Форум » Лия кулянь пачтямот(+ды финно-уграньгак) /Другие СМИ (+ финно-угорские) » Придаток властных структур » Ответить

Придаток властных структур

Эрзянь нилькс: Придаток властных структур Выступление Эрюша Вежая (Ерюшова Б.А.) на сессии Совета межрегионального движения эрзян и мокшан 25 апреля 2006 г., г. Саранск Обсуждение хода выполнения решений последнего съезда мокшанского и эрзянского народов - дело нужное. Прежде всего для того, чтобы посмотреть, не уклонился ли Исполком Совета от решения главной задачи, определённой всеми прошедшими съездами, от задачи спасения наших языков, культур и в целом самих народов от опасности перехода в разряд русских. На мой взгляд, признаки уклонения от этой задачи в деятельности Исполкома име-ют место быть. Об этом говорят факты. Исполком, являясь руководящим органом общественного движения возрождения эрзянского и мокшанского народов фактически, превратился в придаток государственных властных структур, всё меньшеи меньше выражающий проблемы эрзянского и мокшанского народов. Исполком проявлял и проявляет политическое безволие в решении проблемы возвращения эрзянского и мокшанского языков в детские дошкольные учреждения и в школы. Исполком проявляет неспособность не только решать, но и ставить перед соответствующими госструктурами вопрос о теле- и радиовещании на эрзянском и мокшанском языках. Исполком занимает молчалинскую позицию, молчаливо одобряя проводимую властью политику ликвидации национальных автономных округов. Исполком за много лет своего существования оказался не способным создать собственную газету, собственный сайт в Интернете. Исполком вместо того, чтобы оказывать помощь в создании всё большего количества эрзянских и мокшанских общественных организаций, стремится монополизировать право людей свободно объединяться для защиты своих законных прав и интересов. Это проявляется в попытках Исполкома построить подобие какой-то властной и подконтрольной вертикали «мордовских» организаций, которая, якобы, и должна одна в единственном роде выражать интересы эрзян и мокшан. Это либо ошибка, либо способ недопущения развития общественной самодеятельности наших народов. Эта «деятельность» Исполкома ведёт к такому положению, как, например, в Самарской области. По материалам печати, там проживает 1500 евреев и они имеют 15 общественных организаций, там же проживает почти 100 000 эрзян и мокшан, но имеется всего две-три организации. Подобная же ситуация и в других регионах проживания Эрзи и Мокши. Исполком занял страусиную позицию при оценке катастрофического сокращения численности эрзянского и мокшанского народов в последние годы, не пытаясь анализировать её причины, и не вырабатывая предложений и мер по восстановлению численности наших народов. При такой «бурной» работе и таких плачевных её результатах Исполком вдруг занялся контрольной и разоблачительной деятельностью. Здесь имеется в виду Заявление Исполкома, опубликованное в правительственной печати в связи с проведением Эрзянь Инекужо - Эрзянского конгресса 16 апреля 2006 года. От этого Заявления, состряпанного в стиле «разоблачений» 37-го года, веет холодом репрессий тех страшных для страны и народа лет. В нём пока ещё отсутствуют слова «враг народа». А всё остальное скопировано точно. Куда вы приплыли, господа исполкомцы? Ни одна государственная структура, ни одна общественная организация ни одного народа официально не выступила против проведения эрзянского форума и не обливала политической грязью его организаторов. Только Исполком сподобился на сей «исторический документ», хотя Эрзянский конгресс проводился в соответствии с нормами, закреплёнными в законодательстве РФ. Исполком вылил ушат политической грязи на лидеров эрзянского национального движения. Зачем? Материалы Эрзянского конгресса дополняют решения совместных съездов эрзянского и мокшанского народов и выражают те особенности, которые характерны для современного положения и проблем витальности эрзянского народа. Негоже Исполкому, органу одной общественной организации, принимать на себя и осуществлять цензорские функции над деятельностью другой общественной организации. Этой функции в Уставе Движения возрождения нет. Вид городов, сёл, школ, учреждений, магазинов, СМИ и т.д. показывает: успехов в деятельности Исполкома в деле возрождения наших народов нет. Причина этого – в уклонении Исполкома от задачи возрождения Эрзя и Мокша народов. Исполкому следовало бы заниматься не утопическими и абсурдными проектами создания новых языков, не контролем за деятельностью других организаций, не увеселительными круизами, а возвращением наших языков в жизнь, в СМИ, в деятельность государственных и общественных организаций, в «лицо» наших школ, учреждений, в «лицо» наших сёл и городов. Создание самой широкой сети эрзянских и мокшанских культурно-просветительных организаций во всех местах компактного проживания наших народов позволило бы эффективнее добиваться реализации конституционных прав наших народов на жизнь и процветание в нашей многонациональной стране. Председателю Исполкома Мосину М.В. Настоящий текст прошу считать моим выступлением на сессии Совета возрождения эрзянского и мокшанского народов и приобщить его к документам сессии. С уважением Эрюш Вежай (Ерюшов Б.А.)

Ответов - 0



полная версия страницы