Форум » Весемезэ эрзянь раськеденть /Все об эрзянском народе. » Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение) » Ответить

Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

Семен: EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН. Эрзянь кулянь невтемакурось. Эрзянская служба новостей. Эрзят! Ялгат! Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек! Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть! Эрзяне! Друзья! Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно! Сами присылайте новости об Эрзя народе!

Ответов - 146, стр: 1 2 3 4 All

Эрзянь нилькс: Терюшань Сергу пишет: Я готов туда поехать, правда меня с уралистики удалили. Мезе ней, "удалили"? Сестэ мон ёвтан тензэ, келя, тон молят. Ды кевкстьса сюлмавксонь тешксэнзэ. Сави молемс эсеть ярмаконь лангс. Учан валот.

Эрзянь нилькс: Терюшань Сергу пишет: Я готов туда поехать, правда меня с уралистики удалили. Сёрмадт тезэнь: Шкляев сёрмадсь: Можно написать сюда http://uralistica.ning.com/profile/obschestvorossestonskojdruzhby

Эрзянь нилькс: Резолюция I -го Всесоюзного съезда общества национального возрождения «Масторава» Двадцать лет назад 3-4 августа 1990 года в Саранске состоялся учредительный Съезд культурно-просветительного общества «Масторава». Он был итогом борьбы за официальное признание движения за права Эрзя и Мокша народов. Жизнь общества была скоротечной. Всего лишь полтора года. Уже в марте 1992 года на смену «Мастораве» «вызрел» проправительственный съезд «мордовского» народа. Несмотря на это, движение «Масторава» явилось силой пробуждения этнического самосознания, сплочения Эрзя народа, обретения своего собственного имени – Эрзя. Оно способствовало выходу эрзян из надуманно-фальшивой общности «великий советский народ», выходу из не менее ложного, но ещё более опасного понятия «мордовский народ». На съезде царила стихия радостей. Думали, наконец-то пришла долгожданная весна, пришла свобода от колониального рабства! Год, другой и от полыханья радостей остался один пепел. Из когорты восьмидесятников, первооткрывателей «Масторавы», не изменивших идеалам движения и верно служащих им, осталось ныне трое: Кшуманцянь Пиргуж (Мусалев Г.Д.), Шарононь Сандра (Шаронов А.М.) и Нуянь Видяз (Четвергов Е.В.). Свободу (слова, совести, право на выбор языка…) просто так, за бесценок никто и никогда не давал и не даст. Она не подачка. За нее надо стоять, бороться, рисковать и многим жертвовать. О задачах общества говорит резолюция Съезда. ********************************** Резолюция I -го Всесоюзного съезда общества национального возрождения «Масторава» *************************** Съезд констатирует и объявляет всему мировому сообществу, что нынешнее состояние древнейшего народа Восточной Европы – эрзи и мокши, создавшего уникальную духовную и материальную культуру, вызывает серьезную тревогу. Как этнос он вплотную подошел к роковой черте исчезновения. В его сознании утверждается национальный нигилизм. Спланированные «ошибки» в социально-экономической политике вызвали небывалую волну миграции коренного населения. Только за последние пять лет из республики выехало 25 тысяч человек, из них 20 тысяч эрзя и мокша. Сегодня в МАССР проживает всего третья часть аборигенного населения. Скоро от национальной автономной республики останется только ее название. Катастрофически уменьшается количество мокши и эрзи во всех регионах СССР. Если в 1920 году в стране их насчитывалось более 1,4 миллиона, то по данным переписи 1989 года они составляют лишь 1,15 миллиона человек. С каждым годом блекнет карта республики. За последние тридцать лет с эрзянской и мокшанской земли – Масторавы исчезло 940 сел и деревень. Такое разорение в состоянии нанести только жесточайшая война. В то время, когда официальная политика защищала попранные права американских индейцев и других народов, у себя в стране сползли в пропасть целые нации, среди которых лидируют эрзя и мокша, расположенные ближе всех к Москве. До сих пор местные власти не признают положение эрзи и мокши как трагическое. Они боятся ответственности за содеянное зло и не желают принимать радикальных мер по спасению умирающей нации. «Масторава» обращается ко всем финно-угорским народам с призывом к консолидации в это тяжелое время. Она надеется, что наша великая страна, которая много десятилетий подряд жертвует благоденствием, честью и достоинством своих народов, наконец-то обратит взоры свои на самое себя и окажет помощь российским народам среди которых наиболее катастрофическим является положение эрзя и мокши. Съезд провозглашает ведущим направлением в деятельности «Масторавы» сохранение и развитие эрзянского и мокшанского народа. Он предлагает в законодательном порядке создать необходимые условия для возвращения в родную республику отдельным лицам и семьям, которые вынуждены были покинуть родину из-за национальной политики, проводимой в МАССР. Движение «Масторава» возникло как закономерный результат действия позитивных процессов перестройки. Партийно-государственный аппарат всячески препятствовал его становлению и регистрации. Оно является выразителем и проводником народных идей, выступает в поддержку демократии и гуманизации страны, за консолидацию устремлений эрзян и мокшан, всего населения республики на национальное и социально-культурное возрождение. Для успешной реализации идеи возрождения, являющейся основополагающей в деятельности «Масторавы», съезд считает необходимым в качестве первоочередных мероприятий осуществить следующие: - переименовать Мордовскую ACСР в Эрзянскую и Мокшанскую ACСР; - обеспечить самоопределение эрзян и мокшан за пределами МАССР, образовать автономные административно-территориальные единицы различного уровня в местах их компактного проживания; - предоставить эрзянам и мокшанам, проживающим за пределами республики, культурно-национальный суверенитет; - восстановить постоянное представительство МАССР при правительстве РСФСР; - установить прямые экономические, научные и культурные связи республики с Финляндией и Венгрией; - учредить в г.Саранске представительства Финляндии, Венгрии, Эстонии, других финно-угорских государств; - на основе всенародного референдума решить вопрос о переименовании мордовской национальности в эрзянскую и мокшанскую национальности в соответствии с исконными этнонимами этих народов; - в Верховном Совете МАССР и Совете Министров создать специальные секторы и отделы для практического осуществления идей, выдвигаемых «Масторавой»; - при МГУ им. Н.П.Огарева открыть факультет финно-угроведения и факультет национальной культуры; - в учебные программы школ и вузов включить изучение фольклора, истории, этики, эстетики и философии эрзя и мокши; - выдвигать на важнейшие руководящие должности в республике (Председатель Верховного Совета, Председатель Совета Министров, министры и их заместители, в национальных районах и населенных пунктах – председатели Советов и исполкомов, руководители ОНО и отделов культуры, хозяйств, школ, детских и культурно-просветительных учреждений и т.д.) представителей эрзянской и мокшанской национальности; - переориентировать республиканские и районные газеты на освещение истории, культуры, науки, социально-экономической и духовной жизни всех эрзян и мокшан СССР, практиковать публикацию материалов на трех языках, газете «Советская Мордовия» прекратить антиэрзянскую и антимокшанскую пропаганду и разжигание межнациональной розни; - обеспечить ежемесячный выход журналов «Сятко» и «Мокша», увеличить объем детских журналов «Пионерэнь вайгель» и «Якстерь тяштеня», переименовать названные журналы; - преобразовать НИИЯЛИЭ при Совмине МАССР в Институт истории и культуры; - установить паритетное двуязычие в республике; - ввести обучение в дошкольных учреждениях и начальной школе на родных языках, русский язык преподавать как предмет, в средней школе и вузе развивать двуязычное образование; (выделено нами - Ред.). - восстановить разрушенную топонимику в МАССР и других эрзянских и мокшанских регионах; - включить исконные названия населенных пунктов и рек в книгу «Административно-территориальное деление МАССР» и другие документы; - одобрить обращение Верховному Совету Мордовской АССР. (текст прилагается) - открыть в Саранске Национальный культурный центр; - восстановить права народа республики на территории, отчужденные под ГУЛАГ и другие запретные зоны (Зубово-Полянский, Теньгушевский, Темниковский, Ельниковский районы); - организовать в эрзянских и мокшанских селах филиалы промышленных предприятий, построить цеха по переработке сельскохозпродукции, создать хозрасчетный центр по организации связей предприятий с сельскими и поселковыми Советами, наделив его правами организатора нового производства. Съезд приветствует стремление народов России к возрождению и суверенитету. Поддерживает идею об объявлении 12 декабря (дня рождения деятеля финской культуры Сибелиуса) всемирным финно-угорским праздником. Провозглашает день открытия I Всесоюзного съезда «Масторава» - 3 августа – Днем национального возрождения эрзян и мокшан. Съезд обращается к Верховному Совету МАССР с требованием придать эрзянскому и мокшанскому языкам статус государственных языков, провести в 1991 году Всесоюзную перепись эрзянского и мокшанского населения. 4 августа 1990 года


Эрзянь нилькс: Уралистикасо моли кортамо, кикс ульнесть каратайтне татаронь кельс ютамодо икеле. Мон ёвтыя мелем, койсэм, эрзякс. Те меленть видечинзэ юрокс путыя те ванмонть: Истя сёрмадынь: Comment by Erush Vezhai Слово "мушкалар" по моему мнению может проискодить от эрзянского слова "мушко"=лён. Эрзяне Самарской и соседних с ними ныне входящих в Татарстан районов до 30-х годов 20-го столетия возделывали и обрабатывали МУШКО=ЛЁН. Одежда была из льняного холста. Вполне возможно, что татары заимствовав эрзянское слово "мушко" и в своей фонетике называли соседей эрзян "мушкалар", что может значить: люди, носящие льняную одежду, возделывающие лён. Эрзянская национальная одежда - белая с продольными красно-черными вышитыми линиями от плеча до подола и по рукавам, 6-8-12 полос. Виде мелем, эрзят?

Терюшань Сергу: МОРДВА - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА "Я уверен, что мы все осознаем себя одним народом......... говорящим на разных языках" А.Лузгин, председатель Госкомитета по национальной политике Мордовии

Терюшань Сергу: В Мордовском педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева на филологическом факультете будут готовить специалистов татарского языка. Выпускники факультета татарской филологии в будущем повысят качество преподавания родного языка в сельских школах республики - об этом сообщают СМИ Мордовии. Следует заметить, что в Мордовии в настоящее время проживает более 50 тыс. людей татарской национальности. В 26-ти общеобразовательных школах татарский язык изучают более 2,5 тыс. детей. Так в Республике Мордовия на фоне плохо скрываемой ненависти ко всему эрзянскому со стороны властей начинает просматриваться тенденция к консолидации мордовской этнографической группы с татарским народом. После объединения этнографической группы мордвы с татарами, новоявленный этнос может с полным правом претендовать стать первым по численности на древней эрзянской земле.

Терюшань Сергу: МИХАИЛ МОСИН ЛИДЕР МОРДОВСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. ПОЛИТИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Эта фигура среди эрзянского общественного актива возникла внезапно. Его появлению предшествовала череда непонятных смертей избранных руководителей мордовского движения - Надькина Д.Т. и Чиняева Н.И. С самого начала он обратил на себя внимание не постоянством, зигзагами. Многим запомнилось, как он темпераментно осуждал уже скончавшуюся КПСС. Не удержавшись, Г.Горбунов, преподаватель пединститута, напомнил: «Вы сами вышли оттуда!». На что был дан чеканный ответ: «А я прозрел». Когда в похожей ситуации на другом мероприятии и по иному поводу он повторил то же самое, зал разразился дружным смехом.

Терюшань Сергу: Из грязи в князи. Родина министра культуры этнографической группы мордвы П.Тултаева Соседи П.Тултаева встречают эрзян.. смотрите далее............

Эрзянь нилькс: Эрзянь атят. Раськень Озкс - 2010. Кершестэ витев: Шарононь Сандра, Нуянь Видяз, Пиргуж Инязорось.

Терюшань Сергу: Истребление эрзян в Мордовии должно быть незамедлительно пресечено. Поэтому, в целях обеспечения конституционных прав граждан на территории Республики Мордовия, и в соответствии со ст.ст. 33, 80 ч. 2 Конституции Российской Федерации изложена просьба к Президенту Российской Федерации об отстранении Главы Республики Мордовия Меркушкина Николая Ивановича от занимаемой должности, с возложением обязанностей по руководству регионом на представителя Президента Российской Федерации. Представителями 21 сентября 1995 года была принята Конституция Республики Мордовия, которая была подписана председателем Государственного Собрания Республики Мордовия Меркушкиным Н.И.. В статье 13 Конституции Республики Мордовия указано: «Государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки.» Таким образом, в Конституции Республики Мордовия закреплено разделение мордвы на эрзю и мокшу. Как эрзя скажу про эрзян. Если другие сочтут, что имеет место невыносимые условия и для них - скажут сами.

Эрзянь нилькс: Раськень Озксонть лецтнезь: Раськень Озкс: монь седейсэм, монь мельсэм... … Самара ёнксонь Раськень Озкс сакшныця покш делегациясь теке чистэнть совсесь Орданьбуе ошс ды макссь оймень эждиця, мельс туиця покш концерт. Ульнесть ламо кунсолыцят-ваныцят. Вастыцятнень ютксоль буень Администрациянь прявтось Вирясов Николай Федорович. Чись, кода весе кизэсь, пек псиль. Секскак Самара ёнксонь эрзятнень мельс пек тусь тесэнь лисьмапрянь кельмедеяк кельме ведесь. Самара ошонь «Лисьмапря» вейсэндявксось (прявтозо Кузнецов А.М.) те концерттэнть ды Раськень Озкстонть тейсь часто ламо молиця фильма. Кода пачтясь Раутонь Видяй, вансть сонзэ, те фильманть, «кургонь автезь» ды ламодояк ламот. Гайневтсь Самара ёнксонь Отрадной ошсто Ермохина Людмила. Тосояк тейсть «кино» ды вансть сонзэ апак лексе. Вансть ды абунгалесть: кодамо покш, домка, мазый ды келей смусть марто Раськень Озксонь илась, минек культурась. ******* Дополнение. Регистратурой Раськень Озкс не были учтены прибывшие из: Марий Эл – 5 человек, Удмуртская Республика – 5, Ханты-Мансийский Национальный округ – 2, Коми Республика – 5, Пермский край (коми-пермяки) – 2, Суоми – 3. Всего, таким образом, принимали участие в молении представители почти из тридцати регионов России и других стран. "Эрзянь Мастор" кулялопась. 2010 ие, умарьков, 16 чи.

Эрзянь нилькс: О работе выставки "Эрзянь раськень валдо" здесь с фотографиями: http://slil.ru/29596132 Без фото: Фотовыставка «Эрзянь раськень валдо» - завершила работу в Мурманске. Открытие эрзянской выставки состоялось 15 апреля, в канун Эрзянь келень Чи – Дня эрзянского языка. Афиша выставки. Одна из фотографий выставки Сорок восемь уникальных фотографий талантливых эрзянских фотографов, оформленные в белое паспарту, с подписями на эрзя и русском языках, в течение четырех месяцев радовали посетителей Мурманской областной научной библиотеки. Мурманчане имели возможность познакомиться с Эрзя народом и его культурой, насладиться изяществом и красотой эрзянского национального костюма, узнать о традициях и истории, услышать эрзянскую речь и удивительные по звучанию эрзянские песни. В выставочном зале можно было посмотреть видеофильм «Раськень Озкс», прослушать музыкальные диски «Торама», «Ламзурь», Бакича Видя, Анны Панишевой и других современных эрзянских исполнителей. Особенно рады были выставке эрзяне, проживающие в Мурманске и области. Для них это - частичка Эрзянь Мастор – Страны Эрзян, которая живет в душе и в памяти каждого эрзи. Создателем эрзянской фотовыставки является единственный в Российской Федерации Музей эрзянской культуры в лице его директора Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович) – подвижник в деле сохранения Эрзя народа, его уникальной и неповторимой культуры и языка. Небольшую финансовую помощь в подготовке выставки оказало Общество А. Кастрена (Хельсинки, Финляндия). Организатором и спонсором «гастролей» выставки в Мурманской области является община эрзян г.Полярного и эрзянский фонд «Руця». Помимо Мурманска в 2010 году с выставкой уже имели возможность познакомиться жители городов Мончегорск и Полярный. Тепло приняли выставку в с. Ловозеро, где она работала в саамском национальном культурном центре. 15.04.10. На открытии выставки в Мурманской областной научной библиотеке. В ближайших планах – работа выставки в г. Снежногорске, обсуждается возможность её представления в столице Карелии – Петрозаводске. Несколько отзывов оставленных посетителями выставки: -«Выражаем огромную и искреннюю благодарность за выставку, которая экспонировалась в нашей библиотеке. Надеемся, что посетители узнали многое о народе Эрзя, одном из таинственных народов России. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем организаторам новых творческих идей. (Сотрудники отдела саамской и краеведческой литературы М ГО ЦНБ). - «Замечательная выставка! Эрзянский корень жив! Эрзянский дух и на Кольской Земле! Спасибо организаторам выставки и особенно директору Музея эрзянской культуры Аношкину Николаю Ивановичу!» (Директор МКИ Циркунов И.Б.) - «Эрзя! Народ со своими корнями, фольклором, историей. Яркие костюмы радуют глаз, красочные орнаменты поднимают настроение. Замечательно, что любой народ сегодня ищет свою идентификацию. Спасибо за выставку. (С. Савилова) - «КАЙФ! ОЧЕНЬ МНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЙ! НИКОГДА НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЕСТЬ ТАКОЙ НАРОД - ЭРЗЯ. ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ…» (ПРОСТО СТУДЕНТ) «Фонд «Руця» принимает заявки от организаций и частных лиц на организацию выставки в ваших городах и сёлах. Желающие организовать показ фотовыставки в своём городе или селе могут обратиться по этому вопросу по телефону: 8 921 645 28 96. Эрюш Вежай. 24.08.10

Танюш: Живописная фотовыставка и реально полезная!

Эрзянь нилькс: Лишили национальности даже героя… В России национальность имеют все одушевленные и неодушевленные предметы, кроме представителей коренных древних народов. Назойливо и цинично, нарушая Конституцию, вопят о себе: «русский стандарт», газета «Русский инвалид», мороженое «русский холод», «русская школа», «русский рысак», «русская православная церковь», «русское небо», «русский ветер», «русское поле», «русская водка» и т.д. 15 мая этого года в селе Старый Аманах Похвистневского района Самарской области умер кавалер ордена «Славы» всех трёх степеней Шулайкин Александр Михайлович. Лично для меня смерть героя ВОВ оказалась вдвойне тяжелой – мне никто не сообщил об этом и я не проводил его в последний путь. Именно в майском номере нашего эрзянского журнала «Сятко» ожидался выход моего очерка о последнем в нашей области кавалере полной «Славы». С этим журналом и с нашей с героем большой фотографией я хотел приехать к Шулайкину в гости. Журнал я получил ровно через три недели после смерти ветерана… И вот я читаю некролог в районной газете. От имени областного Правительства и районной администрации… Пришлось прочитать ещё раз, чтобы осознать то, что мы, эрзяне, не имеем права гордиться великим сыном народа Эрзя… Чистокровного эрзянина не назвали даже мордвином!!! А ведь эта писанина была напечатана не только в нашей «районке»… Так для большинства жителей области герой-ветеран автоматически стал одним из российской толпы, которая так же считается автоматически русской…. Ельцинский указ Ещё аукнется не раз В кличке общей Для всех нас… Эти мои четыре строчки сразу всплеснули мою боль и обиду за свой великий народ, который обречен и его не называют даже смерть несущей кличкой «мордва»!!! Ради создания послушной русскоязычной православной паствы, то есть стада, у которой нет в паспортах графы «национальность», российские «демократы»-правители уже превзошли своих учителей-коммунистов. Эти потели над «сотворением гибридного советского человека, который был «с Лениным в башке» и прожил всего 73 года. А сколько проживет новый гибрид – алкоголик с крестом на шее в вымирающей стране? Впрочем, манкурты обречены в любой стране… … О Шулайкине Александре Михайловиче я писал раньше в нашей родной газете. Предлагаю внести его имя в список героев Эрзянь Мастор. Истинный эрзя – он вырастил десять детей, которые все говорят на языке своих предков. Об этой семье я напишу ещё не раз. Дригань Толай, Самара ёнкс "ЭМ" 30.07.10

Эрзянь нилькс: Меельцеде витнезь-теезь Шарононь Сандрань кортамонь сыргавтыця сёрмадксозо:= Последний вариант дискуссионной статьи Александра Марковича Шаронова: http://slil.ru/29609785

Танюш: К сожалению, Александр Маркович так и не осмелился четко и однозначно сказать, что Русь - эрзянская. В его статье говорится то о финской Руси, то о финно-угорской, то о меряно-эрзянской. А может, пора определиться?!

Сыресь Боляень: Танюш пишет: К сожалению, Александр Маркович так и не осмелился Танюш, а может быть, не следует так "свысока"? Александр Маркович высказался. Я прочитал с интересом. С некоторыми его выводами тоже несогласен. Но при чем тут "к сожалению"? И при чём тут "не осмелился"? Ты хочешь сказать, что он трус? Думаю, что Александр Маркович, как и любой другой человек, имеет право на СВОЁ мнение и не должен его согласовывать во избежание "сожалений" отдельно взятых граждан. И органов тоже... Танюш пишет: может, пора определиться?! Определились уже однажды в едином мнении... До сих пор разгрести не можем!

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Танюш, а может быть, не следует так "свысока"? Я всего-навсего высказала свое мнение и свое сожаление - я имею на это полное право, это моя точка зрения, моя позиция. Не поняла, почему ты посчитал, что "свысока"? Автора я назвала по имени-отчеству, тем самым подчеркнув свое уважение. Твои обвинения в мой адрес я считаю беспочвенными.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: Твои обвинения в мой адрес Какие, собственно, обвинения? Танюш пишет: Не поняла, почему ты посчитал, что "свысока" Свысока, потому что, ты взяла на себя право судить человека. "к сожалению не посмел". Ты высказалась не по сути статьи, а по сути его действия или бездействия, причем указала причины - "не посмел", фактически обвинив в трусости! Полагаю, что неплохо было бы извинится. А что касается "по имени отчеству", то что, после этого можно что угодно говорить чоль? Что касается Танюш пишет: Я всего-навсего высказала свое мнение и свое сожаление - я имею на это полное право, это моя точка зрения, моя позиция. Право имеешь. Александр Маркович тоже Не увидел в твоём безаппеляционном заявлении оговорки "я думаю, по моему...." Танюш пишет: К сожалению, Александр Маркович так и не осмелился

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: Свысока, потому что, ты взяла на себя право судить человека. Надо понимать ты БОГ и тебе можно судить???

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Надо понимать ты БОГ и тебе можно судить??? Здравствуй, Сергу! Не надо, пожалуйста, так понимать, я не БОГ.

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: я не БОГ А по высказываниям похоже. Александр Маркович знает об истории эрзян гораздо больше и точнее чем описано в статье, поэтому и возникают вопросы..

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Александр Маркович знает об истории эрзян гораздо больше и точнее чем описано в статье, Никто не знает об этом лучше, чем сам Александр Маркович... Обсуждалось, заметь, не это...

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: заметь Замечаю, всем понятно о чем речь, просто некоторые не любят, когда другие копаются в истории, а другие занимаются этим вопросом и кое что знаю, отсюда и сожаления о статье.

Эрзянь нилькс: С Вашего позволения, Вирява, размещаю Вашу информацию здесь, в новостях. Если не возражаете. 6 сентября в день рождения Йовлонь Оло в Подлесной Тавле на территории музея Этно-кудо традиционно состоится ежегодный фестиваль древней эрзянской песни. Приглашаются все желающие.

Терюшань Сергу: Ответ Терюшань Сергу, Эрюш Вежаю и компании критикующих, но не успевших подумать.... Надеюсь разумные признают свои ошибки Эрзянь нилькс пишет: Как Админ предлагаю. Один ярлык - один день бан. Два - два дня. И так далее... Поддерживаете это предложение? Эрюш Вежай Эмоции захлестывают автора. автор требует аргументации и демократии... Отмотаю "пленку" назад и вернусь с момента с чего началось: РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко увеличилось количество активных участников, которые начинают ломать устоявшиеся ложные теории. С точки зрения соплеменников, не получивших по каким-либо причинам энергетического заряда на Раськень Озкс, а причины были, пассионарии действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Все это порождает стычки внутри пробуждающегося эрзянского этноса, возникает брожение умов, назревают внутренние конфликты. Не редко такие ситуации используются мордовскими чиновниками, которые засылают «активистов», нагнетающих нездоровую атмосферу, создающих конфликтные ситуации, а порой явные провокации. Избыток такой активности приводит к перегреву внутренних взаимоотношений и заканчивается эгоистическим перетягиванием одеяла, а созидательная энергия превращается в разрушительную силу, данное состояние губительно для еще неокрепшего народа. Затягивающаяся его фаза задерживает возникновение формы эрзянской национальной государственности, которая жизненно необходима для вступления в период национального подъема. Далее опубликовалась статья: ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии. Газете «Эрзянь Мастор» и Фонду «спасения эрзянского языка» пора избавиться от использования в национальной кухне мордовских специй и стать подлинно эрзянскими, потому как с каждым днем становится труднее объяснять эрзянской молодежи, как независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор» может являться детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка. Никто не смог ответить на поставленные вопросы и ни кто не может авторов обвинить в не объективности, потому как в статье голые факты. Авторы, эрзяне, обозначили проблемы и выразили свое мнение. В ответ тишина..... Как говорит админ, у нас демократия.... Демократия говорите???!! Так где обсуждения по существу???? Или демократия военная???? Очень похоже на то, потому как Эрюш Вежай поясняет: -газету не трогать, проблемы связанные с газетой, инязором,, Атянь эзем, не обсуждать!!! Не обсуждать значит не говорить своего мнения! Напоминаю, поднятые вопросы озвучивались мной еще год назад и на Раськень Озкс, но все старались не слышать. Из молчания "ягнят" следует согласие с ситуацией, тобишь оправдывается мордовский вектор движения или распространение книг, дисков, журналов. Затем админ ресурса Мелькужо публикует материал где "историческая мордва" в тексте проецируется на эрзя народ, то есть читатель под мордвой должен понимать эрзя и эрзя народ. Вот название статьи от Эрюша Вежая Похлёбкин об эрзянском пуре- национальном достояниии и... даже оружии эрзян а вот кусок текста из него: "Существует подробное описание трагедии при реке Пьяной (Пьяна), когда перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши 2-го августа 1377 года. При этом сам главнокомандующий князь Иван Дмитриевич Нижегородский утонул вместе с совершенно пьяной дружиной и «штабом». В летописи, скрупулезно описывающей детали этого пьянства, указаны в качестве напитков только мёд, мордовское пуре, брага и пиво, которое воины суздальского князя пили, разбредясь перед боем по деревням". Теперь разберемся, о чем информирует читателя, эрзянского Мелькужо, этот абзац статьи. Перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши. Обпились ратники "мордовского пуре", напоили соответственно "мордва" то есть предки эрзян или тех кто сегодня хочет быть эрзей. Далее читаем: "русскую сторону от реки Пьяны, которая вовсе не носила подобного наименования до конца XIV века. Так, в XII – XIII веках в русских актах она названа по-русски Межевой рекой, то есть образуемый ею водный рубеж обозначали официально ещё в XII веке как межу между русскими и мордовскими землями. Этому погранично-рубежному значению река была обязана тем, что левый её берег, мордовский, был крут, обрывист, сложен из известняка, а правый, русский, – низок, равнинен, а по весне и осени даже топок". Под "мордвой" по Э.Вежаю следует понимать эрзян которых летописец по какой-то причине называл "мордвой". Все бы ничего, да вот не задача (река Пьяна служит межой между русскими и мордвой) За кого сражались и кем тогда были эрзяне живущие в нижегородском княжестве(на русской земле), а их даже в более позднее время было не мало: Наличие эрзянского населения в Нижегородской губернии которое сохраняло свою эрзянскую самобытность на 1859 г. Сведения взяты из списков «НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1863г. Арзамасский уезд В этом уезде Эрзянские селения представляют собой многолюдные селения, по рекам; Сереже, Вадке, Арати, Сумарке, Теше и расположены на древнейших эрзянских становищах. Эрзямаз как известно был центром эрзянской земли в междуречье Оки и Волги. № двор. м. ж. № двор. м. ж. Костянка 486 141 455 544 Волчиха 578 177 555 681 Алемасово 496 153 394 445 Криуша 579 48 176 164 Крапивка 497 50 161 167 Пологовка 580 20 40 61 Вечкусово 498 118 465 563 Волочихинский майдан 582 127 368 487 Великий враг 499 288 986 1146 Вторуское 589 116 360 492 Иванцево старое 500 140 549 629 Хирино 610 192 661 643 Иванцево новое 502 138 556 606 Ключищи 611 82 296 337 Березовка 503 45 158 163 Корино 612 156 536 528 Вад 553 148 538 709 Бестужево 617 81 343 362 Захарьевка 554 17 48 51 Казаново 625 127 526 538 Чувахлеи 559 42 193 171 Понетаевка 632 87 201 200 Вазьян 562 80 299 315 Кардавиль 633 119 310 305 Ивашкино 564 58 161 174 Итог 26 2889 9718 1124 Салалей 573 138 480 591 Княгининский уезд № двор. м. ж. № двор. м. ж. Валгусы малые 2243 17 49 36 Вергизаи 3087 93 341 389 Валгусы большие 2244 38 130 137 Ичалки 3090 300 909 125 Гремячья Поляна 2246 19 65 69 Якшень большая 3091 181 590 660 Поляна 2285 124 340 346 Ревезень 3094 273 861 913 Селищи 2288 63 178 173 Новая быковка 3096 13 55 58 Картмазовка 3028 101 295 302 Пелекшево 3098 82 336 327 Тарталей 3057 36 140 184 Козловка 3099 33 136 133 Пергилеи 3062 146 589 640 Балахна 3102 56 191 197 Кемары большие 3072 150 649 761 Коноплянка 3104 19 66 83 Кемары малые 3073 78 282 329 Выжлеи 3105 32 130 140 Новоалександровка 3084 18 78 109 Чембасово 3107 39 102 139 Николаевка 3085 12 56 65 Якшень малая 3114 45 115 146 Владимировка 3086 13 53 63 Итог 25 1991 6767 7459 Здесь эрзянское население находится по берегам Пьяны, дважды перерезающей уезд. Нижегородский уезд № двор. м. ж. № двор. м. ж. Борисово 96 172 668 761 Касаниха 174 101 227 336 Криуша 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 Ломь 175 130 320 413 Вшивка 124 57 178 201 Сиуха 179 121 338 396 Вышка 127 53 164 217 Романиха 181 169 437 497 Инютино 129 141 442 505 Теплое 183 124 336 351 Мирша 145 115 355 498 Винный майдан 184 65 181 207 Зубаниха 146 49 151 191 Шониха 185 81 245 281 Лапшиха 166 136 326 391 Мигалиха 188 138 382 424 Белая Поляна 168 30 80 104 Надежино 189 25 76 92 Инелеи 169 165 445 509 Арапиха 190 36 97 11 Борцово 170 141 358 471 Кажлейка 192 95 276 299 Берсениха 171 37 120 143 Муравьиха 193 111 292 299 Ольгина 194 64 144 173 Кужадон 207 92 280 259 Суроватиха 195 148 343 426 Татарское 218 144 366 416 Курилово 197 65 241 250 Сескино малое 219 100 286 345 Тепелево 198 47 211 264 Бакшеево 220 136 353 491 Поляна малая 199 48 166 176 Терюшево 222 202 525 622 Сарадон 200 67 212 264 Макраша 229 122 290 407 Поляна 201 70 218 250 Терюшево малое 230 124 368 454 Учеватиха 202 33 80 84 Маргуши 231 72 242 258 Льготка 203 37 93 96 Березники 262 64 181 213 Сескино большое 205 118 243 306 Итог 41 4133 11576 13741 Здесь эрзянские селения находятся по всему уезду начиная от Кудьмы по обоим берегам и ее притокам; Пичесть,Мианге,Тунеевке,Майданке,Пустерь,Модане,Сечуге,Кажлейке,Краге и другим. "Эрзянь Ки" по спискам за 1859 год. Итак, считающие, что Нижегородское княжество было русским (и там не было эрзян) должны побледнеть, взять револьвер и застрелиться. Но автор текста Похлёбкин готов дурачить неразумных: "После неё уже все знали, что за Пьяной рекой лежала некая «пьяная сторона», где варили хмельное, сильно опьяняющее зелье, несравненно более коварное, чем то, к которому прежде привыкли русские". Не иначе как эрзяне живущие в 13 веке тысячах сел были не знакомы с эрзянами через Пьяну или кто то прячет факты??? И далее .... "А в это самое время поганые князья мордовские подвели тайно рать татарскую из мамаевой Орды на князей наших" Вы уже почувствовали подвох?????? Вот как коварный замысел лжеученых начинает работать против эрзян, почти гениально!!! Эрюш Вежай активный эрзянский деятель публикует статью с явно эрзянским заголовком, всякий читатель под мордвой начинает воспринимать эрзян, это ведь Эрюш сказал с головы до пят эрзя!!! На самом деле это далеко не смешно Отсюда рождается мифический союз эрзян с татарами, приклеивается заодно к эрзянам ярлык "мордва". Далее А.Волгин искажая позицию Терюшань Сергу о Пьянском побоище уловками похожими на Мокшинские или Абрамовские, отвергает статью фактически выбросив ее в мусор. Из текста писанины Волгина следует, что эрзя опять же и есть "мордва" и опять же воевали за татар против русских. Любой читающий ваши сказки понимает, что историческая мордва и есть эрзя. Так какая тогда разница кем быть??? Более того, читая мордовские книги они молодые эрзяне (читатели) так же будут проецировать мордву на себя, а как известно, эрзяне это название не переваривают и они выбросят реализуемые книги «мордвась» через голову и станут русскими. Которых затем Эрюш Вежай и Коянкин назовут врагами эрзян. А русские в свою очередь припомнят: "Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со твори». Такой расклад считаю безграмотным, вы вторглись туда, где не имеете знаний. Я занимался вопросом побоища, и именно поэтому начал критиковать Э.Вежая и Волгина. Я утверждаю, летописная "мордва" на Пьяне это мокшан,е их же называли мордовскими-татарами, более того есть данные что и часть марийцев называли мордвой. Считаю, рассматриваемая ситуация принципиальна, потому как это фундамент эрзянской истории. Возьмите свои амбиции и спрячьте их в морозильник. Про ярлыки: Считаю что на моих эрзянских предков админ и Волгин наклеили ярлык «мордва» требую бан!!! Который заменить на обдумывание сложившейся ситуации, а так же постарайтесь понять мою позицию которая заключается в формировании логичной максимально правдивой эрзянской истории. Именно история дает национальное самосознание. Надеюсь и другие извлекут из этого урок. Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР «В 1236 году орды монголо - татар обрушились на народы восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Булгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. Плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь», – пишет Гришаков В.В.(книга «Мордва» стр. 56) Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева. В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают». Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей. Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор. Статья Терюшань Сергу



полная версия страницы