Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 218, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Петрович: По статье Сергу : В целом, концептуальное сопоставление и изложение результатов анализа исторических документов, древних и не очень, не вызывает сомнений. Маол ! Восторгов никто не ждет, восторженные отклики могут быть потом, следуя известной триаде: "не может быть" - "может и быть" - "это давно известно !"

Маол: Может по тому что статья полностью ломает все устоявшиеся представления о "происходивших событиях", полученных из окружающего нас информационного поля и учебников истории. Наверное слишком резкая, я конечно за последний год узнал о своём народе достаточно много интересного того чего не знал до этого, своего рода перезагрузка мировоззрения, однако данная статья на сегодняшний день пока в голову не укладывается...возможно вы правы Петрович, может со временем уложится.

я эрзя: "Бандера" выступила против эрзян или кто хочет уничтожить эрзян России??


Сыресь Боляень: я эрзя пишет: "Бандера" выступила против эрзян или кто хочет уничтожить эрзян России?? Уважаемый "я эрзя"!!! Текст Вашей ссылки на статью диаметрально противоположен по смыслу содержанию статьи. Приведённая Вами статья, как раз, поддерживает эрзян и автор явно симпатизирует Терюшань Сергу. Настоятельно рекомендую выучить украинский язык, для того, чтобы не допускать впредь таких грубых ошибок. В статье, по размещённой Вами ссылке, просто переводится статья Терюшань Сергу. Есть только один абзац где приводятся слова политолога "Алевтины Семеновой. Перевожу его для непонимающих украинский. "Терюшань Сергу явно боїться репресій з боку федеральної влади РФ і саме тому критикує тільки місцевих владоможців. Однак, таке формулювання проблеми етноциду ерзян є, щонайменше, наївним, - заявляє київський політолог Алєвтіна Сємьонова. – Ерзяни перебувають на тій стадії руйнації етносу, коли людям треба радикально відкривати очі – втілювачем етноциду є і республіканська, і федеральна влада РФ". На думку експерта, показовим доказом цього є вкрай незадовільний національний стан ерзянських громад поза межами Мордовії – на етнічних землях в інших суб’єктах РФ. Насамкінець Терюшань Сергу наводить витяг зі згаданої статті кримінального кодексу РФ: ПЕРЕВОД Терюшань Сергу явно боится репрессий со стороны федеральной власти РФ, и поэтому критикует только местных властителей. Однако такая формулировка проблемы этноцида эрзян, по меньшей мере, наивна,- заявляет киевский политолог Алевтина Семенова. -Эрзяне находятся на той стадии разрушения этноса, когда нужно радикально открывать глаза - (воплотителем) источником этноцида являются и республиканская, и федеральная власть РФ" По мнению эксперта, ярким доказательством этого, есть совершенно неудовлетворительное национальное положение эрзянских обществ за пределами Мордовии - на этнических землях в других субъектах РФ. В конце Терюшань Сергу приводит выдержку из вышепомянутой статьи уголовного кодекса РФ, И при чём тут вообще Бандера? Это Вы про Украину? Надеюсь, что Вы не провокатор, а просто плохо учились в школе Всего Вам хорошего...

Эрзянь нилькс: Ялгат, тезэнь эряви седе ламо путнемс кулят эрзянь раськеденть, эрзянь ломантнень тевдест.

Эрзянь нилькс: Пельиеде ламонь ютазь одс кармась неявомо Эрюш Вежаень И-вальмазо. = После более, чем полугодового отсутствия вновь заработал сайт Эрюш Вежая: http://www.torama.ru/erziana/index.php

Эрзянь нилькс: Эзяне не одиноки в стремлении к автономии: http://mariuver.wordpress.com/2010/05/19/kareliju-svobodnoi/#more-17289

Эрзянь нилькс: Русский национализм не вызывает у властей РФ никакой отрицательной реакции: http://uralistica.ning.com/profiles/blogs/u-russkih-nacionalistov Издание же эрзянской газеты "Эрзянь Мастор" ( в ней вообще ни разу не звучал даже термин "эрзянский национализм")преследовалось в течение двух лет мордовскими властями. Несмотря на решение Верховного Суда РФ вопрос о закрытии эрзянской независимой общественно-политической газеты "Эрзянь мастр", в которой нет ни слова об эрзянском национализме, до сих пор остаётся открытым. Руские националисты могут не только называть себя таковыми, но и свободно издавать журнал с таким названием. "главный редактор, Константин Крылов, подчеркивает, что журнал предназначен для теоретической работы: его задача — сформировать «высокий» дискурс русского национализма, ввести национализм, ныне табуированный и дискредитированный, на равных в круг других политических идеологий." Эрзянским защитникам Эрзя языка и культуры сразу же приклеивается ярлык "сепаратистов" и "разжигателей национальной розни". Такова Россия, в Конституции которой говорится, что она является государством равноправных народов.

Сергу: ПРИВАТИЗАЦИЯ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗГАРЕ.

Сергу: У финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 гг., на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии. ДАВНО ХОЧУ СПРОСИТЬ У АВТОРА СТАТЬИ, почему он решил, что этот эрзянский праздник принадлежит финно-уграм???? В рамках сегодняшней приватизации эрзянской культуры финно-уграми, для меня это очень важно знать. [url=http://erzianraske.forum24.ru/?1-1-0-00000021-000-0-1-1276198084] ПРИВАТИЗАЦИЯ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗГАРЕ. [/url]

Танюш: Сергу пишет: ДАВНО ХОЧУ СПРОСИТЬ У АВТОРА СТАТЬИ, почему он решил, что этот эрзянский праздник принадлежит финно-уграм???? Считаю, что это очень важный момент, нельзя его обойти молчанием, сначала мокшо, а теперь еще и финно-угры прибавились, что же останется от нашей истории и культуры?!!

Сергу: Танюш пишет: Считаю, что это очень важный момент, нельзя его обойти молчанием, сначала мокшо, а теперь еще и финно-угры прибавились, что же останется от нашей истории и культуры?!! Плохо, что все пытаются острые углы обходить стороной

Сергу: Если данный финно-угорский финт останется эрзянами не замеченным, то происходящее можно расценивать как предательство своих эрзянских предков. Полагаю, оргкомитет по проведению Раськень Озкс должен сделать заявление по поводу случившегося.

Терюшань Сергу: Чьим предкам молишься, эрзя?

Танюш: натыкаться на острые углы мало кто любит, но для этого и надо их отсекать, а не обходить стороной

Сергу: Готовится репортаж об эрзянах Нижегородской области, участвующих в мероприятиях в г.Н.Новгороде в день единства 12 июня 2010 г. На фото Аношонь Тумай, директор музея эрзянской культуры дает интервью телеканалу "Волга". Фото . Терюшань Сергу

Танюш: Сергу пишет: Готовится репортаж об эрзянах Нижегородской области, участвующих в мероприятиях в г.Н.Новгороде в день единства 12 июня 2010 г. Сергу, с нетерпением ждем)) Эрзянский флаг на фоне крепостной стены Обран Ош (хоть и современной кладки) греет душу!!!

Танюш: Эрзянские Эрьмези несут миру любовь А церазо мик тевень кельс маштыль, Тевень мельс содыль, тевень потс совиль, Эрьва мезть теиль, эрьва мезть нолдыль, Мерильтькак Эрьмезь сонзэ эйстэнзэ. Яков Кулдуркаев. ЭРЬМЕЗЬ. Ёвкс кезэрень пингеде 11 июня 2010 года состоялось открытие выставки «Моя Россия» в живописном курортном городке Сестрорецке, что близь Санкт-Петербурга, куда я была гостеприимно приглашена председателем Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь» Петром Рябовым. Будучи уже знакомой с творчеством эрзянских резчиков и заранее проинформированная об участии в данной выставке известного эрзянского художника-этнофутуриста Юрия Дырина, я без долгих раздумий и с нескрываемым желанием окунуться в родную атмосферу эрзянской культуры отправилась в Сестрорецк. Путешествие оказалось не столь длинным, а впечатления я получила самые наиярчайшие, в чем, собственно говоря, была заранее уверена. Вы спросите: почему эпиграфом к своей статье я выбрала строки из поэмы Якова Кулдуркаева «Эрьмезь», написанной живописнейшим эрзянским языком? И я вам отвечу: есть самая тесная связь между этой эпической поэмой и творчеством резчиков из небольшого эрзянского села Подлесная Тавла, выбравшими совершенно неслучайно своему сообществу одноименное название «Эрьмезь». Резчики из Подлесной Тавлы, подобно сказочному Эрьмезю, мастера своего дела, из-под их рук выходят добрые, сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно. Вот стоит несговорчиво склонив голову упрямый конь –«Набой лишме» в исполнении умудренного жизненным опытом Василия Ширманкина, а рядом застыла коза, запряженная в сани, – «Истяяк эрси» («И такое бывает») талантливого мастера нового поколения Романа Рябова. Невозможно без улыбки наблюдать за действом, запечатленным молодым ироничным резчиком Юрием Титойкиным в сюжетной скульптурной композиции «Кильдизе» - «Запрягли». Смотришь на их работы, и душа радуется – словно солнечный свет излучают деревянные фигурки, с любовью вырезанные из липы. Мудростью и добротой светится лицо старика, рассказывающего были и небылицы собравшейся вокруг него детворе, в композиции «Эрьмезь» Александра Рябова. Плывет несгибаемо и жизнеутверждающе на лошаде-ладье Инешкепаз –«Эрянь ломанень теемась» (Эрзянский бог –создание эрзян), исполненный известным эрзянского резчиком Петром Рябовым, в улыбках расплываются лица домочадцев многодетной семьи, ожидающей очередное чудо рождения, в скульптурной группе «Ветеце» -«Пятый», созданной им же. Мгновения народного быта, эрзянского уклада жизни, запечатлены современными Эрьмезями в их неповторимых, уходящих корнями в древние традиции, деревянных работах. Надолго остаются в памяти работы Николая Бочкина: «Сыречи» («Старость») и «Кортнема» («Беседа»), деревянные скульптуры Александра Наумова, бесчисленные «Чамаксы» («Облики») – такие разные, каждый со своим – «необщим», выражением лица, со своей судьбой и исключительным характером. Запомнилась мне и удивительно светлая поэтичная работа «Эйкакшкань лишме» («Конь из детства») молодого мастера из Подлесной Тавлы Вячеслава Гагарина. Уже позже, листая дома эрзянский литературный журнал «Сятко», я обнаружила к своему изумлению, что интуиция меня не подвела и на сей раз, недаром в голове промелькнула мысль о поэтичности созданного им образа детства - Вячеслав пишет стихи. И вот одно из них, наиболее мне понравившееся: Курок прядови якшамо телесь, Мезесь ульнесь, се ульнесь ды стувтовсь… Сувсо тапардазь оймесь ды мелесь, Кельме паксява вечкемась сувтавсь. Сиянь лопатне ацызь масторонть, Ормань тюссо копачавсь менелесь. Кода, мекс истя лиссь, мон а содан, - Седей псинть ловсо мадстизе телесь. Ансяк кеман ды учан прок эйде, Эрьва ве текень онстон мон неса: Кода сон монень цянавокс пейди Се килеенть ало, вирьчиресэ. Мелодика стиха слышна каждому, для этого вовсе не обязательно знать язык, а смысл незнающим я поясню - это стихотворение о любви, об ушедшей любви, воспоминания о ней и ожидание ее возвращения: Только верю я и жду, как дети - солнца, Вижу сон один и тот же каждой ночью: Ласточкой летит любовь и мне смеется Под березами, что вдоль лесных обочин. Любовь, именно она и является основным лейтмотивом выставки в Сестрорецке. Любовь всеобъемлющая – от любви к травинке, к цветку, до любви ко всему земному, ко всей природе, которая вокруг нас, неотъемлемой частью которой являемся и мы сами – люди. Светом такой безграничной любви наполнены и деревянные скульптуры резчиков общества Эрьмезь, и полотна самобытнейшего эрзянского художника-этнофутуриста Юрия Дырина. Именно светлое, жизнеутверждающее, здоровое начало объединяет их. Сказочный волшебный мир полотен Юрия Дырина завораживает, можно бесконечно всматриваться в древние эрзянские тешксы его орнаментов. Невесомость, воздушность «Розового всадника», летящего в предрассветной нежной мгле и возвещающего начало нового дня… Многообразие красок, эмоциональная насыщенность «Художника»… Солнечная отрешенность от всего земного «Двух ангелов»… Озорная, фееричная, со смешными косичками «Девочка-тинейджер»… И, наконец, «Двое среди цветов» - как апофеоз всей выставочной экспозиции, гимн вечной любви двоих… На мой вопрос, как приходят к нему столь необычайные образы, Юрий ответил, что заранее он, как правило, не продумывает композицию. Художник полностью отдается во власть своего вдохновения, именно оно и движет его рукой, именно оно подсказывает форму и содержание. Субъективный импульс художника с эрзянскими корнями и является первопричиной создания сказочных образов, диковинных орнаментов, пестрых красок и солнечной лучезарности картин. Лоскутная фактура полотен Юрия Дырина невольно заставляет вспомнить великого первооткрывателя этой техники – Павла Филонова, сам художник и не отрицает этого влияния, напротив, он приводит известные слова своего гениального предшественника: «Упорно и точно рисуй…вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Эту «клетчатку цветка» невольно ощущаешь, любуясь на работы Юрия Дырина, именно эта плотность, насыщенность, любовное отношение к любому предмету – будь то прекрасный цветок или почва, из которой он произрос, и притягивает взор многочисленных почитателей его таланта. И здесь я ловлю себя на мысли: как же это свойственно нашей эрзянской душе – ощущение своей неотъемлемой сопричастности к окружающему нас миру и невольное восхищение первозданной природой! Возможно, именно в этом и кроется жизнеутверждающее начало деревянных скульптур тавлинских резчиков и солнечность полотен Юрия Дырина, именно это и объединяет этих творческих людей, привлекая к их искусству все новых и новых поклонников. Татьяна Ротанова (Вирява) Санкт-Петербург, 13.06.2010 г.

Эрзянь нилькс: Эрзят, эрьвачинь тевтнесэ пивтезь-эвтезь илядо стувто Раськень Озксов анокстамо ды шкастонзо сыргамо. Кирдеде мельсэнк: Раськень Озксонь анокстамокуронтень эрявить тынк виенк-превенк, ярмакткак эрявить. Эрзяне, в повседневных заботах не забудьте о подготовке к Раськень Озкс и вовремя приехать на него. Имейте в виду, оргкомитету Раськень Озкс необходима ваша помощь. Нелишней будет и посильная финансовая поддержка.

Эрзянь нилькс: Очеpедной номер "Эрзянь Мастор": http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php

Терюшань Сергу: МЕЖДУ ФИННАМИ И УГРАМИ. МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ Часть II Родство финно-угорских народов провозгласил в конце XVIII в. венгерский просветитель Янош Шайнович (1733-1785). Это безосновательное умозаключение со временем политизировалось и уж более двух веков гипотеза финно-угорского родства преподносится в качестве аксиомы. Лозунг «один праязык в прошлом – одна родственная общность сегодня» характерен для политизированных финно-угорских организаций. Сами народы не только отодвигаются на второй план, как объединения с локальными культурами, но и вообще вычеркиваются из истории, лишаются права на будущее. Историческое прошлое народов и созданный ими культурный пласт преподносятся обществу как давно устаревшие, полудикие, все это способствует постепенному угасанию национального самосознания представителей этих народов, и, как результат такой политики, этносы становятся малочисленными, а вскоре и вовсе уничтоженными. Читайте всю статью

Терюшань Сергу:

Танюш: Знаковое фото!

Маол: Ого, кодамо коцтось!

Терюшань Сергу: Ялгат! Друзья! Хочу дать вам прочитать материал и высказать свое мнение. Читайте тут через пять минут. Данная статья публиковалась ранее, сейчас представляю доработанную автором статью. И так ваше мнение по статье?? Шаронов А.М. Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Терюшань Сергу: Дикости Чиновники Мордовии живут устаревшими аксиомами, пытаются спрятать непопулярную в народе мордовскую (мокшанскую) историю, а прятать есть что. Это ли не оскорбление целого народа - эрзян, во весь голос говорящее о дикости чиновников, которые уважают только свои политические выгоды. В республике в почете высказывания такого рода: не важно, кто какой национальности, важно быть человеком. Также в Мордовии пропагандируются и поощряются многонациональные семьи.

Сантяй: Терюшань Сергу пишет: В республике в почете высказывания такого рода: не важно, кто какой национальности, важно быть человеком. Также в Мордовии пропагандируются и поощряются многонациональные семьи. Видестэ евтазь. Валтнэ "не важно, кто какой национальности, важно быть человеком" парт, эйсэст покш сусть. Ансяк Мордовиясо лия юр путозь неть валтнэнь потс.

Терюшань Сергу: Читая свежий номер газеты "Эрзянь Мастор" удивился и огорчился, поэтому спрашиваю, а что случилось?? Может только мне одному так кажется????

Танюш: Терюшань Сергу пишет: Может только мне одному так кажется???? Я тоже огорчилась(( я уже написала о своем отношении к этому номеру, извините, но повторюсь: ...последний номер Эрзянь Мастор -от 30 июня, - ни одной актуальной статьи в номере, и это в преддверии Раськень Озкса!! Ни слова ни о предстоящей переписи, ни об извращении мордвинами первоначального смысла всенародного эрзянского моления... Статья А.М.Шаронова, провозглашающая Россию финской, наводит на мысли о ее заказном характере. Россия не финская, слишком много чести для финнов, и эрзяне - это не финны, а русы!!! довольно уже противоречить себе и закрывать глаза на очевидное.

Танюш: Совершенно не понимаю, почему эрзян, занимающих ранее всю центральную часть Руси, фактически всю Восточно Европейскую равнину, причисляют к финнам?!! мне кажется, что логичнее было бы наоборот: финнов, а вернее - суоми, причислить к эрзянскому этносу. Поэтому утверждение: "Между тем Россия - финская страна не только по территории, но и по населению, языку, культуре, менталитету" считаю не только ошибочным, но и опасным, так как оно сильно отдает русофобией и безосновательным финно-угорским превосходством.

Терюшань Сергу: Танюш пишет: почему эрзян, занимающих ранее всю центральную часть Руси, фактически всю Восточно Европейскую равнину, причисляют к финнам?!! Логика такая. не хотите быть финно-уграми будете ФИННАМИ))) Самые близкие к финнам, должны поддержать)))

Сыресь Боляень: Паряк ламо важодемась ульнесь Раськень Озксонть анокстамостонть? Ды миньгак эзинек кучо мезеяк. Мон пурнакшнынь, чумоян - эзия кучо сёрмадовксонть. Стака, аламонест Саран ошсо... Истя арсян.

Терюшань Сергу: Терюшань Сергу приветствует Эрзянь Нилькс, Шумбрат!!!

Эрзянь нилькс: Шумбрань чить, паронь тевть, Сергу! Шумбратадо, эрзят, шумбратадо, ялгат. Илядо стувто анокстамо Раськень Озксонтень.

Эрзянь нилькс: Од изнявкс эрзянь тевсэ: http://erziana.my1.ru/news/ehrziana_podvodit_itogi_godovoj_raboty/2010-05-30-41 "Эрзиана"-нь теицятне арсить Раськень Озксонтень нолдамо валморонь-ёвтнемань пусмо. Паро мельсэ учотано пусмонть лисеманзо.

Терюшань Сергу: Сходные по звучанию слова в русском эрзянском языках. Значение слов не рассматривается. Исследования фонетики русского и эрзянского языков Сравниваться будут и иностранные слова используемые в русском языке, это наглядно покажет изменение фонетики слова и как оно приобретает одинаковое звучание для русского и эрзянского языков Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Собрано уже более четырехсот слов, смотрим все слова ....

Сыресь Боляень: А = а Аванс = аванса (не буду смотреть) Авария = аварии (не продырявится) АВВА (церк. отец; Создатель, Бог) = ава (мать, женщина) Авиз = авизди (не стесняется) Авось (Бог поможет) = Авась (мать, женщина) Авсень = авесень (не у всех) Автор = ава тор (женщина, мечь) Ага = Ага (женское имя) Аговеть = Агония = акония (не закрывает глаза) Адея (стонает, к себе призывает) = атеи(я) = (ничего не делает) Ажио = ажия (оглобля) АЗ = п АЗ (бог) Азарт = азёарт (иди езжай) Азарт = азорт (хозяева) АЗБУКА = аз бука (иди? бык) АЗЕТЬ, АЗЯТЬ = асеть (не те) Аист = аистя (не так) АЙ =ай АЙДА = айда АКАТКА = акатка (не кот, кошка) АКАТЬ, аськать (спрашивать част) = ашкади (не разговаривает) Акация =акатция (не оставишь) АККОРД (согласие, соглашение, условие, сделка) акорты (не разговаривает) АКОЛИТ = аколыть (не портят) Акулы = акулы ( не умрет) Аллея = аллия ( другое яйцо) Алмазы = алмазы (красивое яйцо) Алтарь = ал тор (яйцо меч) алтын =алтынь (обещал) Алчный = алшный (хвалящий яйцо) Аммиак = амеяк теят Анилин = анили (не глотает) анис = анись (не жена) Аорта = аорты (не кинет) Апорт = апарт ( не хорошие) Аппарат = апарат (не хороший, не мычишь) Аресты = аресты ( не жарит) Атас =атясь (старик) Неть валтнєнь, паряк ракамкас єряви путомс...., а куляс...

Танюш: Аорта = аорты (не кинет) Аппарат = апарат (не хороший, не мычишь) На мой взгляд, очень метко, и никакого смеха они у меня не вызывают, напротив, посмотрите, какой заложен в них изначальный смысл. Многие современные слова утеряли свое природное значение, величайшие умы бьются над тайным значением слов, и, кто знает, возможно, именно через наш эрзянский язык и можно найти тот праязык, с которого все когда-то зарождалось.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: посмотрите, какой заложен в них изначальный смысл. Аорта не кидает, а аппарат не мычит? Очень глубокий философский смысл. Жаль, что он для меня недосягаем...

Танюш: Сыресь Боляень, ну тогда по крайней мере улыбнись)))



полная версия страницы