Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Вырождение эрзянского народа » Ответить

Вырождение эрзянского народа

Virgiz_Vasyn: Я сам из Казахстана. Но в детстве часто выезжал в Мордовию с родителями. Остались очень хорошие светлые воспоминания. Потом был длительный период когда я никуда не выезжал. И гдето 6 лет назад я поехал снова в Мордовию (у меня родственики в деревне Напольное). То, что там творилось не лезет ни в какие рамки. Люди СПИВАЮТСЯ (причем это мягко сказано), в каждом доме водка или самогон каждодневный напиток. Моложежь (начальных классов) покупает разбавленный спирт у своей же учительницы. И всё шутя, "так все живут", "так и надо", "давай с нами", я уже не буду говорить о раннеё половой жизни. У меня родственники во многих частях россии. И везде (в сравнении с Казахстаном) люди безбожно бухают, но такова беспредела как в Мордовии я если честно не видел! В детстве я помню точно такого небыло! Что случилось?! Кто знает, скажите о реальном положении дел, относительно этого вопроса. Очень надеюсь что за прошедшие 6 лет чтото изменилось!

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Миша: Извини, Меркушкина главы РМ тут нет, как и народа с мордовии. Боюсь тебе придется туда самому ехать

Семен: Миша пишет: не лезет ни в какие рамки там кто Эрзя или "мордва" ? по описанию это мордва

Эрий: Семен пишет: это мордва Вот такая "мордва" и нужна власти. Во-первых: это конкретный результат "мордвинизаци" эрзя народа. Во-вторых: это конечная цель политики "мордвинизаци" эрзя народа. В-третьих: это конкретная деятельность властей по "мордвинизации" эрзя народа.


erzianj : Virgiz_Vasyn пишет: но такова беспредела как в Мордовии я если честно не видел! В детстве я помню точно такого небыло! Что случилось?! Кто знает, скажите о реальном положении дел, относительно этого вопроса. Очень надеюсь что за прошедшие 6 лет чтото изменилось! это не только в Мордовии. Я родом с Самарской области - так там эрзянские деревни доживают свой век. Только бабушки остались. Колхозы развалены. Молодежь пьет так как вы рассказывали, ощущение такое, что живут последний день. Думаю эт оцеленаправленная политика по уничтожению не только эрзян, вообще всех малых народов. Давно на Севере так спаивают и отбирают земли у коренного народа. У нас в Самарской области (этим летом узнал), из Карелии бизнесмены всю округу по районам - бывшие колхозные пая (которые раздавались жителям сел) скупили. Что там будет и в какой форме - Инешкипаз наверное не разумеет. А села пьют и пустеют.

Семен: В летней экспедиции по заброшенным деревням Нижегородской области, в каждом доме первое что бросалось в глаза это горы пустых бутылок из под водки, в каждом доме!!!! Все дома разрушены, без окон и дверей.

Potapoff: Мне кажется, такое происходит не только в эрзянских деревнях. Сам я эрзя из русского села, ситуация не лучше что вы описывали. По-моему правительству плевать на национальность, русский ты, эрзя, чуваш. Кстати земельные паи у нас тоже скупают, только хозяева из Москвы. Как подумаешь, сколько сил стоило нашим предкам освоение этих земель, ведь эрзяне первыми заселяли территорию Самарской области, а теперь все это отдают за бесценок.

Семен: Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со ourperevoz.ucoz.ru/index/0-5 твори. это отношение к эрзянам. это висит на сайте Перевозского района Нижегородской области. Надо полагать официальное мнение и отношение.Комментировать даже нехочется

Potapoff: это отношение к эрзянам. это висит на сайте Перевозского района Нижегородской области. Надо полагать официальное мнение и отношение.Комментировать даже нехочется Я думаю правильнее бы было разместить здесь всю статью. Кстати очень интересная.

Семен: Перевоз – город районного подчинения, центр Перевозского района Нижегородской области. Расположен на реке Пьяна. Согласно данным 2005 г. население 9,2 тыс. жителей. История. (информация предоставлена Ананьиным В.К.) Битва русских с татаро-монголами – 2 августа 1377г. на реке Пьяна (Перевоз) Весной 1377г. стало известно, что царевич Синей Орды Арапша готовит поход на Нижегородские земли. Нижегородский князь Дмитрий Константинович (тесть Дмитрия Донского) тут же оповестил Москву и оттуда спешно прибыла рать во главе с Дмитрием Ивановичем (Дм. Донской). Но так как об Арапше ничего слышно не было, он вернулся домой, оставив Переславский, Юрьевский, Муромский и Ярославский полки со своими воеводами. Огромная рать двинулась из Н.Новгорода в сторону Дикого поля, но надеясь на своё многолюдство, потеряла свою боеготовность. Расположился стан русских воинов вдоль реки Пьяны (правый берег), протяжённостью около трёх километров (Новый Перевоз, Коноплянка, Конный завод). Здесь же и происходила битва, которая затем перешла на левый берег в междуречье р.Курача и р.Пьяны. В силу своей беспечности русские были наголову разбиты татарами. (До сих пор на трассе Перевоз-Б.Мурашкино близ села Шпилёво подъём называется «Княжа гора / Княжья гора». Безусловно, это связано с Пьянским побоищем. Есть предположение, что на этом месте князь выбрал свой наблюдательный пункт, а затем непредвидя сражения, уехал, оставив о себе память или же он здесь был убит, а возможно даже и захоронен. Древняя летопись описывает это событие так: «Перешедши реку Пьяну, вожди получили сведение, что толпы татар, появившихся в запьянье, очень незначительны, а сам Арапша находится в волчьей воде на Каме, в окрестностях (города Бирска), следовательно ещё очень далеко». Этот слух распустила, вероятно, коварная Мордва. Легковерные вожди, поверив ему, вздумали на степи Перевозной позабавиться, как дома в мирное время: скинули с себя доспехи ратные, оделись в лёгкие платья и устроили ловы на рыбу и птиц, потехи похмельные. Простые воины последовали их примеру. Весь стан, начиная от вождей до последних ратников, предался бражничеству и веселию. А между тем враг не дремал и готовился воспользоваться беспечностью русских вождей и всей ратью. Первого августа кутёж русских ещё более усилился (по случаю так называемого праздника). Второго августа татары и мордва ударили на русских с пяти сторон. Застигнутые врасплох предводители и воины, не успев взяться за оружие побежали к Пьяне; враги преследовали их, биюще и секуще, никому не давая пощады. Русские князья Пимеон был изрублен, а Иоанн, бросившийся на коне в Пьяну, утонул в волнах её. Ту же участь имели множество бояр и воинов. В этот роковой день татары трубили победу на костях христианских. Потом они оставя пленных, разумеется под надёжной охраной, пошли к Нижнему Новгороду. Но страшная весть о побоище запьянском долетела до Нижнего Новгорода прежде чем они явились у стен его: не многие ратники, спасшиеся от смерти и плена, принесли её. Страшный ужас поразил столицу княжескую; никто не думал уже защищаться. Князь Дмитрий Константинович бежал в Суздаль. По сказанию летописцев, тогда сгорело в Нижнем Новгороде 32 церкви. 7 августа татары перестали жечь и разорять город, а женщин и детей повлекли в неволю. Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со твори. Но тем не кончились бедствия Княжества Нижегородского: в следующем году явились новые толпы татар, а с ними и воины мордвы. Так за два года цветущие области Нижегородские превратились в пустыни, усеянные трупами и пепелищами. С 1779 года Перевоз стал уездным городом, а в 1798 году уезд был упразднён и Перевоз стал заштатным городом. В 1926 году Перевоз был переведён в разряд сёл и назывался Пьянский Перевоз. Только в 1962 году село было преобразовано в поселок городского типа. Законом Нижегородской области № 159-З от 15.01.2001 г. посёлку вернули статус города и Перевоз стал городом районного значения. взято http://ourperevoz.ucoz.ru/index/0-5

Potapoff: А кто-то еще говорил о добровольном вступлелении мордвы с состав России.

Семен: В скором времени «В 1377 году на мордовских землях новый золотоордынский феодал Араб-шах, который какое то время владел даже золотоордынским престолом и выпустил в 1375 году в Сарае небольшое количество монет от своего имени. Летом 1377 году отряды Араб - шаха с помощью мордовских – мокшанских князей внезапным ударом полностью уничтожили беспечно расположившуюся русскую рать на Пьяне и сожгли Н.Новгород. Власть в Мохше была передана мордовско - мокшанским князьям. В том же 1377 г. Мордовско - мокшанские князья собственными силами организовал набег пограничные нижегородские владения, где пришедшие без вести, удариша на уезд, и множество людей посекоша, а иных полониша, и остаточные села пожегша прочь» (В Гришаков). Вот так Уважаемый читатель, всем нам в школьные годы, вдалбливали на уроках, что Арб-шаху помогали коренные жители, эрзяне. Так просто и цинично осквернялся эрзянский народ. К сожалению этот факт татаро - мокшанского - мордовского вторжения остается неизвестным. Эрзян называют «мордвой» и под этой формулировкой получается, что эрзяне воевали против русских за татар, бесчинствовали на своих же землях грабили русские села, сжигали посады городов.click here

Семен: экстремисты

Семен: Деревцо липовое. Не так все.

RODED: То, что про пьянское побоище на перевозском сайте пишется о мордовском народе - это правда, но про эрзян там и слова не было сказано. Вы, уважаемые эрзяне, сами раздуваете всё это. Да и глупо сейчас на что-то обижаться. Немцы же на нас не обижаются, что мы их называли фашистами и фрицами из-за войны. Так и для русских в то время мордовский народ был чужим, однако сейчас мы вместе-братья, мы один народ и что нам делить?! Вы пишите, мол есть эрзяне, мокшане и т.д. и всё это верно, но давайте тогда ещё вспомним, например, полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и т.д. Так что ж вы всё делите - мы сейчас прежде всего РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ и Вы такие же россияне как и все мы. А с Вашей идеологией, то можно ещё и Пруссию восстановить или Богемию или Великое княжество Литовское, а ещё лучше Золотую Орду. Если есть вопросы, то пишите и я отвечу: okunevv@mail.ru

Nilkss Eri: RODED пишет: Да и глупо сейчас на что-то обижаться. Эрзяне не обижаются. Эрзяне хотят сохранить Эрзя народ, его язык и культуру.

Семен: RODED пишет: Если есть вопросы, то пишите и я отвечу: okunevv@mail.ru Вы Бог или его зам?? Простите за то что утрирую, но читается именно так, типа спрашивайте "Я ВАС НАУЧУ""" Вы Меркушкину и Мосину напишите и спросите зачем они создают новый народ и для чего воруют культуру эрзян??

tupikovs: RODED пишет: Немцы же на нас не обижаются, что мы их называли фашистами и фрицами из-за войны. 1. Валерий - ты немец? Откуда информация? Ты их так называл в личной беседе? 2. Каждый сам для себя решает, на что он обижается, а на что нет. Позвольте эрзянам самим решать, хорошо?

vijan1: А о чём спрашивать? Предельно ясная позиция. Но заметьте, прошу прощения за столь приземлённое сравнение, в жизни существует и жареная печёнка с луком и паштет (практически из тех-же продуктов). Вы за паштет - будьте здоровы! А все эти разговоры о возможностях восстановления Пруссий и прочих в случае если восстановится история народов существующих, в полном объёме, на мой взгляд, не более чем результат боязни покупки топора ( ведь им не только дрова рубят но и головы, возможно).

Potapoff: Вы пишите, мол есть эрзяне, мокшане и т.д. и всё это верно, но давайте тогда ещё вспомним, например, полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и т.д. Вообще то все вышеперечисленные народы уже не существуют, а эрзянский народ есть, со своей культурой, языком, обычаями. Так что ж вы всё делите - мы сейчас прежде всего РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ и Вы такие же россияне как и все мы. Мы прежде всего эрзяне, Российской Федерации может не быть лет через 10, уже канули в лету СССР, Российская Империя, Московское царство, а эрзяне как были так и остаются.

Владислав: Potapoff пишет: Летом 1377 году отряды Араб - шаха с помощью мордовских – мокшанских князей внезапным ударом полностью уничтожили беспечно расположившуюся русскую рать на Пьяне и сожгли Н.Новгород. Так вроде в тех местах эрзяне жили, а не мокши?!

Валентина: Деревцо липовое. Не так все. Семен,я и не сомневалась,что Вы сами нарисовали для себя свое деревце и пытаетесь навязать свое мнение всем и эрзянам и, в особенности, мокшанам. В Вашем деревце вместо уральской языковой семьи стоит надпись " Эрзянская языковая семья" или "Эрзянь мастор". верно???

Семен: Валентина пишет: Семен,я и не сомневалась,что Вы Знаете!! я устал от вашей назойливости, поговорите с мокшанами, могу адреса дать. Спасибо за понимание.

Валентина: Своя рубашка ближе к телу,если сам себя не похвалишь-эти пословицы являются, практически, девизом на вашем форуме.И эпос Масторава по вашему только эрзянский.А что мокшане и шокша не в счет??

Эрзянь нилькс: Валентина пишет: И эпос Масторава по вашему только эрзянский.А Почему же. Очень даже в счёт. Мы рады, что этот эпос, созданный эрзянином А.М. Шароновым, и мокшане считают своим. Кстати, на вопрос: "Каково примерное соотношение эрзянских и мокшанских текстов, использованных при написании эпоса "Масторава"?, автор ответил в интерьвью примерно так: примерно 90% текстов - эрзянские, 10% - мокшанские. Эрзяне гордятся эпическим творчеством своего народа и его вкладом в создание "Масторавы". Думаю, что и мокшанам в этом плане есть чем гордиться. И очень хорошо, что не только эрзяне эпос "Масторава" считают своим. Мы рады, что эрзяно-мокшанский эпос "Масторава" мокшане тоже считают своим. Пусть он поможет сохранению наших языков и народов.

Мокшень ава: А с каких это источников он черпал информацию для эпоса? Язык эрзя и язык мокша очень похожи.Может наоборот: 90% мокшанские или шокшанские, а 10% эрзянские??Наверняка господин Шаронов эрзя? Вот опять получается- своя рубашка ближе к телу....

Эрзянь нилькс: Мокшень ава пишет: Наверняка господин Шаронов эрзя? Да не "наверняка". Он точно эрзя. Написал "Мастораву" на эрзянском. Потом перевели её на русский и мокшанский. Мне представляется, что автор "Масторавы" знает, о чем говорит. И обижаться на это Вам не стоит. Гордиться надо. Если Вы живете в Саранске, или бываете там, то имеете возможность лично спросить А.М. Шаронова и об источниках, и о своих сомнениях. Попробуйте.

Александр: Мокшень ава пишет: Язык эрзя и язык мокша очень похожи Авай, ванан лангозт и аф шярхкодян, мезенди тон сувать тяза. Кельгсат тюрендема? Тяфтама тевсь аф пяк стака интернетса та кудца озада. Оцю тев тият Валентина мархта.

Семен: Александр пишет: Авай, ванан лангозт и аф шярхкодян, мезенди тон сувать тяза. Кельгсат тюрендема? Тяфтама тевсь аф пяк стака интернетса та кудца озада. Оцю тев тият Валентина мархта. Браво Александр! А по эрзянски вот напряг научиться после мокшанского так?

Валентина: Ну вот, хоть кто-то меня поддержал!Уважаемые форумчане! А вы не задумывались над тем, почему вам пытаются помешать проводить конгрессы и съезды(имею в виду эрзянские)?Я предполагаю(подчеркиваю,это мое предположение),что эти "гонения" могут быть потому,что вы пытаетесь присвоить себе и историю мокшан.Утверждаете,что мокшанский язык - это диалект эрзянского.Вот запись с" Народ мокшане": Эрзя встречается в летописях восточных шахов три тысячи лет назад, как кстати и Мокша. Кстати, Москва, и тому есть доказательства основана не 850 лет назад русскими князьями, а гораздо раньше прядка 1500 -2000 лет назад Мокшанами и назывался он первоначально Мокса, потом Моксва и лишь только потом переименован русскими в Москву. В Москве во время раскопок были найдены древние захоронения ,предположительно Мокшанские.

Александр: Семен пишет: А по эрзянски вот напряг научиться Истя, тёра, истя! Мокшекс авам корты, а тетям седе чатьмониця. Ансяк тон пек иля апаргадак, мон рузкс седеяк вадря кортан Валентина пишет: Кстати,Александр, можно по русски? Видите проблему то? Мокшанский язык в такой же опасности. Если кто-то что-то реально делает для сохранения языка и культуры (читайте: народа), не надо ругать. Судей и зрителей и так достаточно.

Эрзянь нилькс: Александр пишет: Мокшанский язык в такой же опасности. Верно. Эрзяне встают на защиту своего эрзянского. Мы поддержим мокшан в защите мокшанского. Если мокшанам, конечно, нужен родной мокшанский язык, а не ЕМЯ.

Эрзянь нилькс: Валентина пишет: Утверждаете,что мокшанский язык - это диалект эрзянского. Возможно, что кто-то из эрзян это и высказал. Поправьте его. А вообще-то, эрзянская официальная точка зрения такова: эрзя и мокша - это два народа, каждый из которых имеет свой язык, культуру и историю. Эту позицию достаточно отмечает эрзянская газета "Эрзянь Мастор". Хотя есть мнение, что мокшанский народ образовался из части эрзянского народа, попавшего под власть Хазарского каганата, воспринявшего многое от него, но сохранившего основную часть словарного запаса. Но кем себя считает мокшанский народ - определить это - суверенное право мокшанского народа. Эрзяне о своём праве называться эрзянским народом официально заявили на своих эрзянских Инекужо-Конгрессах. Мокшане этого пока не сделали. Не проводили мокшанских форумов. Если же мокшане примут Декларацию о названии своего мокшанского народа, эрзяне, мне представляется, с большим уважением отнесутся к этому событию и документу. Кстати, мокшане присутствовали в качестве почетных и уважаемых гостей на 2-м Эрзянь Инекужо. Оргкомитет 3-го Инекужо также пригласил мокшан направить своих наблюдателей на предстоящий Инекужо.

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Возможно, что кто-то из эрзян это и высказал. На форуме есть тема в которой есть размышления по этому поводу, именно размышления , а не утверждения.

Эрзянь нилькс: Валентина пишет: А вы не задумывались над тем, почему вам пытаются помешать проводить конгрессы и съезды(имею в виду эрзянские)? Не только пытались задумываться, но и постоянно анализируем причины этого: Эрюш Вежай 2007 ие. Мне кажется, надо делать и первое и второе. Распространяя знание о своём народе. Чем и Вы занимаетесь в разговоре с "мордвин"ом. Только так. Нам пятьсот лет вдалбливали кличку "мордва". Движение интеллектуальной мысли в пользу восстановления исторического имени народа Эрзя началось всего-то с десяток лет назад. Чуть больше. Оно воплотилось в Декларации о названии Эрзя народа (1995), которую власть в упор не видит и не хочет её замечать и уважительно учитывать. Это встречает ярое открытое и скрытое сопротивление властей, понимающих, что "мордвинизация" Эрзи - суть этап сладостной цели - русификации всех народов РФ. Восстановление же самоидентификации и самосознания Эрзя народа мешает "творческому" процессу создания "россиянца", не помнящего корней и не знающего языка предков. Язык - матрица национальной самоидентификации. Поэтому власть везде внедряет и защищает только русский язык-"государствообразующий". Сколько гос. институтов-учреждений на это работает. Теперь ещё один , президентский Фонд для этого создан, в том числе на деньги налогоплательщиков финно-угров. Другие языки инароды империи не нужны. "Мордва" - легко управляема, она послушный продукт многовековой работы империи, глина в её руках. Поэтому "мордвины" - у власти. Эрзяне - в оппозиции. Она, "мордва", империи нужна как донор в решении её задач. А Эрзя народ не нужен. У эрзян, в отличие от "мордвы", более высокий уровень национального самосознания и национальной гордости за свой народ. У эрзян благодаря этой базе (чёткой и устойчивой самоидентификации как ЭРЗЯ) появились по-настоящему общественные, независимые организации, СМИ. У "мордвы" они тоже вроде есть, но они все до единой содержатся государством и они будут до тех пор, пока существуют эрзянские. Как только эрзянские СМИ и общественные организации будут уничтожены, власть закроет и "мордовские". Она их создала, кормит, она же сама их также легко и безболезненно закроет. Протестовать и возмущаться против этого прикормленные "мордвины" не будут. Им найдут другие важные должности. "Мордвины", находящиеся у власти, знают о своем предназначении. Знают об отношении к их "деятельности". Но им платят именно за это. И хорошо платят. Поэтому мордвины "работают" в поте лица. Государство их ценит. Вместо совести перед своим народом власть им дала другие чувства, весьма разные и сильные, способные заглушить Совесть. А эрзяне свои институты создали сами: флаг, Инязор, Атянь Эзем, "Эрзянь Мастор", эрзянские порталы в Интернете, ЭЭК на "общемордовских" съездах, Эрзянь Инекужо-Эрзянский конгресс, Фонд спасения языка, несколько региональных эрзянских культурно-просветительных организаций, Раськень Озкс, Велень Озкс, эпос "Масторава". Эта "самодеятельность" эрзян раздражает власть. Видимо, довольно сильно, хотя все это эрзяне делают в рамках законов РФ. В этом раздражении - причины всех нападок власти на эрзянские институты: Фонд спасения Эрзя языка, "Эрзянь Мастор", Раськень Озкс, создателя "Масторава" эпоса, Инязора, эрзянские порталы и т.д. и т.п. Комментарий: Вы правы: "Если говорить честно,то мне всё таки кажется,что от этого поганого ярлыка "МОРДВА" не деться никуда ещё лет эдак .....дцать. " Комментарий: Только нам надо не "деваться", а надо работать, работать, чтобы не только все эрзяне себя называли Эрзя, но и другие нас называли Эрзей тоже...

Валентина: Кстати,Александр, можно по русски?

Семен: Дожили, мокша мокшу на родном не понимают.

Kuraevo: Когда вся страница на рашке написана ,форум можно назвать бело -красно -синим

Kuraevo: Эрзянь Мастор не повезло историческо-географически, не с шведами не познакомились, не с литовцами - поляками,Московский кремль наш друг - всё остальное - свобода,наша индентичность - наш враг

Kuraevo: Я извиняюсь, многим выгодно быть мордвой или уже русским, потому что они кормятся от этого, а мотивации быть Эрьзёй за это нефтедоллары не предлогают, и давно ругаюсь по русски.

Kuraevo: Москва - Четвёртый Рейх, она ассимулирует в Великую Россию, не уничтожая физическое тело, как это было в Третьем Рейхе!

Kuraevo: Вырождение эрзянского народа - Арась коу молимс.



полная версия страницы