Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Эрзянь нилькс: Ванды "Эрзянь Мастор" кулялопантень топодить 16 иеть: "Вечкевикс "Эрзянь Мастор"! Кемкотово иеть тон кандат эрзятненень содамочи эрзянь раськеденть, сонзэ эрямопингедензэ, шумбрачидензэ, кельдензэ, эрзянь ломандензэ. Кортат ломантнень марто кавто кельсэ, эрзякс ды рузокс. Те инень ине тев. Тонь а нолдыть ломанень сельме икелев, эйсэть калгить, пекстыть, потомдыть вайгелеть. Ялатеке тон молят икелев пшти пирявкстнэнь трокст. Истямо видев кулялопа эрзятнень зярдояк икеле арасель. Тон, "Эрзянь Мастор", эрзянь раськенек превень кастый сюпавчизэ. Сюконямот Нуянь Видязнэнь - прявтвитницянтень, Улиненень - конёвтевень ветицянтень ине тевест кис. Шумбрачи теицянстэть! Чачома чить марто, "Эрзянь Мастор" !Эряк, "Эрзянь Мастор"! Ловныцят.

Эрзянь нилькс: Эрзят, а макссынек минек эрзянь атятнень нарьгамост, тевест калавтомо, лемест рудаскавтомо! Ванмось саезь Нуянь Видязонь "Эрзяденть арсезь" кинигастонзо. Истя тейнесть Пиргуж Инязронть ды Нуянь Видяз ("ЭМ"-нь прявт витницясь) марто: Ялатеке сынь эзть тандавтово. Нейгак Пиргуж атясь вети покш тевть кода эрзянь Инязоро ды Эрзянь келень идема фондонть прявт. Видяз атясь - нолды "Эрзянь Мастор" кулялопанть. Вана кинь, эрзят, тенек саема невтемакс неень шкань эрямосонок.

Маол: http://www.erzan.ru/news/eto-strashnoe-slovo-natsionalizm-ili-chego-ispugalsya-redaktor эххх... конечно есть разница, "лукояновская правда" не "эрзянь мастор"....по-мягче бы...тактичней... главное по-моему до народа донести информацию о нас, и уж потом эмоции и т.д..."они" знают за что зацепиться, и об этом надо помнить. Да пусть статья в "пензенской правде" демократичная и мягкая, никого не обличающая...но главная информация донесена до населения... эрзя есть эрзя, так себя люди зовут, наше родное имя, краткая история....важность сохранения народа. Да скорее всего у них всё схвачено..наверно посоветовали...от туда откуда надо. думать, что только в мордовии сидят те, кому не желательны сохранение и развитие эрзян как народа - не слишком верно.


Олен: Я сегодня получила письмо,напишу только начало,уж оч длинное,но примерно все в таком духе; Уважаемая Елена Михайловна! Накануне Всероссийского переписи населения-.......,я решил обратиться к Вам как представителю самобытного и древнего мордовского народа,судьба которого неразрывна с судьбой других народов нашей Родины-России. ...................................... В Мордовии особенно,в последние десятилетия,мы стремились сделать все для того,что бы сделать республику комфортной для проживания людей,конечно,для развития культуры,языка,традиций мордовского народа..........и т. д и т. п.Подпись:Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушин. Какого языка какого народа не поняла? Как получилось,что это письмо прислали именно мне ?Я бы поняла,если жила в Мордовии,но в Нижний Новгород сам Меркушин письма рассылает,адреса где-то берет?Может еще кто из других городов получили такие же послания?

Олен: Я сегодня получила письмо,напишу только начало,уж оч длинное,но примерно все в таком духе; Уважаемая Елена Михайловна! Накануне Всероссийского переписи населения-.......,я решил обратиться к Вам как представителю самобытного и древнего мордовского народа,судьба которого неразрывна с судьбой других народов нашей Родины-России. ...................................... В Мордовии особенно,в последние десятилетия,мы стремились сделать все для того,что бы сделать республику комфортной для проживания людей,конечно,для развития культуры,языка,традиций мордовского народа..........и т. д и т. п.Подпись:Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушин. Какого языка какого народа не поняла? Как получилось,что это письмо прислали именно мне ?Я бы поняла,если жила в Мордовии,но в Нижний Новгород сам Меркушин письма рассылает,адреса где-то берет?Может еще кто из других городов получили такие же послания?

Олен: В письме еще написано,что меня возмутило:-Эрзяне мы или мокшане-все мы-мордва.

Куратор: Олен пишет: В письме еще написано,что меня возмутило:-Эрзяне мы или мокшане-все мы-мордва. Независимая общественно-политическая газета Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка А что, вы, мордва хотите???

Олен: Куратор пишет: А что, вы, мордва хотите??? Вы кого спрашивайте?????И главное о чем???

Сыресь Боляень: Содатанок ки пишет: Независимая общественно-политическая газета Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка А что, вы, мордва хотите??? Пилетне неявить. Куратор!!! Точно адреса сдал эрзянские. За банку варенья? Олен, кадык каршо валтомо. Сонензэ теемс а мезе лездыцятне важодить кисэзэнзэ, минек тевтне седе покшт улить, ды кияк кисэнек а тейсынзе. Сэтьме удомо, ялгат!

chuvashon_erzja: Сыресь Боляень пишет: Олен, кадык каршо валтомо. Коли-коли валтомояк кадомс аволь берянь... Рузкс сёрмадса-Олен чаркодезэ. На мой взгляд, информация очень ценная вещь. По этой причине информацию, подгтовленную Вами с большим трудом, не всегда следуем отдавать аппонентам-она может стать хорошей основой для подготовки мощного опровержения Вашей информации. Можем привести простое сравнение с паровозом, чтобы пояснить суть вопроса. В цепочке: паровоз-кочегар-топливо(дрова) надо четко определить свое место при подаче информации. Если паровоз не Ваш(Вы не хозяин), то информация, собранная Вами, может стать топливом для чужого паровоза, который сейчас едет совершенно в другую сторону. Другими словами, Вы очень долго и трудно готовили дрова, а едут на нем Ваши аппоненты, куда им надо... Иногда лучше давать только ссылки на источники, чтобы аппонент сам тратил свои ресурсы, а не использовал Ваш труд в свою пользу.

Олен: Шумбрат весене,сюконян тыньк кирдемезеньк.Мон парсте эрзякс чаркодян и кортлян.Школасо эрзянь кель тонавтнынь.Ансяк шказонь ютазь ламо истовтовсь.

chuvashon_erzja: Олен пишет: Мон парсте эрзякс чаркодян и кортлян Паро, сестэ чумом нолдык рузкс сёрмадомань кис. Мон эсь койсэм истя арсян: а содавикс ломаньне(мелькужосояк истятне улить, совсить) эсить мелеть коли -коли а эряви келеде-кельс панжомс. Кадсак каршо валтомо кевкстямонзо- ули шкась эстеть допрок тень коряс арсемс, ванат кевкститясь лиякс кевкстясы эли икеле эсинзэ мелензэ видьстэ ёвтасы ... Кона-конась мелькужос совси вал марто кеж ёртомо, мейле пейдезь ваны кода веремек лаки Кода велесэ мерить: -Салава суски киска... Сетьнене каршо вал апак сёрмадояк аволь берянь:- Кискась онги, вармась кальни...

Маол: непонятно "выделения слов" участником "Куратор". Не уж-то продолжаете? Не ужели ждёте, что бы сами эрзяне признали ваши труды и позицию недействительными. Деление нам не нужно сами понимаете, но почему-то вносите это самое деление. "Куратор" пишет: "А что, вы, мордва хотите???" Смотрите мне не присылайте подобные письма и адреса не давайте, а то вы любите лишний раз фамилии, имена написать то тут то там, так что смотрите

Purgine: http://purgine.livejournal.com/73884.html

Эрзянь нилькс: Ловонотано "Эрзянь Мастор" кулялопанть од лисевксэнзэ. Тень пингстэ кирдтяно мельсэнек: И-лопасонть невтевить аволь весе сёрмадовксонзо. Секскак эряви сёрмацтомс сонзэ кудов почта вельде. = Читаем очередной номер газеты "Эрзянь Мастор". При этом имеем ввиду: в Интернете показываются не все материалы. По-этому лучше выписать её почтой на дом.: http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php

Эрзянь нилькс: Уралонь кель куронь раськетнень ютксо ансяк Эрзя раськенть ули эсь мельсэ эриця кулялопа. Лемезэ - "Эрзянь Мастор". — Журналист, кому служишь?— Результаты переписи населения России 2002 года – это демонстрация мощи русификации нерусских народов, это знак беды. Эрзя и Мокша, по сравнению с 1989 годом, недосчитали почти 30 % свой прежней численности. Состязались с ними в борьбе за убыль ещё карелы. Числа разительные. С чего, казалось бы? Во всех финно-угорских республиках и автономных образованиях выпускаются на родных языках газеты, журналы, книги, вещают радио и телевидение, преподаются (об обучении говорить не приходится) в школах и так далее. Сказать так – значит ничего не сказать. Время, объем, охват детей, кому преподается язык и на котором они обучаются – вот главные критерии эффективности работы этих сфер образования и культуры в целом. Если в школе даётся родной языке в форме факультатива или один час в неделю – это не преподавание, а полнейшая профанация. Приехавшие 23 сентября в Саран ош на фестиваль финно-угорской прессы говорили, не экономя время, о многом и немало. Не говорили об одном, о положении финно-угорских языков (о «хлебе» журналистов), об их перспективе. За два дня заседаний до слуха дошли лишь три-четыре слова: «наши дети переходят на русский язык». Уж кому-кому, а редакторам детских изданий, писателям следовало бы первыми «прицепиться» к этой теме. Увы, сказанные слова повисли в воздухе. Глухота аудитории к этой актуальнейшей проблеме была ошеломляющей. О чем это говорит? Финно-угорскую прессу, управляемую Москвой, и фактически являющейся московской, положение и будущее финно-угорских языков, являющиеся фундаментом журналистики и художественного творчества, не интересует. Она не живет в этом мире, он для них – чужой. Не интересует, понятно, оно и их хозяев, власть, новая административно-хозяйственная система, которая финансирует эти печатные и электронные издания. Ослушаться хозяина? И не подумай! Чревато это нежелательными последствиями. Иначе говоря, они, СМИ, выполняют заказ государства – русифицировать, применяя самые разнообразные средства и методы, финно-угорские и другие нерусские коренные народы. В работе фестиваля участвовали представители около шестидесяти печатных изданий со всех финно-угорских автономий, а также других регионов (Башкортостан, Чувашская Республика и др.). Среди шестидесяти, финансируемых властями и, таким образом, служащих им, присутствовала на фестивале одна газета, которую содержит общественная организация. Всего лишь! Это «Эрзянь Мастор». Симптом обескураживающий. Гражданское общество… Эти слова не повторяет лишь сонно бредущий. Получается парадокс: гражданское общество… без газет, журналов, без связи. Такого быть не может! Может. Это аргумент, подтверждающий факт отсутствия в России гражданского общества. Одни высокопарные слова о нем. Кстати, в США лишь 10 % периодических изданий – государственные, 90 %, соответственно, частные и общественные. Как мне представляется, о государстве, контролируемом в той или иной мере его гражданами, можно будет заявлять в том случае, когда хотя бы 40-50 % газет и других изданий будут выходить на средства общественных организаций и других юридических лиц. Только так, только в таком случае возникнет конкуренция на достоверность информации. Это будет способствовать продвижению страны вперед, прогрессу в общественно-политической жизни. Без этого— застой. Участникам фестиваля в своем выступлении сообщил о Фонде спасения эрзянского языка, о том как создается газета «Эрзянь Мастор», сказал, что сегодня, 24 сентября, – День её рождения. В этот день 16 лет назад вышел её первый номер. Не забыл сказать и об условиях подписки на эту по существу единственную независимую газету в финно-угорском сообществе. Накануне, т.е. 23 числа, представители четвертой власти, приехавшие на форум, получили по экземпляру последнего номера «ЭМ», некоторые—по комплекту последних номеров. Не сомневался, многих заинтересует и подпишутся на «ЭМ». Ошибся. Таких нашлось всего лишь три человека – из Ханты-Мансийска, Марий Эл и Чувашской Республики. Три из шестидесяти! Это ещё раз показало, как далеки финно-угорские журналисты от финно-угорских проблем, особенно языковых, что служат они не идее сохранения и развития языков, не идее спасения, как у эрзи, а своим управленцам, власти. Их больше, чем языки, волнуют меркантильные, чисто материальные стимулы. Завтрашний день финно-угрии из их программы жизни вычеркнут напрочь. И к такой мысли приходишь: многие «государственники» страдают от зомбированости, а поэтому высшей пробой их деятельности является стремление угодить «кормильцу». При таком отношении к угро-финским этносам, как и другим, ни благополучия языковой культуры, ни гражданского общества, ни достойной жизни ждать не приходится. Умрут языки, умрёт и так называемая угро-финская пресса. Многие эту аксиому знают, но деньги не пахнут и слоенный пирог вкуснее, чем язык коми, эрзи, мари и других. Что же делать, чтобы дышалось легче, чтобы завтрашний день говорящих на финском и угорском языках был светел, чтобы мерилом бытия стала справедливость? Продолжать фестивалить? Нуянь Видяз

Эрзянь нилькс: А.М. Шаронов. Прикосновение к истории. РАДОСТИ И ГРУСТИ «МАСТОРАВЫ» Несостоявшееся выступление на юбилее «Масторавы». (Слово не дали для выступления) ***** Съезд «Масторавы», состоявшийся 3-5 августа 1990 г., – эпохальное событие в истории эрзян и мокшан, великий праздник, ознаменовавшийся торжеством их национальной идентичности, показавший, что здоровое этническое чувство живёт не только в старшем, но и в молодом поколении, и оно исполнено желания развиваться через конкретные действия, поднимающие престиж народа в России и в мире. После съезда произошли существенные изменения в жизнедеятельности Республики Мордовия, Правительство стало уделять больше внимания национальной проблематике, произошли перемены в лучшую сторону в народном образовании, искусстве, литературе, науке. Медленно, с трудом, но постепенно преодолеваются стереотипы старого великодержавного мышления, культивировавшиеся в 19-20 веках. Эрзяне и мокшане всё больше признаются равноценными участниками российского исторического и культурного процесса. Разумеется, чтобы внедрить правду в русскую историографию и в историографию Мордовии, потребуется много времени, необходима упорная самоотверженная борьба за восстановление подлинной истории. Но рано или поздно такой момент наступит. Помимо моей статьи «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина» появляются публикации на эту тему и других авторов. А это значит, что процесс по исторической реабилитации финских народов России пошёл. Мы очистим Россию от виртуального славянства и вернём эрзянам, русским и мокшанам их подлинный этнический статус. Теперь об истории общества «Масторава». 1. Общество «Масторава» создано в марте-апреле 1989 года. У его истоков стояли Д.Т.Надькин, Р.С.Кемайкина, А.М.Шаронов, Г.Д.Мусалёв, Е.В.Четвергов, Е.С.Грачёва, А.К.Анисимов. Название «Масторава» предложено мной, так как в 1989 г. я работал над созданием эпоса «Масторава», который должен был стать научно-художественным и историко-культурным портретом эрзян и мокшан, портретом, запечатлевшим их художественно-эстетический гений, социальный и нравственный героизм, гуманистическую устремлённость нравственных идеалов. Моё предложение было поддержано единогласно. В самом начале движения я настаивал на создании эрзянской и мокшанской секций, чтобы в дальнейшем избежать неотвратимые противоречия и ревность друг к другу. Это предложение было отвергнуто. Дальнейшие события показали, что мои предостережения были справедливыми. В конце концов двуликий Янус дал о себе знать, и после смерти в 1995 году Н.И.Чиняева общество практически прекратило свою продуктивную деятельность. 2. По поручению оргкомитета съезда мной написан устав Общества. 3. Фактически мной составлена Программа деятельности Общества. 4. В Уставе и Программе изложены Основные идеи, подлежавшие реализации: а) высшие должностные лица в Мордовии должны в объязательном порядке избираться из Эрзи и Мокши; б) образовать при Правительстве Мордовии Комитет по национальной политике; в) в диаспоре создать национально-культурные автономии; г) при университете образовать факультет национальной культуры; д) ввести в школах и вузах преподавание национальной истории, языка, литературы, фольклора; е) создать в Саранске институт финно-угроведения; ж) сделать МАССР национально-государственным центром всех эрзян и мокшан СССР, так как до этого времени Правительство Мордовии ограничивало свою национально-культурную деятельность только пределами своей автономии; 5. На рубеже 1980-1990-х годов общество «Масторава» отстояло МАССР от преобразования её в Саранскую область, на чём настаивали газеты «Вечерний Саранск», «Советская Мордовия», «Столица С»; 6. Я в единственном числе выступил с серией статей против антиэрзянистов и антимокшанистов в СМИ, разрушителей национальной государственности, которые на эрзян и мокшан сваливали вину за катастрофическое положение дел в Республике, хотя в этом была виновата политика тогдашнего Кремля (замечу: ежегодно отмечается дата образования МАССР, я ни разу не был приглашен на торжественное собрание, почести воздаются тем, кто совершенно равнодушен к судьбе Эрзи и Мокши); 7. На рубеже 1980-1990 годов в СМИ я выступил с идеей создания эрзянской и мокшанской автономных республик, ибо только при таких условиях возможно полноценное развитие этих двух народов; 8. В это же время от меня в Правительство республики поступило предложение сделать ежемесячными журналы «Сятко» и «Мокша», увеличить их листаж; 9. Мне и Мусалёву принадлежит идея создания института «Съезд эрзянского и мокшанского народов»; 10. Я, как член оргкомитета 1-го Съезда, написал важнейшие документы Съезда, сформулировал его концепцию и основные идеи; 11. Как один из судьбоносных итогов деятельности общества «Масторава» является создание в 1994 году Г.Д.Мусалёвым, Е.В.Четверговым, А.М.Шароновым, Р.С.Кемайкиной газеты «Эрзянь Мастор», равноценной которой нет не только в Мордовии, но и в России, она возрождает древнюю и современную историю народа Эрзя, борется за будущее эрзя языка, за его честь и достоинство, этнический престиж, намечает ориентиры национально-культурного и общественного развития; с гордостью констатирую, что первым редактором этой выдающейся газеты был я. 12. При поддержке общества «Масторава» в 1994 году опубликован эпос «Масторава», ныне известный на весь мир, в Интернете – о нем и о его авторе десятки тысяч упоминаний каждый месяц. Это значит, что «Масторава» делает великое дело по поднятию авторитета эрзян и мокшан, способствует пробуждению их самосознания, вынуждает к пересмотру истории Эрзи и Мокши в направлении её объективного освещения; благодаря «Мастораве» возникли десятки «Масторав» по всей стране. Об авторитете «Масторавы» свидетельствует такой факт: в университете г. Упсала (Швеция) – русский культурный центр носит имя «Масторава»; 13. В 2009 г. в нарушение авторского права Мордовское книжное издательство осуществило контрафактное издание чернового варианта «Масторавы» редакции 1978 г. в безобразном переводе В.Юшкина. В этой публикации искажен текст оригинала, изуродован русский язык. Поэтому оно позорит литературу Мордовии, наносит непоправимый вред чести и достоинству Республики. Мордовское книжное издательство практически прекратило своё существование, то, что оно издаёт сегодня, не имеет литературной и научной ценности. До меня доходят слухи, что готовятся переводы перевода В.Юшкина на мокшанский и эрзянский языки. Это будет следующим криминальным деянием, за что его участники в своё время будут привлечены к ответственности по всей строгости закона. Это будет касаться и переводчиков. Поэтому я призываю поэтов и учёных не поддаваться на противозаконные предложения Мордкниза; 14. Об отношении к активистам «Масторавы», к Мусалёву, Четвергову, Шаронову. Я должен сказать о необъективной оценке нашей деятельности вследствие непонимания тех задач, которые мы реализуем. Наша деятельность поднимает авторитет Мордовии в России и в мире и, следовательно, это полезная деятельность, плодами которой пользуются многие, в том числе Правительство Республики. Несмотря на это в наш адрес иногда раздаются угрозы, требования закрыть «Эрзянь Мастор», а нас, особенно меня, подвергнуть моральной кастрации, раздавить духовно, обескровить социально-экономически, прибегнув к бандитским способам борьбы. Скажу: те, кто говорит это и жаждет крови, являются искалеченными детьми 1937 года. И их место там, в 1937 годе. 15. Мусалёв, Четвергов, Шаронов – великие граждане Мордовии и к ним должно быть соответствующее отношение. 16. Г.Д.Мусалёв и Е.В.Четвергов учредили День Эрзянского языка, который ежегодно отмечается 16 апреля. Этот День стал днём эрзянского народа, светлым и радостным его праздником. Он отмечается по всей стране, на Украине, в Эстонии, в других странах. 16. Г.Д. Мусалёв – основал праздники-моления Велень Озкс и Раськень Озкс. Раськень Озкс сыграл великую роль в объединении эрзян, в развитии чувства национального достоинства и патриотизма. Только за это он достоин Ордена Славы 1-й степени. 17. Г.Д.Мусалёв выступил с идеей поставить памятник великому Эрзянину XIII века – выдающемуся полководцу и политику князю Пургазу. В сборе средств на увековечение памяти этого гениального человека принимают участие тысячи людей – эрзяне, русские, татары, евреи, мокшане, греки, люди других национальностей. Можно надеяться, что эту акцию поддержит и Правительство Мордовии. 18. Мои произведения - «Масторава», «На земле Инешкипаза», «Мордовский героический эпос», статья «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина» - новая веха в литературе и историографии России. Они также появились в неразрывной связи с деятельностью Общества «Масторава». Я рекомендую всем прочитать эти произведения, ибо это станет для вас новым открытием мира. 19. Я являюсь инициатором празднования 400-летия Никона. Мною были написаны обращения в адрес Президента России В.В.Путина, Патриарха Алексия II, Главы Мордовии Меркушкина Н.И. о проведении в 2005 году этой знаменательной даты. Юбилей был проведён, в центре Саранска воздвигнут памятник великому эрзянину XVII века. Увы! Моя идея была «приватизирована», и моё имя нигде не упомянуто, я не был приглашён даже на научную конференцию, посвящённую Никону. В заключение об освещении истории общества «Масторава». К сожалению, здесь царит полный произвол. Замалчиваются имена ёё создателей, из всех документов изъяты фамилии Мусалёва, Маризь Кемаль, Анисимова, Шаронова, вместо них включены те, которые в национальном движении не участвовали, к «Мастораве» не имеют никакого отношения, наоборот, находились в оппозиции к ней. Я имею ввиду работы В.К.Абрамова, прежде всего, и некоторых других авторов. Я могу даже сказать, что благодаря таким идеалы «Масторавы» были преданы уже на 1-ом её съезде, и только благодаря подвижнической и самоотверженной деятельности Мусалёва, Шаронова и Четвергова они живут до сих пор и расширяют круг своих сторонников. В докладе А.С.Лузгина в число членов Исполкома 1-го Съезда общества «Масторава» включены К.Г.Абрамов, И.М.Девин, А.И.Сухарев и ряд других лиц, которые категорически отказались принимать участие в национальном движении и были в оппозиции к нему. В то же время в докладе не прозвучали имена членов оргкомитета Съезда, то есть имена тех людей, которые организовали и подготовили Съезд: Д.Т.Надькина, А.М.Шаронова, Г.Д.Мусалёва, Е.В.Четвергова, Н.М.Жочкина, Р.С.Кемайкиной, Е.С.Грачевой. Это является грубейшей исторической фальсификацией и крайне не этичным поступком. Я поздравляю народ Мордовии с юбилеем «Масторавы», желаю народу Эрзя помнить о своих великих предках и гордо и высоко нести своё имя, зная, что оно этого достойно. Александр Шаронов

Эрзянь нилькс: Комментарий "ЭМ": Двадцать лет спустя... 28 апреля 1990 года - День рождения культурно-просветительного общества «Масторава». Она, после длительных хождений по кабинетам, наконец-то, была зарегистрирована. Семеро смелых, неравнодушных к судьбе эрзянского языка, заявили народу и властьимущим об опасности, нависшей над эрзянским народом. Имена их названы в докладе. 3-5 августа 1990 года состоялся 1-й и, к сожалению, последний Съезд общества. Он был выражением чувства свободы и стремлениям беречь родное. «Масторава» разбудила от сна значительную часть эрзянского и мокшанского населения. Она напомнила: Ты – эрзя! Этого не могли не заметить власти и их «приводные ремни». Надо было народную волну взять под надежную крышу. И взяли. Летом этого же года при загадочных обстоятельствах в Суоми умирает Д.Т.Надькин. Жить «Мастораве» оставалось немного. Прошло двадцать лет. «Мастораву» заменило проправительственное межрегиональное общественное движение мордовского (именно мордовского!) народа. Оно, поддерживаемое и содержимое властями, бесконечным числом собраний, съездов, фестивалей, песнями-плясками, имитацией возрожденческой деятельности довело этнос до катастрофического конца. 20 сентября Правительство Мордовии 20-летие «Масторавы» отметило праздничным мероприятием. Его организаторы это торжество превратили в акт осмеяния создателей «Масторавы», выразили сверхнегативное отношение к национальному движению и, что печальнее всего, к народам Эрзя и Мокша. Создателям «Масторавы», которые по сей день ведут борьбу за права коренных народов, Мусалеву Г.Д., Четвергову Е.В. и Шаронову А.М. в качестве наград хотели вручить грамоты Министерства национальной политики и Министерства по делам печати. Попытка осмеяния провалилась. Мусалев, Четвергов и Шаронов от таких «наград» отказались. Они, по сравнению с теми премиями, наградами, поощрениями, званиями какие оказывали власти Мордовии Надежде Кадышевой, Олегу Табакову, журналистам и т.д., выглядят просто-напросто надругательством над ними. Что они, эти кадышевы и прочие, эти мифические «герои нашего времени», сделали для Эрзя народа? Ничего! Хотя бы четверть песни спела Кадышева на родном языке! Нет. Но за звание Народной артистки, которое ей присвоили, Правительство Мордовии при выходе на пенсию будет ежемесячно перечислять на счет «героини» кругленькую сумму. И как это называется?

erzia: Виде! Табаковтне, Чиндяйкинтне, Кадышеватне мень эрзят? Инеде инеть? Мезе сынь тейсть эрзятнень туртов? Мезеяк эзть. Паряк, ней кармить тееме? А кеман...

chuvashon_erzja: erzia пишет: Мезе сынь тейсть эрзятнень туртов? Мезеяк берянь эзть тее- теяк аволь берянь. Чумом нолдык, ялгай, каршо валом кис. Койсэм, аволь паро, зярдо келместэ сёрмадтано лия ломаньде. Эряволь эсь прядонок сёрмадомс: Мон арсян, мон теян. Эрьва ломанесь икеле эсинзэ тевензэ туртов вал кирдимка, ломанень покордамось а мазы. Сёрмадт Чиндяйкинне эстензэ почта паргос эсить мелеть-кевкстямот, мезе сон тоне тень коряс каршо сёрмады сеньде мейле эсить мелеть ёвтасак.

erzia: Тонь валтне видеть. Табаков истя мерсь: "Минь тынк раськенть пелькс". Монь превсэ вельмесь кевкстема: Эрь, тейть эсеть раськенть туртов лезэ, кода арсят ёвтазенть коряс. Алкукс, минек эйстэ эрьвась кевкстезэ эсь прянть, мезе сон теи эсь раськензэ туртов?

Инзейне1: Ялгат,эрзят,моньгак Меркушкин муимим Челяба ошсо,кучсь тень серма ,мельс парс те сермасонть эзинь путов,ансяк покурдавинь пек,мерсь моненень ,тон - Мордва .Оно кодамо кличка тень путсь Мордовиянь прявксось.

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Ялгат,эрзят,моньгак Меркушкин муимим Челяба ошсо,кучсь тень серма А монь эзимим муе. Содась - стяко кучнемс .

Танюш: Сегодня присутствовала на мордовском мероприятии в Санкт-Петербурге, где была развернута откровенная мордовская агитация с вручением писем-обращений Меркушкина записываться мордвой. Письма предлагалось распространить среди близких и друзей. Ни один из присутствующих, кроме меня, не высказался против такой агитации. Был на этом мероприятии и Петрянь Андю. Где же ваше национальное достоинство, эрзяне??!!!

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: Ни один из присутствующих, кроме меня, не высказался против такой агитации. Паро тев теить, Танюш.

volgin Andrei: У каждого есть 2-3 номера сот. телефонов своих родственников, которые живут далеко и с которыми, может, связь начинает прерыватся или которым надо в лепешку разбиться, чтобы убедить в выгодности быть Эрзей чем мордвой... Но которые могут "купиться" на письма счастья.... Может воспользоваться услугой бесплатных СМС через интернет для таких "родственников", чтобы предложить им возможность альтернативного варианта выбора собственной самоидентификации?

Маол: "Ялгат,эрзят,моньгак Меркушкин муимим Челяба ошсо,кучсь тень серма..." Учан учан коли монень кедьс истямо сёрмине пачкоди, ды а учеви кода-як, ансяк пачкоди-банясо пултаса)))

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Учан учан коли монень кедьс истямо сёрмине пачкоди, ды а учеви кода-як, ансяк пачкоди-банясо пултаса))) Виде.

Инзейне1: 11 октября 2010 16:12 Глава Мордовии встретился с представителями национальных общественных организаций Проблемы проходящей в стране переписи населения, сохранения национальной культуры, преподавания родного языка в школах и детских садах рассматривались сегодня во время встречи Главы Мордовии Николая Меркушкина с представителями национальных общественных организаций Григорием Мусалевым, Евгением Четверговым, Александром Шароновым и Петром Рябовым. Как сообщили РИА "Инфо-РМ" в Администрации Главы РМ, в ходе беседы, переходившей иногда в острую дискуссию, были конструктивно обсуждены подходы к пониманию национального самосознания. В Доме Республики обсуждены некоторые аспекты издания национального эпоса "Масторава", развития школы Тавлинской деревянной скульптуры, а также вопросы формирования положительного имиджа республики, подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. http://info-rm.com/2010/10/11/glava-mordovii-vstretilsja-s.html

Эрзянь нилькс: Virjaz - (2010-10-11 00:00:00) Рассылаемые письма (в первую очередь конверты) с обращением Меркушкина по переписи населения 2010 года, просьба сохранить, и сообщить по эл.адресу virjaz17@ramler.ru

Терюшань Сергу: На форуме "Мелькужо" ситуация разворачивается подобным же образом. Некий "финно-угр" разместил картинку из мокшанского национального мультфильма "Куйгорож". На картинке показана мультипликационная карта Мордовии, той стороны, где проживают исключительно мокшане и татары. В верхних углах картинки мордовский герб и флаг, по середине красуется надпись "Эрзянь Мокшень Мастор". "Кугорож". По мотивам мокшанской сказки (Мордовия). Главный герой - зловредный бесёнок по имени Куйгорож, гибрид совы и змеи, один из самых странных персонажей народных преданий. Трудоголик, он постоянно требует у своих хозяев работу и делает за них все. Конечно, о таком помощнике мечтает каждый лентяй. Таковых в фильме двое - Старик и Старуха. Раздобыв яйцо с Куйгорожем, они зажили новой жизнью, но радость алчных бездельников была недолгой, им пришлось поплатиться.. Эрзянь-Мокшонь Мастор артовкс, "Куйгорож" ёвкскестэ: Видимо на наших глазах начинается развивается скрытая мордвинизация эрзян на эрзянских же ресурсах? Более того встреча эрзянских активистов с главным мордвинизатором, прояснила причину по которой газета "ЭМ" демонстрирует Мордовию своим читателям как "государственность Эрзян и Мокшан", в которой Н. Меркушкин собирается сохранить эрзянскую национальную культуру. Читать всю статью

vijan: Арсян а мекс сеске кепедемс пиже качамо - яволявтомс эряви ломанентень, невтемс ильведьксэнзэ лангс ды весе - лиясто истя а теи. Алкукс вадря фильмась, ансяк мокшонь, эрзянсесь кодаяк а тееви, ды мезе ён - тосо мокшонь раськесь ды эрзянь раськесь тешкставить кода башка раськеть... Трямка (Трямо) - истямо те тамашань эвсенть эрзякс лемезэ, коезэ сонзэ, теке марто, мейсэяк а явои мокшонседенть. Лангс ваномс - ки содасы кодамо? Бути ансяк се, кона идизе кавалалонзо)))

Терюшань Сергу: Листая страницы данного ресурса, встретил на них грязные намеки в свой адрес, предлагаю пройти по ссылке и почитать собранный нами материал, о мордовских письмах счастья.. 11 октября 2010 Глава Мордовии встретился с представителями национальных общественных организаций Проблемы проходящей в стране переписи населения, сохранения национальной культуры, преподавания родного языка в школах и детских садах рассматривались сегодня во время встречи Главы Мордовии Николая Меркушкина с представителями национальных общественных организаций Григорием Мусалевым, Евгением Четверговым, Александром Шароновым и Петром Рябовым. Итог встречи, как и конец письма один: "Эрзяне мы или мокшане-все мы-мордва." - Н. Меркушкин. Возникает логичный вопрос, а нужны ли такие встречи в преддверии переписи? Более того, данный политический шаг, перечисленных выше эрзян не обсуждался на исполкоме эрзянского Конгресса

Эрзянь нилькс: Эрзянь "Масторавась" кортазевсь мадьяронь кельсэ Европа модамастор пельксэнть куншкасо: БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ! В ВЕНГРИИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ LHARMATTAN KIADO (БУДАПЕШТ) В ОБЪЕМЕ 494 СТРАНИЦ В ПЕРЕВОДЕ НА ВЕНГЕРСКИЙ ЯЗЫК МАРИИ ДУГАНЧИ (ДОЦЕНТА УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА УППСАЛА, ШВЕЦИЯ), ИЛЛЮСТРАЦИИ - HELLE BECKER ВЫШЛА "MASTORAVA". ПОЗДРАВЛЯЮ С ЭТИМ СОБЫТИЕМ ВСЕХ ЭРЗЯН И ТЕБЯ ЛИЧНО. ВЕРОЯТНО, СЛЕДУЕТ ДАТЬ ОБ ЭТОМ ИНФОРМАЦИЮ НА ТВОЕМ САЙТЕ С ТВОИМ КОММЕНТАРИЕМ.ТОНТЬ САНЯ ЛЕЛЯТ. 12.10.10. Эрзянь Мелькужонь азортнэ ды совсицятне ёвтыть седейшкавань шумбракстнема валт-мельть Шарононь Сандра лелянтень ине тевензэ кувалма. Ине тев теить, Сандра леляй! Кемтяно, шкань ютазь "Масторава"нок кортазеви лия кельсэяк! Шумбрачи тонеть, Сандра леляй ди икелев моли эрзянь од тевть!

Инзейне1: Эрзянь нилькс пишет: Эрзянь "Масторавась" кортазевсь мадьяронь кельсэ Европа масторпелькссэнть куншкасо: Эрзянь нилькс,сюкпря паро кулят кис!!!!!!

Терюшань Сергу: Эрюш Вежай, на критику портала "Эрянь ки" газеты "Эрзянь Мастор", на форуме "Мелькужо" выложил двусмысленный материал Тень от которого падала на Терюшань Сергу, это обстоятельство стало причиной провести небольшое расследование, но вначале познакомим читателя с упомянутым материалом: Эрюш Вежай заявил, что два гражданина на фото, находятся в тюремной камере города Саранска в день приезда Патриарха Алексея 4 августа 2000 года. При расследовании данного обстоятельства нами выяснилось, что данное фото было сделано в подвале дома в котором находится редакция газеты "Эрзянь Мастор", ул Коммунистическая 33, корп. 3, г. Саранска. Комментарии как говорится излишни.

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: провести небольшое расследование, Следователь Сергей Туршатов и народная дружинница Татьяна Ротанова провели "небольшое расследование". Независимо от того, по глупости своей или по заданию руководства, были размещены материалы этого "расследования" в сети, вред причинённый эрзянам велик. Думаю, что трудно было придумать что либо лучше для поддержки "мордвы" вообще и правительства Мордовии в частности. Я не буду проводить "расследование", что собственно подвигло "сладкую парочку" на подобные действия! Во первых, не обучен, во вторых - смысла в этом уже никакого нет. Учитывая действия "следователей" в последние два-три месяца и после прочтения этих "материалов" для меня лично, на двух эрзян стало меньше... Сергу и Танюш не стало. Зато явились "Заслуженный Нижегородский Мордвин ТУРШАТ" и "Мордава из Питера " Души Эрзянскую Птицу"!

МИБезаев: Сыресь Боляень пишет: Зато явились "Заслуженный Нижегородский Мордвин ТУРШАТ" и "Мордава из Питера " Души Эрзянскую Птицу"! Чем больше раздрая, тем лучше тем кто руководит Терюшань Сергу. На самом деле, могу с полным основаниям сказать, что казачок засланный. Не знай как Татьяна. Честно признаюсь второй год не провожу эрзянско-мокшанские чтения только потому что вот та грязь которую вылил Сергу на это мероприятие, в котором есть четкое разделение кто мы, пока еще не совсем смылась с сознания учителей. У нас самое тяжелое положение в Нижегородской области по вопросам изучения языка и сохранения культуры народа и требовать что-то с этого народа, который еще не осознал себя таковым глупо. Это может делать только или провокатор или алямай. И то расследование, которое учинил Сергу, накатив на Мусалева, Четвергова это тоже из этой серии. Евреи ругаются между собой, но они никогда не выносят сор из избы, чтобы не навредить своему народу. А таким как Сергу все по фигу. Они видят себя просвещенных, знающих, определившихся. Но ведь не все такие, не все читали те книги, которые читал Сергу, не у всех есть консультанты как у него. Видимо тут какая-то неизвестная пока нам комбинация зарожденная в голове того кто им управляет. Я ругаюсь и с Мусалевым и с Четверговым по вопросам тактики, но никогда, нигде не лил на них грязь, зная, что это ударит по нам эрзянам. Думаю, что хозяева Сергу тоже знают про это, но они ударили.

Маол: Путык эсить "разоблачениянть" уралистикав - паро совет макссынь, ды ансяк иля истувто сонзэ кучеме карташовонь личкав Арсян сестэ "тенесь падаямо" Терюшань Сергу лангс а карми, ансяк маней чись карми светямо килангс конань ланга моли Сергу.

Эрзянь нилькс: Истямо лангаксось "Масторава" морокерьксэнть, кона тедиде лиссь Мадьяр Масторонь прявтошсо:



полная версия страницы