Форум » Идемевсь /Чёрт (служение Сатане) » «Мордовскому народу» нужен единый язык. » Ответить

«Мордовскому народу» нужен единый язык.

Эрзянь нилькс: Сегодня в Саранске проходит конференция, тема: «Создание единого мордовского языка» Правительство республики обратилось за помощью к лингвистам «Мордовскому народу» нужен единый язык. В реформировании, точнее в создании языка есть политическая подоплека. Дело, в том, называясь «Мордвой», (а власть РМ так и поступает), необходимо иметь свой язык, иначе «мордвы» быть не может, так как два народа имеют совершенно разную историю и культуру. Именно общий язык выступит одним из важных символом "единения" Эрзянский и мокшанской истории и уничтожит эрзян и мокшан как народы. Надо полагать, что создатели нового языка не заглядывали в Конституцию Российской Федерации и в нормы международного права, им, во что бы то не было, нужен язык, чтоб удержаться у власти в Мордовии, вся правящая элита РМ мокшанская, а это нарушение гражданских прав эрзян. Приобретя формально язык, власть сможет законно использовать национальность «Мордвин» которая сейчас, по сути, является не законным. Апеллируя «мордвой» элита сможет удержаться у власти и присвоить эрзянскую историю и называться потомком эрзян. Для них это политика, для нас это история и культура наших предков, мы не политики, мы просто изучаем действия властей РМ, чтобы защитить наше Конституционное право быть эрзя и пользоваться эрзянским языком. Конституция Российской Федерации Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Создатели языка остановитесь! вы нарушаете закон и пропагандируете, национальное и языковое превосходство, а так же принуждаете эрзян и мокшан к определению и указанию национальной принадлежности. оскорбительным для эрзян «мор-два». Языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства. Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства. Так говорит закон. Автор: Эрзя народ Новости

Ответов - 31

Задержалась:): Насчет общеславянского... Я давно об этом мечтаю, да и многие славяне об этом заговаривают. Есть такое движение - панславизм. И общеславянские языки создаются. Например, словио и словянски. Но! Славянам второй, общий язык действительно нужен. Мне всегда становится грустно и как-то противно, когда приходится с каким-нибудь поляком или сербом разговаривать на совершенно чужом, неприятном по звучанию (на мой взгляд) английском, чтобы друг друга понять. При том, что наши языки родственны и во многом похожи. Общеславянский поможет сохранить славянские языки, которые всё больше отличаются друг от друга и смешиваются с тем же английским, теряя свои корни. А мордовский - это бессмысленная затея и бросание на ветер денег, которые можно было потратить на что-то действительно важное. Если общеславянский создается как единственный язык, который поможет славянам полностью понимать друг друга, то в мордовском такой необходимости нет. Кому нужен мордовский, если практически все эрзя и мокша свободно владеют русским, и могут воспользоваться им, чтобы понять друг друга? И, в отличие от ситуации со славянами, русский здесь не подобен совершенно чужому английскому. Общеславянский язык предполагается именно как второй, никто не собирается заменять им русский, польский, чешский... Он должен нести пользу носителям этих языков. А мордовский - наоборот. Он полностью сотрет две культуры и два языка. И, кажется, в этих целях и создается. Но вынуждена признаться, что сама я нередко использую определения "мордовский" и "мордва". Например, если я не могу определить, на каком языке песня (знание языка пока слишком ничтожное), я могу назвать её "мордовской". Мордвой же я называю не народы мокша и эрзя, а именно всех жителей Республики Мордовия, включая русских и татар: по аналогии с москвичами, например.

Сыресь Боляень: Задержалась:) пишет: При том, что наши языки родственны Не просто родственны, а сложился "русский" язык из этих языков. А именно: из болгарского, смешанного с языком Киевской Руси (читай церковно-славянского), языков мери , мещеры, муромы, эрзян, булгар , степняков... А позже немецкий, французский и пр.пр.пр...

volgin Andrei: Задержалась:) пишет: вынуждена признаться, что сама я нередко использую определения "мордовский" и "мордва". Например, если я не могу определить, на каком языке песня (знание языка пока слишком ничтожное), я могу назвать её "мордовской". Вот видите: использование данной терминологии от незнания. Только задумайтесь над этой мыслью-ОТ НЕЗНАНИЯ!!! В XXI веке "НЕЗНАНИЕ" сущности предмета разговора или обсуждения приводит Вас к необходимости использования архаичных терминов-паразитов, не несущих в себе полезной смысловой нагрузки. Позволяющий себе такую терминологию рискует остаться непонятым, потому что всегда найдется человек, ушедший далее других в своем познании предмета обсуждения, который обязательно попросит уточнить: про Эрзя или Мокша народ идет речь? И тогда мы все вынуждены будем признаться фразами типа "...я не могу определить..", "...знание языка пока слишком ничтожное..." Выход один-повышать уровень знаний и стараться максимально конкретизировать свои мысли, когда дело касается обозначения наименований народов. Услышите ли речь с использованием вышеупомянутой устаревшей дореволюционной терминологии, неважно от государственного ли деятеля или простого человека, задайтесь вопросом: а понимают ли они сами предмет разговора,то, о чем говорят? А их слушатели или оппоненты? И не пустое ли это сотрясание воздуха "ни о чем" подразумевающее под собой "ничего" и ведущее "ни к чему"?


Семен: Я вот думаю , а почему прокуратура не занимается "мордовскими" властями, они ведь творят прямое нарушение Конституции

Лазырь Сашкунь: Семен пишет: а почему прокуратура не занимается "мордовскими" властями, они ведь творят прямое нарушение Конституции Так они за одно дело, что прокуратура, что "мордвины". У них "крыша" одна и та же, гарант этой самой Конституции... Которому и нужно создать единый русский народ

Kurly: а разве вопросами Конституции занимается прокуратора? вроде нужно обращаться в Конституционный суд по поводу нарушения прав,гарантированных Конституцией а вот уже решение суда через прокуратуру может ошибаюсь,но вроде бы так

Семен: А я верю , Прокуратура России разберется в этом деле.

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Прокуратура России разберется в этом деле. Кто подготовит прект запроса в прокуратуру?

Семен: Эрзянь нилькс пишет: Кто подготовит прект запроса в прокуратуру? Думаю на Инекужо этот вопрос решать надо

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Думаю на Инекужо этот вопрос решать надо Башка кевкстемасо? Койсм, те тевень Инекужос а мейсь кадномс. Ды тосо шкаяк тенень а карми. Те башка тев.

Kuraevo: Нужен общеславянский сначала(русский * польский) Поляки очень обрадуются !

Сыресь Боляень: [url=http://www.erzan.ru/news/roo-«erzjan-vajgel»-uchastvovala-na-zasedanie-«kruglogo-stola»-v-moskovskoj-oblasti]РОО «Эрзянь вайгель» участвовала на заседание «круглого стола» в Московской области[/url] Вана кодат кулятне!! В обсуждениях «круглого стола» приняли участие и представители Региональной общественной организации «Эрзянь вайгель». От имени Региональной общественной организации «Эрзянское культурно-просветительное общество «Эрзянь вайгель» («Голос эрзи») (г. Москва - Московская область) с докладом «Древние корни эрзянского народа. Мордовский эпос «Масторава» выступила член организации Татьяна Петровна Ротанова. "В России наш народ знают под именем «мордва». Мон – эрзя, я – эрзя, - представительница одного из мордовских народов." "По моему глубокому убеждению, мордовский народ – это один из основополагающих этносов, формирующих русскую нацию." Из выступления Татьяны Петровны Ротановой.

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Вана кодат кулятне!! Ловнынек, Сыресь.... Тюнихат.... Тамашат.... Кода курок ломанесь полавтовсь.... Эли мекевланк, ансяк ней тосо невтизе алкуксонь оймензэ-мелензэ?

Инзейне1: Сыресь Боляень пишет: член организации Татьяна Петровна Ротанова. А таго зярдо ,те мАрдовкась монень мерькшнесь МОРДОВКА,..........а мон сонзэ ловокшнынь сазоркакс.....

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: А таго зярдо ,те мАрдовкась монень мерькшнесь МОРДОВКА,..........а мон сонзэ ловокшнынь сазоркакс..... Иля кирде кеж лангозонзо... Паро теят - паро неят....

Remiz: Татьяна Петровна Ротанова курирует сейчас сайт покойного Терюшань Сергу http://www.erzan.ru. Сергу, при всей его неоднозначности, был против мордвинизации. И что мы видим? Как его неблагодарные преемники надругаются над его делом?

Virjaz: Remiz пишет: Как его неблагодарные преемники надругаются над его делом? Время. Приходят новые люди, со своими взглядами, амбициями. Ведь и от самого РОО "Эрзянь вайгель" времен Малова, Биушкиной мало чего осталось.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: от самого РОО "Эрзянь вайгель" времен Малова, Биушкиной мало чего осталось. Виде.

vijan: Монь койсэ те ломанесь зярдояк эзь сёпо позициянзо. Свал ловсь эрзятнень аволь финнэнь раськетнень пельксэкс. Мезе а теят "покш" братонть ломанекс прят лововтомга. Неяви ломанеь превей, тонавтневтезь а вана комплексэсь, конанть марто кассь - минек беряньчиденть эзь изняво, келеськак кодаяк а тонавтневи. Минсь яла сиве сезтяно "тиринь" раськенть кис.....

Эрзянь нилькс: vijan пишет: Мезе а теят "покш" братонть ломанекс прят лововтомга. Аволь весе тень теить, койсэм.... Ды те паро.

Анаж: Между прочим Аношкин предложил покш чинть "Эрзянь лисьма пря" 2012 года в Лукояновском районе начать с гимна России, можете спросить у Мусалева.

Эрзянь нилькс: Анаж пишет: Между прочим Аношкин предложил покш чинть "Эрзянь лисьма пря" 2012 года в Лукояновском районе начать с гимна России, А Вы бы с чего предложили?

анаж: Эрзянь нилькс пишет: А Вы бы с чего предложили? Я предложил "Вирь чиресэ", которая прозвучала после открытия.

Эрзянь нилькс: анаж пишет: Я предложил "Вирь чиресэ", которая прозвучала после открытия. Те паро.

Сыресь Боляень: Мордватненень эряви кель ды од культурань министра. Циркесь косо! Арась а виськс а превть кирдивиенть!!! Паряк "по обмену"? Тултаевень Францияв министракс, ды те сыре превевтементь, кона миизе эсь масторонть, эсь раськенть, "мордовской" культурань министракс!!!

Тумай: НЕ НАВРЕДИ ! ------------------------------------------------------------ Эрзянское движение сравнительно молодое, чуть более 20 лет. За годы национального возрождения, в первую очередь эрзянского самосознания и культуры, проявился наиболее активно Фонд спасения эрзянского языка и выпускаемая им газета «Эрзянь Мастор». Газета «Эрзянь Мастор», издаётся на двух языках, на эрзянском и на русском. Так она стала более доступной широкому кругу читателей. В сентябре первому номеру 20 лет. Все эти годы газета вмещает в себя мнение многих респондентов самых разных взглядов, знаний и убеждений , но избирательно - редакция ревностно сохраняет дух и стиль оппозиционной газеты к мордовской власти и политике мордвинизации. Многих респондентов она сблизила, других оттолкнула. Единая цель, это служить к своему эрзянскому народу привлекает многих именно через газету. Единомышленников связывает взаимное уважение, переходящее в дружбу. И всё же не следует сбрасывать со счёту, тех, пишущих людей, с которыми не ладится дух мышления редакции также игнорировать читателя шокирующими выкладками. К примеру, берём статью «Русификация» талантливого публициста Дригаень Толай. При всём к нему, Толаю уважении, я не могу не умолчать о его неуважение к прошлому. Он искусственно заостряет проблему до сарказма и умалчивает то, что противоречит его версии. Куда смотрит редактор Нуянь Видязь с его опытом. После этой статьи, пожалуй, многие откажутся от подписки на газету. Для читателя напомню, с чего начинает Толай: « Сын еврейки Марии Бланк, возглавивший в 1917 году захват власти в России, начертал формулу «светлого будущего»; «Коммунизм –это советская власть, плюс электрификация всей страны…» Через 74 года вся эта грандиозная афера закончилась стремительным распадом СССР и всего коммунистического мракобесия в мировом масштабе….. и далее «Единая Россия, плюс русификация – всей страны.» Для читателя газеты «Эрзянь Мастор» скажу одно, как человек и патриот , и как музейный работник. Не делайте негативных выводов по подобным выпадам о нашем советском прошлом. Какое оно не было, оно наше, наших отцов и дедов. Плеваться в колодец не пристойное дело. Национальное возрождение дело тонкое и деликатное и строится на уважение предков. Историю своей страны мы прожили своей жизнью, и знаем, что хорошо было и что плохо. Была спокойная уверенная в завтрашнем дне жизнь, а самое главное люди были людьми, и власть была народной. Парировать острым словцом, это не значит проявлять ум, а демонстрировать свою испорченность. Мои деды не были коммунистами, но с уважением относились к ним и советской власти. Партии посвятил многие годы своей жизни и не жалею, поэтому в этой партии честные и смелые люди и то, что по отцовской линии у Толая был дед белогвардейский казак-душегуб, и не был расстрелян советской властью, а был выслан из деревни в Киргизию. Благодаря ленинской политике Толай получил образование учителя. Да и В.И.Ленин по отцу и деду эрзя- это надо знать и не прятать. Причины русификации показаны им правильно, но основная беда эрзян не дана, а это смешали нас с тюрками-мокшанами известные ныне под мордвой. Да, виноваты партийные чиновники, в стране не было кадровой политики, был диктат вождя, и интернационализм. Но при вожде учили в школе эрзянский язык! Сейчас нам трудно, что-то менять в пользу эрзянского возрождения, довлеет в стране другой диктат мордовский , наследников золотоордынской политики. Я, в своей деятельности на ниве эрзянской культуры что-то делаю в пользу народа, не эрничаю. Хотя мордва пытается отнять, присвоить созданное, а имя моё задвинуть подальше. Вы, Толай! Не сжигайте мосты, а ведь Вы, можете заменить редактора газеты. Николай Аношкин.

Тумай: мордвинизация эрзи – цель эгоистов -------------------------------------------------? Предудудущая моя статья «Мордва наступает» опередила ход событий. В подготовке и в проведении межрегионального праздника «Эрзянь лисьмапря-4» участвовали не только эрзянские патриоты, но организацию праздника определяли чиновники за лакированными дверями. Была установка из Мордовии стереть эрзянский дух праздника и придать статус мордовский, т.е. приватизировать эрзянский кой мордвой, стереть со всех бумаг ненавистное слово эрзя. Что и было взято областными чиновниками «под козырёк», вычеркивали «народ эрзя», эрзянь лисьмапря и эрзянский флаг из приглашений, буклетов, открыток и прочее. Опора организаторов была направлена на мордовскую НКА созданную местной властью из Пичингушских эрзянок, мало сведущих в национальных вопросах. Их руководитель Марина Голодова определена делегатом на очередной мордовский съезд. Поэтому местная власть с трепетом ждала официальную делегацию из Мордовии во главе председателя Межрегионального Совета общественного движения, мордвина-профессора Мосина М.В.. Посредником между Мордовией и областными чиновниками от Лукояновской администрации был Напылов А.Ю.. Конечно, мероприятия регионального значения имеют культурно- политическую весомость. В первую очередь ответственность ложится на местную власть. Однако, если чиновники далёки от знаний культуры коренного эрзянского народа, жди от них беды. Но их высоко ценит официальная Мордовия и есть за что. А именно в ущемлении эрзянской культуры, упразднения музея эрзянской культуры и непризнания его руководителя, заменой его мордовской НКА. Обои главы района были награждены мордовскими медалями «За межнациональное согласие». Вопрос состоит в том, что местные первые лица власти не видят разницы в национальном возрождении культуры. Принимают, то, что их устраивает, и главное, на мордовских праздниках заработать. Спор со мной их злит, рождает недоверие и следствие угрозы и умалчивание. Но к этому мне привыкать. То, что мордовская политика не государственная политика не хотят слышать. Политического закрепления политики мордвинизации госдокументами, нет и не будет! Мешает этому основной закон РФ Конституция, две государственные акции переписи населения 2010 года и 2012 года. В реестре народов России под кодом 107 зафиксировано – народ эрзя, язык эрзянский. Государство признаёт, что без языка нет народа. И даже президент РФ, не в праве менять государственные законы. Но эгоизм мокшанских лидеров как бывшего главы Мордовия Меркушкина Н.И., не признает никакие доводы, лишён элементарной логики. Мордва, и точка! Из мокшанско-мордовского , под мордвой выставляет своё тюрское племя великим народом. Одним из главных прорабов мордвинизации Меркушкина остается профессор Мосин, в прошлом тёмная личность. Его ввёл в исполком 2-го съезда глава республики Мордовия с одной сатанической задачей разрушать национальную идею возрождения, и он справился с этим, продолжает разрушать в регионах РФ. К примеру, фестиваль «Эрзянь лисьмапря-4». В предверии очередного мордовского съезда фильтрует делегатов, чтоб не допустить подлинных патриотов, возвышающих и облагораживающих свой эрзянский народ. Даже своего любимчика Безаева М.И., который все эти годы был членом Мордовского исполкома, хочет не допустить на очередной съезд по одной причине, что стал выступать за эрзю народ. Показушное действо на мордовском съезде провести при тщательном отборе делегатов, преимущественно из мордовских НКА. Идут закулисные чиновничьи шептания отмежевания. Общественная Палата Республики Мордовия рассматривала вопрос « О взаимодействии государственной власти Республики Мордовия с общественными организациями в свете подготовки VI Съезда мордовского народа.» И опять же Мосин М.В и Каргин А.И повернули резолюцию Палаты в свою пользу. Из которого, видно, что Общественная Палата, согласно резолюции, полагает, что в Мордовии есть силы, расшатывающие «социально- политическую стабильность и согласие в обществе», провоцируют межэтнические конфликты. Опять эгоизм мордвинов идёт в разрез Конституции РФ и извращение фактов, противоречат статье 65, п.2 Конституции РФ. Никаких попыток к созданию насильственно общественными организациями субъектов РФ, к примеру, Эрзянской автономии не предпринимается. Вопрос ставится перед властью о целесообразности автономии, что не возбраняется Конституцией. Но вот принята поправка президента РФ Владимира Путина в статью УК РФ ст.280. п.1 : «стремление отделению, обособлению национальных меньшинств в буржуазном многонациональном государстве к самостоятельным действиям и создание самостоятельных государств или автономных областей…….» Далее меры пересечения и наказания. Ярлык сепаратизма слишком велик для общественных организаций, но мордва, наверняка, использует против эрзянского движения. Согласно этой поправки, на Восточной Украине, где льётся кровь, обособление территорий и народные референдумы на самостоятельные республики гроша не стоят. «Вот тебе и бабушка Юрьев день!» Николай Аношкин

Эрзянь нилькс: Мордва - это русские-2. В среде финно-угорских активистов в начале 2010 года ходили слухи о том, что власти Республики Мордовия намерены специально под перепись провести широкомасштабную консолидацию мордовского народа - мокшан и эрзян - живущих в разных регионах России с целью получения высоких результатов переписи - около миллиона человек, идентифицирующих себя с мордовскими народами. Вторым поводом для этой консолидации стало грядущее празднование "1000-летие единства мордвы с народами России" - под эту юбилейную дату республика получает сравнительно большие отчисления из центра, на которые ведет масштабное строительство инфраструктурных объектов и учреждений передового консьюмеризма путинской эпохи - огромных торговых центров, которые в мордовском случае получают неизменно государственнические наименования - Ушаков, Огарев плаза (в честь социалиста, друга Герцена и Белинского). Мордовские власти и вправду реализовали ряд крупных акций: в нескольких регионах были проведены специальные Дни Республики Мордовии, на которых жителей принимающего региона знакомили вперемешку с республиканскими хозяйственными достижениями, мордовской культурой и устраивали для них ярмарку сельхозпродуктов. Власти ни одного другого финно-угорского региона не работали так широкомасштабно за пределами своего региона на результаты переписи. Интересно проследить, какими средствами создается образ народа, к которому агитирует примкнуть мордовская пропаганда. Как ими задается мордовская идентичность? Прежде всего, исходный пункт развертывания идентичности - выбор экзо- и макроидентичности (мордва вместо мокши и эрзи по отдельности) с аморфной структурой, выкристаллизовавшейся в советскую эпоху. Советская мордовская идентичность. Мордва - это вторые русские Мордвой называют себя именно те, для кого советская номенклатурная классификация представляется более привычной и обоснованной, чем историческая констатация фактического существования двух народов. Кроме того, мордва - это этноним, имеющий наибольшее хождение среди ассимилировавшихся мокшан и эрзян, живущих за пределами РМ, и экзоэтноним, миспользующийся в их адрес иноэтничными соседями Пролонгацию мордовской идентичности нужно рассматривать именно в русле продолжения и развития советской стилистики, советского де-факто Ключевые репрезентанты мордовской идентичности в агитационных роликах случайны, построение единого дискурса, связывающего их последовательно воедино, затруднительно - многие из этих фигур никогда не были горячими сторонниками ни мордовского, ни эрзянского, мокшанского самосознания, поэтому сам факт их использования в едином национальном пантеоне героев свидетельствует о том, что принципы выборки не разъяснены и творцы мордовской идентичности склонны скорее полагаться на проверенные советскими годами клише - поэтому фигурами в этом пантеоне героев становятся только те, кто были санкционированы еще советской символической системой. Мордовская идентичность принципиально прорусская - ни в одном жесте нет намека на дистанцирование и идею собственной культурной самостоятельности - используется тот же набор символов, та же советская патетика, но пропагандируется почему-то не русская, а мордовская идентичность. Осями идентичности выставлены православие и длительная история отношений с русским народом - и эти вещи не являются периферийными для мордовской идентичности, но входит в число важнейших ее компонентов. То есть. Мордовская идентичность - это реставрация советской идентичности в ее региональном варианте. Мордовская идентичность оказывается неотличимой от средней русской идентичности. Кому далеко ехать в Минск, тому - в Саранск. Удивительно, ведь, казалось бы, мордовская идентичность призвана объединить эрзянскую и мокшанскую в единое, более мощное целое, но посмотрите - разве она строится на основе актуализации древних корней эрзян и мокшан эпохи до их дивергенции? Апеллирует ли она к общей дохристианской религии? К каким-то общим или - хотя бы- разным, но самостоятельным историческим героям вроде Пургаза и Пуреша? Нет, для неё фигуры референции - деятели советской и нынешней эпохи, строители российского, а не мордовского государства. Конечно, такая идентичность глубоко несамостоятельна. При стольких отсылках к общему с русскими остаётся вопрос: к чему вообще тогда быть мордвой? Видимо, идея мордвы - это экспортная идея. Ведь, перестав быть мордвой, став русскими, жители региона утратят всякое своеобразие, и, соответственно, власть республики станет властью обычного "русского реиона", а Брянской или Курской области нет смысла праздновать 1000-летия объединения с народами России или нет смысла продавать себя как регионы, в которых живут инородцы, лояльные к государственной культуре, в отличие от других национальных республик, того же Поволжья. Видимо, идея мордвы - это идея для получения инвестиций, идея нерусского региона, абсолютно лояльного Кремлю. Ведь если бы это был абсолютно лояльный центру русский регион, в этом бы не было ничего интересного, никакого повода для экономических и политических преференций данному региону и в особенности его власти. Т.е. актуализация иеиединого мордовского народа нужна мордовской власти для эффективного торга с центром и лля обоснования необходимости сохранения Мордовии в её текущем статусе республики, ведь в ней живет ядро миллионного народа, а не 30% двух разных Э и М народов. Ortem, публицист.

Тумай: «МОРДОВСКИЙ ЗМЕЙ»» Процессы, идущие внутри этноса, не могут быть управляемы сиюминутными, волевыми решениями политической мысли. Это дело эволюции растянутой если не на тысячелетия, то на целые века. В основе лежит культура народа, его уклад жизни. Чем древнее народ, тем прочнее его внутренняя самобытность, тем сильнее сопротивление к чужеродному и насильственному вмешательству. Постоянное насилие на смену этнических ценностей идёт несколько веков со стороны Российской имперской политики. Сопротивление народа доходило до национально-освободительной войны в середине XVII –XVIII веков. Война была проиграна, но насилие приняло иные формы, и в первую очередь на духовном религиозном фронте. Сменой эрзянского духовного самосознания на православие, империя перешла в атаку на эрзянский язык и на всю народную культуру в целом, с одной целью - полной ассимиляции нерусского народа в русскоязычной среде. На этом фоне, традиционное российское и мордовское мнение совпадают – мордва единый этнос, с православной духовностью. Это становится государственной политикой, входя в противоречие с основным государственным Законом – Конституция РФ. Монополию мордовской пропаганды ведёт официальная политика Республики Мордовия. В её руках все бразды идеологического воздействия на умы и взгляды людей через машину государственной пропаганды- средства массовой информации. Мнение учёных, которые оспаривают правильность этой политики не слышно, гасятся властью все антипроявления к мордовской политике и голос общественных организаций. Среди эрзянской интеллигенции идёт борьба за самостоятельность народа и его культуры. В конечном счёте, встаёт образования эрзянской автономии, лишь так можно сохранить этнос. Мордовская политика- единого этноса, как ржавщина проедает всё. Её агрессивные тенденции смешивания двух противоположных миров эрзянского и мокшанского, создают видимость мордовского народа. На самом деле идёт уничтожение самобытности обоих народов и отказ от языков народа. В основе языка народная культура во всех её аспектах. Смешивая, к примеру, фольклор, идёт не только фальсификация, но и уничтожение духовного мира прошлого народа. Если историческую фальшь еще можно разоблачить, то фальшь в фольклоре видит только специалист. Публикация мордовской сомнительной литературы, лишь внешне привлекательна оформлением кожи, как у змеи, зло остаётся внутри. Не будем анализировать красочные издания мордовских «чёрных» Масторав, или таких же красочных толстых томов мордовских историков. Обратимся, вроде бы совсем безобидной книжке «Мордовские народные сказки» издания 2006 года. Составители А.А.Долгачев и А.Д.Шуляев. Издатели сознательно не ставят указания, какому народу относится сказка, где записана. В этом ставят в недоумение умного читателя. Идёт полная мешанина нравственных ценностей. 379 сказок-поди разберись! Нужен особый психологический подход. Читая вслух внуку мордовские сказки, я поперхнулся, а к чему они учат? Здесь явный, чужой, не эрзянский дух ценностей. Моё желание оторвать ребёнка от экрана телевизора, где оглупляющее проносятся целый калейдоскоп ярких эмоциональных уродцев, к народной, сказочной мудрости я не сумел привлечь внимание ребёнка. Еще столкнулся сомнительным качеством данного издания. Если многие сказки переделаны из русских народных сказок – пол- беды. Сюжеты мордовских сказок восхваляют хитрость, жестокость, непорядочность- зло преподносится как образец ума. Взрастят в ребёнке, скорее всего циника. В этих сюжетах легко угадывается мокшанская хищническая натура, неуважение человеку и окружающей природе. Такие качества, как у эрзи, простота, доброта и доверие, взаимовыручка нет в мокшанских сказках. Даже эрзянский персонаж «Трямка» превратился в «Куйгорож», совсем иным поведением. Очень показательны сцены, когда хитрый «мордвин» берёт вверх силой, над хозяйкой леса Вирявой. Или брат терпит козни одно страшней другого от родной сестры. Эрзянский дух не терпит подобных сюжетов. Подгонка фольклора разных миров под один стандарт мордовским фольклористам удалась, только выпала из них духовная связь, жемчужина народного творчества. Мордовская монополия книжного издательства – это лишь внешняя благообразие, а служит целям политики, которую нельзя назвать народной. В этом издании есть очень короткая сказочка, но мудрая. Она даёт ответ тем, кому удобно жить под мордвой. Змей говорит человеку: -теперь будем дружно жить и меня бояться не надо. Ты видишь, я совершенно изменился, сбросила старую кожу». Поглядел Эрзя на змея и обухом расплющил ей голову. А мораль такова: «Хоть у тебя и новая «мордовская» кожа, а суть одна и та-же, зло внутри. Всё равно укусишь!» Николай Аношкин.

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: Она даёт ответ тем, кому удобно жить под мордвой.

Тумай: 110-летию восстания эрзян Иваньбиё. ЗА ЗЕМЛЮ, ЗА ВОЛЮ! Время быстротечно. За столетие в истории эрзянского села Иваньбиё изменилось многое. За это время канули в вечность поколения сельчан, на чьей памяти держалась память прожитой жизни. Их главная ценность-земля, на которой они поливали пот и кровь - она осталась. Реформы империи превратили её пустырь заросшей в сорный лес и бурьян, вослед тает и населением село, исчезает эрзянский род. Трагические события 110-летней давности не забыты. О них напоминает стенды сельского музея и задача музея напомнить людям, что прошлое не умирает с людьми. Вспомним сельских бородатых мужиков, как они ценили достоинство и честь, любили правду, не прогибались перед насилием и жестокостью властей. О восстании Иванцевского народа в конце декабря 1905 года много написано краеведами прошлых лет. Но, переосмысление событий, дает новый взгляд на те, трагические события Иванцевской истории. Восстание, скорее всего стихийное бедствие, было спровоцировано. Оно не готовилось заранее, хотя в селе была организация местных революционеров-марксистов, к ним присоединились вернувшиеся с Русско-Японской войны солдаты и матросы. У них было оружие- 17 винтовок. Они собирались нелегально, принимали решения на почве аграрной пропаганды защиты беднейшего слоя населения от излишней эксплуатации со стороны барской экономии. 1мая 1905 года ими была проведена маевка в лесу, Иванцевские крестьяне и рабочие железной дороги- 60 человек. Решали вопросы совместной борьбы за свои права на жизнь и труд. О восстании в конце года не было и речи. Спровоцировали волнения в селе управляющие барской экономии графа Протасова –Бахметева члена Государственного Совета. Сложились сложные экономические взаимоотношения беднейших эрзян села Иваньбиё с барской экономией. До 300 десятин барской земли сдавалось в аренду на следующих условиях. Земледельцы готовили землю под посев, семена выдавались экономией владельца. По обработке уродившего хлеба в экономию возвращаются количество семян, а из оставшегося количество хлеба половина поступает в пользу землепашца, другая половина помещику. Имея свой малый земельный надел, арендатор переносил немало притеснений со стороны управляющего экономии. Конечно, до будущего урожая у него хлеба не хватало и эта форма аренды спасала бедноту. Вмешательство взаимоотношения с крестьянами , защита их интересов со стороны этих молодых революционеров, появление антиправительственных листовок приводили в бешенство управляющего пана Германа. За место уступок, он заставлял выполнять бесплатно, к примеру, вывоз навоза на поля, хотя за это ранее платили деньги. Публично заверял, что заморит голодом «поганую мордву»,- пусть сдохнут, сначала их дети, а потом они сами. А это значит, что аренда весной 1906 года отменяется, а хлеб и фураж будет вывезен в другое имение графа Протасова-Бахметьева. В ноябре начался вывоз хлеба. 16 ноября Иванцевские жители на общем сходе церковной площади вынесли приговор - на основании крестьянского Всероссийского съезда, впредь до созыва Учредительного собрания в России прекратить продажу-куплю и вывоз хлеба из имения Иванцева. Если этого не последует, то сами, эрзяне села Иванцева принуждены будут собственными силами и средствами это отстранить. 22 декабря Иванцевские мужики, разогнав охрану от барских амбаров, отогнали 60 подвод, приехавших за хлебом. Ночью на лошадях прибыла дополнительно охрана до 40 человек жандармов. 23 декабря утром село разбудил набатный звон церковного колокола. На площадь собрался народ более 600 человек. Люди решились, не смотря ни на что, хлеб не дать вывезти. Тремя группами двинулись к барской экономии с намерением отогнать охрану. У многих в руках оказались вилы, топоры, палки. Жандармы, выстроившись дали предупредительный залп поверх голов народа. Но в ответ последовал ругань. Второй залп по приказу пристава Успенского был на поражение. Последовали новые залпы. На снегу остались убитые и раненные. Народ метался в бессилии, спешно уводили раненых. Их потом прятали по соседним сёлам, чтобы не попасть под следствие. По рассказам старожилов, раненных было много. На снегу остались трое убитых и двое тяжело раненых – это П.А.Абакумов, Н.Е.Биюшкин, Д.А.Арсков, - П.Ф. Глотов истек кровью, а у И.А.Масленникова оторвало ногу. Его представили тюремный лазарет, а потом судили. Сидел в тюрьме. Прошло две недели. Сельский поп Петров представил список смутьянов жандармерию. Утром рано в селе начались аресты. Людей выводили на снег босыми, в нижнем белье, вязали вожжами. Женщин, пытавших обуть, одеть мужчин жандармы били прикладами до крови. 22 человека арестованных, босых в мороз по снегу повели в Лукоянов. Их судили и дали разные сроки тюремного заключения, а Биюшкина А.Г. отправили в цепях на каторгу в Сибирь. Стихийное восстание было подавлено, оно не разрешило крестьянский вопрос, но народ не пал духом. Ночью этого же дня спалили полностью имение графа Протасова-Бахметева. Два года кирпичные остовы, великолепного графского дворца стояли не тронутыми. В 1907 году умирает владелец имением Николай Алексеевич Протасов- Бахметев, его жена, Наталья Дмитриевна дает распоряжение разобрать остовы на кирпичи и продать, также часть земли местным крестьянам, «чтоб в предь не бунтовали». Из тех людей, сельских марксистов выделились Алексей Никитич Пазавин- выдающийся советский экономист, организатор первых советских банков, профессор. Ананий Георгиевич Биюшкин- профессиональный революционер, дважды прошел через каторгу. В советское время народный судья, куратор народных судей. Фёдор Васильевич Сизов- герой «Варяга». Отсидел в Лукояновской тюрьме месяц, ему сохранили пенсию героя. Сергей Андреевич Пищаев- профессиональный революционер, прошел каторгу, в годы гражданской войны был комиссаром на южном фронте, инженером-путейцем, организатором кооператива. Николай Аношкин.



полная версия страницы