Форум » Кие кандсь эрзянь раськентень содавиксчи /Кто прославил эрзянский народ » Эрзя-народ минус Кадышева??? » Ответить

Эрзя-народ минус Кадышева???

volgin Andrei: Вместо тепла - зелень стекла, Вместо огня - дым, Из сетки календаря выхвачен день. (отрывок из песни «Перемен», гр. «Кино», сл.муз.В.Цой) Сейчас, несмотря на то, что прошло 20 лет с момента ухода В. Цоя в вечность память о нем продолжает жить в его песнях. Понятно почему… Кто не помнит: какие стадионы собирала гр. «Кино» в 1989-1990 г.г.? Кто не помнит: какой драйв, шел от хитов Цоя во время исполнения? Как на волне перестройки слова: «Перемен! - требуют наши сердца» взрывали привычные ритмы «Советской» и «СвЭтской эстрады….» Прошло 20 лет…А память о В.Цое и его песни живут. Только вот песни все чаше начинают жить своей самостоятельной от личности автора жизнью. Речь, конечно же, идет о «ремиксах» и «коверах», которые далеко не «взламывают» закостенелые устои общества и уже не ведут за собой, но больше заставляют «взрываться» от смеха молодежь, случайно услышавшую «шальную» перепевку и краснеть старшее поколение за отказ артиста от амплуа «народного» и пропаганды идеалов народной красоты. Оправдание в одном: сейчас только ленивый не обращается к тематике перепевок и, в частности, к творчеству гр. «Кино». Но ведь артист, тем более «НАРОДНЫЙ»-это творческая личность и идти со всеми в ногу ему не пристало! И песни в таком исполнении- это ремесленная копия, но не шедевр, потому что ни огонька, ни тепла в себе не несут. А ведь артист сам должен быть в авангарде, быть положительным примером для других и вести за собой… Прошло 20 лет. Изменилось все и ничего. И мы слушаем уже не авторские записи, а записи в исполнении других: «Вместо тепла – зелень стекла, вместо огня-дым…». Не находите, Надежда Никитична? Краткая справка с Официальной страницы Национального театра народной музыки и песни «Золотое Кольцо»: Надежда родилась в маленькой деревне Горки, но все ранние детские воспоминания связаны с деревней Старый Маклауш Клявлинского района, расположенного на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарии; с лесами, окружавшими село, речкой и высокой горой Маклауш. Отец, Никита Михайлович Кадышев, работал мастером на железной дороге…. О происхождении певицы, как видим, ничего не говорится. Анализируя 20-летнюю успешную творческую деятельность Кадышевой приходится констатировать следующие вещи: В первой половине 90-х Кадышева и «Золотое Кольцо» в прямом смысле-«выстрелили»! Успех Кадышевой заключается в том, что она заняла ранее никем не занятую нишу и не побоялась найти себя в жанре исполнения народной песни. Заведенная Кадышевой мода на народные песни подействовала на современную эстраду и многие стали включать в свой репертуар «застольные хиты». Только после Кадышевой им в этой области делать было нечего. Доселе распеваемые за приятельскими застольями народные песни в исполнении Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое Кольцо» получили не только достойное выражение через ее голос, но и тематика русского, украинского, цыганского, народного песенного творчества была поднята данными артистами до невиданных ранее высот. Кадышева не побоялась сделать шаг вперед. И выиграла! За 20 лет ею исполнена одна песня «Луганя Келуня» отдаленно подтверждающая, что у нее есть что-то эрзянское в корнях. Имеется запись 1995 года на концерте в г.Альметьевске и есть эта же песня в альбоме «Сударушка» (2010). А между ними 15 лет успешной творческой деятельности, выпуск «Русского альбома» (2006), выпуск альбома «Посвящение земле Русской» (2007), четверть сотни альбомов с классными песнями среди которых даже такие как: «Нанэ цоха», «Ой гарна я, гарна», «Цвитэ тэрэн», «Ты ж мэнэ пидманула», «Рiдня моя рiдня», «Мiсяц на нэби», дуэтные исполнения песен с Кобзоном, Королевой, Газмановым, Укупником… А что принесла эрзя-народу Кадышева? Песню «Луганя-келуня»? А на каком языке она поет? На Эрзянском? Цитата из темы «Кадышева-русская или эрзянка?» в форуме группы «Эрзянь Вал»: Д.Таганов: "Луганясо келунясь" морось мокшонь, Кадышева моры мокшокс ансяк васень строканть (эрзякс улевель - лугинесэ килейне) седе тов юты эрзянь келентень))) секскак эрзянседенть валось эряволь, койсэм, нардамс стяконь манчемас а тапавомга. Кто-нибудь задумывался: не только эту песню, но и вообще свой солидный творческий репертуар Кадышева на каком языке поет? -У меня нет однозначного ответа, но то, что «рожденные и взрощенные» в Республике Мордовия исполнители все-таки поют на эрзянском, а исполнители родом не из национального государственного образования-нет.(Кадышева,Русланова)-это факт. А потом «выслушиваешь» по этому поводу рассуждения других. Вот выдержка из одной переписки: некто Кристина из частной переписки: «…им Русы дали всё: свой язык, свою культуру, своё государство, своё образование, свою цивилизацию. Даже песни мордва поёт исключительно русские, напр., Над.Кадышева, Лидия Русланова и т.д.» Интересно, что приставка «и т.д.» в выдержке, в эпистолярном и разговорных жанрах да и вообще в любом месте чаще всего используется когда автор по каким-либо причинам затрудняется продолжить затеянное им перечисление и скрывает недостаток знаний почти универсальным оборотом речи- «и т.д.». Не стал обращать на это внимание автора цитаты, но отметил, что Лидию Русланову оправдывает время и непростые отношения с властью, а что оправдывает Кадышеву? Цитата из темы «Кадышева-русская или эрзянка?» в форуме группы «Эрзянь Вал»: Дмитрий Захватов: «Кадышева была в Таллинне и со своими земляками разговаривала на эрзянском...» Что она поговорила с земляками в Эстонии на эрзянском языке? В таком случае любой водила-дальнобойщик, который пол страны объездил, через интернет ищет земляков и возможности общения на родном языке и готов для этого приехать с оказией и запросто прийти в гости, пообщаться приносит намного больше пользы для эрзя-народа. Потому, что он, сам того не подозревая, возможно, как иголочка с ниточкой, пытается сшить воедино лоскутки, от времени разошедшегося в разные стороны одеяла… Касаясь вопроса музыкального творчества и исполнения песен на эрзянском языке отмечу ярких и талантливых исполнителей своего жанра: Анжелу Спиркину(Ежевику) и Анну Панишеву (гр. «Ойме»), Нину Спиркину за исполнение песен «Инелей», «Эрзянь Карть», «Кезэрень Шкатнестэ», Шулубину Татьяну, ды Машу Кузнецову за исполнение песни «Колмо Штатолт», Александра Демкина («Шумбрат Авай»). В жанре авторской песни- А.Арапова за песню «Монь Седеем…». Однако и здесь имеются тревожные тенденции. Так, в ряде произведений исполнители вставляют слова на русском языке (Ежевика в песне «Эрзянь Мастор-Мордовия», а в ряде песен исполнитель при исполнении переходит полностью на русский язык. Например: Нина Спиркина в песне «Эрзянь Карть» и Анна Панишева в песне «Тон ванат лангозон одс…» дают практически русский перевод ранее спетого на эрзянском языке. Мне кажется это не совсем удачный прием выражения с художественной точки зрения, потому что при исполнении песни переход с эрзянского на русский язык переключает внимание слушателя от изначальной идеи, заложенной в песне на банальное выражение ранее спетого в системе других символов… Вроде другие народы при исполнении своих песен не поют их перевод на другой язык…. Разве что дифирамбы освободителям… Или из чувства глубокой признательности… Если так, но за что? Мне кажется, двуязычное исполнение одного произведения всегда проигрывает. Вспомните Льва Толстого и его «Войну и Мир». Целые страницы с диалогами на французком языке! Потом еще русский перевод в сносках… Для меня это было препятствием к освоению классика. К стыду признаться, до конца его так не дочитал. Вспомните ту же «Луганя Келуня». Часть слов на эрзянском, часть на мокшанском. Песня мокшанская, а ни эрзяне, ни мокшане полностью ее не понимают. Мало того, мокшане слушая ее в исполнении Кадышевой вообще удивлены: что получилось с ИХ песней, когда там стали использовать эрзянские слова? Не находите? Если так, то почему в некоторых эрзянских песнях двуязычие? Политкорректность? Не скрывается ли за политкорректностью трансформированная с феодальных времен становления Московского государства «дань уважения к старшему брату»? К чему это может привести-комментарии излишни. Ненавязчиво и в стихотворной форме об этом напоминает своими строками А.Арапов: Мезе, церат, моратано моро?! Валтнэнь уш мусынек кодаяк! Эрзянь моро серьгедтяно, церат Столесь сюпав, оймесь-седеяк!" Ансяк ваныть, чатьмонить цератне Прок кинь-бути учить, сеть- а сыть Сормсизь коняст. Истя тарныть прятне Теке алкукс морамо арсить Нать истямо эрзянть уцясказо Ды чанстезэ, нать, истямо шкась Емась эрзянь моронь содыцязо «Нурдо ули-алаша арась» «Те а истя!-стясь иредезь цера Эрзятне содасызь эсь морост!!! Чатьмонеде! Мон мораса моронть Эрзянь моронть «Ой мороз, мороз...» Автономия?- В первую очередь Культурная! Тем не менее, несмотря на критичный подход низкий поклон Анжеле Спиркиной и Анне Панишевой (гр. «Ойме»), Шулубиной Татьяне и Маше Кузнецовой, Александру Демкину и А.Арапову, Нине Спиркиной и всем, кого знаю. (Признаться, не хотел употреблять оборот «и т.д.»). У мокшан ситуация не лучше. Передо мной диск «Я с Россией говорю». Исполнитель- Юлия Учватова. Краткая справка из диска «Я с Россией говорю»: «Юлия Учватова. Заслуженная артистка России. Народная артистка Мордовии. Солистка Оренбургской филармонии» 18 песен. Красивый голос. Все, кроме двух-на русском.9 песня: «Пайгонясь», 10 песня: «Тядянязе-шнайнязе». Песни идут друг за другом. Ситуация аналогичная с исполнением песен на эрзянском языке. Сначала поются на мокшанском языке, затем: перевод-перепевка на русском. Отмечая данное характерное обстоятельство в творчестве исполнителей песен на эрзянском и мокшанском языке прихожу к неутешительному выводу, что русский язык и несомая через него русская культура волей-неволей, но «душит» все национальное. Еще более неутешительный вывод заключается в том, что поправить положение можно только решительными, даже радикальными мерами. Теперь становится понятным: почему на Озксе не приветствовалась разговорная речь на русском языке. Теперь понятно: почему страны Прибалтики вводят обучение в школах на своих национальных языках, а другие страны отключили трансляцию ряда российских телевизионных каналов. Речь ведь даже не идет о диалоге культур, потому что он изначально неравноправный. Однако возможность «противостояния» собственной и русской культур не должна стать для эрзян определяющей при развитии. Эта проблема не стоит перед целым рядом великих имен Советской и Российской эстрады. Было бы желание и воля. Вахтанг Кикабидзэ и Алсу(землячка Кадышевой), София Ротару и народный артист России Ренат Ибрагимов петь на своих родных языках не стесняются. Надежда Никитична, и Вы не стесняйтесь! Поверьте, только за одну песню Вам все простится и все «злые» языки сразу умолкнут. К слову сказать, рассуждая на тему известной публичной личности все же было бы неплохо вспомнить и положительные качества Кадышевой. Уверен, что они есть, но я рассматриваю ее узком срезе отношения к Эрзя-народу. А критичного в ее адрес сказать больше. К сожалению, конечно... Да, надо порадоваться за ее успешную карьеру. «Выбилась в люди», так сказать. Только совсем не хочется так говорить и даже думать. И не потому, что я бездушный, а потому что невольно в голове рисуется картина: на окраине сельских выселок старушка-мать теребя в руках платочек и беспрестанно промокая им глаза, глядит вслед все дальше и дальше уходящему от родного места сыну, которого жизнь, как только он скроется из виду подхватит в свои руки и будет бросать по свету и делать с ним что хочет. Что с ним будет? Может человеком станет, как Кадышева, а может и в тюрьму попадет, как герой х/ф «Калина Красная» (1973) Егор Прокудин. Только даже у самого пропащего человека есть шанс вернуться к своим родным корням. «Мать же это, моя!»- со слезами отчаянья за бесполезно прожитые и безвозвратно ушедшие годы рыдал Прокудин после посещения брошенной своими детьми, одиноко живущей старушки. Кто знает, в прямом ли смысле Шукшин В.М. имел в виду родную мать, или это была такая аллегория- образ народа с непростой судьбой в виде старушки-матери, к которому он искал путь? Опять же, кстати, упомяну, что Шукшин В.М. всю жизнь мечтал снять фильм про Степана Разина, но по каким-то причинам ему этого сделать не давали… А что не дает Кадышевой спеть «Колмо штатолт»? Думаю, что обращение Кадышевой к творчеству эрзя-народа-новая ниша, сделав шаг в которую, она добъется очередного успеха. Время неумолимо идет. На смену светским эстрадным «русскоязычным» героям, которых ничего не связывает со своим народом приходит новые имена. Пусть они поведут за собой молодое поколение. Думаю, в Мордовии молодежь их еще немного слушает… Кстати, Кадышеву молодежь не слушает. А это значит, что через несколько лет она уйдет с эстрады так и не спев, возможно, самой главной песни в своей жизни-«Колмо штатолт». Жаль. Дай Бог ей здоровья и долголетья и творческих успехов. А пока честь и достоинство эрзян отстаивают несколько замечательных, упомянутых выше личностей, поющих на эрзянском языке и хор неизвестных эрзянских бабушек… (http://www.finnougoria.ru/muzyka/16.mp3). Ды Болькин Александр. Отдельное человеческое ему спасибо за: http://www.youtube.com/watch?v=ahzyJH-aejU. Почему-то их считаю для себя дороже. «Перемен!..», Надежда Никитична , «...-требуют наши сердца. ПЕ-РЕ-МЕН!-требуют наши глаза…» В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: "Перемен! Мы ждем перемен!" Помни имя свое-Эрзя!

Ответов - 283, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Маол: "Можно кричать сколько угодно за углом, или в малом застывшемся пространстве, но пока твой крик не приобретет форму набата, ты ничего не сможешь донести до других людей." Хорошо, представим это как задачу. Каким же образом возможно донести до других людей что-то? Начнём с того, что пока Инет - ныне одно из наиболее доступных для нас средств обмена информацией. Что касаемо других видов СМИ, то пока эрзянской можно считать лишь газету ЭМ ды пару журналов (помолчим про ТВ и радио и про качественную(в смысле тиража) прессу - это "другая вышка" или "другая колокольня"). "И Раиса Щанкина тут не виновата. Виноваты мы все с вами, что обособлены, разрознены, что у каждого есть только его видение, которое зачастую не сходится с национаьными интересами, с интересами эрзянского народа." Да скорее вообще в этом вопросе виноватых искать не надо, здесь нет виноватых - просто у каждого свой взгляд на вещи. У нас обычно бывает принято осуждение чужих взглядов - но надо-ли это? Может лучше обсуждение и предложение вариантов их анализ и т.д?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Может лучше обсуждение и предложение вариантов их анализ Те виде. Эрзянь мелесь ёвтазель 3-це Инекужосо. Эрьва мезде ёвтазь сонзэ мельяволявкстнэсэ (резолюция). Лият, седе келейть ды домка эрзянь раськень промкст арасельть, косо истяня домкасто-сэрейстэ ды келейстэ ванкшновольть эрзянь тевтне, косо ёвтазель, ков ды кодамо кива молемс Эрзя раськентень седе тов. "ЭМ" кулялопась топавты тосо ёвтазь мельтнень.

Маол: "Возьмите евреев" Генетическая память абсолютно разная.


Virjaz: МИанажов пишет: К великому сожалению численность не сохранили. Язык да. Он пока жив, но сколько ему соатлось жить если мы, его патриоты не сможем построить правильную работу по его сохранению? И не надо никому кичиться. Нам кичиться, к сожалению не чем. Мы народ, большинство котррого забыло свои корни. Возьмите евреев, сколько веков их гоняли, а они живы и даже создали свое государство на историческом месте проживания. Вот они могут гордиться. Их алмазные, нефтянные и иные короли отчисляют деньги на развитие и процветание своей нацииЮ а наши чуть вылезшие на свет соплеменники, стараются откреститься от своих корней. Так чем нам гордиться и кичиться как народу? Не чем. "Неправильно преклоняться перед Наполеоном, принесшим много вреда Османскому государству, и в тоже время презрительно отзываться о Чингиз-хане и Тамерлане. Это, говорит о том, что нас турок, приучили смотреть на свою историю чужими глазами" Юсуф Акчура Статья "Чингиз хан" журнал "Тюрк юрду" 1912 год.

МИанажов: Virjaz пишет: "Неправильно преклоняться перед Наполеоном, принесшим много вреда Османскому государству, и в тоже время презрительно отзываться о Чингиз-хане и Тамерлане. Это, говорит о том, что нас турок, приучили смотреть на свою историю чужими глазами" Согласен, что надо гордиться своими героями, что делают турки и вообще мусульмане, но к этому их ведет вера. А мы свою веру потеряли, потреяли конечно же под давление РПЦ и царизма. Поэтому опыт и турок и евреев нам необходим как воздух. Необходимо и то чувство ответственности, которое есть у них перед своим народом. Но они меньше критикуют, гордятся, а все больше кричат про свои унижения.

Сыресь Боляень: МИанажов пишет: А мы свою веру потеряли, потреяли конечно же под давление РПЦ и царизма. Видестэ сёрмадозь. Ансяк а весе чумотне тесэ. Путомс эрявить комунистнэньгак тезэнь, ды течинь кирдивиенть. Сынст малас минсинекгак...

vijan: Вадря чумот вешнемс. Икелень шкатнестэ минек раськень ломантненень курго автемс а пек ки макстнесь - озномо эзть мере, кортамо эзть максо. Конат-конат оно тесэяк кортасть - Мордовиясь эзь максо тензэ келентень тонавтнема, кардась пек... Минек Мордовиясь ульнесь (улияк) 600 вайгельпеде васоло, содамояк улемадонзо карминь сисемешка иес касозь - келенть содаса, свал тонавтнинь ды апак лотка тонавтнян эйсэнзэ. Кие чумось сетненень кинень келесь эзь эряво эди нейгак а эряви? - Ды сынсь сынь чумот, седеяк пек неень шкасто, зярдо алкукс пек аламо кадовсть кородовкст тонавтнема тевентень. Минек шкань эйкакштнэнень истянь эрзякс инфомация зяро ней - пандт сявордовольть парсте тирязь эрзятне...

МИанажов: vijan пишет: Минек шкань эйкакштнэнень истянь эрзякс инфомация зяро ней - пандт сявордовольть парсте тирязь эрзятне... Вот те тевенть и эряви теймекс. Да некине ней велева трямс пакшетнень эрзякс. Пеледе ламо аваск рузынь ломать, а тератне симить вовсю. Кинь важодемазо арась тесь сими, а кинь ули эте пели начальникнеде кода бы а кадувамкс важодемастомо. На самом деле положение страшное. Народ из поколения в поколение заставляли забыть кто они. Ведь при раскулачиваниях уничтожили весь цвет нации. Потом психушки, коммуничтическая пропаганда. Брежнев на стадии маразма объявил в Казахстане о едином советском народе. Нынешние маразматики, типа Жириновского предлагают единый русский народ. Куда это приведет Россию думаю, что к распаду. А геббельсовская программа, заключенная в новом законе об образовании, инициированном Фурсенко, вообще нас низведет.

Virjaz: МИанажов пишет: Согласен, что надо гордиться своими героями, что делают турки и вообще мусульмане, но к этому их ведет вера. А мы свою веру потеряли, потреяли конечно же под давление РПЦ и царизма. Поэтому опыт и турок и евреев нам необходим как воздух. Необходимо и то чувство ответственности, которое есть у них перед своим народом. Но они меньше критикуют, гордятся, а все больше кричат про свои унижения. Все они делают, и критикуют, и гордяться, и воюют между собой, и много разных направлений развития общество и не только у турок и евреев, но и других народов. Но у всех есть одно направление движения, главное, независимость. У тех же турок в конце 19 -начале 20 веков, было несколько направлений развития страны, но главные из них осматиз - империалисты (османская империя с ее завоеванными народами которые постоянно вели борьбу за освобождение и ослабляли империю) и туркизм - националисты (сторонники создания государства турков путем улучшени и повышения уровня национального воспитания, социальной и экономической системы турок) . Победили туркисты - сторонники европейского (цивилизованного) развития . Одним из идейных вдохновителей тюркизма был Ю. Акчура, он считал "что в основе будущего сильного государства лежит не принцип "гражданства", то есть некоего "безнационального населения определенной территории" и не принцип "исламизма", то есть принцип консолидации граждан с помощью религиозной идеологии, а национальный признак".

МИанажов: Virjaz пишет: не принцип "гражданства", то есть некоего "безнационального населения определенной территории" и не принцип "исламизма", то есть принцип консолидации граждан с помощью религиозной идеологии, а национальный признак". Туоки имели свое государство, их ситуация абсолютно другая. Хотя в своем объединении и развитии они опирались и опираются в том числе и на религию и на принцип граждаснства. Нам же надо определяться конечно же по национальному призанку, но в рамках того государственного устройства, которое есть ныне. Иного пути нет.

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: но в рамках того государственного устройства, которое есть ныне. Иного пути нет. Ули лия ки. 3-це Эрзянь Инекужось тень коряс мелензэ ёвтызе: "создание Эрзянской Автономии в составе РФ".

Virjaz: МИанажов пишет: Туоки имели свое государство, их ситуация абсолютно другая. Турки в Османской империи были в таком же состоянии как русские в России. Именно в результате распада Османской империи образовалась Республика Турция, на определенном этапе, в результате первой мировой войны, турки осознали, если они еще будут цепляться за осматизм они могут потерять большее. Именно в результате этого осознания и конечно же влияния внешних сил, в 20-х годах образовались государство Турция, и государства балкани и ближнего востока входившие в османскую империю. Ситуация в России не лучше, и именно русским рано или позно придеться принимать решения как и туркам почти сто лет назад. Так что ситуации, с временными и эволюционными поправками, такая же. МИанажов пишет: Нам же надо определяться конечно же по национальному призанку Так все определяются по национальному признаку. МИанажов пишет: но в рамках того государственного устройства, которое есть ныне. Иного пути нет. Эрзянь нилькс пишет: Ули лия ки. 3-це Эрзянь Инекужось тень коряс мелензэ ёвтызе: "создание Эрзянской Автономии в составе РФ". Мне бы хотелось спросить кто голосовал (опустим процедуру внесения этого вопрос в повестку дня Конгресса, и вообще правомочность участия ЛИЦА внесшего этого предложение в заседании Конгресса как делегата) за "образование Автономии", "Вы хоть представляете как все это будет происходить"? Когда что-то ляпнуть нужно хорошенько подумать, или просто подумать, что предлагаете, есть ли механизм этого "образования", правовая база?

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: Мне бы хотелось спросить кто голосовал (опустим процедуру внесения этого вопрос в повестку дня Конгресса, и вообще правомочность участия ЛИЦА внесшего этого предложение в заседании Конгресса как делегата) за "образование Автономии", Тон тосо тонсь ульнить, ялга. Тонсь неить. Тонсь марить. Кинь кевкстнят?

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Ули лия ки. 3-це Эрзянь Инекужось тень коряс мелензэ ёвтызе: "создание Эрзянской Автономии в составе РФ". Мон арсинь истя жо "в рамках РФ" и ни как иначе.Virjaz пишет: Турки в Османской империи были в таком же состоянии как русские в России. Вот именно им и принадлежало право создания своего государства, как и русским при распаде СССР. А мы, как бы даже Россия не распадется, не сможем повлиять на создание своей государственности, так как не готовы к этому по многим причинам и две из них - разрозненность и отсустсвие единого мнения на сей счет. А в скорости, благодаря 131 Закону РФ "О местном самоуправлении" потеряем и места компактного проживания, так как в наших селениях ликвидируются сельские администрации, школы и прочая социальная инфраструктура. Вот чего нам надо решать впервую очередь, биться за свои селения. чтобы сохранить их, ибо культура наша там. Город перемалывает эрзян в течении одного, двух поколений.

Маол: Virjaz, тосо кевстемс эрявксоль)) Тынь = Минь. "Вы хоть представляете как все это будет происходить" ="Мы хоть представляем как всё это будет происходить" "Когда что-то ляпнуть нужно хорошенько подумать, или просто подумать, что предлагаете, есть ли механизм этого "образования", правовая база? " Я считаю что в этом вопросе надо ставить выполнимые цели. Достигнув одну цель, можно двигаться к другой. Действительно трудно представить себе хотя бы территориально возможную "ЭА". о турции. я считаю не стоит наедятся на какой-то распад, следует на основе реалий двигаться.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Я считаю что в этом вопросе надо ставить выполнимые цели. Эрзянь автономиянь теемадо 3-це Инекужосонть кевкстеманть кепедизе Шарононь Сандра лелясь. Сон кортась: те тевесь - икелепелень тев, идея. Нама, сеск а тееви ЭА-сь. Резолюциянь проектнэсэ сон, те кевкстемась, арасель. Кевкстемась делегаттнэнень ульнесь апак учонь. Секскак аволь весе делегаттнэ ульнесть анокт те кевксемантень. Ялатеке седе ламо вайгельсэ сон совавтозель Покш Резолюцияс. Кода, тосо сормадозь. Тонсь варштыка. Койсэм, сатышка сэтьместэ, ялатеке видестэ. Мон анокстынь те текстэнь проектэнть.

Virjaz: МИанажов пишет: Вот именно им и принадлежало право создания своего государства, как и русским при распаде СССР. А мы, как бы даже Россия не распадется, не сможем повлиять на создание своей государственности, так как не готовы к этому по многим причинам и две из них - разрозненность и отсустсвие единого мнения на сей счет. А в скорости, благодаря 131 Закону РФ "О местном самоуправлении" потеряем и места компактного проживания, так как в наших селениях ликвидируются сельские администрации, школы и прочая социальная инфраструктура. Вот чего нам надо решать впервую очередь, биться за свои селения. чтобы сохранить их, ибо культура наша там. Город перемалывает эрзян в течении одного, двух поколений. Развитие и дальнейшее существование государства характеризуется тремя основными показателями: эффективная система управления; эффективная экономика (впервую очередь технологии); качкственные и количественные показатели населения. Этого в России нет и не будет. Так что эта страна себя изжила. Повторяюсь, к развалу страны нам надо готовиться, а не стонать, что у нас ничего не получиться. Что бы что то получилось, к примеру государство, надо и декларироватьть, что главная цель - создание государства. То что предлагалось на Конгрессе и в предверии Раськень Озкс, как я говорил, в России невозможно по одной простой причине. Законодательство страны не предусматривает создание нового субьекта путем выделения из других. Путем суммирования - да, принятия в состав страны - да, упразднения - да. Вторая причина, предположим создали автономию. Кто попадет в органы управления? Те жи кто находятся в органах управления в Мордовии. Откуда будет финансирование из Москвы, законодательство - из Москвы, идеология - из Москвы, стандарты образования - из Москвы и т.д. Если не будете выполнять требования Москвы перекроют источник финансирования, а это задержка зарплаты, пенсий, пособий, сельскохозяйственных, ипотечных, иннвестиционных денег, а через СМИ пустять одну фразу "хотели свою республику - получайте". Произойдет такая дискредитация идеи эрзянской республики, эрзяне сами вынесут ногами вперед. Спрашивал у того же Шаронова, хоть знает, чем отличается автономия от республики, как происходит процедура образования новых субъектов, механизм межбуджетного финансирования, законотворчество? Представление не имеет. Так и нечего языком молоть, где ничего не смыслишь. Я не могу дифирамбы Меркушкину писать и не пишу. Ялгат, вы что эрзян все в село пытаетесь запихнуть? А еще речь ведем о Эрзянской автономии? В город надо, занимать руководящие посты, открывать и укрупнять бизнес, скупать предприятия, обновлять оборудование, закупать современные технологие и главное ВСЮ ЭРЗЯНСКУЮ МОЛОДЕЖ ОТПРАВЛЯТЬ УЧИТЬСЯ ЗА РУБЕЭ - Эстония , Финляндия, Германия, и т.д. Так что нам нужно в настоящий момент? Эрзянская республика, но не де-юро, а де-факто. Со своими органами управления (высший - Конгресс, но не в настоящим виде, общины на местах(города, села), со своей экономикой (частный, мелкий, средний, крупный), своим нац. банком (который аккумулирует и распределяет финансы), свом местным самоуправлением (который действительно будет выполнять заказы жителей, а не как сейчас - администрация сама по себе, жители сами по себе). Создадим образ государственности де-факто, останеться в нужный момент заявить о сформировавшейся государственности.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: в России невозможно по одной простой причине. Законодательство страны не предусматривает создание нового субьекта путем выделения из других. Ингушетия создавалась до принятия этого законодательства?

Маол: "Так что нам нужно в настоящий момент? Эрзянская республика, но не де-юро, а де-факто. Со своими органами управления (высший - Конгресс, но не в настоящим виде, общины на местах(города, села), со своей экономикой (частный, мелкий, средний, крупный), своим нац. банком (который аккумулирует и распределяет финансы), свом местным самоуправлением (который действительно будет выполнять заказы жителей, а не как сейчас - администрация сама по себе, жители сами по себе). " Мазыйстэ гайги.

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Ингушетия создавалась до принятия этого законодательства? Ингушетия образовалась в 1992 году, согласитесь, не только другое время, другая эпоха. ФЗ " о порядке принятия в состав РФ и образование нового субъета .." принят в 2001 год, с поправками от 2005 года. 5.1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.*5.1) Этот закон был принят специально для упразднения национальных автономий в составе республик. Один из принципов который должен быть сформулирован для эрзянского национального движения, это, сопротивление Российской федерации в образовании эрзянской государственности. Или, пока будет существовать авторитарная Россия, Эрзянь Мастор существовать не будет. Авторитарная Россия, это (Коммунизм, ЕдРо, ЛДПР, - путины, меркушкины)

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: пока будет существовать авторитарная Россия, Эрзянь Мастор существовать не будет. Истя. Эрзянь раськентень эряви демократиясь.

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Истя. Эрзянь раськентень эряви демократиясь. Выдержка из 1-й Программы Ассамблеи тюрских народов принятой на 2 Съезде в 1991 году: "... в многонациональной стране демократизация и решение национального вопроса практически совпадают".

МИанажов: Вечкевикст эрзят кинь ули материал, косо кода эрзятне тейсть покш чинь тевть эрзянь кевинь, лисьмань прясо. Вопрос вот какой у кого есть какой-то материал о проведении обрядовых мероприятий около ритуальных мест: камней, родников, рощ и пр. Очень бы пригодилось при проведении одного нашего действа.

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: Вечкевикст эрзят кинь ули материал, косо кода эрзятне тейсть покш чинь тевть эрзянь кевинь, лисьмань прясо. Тень корява варштнема "ЭМ" паргонть-архивенть, эли Тумай лелянть кевкстема. Гайневть "ЭМ"-с Видяз лелянтень.

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Гайневть "ЭМ"-с Видяз лелянтень. Сюк пря. Но быть может кто-то еще добавит информации на эту тему

Matorchik))): МИанажов пишет: Вечкевикст эрзят кинь ули материал, косо кода эрзятне тейсть покш чинь тевть эрзянь кевинь, лисьмань прясо. Мон арсян, тень коряс эряви пшкадемс Маризь Кемальнень.

Kuraevo: Я бы выбрал вот эти строки из творчества В.Цоя, вместо "Перемен": Каждой звезде - свой неба кусок, Каждому морю - дождя глоток Каждому яблоку - место упасть, Каждому вору - возможность украсть, Каждой собаке - палку и кость И каждому волку - зубы и злость

МИанажов: Kuraevo пишет: Каждой собаке - палку и кость И каждому волку - зубы и злость Интересно, если учесть, что в наших селениях о настырном, поставившем себя в обществе мужчине говорят - те вергез. Вчера общался с Аношынь Тумаем, всем привет от него. Готовится ко дню эрзянского языка в селе Шандрово - Аоре веле. Просил всех не забывать о своем языке, обязательно отмечать его день рождения, учрежденный фондом спасения эрзянского языка.

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: Просил всех не забывать о своем языке, обязательно отмечать его день рождения, учрежденный фондом спасения эрзянского языка. Нолдык чумом, Михаил Иванович. А покш витема: Эрзянь келень идема Лезэпаргось эзь путне "эрзянь келень ЧВЧОМА чи. Лезэпаргось путсь ансяк Эрзянь келень ЧИ. = Фонд спасения эрзянского языка не учреждал "день его РОЖДЕНИЯ". Фонд учреждал только Эрзянь келень ЧИ = ДЕНЬ эрзянского языка.

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Нолдык чумом, Михаил Иванович. А покш витема: Конечно же Эрюш ты прав, фонд спасения эрзянского языка учредил день эрзянского языка. Но если честно, в сознании этот день рассматривается как день нового рождения родного языка или правильнее будет - возрождения. Еще сообщаю. Вот уже два года в Лукояновском районе проводится праздник, с историко-этнической реконструкцией духовного наследия эрзян - моления около ритуального камня и родника. В этом году планируем сделать его межрегиональным, под названием "Эрзянь лисьма". Чуть позже выставлю положение, которое будет рассылается министерством культуры Нижегородской области, как одним из организаторов, по субъектам ПФО. Так что приглашаем с Аношкиным всех желающих 23 июля поучаствовать в этом празднике. Кто приедет с ночеой, расселим по домам в близлежащих селах.

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: В этом году планируем сделать его межрегиональным, под названием "Эрзянь лисьма". Чуть позже выставлю положение, которое будет рассылается министерством культуры Нижегородской области, как одним из организаторов, по субъектам ПФО. Так что приглашаем с Аношкиным всех желающих 23 июля поучаствовать в этом празднике. Кто приедет с ночеой, расселим по домам в близлежащих селах. Койсэм, пек паро тев тейтядо. Пароль путомс минек Мелькужосо ютавтома лувксонзо-программанзо. Ванмо-фото марто. Кадык лиятнеяк ваныть ды арсезевить, мекс сынст велесэ истямо тев а ютавтомс? Ды ютавтомсто а стувтомс: алкукс эрзянсекс те тевесь лиси сестэ, зярдо сон карми ютавтовомо эрзянь кельсэ, эрзякс! Валдо мельть тенк, ялгат, паро эрзянь тевень теемстэ! Изнявкст!

Маол: "Эрзянь лисьма" арсян, родник = "лисьмапря"

Сантяй: Истя, лисьма- колодец.

Эрзянь нилькс: Сантяй пишет: Истя, лисьма- колодец. лисьмапря= родник лисьма= колодец, родник очоп лисьма = колодец журавель

Маол: "Койсэм, пек паро тев тейтядо. Пароль путомс минек Мелькужосо ютавтома лувксонзо-программанзо. " Истяжо арсян. Вот моё мнение: В общем нужно проанализировать все недоработки, которые имели место на Раськень Озкс в частности не допущения "смешивания" действенной(или сакральной) и концертной частей. Но допущения появления пьяных людей а также продажи спиртных напитков на празднике(на РО стояли целые ряды палаток с водкой и пивом), наш национальный напиток - поза(чепеведь),ну и пуре(традиционное)а всё остальное - брехня. Ведущие должны вещать на эрзянском (хотя бы стимул для изучения языка будет) на крайняк мы ещё не являемся аналогами англоязычных могикан в бутафорских одеждах, русскиуая речь и так нас повсеместно окружает. Мы существующий народ и желаем слышать эрзянскую речь тогда будет толк от праздника. Не должно быть эрзя-мордовских несостыковок, если праздник эрзянский, он должен оставаться как эрзянский. Все помним как на РО: тут эрзя а там мордва. Это никому не нужно и со стороны смотрелось не очень. Должно быть много эрзянских информационно-материальных составляющих(продажа книг, газет, листовок, объявлений, футболок, сувениров и прочее.) тогда это интересно будет.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Должно быть много эрзянских информационно-материальных составляющих(продажа книг, газет, листовок, объявлений, футболок, сувениров и прочее.) тогда это интересно будет. Тевень теемань туртов секскак эряви сакшномс аволь ваныцякс, эряви самс седе икеле да путомс вий-прев ды ярмаккак эрзянь тевенть анокстамозонзо. Сюдомс-сялдомс тунь а стака. Ансяк вант ды сялдт: се аволь истя, тона аволь истя. Эряви путомс вий васняяк анокстамонтень-ютавтомантень.

МИанажов: Маол пишет: В общем нужно проанализировать все недоработки, которые имели место на Раськень Озкс в частности не допущения "смешивания" действенной(или сакральной) и концертной частей. Наверное без смешивания все же не обойтись и вот почему. Впервую очередь мы должны показать исторические моменты нашего бытия, в частности здесь, моление около знаковых, ритуальных мест. Во вторых наши самодеятельные коллективы сидят на голодном пайке, их творчество практически не востребовано, а им надо развиваться. Для этого нужен стимул ввиде фестивальной части любого мероприятия. Поэтому нужно разумное сочетание всех элементов нашей культуры, не уходя от главного постулата, ее пропаганды, чтобы как можно больше людей осознали и олицетворяли себя с историческими корнями. Эрзянь нилькс пишет: Эряви путомс вий васняяк анокстамонтень-ютавтомантень. Весе эряви путомс вий иначе мезеяк а лиси.

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: Весе эряви путомс вий иначе мезеяк а лиси. Виде.

Маол: "Во вторых наши самодеятельные коллективы сидят на голодном пайке, их творчество практически не востребовано, а им надо развиваться. " Ну это само собой, я и не говорил об отказе от коллективов, просто на Раськень Озкс было сведено всё в кучу(и сцена, и курган и зажжение штатола и хоровод) из нескольких частей получилась одна сплошная часть, переходящая из одного состояния в другое. Интересно было бы посмотреть на возможную программу планируемого мероприятия.

МИанажов: Маол пишет: на Раськень Озкс было сведено всё в кучу(и сцена, и курган и зажжение штатола и хоровод) из нескольких частей получилась одна сплошная часть, переходящая из одного состояния в другое. Вообще-то когда это все срежиссировано, то так оно и должно быть - одна сплошная часть плавно переходящая из одного состояния в другое, когда каждая часть дополняет и творит одно целое. Должен быть хороший план-сценарий, связывающий все элементы праздника. Поскольку это Озкс, в идее должна быть канва - порядок. Что за чем и как идет. Такого режиссирования и канвы не было поэтому и получилось каждое действо отдельно от другого. Две стороны Правительство и общественность не договорившись на берегу поплыли и в итоге получилось то, что получилось. Но на мой взгляд главное не это. Главное то, что ряд деятелей превнесли чуждые элементы эрзянь на Раськень Озкс, как например бейсболки с мордвой. Раськень Озкс - духовность эрзян. Конкретно эрзян и никого больше. У гостей своя часть - быть гостями у радушных хозяев. А нас этой духовноси фактически лишили. И большинство нашего, забывшего себя народа, проглотило этот пробный шар. Маол пишет: Интересно было бы посмотреть на возможную программу планируемого мероприятия. Программа пишется. Впервые к проведению эрзянских мероприятий на территории Нижегородской области подключились специалисты научно-методического центра народного творчества Нижегородской области. Фестивальную часть пишут они. Конечно она согласовывается с нами, чтобы духовность, о которой я говорил выше, не исчезла из-за того, что в организации праздника "Эрзянь лисьма" участвуют представители министерства культуры и власти. Поэтому и основу историко-этнической реконструкции моления подготовила Шанкина Раиса Борисовна - координатор поволжского центра финно-угорских культур. Она же и была два года подряд ведущей этой части - Озавой. По общей канве проведения и оформления места будут осуществлены идеи Аношинь Тумая. Честно скажу, я человек суеверный и никогда широко не обсуждал идеи мероприятий. Но жизнь заставляет это делать, так как наша планка становится все выше и выше и чтобы мы не растеряли то, что нам досталось от предков, нужно общественное мнение, которое будет способствовать развитию эрзянского культурного наследия в условиях современности. Только конечно не мнение единиц, в угоду кому-то пытающихся по своему оценить роль Пургаса. Это уже сделано на начальном этапе пробуждения эрзянского народа и не подлежит ревизии.



полная версия страницы