Форум » Лия кулянь пачтямот(+ды финно-уграньгак) /Другие СМИ (+ финно-угорские) » Открылся инет-портал Меряния - Мерянь Мастор - Merjamaa » Ответить

Открылся инет-портал Меряния - Мерянь Мастор - Merjamaa

merjan andy: Дорогие друзья, представляю Вашему вниманию новый портал посвященный древнему финно-угорскому народу Меря и его сегодняшним потомкам. На сайте будут публиковаться разнообразные материалы по археологии, истории, мифологии, краеведению, языку народа Меря. Добро пожаловать - http://merjamaa.ucoz.ru Приглашаем к сотрудничеству краеведов, историков и просто всех заинтересованных в теме Мерянии. ;)

Ответов - 173, стр: 1 2 3 4 5 All

merjan andy: Потаенная меря. Мерянские фамилии Гаврилова-яма (Ярославская область). Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников. Читать дальше - http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merja_merjanskie_familii_gavrilova_jama_jaroslavskaja_oblast_onomastika_i_antropologija/2012-05-15-569

merjan andy: Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса. Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги. (рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину) Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1). Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam_nekropol_merjanskogo_pljosa/2012-05-22-572

Эрзянь нилькс: Сюконямот!= Спасибо!


merjan andy: ШУНГА - костромской мерянский угол Костромка: безмолвие Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций. Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог... Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га". Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы: suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота; sunka - угол; потайное место; sonkkelo - угол; окраина; *soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/shunga_kostromskoj_merjanskij_ugol/2012-06-10-580

Эрзянь нилькс: merjan andy пишет: Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га". А нет ли связи с ШУЯ? Левый? На левом же берегу Волги...

merjan andy: Дорога к Предкам. Святыни Борисоглебской земли. Синий камень-чашечник из Свагуново Цель нашей поездки - местность между Борисоглебом и Ростовом называемая "Островна". Это островок леса в 4 км от Свагунова и Сидорково находящийся среди бывшего болота. Болото осушили мелиораторы, нарыли канав. Раньше здесь было очень много гонобобеля, теперь вся экосистема нарушена, болото осушено, местные жители только за клюквой ходят. Около Островны издавна лежит большой "Синий камень". Он действительно серо-синего оттенка. Очень рельефный, похожий на медведя (культового мерянского зверя). Информацию о нем мы узнали от ярославского краеведа и художницы Наталии Бутусовой. По ее словам сейчас Синий камень врос в землю на 1/3 своей высоты. Старожилы рассказывали, что были об этом камне поверья в старину, но никто сейчас их уже не помнит. Синий камень-чашечник с "Островны" Остались только смутные воспоминания об этом камне как «нечистом месте». Сообщали, что когда-то около «Синего камня» обнаружили умершую женщину, которую «завело» Любопытно, что это камень чашечник. Камни чашечники, это камни на которых есть мелкие, правильной формы ямочки. На его поверхности как раз находится такая рукотворная чашечка. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_mere_svjatyni_borisoglebskoj_zemli/2012-07-04-595

merjan andy: О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2 Ель в рыболовных и охотничьих обрядах Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии. Н.А. Лаванен пишет, что в Карелии и Финляндии ель использовалась в качестве своеобразного жертвенного алтаря: охотник выбирал в лесу невысокую, густую ель, ветви которой смотрят вниз, в землю(23), на ветви клал ольховую щепку - это была столешница, и на этот алтарь-стол Тапио (Tapion kammen – ладонь Тапио) охотник приносил бескровную жертву - воду, пиво, вино, муку, колосья. Перед началом охоты у стола Тапио он обращался к духу с заговором: Наведи охотника на тот остров, На тот пригорок приведи, Где ели с цветущими вершинами, Осины со звенящими поясами(23). Продолжение - http://merjamaa.ru/news/o_chem_molchat_svjatye_eli_semantika_eli_i_kulturologicheskie_paralleli_v_russko_finnskoj_obrjadnosti_chast_2/2012-08-20-621

merjan andy: Культ предков. Родительская суббота в Кострома кундем. Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Кострома кундем, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи. Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной Мерьямаа. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими. Продолжение - http://merjamaa.ru/news/kult_predkov_roditelskaja_subbota_v_kostroma_kundem/2012-11-08-660

Эрзянь нилькс: merjan andy пишет: Культ предков. Родительская суббота в Кострома кундем.

Remiz: Есть ещё один мерянский сайт – http://www.merjamaa.zzl.org

merjan andy: Места Силы. Нурма. Святыни народной веры В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности". Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века) Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера. http://merjamaa.ru/news/mesta_sily_nurma_svjatyni_narodnogo_pravoslavija/2013-09-01-797

Эрзянь нилькс: merjan andy пишет: Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности". Эрзянские созвучия: нурьгамо - свисать, свешиваться, свисание, свешивание нурямо - раскачиваться

vijan: нар - лужайка.



полная версия страницы