Форум » Идемевсь /Чёрт (служение Сатане) » Меркушкин - мордовское солнышко! » Ответить

Меркушкин - мордовское солнышко!

Саранчанин: А что про него ничего хорошего не пишете, непатриотичные эрзяне?

Ответов - 232, стр: 1 2 3 4 5 6 All

erzianj : Саранчанин пишет: А что про него ничего хорошего не пишете, непатриотичные эрзяне? редяк сермадомо тонсь, мезе веси вечкить анокстозеньте само.

Эрзянь нилькс: Саранчанин пишет: про него ничего хорошего не пишете Может Вы поможете нам? Напишите.

Саранчанин: Может Вы поможете нам? Напишите. Много бы я про него хорошего написал, но слишком у него руки длинные.


Саранчанин: Например, поглядите, кому принадлежит большинство мордовских предприятий.

erzianj : Саранчанин пишет: Например, поглядите, кому принадлежит большинство мордовских предприятий. и что теперь из этого? если у нас государство разрешает воровать законно, то что теперь же? Если бы народ встал-восстал, думаю, что не воровали так нигде, не только в Мордовии!

Саранчанин: и что теперь из этого? если у нас государство разрешает воровать законно, то что теперь же? Если бы народ встал-восстал, думаю, что не воровали так нигде, не только в Мордовии! Это я к тому, что от отделения Мордовии выиграет только он.

Эрзянь нилькс: Саранчанин пишет: от отделения Мордовии А что, она уже отделяется? Новость!!!

Саранчанин: А что, она уже отделяется? Новость!!! На тот случай, "если...". ;-)

Эрзянь нилькс: Саранчанин пишет: На тот случай, "если...". ;-) По этому "случаю" есть не совсем приличный древний анекдот с бородой. Не пугайте себя и других русских своими же "случаями".

село цепаево: ПРОСТО РАЗМЫШЛЯЮ- - это сколько же надо будет земель отделять мордовских? Почитай от Уральских гор до Днепра....

Эрзянь нилькс: село цепаево пишет: - это сколько же надо будет земель отделять мордовских? Почитай от Уральских гор до Днепра.... Есть такая детская игра: "Давайте бояться".

+FINNO-UGOR+: Ды мезе Меркушкин марто? Весе чарькодеви. Это проблема не одной Мордовии, имеешь власть, можешь иметь и прочие блага.... Люди для этого в чиновники и стремятся. Возможно, при другом человеке в чём-то могло улучшиться положение, но понимать то надо, диктуют сверху правила.

Наталья: Не надо нам другого руководителя!!!!!!! Меркушкину респект и уважуха!!!!!

Эрзянь нилькс: Наталья пишет: Меркушкину респект и уважуха!!!!! Особенно за уничтожение эрзянского языка.

Наталья: Языки и мокшанский и эрзянский забываются потому, что на них никто на разговаривает. Стесняются, наверное. А если и разговаривают, то очень мало людей.

Эрзянь нилькс: Наталья пишет: на них никто на разговаривает. Попробуйте задуматься, ПОЧЕМУ? Если это не удастся найти ответ, попробуйте почитать материалы на эту тему. В различных источниках. На эрзянских тоже есть кое-что по этому вопросу. Успеха.

Танюш: Наталья пишет: Языки и мокшанский и эрзянский забываются потому, что на них никто на разговаривает. Стесняются, наверное. Такое объяснение я слышу чаще всего, и на него мне всегда хочется ответить: Я никогда не стеснялась ни своей национальности, ни эрзянского языка, однако, я проживавшая в Мордовии с момента рождения до 17 лет, я не знаю языка своих предков. Почему? Я вижу основную причину в полном отсутствии в некоторых районах Мордовской автономии элементарной культуры общения на родных языках, любовь к родным языкам совершенно никак не прививается, в школе, где я училась не было ни одного учителя эрзянского языка, преподавался исключительно русский язык. Для его лучшей усвояемости учителя советовали родителям-эрзянам не общаться дома на эрзянском языке. Как результат такой политики - несколько поколений эрзян в частности пос.Чамзинки, Комсомольского, Атяшева, возможно, и других районов (пишу только о том, что знаю), абсолютно обруссевших, не знающих ни своей древней культуры, ни языка, ни современной литературы. У этих поколений уже выросли свои дети, тем более ничего не знающие о своем народе и считающие себя русскими. Я не могу обвинять этих детей в том, что они сегодня отказываются изучать свой национальный язык, для них родным, к сожалению, уже стал русский. Считаю, что главная причина кроется в абсолютно деструктивной национальной политике, как в Мордовии, так и в России целом.

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: главная причина кроется в абсолютно деструктивной национальной политике, как в Мордовии, так и в России целом. Так. Но в этой политике многие чувствуют себя комфортно. Что странно, что просто русские нас, эрзян, понимают, сочувствуют и даже иногда поддерживают, а вот "новорусские=мордва" просто в штыки, очень агрессивно, воспринимают наше естественное, международно признанное, что важно - закрепленное в Конституции РФ!!!!, право и желание сохранить наш язык, народ и его имя. Что это? Желание быть более русскими, чем сами русские? Неустойчивость своей "русскости"? Стремление доказать кому-то свою нерусскую русскость? Желание согрешившего в измене заветам предков хранить своё имя и язык, чтобы другие также согрешили, отказавшись от обязанности перед предками хранить свой народ? Убогость мышления маргиналов? Что движет этими людьми? Для меня, каждый такой человек, просто загадка. Загадка...

erzя: Танюш пишет: я не знаю языка своих предков. Почему? общаясь с эрзянами старше себя лет хотя бы на 10, заметил, что они даже проживая всю жизнь за пределами Мордовии, знают родной язык лучше, чем я.... на мой вопрос, почему так, мне отвечали, что изучали все предметы в школе НА ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ! И физику, и математику?????? получается - краеугольный камень - язык обучения ......

Наталья: Я уже предположила, что, наверное, стесняются. У каждого человека своя точка зрения. А обвинять в этом наших руководителей, по моему, это бред. Нужно у народа сначала спросить, ПОЧЕМУ, а потом уже " с этого плясать".

Purgine: Наталья пишет: Я уже предположила, Не надо думать и предполагать, все давно определили, выявили и озвучили: Цыганкин Д.В. О некоторых факторах, способствующих сужению языкового пространства мокшанского и эрзянского языков как государственных Язык это то, чем следует гордиться. При всех исторических обстоятельствах мокшане и эрзяне не утратили пока еще свои языки, сохранили себя как этносы, донесли до наших дней свою своеобразную культуру. И это стоило им не мало потерь. Но эти потери нами еще слабо осмыслены как потери собственно национальные. И ныне эти этносы снова стоят перед выбором – быть или не быть им со своими уникальными языками в человеческом многоцветье. И сейчас угроза исчезновения их языков с лица земли велика. Этому, к сожалению, способствуют многие явные факторы. Таковыми, на наш взгляд, являются: 1) тупиковое положение многих мокшанских и эрзянских деревень. Это приводит заметному оттоку сельской молодежи за пределы республики, значительному сокращению количества мордовских населенных пунктов, уменьшению количества мокши и эрзи в сохранившихся населенных пунктах, закрытие в ряде деревень школ. Если учесть, что именно деревня остается до сих пор социально-лингвистической основой существования мокши и эрзи, то становится понятным, что такое положение деревни угрожает существованию мокши и эрзи как носителей этносов (по Н.Ф. Мокшину – субэтносов); 2) урбанизация. Отток мокшанской и эрзянской молодежи с родных деревень в города Республики Мордовия и не только Мордовии продолжается, и здесь они формируют меньшинство, доля которого среди городского населения меньше, чем доля мокши и эрзи в самой республике, причем оно распылено по предприятиям, учреждениям, по местам проживания. Это усиливает ассимиляционные процессы, ведет к смене языкового кода – мокшане и эрзяне начинает чувствовать себя увереннее в рамках одного из языков – именно русского. Отсутствие в городах республики национальных школ этот процесс ускоряет. Практически в этих условиях у носителей мокшанского и эрзянского языков не может возникнуть доброжелательного отношения к своему родному слову; 3) отсутствие мокшанской и эрзянской национальной школы. По существу, сегодня в республике нет национальной школы в подлинном ее понимании. Средней школой с преподаванием на мокшанском или на эрзянском языках официально может быть названа школа, где более пяти-шести школьных предметов преподаются на этих языках. В условиях Мордовии преподавание школьных предметов, начиная с 3-4 классов во всех мокшанских и эрзянских школах, имеющихся в республике, осуществляется на русском языке. Мокшанский и эрзянский языки изучаются как предметы, так же, как английский, как немецкий языки. Родные языки мокши и эрзи не стали языками обучения ни в школе, ни колледжах, ни, естественно, в вузах республики, кроме национальных отделений университета и пединститута. Не говоря уже о диаспоре. Созданы и создаются условия, при которых молодые люди из мокши и эрзи рассматривают родной язык и культуру своего народа с колонизированным сознанием, появляется у них желание скорее слиться с большинством. Эта одна из самых больших угроз преемственности в языке и культуре. Все это вызывает у части мокши и эрзи лингвистическую тревогу, что ярко выявилась на прошедших съездах мордовского народа. Эта тревога имеет отчетливо социальный и человечески – личностный характер – потеря своих родных этнических языков, как известно, приводит к исчезновению этносов; 4) отсутствие давление на властные структуры со стороны родителей, отдельных представителей, обществ и групп и особенно Исполкома движения мордовского народа. По существу не проводятся компании по защите прав, говорящих на языках мокши и эрзи по использованию их в Республике Мордовия. Принятый законодательный акт о языках практически не работает. Выходит по пословице «Пишет Правда закон, но сама не приемлет закона». Он не вселяет оптимизма относительно выживания мокши и эрзи в будущем. По крайней мере этот закон: а) не обязывает государственные учреждения использовать мокшанский и эрзянский языки одинаково (наряду с русским) при представлении общественных услуг в пределах Республики Мордовия; б) не дает говорящим на мокшанском и эрзянском языках неограниченное право использовать эти языки в делопроизводстве, парламентских дискуссиях, суде и т.д.; в) не определяет структуру ведения на мокшанском и эрзянском языках (имеется ввиду радио- и телеканалы государственного вещания на этих языках); г) не утверждает Совета по контролю за выполнением обязательств по использованию услуг государственного сектора на мокшанском и эрзянском языках. К ним относятся такие как: 1) подача документов на оформление паспорта или водительского права; 2) оформление налоговых документов; 3) телефонные консультации для населения; 4) получение консультации по социальным льготам и в центре занятости; 5) получение справок в местных органах власти; 6) оформление счетов за коммунальные услуги – все это и другое должно быть сделано как на мордовских государственных, так и на русском языках по личному желанию; 5) ассимилирующая сила русскоязычного большинства. Она всеохватна. Противостоять этой силе мордовским языкам весьма сложно из-за дисперсного расселения их носителей и масштабностью отчуждения этих языков на периферию общественного развития. И все же у меня есть надежда, что общечеловеческие национально-языковые принципы, суть которых заключен в праве на различие, праве быть не таким, как другие, праве говорить и познавать истину на своем родном языке – со стороны государства, властных структур должны найти всяческую поддержку, ибо исчезновение этих языковых уникумов и вместе с ними их носителей – есть непоправимая беда. Вероятно, не каждый представитель из мокши, эрзи согласится с трагическим смыслом слов Р. Гамзатова: И если завтра мой язык исчезнет, То я хочу сегодня умереть. И все-таки не считаться с подобным самосознанием языковая политика не вправе. Проблема заключается в том, чтобы на основе принципа ненасильственной терапии, предоставить возможность для мокши и эрзи сохранить все культурные горизонты их языков, в том числе горизонты школьного и вузовского обучения. До сегодняшнего дня у мордовских языков их этническая функция (быть национальными символами, отличать их от других этносов) первенствует над их основной функцией (коммуникативной). Хотя мокшанский и эрзянский языки являются самостоятельными сущностями государственного значения, но они мало связаны непосредственно с языковым поведением человека, в основном они выполняют символическую функцию (когда человек знает, что он мокша или эрзя, его предки тоже являлись таковыми, он сам в какой-то степени владел этим языком, но в реальной жизни может им практически не пользоваться). Символическое значение мокшанского и эрзянского языков больше, чем коммуникативное, хотя немалая часть мокши и эрзи не очень принимает их даже в качестве символа; 6) собственно мокшанско-эрзянское полуязычие и полукультура. Нигилизм по отношению к родным языкам со стороны их носителей – мокши и эрзи, особенно со стороны тех, кто имеет отношение к властным структурам. Несоблюдение литературных норм при устном выступлении деятелями культуры, писателями, учеными и т.д. Невостребованность обществом языков мокши и эрзи, продвижение их на околицы государственных, общественных и бытовых структур привели и приводят к формированию значительного количества людей – выходцев из мокши и эрзи, равнодушных ко всему, что связано с языками, с их культурой. Ситуация, следовательно, критесткая; 7) отсутствие географической компактности. Численность мокши и эрзи по переписи 2005 года составляет 845 тысяч человек, из них 283,8 тысяч проживает на территории РМ, остальные более 500 тысяч человек рассредоточены на огромной территории России. Правда, основные группы находятся в Поволжско-Уральском регионе. Ни на одной более или менее обширной территории мокши и эрзи не достигают плотности выше 20 %. Фактически мокша и эрзя находятся в положении национального меньшинства, такого статуса, однако, они не имеют, ввиду того, что есть своя государственность. Но по существу она – иллюзия государственности эрзян и мокшан, так как полумиллионная диаспора не является источником государственной власти в «своей» республике; республика располагает малыми возможностями по сохранению развитию языков этих этносов, имя которых она носит. Прямо скажем, история сыграла злую шутку довольно с большими по количеству носителями двух близкородственных языков. Историю, однако, не поправишь. Что можно сделать при таких условиях? Прежде всего, Республика должна взять на себя функции координатора формирования Всероссийской системы национально-культурной жизни мокшан и эрзян во всех регионах России и, при необходимости, за ее пределами на основе принципов национально-культурной автономии. Механизмы национально-культурной диаспоры, культурно-образовательные программы материально должны обеспечиваться из федерального бюджета или из местных бюджетов соответствующих регионов, что должно находить отражение в договоре с субъектами, входящими в Российскую Федерацию. Эти проблемы, да и много других проблем, относящихся к возрождению эрзян и мокшан, нашли отражение в резолюциях их съездов; 8) бесконечные рассуждения о статусе эрзянского мокшанского языков. В книге «Мордва» стр. 949 в качестве заключения можно прочесть следующее: «однако как в те годы, так и сейчас указанный курс (имеется в виду курс создание двух мордовских литературных языков) не считался и не считается оптимальным, многие не только ученые, но и государственные деятели отчетливо понимали и понимают, что его последовательная реализация может деструктивно воздействовать не только консолидацию мордовского народа, но и его государственное строительство, детерминировать дезинтеграцию мокши и эрзи, стимулировать сепаратистские тенденции с трудно негативными предсказуемыми последствиями, прежде всего, для самой мордвы» (Так рассуждает профессор Н.Ф. Мокшин). Ох, как сгущает краски, уважаемый мною профессор! Но не будет так, как Вы желаете, хотите иметь. Эрзяне и мокшане со своими языками в качестве самостоятельных этносов консолидированы настолько, насколько позаботилась об этом история. Языки эрзи и мокши яркие показатели этнической принадлежности. Каждый из них веками служил средством общения, вобрал в себя громадную информацию о духовной и материальной культуре их носителей, и до настоящего времени в какой-то мере являются выражением духовной жизни мокши и эрзи; в них отразилось все своеобразие жизни мокши и эрзи, особенно это заметно в художественной литературе, фольклоре, обычаях, верованиях, обрядах и т.д. История оставила нам уникальное достояние в виде двух близкородственных языков – мокшанского и эрзянского. И ни одному человеку, ни одному коллективу ученых-лингвистов, этнографов, историков вместе взятых не удастся их объединить в один язык, создать на их базе нечто такое, которое было бы воспринято мокшанами и эрзянами как свой родной. Культурно-исторические расхождения в древних судьбах мокшан и эрзян, а также отражение этих расхождений в психологии обоих народов закрепилось в противопоставлении терминов «мокша», «эрзя»: «мокшанский», «эрзянский»; мокшанский язык – эрзянский язык – в противопоставлении, выкристаллизовавшемся в конце VI – начале VII вв., что нашло отражение в письменных памятниках. Некоторые исследователи культуры, истории, этнографии и языков Мордовии пытались и пытаются поставить под сомнение правомерность существования самих терминов «мокшанская речь», «эрзянская речь» и тем самым нейтрализовать противопоставление понятий «мокшанский»: «эрзянский», заменяя эту корреляцию термином «мордовский». Более того, у некоторых наших западных коллег научная аргументация в пользу отказа от терминов «мокшанский язык» и «эрзянский язык» подменяется бессмысленными рассуждениями о несамостоятельности этих лингвистических уникумов. Однако рассуждения по поводу несамостоятельности мокшанского и эрзянского языков не находят отклики в народно-лингвистическом сознании их носителей. Для понятия языкового состояния очень важным является языковое сознание, не менее важным – единство языковой памяти. Мы затрудняемся объяснить нежелание отдельных этнографов, лингвистов извлечь очевидные и теоретически веские уроки из того факта, что этнонимы мокша и эрзя хорошо сохраняются в памяти мокшан и эрзян, что говорит о весьма древних наличий двух адекватных этнических самосознаний, об отсутствии единого этнического самосознания, об отсутствии сознания о принадлежности к единому этносу. Слова мордва, мордвин ни мокшей, ни эрзей не употребляются и никогда не употреблялись в качестве самоназвания. По словам русского учёного Георги, путешествовавший в XXIII веке в Поволжье, мордвин называет себя мокшей или эрзей, мордвою их называют русские (Документы и материалы по истории Мордовской АССР, 1940, с. 157.). Эту же мысль подтверждает П.С. Палас и А.А. Шахматов (Там же, с. 148). Не употребляется этноним мордва и в мокшанских и эрзянских фольклорных текстах. Вообще же в языковой политике государства по отношению к финно-угорским языкам России, в том числе и мордовским, наблюдается ощутимые парадоксы. С одной стороны, оно их вытесняет (отсутствие школ с финно-угорскими языками обучения, отчуждение их от вузовской жизни, отсутствие полноправных теле- и радио информированных каналов на этих языках и регулярных региональных (районных) газет и др.). С другой – поддерживает (финансирует в какой-то мере) образование, культуру. Конечно, песни, фестивали, концерты, фольклорные праздники, основанные на мокша и эрзя языках, нужны и важны для поддержки национально-этнического духа, но, не сохранив, мокша и эрзя языки, как первоэлементы национальной культуры, и не заботясь об их будущем, окажемся перед трагическим фактом исчезновения с планеты земли двух этносов – мокша и эрзя. Фольклоризация не решит проблему сохранения мокшанского и эрзянского языков; и вместе с ним двух исторически сложившихся этносов. Создается впечатление – этого хотят, прежде всего сами мокша и эрзя, особенно их представители во властных структурах.

Эрзянь нилькс: Purgine пишет: Не надо думать и предполагать, Так Наталья и не думает... Если она не эрзянка, тогда ладно. А эсли имеет корни эрзянские, то она результат политики Н.Меркушкина.

Эрзянь нилькс: Наталья пишет: А обвинять в этом наших руководителей, по моему, это бред. Ачто такое тогда: не видеть причин исчезновения Эрзя языка? Сладкий сон палача?

Семен: Я, думаю мордовские власти уже давно должна обвинять ПРОКУРАТУРА РОССИИ

ALEX77821: Семен пишет: Я, думаю мордовские власти уже давно должна обвинять ПРОКУРАТУРА РОССИИ Я, думаю пора уже привыкнуть что ПРОКУРАТУРА РОССИИ обвиняет в основном не виновных, а виноватые всегда уходят от ответственности :( З.Ы. И вообще вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?". Исконно русские.

Семен: ALEX77821 пишет: Я, думаю пора уже привыкнуть что ПРОКУРАТУРА РОССИИ обвиняет в основном не виновных Думаю все уже привыкли, потому такая тишина в государстве.

Наталья: Уважаемые, так школы почему закрываются, некого учить. Нет рождаемости, деревни пустые, аш на душе тошно, когда видишь высокий бурьян вместо домов.И такое не только в Мордовии.И обвинять Меркушкина во всем этом? Такая политика по всей нашей матушке России.

Эрзянь нилькс: Наталья пишет: И обвинять Меркушкина во всем этом? Умница. Намного безопаснее обвинять дядю Сэма, НАТО, ЕЭС, Китай, Израиль, ислам и т.д. Это приносит дивиденды патриота Родины, которые у властей России в большой цене. Вам это может дать большое политическое будущее в Мордовии и даже в России. Такие взгляды полностью соответствуют "Русской доктрине": малые народы России - брёвна в сторительстве великой русской нации. Но это не соответствуют сохранению малых народов, в т.ч. Эрзя народа... Зачем Вы на Эрзянь Мелькужо? Вы найдёте единомышленников на мордовских и русских патриотических сайтах.

Наталья: Вы уже чего-то добились в сохранении эрзянскго языка? "Пролистав" форум, я убедилась в том,что ведется только "словесная" работа на вашем сайте. И участников форума только несколько человек. Опять Меркушкин не пускает эрзян на ваш сайт? Не хочу никого обидеть, но огромная доля в спасении эрзянского языка зависит от самих людей (эрзян). И оттого,что вам не удается поднять основную массу эрзян за сохранене родного языка, вы нашли крайнего, Меркушкина. Это моя точка зрения, если кого-то обидела- простите.

erzia: Эрзят, Натальянь валонзо видеть! Сон нерькстась сельмезэнек кажонок. Ламо кортатано. Алкуксонь тевтнеде аламо. Эсь прясто ушодомс. Аравтомс эсь икеле кевкстемат, мейле топавтомост.

Эрзянь нилькс: Наталья пишет: И оттого,что вам не удается поднять основную массу эрзян за сохранене родного языка, вы нашли крайнего, Меркушкина. Это моя точка зрения, если кого-то обидела- простите. Да, пока не удалось. При жёстком противодействии властей Мордовии. Примеров противодействия можно достаточно най ти даже в материалах нашего форума. Но мы работаем в направлении сохранения народа и языка. И этих примеров вы тоже при желании найдёте. А при желании не найти, не найдёте. Ижущий да обрящет. Нас действительно пока немного. Но теми силами, что мы имеем, и то сделано немало. И мы будем работать дальше, чтобы сделать больше. У меня, по вашим постам, создаётся впечатление, что Вы рады, что наши силы столь малы. Нас Ваша радость не пугает. Нас будет больше. Обязательно. Мы анализируем причины национального нигилизма, слабого интереса к родному языку и продолжим работу по возрождению Эрзя народа и сохранению и развитию Эрзя языка. Эту работу нам приходится вести с уровня ниже нуля, куда загнала наш народ политика "мордвинизации". Вас лично, приглашаем на Раськень Озкс 10 июля 2010 года. Там Вы можете либо порадоваться тому, что у нас получится плохо, либо огорчиться тому, что у нас получится хорошо. Выбор за Вами.

Эрзянь нилькс: erzia пишет: Эрзят, Натальянь валонзо видеть! Сон нерькстась сельмезэнек кажонок. Ламо кортатано. Алкуксонь тевтнеде аламо. Эсь прясто ушодомс. Аравтомс эсь икеле кевкстемат, мейле топавтомост. Ялга, а содан, кият тон. Чамат а невтят. Чамань кекшнезь совсят тезэнь. Улема, тонеть эряви кодамояк эрзянь тевс кундамс. Лиятнень, кинь содасынь, умок теить-топавтыть эрзянь тевть. Секс тон тенек Америка модамастор валсот эзить панжо. Важодть. Кие теть а мери? Кие котди эйсэть эрзянь тевс кундамодо? Секскак Наталья ансяк тонь сельмс нерькстынзеть. Минек а мезень кис, вакска нерькстнеманзо ютасть. Сон тенек аваль судия, сон аволь эрьзя, эрьзянь кис а карми мелявтомо.

erzia: Шумбрачи! Фотом понгавтса, теньсэ тевесь? Чайникан... Эрзянь тевс кундамс? А кодамо алкуксонь эрзянь тев? Кода кочкамс истямо тев лавтовонть коряс? Сталмось а правтсамам? Монь ули истямо тев. Поладан сонзэ ламо иень перть. Прянть шнамс а карман.

Семен: erzia пишет: Монь ули истямо тев. Поладан сонзэ ламо иень перть Косо те тевесь невтик миненек?

Эрзянь нилькс: erzia пишет: Поладан сонзэ ламо иень перть. Прянть шнамс а карман. Салавань теветь?

Семен: erzia пишет: Эрзят, Натальянь валонзо видеть! Сон нерькстась сельмезэнек кажонок. Ламо кортатано. Алкуксонь тевтнеде аламо. Те тон монде кортат таго весе кадык эрзятне курго пекстыть?

erzia: Шумбрат, Семён! Тон весе истят каявомат ускат эсеть лангс? Мекс? Сэредиця ярась пиштевти эйсэть? Зярдо мон кенеринь покордамот? Бути истя, нолдык чумом!

Семен: erzia пишет: Сон нерькстась сельмезэнек кажонок. Ламо кортатано. Алкуксонь тевтнеде аламо. Минек тевинек ков уряды цера? Ансяк совамо кенерить, кудопотмонть нейме эзить кенерть, капшат вал каршо ёвтамо: "Тевть арасть"! Варштак перпельга, ловнок, кевсть, арсек, ёвтак вал, виде сюпав мельмарто. Невтик эсинть эрзянь теветь. Сюлмавт минек марто эрзянь тев тееме. Таго пелят мендявмо?

erzia: Шумбрат! Невтемс тевень? Кинень? Кие содасамам, се соды мезе теян, мейсэ лездан, кодат мельть-арсемат потсон. Ожо-пиже вайгельсэ пижнемс, чакамс мештезэнть? Мон лиякс арсян. Семён-парочи, мекс кежеят?

Наталья: Нет, Эрзянь Нилькс, я вовсе не злорадствую. Я о том, что основной массе эрзян по барабану что будет с их языком. Надо как-то объяснить им это.Вы посмотрите на народы кавказа.Они везде и при всех общаются на своем родном языке. С малолетства учат своих детей только родному языку, традициям и обычаям своего народа. Так вроде и в Мордовии учили и учат, насколько я знаю. Но почему-то стесняются все своего языка. Почему так?



полная версия страницы