Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Мекс миньденек аламо / Почему нас все меньше... » Ответить

Мекс миньденек аламо / Почему нас все меньше...

Ильконь Микай: Мой сын вовсю распевает эрзянские песни и первое стихотворение, которое он выучил тоже было на эрзянском, но разговаривая со сверстниками из родной деревни я боюсь, что моему сыну будет не с кем поговорить на эрзянском языке - причем причина не в государственном подходе, а в обычном человеческом нежелании напрягать своих детей в изучении еще одного языка. У нас в Тарарстане изучение тарарского языка является обязательным для всех, плюс русский, плюс один из иностранных (английский или немецкий). Эрзянь кель невольно оказывается на последнем месте, в силу своей ненужности. Как это не прискорбно, но природные эрзя прямо об этом говорят - не к чему учить этот сложный язык, потому как негде будет его использовать - это слова моего брата, в свое время изучавшего эрзянский язык в школе. Я уверен, что так же думают если не подавляющее большинство, то очень и очень многие. Так зачем же он нужен такой красивый, и певучий язык??? КАДЫК МОНЬ ЦЁРАМ КАДОВИ ОСТАКСКОК, НО СОН КАРМИ СОДАМО ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ!!!

Ответов - 11

Эрзянь нилькс: Ильконь Микай пишет: КАДЫК МОНЬ ЦЁРАМ КАДОВИ ОСТАКСКОК, НО СОН КАРМИ СОДАМО ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ!!! Монгак истя лован. Секскак тонавтан ласькем-нуцькам эрзякс кортамо.

vilkacis: С одной стороны, живя за пределами своего государтва, на много меньше возможностей учить свой язык. С другой стороны, если это традиционное меньшинство для Татарстана и живёт компактно (например, сёлами), то расставка языков должана быть иной: 1) эрзянский (родной традиционного нацменьшинства) 2) татарский (язык государства, обязательный) 3) русский (федеральный) - если брать швейцарскую модель, то эта позиция опускается 4) иностранный Но жизнь за пределами своего государства накладывает свои трудности. Другое дело - сама Мордовия. Там расскладка должана быть иной: 1) эрзянский или мокшанский (обязательный) 2) мокшанский или эрзянский (второй обязательный) 3) русский (или эта позиция опускается) 4) иностранный Вопрос, конечно, также в справедливости границ. Действительно ли Эрзянь Мастор должна быть уменьшена до границ Мордовии? Конечно, если многие народы живут вперемешку компактными группами, тогда границу установить трудно. Возможно, что подошёл бы опыт Швейцарии. Там вся страна разделена на небольшие кантоны, в каждом из которых свой язык, на нём они учатся, на нём говорят, на нём общаются с органами власти, и сами органы власти используют этот язык. Роль государства в сохранении языка велика. Если управление происходит на эрзянском (законы принимаются на эрзянском, всё делопроизводство ведётся на эрзянском, чиновники говорят на эрзянском), тогда и необходимость в языке появляется сама по себе. Без знания языка человеку будет трудно жить в Мордовии. Тогда не возникнет вопрос учить или не учить. Государство просто будет обязано обеспечить изучение этого языка для всex своих граждан, чтобы все они могли чувствовать себя полноценными гражданами своего государства.

erzianj : Ильконь Микай пишет: Мой сын вовсю распевает эрзянские песни и первое стихотворение, которое он выучил тоже было на эрзянском, но разговаривая со сверстниками из родной деревни я боюсь, что моему сыну будет не с кем поговорить на эрзянском языке - причем причина не в государственном подходе, а в обычном человеческом нежелании напрягать своих детей в изучении еще одного языка. у меня всегда так в детсвте было, приезжая к бабушке в эрзянское село Одпичевеле, с друзьяме в сельском клубе разгвоаривал по- эрзянски, на что мои сверстники по русски отвечали: "городской приехал и разговаривает по эрзянски..давай по-русски", на что я всегда отвечал: "мон ошсояк кортневан рузкс, ие езинь корта тиринь кельсе, ды ней карман рузкс кортамо? акарман. мон эсинь велесе!" (я и в городе по-русски погооврю, год не разговаривал на родном языке, и теперь буду по-русски гвоорить? не стану. я в своей деревне! ) - теде мейле веси ушодыльть коратмо монь марто эрязкс! (после этого все начинали гвоорить по-эрзянски!) - вот она правило от обратного! докажи важность и нужность! Ильконь Микай пишет: Так зачем же он нужен такой красивый, и певучий язык??? нужен потому что нам его предки дали, мы должны его пердать своим детям!!! иначе для чего они жили? ради продолжения ЭРЗЯНЬ БУЕ(РАСЬКЕ) /(ЭРЗЯНСКОГО РОДА(НАРОДА))!!! Ильконь Микай пишет: КАДЫК МОНЬ ЦЁРАМ КАДОВИ ОСТАКСКОК, НО СОН КАРМИ СОДАМО ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ!!! эрьвась истя арсевель, анурькедевель минек раськенек!!


chuvashon_erzja: Ялгат,теньде вадрясто(моне пек вечкевсь) сёрмадсь Ривезень Иняй -вана стихезэ: Кельтеме цёков Цёковось стувтызе Эсензэ келензэ, Сеске лиякс кармасть Ваномо мелензэ. Варакатне дивсить, Сезьгантнэ лабордыть – Эрьвась, кода машты, Цёковонть сялгавтнить. Стувтык эсеть келеть? Минек вакс ней арак. Улиндеряй мелеть Минек кельсэ морак. Варакакс сон снартнесь Морамс эсь прядонзо, Ансяк келесь – нартемкс, Сэпейгадсь кургозо. Сезьганоньгак кельсэ Ушолесь морамо, Пеедькшнызь покш мельсэ Сонзэ превстэ прамонть. Тундонь мазый ковось… Весь моли пек стомазь. Чатьмони цёковось – Покш вирьсэнть сон ёмась. Вадрясто сёрмадызе Ривезень Иняй !Аванк ловсо марто совазь келенть эряви содамс ды трямс ,эсинк седейсэ эждязь кирдемс ,вишка пиньгестэ максомс эйкакштненэ. Ки стувты эсензэ келензэ -те ёми. Истя-эсензэ кельтеме цёковоськак ацёки....

erzianj : chuvashon_erzja пишет: Аванк ловсо марто совазь келенть эряви содамс ды трямс ,эсинк седейсэ эждязь кирдемс ,вишка пиньгестэ максомс эйкакштненэ. Ки стувты эсензэ келензэ -те ёми. Истя-эсензэ кельтеме цёковоськак ацёки.... монь сехте вечькевикс валморось Числав Журавлевонь "Эрзянь кель"Эрзянь кель, тонь ине оймень сиянть Авань моротнестэ саинь мон. Седе гайтев эзинь марсе лия Ды а содан седэ чевте, ён. Кастан эйкакшт кортазь эрзянь кельсэ, Рузонь келесь панжи тень од кить. Кавто кельсэ кортан паро мэльсэ, Сынь монь эйсе кавто седей вийть. Эрзянь кель, мон кенярдан тонь кисэ. Ламо масторт тондеть содыть ней. Эрзянь кель, тон – мазый цецянь кизэ. Эрзянь кель, тон – Равов прыця лей! Мон тонь эйсе вечкезь, стихсэ моран, Кандан мелявкст, арсемат ды мельть… Кадык эйсэть кортыть нуцькан, цёран, Кезерь пингень мазый эрзянь кель! © Числав Журавлёв

erzianj : erzianj пишет: Числав Журавлевонь "Эрзянь кель" а вот моя начитка тут

Ильконь Микай: Весе истя. Сехте икеле эряви тонавтнемс эйкакшонть. Ламо мезе эряви: валрисмесь парго, морот, евкст. Весене эряви невтеме кодамо мазый эрзянь кель. Ёвтамодо сыре пингень евкст эстень маралянть. Зяро лонамнь содыть Тюштянь ды Акаень Боляень - эрзят как аволь весе содыть. Эйкакшпингсте эряви кастомс вечкемань эрзянь келень.

chuvashon_erzja: Ильконь Микай пишет: Эйкакшпингсте эряви кастомс вечкемань эрзянь келень. Эрьва тевеньте эсинде шказо сы,ки тонавлесь эйкакшпингстэ-вадря,кона мейле (допрок сыре шкас)мелезе ули эрзянь келенть тонавлемс -пек паро. Икеле тетят-цёрат эрилть вейке кудосо,эли кепедилть кудост шабрасо, сестэ покшась сюлмавтыль вейс вете-кото поколеният (эсинде покшандо ды эсинде батюкандо), ней эстя аэрить,тонавтомс теде стака теевсь. Вейсэ пурназь вийемек изняви те тевесь.

Владимир: Откровенно раздражает деятельность Комитета по нац.политике ! Или не могут или не дают ! Не получится решить такую задачу только на местечковом уровне ! Я только-что вернулся из деревни . Разговаривал с урюмским учителем краеведения . Русский , иностранный , татарский - обязательны ! Если дети ещё свой начнут изучать , то сил не хватит . Я уверен , что не изучается ни мокшанский ни эрзянский в татарских сёлах Мордовии . Им вроде получается никто не мешает . Если учитель краеведения не несёт национального просвещения , то наверное это принесёт батюшка из вновь открытой церкви ?!? Во-первых он в селе не живёт , во-вторых мокшень кяль ему не нужен , в-третьих его проповеди будут явно не из Масторавы ! Нужен селу хозяин со здоровым национальным самосознанием для материального и духовного благосостояния . Шансик ещё имеется !

chuvashon_erzja: Опыта политической борьбы у меня нет,но тут ситуация похоже подталкивает эрзян и мокшан активнее участвовать в выборах всех уровней ,где можно будет в рамках Российских законов реализовать на практичке все права этносов,гарантированные Конституцией и всевозможными международными соглашениями. Активнее участвовать -значит грамотным активистам самим выдвигать свои кандидатуры в местные органы власти. То ,что Вы рассказали может решиться на уездном уровне или организацией простого схода жителей,т.к верно подмечено никто не мешает -имеется законная база,не хватает одного интузиаста во властных структурах,которого могут выбрать сами жители. Если у ВАс имеется в этом селе знакомые ,которые могут организовать обучение языку,то осталось их выбрать в депутаты местного совета для обеспечения финансовой поддержки. Это конечно оптимистический прогноз,но это ресурс ,по моему,эрзянами и мокшанами не использован в полной мере.

Ильконь Микай: Пора брать за основу еврейский опыт сохранения своего народа - почти 2 тысячи лет они были рассеяны по всему миру, давно должны были раствориться в разноязыкой среде, но нет - выжили, сохранили язык и веру, восстановили собственное государство. Главное, чтобы было желание сохранить себя, и начинать с самых низов, с себя и не кивать на государственное равнодушие. Евреев на кострах жгли, только за то, что они евреи. У нас все-таки ситуация полегче.



полная версия страницы