Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » ПО ПРОСТОРАМ ЭРЗЯНЬ МАСТОР. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ » Ответить

ПО ПРОСТОРАМ ЭРЗЯНЬ МАСТОР. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

erzianj : Эрзянь Мастор иностранцы называли Пургасовой Русью. В языках некоторых скандинавских стран «Русь» - это территория, страна. Что о ней, нашей далёкой Родине, знают современники? Вздохнув, придётся признаться: очень мало. Трудно сказать, почему наши предки не смогли её отстоять, защитить её независимость. Имея своё государство, мы по уровню экономического развития, по жизненному уровню были бы, быть может, впереди Суоми – Финляндии. Более десяти лет Музей эрзянской культуры и представители науки проводят работу по краеведению и истории на нижегородчине, в частности на юге области. Одним из первых подняли завесу веков археологи Владимир Мартьянов и Виктор Шитов. В течение четырёх лет они вели раскопки на «мордовских твердях» - городищах, о которых упоминается в русских летописях. В результате поисков и раскопок памятников открыто семь исторических объектов. Однако широкую известность, из-за ограниченности публикаций, они не получили. Нижегородский археолог Н.Н.Грибов далеко не первой сезон проводит раскопки огромного для средних веков Поволжья города Сарова. Занимаемая им площадь составляет более 14 тыс. кв.метров. Культурный грунт, обнаруженные в нем находки говорят об одном: населяли город эрзя. Музей эрзянской культуры с первых лет своего существования старается исследовать территорию Лукояновского, Шатковского и других районов юга Нижегородской области. Большую помощь в этой работе оказали нижегородский учёный, доктор ………… наук Николай Марохин. Опираясь на материалы, на сведения, собранные Мельниковым-Печёрским, он открыл и зарегистрировал десятки культовых, исторических и природных памятников. Большим вкладом в науку о жизни Эрзя этноса в прошлом стало обнаружение религиозных объектов на границе Лукояновского и Шатковского районов. Это, в первую очередь, курган-маар «Кшекуравай» и эрзянское место моления «Кереметь». Здесь были проведены соответствующие строительно-восстановительные и оформительные работы. После этого состоялись открытия этих мест, на них провели обряд моления, обращения к Инешкипазу и предкам, организовывались экскурсии. О них рассказывалось в печати, на фото-и видеоматериалах. Идея создания видеофильма о религиозных памятниках наших пра-праотцев, об Эрзянь Мастор жила в душе работников-общественников музея во все эти годы. Было отснято немало сюжетов, но для реализации задумки в полном объеме не хватало целенаправленной съёмки-программы, которая включала бы как можно больше объектов. Для осуществления плана с фольклорной группой Юрия Буянкина был заключен договор о проведении двухдневной экспедиции по этно-религиозным местам. Подразумевалось, что музыкальное оформление придаст ауру, даст возможность лучше понять духовный мир наших предков, красоту их мироощущений. Финансирование этого проекта взяли на себя Фонд «Руця», руководитель Эрюшонь Вежай, и Фонд спасения Эрзя языка, его председатель Кшуманцянь Пиргуж. Помог и житель села Иваньбие Виктор Сатункин. Свою лепту внесло Министерство культуры Мордовии. После изнурительно долгих дождей шестого июля (2005 г.) установилась на редкость солнечная погода. Перед выездом члены экспедиции, а также работники отдела культуры Лукояновского района собрались в музее эрзянской культуры. О целях и задачах экспедиции рассказал Николай Аношкин, директор музея, его дополнил Эрюшонь Вежай, с добрыми пожеланиями выступила заведующая отделом культуры Надежда Козлова. … Взят курс на Килейвеле. До него двадцать пять километров пусть разбитого, но асфальта. Эрзянь Мастор… Наша страна, наша Родина. Бывшая. Здесь бывал Пургаз, здесь недалеко от Лукоянова, у села Пой (Осиновка?) дала генеральное сражение Олёна Эрзямасская. За окошком цветущие травы, зарастающие лесом поля, бурьян, бурьян. Инешкипаз, будь эти земли Эрзянь Мастор, разве бы остались бесхозными, пустующими! Ведь они обильно политы не только потом, но и кровью. А теперь взор путешественника скользит по землям, думающим «грустную думу свою». Килейвеле, названное Берёзовкой, - последнее село, растаявшее «как дым, как утренний туман». Далее едем, точнее ползём, по «грунтовке», по травам, высотой в рост человнка. Вот и «Кереметь». Зажгли штатол, помолились Инешкипазу, обратились к предкам, положив под дубы ознома палы (часть яств). В заключение фолк-группа Юрия Буяникна исполнила знакомую многим-многим песню «Косо Тюштянь Масторозо». И все это на плёнку. Михаил Савлев, известный «киношник» старается уловить каждую деталь, каждый миг, движение, старается успеть везде. После «Керемети» углубились в лес, прошлись на «Разя лисьму». Здесь по преданию поила коней Эрзямасонь Олёна. По глотку студёной воды, обращение к Ведяве, песня и отправляемся к машинам. Иваньбиё. Это родина Дмитрия Надькина, здесь живёт неугомонный мастер на все руки Николай Аношкин. Перед его домом, у крыльца–камень, свидетель «старины глубокой». Он по конфигурации очень напоминает жабу. На его «спине» рукотворные, трудно поддающиеся расшифровке насечки-знаки. Может со временем кто-то разгадает тайну, оставленную жившими до нас века-тысячелетия назад? А дорога зовёт… Наспех пообедав, отправляемся на «Пряку» («Пирог»). Это в пяти-шести километрах от Иваньбиё. Через голубень люпиновых зарослей пробираемся от большака на запад. Одолев двести-триста метров, открылась с пригорка взору удивительно похожий на пирог возвышенность. Любуемся неповторимым творением природы. Украшает ещё больше эту красоту мелодии эрзянских песен. Наш кинооператор спешит, снимает пейзажи, поющих ребят, нашу радость от свидания с прошлым земли и жившего на ней народа. Спускаемся вниз, и пройдя лощину, ромашковый луг, поднимаемся на «Пряху». Какая красота! Вот какой была Эрзянь Мастор. Холм-пряку с двух сторон омывают две речки, за ними зеленеют заросли кустарников, а дальше сизой поволокой покрытый лес. Было время, когда на этом месте жили люди, бурлила жизнь. Давно, очень давно это было. Повторяем пройденное, выходим к машине. Ребята из ансамбля Буянкина переодеваются. Садимся в автобус и трогаемся домой, в Саранск. Описанное можно не только прочитать, но и увидеть. Для этого и совершалась экспедиция. Аношонь Тумай, Нуянь Видяз, Саран-Лукоянов-Саран, "Эрзянь Мастор" кулялопась

Ответов - 3

Эрзянь нилькс: Имя: Tiana Запись: Уважаемые эрзя! Просветите, пожалуйста. Мои предки испокон веков жили в деревнях Шлиссельбургского уезда С.-Петербургской губ. Я предполагала в роду угро-фин. след, но не думала, что именно в эрзянском словаре обнаружу некоторые бабушкины слова, которые в детстве мне казались необычными для русского (сейчас мало что помню). Мне кажется, что в наших местах не могло быть мордовских поселений. М.б. это какие-то взаимные проникновения в языки? Еще помню бабушкин говор: быстрый, как будто восклицающий. Какие интонации у эрзянского? Знаю "женские" промыслы - делали из деревянных плоских тонких ленточек цветы и для них же из того же маленькие корзинки - для украшения дома. Вспоминаются фамилии: Шаркуновы (или Ширкуновы), Батареины, Кейкины. Какого-то дальнего предка звали Исоном. Что же у нас за племя такое? 2006-12-21 06:01

Эрзянь нилькс: Имя: Tiana Запись: Сейчас их нет на карте: они исчезли в Вел. Отеч. войну. А назывались: Вороново, Мишкино, еще вроде Михалево... 2006-12-25 03:44

Эрзянь нилькс: Имя: Tiana Запись: Здравствуйте! С Новым Годом Вас! Большое спасибо за "переразмещение" моих сообщений. Я, честно говоря, не очень представляю как это "технически" сделать. И еще: вспомнила фамили (тоже из наших) - Шармановы, Бахаревы. 2007-01-05 07:38:00




полная версия страницы