эрюш Вежай) Секретарь ЭЭК Четвергов Е.В. (Нуянь Видяз) Саран ош 2004 ие, суньдерьков, 24 чи. РЕЗОЛЮЦИЯ Эрьваёнксонь Эрзянь Куро - Эрзянской Межрегиональной Секции (ЭЭК) "О 4-м съезде мордовско Дата: 2004-12-15 РЕЗОЛЮЦИЯ Эрьваёнксонь Эрзянь Куро - Эрзянской Межрегиональной Секции (ЭЭК) "О 4-м съезде мордовского (эрзянского и мокшанского)народов и созыве Конгресса эрзянского народа" ЭЭК считает, что 4-й мордовский съезд, также как и предыдущие: - проявил полную неспособность выявить подлинные причины катастрофического сокращения численности эрзянского народа; - оказался не способным консолидировать эрзянский народ перед опасностью полного уничтожения эрзянского языка, культуры и самого Эрзя народа с лица Земли; - показал, что его решения полностью неадекватны существующим угрозам витальности эрзянского народа. В связи с этим ЭЭК считает, что судьбу эрзянского народа далее невозможно доверять только съездам мордовского (мокшанского и эрзянского) народов, и обращается к Эрзянь Атянь Эзем - Совету Старейшин Эрзян, Эрзянь Инязору и другим эрзянским общественным объединениям созвать межрегиональный форум эрзянского народа в 2005 году. Председатель ЭЭК Ерюшов Б.А. (Эрюш Вежай) Секретарь ЭЭК Четвергов Е.В. (Нуянь Видяз) Саран ош, суньдерьков, 24 чись. Так кто же "молчал"?! Эрзяне -"так называемые патриоты", или же "мордва-эрзя" Безаев?



полная версия страницы