Форум » Лия кулянь пачтямот(+ды финно-уграньгак) /Другие СМИ (+ финно-угорские) » Братья финно-угры! Будьте бдительны! » Ответить

Братья финно-угры! Будьте бдительны!

Эрзянь нилькс: В Саранске вышла общероссийская «Финно-угорская газета» «Это будет серьёзная аналитическая газета, без «желтизны» и криминала», – говорит главный редактор Юрий МишанинПилотный номер общероссийской «Финно-угорской газеты» вышел 12 апреля в Саранске. Как отметил Глава Мордовии Николай Меркушкин, издание призвано стать доступной информационной площадкой для всех регионов, где проживают представители финно-угорских народов. Газета укрепит их этнокультурные связи и будет способствовать развитию отношений между ними. Кроме Мордовии, издание будет распространяться в Марий Эл, Удмуртии, Ханты-Мансийске, Карелии, а также в местах компактного проживания мордвы в Татарстане, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях, Башкортостане. В планах газеты – покорение читательской аудитории Финляндии и Венгрии. Её учредителями выступили исполком общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ» и Поволжский центр культур финно-угорских народов. Тираж первого номера пока небольшой, однако директор центра Юрий Мишанин и главный редактор газеты уверен, что спустя несколько месяцев им удастся преодолеть планку в 10 тыс. экземпляров. Появится и Интернет-версия газеты. «Это будет серьёзная аналитическая газета, без «желтизны» и криминала, – говорит Юрий Мишанин. – Многие полосы – оригинальны. К примеру, «Как живёшь, диаспора?» – зарисовки из жизни глубинки, «Земля мордовская» (удмуртская, марийская и т.д.); «Наследие»: историко-краеведческие публикации; «Вера и верующие»: древняя религия финно-угров, деятели церкви; «Персона номера» – творческий портрет государственного и общественного деятеля; «Финно-угристика: страница для учителей и школьников». Не обойтись и без «Экономики», «Политики», «Спорта», «Домостроя». А благодаря хорошо развитой сети собственных корреспондентов в разных регионах, читатели смогут из первых уст узнавать о событиях, происходящих у соседей». Планируется, что газета будет еженедельной. газета "Известия Мордовии", №56 (23706) от 18 апреля 2007 года, Ольга Клюева Братья финно-угры! Будьте бдительны! «Это будет серьёзная аналитическая газета, без «желтизны» и криминала», – говорит главный редактор Юрий Мишанин. Пилотный номер общероссийской «Финно-угорской газеты» вышел 12 апреля в Саранске. Этот "мордовский" финно-угр Юрий Мишанин уже внёс "вклад в развитие финно-угорской культуры", подписывая "анализы" для прокуратуры против независимой эрзянской газеты "Эрзянь Мастор", направленные на закрытие негосударственной эрзянской газеты. Учитывая эту "деятельность г. Мишанина, можно предположить, чем будет заниматься эта "серьёзная аналитическая газета" на поле финно-угорской культуры. Что касается эрзян и мокшан, можно с большой уверенностью предположить, что г.Мишанин будет усиленно заниматься их мордвинизацией и борьбой с "Эрзянь Мастор".

Ответов - 20

vilkacis: Честно говоря, само понятие "финно-угорская газета" довольно абсурдно. Особенно, если она выходит на ... славянском языке. Если бы например была "балтийская газета", то на каком языке она была бы? Латыши не понимают литовского, а литовцы не понимают латышского. Такая газета невозможна. В лучшем случае это была бы газета сразу на двух языках. Финно-угорских же народов на много больше, и они друг от друга серьёзно отличаются. У них нет общего языка. У каждого свой язык. Может быть, если бы все финно-угры в добавок к изучению своего языка знали бы ещё и финский, тогда финно-угорская газета могла бы быть на финском. Опыт Балтийских государств таков: во время советской оккупации эстонскому, латышскому и литовскому народам насаждался русский язык. В меньшей степени это было в Литве, в большей - в Латвии. Руских в Литве всего около 5%, поэтому большой неприязни к русскому языку там не возникло. Литовцы старшего поколения охотно говорят по-русски. Молодые же литовцы его не знают. Эстонцы принципиально никогда не говорят по-русски. С латышами и литовцами общаются исключительно на английском. За это мне эстонцы очень нравятся. Латыши где-то посередине. С литовцами латыши часто говорят по-русски, а с эстонцами - по-английски. Моё же мнение такое, что больше латышей должны изучать литовский и эстонский, в особенности литовский, что бы можно было с соседними народами говорить на их языках. А они в свою очередь больше внимания будут уделять латышскому. К сожалению, пока что школ, в которых изучаются эстонский или литовский в Латвии крайне мало. Наверное даже меньше, чем школ, в которых изучается шведский или финский.

Эрзянь нилькс: vilkacis пишет: Честно говоря, само понятие "финно-угорская газета" довольно абсурдно. Особенно, если она выходит на ... славянском языке. Нет. Не абсурдно. Газета будет пропагандировать русский язык, русскую православную церковь и власть для той части российских финно-угров, которая ещё помнит свои финно-угорские корни, но не знает родного языка своих предков. Важнейшей задачей её будет "противодействие финно-угорскому национализму и экстремизму", идеологическое прикрытие политики ассимиляции и русификации остатков финно-угорских народов, информационная поддержка и пропаганда абсурдных идей типа 1000-летия "добровольного" вхождения "мордвы" то в Россию, то в Русь, "создания единого мордовского языка" и т.д. От имени российских финно-угров она будет выступать на темы "противодействия сносу советских памятников" в странах Восточной Европы, против "фашизма" прибалтов и т.д. Конечно, это прогноз. Основанный на знании позиций и "дел" учредителей этой газеты и "дел" её редактора. Почитаем. Посмотрим, уверен, что не ошибаемся. У "мордовских" "возрожденцев" давно была болезненная проблема - создать печатный противовес против позиции независимой, издаваемой на деньги простых людей, эрзянской газеты "Эрзянь Мастор". Ежегодно делаются попытки её закрытия под вывеской "борьбы против разжигания межнациональной розни". Закрыть пока не удалось. Но сейчас угроза закрытия "ЭМ" усилилась после свежепринятого Закона "О борьбе с экстремизмом". Для реализации этих целей властью профинансировано создание этой проправительственной, карманной газеты и назначение её редактором одного из авторов "анализов" публикаций газеты "Эрзянь Мастор" для прокуратуры. Ниже привожу текст своего отклика на очередной "анализ" публикаций "ЭМ". Почему мокшанскими руками власть решила закрыть эрзянскую газету «Эрзянь Мастор»? Дорогие братья мокшане. Сразу оговорюсь, что заголовок этой заметки мог бы быть другим. Но в состав группы специалистов, давших заключение, что в деятельности эрзянской газеты «Эрзянь Мастор», выявлены, цитирую: «признаки экстремизма (возбуждение национальной, социальной нетерпимости и розни; унижение национального достоинства; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, национальной, религиозной и языковой принадлежности)», входят товарищи Юрий Мишанин, Николай Савкин, Василий Кирдяшов, известные люди, представители братского мокшанского народа, самого близкого к Эрзе по языку, культуре и территориально из всех финно-угорских народов. Если бы эти люди были эрзянами, или представителями других народов, то и заголовок был бы другим. История не терпит сослагательного наклонения. Поэтому наступили времена, когда мокшане решают судьбу газеты братского эрзянского народа. Радует, что в этой комиссии нет ни одного эрзи. Так распорядилась власть, создавшая эту комиссию и по результатам её работы(?) известившая редактора Е. Четвергова, что «деятельность данного средства массовой информации может быть прекращена в установленном … порядке». Так почему же мокшанскими руками решили закрыть эрзянскую газету? Об этом, мне представляется, должны задуматься прежде всего сами мокшане. Почитать и проанализировать те же номера газеты, которые изучались выше названными товарищами. И не только те же, но и другие тоже. Оценить то, что среди эрзянского народа не нашлось ни одного человека, пожелавшего участвовать в работе этой комиссии. Власти, или действительно мокшанам и русским, мешает существование единственной эрзянской независимой газеты? Если мокшанам, то участие мокшан в этой комиссии понятно. Но чем может мешать братскому народу эрзянская газета, выступающая за сохранение мокшанского языка и самого мокшанского народа? Если газета мешает русскому или другому какому-либо народу, то, может, стоит обсудить эту проблему за круглым столом с представителями этого народа? Ведь запретом газет проблемы всегда загонялись только в тупик. Это подтверждает вся уже давнишняя история Российской империи и вся недавняя история СССР. Мне, кажется, власти уже давно следовало бы пойти именно этим путём, путём обсуждения проблем, поднимаемых газетой «Эрзянь Мастор», а не путём прекращения её деятельности. Намерения власти не могут быть не серьёзными. Закрытие эрзянской газеты – это сильнейший удар по эрзянскому народу. А изданий-то у Эрзи всего-то четыре! А независимая-то – лишь одна единственная «Эрзянь Мастор»… Если власть не желает вести диалог с оппозиционной ей газетой, ведёт дело к её закрытию, то, может быть, пора самой газете, её редактору собрать «круглый стол» с представителями русского, мокшанского и других народов, представителями власти, чтобы обсудить и проблемы, и характер публикаций газеты? Тогда было бы понятней, в чём, действительно, газета «перегнула», а в чём и власть «перегибает». Да и опубликовать материалы такой дискуссии. Да и не только в «Эрзянь Мастор». Моя работа связана с книгами и периодической печатью. Сколько литературы издаётся массовыми тиражами, в которых превозносится положение, история, культура «государствообразующей» нации! И либо ничего, либо мельком об истории, культуре сотен других «негосударсвообразующих» наций страны в учебниках и массе других изданий. И нет нигде комиссий по оценке этих публикаций! Мордовская прокуратура комиссия это что, феномен? Или реликт сталинских времён? Чем не тема для круглого стола в редакции «Эрзянь Мастор»? Эрюш Вежай, член Совета возрождения эрзянского и мокшанского народов.

vilkacis: Да, пока эрзянская земля оккупирована Российской империей, трудно что-то предпринять. Последняя колониальная империя... Однако все империи рано или поздно распадаются. Нужно подготовиться к тому моменту, чтобы не стать добычей какого-нибудь другого государства, а создать своё эрзянское.


vilkacis: Продолжая мысль... Как вы (эрзяне) видите своё государство в будущем? Вот наступил этот момент: Россия распалась, создаётся эрзянское государство, в которое входят все земли расселения эрзян - довольно большая территория. Эрзянская Республика. Кругом другие небольшие государства. Старые экономичеслие связи разорвались. Из Москвы никакие приказы больше не поступают. Нужно действовать самим. Старые наместники (местные правители-коллоборанты, которые сотрудничали с российскими оккупантами) прогнаны. Создаются новые структуры власти. Какие будут первые задачи нового государства? Что нужно будет делать в первую очередь? И как эрзянское государство будет развиваться? Какие будут цели? С кем сотрудничать? Присоединиться к Европейскому Союзу? Создавать финно-угорский альянс? Вступить в НАТО? Принять участие в Поволжской конфедерации государств?

chuvashon_erzja: А как относится к высказыванию:"Руские-славяноязычные финно-угры"? или ,что скоро и Россия вступит в НАТО. В этом есть что-то более теплоё,чем все разрушить и строить неведомое. Уже много раз рушили... Если все вступят в НАТО-в нём отпадет необходимость. В этом контексте можете продолжить моё первое высказывание...

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: Продолжая мысль... Вопросов много. Любой вопрос требует работы серого вещества. Подобные вопросы задаются лидерам эрзянского национального движения как ярыми оппонентами, так и искренними друзьями. Есть вопросы ясные и понятные на сегодняшний день, есть вопросы, ответы на котрые даст время, ход развития истории, есть вопросы, на котрые нет ответа. Кода алашанть кильдьсак, истя кинть печтьсак. / Как лошадь запряжёшь, так дорогу преодолеешь. / Смотреть вперёд надо, но не бежать впереди паровоза.

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: есть вопросы, на котрые нет ответа. Монгак истя арсян. Весе Россиянь апаротненть а эряви вачкамс рузонь ломатнень лангс-истя видечись а муеви. Ванодо: революциянь (1905-1917 иетнестэ) ушодомо ды кирвастямо састь Россияв ламо лиянь раськень ломатьне: Джержинский(поляк?) -прявт ВЧК, весэ тюрматнесэ прявт- Хаим Апетер(латыш), Троцкий (еврей Бронштейн) -прявт Реввоенсоветэнть, Сталин(грузин Джугашвили)-весэ содасызь. Остаткатнеяк ламотне ульнесть аволь рузонь раськень ломанть,рузоньгак ульнесть... Те шкастонть ушодовсь весэ апарось,рузонь раськеньтеяк пек покш зыян ды аварьдевкс неть ломатнэ тейсть. Видечись сон аволь вейке тюзонь. Ней од Россиянь арсян теде виде килангозо карми,аламо шка ютазь нейсыне.

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: Ней од Россиянь арсян теде виде килангозо карми,аламо шка ютазь нейсыне. Монгак истя арсян: шкась невтьсы, ков моли Рузмасторось. Монсь неян: неть читнестэ сон эрзятнень туртов паро зярс а теи. Моли лия раськень автономиятнень маштомаст, лия раськень келень лепштямось школатнесэ, тевкоудотнесэ, культурань кудотнесэ, эрьвачинь тевтнесэ. Прявтось Рузмастосо ней - руз, аволь грузин. Те рузось мезе, полавтызе колонизаторской политиканть? Эзизе, мекевланк - виевгавтызе. Нама, тевесь-кевкстемась аволь рузонь эли лия раськень ломаньсэ, кевкстемась - рузыявтомань политикасонть.

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: кевкстемась - рузыявтомань политикасонть. Тень каршо мезеяк а ёвтат,Рузмасторонть прявтонтькак чумозо ули. Эсинек раськенть прявтнэ(эрзятне ды мокшатне) сядовкст чумовт. Мервлине: "Зярдо лия раськень ломатне прявтыть Эрзянь масторсо-те раськесь урозокс кадови", ней вана прявтнэ эрзят ды мокшот- кие чумов? Кие кочкицясь тень прявтнень Эрзянь масторсо- эрзят да мокшот? Бульчом улить конатне ярмаксо(казне максозь) совасть азорс, остаткатнень минсь кочксине . Койсем кия(Рузмасторонь прявтоськак) а карми каршо,зярдо сюпав эрзятне(улить эть истят) ушодыть эрьва эрзянь велесе эрзянь школат эли класст рузонь школасо. Рузмасторонь законтнэяк каршо а молить. Паро шабратне-татартнэ тень коряс кинть муизь, мекс бу минене а вешнемс-кевкстямс -татартне эрить шабрасо... Чивалгомань финно-угортнэнь ладсо минь аздатано кода эрямось эрзятнене карми, ней неян пек а вечкить сынь весень Рузмасторонь ломатнень... Сетнень вечкить ,кие Рузмасторонь каршо моли. Арсянь Рузмасторпотсто,эрятано куншкасо,лисемась-арсемась парочи эрзятнене а канды. Икеле(15-19 пиньгстэ) тедеяк лепшилть руздо лият келтнень,муевекшнесть докав эрзятне конатне эрзянь келенть кепедизь ды минек икелев кандозь путызь. Ней миненек шкась сась кандомо, вешнимка а потыцят ялгат эсинек масторсо,лиянь масторонь ломатнень лангс надёжась вишкине койсем...

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: ней вана прявтнэ эрзят ды мокшот- кие чумов? Се, кие эрзятнень ютксто кочки "мордват" ды аравтни сынст прявтокс. Се, кие аравтсь истятт законт, зярдо рузтнэнь ламоксчист кувалма зярдояк алкуксонь эрзясь а понги а коень-закононь теема превкурос, а тевветямо прявткурос. Се, кие а максы тонавтома лувкстнэнь-программатнень коряс кастомс васняяк эрзянь ломанть, аволь росиянецт эли мордовецт. Ансяк сестэ, зярдо эрзянь раськенть эрямозо лиякстоми,карми паро, ансяк сестэ Рузмастордо явомадо мельтнеяк сынсь ютыть. Зярс раськесь, келесь, культурась, историясь кармить кекшневеме, маньчевеме (то 500-летие, то1000-летие "добровольного" "вхождения", создание "единого мордовского языка ды седе тов...), келесь кардаздо васолов а нолдневеме, - знярс эрзянь превсэ-удемесэ, кардак, иля, кармить вельмекшнеме арсемат Рузмастордо явомадо. Неть мельтнень вельмевти эрзятнень Рузмасторсо эрямсто апаро ёжось, аволь лия раськень ломанень мелесь. Сеть, кить тонгить превезэнек арсеманть, келя, Рузмастодо явомадо мельтне молить тезэнь омбомасторсто, Рузмасторонь яттнэнь пельде - маньчить. Эрзятне сыньскак аволь весе чаулат. "Эрзянь Мастор" кулялопась-газетась тееви ды лисни эрзянь ярмаксо ды превсэ, сеть, кие невтни омбомасторов эйстэдензэ - эли ильведицят, эли маньчицят. chuvashon_erzja пишет: масторонь ломатнень лангс надёжась вишкине койсем... А пран ве мельс мартот. Лия масторга эрицятнень пельде лезксэсь эрзятненень пек эряви. Аволь ансяк Рузмасторонь сёвномга (сонзэ сёвномаськак эряви). Васняяк эрзянь раськенть эрямонзо, стакачинзэ невтемга. Рузмасторось минек стакачитнень а мари, сынь тензэ - теке кискантень ветеце пильгесь... Теке марто: кемемась аволь омбомасторонь ломаньс, кемемась васняяк эрзятнень превс, вийс, мельс... Явомадо темась тандавкс аволь превей эрзятнень туртов, васняяк сетнень туртов, кие а содасы эрзятнень эрямост... Минь те темадонть а пельдяно, минь те теманть минсь а кепсетяно, кепсить сонзэ эли сетне, кие эйстэнзэ теи тандавлемка, эли се, кие минек тевтнень а содасынзе, эли се, кие пек мелявты кисэнек, эли се, кие лангозонок кискакс кайсеви. Темась пек пициця...

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: :"Руские-славяноязычные финно-угры"? Монь мельс те а тукшны. Ды истя а кармияк. / Мне это не очень... И так не будет.

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: Монь мельс те а тукшны. Ды истя а кармияк. / Мне это не очень... И так не будет. Кона-кона рузонть "вадрясто шлямсто" муят лия раськень ломань . Зярдо сынст ютксто муевить эрзят ды сынст(од эрзятнень) карми мелест улеме Эрзя-кадык улить. Тееде вадрят шлямопелть,лия раськень ломатнень шлямодо мейле - сыргозить эрзят?... Койсэм шлямопелесь теде вадря сяткодо ды кирьвастиця кирьговдо. Шлямопель- ютазь тёжа читнень виденть эряви апак тюре вешнемс ды весене невтемс ...

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: chuvashon_erzja пишет: цитата: :"Русские-славяноязычные финно-угры"? Монь мельс те а тукшны. Ды истя а кармияк. / Мне это не очень... И так не будет. Мекев велявтан те кортнеманте... Аволь умок ловныя интернетсэ «Секретные исследования» газетанть, чувашонь мелькужосояк ней теньде кортыть ... Тосо лись статья Лицо русской национальности «Российские ученые завершили и готовят к публикации первое масштабное исследование генофонда русского народа. Обнародование результатов может иметь непредсказуемые последствия для России и мирового порядка» - так сенсационно начинается публикация на эту тему в российском издании «Власть». А сенсация действительно получилась невероятная – оказались ложными многие мифы о русской национальности. В том числе выяснилось, что генетически русские – вовсе не «восточные славяне», а финны. Ловномодо мейле, эряволь бу кортамс теньде.

Эрзянь нилькс: Кривая вертикаль -------------- Сенсационно может завершиться проходящая в Саранске Всероссийская научная конференция “Историко-культурные аспекты развития полиэтничных народов России». Местные власти всерьез задумались о том, чтобы отметить 1000-летие вхождения мордвы в состав Руси. Похоже, что мордовскому губернатору Николаю Меркушкину не дает покоя слава соседа, президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Выливается это в форменное соревнование, более всего напоминающее битву Эллочки Щукиной с дочерью американского миллиардера мисс Вандербильд из «Двенадцати стульев». Отстроили в Казани самую высокую в Поволжье (а возможно, и в России) мечеть Кул Шариф с минаретами высотой 57 метров, так тут же из Мордовии был дан «достойный» ответ: в Саранске началось строительство самого высокого в регионе православного храма — Кафедрального собора Феодора Ушакова, высота колокольни которого достигает 62 метров. В прошлом году отметили 1000-летие Казани, а в Мордовии сопоставимого по масштабу праздника нет. Столица республики, город Саранск, был основан в 1641 году, 365-летие города лишь с большой натяжкой можно назвать круглой датой, сама республика была образована в 1934 году, тоже некруглая дата, да и с тысячелетием сравниться не может. Ну, как говорится, если праздника нет, то его стоит выдумать. И, похоже, уже выдумали. В Саранске проходит конференция «Историко-культурные аспекты развития полиэтничных народов России». Мероприятие в принципе традиционное, называвшееся ранее «чтения» и не покидавшее до этого стен Мордовского государственного университета. В этом же году оно «совпало» с приездом в столицу Мордовии полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова. Кроме дежурных поездок по различным предприятиям и учреждениям Саранска полпред посетил и конференцию, которую ради приезда высокого гостя проводят в здании Русского драматического театра. Именно там и зашел разговор — опять-таки о тысячелетии, — но уже не Казани, а вступления мордовского народа в состав Руси. По случаю чего и нужно устроить праздник. Идею, прозвучавшую на конференции, тут же с энтузиазмом подхватили мордовские ученые-историки, и уже сегодня в местной прессе они во весь голос доказывают, что да, есть оно, это тысячелетие, только раньше об этом никто не знал, а теперь — знаем, вот вам и факты. И далее следуют –«неопровержимые доказательства» этого самого тысячелетия. Можно не сомневаться, что если прозвучало «а», то прозвучит и «б», то есть вслед за вновь установленной датой последуют правительственные постановления о проведении праздника, о выделении денег и т.п. За кадром пока остаются главные идеи торжества — переплюнуть Шаймиева с его казанским тысячелетием, «выбить» на организацию праздника деньги из федерального бюджета, ну и президента пригласить, чтобы посмотрел на республику да похвалил. Народная мудрость говорит о том, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Однако похоже, что мордовским властям это удастся, да еще как! Дело в том, что ровно 21 год назад в Саранске было торжественно отмечено 500-летие добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. По этому поводу даже памятник в самом центре Саранска соорудили. Тогда, в 1985-м тоже нужен был праздник, его и устроили. Хотя в те времена многие мордовские ученые-историки весьма скептически отнеслись и к самой добровольности, и к дате, полагая, что мордва вошла в состав России значительно позже. Одним из них был и молодой выпускник местного истфака Валерий Юрченков. Спустя 21 год ставший профессором и директором Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, он и по каналу местного телевидения, и в правительственной газете доказывает, что мордва в состав Руси вошла еще при князе Святославе, заканчивая свои выступления примечательной фразой: « ...и событие это стоит того, чтобы его широко отметить». Вот оно — главное: «отметить». Ещё один парадокс: князь Святослав умер в 972 году, получается, что если и отмечать 1000-летие, то стоило сделать это по крайней мере 34 года назад. Впрочем, когда оперируют веками, полстолетием раньше, полстолетием позже — наверное, это уже никого не волнует. Ольга АНИСИМОВА Объединенный гражданский фронт, № 18 (36), 23-25 мая

Эрзянь нилькс: Эрзянь нилькс пишет: полиэтничных народов Кто "расшифрует" эту абракадабру? Какие народы являются "полиэтничными"? Просветите эрзянина, друзья!

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: Эрзянь нилькс пишет: цитата: полиэтничных народов Кто "расшифрует" эту абракадабру? Какие народы являются "полиэтничными"? Просветите эрзянина, друзья! Часто политики термин полиэтническое государство(много наций -одна нацинальная идея) пробуют сконвертировать в термины полиэтнический народ. Мне попадались статьи,где утверждается,что Россия полиэтническое государство. Полагаю с этим пока у нас имеются трудности-трудно в течении короткого времени выдавить из сознания чиновников имперские амбиции. Но,по крайней мере из пубичных выступлений политиков, Россия намерена попытаться это сделать-объединить многонациональных россиян единой национальной идеей. Американцы пошли другим путем,я к этому отношусь неоднозначно,они вначале объединились в нацию по рассовому принципу,но это их история... Полиэтнический народ -термин,мне кажется,не совсем удачный. Он более подходит для государств, в смысле юридического термина для международных отношений(соглашений). В контексте Мордовии встречался термин: полиэтнический народ мокшэрзя и на эрзянском языке- мокшэрзят ,в этом оношении термин не может быть корректен.

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: В контексте Мордовии встречался термин: полиэтнический народ мокшэрзя и на эрзянском языке- мокшэрзят ,в этом оношении термин не может быть корректен. Спасибо за бальзам на эрзянскую душу. Монгак истя арсян.

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: В контексте Мордовии встречался термин: полиэтнический народ мокшэрзя и на эрзянском языке- мокшэрзят ,в этом оношении термин не может быть корректен. Спасибо за бальзам на эрзянскую душу. Монгак истя арсян. Что только не придумает империя: советский народ, российский народ, мокшэрзя, мордва, полиэтнический народ, субэтнос, этническая группа мордвы, мордовское племя... Лишь бы Эрзя народ забыл своё имя... Последняя придумка: ПОЛИЭТНТНИЧЕСКИЙ НАРОД! Класс!!! Опять кто-нибудь докторскую защитил...

Эрзянь нилькс: Тысячелетие на заказ Визит Полномочного представителя Президента в ПФО не предвещал каких-то неожиданностей. И не будучи семи пядей во лбу можно было примерно предсказать программу. Но грянула сенсация! В первый же день с трибуны сначала один, а затем и другой местный ученый поведали миру, и в особенности высокому гостю, о величайшем открытии исторической науки. Оказывается, присоединение Мордовии к Руси произошло аккурат тысячу лет назад. И не плохо бы, мол, достойным образом отметить сие событие. А как же 500-летие добровольного вхождения в Россию, которое мы пышно отпраздновали в 1985 году, и даже, хоть и на отшибе, водрузили монумент по этому случаю? «Такое да не такое!»- отвечают дотошные ученые. - «То вхождение в состав России, а это Руси. А это, как говорится, две большие разницы. К тому же последнее событие подревней будет». Аргументы приводятся и в прямом, и переносном смысле железные. Ну, во-первых, и русские и мордва в это время жили рядом. И это неоспоримый исторический факт. Во-вторых, в это время князь Святослав гонял «неразумных хазар», и это не могло не понравиться свободолюбивым мордовским племенам. К тому же в могильниках древней мордвы нет-нет, да и отроют то подвески со знаками Рюриковичей, то какие-то особенные русские мечи. Чем не материальные подтверждения многовековой дружбы? И самое главное! Оказывается, «в последнее десятилетие идет поиск государственной идеологии культурных и идеологических камней, на основе которых могла бы строиться, и развиваться российская государственность». Вот в чем дело то! А кто ищет тот, как известно, всегда найдет. Тут важно знать, что велено найти. История у нас наука самая что ни на есть прикладная. Куда надо туда и прикладывают. А нет, чтобы сказать по-простому, мол, душа праздника просит! И не какого-то заштатного, а чтобы на всю Россию, к которой аж дважды присоединились! Смог же Татарстан по нескольким невесть откуда взявшимся монеткам отпраздновать тысячелетие Казани. А мы чем хуже? К сожалению хуже. У них там нефть, а у нас её так и не нашли. Хотя Глава республики перед одними из выборов себя на этот пост и уверял, что Мордовия располагается над обильными нефтеносными пластами и, при удачном раскладе результатов выборов, будущее Кувейта нам обеспечено. Расклад вышел, как всегда удачный, а нефти как не было, так и нет. Да и Главу теперь назначает Президент. Видимо, Кувейта в ближайшее время не предвидится. Так зачем же трясти и так скудный бюджет на подобного рода забавы? Такова комсомольская сущность этой власти - заменять хлеб зрелищами. А представляете, каких важных гостей можно наприглашать? Вплоть до Президента. А как это красочно осветить в прессе и на телевидении? Голова кружится! И время подходящее-борьба с национальной нетерпимостью. Итак, пробный камешек брошен. По воде пошли круги. Осталось подождать реакции федеральных властей. А там, глядишь, и гульнём «на последние без сдачи». Понятно, что после таких экстравагантных открытий, остальная часть визита Полномочного представителя Президента могла показаться скучноватой. Он посетил спецсело (на этот раз по части нац. культуры). Был в школе, где аккуратно одетые мальчики и девочки, в белых фартучках, что-то рассматривали на экранах компьютеров. Видел тех же девочек уже в национальных нарядах, старательно вышивающих мордовские орнаменты. Познакомился с юными поэтами, пишущими и на русском и на родном языках. Послушал громкоголосые песнопения взрослых, во всё тех же народных костюмах, навевающих воспоминания о картинах Ф.Сычкова. Гостю всё понравилось. Ох, показать бы ему обыкновенную мордовскую деревню с её не принаряженными обитателями, неизвестно как скоро бы он оправился от столь экстремальных впечатлений. Но гостям чулан не показывают. В программе было открытие инновационной выставки. Заметив ещё по первому визиту, что гостю нравится общение с молодыми, устроили и пару таких встреч. Посетили образцовую «ипотечную семью» с ребенком, которого Представитель Президента к умилению окружающих называл по имени и отчеству и что-то ещё, чего и не упомнишь. Всё хорошо и гладко. Не так жизнерадостно как с Сергеем Владеленовичем, но чувствуется, что к новому руководителю округа приспособились. Неделя завершилась, а новая началась первомайскими празднествами. Описывать их не имеет смысла, так как они почти в точности повторяют сценарии, описанные еще газетой «Советская Мордовия». Для многих же майские праздники - это начало почти ритуального ковыряния в земле на дачных участках, в целях «сникания хлеба насущного». Пожелаем же им успехов, и не переусердствовать в закладке основ будущего урожая! А.Гуров, «М-Сегодня», от 2 мая 2006 г. От редакции «ЭМ». «Гениальная из гениальнейших» идея выдвинута историком Валерием Юрченковым, директором гуманитарного института (Саранск) и озвучена на многолюдном собрании другим историком, Александром Лузгиным, председателем Комитета по национальной политике РМ. Оба доктора … исторических наук. Даже проститутки не способны так дешево продаваться и врать, чем дама по имени История и её ухажеры.

erzianj : Мекс Мишанинень Юриень путызь Россиянь Финно-угрань культурань куншкакудонть прявтокс? Равчирень Финно-угрань раськень культурань куншкакудонть прявтось Мишанин Юриень путызь Россиянь Финно-угрань культурань куншкакудонть координаторонь Инекужонь прявтокс. Истямо мерема ульнесь вастневсь Россиянь Финно-угрань культурань куншкакудонть координаторонь Инекужонь пурнавксонть, кона ютась чадыковонь 24-це чисте Москов ошсо. Те важодимань пурнавксонть ульнесь ве мельс само теематьнесе-тевтнесе кавто лувонь раськень-культурань куншка таркатьнень минек масторонь – Коми куншкакудонть ды Равчирень, истяяк ульнесь витезь-петезь малавикс сюлмавкст сынст юткова. Теде башка пурнавксосонть ульнесь кортавтома ютавтомадонть Саран ошсо раськеютконь мазычинь финно-угрань раськень культурань невтима. Сонзе важодимасонть ютавтови мееельцек кужонть пурнавкс. Мекс буди, аёвтыть мезень покш тевень кис максозь истямо лембе тарка Мишанинень Юрийне? Нейке а неявить «пек покш» тевтне сонзе Равчирень Финно-угрань раськень культурань куншкакудонть. Ансяк, васенце номеренть россиянь «Финно-угрань кулялопа»-нть кис, кона лись чадыковонь 12 чисте Саран ошсо? Кода алтасть прявтне кулялопанть кармить сравтомонзо Эрзянь-Мокшонь Масторонь башка Мариень, Удмуртонь, Кареленнь Мастортнева, Ханты-Мансийской ошсо ды седее тов. Ансяк косояк сон а неви микшневеме? Улить седе тов сынст покш тевест? Кадови панжадо кевкстимась. Васолонь Видяй, «Эрзянь Раськень Вальма»



полная версия страницы