Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзятнень сёрмацтома. / Перепись эрзян. » Ответить

Эрзятнень сёрмацтома. / Перепись эрзян.

Ильконь Микай: Начал я собирать данные о родном народе и среди прочего сделал таблицу данных по населенным пунктам: Сводная таблица эрзянских и мокшанских населенных пунктов В некоторых случаях, когда не было точно известно, кто именно проживают эрзя или мокша, я писал просто - Мордва. - сильно не пинайте - И еще просьба выкладывайте кто что знает по населенным пунктам: Местонахождение/Географическое название/ собственное название на эрзя или мокша языках/даты возникновения/население/этнический состав - в том числе и по смешанным населенным пунктам/ достопримечательности, традиции, фольклор и т.д. Совместными усилиями проведем альтернативную перепись населения всей Эрзянь Мастор.

Ответов - 98, стр: 1 2 3 All

Эрзянь нилькс: Эрзянь нилькс пишет: Через язык мордва приобщились к более высокой русской культуре. Вот оно, обычное для страны уничижительное отношение к другим народам, проявляющееся в официальной исторической справке об эрзянском селе...

vijan1: Оренбургская область. Северный район. Весе тешкстазь велетне эрзянь, мокшонь веленек арасть. Весе велетнень эрзянь лемест а содасынь - чачома таркастом васолот. Районсонть эрзятнеде 35% малава. Аксёнкино-Аксёнкина 800 ламо эрицят. Секретарка-Секретар 500 малава Боризвеле (ташто) - Староборискино 700 ламо. Стародомосейкино - Домасёрка 400 малава. Трифоновка - Середной 300 малава. Мордово-Добрино - Добрина 300 малава Седе вишкинетне: Боризвеле (од) - Новоборискино. Камышлинка - Бегашкина. Солалейка - Солалей. Наумовка - Злыдарёва. Кирсановка. Андреевка. Шабрино - Шабрина. . Сергушкино. Кабаевка. Пек вишкат: Малиновка. Васильевка. Шумаково. Кувак - Кувака. Кирова. Ямской. Куликовка. Самарка. Ламо эрзят эрить Яковлевасо да Новодомосейкинасо. Сонсь Северноесь- Сок-Кармала, до 60-х годов, ульнесь теевть эрзясоды рузсо 1734 иест. Ней эрзятне эрить тосо ламочисэ, ансяк пек ламолгадсть татартнэ.

Александр: Кавто недлят ютасть ардынь КИРЮШКИНО велев Бугуруслан маласо. Тоск тожо эрзят эрить.


vijan1: Бугурусланонь район 38 -40% эрзят ды мокшот. Пронькино - Пронькина мокшот+эрзят - покш Молчановка - мокшот. Вишка. Весе лиятне эрзят. Кирюшкино - Кирюшвеле 800то ламо. Нуштайкино - Нушта веле. Улить ламо чуважост, татарост, рузост. Аволь пек покш. Мордовский Бугуруслан - Эрзянь Бугуруслан. Сатышка покш. Алексеевка - апокш. Малое Алпаево - Вишка Алпай веле - вишка. Большое Алпаево - сядо малава ломанть. Советское (до 58 - Морд.Бокла районный центр национального района). 700 ламо. Ламо рузост. Нойкино - Нуя веле. 300 ламо. Верхнее Павлушкино - Павол веле 250 ламо. Нижнее Павлушкино - Вишка веле. 200 малава. Коровино 1000до ламо Григорьевка, аволь покш, вейке песь - Тамбовт( рузт). Луч труда (пос). Васильевка (пос) Старое Тюрино - Тюря веле. Тосо улить, кортамга, шокшаткак, эли истяк мокшонь-эрзянь човоркст. Новое Тюрино - Од Тюря (котошка кудот) Вишнёвка, ламо рузост, сядо малава эрицят. Старые Узели - Узяля 300 ламо Сапожкино - Сапожка. Сядо малава. Турхановка. Сядо малава. Эрзятне кадовсть пелешкаст. Бестужевка. Покш, ламо рузт. Шестайкино - Шестай веле ( кеменьшка кудот) Гремучий ключ (пос) Кивацк - Ки ваксо веле. Апокш. Ламо эрзят Палибинасо, Аксаковасо, Михайловкасо. Эсензэ Бугуруслансо ламо эрзят ды мокшот. Мордва валонть весе ловить эрзя ды мокшо валонть переводокс. Хоть пряс лазыть! Кирюшкинасо веенстсэнть эрзянь келесь ветяви, кода предмет весе Оренбургонь областенть келес. Ули "Сяткине" покш морыцянь коллективест кона канды "народный" лементь.

Эрий: vijan1 пишет: Бугурусланонь район 38 -40% эрзят ды мокшот. Пароль вана истямо вадря куляпусмо(информация) теельть лия эрзятне эсест ёнкстнэва. = Было бы хорошо, если такую информацию здесь поместили бы эрзяне других областей. Сюконян, Виян.=Благодарю, Виян.

vijan1: А мезень кис. Оренбуржьянть кувалмозо чивалгомасто чилисемас пек покш, секс, евтасынь ансяк сеть велетнень, конатнесэ, содан апак кавтолдо - эрить эрзят эли мокшот ламочисэ. Абдулинский район 23% эрзят, вейкине район конасонть рузтнэде лия раськетнень коряс седе аламо. Покш Сурметь - Большой Сурмет. Вишка Сурметь - Малый Сурмет. Емантаево. Степановка 2-я Васькино пелест эрзят - пелест чуважт. Камыш-Садак. лиятнень аздасынь. Асекеевский район: Мартыновка Алексеевка Матвеевский район: Новые узели. Борискино. Пономарёвский район: Верхние Кузлы Нижние Кузлы Ключёвка Шарлыкский - Парадеево. Бузулукский - Шахматовка. Сорочинский - Толкаевка - Толку(мокш) Новосергиевский - Рыбкино(мокш) Переволоцкий - Мамалаевка (мокш) Улить кавтонь-кавтонь эли колмон-колмонь велеть Курманаевской ды Ташлинской районсо, Илекской райононь Кардаилова казаконь станицась ульнесь пелезэ эрзянь пелезэ украинэнь, ней рузыясь.

erzianj : vijan1 пишет: Бугурусланонь район 38 -40% эрзят ды мокшот. Эрий пишет: vijan1 пишет: Пароль вана истямо вадря куляпусмо(информация) теельть лия эрзятне эсест ёнкстнэва. = Было бы хорошо, если такую информацию здесь поместили бы эрзяне других областей. Сюконян, Виян.=Благодарю, Виян. Седе паро улевель, кодак Виян те информациянть тон сёрмадовлик ды тонговлик минек Эрзянь Википедияньте, арсян тон тов совсят, кой-мезе сёрмалить ярсамопельде, ды шумбрачи ды орьматьнень коряс. Ансяк эряви теть тото теемс совамолем (Логин) - те эряви мезень кис, вант - минек эрзянь википедиясонок улить кирдицят (модераторт лиякс), кодак кармат совсеме эсить леметь ало, сесте тонь карми эсить ловомалопат (статситикась), ды мейле тоньгак путсынек кирдицякс. Эрзятнеде аламо Вий Кепидицяноксонть! Сёрмадт Оренбургонь ёнкссто: http://myv.wikipedia.org/wiki/Оренбургонь_ёнкс, теске максы эрзякс буень лемтнень, ды эрьва буеденть ды веледенть лия сёрмадовкс. Сасытнге тевесь карми молеме! Лездак. Кодак улить фотокувт буень прявт ошонть, велетьнень - те пек паро, карматан сынткак тонгомо!

vijan1: Монь лемем тосо Митро, зяро кенерян - сёрмалян. Алтан седе товгак. Стака - кона-кона материалтнэнь покшолмаст пек покш, секс пединь ярсамопельтнес тосо нурька ёвтнемат. Фототнень ёкстнемест а маштан

bublikova-n: здравствуйте,меня зовут Наталья ,я из Курска. Мой покойный папа родом из села Кузайкино. неожиданно для меня было узнать, что это мордовское село,очень хочется узнать историю своих предков и знать кто же я.

Семен: Музей эрзянской культуры г.Лукоянов (Аношкин Н.И) и портал "Эрзянь ки" (Терюшань Сергу) благодарят всех эрзян Нижегородской области посетивших выставку "Раськень Валдо" в обласной библиотеке имени В.И.Ленина

servisneft06@rambler: Родители наши увезли нас из села Кузайкино в дошкольном возрасте. На лето иногда попадали в родное село.Выросли в Оренбургской области г. Бузулук получили образование, вырастили детей, воспитываем внуков. Сейчас попадаем в село от случая к случаю, как говорят в наши годы встречаемся на свадьбах и похоронах. Про село мало что знаем а хотелось бы, население вроде было не малочисленно . Но самое удивительное сохранился храм, но про него вообще ничего не известно. Многие по разговорам выйдя на пенсию собираются вернуться так как сохранились дома от родителей, есть на селе газ, более менее пригодный водопровод с водой, да еще с какой водой.

profi: 3 июля я выезжал отдыхать на природу и в незнакомой компании из 10 человек нашел 5 эрзян,трое из которых говорят на эрзянском языке я вообще в Караганде нахожу легко представителей эрзя и меня почти сразу признают за своего Правда у всех в паспорте написано мордвин Скажите это значит ,что после мордвина по паспорту эрзя стать нельзя ? Интересно сколько наших родственников вернулось в россию после развала ссср

Ильконь Микай: vijan1, сюкпря сёрмадомань кис. Весе велеть сёрмадынь. bublikova-n, а точнее - дело в том, что этноним "Кузайкино" - встречается довольно часто. У нас в Лениногорском р-не Татарстана это эрзянское село, но вот другие не факт.

Эрзянь нилькс: Тия кортыть эрзякс: http://www.cigankin.ru/archives/486?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

erzia: Шумбрат! Эзинь чарькоде, кода кортыть?

гость: Мокшин: фактором, влияющим на падение численности мордвы, является пропаганда частью эрзянского народа того, что они отдельная от мокшан нация. Эта идея повсеместно обнародуется, оглашается на съездах, проводится по каналам СМИ. Эрзяне приравнивают этноним «мордва» к кличкам вроде «хохол», «чурка». Боюсь, мы сами подрываем труды наших предков, их борьбу за развитие, сохранение национального колорита родного народа. В преддверии переписи представителям мордовской национальности важно помнить, что главное – не столько знание родного языка, сколько национальное самосознание. Мы – мордва, и нам есть, чем гордиться!

гость: Бред великого професора Мокшина и нетолько его: http://www.golos.mrsu.ru/2010/09/15/perepis-2/

tarycheff: д.Бессоново.Тетюшский р-н,Татария(ранее Ундоровская волось,Симбирский уезд) В документах 1679 года упоминаются в Казанском уезде две деревни Безсонова: Подлесная и Напольная обе населенныя мордвою и как можно заключить из документов, расположенныя одна недалеко от другой. Исчезла-ли одна из них или обе оне слились потом в одну - это остается в области предположений, но только в 1686 году, и по документам позднейшаго времени, известна лишь одна мордовская деревня "Безсоновка", близ которой, "по смежеству с дачей села Новаго Воскресенскаго, что на Ундоровских горах", дано было казанцу Федору Алексееву Зеленому 50 четвертей государевой порозжей земли в оброк**), в самой же деревне частных владельцев никогда не было. Во время генеральнаго межеванья (в 1794 г.) д. Безсонова была населена "из мордвы новокрещенными ясашными крестьянами", коих было тогда 931 душа (444 муж. и 487 жен.) Cело в Тетюшском р-не, близ границы с Ульяновской обл., в 42 км к Ю.-З. от г.Тетюши. На 2000 — 226 жит. (по переписи 1989 преобладает мордва — 67%). Ср. школа, дом культуры, б-ка. Полеводство, свин-во. Изв. с 1678. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 — дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом, плотничным и шерстопрядильным промыслами. В нач. 20 в. в Б. функционировали школа, неск. шерстопрядильных заведений. В этот период земельный надел сел. общины составлял 2107,5 дес. До 1920 село входило в Ундоровскую вол. Симбирского у. Симбирской губ. В марте 1939 было передано из Куйбышевской обл. в состав Больше-Тарханского р-на ТАССР. С 12.10.1959 в Тетюшском р-не. Число жит.: в 1859 — 1043, в 1910 — 1983, в 1949 — 1028, в 1958 — 842, в 1970 — 532, в 1979 — 364, в 1989 — 235 чел. Мои предки Тарычевы из этого села,отследил от1740 года ссо слов родственников в деревне говорят на Эрзянском языке. В поисках корней своей Фамилии,обнаружил Тарычевых в Нижегородской обл. их корни из д.Алемаево ,Шатковский р-н(тоже эрзя) Может кто поможет выяснить о связи этих деревень. Откуда было переселение эрзи ,туда или от туда? Зарание благодарю!

Эрзянь нилькс: tarycheff пишет: Откуда было переселение эрзи ,туда или от туда? Переселение шло на восток. От "благ добровольного единения".

Миколь: если точнее не переселение,а освоение новых и новых территорий вдоль берегов реки РАВ т.е. Волги.. В нашихместах довольно распространена среди эрзян фамилия РАВОТКИНЫ , люди с РАВА... Никто из соседних этносов и народностей не называют Волгу РАВом только мы эрзяне вот насколько мы имеем глубокую и древнюю историю....

Ариис-В: Эрзянь нилькс пишет: Переселение шло на восток. От "благ добровольного единения". Миколь пишет: если точнее не переселение,а освоение новых и новых территорий вдоль берегов реки РАВ т.е. Волги.. Ага ! Так оно и было. Жили- были наши соплеменники тысячи лет в достатке и обустроенные на Оке- Раве. Да только однажды из-за реки к ним прикарябался полуголодный ,новый, с горящими глазами "неизменно миролюбивый" сосед. А наши что ? Да, какой-то каприз от безделья среди лютой зимы появился. Стукнуло в голову, Ортя: "Охай, слушай, что то скучно жить стало, а не поискать ли нам всем вместе каких -нибудь приключений" ? Точно,Ортя. А давайте всем родом бросим эту постылую, налаженную жизнь и айда жить за Рав, куда глаза глядят, в чистое поле. И как я сам до этого не додумался . Всё решено, среди ночи и двинемся. Показательны деревни с названием Марезь Веле (Маресево . Большое, Малое), расположенные в ряде областей РФ. Миролюбивый большой брат столетиями гнал этот род от от нынешнего Нижнего до моря- Каспийского. На новом месте,каждый раз он упрямо сохранял старое название.

Эрзянь нилькс: Миколь пишет: освоение новых и новых территорий Я бы осторожнее относился к этим определениям. Так как захват, колонизация и русификация Эрзянь Мастор в русской историографии скрываются точно за этими же определениями.

Миколь: Очень интересен вопрос где в каком месте произошло рождение нашего народа небезитересны в этом плане проводимые раскопки рязано-окских могильников, хотя имеются разные версии об их происхождении но все же большинство из исследовалей относят ихк древней эрзе..

Эрзянь нилькс: Миколь пишет: Очень интересен вопрос Вопрос, конечно, интересный. Многие погрузились в него полностью,.... забыв, что народ существует только до тех пор, пока каждый эрзя будет хранить прежде всего ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ. Ёми келесь - ёми раськесь. Вана те кевкстемась ашти эрьва эрззянть икеле СЭРЬС!!!!!

tarycheff: с,Алемаево Шатковский р-н. (эрз. — Алавеле). Патроним: основан до 1596 г. мордвином Алемаем (Гераклитов,1930; Трубе,1962), выходцем из с. Корине Население — эрз.

Миколь: Привожу исторический документ о заселении эрзей моей родины Николаевского района Ульяновской области, 55 процентов население района эрзя....."В межевых (отказных книгах) старых лет по Казани,хранящихся в настоящее время в Московском государственном архиве древних актов есть документ,в котором записано 27 июня 1691 года мордве деревни Маресьево Арзамаского уезда Иванке Тремаскину из деревни Болтасьево подъячим Скугаревским по их челобитным было отмежевано земли от вершины речки Канадейки вниздо речки Ардовати(правая сторона )по речки Ардовати в верх до большого озера ( ныне Белого Озера ) и до Боянгульской вершины.. Челобитчики, как далее записано в нем просили землю, которойисстари владели отцы и ддеды их и поныне владеют бортными ухожаями близ Сызрана по речкам Канадейке. Арзялейке и другими речками . В 1696 году издеревни Ботасьево что 55 км. от г. Ардатова переехало в наш край 24 двора и положили начало с. Болтасьево...Из данного историческогодокумента следует что в этих местах имели бортные ухожаи и жители с Баево Алатырского уезда....... Очень авторитетен в этихвопросах в своих трудах Гераклитов .....советую почитать..

Миколь: А келинть ланго конечно истя. но минь эрзятне миник районсынть кадувиникь модавтому... Мииинить паинык"од московинь бояртныне " и те пек покш бедась.... АРАСЬ ВЕЛЕСЬ, ЮМИ КЕЛЕСЬ...

Эрзянь нилькс: Миколь пишет: А келинть ланго конечно истя. но минь эрзятне миник районсынть кадувиникь модавтому... Мииинить паинык"од московинь бояртныне " и те пек покш бедась.... АРАСЬ ВЕЛЕСЬ, ЮМИ КЕЛЕСЬ... Истяяк виде.

Эрзянь нилькс: Саезь "Одноклассники" И-вальмастонть. Светлана Петухова (Петрова) : В Дуванском районе Башкортостана, селе Михайловка проживает зрзянская диаспора. Я являюсь ее руководителем.

Миколь: Рароды рождаются в деревнях,а умирают в городах..А родные милые эрзянские и не только СЕЛА и ДЕРЕВНИ погибают на глазах.. А деревни и села это сплав тяжелого крестьянского труда и истинной самобытной культуры.. Сохранится эрзянское село будет жив и народ, погибнет национальное село народа не будет... И как горько сознавать народа с тысячилетней историей....

Маол: Как сохранить село при нынешних рыночных реалиях? То что при гибели села погибнет народ - факт, но то что при сохранении села сохранится народ - далеко не факт. Сёла начинали русифицироваться ещё в далёкие 18-19 века и раньше, сёла русифицировались и во времена советов(несмотря на серьёзные меры по сохранению языка). А уж с учётом сегодняшних принципов информационно-технологического воздействия - русификация села - дело 1-2 поколений. Поэтому требуется равноправие информационной сферы компактного проживания эрзян, условия для применения языка в социуме, тогда можно продлить эрзяязычие в сёлах. Ещё нужно повышать уровень национального самосознания, чтобы люди свои корни не затаптывали.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Ещё нужно повышать уровень национального самосознания, чтобы люди свои корни не затаптывали. Виде.

Virjaz: Маол пишет: несмотря на серьёзные меры по сохранению языка) Меньше всего "советы" заботились о сохранении языка, культуры, традиций народов, включая и русского. Они не заботились, они (были вынуждены) обучать "нацкадры" для того, что бы разрушить традиционный уклад жизни, консерватизм во взаимоотношениях между членами общины, без разрушении которого невозможно было создать "советское общество". Именно с момента "включения" эрзи в строительство великой страны, когда массово молодежь покидала села и рассеялась на огромной территории началась убыль эрзи, но это началось когда массово в национальную среду было внедрены "ценности" советского общества, а внедрялись эти ценности с помощью централизованной школьной программы обучения, с постепенным переходом с эрзянского обучения на русский. Маол пишет: Поэтому требуется равноправие информационной сферы компактного проживания эрзян, условия для применения языка в социуме, тогда можно продлить эрзяязычие в сёлах. Ещё нужно повышать уровень национального самосознания, чтобы люди свои корни не затаптывали. Это предлагается не в этой стране, да и в других за нас ни кто не будет делать. Нужен совсем другой подход.

Маол: "Меньше всего "советы" заботились о сохранении языка, культуры, " Они хотя бы вид делали. Вне Мордовии во многих сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция. А эрзятне всё-ровно эзть вечке те предметэнть, мерильть - пек уж стака сон, ды а эрявикс. "Это предлагается не в этой стране, да и в других за нас ни кто не будет делать. Нужен совсем другой подход." Те содави. А кодамо сестэ подход?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция. Те виде. Монь авамгак прядызе Вишка Толкан велень педучилищанть. Вася сыре лелямгак( дядя). (Чавовсь ине торпингень шкастонть.)

Virjaz: Маол пишет: Вне Мордовии во многих сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция. Ни А. П. Рябов, ни А. Моро, В. Радаев, Кулдыркаев, Глухов (первый редактор "Якстере теште"), и другие первые эрзянские "писатели и интеллигенция" в сельских школах эрзянь кель не изучали, а если и изучали то это было до революции и естественно до советской власти. Лет 5-6 назад с Четверговым решили проанализировать у кого из представителей эрзянского национального движения какое образование ( имелось в виду высшее и средне-специальное), перебрали фамилий 40 по всей России. Пришли к интересному выводу, В ЭРЗЯНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в высшем учебном заведении.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в высшем учебном заведении. Зяро эйстэст, неть факультеттнэде - тонавт содамокуротнеде?

Маол: "Ни А. П. Рябов, ни А. Моро, В. Радаев, Кулдыркаев, Глухов (первый редактор "Якстере теште"), и другие первые эрзянские "писатели и интеллигенция" в сельских школах эрзянь кель не изучали, а если и изучали то это было до революции и естественно до советской власти." А есть список тех, кто изучал? "ЭРЗЯНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в высшем учебном заведении." Ну высших учебных заведений, да ещё и с эрзянским факультетом можно посчитать на больших пальцах одной руки(особенно в 30-50-е). А каков всё-таки вывод? Школы и училища с изучением языка - это было негативным явлением?

Олеш: Маол пишет: А есть список тех, кто изучал? Изучали эрзянский язык в школе....Числав, Втулкин, Ревизов, Кемаль, Инжеватов, Сетин, Арапов, Люлякина, Чувашов. Это Маол на вскидку. Маол пишет: ЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Тоесть, эрзянская крестьянская девочка Кемайкина Раиса поступает в педагогический на предмет русского языка опять кровавая советская власть виновата??? Оригинаааааааально...

Virjaz: Маол пишет: Ну высших учебных заведений, да ещё и с эрзянским факультетом можно посчитать на больших пальцах одной руки Скажу по другому. В движении, нет специалистов изучавшие эрзянский язык профессионально, на филологическом факультете МГУ им. Огарева, по специальности "Языки народов россии (мокшанский/эрзянский)", или МГПИ им. Евсевьева, по специальности "учитель родного языка мокшанского, эрзянского, или Ичалковского педучилища, или какого-то другого. Маол пишет: А каков всё-таки вывод? Школы и училища с изучением языка - это было негативным явлением? вывод такой, главная цель советской школы обучения "нацменьшинств" не забота об их национальном самосознании, а в скорейшее вовлечение эрзян, как "производственной силой - людскими ресурсами" в хозяйственную структуру страны, с целью скорейшей победы коммунизма во всем мире. В результате усилившейся рассредоточености эрзян, получили нарушение национальной связи отдельных субъектов от национальной общины, носителями языка, исчезла потребность в нац языке, заменившаяся впоследствии языком межнационального общения - русским. Для Оригинааааааалов... выражусь еще проще, в ДВИЖЕНИИ нет профессиональных преподавателей эрзянского языка.



полная версия страницы