Инзейне1: Эрзянь нилькс пишет: Тесэ пек парсте моры эрзякс паро эрзянь цёра: "Русь жива" от отца Евгения В заключительном гала-концерте третьего международного фестиваля военной песни «Наследники победы», состоявшемся 20 декабря в Москве, принял участие и священник из села Чукалы Ардатовского района Евгений Самаркин. Он был приглашен на фестиваль в качестве почетного гостя и спел на концерте песню «Русь жива», горячо принятую зрителями. «Русь жива» - так называется и диск духовных песен, записанный о. Евгением в этом году. В него вошли 26 песен, в числе которых есть и малоизвестные, переданные ему верующими. К примеру, песню «Старость» он услышал от 93-летней бабушки, к которой ездил в село, где та проживает. И пусть неизвестны авторы многих песен, их слагала бессмертная душа простого народа. Потому-то организаторы фестиваля запомнили прошлогоднего его участника из мордовской глубинки и пригласили священника в Москву. Песня «Русь жива» вошла в диск фестиваля. http://www.izvmor.ru/article_5188.html Лауреат 1 степени – Евгений Самаркин. Священник из Ардатовского района Мордовии прославился на всю Россию. Как сообщает корр. Отец Евгений (Самаркин) из села Чукалы стал постоянным участником фестиваля военной песни "Наследники Победы", а на прошедшем в декабре концерте батюшка покорил всех слушателей своей песней "Русь жива". У поющего священника вышел целый диск с духовными песнями, который с большим успехом разошелся среди прихожан. Отец Евгений поведал о том, как обрел путь к Богу. В детстве мальчик Женя вместе с семьей жил в доме возле кладбища, поэтому изначально был близок к Богу. Старушки-богомолки, которые фактически и сохранили религию в период советской власти, всегда прибегали в крайнюю избу за помощью, в чем Женя никогда не отказывал. "Через них и в религию пришел. Заинтересовали они меня, начал помогать местному батюшке в храме. Бабки меня научили обрядам и молитвам. Много через них я хорошего узнал. Сейчас это уже все не то, много зла от них, не от Бога знахарство стало. Другие времена пришли", - прокомментировал батюшка. "И песни через старушек родились. Никакой музыке я не учился, а заслушивался всегда церковными песнопениями. И пришла мне мысль в голову - умрет эта старушка, и песня с ней умрет, не будет уже больше этих историй и радости такой душевной. Вот и стал записывать", - рассказал отец Евгений. Потом батюшка напевал эти мотивы на магнитофонную кассету, но они путались и рвались при перемотке. Тогда священник пришел в первый попавшийся офис и попросил записать песни на диск. "Помог мне татарин. Все переписал и посоветовал сделать профессиональную запись, дал телефон студии. Вот так всем миром, на пожертвования и через помощь добрых людей и родился диск "Русь жива". Я только барабаны просил из аранжировки убрать - это ведь не современная музыка, она для души", - поведал поющий батюшка. Слава о мордовском священнике докатилась и до Москвы. Организаторы международного фестиваля "Наследники победы" специально приезжали в республику, чтобы пригласить певца-самоучку выступить на столичной сцене. "Я в первый раз ужасно волновался, боялся, что мне не разрешат петь религиозные песни. Но у меня все получилось, всем зрителям очень понравились мои песни, многие просили меня диск подарить", - отметил отец Евгений. Он и сейчас продолжает кропотливо собирать религиозные песни, готовит к выходу новый диск. Церковный служитель, никогда не обучавшийся музыке, уверен, что эти песни не должны умереть, в них живет Бог, они приносят людям спокойствие и радость, укрепляют их веру. А помимо религиозной составляющей этого большого дела, здесь есть и несомненная историческая значимость - песни, которые жили веками, будут сохранены для потомков. http://www.naslednikipobedi.ru/samarkin/
volgin Andrei: 7 января 2011 исполнилось 155 лет со дня рождения Ивана Николаевича Смирнова (1856-1904) - российского историка и этнографа, ординарного профессора Казанского университета по кафедре всеобщей истории. Важность трудов Смирнова И.Н. заключалась в том, что в них на основе анализа различных письменных сведений разных авторов и собранных им лично данных об истории, культуре, верованиях восточно-финских народов Российской Империи он сделал попытку их систематизации и изложения с академической точки зрения. Смирнов И.Н. подверг критике принцип беллетристики практикуемый в тогдашней литературе при изложении этнографических сведений. Важнейшее его сочинение: "Восточные финны, историко-этнографический очерк. Т. I. Приволжская, или Булгарская, группа. Ч. I. Черемисы, ч. II. Мордва Т. II. Прикамская, или Пермская, группа. Ч. I. Вотяки, ч. II. Пермяки" (печаталось в «Трудах казанского общества истории, археологии и этнографии»; удостоено Уваровской премии в 1896 г.). Выводы и замечания сделанные ученым Смирновым И.Н. в этом труде интересны и полезны не только специалистам-этнографам но и широкому читателю. Из книги «Мордва. Историко-этнографический очерк» о народах Эрзя и Мокша: Помни имя свое-Эрзя!
Василиса: volgin Andrei пишет: Историко-этнографический очерк» о народах Эрзя и Мокша: Спасибо, Андрей. Хороший материал ты выложил. Получается , что уже более 100 лет назад историк Смирнов И.Н. доказал, что эрзя и мокша-это совершенно разный народ, отличающийся и языком(только в пограничных сёлах мокша и эрзя понимают друг друга, в других местах вынуждены общаться на русском языке), и внешним видом(эрзя в основном -белокурые, сероглазые, со светлой кожей; мокша-черноволосые, темноглазые, с желтоватым оттенком кожи), и важнейшими элементами одежды (у эрзянки-рубашка опускается почти до пят, на головах убор в виде сорок; мокшанки предпочитают платье до колен, штаны , а на голову платок , повязанный в виде чалмы). Как же могла произойти такая путаница в виде смешения двух разных народов-эрзя и мокша? Да ещё и обьединенных под одним названием- мордва.
Эрзянь нилькс: Василиса пишет: Как же могла произойти такая путаница в виде смешения двух разных народов-эрзя и мокша? Да ещё и обьединенных под одним названием- мордва. Ульнесь теезь апаро мелень путозь-арсезь. Човорямс эрзянь раськенть. Секскак нуйтяно теньстэ ней апаро марьтнень (плоды). Сюконямот Андюнень. Те материалось путнезель "ЭМ"-со. Андю, одс кучикая неть лопатнень "ЭМ"-с.
Сыресь Боляень: Сюкпря, ялгай, ды ульть шумбра!!! Изнямот тенть ды миненек весенень! Эрязо Эрзянь Масторось!!!
Маол: "Он был приглашен на фестиваль в качестве почетного гостя и спел на концерте песню «Русь жива», горячо принятую зрителями." Скромные журналисты какие, ни о национальности, ни о песнях на эрзянском...зато "Русь" небось "жива".
Matorchik))): Маол пишет: Скромные журналисты какие, ни о национальности, ни о песнях на эрзянском...зато "Русь" небось "жива". Мордовиянь рузонь газетатнесэ прок толдо пелить "эрзя", "эрзянь" валтнэде!
Сергу : Весе Эрзятнене покш СЮКПРЯ! Тевтне састыне молить. Моне тешкас сермадомс, арсемс а лиси, эряви пичкамс парсте ды тев лекарствас эрявить ярмакт..... Вансынк.. косто сынь муевить. Всене сюкпря еще весть, но те лекарстванть остатканть ули питнезэ...... или учитядо куломот?
Инзейне1: Сергу,весе эрить неень шкасто а пек парсте ,эрьва кинь эсензэ апарозо,давай весе карматано Пургазонь ярмаконь вешме.Сергу,кода тон вешат эрзятнень пельде ярмакт , истя кияк а веши.
Сергу : Я давно узнал, проще поставить памятник ПУРГАСУ чем сохранить жизнь живому эрзянскому человеку. Эрзянам кто помогал мне, большое спасибо! До свидание.
Эрзянь нилькс: Сергу пишет: Я давно узнал, проще поставить памятник ПУРГАСУ чем сохранить жизнь живому эрзянскому человеку. Койсэм, кавонест паро тевтне эрявикст. Кеврунгоськак Пургаз Инязоронтень эряви. Сэредиця ломанентеньгак лездамка. Кие мейсэ машты, лездадо кеврунгонь стявтомантеньгак, сэредицнтеньгак. Вейс а човорямка неть тевтне. Койсэм, атятнень чумондомс а виде. Сынь неть ярмактнэнень а азорт. Сынь топавтыть ломанень мель. Лияс ломантне зярс ярмакт эзть макстне. Ярмактнэ пурнавить ансяк кеврунгонь стявтомас. Ломантне ансяк те тевентень макснить ярмакт. Срьгунень ярмаконь пурнамка - те лия тев. Кие машты, лездадо тензэ, эрзят-ялгат.
Маол: "Ловнодо. Ули мезе ловномс. Ули мезде арсемс, ули мезе саемс превс." Эряви кортамс "эрзянь ки" ды "эрзиана" инет - лопатнень "прявтнэнь" марто теде. Думаю всё-таки надо поставить вопрос о том, что является главным и на какие основы должны опираться филиалы. В противном случае они не должны считаться официальным представительством эрзянского движения . По-моему становится ясно, что схема "нескольких центров" в данной ситуации не подходит, думаю должен быть один центр и его филиалы, не вступающие в противостояние с центром иначе получается подобная неразбериха. - истя арсян. есть ещё пара ресурсов, касаемо эрзянской тематики: http://эрзяньмастор.рф/ http://erzyaright.mybb.ru/ первый не вступает в противоречие с "ЭМ", но эрзянскому языку по всей видимости место не нашлось там. на втором ресурсе достаточно наглядно предоставляется различный материал(антропологический, этнологический, археологический, по генетике ит.д), различные труды учёных по эрзянам и мокшанам, но основной идеей ресурса является вывод(на основе работ учёных) о эрзянах как о экзоуральцах(т.е генетических индоевропейцах, но лингвистически - финно-уграх). Думаю надо чаще проводить что-то вроде конференций(общих) , определять основной вектор эрзянского движения,развития, определять общие цели, способы разрешения споров и противодействия их появлению, определения статуса значимых эрзянских тем ("ЭМ", "Пургаз", финно-угры, "РО" др). противодействия возможным провокационным действиям.
Эрзянь нилькс: Маол пишет: В противном случае они не должны считаться официальным представительством эрзянского движения . Кияк сынст "официальнойкс" эзинзе яволятокшно. Истя минек мелькужонтькак. Секскак зярс "официальноекс" аштить ансяк сеть эрзянь институтнэ, конатнень коряс ёвтакшнызе мелензэ эрзянь Инекужось. Сынст ютксо: Инязорось, Эрзянь Атянь Эземесь, Инекужонь Тевтопавтома Курось, "Эрзянь Мастор" кулялопась.
Эрзянь нилькс: Маол пишет: Думаю надо чаще проводить что-то вроде конференций(общих) , определять основной вектор эрзянского движения,развития, определять общие цели, Неть тевтнень теить эрзянь Инекужотне (Конгрессы Эрзя народа). Сынст тевконёвтнэ ульнесть нолдазь "Эрзянь Мастор" кулялопасонть. Улить невтезь тесэ, минек мелькужосонть ды лия И-вальмаваяк.