Форум » Эрзянь кель /Эрзянский язык » Этимология эрзянских топонимов » Ответить

Этимология эрзянских топонимов

chuvashon_erzja: Ратор лейенть рузтнэ лемдизь Алатырь,чуваштнэ Улатăр. Косто листь теть лемтне? Улатăр юхан шыва вырăссем Алатырь чĕннеççе,ирçесем Ратор.Ăçтан ку ятен пуçару? Реку Алатырь эрзя называют Ратор, а чуваши Улатăр. Этимологию(происхождение слова) кто-то разъяснит? Если это не взаимствование из русского,то смысл слова по чувашски несколько размыт и похож на "ревущий стоит(впадает)", действительно ревёт Алатырь в месте притока в реку Сура?

Ответов - 30

Сувар С.: http://www.pagan.ru/a/alatyr0.php Здесь русская версия. Есть наверно и другие. Но самая интересная ситуация,что там стоял камень,у которого остановился на лошади Илья Муромец, на котором было написано...пойдешь направо...пойдешь налево....прямо пойдешь... ( если правильно понял) О самом же янтаре, окаменевшей смоле деревьев, которые росли примерно 2 - 360 миллионов лет назад, существуют следующие славянские предания (Б. И. Сребродольский, Мир Янтаря): "На море на Окияне есть бел-горюч камень. Алатырь, никем неведомый. Под камнем скрыта сила могучая, и силе нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание". В русских былинах сообщается следующее: А кое море всем морям отец, И который камень камням отец? Ах, латырь-море всем морям отец, И латырь-камень всем камням отец! http://www.beltofpeace.com/15-1.html

Сувар С.: Некоторые авторы трактуют название Алатыря также тюркской этимологией. А как трактуют Эрзя?

chuvashon_erzja: Могу предпололжить(интуитивно), что чувашское название Алатыря - это все-таки взаимствование записанное на чувашский "манер", хотя вполне возможно и обратное. Другими словами, русское и чувашское названия по произношение имеют большую схожесть. С эрзянским названием сложнее, здесь первый слог Ра- у многих народов это светлое(солнце) духовное начало, смотрите эрзянское Рав -Волга. Второй слог Тор - в мифологии многих народов- имя Бога или тур(бык) - прародитель земледелия. Моя версия, повторюсь интуитивная, эрзянское Ратор- это Солнечный(космический) Бог(всевышний пришелец). Что близко к русской этимологии про Горюч-камень,т.е метеорите, упавшем на это место.


chuvashon_erzja: Еще одна версия Алатыря Как следует из исследований мордовских ученых "Этническим, административно-торговым центром, мордва-эрзи, Присурья в домонгольский период, по всей видимости, был Латор ош (г.Алатырь). Следы этого города (городища) можно найти в официальных русских документах XVI - XVII веков, в частности, в переписных книгах мордовских селений Алатырского уезда XVII века. Название города Алатырь произошло от названия реки Алатырь (латор - домс по эрзянски означает греметь, шуметь). Латор ош (город на реке Латор. Олатор или Алатырь - деформированный перевод с эрзянского языка на русский".7 Версия названия от слова Латордомс -греметь схожа с моей в чувашском названии Улатăр.

erzianj : Инза ошось тусь арсян "инзей" (малина) валстонть.... кие арси лиякс? вот по подробнее тут: Инза-Сила, Инза-Рай Инза-САМЫЙ ЛУЧШИЙ КРАЙ !!!

Эрзянь нилькс: erzianj пишет: Инза ошось тусь арсян "инзей" (малина) валстонть.... кие арси лиякс? Эли "инзей" валстонть. Эли Инза цёрань лемстэнть. Невтемакс: Промза, Пиянза, Пенза, Виянза, Венза...

erzianj : Самарская область расположена в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги на границе лесов и степей, в природных зонах: лесостепной и степной. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье в эпоху палеолита не менее 100 тыс. лет тому назад. На территории Самарской области известно около двух тысяч археологических памятников разных эпох. Многие памятники еще не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т. к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности. Разрушение археологических памятников продолжается по сей день. Ежегодно в результате вспашки нивелируются и уничтожаются насыпи древних курганов, застраиваются дачами, разрушаются карьерами поселения и грунтовые могильники. А ведь археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки. Поселения разных эпох различаются по своему расположению, занимаемой площади, по наличию или отсутствию оборонительных сооружений. Самые ранние из них, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Обычно они располагаются на берегах рек или озер. В настоящее время поверхность стоянок заросла травой или даже лесом и распознать их можно только благодаря наличию в земле, в образовавшемся в процессе жизни людей культурном слое кремневых орудий труда или обломков глиняных сосудов. Поселения бронзового века обычно называют не стоянками, а селищами, что указывает на развитие в эту эпоху производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства. Селищами называются и неукрепленные поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укрепленные поселения городища. К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также производственные мастерские, где орудия изготовлялись. Особую категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные. Все выше упомянутые категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные, в научном отношении, содержащие богатейшую информацию о древности и средневековье. Определить дату того или иного памятника, оценить его значимость для изучения эпохи, к которой он принадлежал, нередко возможно только в результате раскопок памятника. Вместе с тем, раскопки всегда влекут за собой частичное или полное разрушение, уничтожение памятника и некоторые, полностью раскопанные памятники уже не существуют. В 1,5 км к западу от с. Шелехметь Волжского района находится гора Ош-Пандо-Нерь. Тринадцать столетий назад на вершине горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Склоны горы круты и неприступны. Жить в крепости постоянно было невозможно. Она была убежищем на случай вражеского нападения. Местом постоянного обитания было огромное селище, раскинувшееся в Холодном овраге у подножья горы Ош-Пандо-Нерь и получившее от нее свое названиее. В 70-х и 80-х годах экспедициями Куйбышевского университета и областного музея под руководством Р.М.Ключниковой и Г.И.Матвеевой проводились раскопки селища. Были выявлены два жилища. Одно наземное срубное с глинобитным полом, другое - полуземлянка с очагом. Оба жилища погибли в результате пожара. На поселении найдено большое количество фрагментов грубых лепных горшков и мисок. Единичные обломки принадлежали сосудам черного цвета с лощеной поверхностью. Многочисленны находки грузиков-пряслиц для веретен. Из железных предметов особый интерес представляют скобель для обработки дерева, ножи, серп, поясная пряжка. Бронзовые изделия представлены женскими украшениями - проволочным височным кольцом и фигуркой человека, одетого в длинную рубаху. Найден также обломок глиняной фигурки животного. Характер глиняной посуды и металлических изделий позволил установить, что селище и городище относятся к V-VI вв. н.э. Оно принадлежало племенам именьковской культуры, которые, по мнению исследователей, были славянами, переселившимися в Среднее Поволжье с запада из Поднепровья и Поднестровья. Основными отраслями их хозяйства было пашенное земледелие и скотоводство. Высокого уровня развития у них достигли черная и цветная металлургия. Именьковская культура прекратила существование в VII веке в связи с приходом в Поволжье болгарских племен из Приазовья, Причерноморья и Подонья. Пришельцам принадлежит около двух десятков курганных и грунтовых могильников. Один из таких раннеболгарских могильников возник приблизительно через век после гибели селища на его территории. Умерших хоронили в могилах прямоугольной формы. Они лежали головой на северо-восток. Вещей в погребениях немного. Это серьги, браслет и обломок зеркала в женских погребениях и ножи - в мужских. Есть и безынвентарные погребения. Над могилами нет курганов, но в верхней части заполнения могил часто встречаются наброски из камней. Одно погребение совершено по обряду трупосожжения. Кроме грунтовых погребений на территории селища обнаружен курган с каменной обкладкой. Исследованные погребения относятся к концу ХII-XIII веков. Таким образом, на одной территории представлены памятники славян и болгар - двух пришедших в Среднее Поволжье и сменивших друг друга народов. Селище и могильник интенсивно размываются весенними водами, их необходимо как можно скорее исследовать. Эти племена не были коренными обитателями Среднего Поволжья и пришли сюда с запада из Поднепровья и Поднестровья. ОШПАНДОНЕРЬ. Одна из гор Шелехметской горной гряды на Самарской Луке. Название по происхождению связано с эрзянским языком:«ош» - город, городище; «пандо» -гора; «нерь» - рыло,клюв, острие (в данном случае мыс, острог) Отсюда Ош Пандо Нерь можно перевести как «Город горного мыса (отрога)». ( от Петрянь Андю: Отсюда напрашивается вывод - эрзянский народ проживал в данном месте далеко до русских и болгарских племен, ведь время основания городища Ошпандонерь намного столетий ранее времени прихода этих племен... А официальная информация заселения Самарского края эрзянами XVI-XVIII вв. Это официально. А топонимика края содержит много таких интересных тонкостей, которые разбивают научные и официальные данные). благодарность за полезную информацию портал "История Среднего Поволжья" опубликовано тут

Ильконь Микай: В тех же местах до 1236 г. существовал Булгарский город, название его не сохрахнилось и археологам он известен под условным названием "Муромский городок" - известен он тем, что его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор он так и не возродился. Потому утверждать, что эрзя или мокша жили здесь в стороне от булгар будет не совсем верно.

erzianj : вана кодамо кевкстима сермадсть инженьлопасо Erziananj: Имя: Tiana Запись: Уважаемые эрзя! Просветите, пожалуйста. Мои предки испокон веков жили в деревнях Шлиссельбургского уезда С.-Петербургской губ. Я предполагала в роду угро-фин. след, но не думала, что именно в эрзянском словаре обнаружу некоторые бабушкины слова, которые в детстве мне казались необычными для русского (сейчас мало что помню). Мне кажется, что в наших местах не могло быть мордовских поселений. М.б. это какие-то взаимные проникновения в языки? Еще помню бабушкин говор: быстрый, как будто восклицающий. Какие интонации у эрзянского? Знаю "женские" промыслы - делали из деревянных плоских тонких ленточек цветы и для них же из того же маленькие корзинки - для украшения дома. Вспоминаются фамилии: Шаркуновы (или Ширкуновы), Батареины, Кейкины. Какого-то дальнего предка звали Исоном. Что же у нас за племя такое? 2006-12-21 06:01:21 Erziana Интересно. Для начала: напишите названия этих населённых пунктов. 2006-12-23 22:21:04 Имя: Tiana Запись: Сейчас их нет на карте: они исчезли в Вел. Отеч. войну. А назывались: Вороново, Мишкино, еще вроде Михалево... 2006-12-25 03:44:22 Erziana Разместитека всю эту информацию на эрзянском форуме:http://erzianj.borda.ru Там узнаете больше об Эрзя народе. Может прояснится история Ваших предков. Скорее всего они либо были переселены во времена крепостного права помещиками, либо оставлены на поселение после службы в армии. Фамилия Батареины об этом говорит... 2006-12-26 21:50:45 кие мезе тень коряс ёвты??? кие соды? кодат арсематьне

Ильконь Микай: Минек велесь эрзякс сёрмадозь - Винай веле (Спиридоновка Лениногорского р-на, респ. Татарстан). Покштят кортыть истя лемесь ульнесь васенцень эрицянь - Винай атя. Кортасть сась сон косто будим Обран-ошонь ёнксто. Вешния мон истямо лем, ды эзинь муе... Может ки як соды косто минек велень ундоксот, косо як ульнесь истямо жо лем?

mialta: Шумбратадо! Не подскажете: есть такая река Лезна (под Петербургом) - у нее не эрзянские "истоки" (не зная, к сожалению эрзянского, в некоторых эрз. словах встречала корень лез-)? Сюкпря!

chuvashon_erzja: Шумбрачи,Mialta! Эрзянь кельсэ ули лезэ вал, рузкс карми -помощь,прибыль,польза. Улема те валонть марто сюлмавозь лейенть лемезэ. Койсэм истя ёвтави: Лезна-Лезэв лей ,лезыця. В эрзянском языке есть слово лезэ, по русски -помощь, прибыль, польза. Возможно с этим словом связано название реки. По моему можно так интерпретировать: Лезна-Лезэв лей, лезыця -Полезная река, помощница... Весе парот тоне. Всего тебе хорошего.

amdf: Скажите, а Ульяновск по-эрзянски имеет какое-нибудь особое название? По-татарски и чувашски такие названия есть.

Ильконь Микай: Исконное название Ульяновска - Симбирск, и корни, по моему, у этого слова тюрские.

tupikovs: Курская область, Советский район. Районный центр - пос. Кшенский. Стоит на реке Кшень. Давно думал и гадал почему Кшень. Думал татарское. Но откуда там татары? А тут узнал что жена эрзянка, поискал вас в сети. И узнал что по эрзянски "кше" - хлеб. Я правильно думаю что есть какая то связь? Или "кше" в эрзянском тоже заимствование?

Ильконь Микай: Хлеб по эрзянски - кши

tupikovs: Спасибо, буду знать. Строил свои предположения по непроверенным данным жены.

chuvashon_erzja: И узнал что по эрзянски "кше" - хлеб. Есть эрзянские диалекты в Самарской области, где произносят кше,а кши это литературное написание.

tupikovs: Её родители из Юморгани Пильненского района Нижегородчины. В любом случае это восточый район Курской области и, видимо, слишком далеко.

chuvashon_erzja: Мои родственники(со стороны жены) все произносят кше,вполне могут произносить так и еще где-то. Мне известны болле 5-ти локальных диалектов только в окружении моего района,а на самом деле их может быть гораздо больше. Многие слова, которые в литературном пишутся на о в моем селе произносятся на у. Есть диалекты,в которых не произносится буква з в окончаниях и т.д.

erzianj : Вечкилей – любимая, а не голодная река Большинство рек в нашем районе носит эрзянские названия. Они, как правило, образованы из слов «лей» – река, «ведь» (финское «ва») – вода и определения, указывающего на главный признак реки. Например, в названии реки Вечкилей к слову «лей» добавлена часть слова «вечкема» (любимая), получается «любимая река». В названии небольшой речушки Кевлей (или Кивлей) слово «кев» показывает, что речка течет по камням. На эрзянском эти реки до настоящего времени сохранили свои названия без искажений. К сожалению, многие исконные эрзянские названия рек (и сел) дошли до нас в искаженном виде. Местные краеведы часто допускают ошибки при переводе эрзянских названий рек и сел на русский. Отсюда – множество несостыковок и искажений смысла. По-видимому, это происходит от недостаточного знания обоих языков. Это хорошо иллюстрирует пример реки Айвы. По-эрзянски ее название звучит как «Эйведь». «Эй» – лед (в других языках этот корень тоже прослеживается, к примеру, «айсберг» – ледяная гора по-немецки). То есть название реки можно перевести как «ледяная вода». Действительно, из-за перепада высот у реки быстрое течение и вода в ней почти всегда холодная. Название реки Вырган звучит по-эрзянски как «Вирьгай» (лесной звон). Поначалу и русские называли ее Вирган, затем преобразовали в Вырган, и название потеряло смысл. В учебнике истории пензенского края название села Вачелай Сосновоборского района переводится как «голодная речка». В данном случае автор по ошибке исходил из искаженного названия, по-эрзянски правильно «Вацялай», где «лай» – видоизмененное «лей» (река), а «ваця» – старинное слово, которым эрзяне называют иву, в изобилии растущую по берегам реки Вачелайки. Как видите, ласковое, любовное название «ивовая» после неумелого перевода превратилось в «голодную».Константин ПРОКАЕВ.

amdf: Как будет по-эрзянски "зелёная гора". Я слышал, якобы «сююн» и «бир» и от этого, возможно, произошло название Симбирск.

amdf: Посмотрел в словарях сююн бир - ничего похожего. Так что версия неверная, скорее всего. Тогда другой вопрос. Я узнал что Ульяновск по-эрзянски Ульянонь ош. А как он назывался до того, как Симбирск переименовали в Ульяновск? Симбир ош, как-то так? По-татарски до сих пор Сембер.

Эрзянь нилькс: amdf пишет: А как он назывался Эрзякс / по-эрзянски: Симбирь. Симемс-пить пире-огород Но это только созвучия. Может кто подскажет этимологию слова?

chuvashon_erzja: http://www.ru.volgota.com/index.php/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA Здесь одна из версий происхождения названия города.

amdf: Изначально название было Синбирск - звук н перешёл в м позже. Синдемс - разделять? Типа огороды делили в этом месте. Интересно, что сейчас звук "м" и в татарском названии, и в чувашском. Если бы слово было из этих языков, я думаю, "н" бы сохранилось. Маловероятно, что н перешёл в м сразу во всех местных языках. Наверное Сембер, Чĕмпĕр - это варианты позднего названия. А если старое название что-то значило, то почему-же его значение забыли, и стали говорить как в русском? А может тут вообще был какой-то пятый неизвестный народ, и это слово из их языка.

Эрзянь нилькс: amdf пишет: Изначально название было Синбирск Так./Истя.

amdf: Вот ещё версия: чув. çын — человек и пурнăç — обитать. Тут и "н" на месте.

Нижегородец: Алатырь (версии названия): 1) мар. ола+тур "край городов"; 2) эрз. ала+тор "влекущий вниз", т.е. омут; 3) тюрк. ала+ чув. тарах "пестрая полоса" или чув. ала+тар "беловатый камень".

Эрзянь нилькс: Нижегородец пишет: эрз. ала+тор "влекущий вниз", На эрзянском Алатырь всё же РАТОР. Этимология неясная, уходящая вглубь истории. Также, как и эрзянское название Волги - Рав. Есть версии, что эти близкие по звучанию слова: Рав, Ратор имеют древнее происхождение, относящееся к санскриту. Тор=торо (эрз.) - меч. Тородемс(эрз.)- ткнуть мечом, чем-либо острым, острием; сгрудиться в кучу, в толпу; уткнуться, ткнуться во-что-либо.



полная версия страницы