Форум » Лия кулянь пачтямот(+ды финно-уграньгак) /Другие СМИ (+ финно-угорские) » Кулят Украинасто/Новости из Украины » Ответить

Кулят Украинасто/Новости из Украины

Сыресь Боляень: Ялгат, ней пек ламо, рудазт валыть, Украинань а вечкицятне, лангозонзо. Паряк ули седе парсте, бути кулятне кармить пачкодеме видьстэ Украинасто...эрзятнень пельде.

Ответов - 72, стр: 1 2 All

Сыресь Боляень: 22 октября 2010 года, в Киеве, в парламентской библиотеке, прошла встреча приуроченная ко дню фино-угорских народов, организованная Киевским обществом культуры народов финно-пермской группы, Киевским эстонским обществом культуры, Киевским обществом венгров , при поддержке Российского центра науки и культуры. Серьёзное отношение к мероприятию со стороны власти, подчёркивалось присутствием Вадима Колесниченко, депутата от Партии Регионов. В числе приглашенных был и ваш покорный слуга. Представилась возможность выступить с презентацией первой версии словаря «Эрзянь Вал». Текст выступления (в сокращении) привожу ниже. «Здравствуйте, друзья! Шумбрат уледе, ялгат! Доброго дня, друзі! (Дальше говорил на украинском, на русский переведено мной ) Позвольте поприветствовать всех собравшихся от имени эрзян вообще и сообщества - «Эрзянь Вал» в частности. Название переводится как «Эрзянское Слово». Почему Слово? -Говорят, оно было сначала. Почему Эрзянское? -Потому, что хотим подчеркнуть – мы Эрзяне. Для того чтобы объяснить это стремление, приведу Вам пример многовекового неуважения наших народов. Если спросить на улицах Киева, или даже Москвы, кто такие эрзяне или мокшане, то мало найдётся людей знающих, о чём речь. Если же люди слышат слова «мордва, мордвин, мордовка, то обнаруживается поразительная осведомлённость. Именно так, много веков, называют два народа - «мокша» и «эрзя». Ну и в чём неуважение, спросите вы? Не буду говорить о неблагозвучности слова: мордва -морда, мордовать, морденс, наконец, Неуважение в том, что нас приучали и приучают называть себя «чужим» именем, чужим словом! Неуважение в том, что нас называют словом, которого нет ни в одном из языков ни в мокшанском, ни в эрзянском! Я даже сказать не могу на родном языке «я говорю по мордовски» -«Мон кортан мордвакс?» Или «Мон кортан по мордовски?» Нет такого слова «мордва»! Ни в мокшанском, ни в эрзянском языках! А языки наши, несмотря на это, кое кто, называет «диалектами мордовского языка». Вот тот случай, когда «диалекты» есть, а языка нет! Правда, его сейчас пытаются создать в Мордовии из двух языков. Есть такой «госзаказ». Мол, всё равно они очень похожи, и мокшанин с эрзянином легко понимают друг друга. Да и как не понимать, если дошло до того, что в разговоре используется 80 -90 процентов русских слов? «Пасиба, вопросось канешна интересной ды содержательной»! Понятно? Всем?! Можете считать, что выучили «мордовский язык»! В тридцатых годах в России насчитывалось 17 училищ, которые готовили учителей эрзянского языка. Для кого? Для эрзян! Можете себе представить, сколько нас было?! Сейчас формально осталось одно училище, а на практике – ни одного! И «создание» Единого Мордовского Языка, на котором будут говорить только его создатели, хотя я и в этом сомневаюсь, это ещё один шаг к уничтожению эрзянского и мокшанского языков. К счастью есть люди желающие сохранить родной язык, возродить его после многих веков дискриминации, попыток сделать его деревенским и второсортным. Именно от этих эрзян хочу вам предложить. Дорогие друзья, не называйте нас «мордвой», говорите нам эрзяне и мокшане, мы будем вам за это глубоко благодарны…». (выступление закончилось презентацией «эрзяно –русского, русско – эрзянского интерактивного словаря»)

Сыресь Боляень: Відомий ерзянин купив 2 га землі під Полтавою Содавикс эрзя рамась кавто гектарт мода Полтава маласо. Сёрмадынь тензэ, чатьмони. Кияк а содасы ломаненть?

Сыресь Боляень: Філолог Орест Ткаченко видасть нову серію листів з ерзяністики Орест Ткаченко келень содыцясь пурны нолдамо од пусмо эрзянь тевтнеде[/b] Ялгат, пек ламо валт стака ютавтомс эрзянь кельс! Сюкпря икелев ильведевксэнь витнеманть кис...


Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: стака ютавтомс эрзянь кельс Койсэм, вадрясто ютавтозь.

Сыресь Боляень: Украинас пачкодсь Инязоронть сёрмадксось, эрятнень Россиясо эрямодонть. Ютавтозь Украинань кельс... сёрмась мусь чаркодема Украинасо!

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Украинас пачкодсь Инязоронть сёрмадксось, эрятнень Россиясо эрямодонть. Ней учок "ялганок" пельде чумондомат, мейсь эрзятне ёвлить эсь стакачидест лия масторга. Сынст корява, чатьмоневельть эрзятне састыне эсь "кедьсэ пацинес"....

Сыресь Боляень: Ялганок а удыть... Васняяк, видестэ меремс, мелявтынь пек, ней ракан ловнозь... Кискась онги...

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Ютась тарготстонть сакшнось Украинав Мордовиясто "мордвань" делегациясь. Седе тов, путса монь валом конференциясонть. Ней ловнодо, мезе сёрмадыть Украинасо истят инжетнеде. http://www.umoloda.kiev.ua/number/1794/186/63668/

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Седе тов, путса монь валом конференциясонть. Паро. Учотано.

Сыресь Боляень: Валось ульнесь ёвтазь украинань кельсэ. Тезэнь путозь нуркинестэ. Здравствуйте! Я буду говорить на украинском языке. Этому есть две причины. Первая: то о чём я буду говорить, представители правительства Мордовия знают лучше меня и я хотел бы обратиться к присутствующей в зале украинской стороне. О второй причине, я скажу чуть позже. Итак! Как часто звучало сегодня в зале слово мордва! Звучало из уст, как господина Лузгина, так и господина Мишанина. Откуда взялось это слово, пример многовекового оскорбительного отношения сразу к двум народам: мокша и эрзя? Многие века этой кличкой неблагозвучно подчёркивалось отношение к „нерусским“. Мордвин, мордовка, мордва, морда, мордоворот, мор, морденс… И приучили же народы называть себя таким образом! Нашли объяснение происхождению! Мол, иноземец такой-то, тогда-то назвал живущий там-то народ словом «морденс»! И почему же мы должны так себя называть? Какое нам вообще до этого дело, если в наших языках нет таких слов? Мы эрзя и мокша! 70 лет назад нас было полтора миллиона человек и все говорили на родных языках! Сегодня вряд ли осталась и половина, а говорящих на родном языке 20 – 30 %. Почему же так случилось? Мы помним, чем объяснялось создание автономии для народов эрзя и мокша. Мы помним , что случилось в 37 с теми, кто поверил, что пришло время позаботится о языке и народе! Мы помним, как были закрыты все эрзянские училища за пределами Мордовии. И что теперь? Следствием политики властей Мордовии есть то, что за её пределами эрзянский язык сохранился лучше! И язык и обычаи! Приезжайте в Саранск, походите по улицам – вы не услышите там эрзянского языка! Если только случайно. Соотношение издаваемой периодики несравнимо с соотношением национальностей. Эрзянскую газету «Эрзянь Мастор» прокуратура Мордовии пыталась закрыть с усердием достойным лучшего применения! И мы поверим, что прокуратуре не было указания от руководства Республики? Я приезжаю в село, начинаю говорить на родном языке а мне делают замечание: -ты говоришь как эрзянский националист»! Вот так! Если русский националист – то это патриот? А если эрзянский патриот или украинский- то это националисты! Так каким опытом приехала с нами делиться делегация из Мордовии? Как уничтожать языки? При нынешней власти у нас у самих такого опыта «полные штаны». Подойдите к киоскам, поищите газеты и журналы на украинском языке! Найдёте с трудом, при полном изобилии всяких «отдохни, оттянись», и т.д на «великом и могучем» Нам такой опыт не нужен. Наконец присутствующие должны знать ещё об одной попытке уничтожить эрзянский язык. Так сказать «контрольный выстрел». Руководство Республики придумало создать «Единый литературный мордовский язык»! И господин Лузгин, присутствующий здесь, один из приверженцев этой идеи. Мы дискутировали с господином Мишаниным в перерыве, и он утверждал, что это не так. Но! Вот интернет под боком и вот слова Александра Лузгина: - Да, работа уже началась. В соответствии с Посланием Главы республики Госсобранию, где было сказано о ее необходимости. Я процитирую Николая Меркушкина: «Особое значение приобретает сохранение и развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка». Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого мордовского литературного языка. Состоялось расширенное заседание Ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме.» конец цитаты. Это противоречит здравому смыслу, делать из двух языков один. Ясно, что говорить на нём никто не будет и цель состоит в уничтожении двух живых языков. И аргументы, что мол всё равно эрзя и мокша друг друга понимают не выдерживают никакой критики. Да! Понимают! Сейчас, когда использование русских слов в обоих языках подходит к 80 -90 процентам. Как там? «Вопросось конешна интересной ды содержательной»! Вот он язык над которым трудится целый институт! Теперь я назову вторую причину того, почему я говорил на украинском. Я услышал как-то от фаната «мордовского» языка, что мол мокшанский и эрзянский, это как украинский и русский. Так вот, я утверждаю, что разница между мокшанским и эрзянским существенней, чем между украинским и русским, а значит, все владеющие русским легко поняли, о чём я говорил. Ещё раз, друзья, если кто-то при вас будет употреблять это позорное слово «мордва» -скажите ему, что нет такого народа, нет мордовского языка. Есть народы мокша и эрзя, есть языки эрзянский и мокшанский. Людей понимающих это становится всё больше и больше, и остановить этот процесс уже не сможет никто!

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Валось ульнесь ёвтазь Пек парсте ульнесь ёвтазь эрзянь мелесь-валось! Вана истя миненек, эрзятненень, эряви кортамс, ёвтамс эрзянь меленть. Сыресь, кучик те кортамо-мелеть (речь) "Эм"-с. Койсэм, Видяз лелянтень маштови.

Сыресь Боляень: Эрзянь нилькс пишет: кучик Шумбра ульть, нейке кучса, Эрюш. Эрязо Эрзянь Масторось!

Маол: мордватне ёвтавконь кунсулызь? Кортасть мезе теде?

Сыресь Боляень: Нама кунсолызь. Мон арсян сынь чаркодсть сынст Украинасо а учомадонть. Улить тесэ лездыцят тенест, россиянь посольствась анды неть лездыцятнень. Ней содасынек весень.

Сыресь Боляень: Украина, течинь кирдивиесь, моли Нобелень комитетэнть каршо Украина бойкотирует Нобелевскую премию китайскому диссиденту

chuvashon_erzja: Сундерьковонь 23-25 читьнестэ ульнинь Киевсэ. Пек мазый ошось! Ошонть кувалма ялго якамсто моне марявсь- Киев ошсонть весе рузонь кельсэ кортыть... Таго прявтонть полавтомодо мейле рузонь келенть весе чарькодеме кармасть, таго лиядо, ансяк мон весемень марто рузкс кортынь -кияк моне берянь вал эзь ёвта.Сундерьковонь 23 чистэ молекшнынь Майдан Незалежностинть вакс, тосо пурнавкшность демонстрацияс малав тежа ломаньть. Ульнесь пиземе, Майданонть лангсо ульнесть путозь армиянь палаткат, ломаньтне якилть плащонь оршазь. Мон ялгам марто аламошке пелезь малав молине, мейле мезеяк берянь апак нее теме малав молине, мезеяк-эзимизь пане рузкс кортамонь кис (:, чайде симдимизь. Мерсть: - налоговой кодэксэнть каршо вал кирьдьтяно. Минь плащтомо ульнине аламошке начкине, туине гостиницах. Койсэм, ломаньтне эрьва таркасо вадрят, зярдо тоньсь паро мельсэ кортат. Таможнясояк пек парсте минек марто кортасть-нолдымизь апак кирде пиже коридоронть кувалт. Кудов велявтынь -минек якшамось 32 градуст, Киевсэ ульнесь лембе -пиже нарт ульцятнесэ- паро таркасо эрить ломаньтне!-

Сыресь Боляень: chuvashon_erzja пишет: Сундерьковонь 23-25 читьнестэ ульнинь Киевсэ Ды эзить сова, эзить гайге? Паряк те аволь ялгакс та кода?

Мидянь Оло: Чумом нолдык, Киевсэ ульнесь важодема таркасто тевемек, малав весе шкась тев топавтезь ютась. Ульнине ламонек, аволь ськамон, артнине тев-тов ошонь кувалт, шкась курок ютась, 25 валске саимизь экскурсияс, седе мейле сеске видьстэ аэоропортс. 23 -те чистэнь ульнесь пель чи шкась, аламошкеде ялго ошонть куншкава якине. Минек шкась украинадо 3 часто икелев моли, ве чирестэ мадине оймсеме- чинь берть килансо ютавныне... Арсян, омдоцеде карми шкась тонь марто вейсэньдямс, ней эзь лисе.

Сыресь Боляень: После второго обыска единственная на территории России Библиотека украинской литературы в Москве опечатана и закрыта Вана истят тевтне, ялгат!!!

Сыресь Боляень: Вот пример хамского отношения к памяти о миллионах погибших украинцев, белорусов, казахов, грузин....

Сыресь Боляень: Як добре те, що смерті не боюсь я і не питаю, чи тяжкий мій хрест, що перед вами, судді, не клонюся в передчутті недовідомих верст, що жив, любив і не набрався скверни, ненависті, прокльону, каяття. Народе мій, до тебе я ще верну, як в смерті обернуся до життя своїм стражданням і незлим обличчям. Як син, тобі доземно уклонюсь і чесно гляну в чесні твої вічі і в смерті з рідним краєм поріднюсь. Кода паро, куломадонть а пелемс. А кевкстнемс: -паряк покш сталмо кандан? Мон видечинтень видьстэ ваннозь сельмес, Томбалев кинть а сюдан, а сёлнан. Эрян. Вечкан. Седеенть ваньксстэ ванстан А кежть, а эрдэкстамот а пурнан. Монь Раськем, юты шка, ды мон велявтан Куломанть пачк ютазь, икелеть стян. Майсемасом, эрямосом а каштан, Сюконян эйдекс тонеть модас, пильгс. Мон видестэ тонть виде сельмес варштан Ды ули тонеть кисэзэм а виськс. Василь Стус (Ютавтызе эрзянь кельс Боляень Сыресь)

Сыресь Боляень: Википедия: эрзянских журналистов становится все больше Эрзянский раздел Украинской Википедии - свободной электронной энциклопедии - становится все весомее. В категории "Эрзянские журналисты" уже содержатся пять фамилий. Зато псевдоетноним "мордва", которым до сих пор в РФ именуют два различных финно-угорские народы, фактически выведен из употребления на страницах популярного интернет-издания. Национально-корректные имена двух финно-угорских народов - эрзя и мокша - начали активно распространяться в Украину после образования Мордовской АССР, массовой эмиграции эрзян к Украинскую ССР после Второй мировой войны. Но больше всего в 1990-х годах - благодаря энтузиазму небольших групп интеллигенции Киева (член-корреспондент НАН Украины Борис Ткаченко) и Сум (среда СУМ "Сумщина"). Труд, который мог показаться сизифовым, дал, тем не менее, плоды. Украинская редакция популярного сайта "Википедия" однозначно стала на сторону тех, кто отрицает этноним "мордва" и признает существование двух самостоятельных народов: эрзя и мокша. Это отразилось на идеологической политике Википедии, авторы которой создали шесть эрзянских категорий: журналисты, писатели, общественные деятели, поэты, драматурги, прозаики. Сейчас больше всего статей в категории "Эрзянский журналисты" - целых шесть. Эрзянских журналистов, биографии которых существуют в русскоязычной версии, стоит назвать поименно: это Александр Доронин, Алексей Лукьянов, Нуянь Видяз, Петрянь Андю, Сергее Платонов, Тимофей Раптанов. Пятеро из них - еще и известные писатели. А младший - Петрянь Андю - профессиональный журналист. Следует отметить, что статьи о деятелях эрзянского движения статьи писали разные люди. Это свидетельствует: эрзянская идея - адаптирована в Украине. Время делать следующие шаги. Справка Википедии: Мордва - Это псевдо этноним, под которым официальная наука Российской Федерации понимает два самостоятельных финно-угорских народах - эрзя и мокша. Впервые появляется в готских и арабских исторических источниках в I тыс. по Р.Х. для обозначения отдельных союзов племен финно-угорских народов Поволжья. Официально принятый термин для обозначения эрзян и Мокшан в Российской империи. Учитывая большую дисперсность (разбросанность) эрзянского и мокшанского народов на востоке Европы, часть коммунистической интеллигенции выступила за сохранение псевдо этнонима "мордва" для обозначения двух родственных финно-угорских народов. Таким образом, в 1928 создан общий национальный округ эрзян и мокшан, получивший название "Мордовский". Конституция Мордовской АССР подтвердила государственную функциональность этого псевдо этнонима, законсервировав проблему политической самоидентификации двух народов вплоть до наших дней. Это является парадоксом многонациональной Европы, ведь остальные славянские, тюркские и финно-угорские народы в ХХ в. успешно лишились своих псевдо этнонимов, накинутых колониальной администрацией Российской империи: * Малороссы - украинцы, * Башкиры - башкорт, * Чемерис - марийцы, * Вотяки - удмурты, * Остяки - ханты, * Зыряне и пермяки - коми, * Вогулы - манси, * Чудь - вепсы, ижорцы, вожан, * Лопари - саамы, * Самоеды - ненцы. Исключение составляют Палеоазиатские народы, часть из которых до сих пор носят русские колониальные прозвища - чукчи, якуты и т. ОК Ютавтызе рузонь кельс Боляень Сыресь

Сыресь Боляень: [url=http://www.focus.ua/politics/169891]В РФ считают, что украинские организации лезут куда не позволено[/url] 27 января Верховный суд России принял окончательное решение о ликвидации Федеральной национально-культурной автономии украинцев России. Министерство юстиции РФ добивалось роспуска этой организации в связи с «выявлением нарушений в хозяйственной деятельности». Кроме того, иск Минюста базировался на жалобе активиста фонда «Родина» Николая Журавлева, который заявлял, что ФНКА УР «ведет политическую деятельность, прославляет бандеровцев и выливает негатив на Россию».

Сыресь Боляень: Ерзяни сміються з "50-річки" московських шовіністів Голова київського товариства "Ерзянь Вал" Боляєнь Сиресь скептично ставиться до прогнозів московських вчених про недалеке зникнення фіно-угорських націй в Російській Федерації. Зокрема й найбільшої з них - ерзянської. До повної асиміляції ерзянської нації великорусами нібито залишилося 50 років. Про це заявили у своїй книзі "Великоруська нація. Сучасний портрет" Сєргєй Баранов і Дмітрій Конов. Для прикладу наводять кричущу статистику асиміляції ерзян і мокшан, які між переписами 1989 і 2002 років втратили 21,4 % людей. "Це при тому, що сама Республіка Мордовія і сусідні з нею території, на яких проживає мордва, не відносяться до зони економічних лих… Не думаю, що це означає, що за вказаний період помер кожен п'ятий". Однак прямолінійної логіки асиміляційних процесів не існує, твердять активісти ерзянських товариств. Лідер ерзянської діяспори в Києві Боляєнь Сиресь взагалі бере на кпини московських фантазерів: "Фіно-уграм дали 50 років на перетворення у великорусів? Таки обіцянки не є новиною! Це вже було колись! Ще менше давали до смертного часу ерзянської мови та нації! Нічого, ще живі". Додатковий ресурс ерзянського буття - партнерські взаємини Ерзянь Мастор із сусідніми країнами, насамперед Татарстаном і Україною. Хоча ерзянська діяспора в Україні відносно невелика (близько 10,000 осіб), однак вона орієнтована на визвольні стандарти української нації, якій також 100 років тому обіцяли швидку смерть. Одна з перемог ерзянського руху в Україні - визнання де-факто самоназви ерзянського народу як ерзянського, а не "мордва". Зокрема, у вільній енциклопедії Вікіпедія, яка є представницьким джерелом суспільних настроїв у країні, слово "мордва" визнано за псевдоетнонім. І ця теза прийнята різними користувачами консенсусом. Створено до десятка директорій із поняттєвим прикметником "Ерзянський" - Ерзянські журналісти, Ерзянські письменники, Ерзянські поети, Ерзянські драматурги, Ерзянські фольклористи, Ерзянські громадські діячі... І нарешті, в Україні за останні 20 років ерзяни опанували українську мову - не зважаючи на її постколоніяльні проблеми. Боляєнь Сиресь пише просто: "Хай живе Ерзянь Мастор! Истят алтамотне аволь куля! Седе аламо, таколі, макснесть шка єрзянь келентень ди ерзянь раськентень куломанть самс. Тешкамс ерятанок. Ерязо Ерзянь Масторось!" Так і буде. Амінь ОК Дата: 15.02.2011 13:27

Сыресь Боляень: Как один из братских народов бывшего СССР не упустил шанс построить нормальную страну

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат!!! Эрязо Эрзянь Масторось!!! Эрзянь келень чинтень алтазь омбоце минек книгась "Эрзянь Валске". Те пусмонтень пурназь эрзянь валморотне, конатнень кочкизь минек куронть пелькскирдицятне. Тёжа книгатне нолдазь Киев ошсо. Омбоце тёжась лиси аштемковсто лията форматсо. Чадыковонь песэнть пачкоди книгась Эрзянь Мастор кулялопантень.

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Чадыковонь песэнть пачкоди книгась Эрзянь Мастор кулялопантень. Вадря тев марто! Паро мельсэ ловносынек!

Сыресь Боляень: Кунсолодо ялгат ломаненть!Вана истямо ушманось

Сыресь Боляень: 21 - це чадыковонь чистэнть Киесэ ульнесь ютавтозь Эрзянь келень Чись. Те чистэнть ульнесь невтезь омбоце книгась конань нолдызе "Эрзянь Вал" курось. Валморотне ульнесть кочказь куронть пелькскирдицятнесэ. Фотокувось таго мейсь а путови тень...

Matorchik))): Varchan putomo mon.

Matorchik))): Вана сон, "Эрзянь валске" од пусмось

Сыресь Боляень: Игорь Лосев, кортыть эрзя...

Virjaz: Хуже фашизма, только коммунизм.

Маол: http://www.grani.ru/Events/m.188364.html Аульть токше сыре ушматнэнь. Кадык турить хоть кинь марто (рузонь активистт ды седе тов), мейс ветерантнэнь сельмеск икеле истя тейнемкс, конат эсиск вереск валность се торпингстэ...

Сыресь Боляень: Маол, иля капша кемеме "официальнойть" версиятнес... Те провокациясь ульнесь аноксазь украинань кирдивийсэнть. Ули ошонь прявтнэнь ды судонтькак мельспрамо - якстере коцтось ошсонть ауль уле. Милициясь жо, киевстэ ускозь, валске сыре ушмантнэнь эзь нолда калмазэрев цецят путомс, ты таго мейсь нолдынзе тов Крымстэ ускозь "русской активисттнэнь". Ды ледницятнеяк ульнесть аволь украинань националист... тесэ неяви - аволь тюремстэ ледсь ломанесь...

Сыресь Боляень: Некеть тевтнеде...

Сыресь Боляень: Патриарха Кирилла (гражданина Владимира Гундяева) пиарят в Украине!!! Ули покш мелезэ весе вийтнень максомс покш тевентень "пастраение русскага мира". Россиясо арси весень "пастроил"... Кортыть - эрзя, те попось...

Маол: "Кортыть - эрзя" Эрзянь ундоксонзо улить, дедазо Лукояновань уездстэ, ней неть модатне, косо покштязо шачсь Мордовияв шаштазевсть. Гундяев чей эрзянь "Кундяй" лемстэ саевсь. никононь мельгамолиця.. "Маол, иля капша кемеме "официальнойть" версиятнес... " Ней паро штука ули - "телепарго" пряс хоть мезе путсызь, кодатгак глашатайть а эрявить)) Невтить - бен-ладэнынь чавсть - кемеват, невтить что ули истямо берянде-берянь ломань, "бен-ладен" , или тувонь грипп, африканонь чума ды седе тов - кемеват апак арсе или маняват, косо видестэ кортыть а косо судодо усксить:))) Секс и путынь кулянть - чаркодьмекс аволь ансяк вейке мель.

Virjaz: Сыресь Боляень пишет: ты таго мейсь нолдынзе тов Крымстэ ускозь "русской активисттнэнь". Губернатор Харьковской области Михаил Добкин решил приехать во Львов в 70-ю годовщину начала Великой отечественной войны, сообщает "Украинская правда". По словам Добкина, делегация из Харьковской и других областей Украины 22 июня возложит во Львове цветы к памятникам погибшим в войне. 9 мая приезд во Львов гостей из южных регионов Украины (Одесской области и Крыма) закончился их стычками с местными националистами из партии "Свобода". Последние выступили против проведения во Львове марша Победы с красными флагами.

Сыресь Боляень: Львив те се ошось, конасонть кенярдыть сетненень, конат састь паро ломанькс

Сыресь Боляень: Вана истя

Сыресь Боляень: "Мордовський" Переяслав Лідер київського товариства "Эрзянь Вал" Боляєнь Сирєсь виступив із першою статтею українською мовою, яка присвячена "мордовському" Переяславу - наміру Кремля бучно святкувати 1000-ліття "єднання мордовського народу з народами Російської держави"

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Лідер київського товариства "Эрзянь Вал" Боляєнь Сирєсь виступив із першою статтею українською мовою, яка присвячена "мордовському" Переяславу - наміру Кремля бучно святкувати 1000-ліття "єднання мордовського народу з народами Російської держави" Сыресь, ютавтык эрзянь кельс эли рузонь. Эрзятне, конат а вастневить украинань келенть марто, сонзэ беряньстэ чарькодить.

Сыресь Боляень: Есть ли праздник? И чей? 13 января 2009 Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал Указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». Текст Указа начинается следующими словами: «Учитывая историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности народов России и в связи с 1000-летием единения мордовского народа с народами Российского государства, постановляю: Принять предложение органов государственной власти Республики Мордовия о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». Что празднуем? Праздновать, это всегда хорошо!!! Ещё лучше при этом понимать, что, собственно, мы празднуем. Указы Президента РФ, не обсуждаются, а исполняются, но не грех понимать при этом, о чём, собственно, речь. Опуская вопрос о возрасте самого Российского государства, спросим: – почему 1000 лет? Что произошло 1000 лет назад, после чего отношения эрзян и мокшан с народами Российского государства взяли да изменились? И с какого именно времени, народы Российского государства стали называться народами Российского государства? То есть, они уже были народами Российского государства, когда к ним присоединилась «мордва? А какие именно это народы? Почему они не названы? Следующий вопрос: - а что вообще означает «единение»? И каким оно было на примере отношений эрзян с народами Российского государства, а точнее с правителями того времени? Небольшое отступление Я не буду использовать слова «мордва», «мордвин», «мордовский» для обозначения двух народов эрзя и мокша, поскольку таких слов нет ни в мокшанском, ни в эрзянском языке и многим из представителей этих двух народов приведённые слова неприятны. Исключение составят ссылки на первоисточник, там я оставляю текст оригинала. Кроме того, учитывая, что я эрзя по национальности, то я буду рассуждать с позиций эрзянского народа. А если что скажу не так, то эрзяне меня поправят. (Поправки принимаются только на эрзянском языке. ). Итак, «Единение»! Словари дают примерно одинаковое толкование этого слова, и означает оно следующее: тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов; сплоченность, солидарность. То есть, можно подумать, что начиная из 1012 года, эрзяне объединились с «народами Российского государства» (причем добровольно), прониклись высоким чувством, сплотились, на основании "единства взглядов, интересов и целей", и идут вот так рука об руку уже тысячу лет ... Так? Если честно, не совсем так. Или скорее - совсем не так. Обратимся даже не к эрзянским, а к российским источникам. Добровольное единение «Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской РОССИИ» составленный под руководством Кеппена Петра Ивановича в СанктПетербург В 1861 году. * «1101 г. Князь Ярославъ Святославичъ (Рязанскій) былъ побъжденъ Мордвою, въ губерніи Тамбовской или Нижегородской, гдъ сей народъ обиталъ издревле въ сосъдствъ съ Казанскими Болгарами.» Ист.Госуд. Росс. Т.II с.139 * «1185 г. Великій князь Всеволод III Георгіевичъ, окончивъ войну с Болгарами (с ещё одним из народов Российского государства. Прим. моё), отправилъ конницу въ Владимір чръз землю Мордвы (нынъшнюю Симбирскую и Нижегородскую губерніи). Татищевъ, описывая возвращеніе конницы Всеволодовой, упоминаетъ о ръкъ Суръ и разореніи деревень Мордовскихъ. Тамъ же.Т.III, с. 63. и прим. 64 *«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мордву. Походи эти почти всегда оканчивались побъдою: Мордва была побиваема, села ихъ выжжены, хлъб потравлен, скот доставался въ добычу. Сами жители обыкновенно искали убъжища въ густых лъсах, но и тамъ ръдко спасались от Русских. Въ 1229 году одинъ изъ Князей Мордовскихъ, именемъ Пургасъ, подступалъ съ Мордвою къ Нижнему Новгороду, но былъ отбит съ уроном. Тамъ же.Т.III, с. 274 и 275. и прим. 350 *1377 г. Князья Мордовскіе указывали путь Царевичу Арапшъ въ предълы Нижегородской области и тайно подвели его къ Русскому войску, которое безпечно расположилось за ръкою Пьяною. Разбивъ здъсь на голову Русскихъ, Татары сожгли Нижній Новгородъ и опустошили всю область. К довершенію бъдствия, Мордовскіе хищники по слъдам Татаръ разсъялись злодъйствовать въ его уъздъ; но князь Борисъ Константиновичъ настигъ ихъ, когда они уже возвращались съ добычею, и потопил въ ръкъ Пьянъ, гдъ еще плавали трупы Россіян. Сей Князь Городецкій вмъстъ с племянникомъ, Симеономъ Димитріевичем, и съ Воеводою Великаго Князя, Феодоромъ Свиблом, въ слъдующую зиму опустошилъ безъ битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей. Онъ взялъ въ плън женъ и дътей, также нъкоторых людей чиновныхъ, казненныхъ послъ въ Нижнемъ. Народъ въ злобномъ остервененіи влачилъ ихъ по льду ръки Волги и травилъ псами. Ист.Госуд. Росс. Т.V с. 47 -50, прим. 45 *1381-1382 г. Въ договорной грамотъ Великаго Князя Димитрия Донскаго съ Олегомъ Рязанскимъ сказано, что бывшая Мордовская область, Мещера, купленная у тамошнего крещенаго Князя Александра Уковича, остаётся собственностію Великаго Князя Димитрія. Тамъ же.Т.V, с. 78. и прим. 86 *1422 г. Въ Нижегородскомъ Лътописцъ подъ 1422 годомъ говорится о слободъ, которая была въ Нижнемъ Новгородъ подъ старымъ городкомъ на берегу Оки, и которую засыпало обвалившеюся на нее сверху горою съ лъсомъ; а тотъ городъ (говорится въ Лътописцъ) поставленъ былъ въ то время, когда Великіе Князья суздальскіе ходили на взысканіе, гдъ поставить городъ и распространить Княженіе Суздальское на Низовской землъ за Волгою и за Окою, гдъ были лъса великіе и жили поганая Мордва, которых они отогнали, и земли ихъ населили Русью. Ист.Госуд. Росс. Т.V прим. 322» Комментарии, как говорится, излишни. Кроме одного! Под «мордвой», летописец, а за ним и многие другие, имеют ввиду эрзян! Вот и получается: предлагая «празднование в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа» органы государственной власти Республики Мордовия ввели в заблуждение Президента Российской Федерации. Не больше и не меньше. Или, всё-таки, требуется ещё одно разъяснение: «мордовский народ» - это о ком? Может быть, это не про эрзян? Тогда другое дело! Тогда остаётся только поздравить от имени эрзянского народа, «мордовский» народ с праздником? Действительно, хорошие показатели: -от «поганой Мордвы» в 1422 году, до «мордовского народа» в 2009! Пожалуйста, не нужно обвинять меня в разжигании национальной розни. То, о чём написано в ХРОНОЛОГИИ, было, да быльём поросло. Многое изменилось, наши народы связывают более чем добрососедские отношения, общая история, родственные связи…. Но, празднуя сегодня (как оказалось совсем не добровольное «единение»), мы пренебрегаем памятью предков, которые погибли в борьбе против этого «единения». Мы пляшем на их могилах. Я полагаю, что это кощунство, заставлять побежденных, праздновать своё поражение! Вот и выходит, что многое изменилось, да не всё. Нам говорят «праздник» и мы «празднуем» без лишних вопросов. А может, всё-таки, пришло время спросить? И сказать правду? И начать с того, что мы не «мордва», мы эрзяне. И будьте добры, уважая народ, прекратите называть нас словом «мордва», которое ассоциируется со словосочетанием из «Истории Государства Российского»! Заранее спасибо Дата: 09.10.2011 22:12 Боляень Сыресь

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Есть ли праздник? И чей? Койсэм, Сыресь, невтемка "ЭМ"-сэ ды Уралистикасо.... Кода арсят?

Инзейне1: Сыресь Боляень пишет: Что празднуем? Праздновать, это всегда хорошо!!! Ещё лучше при этом понимать, что, собственно, мы празднуем. Указы Президента РФ, не обсуждаются, а исполняются, но не грех понимать при этом, о чём, собственно, речь. Опуская вопрос о возрасте самого Российского государства, спросим: – почему 1000 лет? В одной группе на сайте «Одноклассники»,обнаружила такую тему: «1000 лет в 2012. А в 1985 было еще 850...............» Хочу выложить некоторые сообщения участников группы на данную тему: 1.участник : То ли еще будет....... , а по-честному сколько???? 2 участник. Свет, лучше спроси на кафедре - там-то уж точно знают! А по большому счету - какая разница? Вот Ванька Грозный объединял всех, объединял... и что? Кто его добрым словом поминает? Далее... объединились ...и? Посмотри, не только в городе, а даже на форуме грызутся - кто главнее, кто настоящее, кто истинный мордвин, а кто..... И это кому-то надо? Одно дело - знать про самого себя, своих (СВОИХ, а не Васи Пупкина!) предков, гордиться ими, если они того заслуживают, но... кричать об этом на каждом шагу... зачем? Вот некоторые даже имени-фамилии-фотографии своих стесняются - скрывают.... вдруг, кто чего узнает, а, ведь, туда же - пишут высокие слова о народах, истории и пр. и др! Мотивация? гм... мол, Интернет - большая помойка и не фиг сюда всю правду писать... Да кому мы нужны со своей правдой-неправдой????? Компетентным органам??? Гы-гы!!! Три раза гы-гы!!!! Там и без наших откровений все про каждого знают, даже то, что мы сами про себя НЕ знаем!!! ……И еще! По ЭТОМУ вопросу. Я сегодня таки специально спросила одного высокопоставленного чиновника про такое вот разночтение. И он мне популярно объяснил, что... на основании вновь обнаруженных свидетельств были сделаны выводы (с которыми согласился и Президент), что связям мордвы и россиян (а тогда - славянским племенам с князьями во главе) гораздо больше лет, чем думали ранее... И.. если честно, то уже сейчас им, этим связям, более (!!!) тысячи лет, просто РЕШИЛИ приурочить к 2012 году, шоб таки было что отмечать и к чему готовиться!!!!!… 1.участник. да ладно, пусть приурочат.....надо же Дату отпраздновать!!)) Это как в магах- 10 000покупатель или еще тому подобюное!!)) 1000- так 1000- какая нам разница!! Я просто слышала, что эту дату просто взяли с потолка.....но теперь -то уж точно- не с потолка- из истории!!))) Нормально!!)) будем готовиться!!)) 2 участник. Свет! Господин чиновник (ты знаешь, про КОГО я говорю) таки сказал, что действительно НАЙДЕНЫ свидетельства, датированные тысячу и БОЛЕЕ годов тому назад..... 3 участник. так оно и получается: история что дышло: кому выгодно, тому и вышло... 1.участник. Главное- что не менее 1000.... Все участники общения жители Саранска, вот их мнение по поводу празднования «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».

Сыресь Боляень: Монгак истя арсян. Путык, инескеть, Уралистикав, "ЭМ" монсь течи кучса. Сюкпря тенть икелев.

Овтонь Чавиця: Нашли чего отмечать. Дату насильственного порабощения нашего народа(ведь все знают). Давайте лучше Конец Света отметим, нажрёмся перед смертью по Русски до свинства. Да и вообще чего тут говорить? 1000 лет назад небыло российской государственности. Тогда были ещё вятичи да кривичи всякие. Если только добровольно в Хазарский каганат входили чтобы добровольно дань платить.

Virjaz: Инзейне1 пишет: 2 участник. Свет, лучше спроси на кафедре - там-то уж точно знают Не ищите ответ там где его нет.

Овтонь Чавиця: "...Сказание о „мурзе", московском царе, увидавшем на Дятловых горах одетую в белые балахоны и молящуюся своему богу Мордву, и о том, как за дары этого русского „мурзы", посланные молельщикам, старики мордовские послали хлеб, соль и мед, но молодые ребята, съев все это, поднесли „мурзе" землю и песок, что он и принял за знак добровольного подчинения мордовской земли его власти, — все это сказание носит на себе несомненную печать древности.

Сыресь Боляень: Янукович: на власть готовят вооруженное нападение ""Мне правоохранительные органы говорят, что сейчас идет скупка оружия и подготовка к вооруженным нападениям на органы государственной власти", - сказал Янукович. "Люди потеряли страх и совесть" Ванодо кода бажи ломантнесэ эйсэнзэ пелеманть!!! Ды те вана сонсь: Алсо "чавомась" Сэреди алсо понгомадонть мееле

Сыресь Боляень: 26.11.2011 года в Украине поминают погибших во время Голодомора. Отношение к этому неоднозначное в России. Привожу некоторые цифры. в 1914-15 учебном году на территории будущей УССР в первый класс пошли 1 492 878 учащихся. В 1928-29 учебном году - чуть более полутора миллионов (1 585 814). А в 1938-39 учебном году, т.е. когда в школу должны были пойти дети, рожденные в 1931-33 годах, украинских первоклашек вдруг стало меньше одного миллиона (985 598). И это потери только детей, и только в первом классе! Общесоюзная тенденция совсем иная: в 1914-15 годах на территории будущей РСФСР было 4 965 318 учащихся, в 1928-29 - 5 997 980, в 1938-39 - 7 663 669.

Сыресь Боляень: Карпатские пчелы и эрзянский фронт После продолжительной паузы на государственном радиоканале Украины "Культура" (72,8 УКВ) вновь зазвучала финноугорская тема. Редактор программы "Этнофорум" Екатерина Божко посвятила два подряд выпуска эстонцам и эрзянам. Первые, сейчас отмечают 150-летие поселения в Крыму - потомки отчаянных эстонцев до сих пор живут в нескольких селах АРК и теперь являются гражданами Украины. Вторые в этом году выдали в Киеве новую книгу стихов на эрзянском языке. А сама эрзянская диаспора даже старше в Украине, чем эстонская - эрзяне-молокане в начале ХIХ века основали село Акимовка, что теперь является райцентром в Запорожской области. Правда, гости из общества "Эрзянь Вал" вспомнили об этом вскользь. Александр Болькин и Ростислав Мартынюк больше отвечали на этнографические вопросы ведущей и звонки радиослушателей - передача, как всегда, транслировалась вживую. Попытка Екатерины Божко докопаться до традиционного образа жизни эрзян вывела разговор на бортничество. Брат Александра Болькина - Владимир - профессионально занимается пчеловодством. И попросил Александра привезти в Эрзян Мастор, Мордовию, загадочных карпатских пчел - на расплод. Брат не отказал: - Я купил пчел-маток, в специальных коробках, в каждой было шесть или семь рабочих пчел, кормились они в дороге медом. Так и доставили в Мордовии. Эти пчелы там прижились и дали хороший приплод. Брат очень хвалил карпатских пчел, а именно - за кроткий нрав. Около улья можно было безопасно работать и не подвергаться опасности быть укушенным, - говорит Александр. По просьбе ведущей, вспомнил Александр и о своем детстве, о зимних играх - знает их не понаслышке, ибо вырос в селе. Хотя жизнь посвятил армии. Сейчас он председатель общества украинских эрзян, активно занимается социальными сетями в Интернете. Является редактором нескольких сетевых эрзянских объединений, одна из них имеет почти четыре тысячи участников. Звонки радиослушателей направили разговор в другое русло: что сейчас происходит с эрзянами? Берегут ли они свою культуру, язык? Кто из известных людей принадлежит к числу эрзян? Отвечал Ростислав Мартынюк: - Эрзянская нация - это около миллиона человек, преимущественно граждан Российской Федерации. Только треть эрзян живет в пределах Республики Мордовия. Остальные - в так называемой, диаспоре, хотя и на землях своих предков: - Самарской и Нижегородской области, в Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областях. Среди известных - патриарх Никон, живший в 17 веке, известные певцы Илларион Яушев и Надежда Кадышева. Многие военные - Чапаев и Кутяков, летчик Маресьев, эрзянские корни имеет маршал Жуков. Ну и, конечно, это известный скульптор Степан Эрзя, который творил преимущественно в Аргентине, но хорошо известен теперь и в Европе. - Можно вспомнить Лидию Русланову, - добавила Екатерина Божко. - Я слышала, как она исполняет эрзянский песни. - Сам Чапаев эрзя только по отцу, мать - чувашка, - уточнил Болькин .- И настоящая фамилия его - Чепаев. Гости добавили: не все из перечисленных лиц имеют положительные заслуги перед эрзянской нацией. И не все бы признали себя эрзянами, добавил один из дозвонившихся, с легкой иронией. - Тот же патриарх Никон, хотя и был эрзянином, был "по ту сторону" фронта, - уточнил Александр Болькин. Как бы там ни было, но фронт этот существует, сказали гости на прощание. Эрзянский фронт. И его драматические линии проходят, в том числе, через украинских эрзян. А их - не много не мало - 10 тысяч человек. ОК Дата: 30.11.2011 19:30

Эрзянь нилькс: Сюконямот, Сыресь, кулянть кис!

Сыресь Боляень: Ялгат, арсян кучомс ЭМс. Лездадо ильведевкстнэнь муемс ды витнемс. "Мазый" эрзянь кельс велявтомс сёрмадовксонть... Карпатань пандотнестэ мекшне ды эрзянь фронтось Кувака чатьмонемадонть мееле, Украина масторонь радиоканалсонть «Культура», мекев ушодовсь финноугратнеде кортамось. «Этнофорум» программанть редакторось, Екатерина Божко, алтынзе кавто меельце нолдавкснэнь эстэнь ды эрзянь раськетненень. Васенцетне, ней тешкстыть 150 иеть Крымев самост – сынст буётне тешкас эрить Крымень велетнесэ. Омбоцетне, нолдасть те иестэ эрзянь валморонь пусмо. Сонсь эрзянь диаспорась, эстнэнь диаспорадонть седе сыре. Молокантнэ, ХIХ пингень васенце иетнестэ, озасть Акимовка велес, кона течи максь лем Запорожск буень райононтень. Видестэ меремс, «Эрзянь Вал» куросто инжетне, ледстизь неть умонь тевтнень лия кортамотнень ютксо. Ростислав ды Александр, веньксть ветитянть ды кунсолыцятнень кевкстемаст лангс. Кортамось нолдазель нейке эфирс. Седе тов, Катеринань снартнематне, муемс косо эрзянь коенть ундокстнэ, ветизь кортамонть мекшень кирдемантень. Болькинэнь кавонест ялаксонзо кирдить мекшт. Владимир, ялаксось, кирди цела нешкепире. Таколи сон энялдась кучомс Эрзянь Масторов карпатань мекшть. Нама, лелясь теизе те тевенть: - мон раминь мекшават, эрьвась ульнесь апокшке паргосо, паргинесэнть ульнесь путозь аламошка медь, ды кеменьшка мекшть. Истя улнесть пачтязь Эрзя Масторов. Ялаксось шнась неть мекшнень ветрашна коронть кис. Сынь аволь сускицят ды виевстэ важодицят, -ёвтни Александр. Ветицянть энялдоманть меле, Александр ёвтнесь эсь эйкакш пингеденть, тельня налксематнеде –соды эйстэст аволь марязь костояк, сонсь кайсь велесэ, хуш эрямозо алтызе ушмовийне. Ней сон украинань эрзятнень весэндявксонть прявт, ламо важоди Интернэтсэ эрзянь куротнесэ. Кой конатнень эрямост ушодынзе сонсь. Эрзянь вал куросонть, текес лецтямс, 3700 пелькскирдицят. Кунсолыцятнень гайгематне велявтызь кортамонть лия чирева: кодат тевест эрзятнень течи? Ванстыть, эли аволь эсь эрямо коенть, келенть? Ки содавикс ломантнень ютксто эрзя? Кевкстеманть лангс венькстась Ростислав Мартынюк. Эрзянь раськесэнть миллионшка эрзят, сехте ламо эйстэст эрить Россиянь Федерациясо. Эрзятнень ютксо колмоце пельксэсь эри Мордовиясо. Башкатне, меремс, диаспорасо, таколи неть модатне ульнесть эрзянь: -Самарань, Нижноень областнесэ, Ульяновсконь, Саратовонь ды Оренбургонь областнесэ. Содавикстнэнь ютксо – Никон патриархось, кона эрясь 17 пингестэнть, содавикс морыцятне Илларион Яушев ды Надежда Кадышева. Ламо ушмотнень ютксо –Чапаев, Кутяков, Маресьев, кортыть Жуковонь эрзянь ундокстнэде. Нама, ине эрзятнень ютксо Степан Эрзя, конась важодезь Аргентинасо, теизе содавиксэкс эсь Раськенть Европасо ды весе Масторсонть! -Лидия Руслановань лецтизе Екатерина Божко ветицясь.- Мон маринь, кода сон моры эрзянь моротнень. -Сонсь Чапаев эрзя тетянзо кувалт, авазо ветьке, -тешкстась Болькин.-ды алкуксонь сонзэ фамилиясь ульнесь Чепаев. Инжетне тешкстызь: - аволь весе неть ломантне идесть дошужасть эсь раськенть. Ды аволь весе ловсть эсь прянть эрзякс, сялгсь паро мельсэ вейке кунсолыцясь. Секе Никон патриархось, ульнесь эрзякс, ансяк аштесь «фронтонть тона ёно» -тешкстызе Болькин. Кода а улевель, те фронтось ули, ёвтасть инжетне туемстэ. Эрзянь фронтось. Ды сонзэ явомачерьксэсь юты Украинань эрзятнень ютковаяк. Ды сындест течи -кемень тёжашка! ОК Дата: 30.11.2011 19:30

Сыресь Боляень: Пелевень арсемат Садо эрзят, садо ялгат, Вейсэнь моро моратано! … Вейсэ эрзят мазыйтяно, Вейсэ эрзят виевтяно. Маризь Кемаль А сы удомась кодаяк. Ёмась сэтьмем. Мезть мартом? Нолдыя арсимашинасонть, тошказь,(киньгак а пултамс) «Вирев молян», эрзянь ине моронть. Кунсолан. Аволь ансяк моронть. Мородонть башка, марян, терди та-ки эйсэнь, ды валонзо а марявить парсте, а чарькодевить. Солыть тусто, чопода венть коштсонть. Арсян… Тиринь келем! Неян, кода яттнэ лаксить тенть кандолаз. Лексить … Кенярдозь капшавтыть тонть куломанть. Ды эйкакшот ютксояк муевсть лездыцят… Нетнеяк учить зярдо мадстявттадызь те кандолазонтень. Ундо седейть. Чаво прят!!! Сынь нать а содыть те кандолазонтень тонть а кельгемадонть?!!! Нама! Cынь онкстызь тонть кувалмот, сэреть, келей рунгот! Ды мезе, те онкстамосонть? Тевенть теизь, эсь, вишка, сеськень оймесэст, сийшка ёжосост, пелкапряшка мельсэст. Ды а содытькак сынь тондеть мезеяк?! Зярдояк а онкстави суксонтень масторонть келезэ, Раторонть кувалмозо, ёндолонть сэрезэ! Теке, лаксить... Лексить… Сынь а содыть тонть келеденть, кона весе мастордонть седе келей! Сынь а содыть тонть кувалмодонть, кона весе лейтнень, вейс поводезьгак, седе кувака! Сынь а содыть тонть сэрденть, кона менельс ды седе тов кепедеви. Тештес! Сынь а содыть тонть домкачиденть, иневедтнесэяк истямо арась. Лексить… Лаксить… Зняро ульнесть истят калмицят -лаксицят?! Косот сынь? Ёмасть чоподас, леместкак ламонь эзть кадово. Ды тиринь келесь эри! Келенек моры! Келенек кирдеви! Келесь соды: - учовить тензэ эйкакшонзо! Пурнавить сынь перьканзо, цёрат ды тейтерть! Ды нежедьсызь сонзэ виев кедьсэст, ды кепедьсызь сонзэ верев, ды туи парсте седе тов Эрзянь Кельсэ Кортыця Раськенть эрямозо… Те коесь истямо! Лиякс - кодаяк! Кельтеме арась Раське. Раськевтеме арась тиринь Масторось. Эсь Мастортомо арась уцяскав эрямось. Арась, ялгат! Арась… Содан, кортыть: -шабра пиресэяк муеви ярсамопелесь! Нама муеви… Вардотненень! Ней арсян лексицятнеде ды мизолдан, кодат пезерят! Ды маряви тусто вень чоподастонть, седейс токиця вайгель, ды валтнэ ней парсте чарькодевить монень: -эрзят, эйкакшон, косотадо? Ков вети эйсэнк а оймавикс седеенк, кува кантнить эйсэнк а сизиця пильгенк, мезть теить важодиця кеденк? Кадынк тевенк аламос! Садо! Садо идимизь, тынк тиринь келенть! А кирдеван ськамон. Чуди вайгелесь, теке торамань гайгемадо мейле сульть. Чуди вальмаванть кудос, пешти оймень, ды маряви, гайги потстон. Конясынь сельмень, ды тошкан – энялдан: Инешки Паз, лездак, эсь Раськентень! Шкась сась! Пелян, седе тов, талай ули лездамс… Ды маряви, кода кепедевить, васолдо–васоло, ламо ломанень вайгельть: - Стядо, эрзят!!! Стядо, ялгат! Морасынек вейсэнь моронть вейсэ!!! Ды кемеви –чарькодеви: - аволь ансяк монень пачтязь те вайгелесь. Шожда варминесь налксезь токадизе шаршавонть, экше кедьсэ, теке авам та коли, вадяшинзе прячерем. Чилисема ёно ашолгадсь менелесь, ды содан, курок чинь налнэтне прядсызь вень чоподанть. Ушодови чись. 04.12.2011, Боляень Сыресь, Кияв ош

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: А сы удомась кодаяк. Ёмась сэтьмем. Мезть мартом? Кодат виевть валот, Сыресь! Ансяк пачкодинь Петра ошсто Полярноев. Удалом кадовсть тёжа ветесядт телень килангонь вайгельпеть. Вана ансяк пачкодинь, сюконямот Инешкипазнэнь, шумбрасто. Ардынь ды лецтнинь вишиньке нуцькинем марто вастовоманть. Эри-касы Петра ошсо. Лемезэ эрзякс Пичай. Кортан мартонзо ансяк эрзякс. Тензэ ансяк 2 иеть 10 ковт. Кевкстнян эйсэнзэ: - Кода леметь? Сон тень каршо: - Мон Пичай! Вана истя, улема, минь ванстсынек Эрзя раськенть ды эрзянь келенть?

мианажов: Сыресь Боляень пишет: Ушодови чись. Сыресь, те поэма. Жаль а содаса парсте раскень келем, теиви бы стихс. Ки машты теиньк стихс, те поэма, те молитва.

мианажов: мианажов пишет: Сыресь, те поэма. Сыресь извини, может и не надо было писать, но не смог остановиться и набросал что-то Покоя нет и нету сна Кругом ночная тишина Вдруг слышу гимн эрзянский, я Душа откликнулась моя. И тихо шепчу: вирев молян… Эх, где моя эрзянска воля… Еще я слышу кто-то есть, В ночной тиши поет мне песнь То милый сердцу мой язык, Его духовный вечный крик: Смотрите эрзя, как враги Строгают мне века гробы. И дышат тяжко смерть неся, А с ними рядом плесень вся. Несут мне радуяся смерть. Мне горько дети мои есть, Средь них и трудятся они В гробу закончил, чтоб я дни. Пусты их головы и души. Нет гроба мне, на нашей суше. Моей не знаете длины, Высоты тела, ширины… Моей души вам не познать, Запомни вся земная тать. Что не измерят ширь земли, Длину моей родной реки И молний ярких высоты, Живущие в ней червяки Враги же рубят гроб, дышат Они зарыть меня спешат. Не зная, что я шире всей Планеты радужной моей И нет такой длины реки Одной хоть нитью все свяжи, А ростом я до самых звезд, Вот такой размер мой прост. Они же рубят и дышат. Мечтают, что меня решат… Забыв, ведь были и до них Могильщики цветов моих. Но где они, в могиле все, Исчезли тати все во тьме. А я родной язык живу И гимн эрзянский вам пою. И знаю, что дождусь детей, Которым буду всех милей. Опорой будут они мне В нелегкой жизненной судьбе. Меня поднимут к небесам Споют со мною всем лесам Что в мире бренном нашем есть И сохранят народа честь. И на планете голубой Всем станет эрзянь келесь свой… Строгает, дышит гробовщик, Но нам не страшен его пшик.

Matorchik))): Пек вадря сермадовксось, Сыресь!!!

Эрзянь нилькс: Койсэм, Сыресь, те виев-мазый сёрмадксонть кучомка "ЭМ"-с. Кучсак?

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Сюкпря сёрмадовксонть шнамонзо кис. Сёрмадыя веть, кувать апак арсе, кода лись... Кучия Эрзя Масторс кулялопантень, Эрюш. Пичаеть покшке, улезэ шумбра ды утяскав!!! Сюкпря рузонь кельс ютавтоманть кис. Видьстэ кортамс а содан, паряк а эрявияк сон рузонь кельсэ? Монсь ютавтокшныя, ловныя, ды нардынь валтнэнь теске... А гайги таго мейсь...

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Кучия Эрзя Масторс кулялопантень,

мианажов: Сыресь Боляень пишет: А гайги таго мейсь... Истя, а гайги или а гайни. Рузынь кельсэ молитва а лиси. А ловнат эрзянь кельсэ - молитва, гимн. Секс и меринь ки машты тееде эрзянь кельсэ те валтнеде и аздан кода эрзякс - настроя звучания - стихотворный вариант. Если найдется композитор, то это будет очень мощное произведение.

Сыресь Боляень: Сюкпря, Миша, арсян те тон? Чарькудят, арсян, зняро валт истовтовсть-ёмасть певтеме!!! Теке, эрзянь келесь седейсэ комболкст нолды!!! Ней миненек ансяк арсемасонок путови эрзянь келень алкуксонь ИНЕ МАЗЫЙЧИСЬ. Течи Татьяна Михайловна Ковалёвань чачома чизэ! Кортынек теде васняяк валске Маторкина Таня маро (сёрмадовкссо), мееле гайгинь Татьяна Михайловнань телефонс. Кода сон корты эрзякс!!! Эрьва валось - моро! Кода кортась Арапов?!!! Эрьва валось теке тонсеть седейстэ лисиль. Ды арсян, бути те ёми келесь, кода эрямо карматано, эрзят!!! Ды кода ванстамс??? Неян ансяк вейке ки. Компромисснэнь- мукорс! Минь свал вешнетяно компромисст. А ордамс пувицянть, а покордамс чавицянть... Истя прядсамизь! Минь эрзят! Эрзят ды ансяк эрзят! Мордва меремс эсь прянть лангс, те покордамс минек сэрдятнень. Истя Миша арсян. Мезе ёвтат валом кувалт?

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Эрьва валось - моро!

мианажов: Сыресь Боляень пишет: Истя Миша арсян. Мезе ёвтат валом кувалт? Да вадрясто арсят. Мон истя жо арсян, что минек келеньть эряви кепедьмекс. Но аламо эстэдинек, ки истя арси и ки теи тевть. Минденек эряви, чтоб мартунок седе ламо ломать уливильть и этень кис эряви тергемс и те ломатнень конатьне аздыть эрзянь келенть, а кармасть токо содамо, что сыниск покштятне эрзят. И сыниск март эряви кортамкс пока рузынь кельсэ, эряви сыниск тонавтемкс и учемс кода кармить кортамо эрзянь кельсэ. Виев кисэ паро мольмекс, но минек пока киеемек а пек виев. Сондэ лангсо и кевть и пандот и одманямонь ямат и инойстэ эряви велявтомкс, чтобы не таркатнень башка ютамкс. Парсте евтыть "эрьва валось -моро".

Сыресь Боляень: Львив ошонь кирдивийсэнть аламодо аволь весе националистнэнь пельде. (Свобода курось) Ошсонть лоткавтызь лавкатнева алгоголень миеманть.

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Од иенть васстыя Крымсэ. Цёрам сайнимим пандо прява кузнеме. Пурнынзе мееле фотокувон ды видеонть ве апокшке куцяс... Ванодо мезе лись...Апокшке, эрзякс, репортаж

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Цёрам сайнимим пандо прява кузнеме.

Waljo: шумбрат улест эрзятне Украинасо ды весе масторгантькак!!!

Сыресь Боляень: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=22m3TxXctv0#! Вана истя эряви эрзят!!!



полная версия страницы