Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзя и Мокша. Отличия и сходства. » Ответить

Эрзя и Мокша. Отличия и сходства.

Эрзянь нилькс: Эрзя и Мокша. Отличия и сходства. Минь - эрзянь раське! (Мы - эрзянский народ!): В национальном костюме. В одежде: В эрзянском костюме главное - сочетание присущих национальному костюму цветов, а не цветистость. Одежда - длинная, присущая всем угро-финнам - северным народам. Эрзянки не носили на голове платков, намотанных в виде тюрбана. И не носили штанов в виде татарских шаровар. В мокшанском костюме - большая цветистость. Это влияние Востока - Хазарского каганата. Одежда - короткая, по колено. Поэтому под рубашку надевались штаны, влияние мусульманства. Мокшанки до 20-х годов 20-го века носили штаны и до сих пор носят платки, намотанные в виде тюрбана. Это у них влияние Хазарского каганата, под властью которого они находились несколько столетий. В языке. Отличия настолько велики, что эрзяне и мокшане, не знающие язык собеседника, не понимают полностью друг друга. (Примерно как русский и польский.) Девушка. Эрз. - Тейтерь. Мокш. - Стирь. Мама (зват. форма). Эрз. - Авай. Мокш. - Тядяй. Любить. Эрз. - Вечкемс. Мокш. - Кельгомс.

Ответов - 60, стр: 1 2 All

Ol'ga: Добрый день! По поводу внешности... Я- эрзянка, хотя так сложилось, языка практически не знаю. Живу далеко за пределами России (и бывшего СССР). Даже если не произношу не слова, практически любой сразу определяет во мне...русскую. Говорят, очень уж типичная внешность.

Эрзянь нилькс: Ol'ga пишет: Я- эрзянка, Ten pingstqe - mazqijat! = Тень пингстэ - мазыят! = При этом - красивая!

profi: Ol'ga пишет: Я- эрзянка, хотя так сложилось, языка практически не знаю ТАК И ХОЧЕТСЯ ПОЗНАКОМИТСЯ ,А В КАОЙ СТРАНЕ ЕСЛИ НЕ СЕКРЕТ


Ol'ga: а моя родная тетя- смуглая, темноволосая, крупного сложения- наверное, чуть большепохожа на мокшанку

Эрзянь нилькс: Так пишут на мокшанском. Недопустимо много заимствованных слов из других языков с мокшанскими окончаниями (выделены) . Языка как такового уже нет. Мокшанизированный русский суржик. РЕГИОНАЛЬНАЙ КЯЛЕНЬ И МЕНЫШИНСТВАНЬ КЯЛЕНЬ ЕВРОПЕЙСКЯЙ ХАРТИЯТЬ—ЭРЯФС! Тядде 2 ноябрьста Мордовиять столицаса, Саранскяйса, Мордовскяй национальнай драматическяй театраса «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» марстонь программань мяльса кирдезь Европань Советсь, Российскяй Федерациянь Региональнай развитиянь министерствась и Россияса Европейскяй Комиссиять Председательствац етафтсть «Взаимодействие между неправительственными организациями и органами государственной власти» темас коре семинар. Партнеркс тя пуромксти арасть Мордовия Республикань национальнай политикать коряс Госкомитетсь и Финно-угорскяй народонь культурань Поволжскяй центрась. Семинарса оцю мяль шарфневсь региональнай кялень и меньшинствань .кялень Европейскяй хартияти. Мезе тя стамсь? Региональнай кялень и меньшинствань кялень Европейскяй хартиясь – тя Европань Советть Международнай договороц. Тя документсь аф кунара сувась вийс странасонк. Тя договорсь (конвенциясь) путни государствать инголе обязанность – лезнемс кяльти общественнай эряфонь сембе сфератнень эса. Мзярда Хартиять вийс сувамдонза меле етай киза, (а сяда тов колма кизоти весть) государства тиендема отчет Хартиять эряфс етафтоманц коряс Экспертонь Комитету. Экспертонь Комитетсь меле азсыне мялензон оценочнай отчетса. Кда сон няйсы, што кяльть мархта сотф праватне колсевихть, эста марса Министрань Комитетть мархта (коза сувси иностраннай тевонь 47 министр) кучи государствати рекомендацият тя или тона народть кяленц ширенц кирдеманц коряс. Государствать отчетоц арси главнай источникокс оценочнай отчетти. Сонь оцю значенияц Экспертонь Комитетть и Министрань Комитетть рекомендациянзон лихтемста. Кодама пуромкст тянь коряс можна етафтомс Мордовияса? Тянь квалма азондсь Европань Советонь экспертсь, европейскяй правань профессорсь Махулена Хофманн. Аф правительственнай организациятнень и государственнай властень оргаттнень еткса соткснень колга пачфтсь Российскяй Федерациянь Региональнай развитиянь министерствань Межнациональнай отношениянь департаментть директоронц заместителец А.П.Зенько. Региональнай кялень и меньшинствань кялень Европейскяй хартияса, кода шарьх-котьф, пяк оцю мяль шарфневи тя или тона народть кяленцты. Кепотьксонди, 8 Статьяса (Образованиясь) корхтави: эрявихть примсемс мерат сянкса, штоба вятемс преподавания историять и культурать коряс, кда синь мусть васта региональнай кяльса или меньшинствань кяльса. Башка статья максф Судебнай власттненди. Кепотьксонди, кда судебнай процессонь участникти корхтама судть инголе, теенза ули кода тиемс тянь региональнай кяльса или меньшинствань кяльса, тяфта жа региональнай кяльса или меньшинствань кяльса можна макссемс документтнень и свидетельскяй показаниятнень. Сембоц Хартияса 23 статья. Семинарть пингста ульсь етафтф «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» марстонь программать презентацияц. Пуромксса примасть участия омба масторонь инжихть, а стане жа Мордовия Республикань культурань министрсь П.Н.Тултаев, Мордовия Республикань национальнай политикать коряс Госкомитетть председателец А.С Лузгин, официальнай лия ломатть. Шить омбоце пялестонза семинаронь участникне ульсть рабочай группава. Т.АЛЬШИНА, газета "Мокшень правда" от 5 ноября 2009 г. 06 Nov 2009

Эрзянь нилькс: Сколько в этом тексте слов из Мокша языка? Процентов 40... Не потому ли мокшане не выступают против ЕМЯ?

Nilkss Eri: Деловое письмо на эрзянском. Шумбратадо, Пиргуж Инязорось, Видяз Чирязось! Сёрмадан мелявтома сёрма тенк "Масторава" морокерьксэнть нолдамонзо кувалма. Сандра лелясь сёрмадсь тень ды пачтясь, келя, тынь полавтык меленк мекевланк сонзэ нолдамга. Монень "Масторава"-нть нолдамонзо коряс тынк мелесь пек тукшнось. Инязорось кротнимень вельде кортась мартом а пек умок тень кувалма. Монгак шнакшныя те превей меленть. Те арсемась, койсэм, превей. Сась тынк мельс шкастонзо. Эрзя раськень ванстомантень канды покш лезэ. Теньсэ минь, эрзятне, невтьсынек аволь ансяк культуранок сюпавчинзэ, теке марто неень шкань минек раськенть уликс виензэяк. Мик поладса аламодо кортамонок "Масторава" морокерьксэнть нолдамонзо кувалма. Пургаз Инязоронтень кеврунгонть мельпитнезэ (значение), нама, инень ине. Минь зярдояк а кадсынек те ине тевенть ды карматано сонзэ топавтомо, зяро саты виенек. Теке марто, эряви тенек чарькодемс ды кирдемс мельсэнек: сонзэ мельпитнезэ (значение)ялатеке кувать карми ве таркань (региональной).Сонзэ неемензэ кармить ансяк сеть, кить маласо эрить. Лиятне кармить некшнемензэ аняк шкань-шкань. Мордватнеяк те тевенть кармить нельгеме кедьстэнек мезе виест. Малавикс шкатнестэ те тевесь тенек а кепедеви ды а топавтови, кода прят иля янга-яжа. Ней, мекс "Масторава" морокерьксэнть эряви нолдамс ней: 1. "Масторава"-нть, кода сёрмадоматевень лецтнемапелень (литературный памятник) питнезэ тёжакс седе питней. Варштынк-арсинк тынсь: зяро эри кеврунгось, зяро эри сёрмадозь келесь-валось. Кеврунгось шождасто калавтови-яжави, сёрмадозь кель-валось а пиземене а шляви, а ловсо а кандови, а рудайсэ а вадневи. Римень-Афинэнь кеврунготне, нама, кувать эрить, ялатеке, сынь аштить ансяк музейга, ды сынст эйстэ ванстовсть ансяк сетне, конань эзизь яжа ломанть, конат теезелть ГЕНИЙ ломанень кедьсэ. Тень пингстэ "Одиссея"-сь, "Илиада"-сь аштить аволь ансяк музейга. Сынь улить ламонь-ламо библиотекаваяк, миллиононь ломанень кудоваяк. Срадсть весе Модамасторонь раськетнень юткова, ютавтозь тёжа раськень кельс. Кеврунгось вансты кадык ине, ялатеке ансяк ВЕЙКЕ лем. "Масторава"-сь вансты сядот эрзянь лемть, минек Пазонок, раськень эрямопингензэ, оймензэ, келензэ, лемензэ. Секс сонзэ питнесь - тёжакс седе сэрей эрьва кодамо кеврунгодо. "Масторава"-сь - сон истямо ИНЕ ЭРЗЯНЬ ЛЕЦТНЕМАПЕЛЬ кона курок ды шождасто нолдави, кона шождасто муи ки ды сови эрзянь кудос, мади-путови эрзянь ломанень кедьс, кода васоло аволь эря эрзянь ломанесь. Почта вельде шождасто кучови эрьва ёнов, мик омбомасторовгак. 2. Арсинк ней , зяроксть седе аламо эрявить ярмакт "Масторава"-нть нолдамозонзо Пургазнэнь кеврунгонть стявтоманзо коряс. Питнесь сти сядоксть седе алкине, тевтевесь карми тёжакс седе питней минек раськенть туртов. Секскак,атят, ёвтаса тенк эсь мелем: велявтодо мекев "Масторава"-нть нолдамо тевентень. Мон а содан, кие-мезе полавтызе апаро ёнов тынк превей арсематнень. Тувталтнэнь содасынк ансяк тынсь, тевень азортнэяк, нама, тынь тынсь. Секскак, пектеяк пек вешан эйсэнк,превей эрзянь атят, илядо тее истямо зыянов ильведевкс. Те ильведевсксэнть питнезэ пек покш карми ды, улема, мейле а витевияк. Ды таго мерян: тень пингстэ минь а карматано потамо Ине Пургазнэнь кеврунгонь стявтома тевстэнтькак. Те тевентькак минь тейсынек! Эрюш Чирязось. 07.11.09 Иноязычных слов намного меньше. Но ещё есть над чем работать. Этот текст наглядно показывает, что эрзянский язык не менее самодостаточен, чем любой другой. По-этому Эрзя народу не нужен чуждый ЕМЯ язык для выражения мысли и чувства на ином языке. По-этому эрзяне категорически, в отличие от мокшан, выступают против маразма в виде идеи ЕМЯ.

Эрзянь нилькс: Эстонская Фенно-Угрия об Эрзя и Мокша народах: Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют - само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное - отсутствует само понятие "мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т.н. "мордва" - не понимают друг друга. Эрзяне Финно-угорский народ, проживает в Республике Мордовия (автономия с 1928 г.), Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Самарской, Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Оренбуржской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Челябинской, Свердловской областях, а также в Сибири, Алтае, Средней Азии, Украине, Армении и США. Численность по переписи 1989 года вместе с мокшанами - более миллиона человек. Если учесть, что численность мокшан никогда не превышала 200 тысяч человек, эрзянами в 1989 году были более 900 тысяч человек. Эрзяне - четвёртый по численности финно-угорский народ мира после венгров, финнов и эстонцев. Вместе с тем эрзяне - это нация с самым высоким показателем дисперсности расселения в РФ. Это спровоцировало демографическую катастрофу эрзян. За последние 13 лет, согласно всероссийской переписи, исчезло не менее 300 тысяч эрзян. Без войны, массовых эпидемий и переселений. Эрзяне - всемирные (!) лидеры по темпам ассимиляции. Абсолютное большинство ассимилованных эрзян принимают русскую национальную идентичность. Религия: национальная эрзянская, номинально православные. В июле 2004 года на традиционном празднике Раскень Озкс в местечке Чукалы избран князь Эрзянии - Инязор. Им стал учёный-математик, лидер Общества спасения эрзянского языка имени Рябова Кшуманцянь Пиргуж. Таким образом эрзяне номинально восстановили свой древний монархический институт. Мокшане Проживают в Мордовской Республике и Пензенской области. Диаспоры существуют в Саратовской, Самарской области, Западной Сибири, Украине, Москве. Численность - около 200 тысяч человек. Разговаривают на мокшанском языке. После переворота в 1994 году власть в Мордовии удерживает представитель мокшан - Никул Меркушкин. Православные.

Эрзянь нилькс: Уралистика об антропологии Эрзи и Мокши: http://uralistica.ning.com/group/finnougricethnogenesis/forum/topics/geneticheskij-profil-mokshi-i?xg_source=activity

28 april: простите за вторжение, но никак не могу понять: почему "русские" сторонятся своих Корней: Эрзя и Мокша! Самобытный этнос, богатая история... нет таки "мать городов русских" подавай и все тут... Зачем?

Сыресь Боляень: 28 april пишет: Зачем? У каждого свои понятия о величии!!! Некоторые довольствуются украденным...

profi: 28 april пишет: почему "русские" сторонятся своих Корней: И не только русские некоторые вчерашние эрзя перехали в города поменяли национальность и бьют себя в грудь доказывая ,что они чисто русские Все это идет с преподавания истории России ,где о цивилизованности эрзя в начале нашей эры замалчивают и пишут ,что они были дикими и не знали земледелия и когда пришли словяне/откуда не говорят/ они научили эрзя плодам цивилизации. Не знаю как вы но я видел как в 90 годы цветущие поселки превращались в мертвые поселения 2-3 года и от поселениия остался лишь фундамент. Ушли люди и появилось пустота Археологи раскапывают города и села брошенные с начала нашей эры к которым славяне никакого отношения не имеют ,и все же академическая наука тупо стоит на своем Словяне- это люди говорящие на словянском языке и все ,не ищите словянских черт потому как и корейцы хорошо говорят на словянском языке не хуже украинцев

LEISY: profi пишет: МОН ТЯФТО,МЯЛЯН.МЕС МОКШАТЬНЯ ЮКСТАЗЬ КИТЬ СИНЬ

erzia: Да-а.., они таки три братских народа - украинский, белорусский и русский... Но, что-то, после Беловежского соглашения ни черта не клеится. Кто виноват? Правители? Вроде, все этнические славяне: Лукашенко, Янукович, Путин...

Эрзянь нилькс: erzia пишет: Путин... Вепс, кажется. Ничего славянского в его антропологии не видится.

Эрзянь нилькс: Неяви, окойники, мокшотнеяк кармасть кацтамо "мордватнестэ"? Тесэ вана лемдить эсь пряст мокшокс. Истя, арась, мокшот?= Наблюдается тенденция отказа мокшан от псевдоэтнонима "мордва"? Здесь они называют себя мокшанами. Так или не так, мокшане? http://uralistica.ning.com/photo/mokset-1?xg_source=activity

Эрзянь нилькс: Мезе, ялгат, прядсынек, пекстасынек те теманть?

Сыресь Боляень: Сюкпря Ильконь Микайнень, ёвтась тень косто ваномс! Ули истямо "История Мордовии с древнейших времен до 19 века". нама сёрмадозь сон истя, кода "генеральной черьксэсь" невти... Ансяк лиясто весе а ванови ды урось зепсэ а кекшеви... Ванодо, кода вейке тевде кавсть ды аволь вейкетьстэ сёрмадозь! "По свидетельству иранского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина, сочинение которого «Сборник летописей№ считается одним из основных источников по политической и социально экономической истории монголов, они напали на европейские народы в «год курицы»… В разделе указанной книги, Рашид-ад-Дин отмечает, что в «год курицы», соответствующий 634 году по мусульманскому календарю, т.е. 4 сентября 1236 -23 августа 1237 г., «сыновья Джучи –Бату, Орда и Берке, сын Угетай-какгана –Кадан, внук Чагатая –Бури и сын Чингиз хана –Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Что пишет про это русская летопись? «русская летопись датирует вторжение монголо –татар в «Мордовскую землю» 1239 годом.??? «На ту же зиму взяша Батыеве Татарове Мордовскую землю, и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святые Богородица Гороховец пожгоша, и идоша во станы своя.» Кода нейдяно мордватне ульнесть мордвакс ансяк седе тов рузтнэнь кондякс, зярдо Екатерина летописьтнень лиякс сёрмадовтынзе. Седе тов теке книгасонть сёрмадозь:«Может быть, он последовал мудрому совету своего союзника, ногайского князя Юсуфа, который писал Ивану IV в 1549 году: «Да сколько ни будет чюваши, и черемиси, и эрзян, и мордвы, всех еси с Шигалеем царем к Казани послал». Вана истя...

LEISY: ЦЕРАТ,КУЦТЯМА ВЯРИ

Маол: "ЦЕРАТ,КУЦТЯМА ВЯРИ" каков перевод?



полная версия страницы