Форум » Эрзянь ды лия финнэнь-угрань раськень ломанень вейсендявкст /Общественные организации эрзян и друзей финно-угров » Санкт-Петербургская региональная мордовская диаспора "ВАСТОМА" » Ответить

Санкт-Петербургская региональная мордовская диаспора "ВАСТОМА"

erzianj : Эрзяне и мокшане Санкт-Петербургской диаспоры «Вастома» обратятся к главе Республики Мордовия 17 марта состоялась организационная встреча Санкт-Петербургской региональной эрзянско-мокшанской диаспоры «ВАСТОМА». Данная общественная организация существует более 10 лет и насчитывает в своих рядах несколько десятков активных членов, среди которых академики, военные, писатели, лингвисты, журналисты и даже студенты, пенсионеры. За это время, представители эрзянско-мокшанской диаспоры участвовали в работе научно-практических конференциях и культурно-просветительских мероприятиях в Республике Мордовия, а также принимали участие в работе международных конгрессах финно-угорских народов. В субботний день 17 марта более 40 представителей эрзянской и мокшанской интеллигенции, бизнес-сообщества и просто заинтересованные в сохранении родного языка и культуры люди собрались на кафедре социологии Санкт-Петербургского университета. Организацию встречи взял на себя академик кафедры СПбГУ В.Я.Ильмеев. Встречу решили начать с весенней «музыкальной нотки», - с выступления лауреата всероссийских и международных конкурсов Елены Япаровой , выпускницы Саранского музыкального училища. В её исполнении прозвучали 3 песни на мокшанском языке и около десятка на русском. Весеннее настроение собравшимся создавало великолепное сопрано Елены Николаевны, которое среди земляков было особым, это заметили многие. «Петь для своих родных земляков всегда не просто ответственно, но и приятно», - отметили Елена Япарова. Такие встречи помогают людям сплачиваться ради сохранения своей культуры - вот общее краткое резюме от музыкальной встречи. После выступления, собравшиеся, были удивлены, что лауреат международных музыкальных конкурсов Елена Япарова не имеет звания заслуженного артиста Республики Мордовия. Поэтому было принято единогласное решение направить письмо к главе РМ Николаю Меркушкину о ходатайстве в присвоении Елене Япаровой звания «Заслуженного артиста РМ». После этого, собравшиеся подняли один из самых главных вопросов, ради которого собрались - о дальнейшей судьбе мокшано-эрзянского землячества Санкт-Петербурга, его роли в жизни эрзян и мокшан Северо-Запада. Ранее зарегистрированная Санкт-Петербургская региональная мордовская диаспора «Вастома» сейчас «де-юре» за бортом общественной и национальной жизни Северной столицы, потому что требуется перерегистрация НКО. В ближайщее время этой недостающая юридическая тонкость должна быть устранена. Преподаватель СПбГАВМ Иван Алемайкин горячо призывал «выйти на связь с периодическими журналами «Мокша» и «Сятко» представителей землячества». Читать и самое главное выписывать прессу и периодику - это, значит, поддерживать на плаву национальное СМИ РМ, - подчеркнул И. Алемайкин. Об эрзянской газете «Эрзянь Мастор» выпускаемой Общественным Фондом спасения эрзянского языка рассказал Евгений Ширшов, который со своего домашнего архива поделился «лишним экземпляром», принеся небольшую подшивку газету членам землячества. Несколькими словами Петрянь Андю презентовал Календарь на 2007 год (Ковкерькс 2007 иес), посвященный эрзянскому празднику Раськень Озкс, некоторые желающие приобрели календарь. Также было рассказано о интернет проектах продвигающих эрзянскую и мокшанскую культуру и о необходимости активного включения каждого в данные направления. Лингвист Олег Казанин сообщил собравшимся, что заканчивается составление мокшанско-английского словаря, который будет издан и презентован в Сарбоне. Также ведутся работы по составлению мокшанско-французского словаря. Как отметили представители землячества «Вастома», отрадно сознавать, что в работе такого труда принимают мокшане Санкт-Петербурга. Евгений Круглов «напомнил и пригласил всех эрзян и мокшан на свою историческую родину во вторую субботу июля - на эрзянский праздник Раськень Озкс в Б-Игнатовский район, с. Чукалы». В заключении все собравщиеся единогласно приняли решение собираться чаще независимо от трудовых будней и вечной занятости, да и само название «Вастома» означает «Встреча». А жить в землячестве вдалеке от исторической Родины - это дань памяти своей земле, которая тебя родила, воспитала. P.S.: лично мне не хватило общения на родном эрзянском языке. Остается загадкой почему, эрзяне и мокшане, знающие и помнящие свои языки, даже в кругу «своих земляков» разговаривают на русском? В деревнях еще разговаривают… Те берянь ялгат! Тонавтодо раськень келенк кие аздасы, кие содасы, апак визде кортак! Петрянь Андю-2007, Санкт-Петербург

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 All

Сыресь Боляень: Семен пишет: Фонетика и синтаксис русского и эрзянского одинаковы! Гениально!!! Вот пример: Вейке Кирдивиесь масторсонть – Видечи! , секс ансяк сон теи минек алкукс олялгадозькс!!! Одна Власть на земле - Правда! , поэтому только она делает нас истинно свободными!!! "Die Wahrheit ist Die einzige Macht in Dieser Welt,, darum kann nur Sie uns wirklich frei machen“! Пример наглядно демонстрирует, что ещё немецкий нужно добавить к эрзянскому и русскому

Семен: Когда по существу, арась мезе ёвтамс, следует промолчать.

Сыресь Боляень: Смустесь чаркодезь! Семен пишет: Когда по существу, арась мезе ёвтамс, следует промолчать. Те тон "на мордовском", Семен? Сестэ, (нама, тон седе парсте содат, чумом нолдык) паряк, истя эряви: "Когда по существусь, арась мезе ёвтамс, следует промолчатемс"


Терюшань Сергу: Очень печально видеть такие посты.....

Сыресь Боляень: Это только твоё мнение, Сергу, или Семена тоже?

Терюшань Сергу: erzianj пишет: P.S.: лично мне не хватило общения на родном эрзянском языке. Остается загадкой почему, эрзяне и мокшане, знающие и помнящие свои языки, даже в кругу «своих земляков» разговаривают на русском? Минек ошсо, эрзятне кармасть кортамо эрзякс ушова якамсто, эрзя марто кортамсто.

МИБезаев: Терюшань Сергу пишет: Минек ошсо, эрзятне кармасть кортамо эрзякс ушова якамсто, эрзя марто кортамсто. Тав кода ачаркудивить тонть валтнэ Сергу неужто эрзянь Обран ошинь кармасть кортамо эрзянь кельсэ? Ведь тон меля монь март спорить, рлеложыть монь, что мезеяк минек арась. Те тонть валтнэ кармасть, кода тондять предложили областной властне ветямск эрзять движениянть, а то мол Михал Иваныч сыреть ды ламо винадо сими?

wera: Тяни мес кивок мезьге аф тяшти? Аш интерес? Аш мезе фкя-фкянди азомс? Тя кода тяфта? Мяль аф путан! Мезеньди стане тиф форумсь? Ётафтови лама финно-угориянь мероприятияда. Монь ваномазон, синь тифт минь кочкамс марняс. А тяса лисеньди аф ялгань васта. Или тя форумть тиевсь илянкса? Толкавасть монь тейне, тя мезе. И почему никто ничего не пишет? Не интересно? Нечего друг-другу сказать? Это как так? Ума не приложу! Для чего же тогда создан форум? Проводятся всевозможные мероприятия финно-угорских народов. На мой взгляд, они созданы с целью объединения всех нас. А здесь получается какая-то недружелюбная атмосфера. Или этот форум создан для других целей? Растолкуйте мне, пожалуйста, что происходит. Заранее благодарю.

Александр: Мяльце ули тоньсь мезь-мезе тяштек. Лувондатама. Мезе-мезе ялгашинь колга

wera: Вот смотрите. пасечник пишет: эрзят ды мокшат кодамо кельса кортыть. По-мокшански: "эрзятне да мокшетне кодама кяльса корхтайхть". пасечник пишет: мезеяк эзинь чаркоди, а кортыть вейке народ. По-мокшански "мезевок ашень шарьхкоде, а кортайхть фкя народ". Олен пишет: А кода эно кармить кортамо эрзятне и мокшотне зярдо вейсе вастыть,ансяк рузокс,лиякс вейде вейс а чаркодянок. Мокша: "а кода ина кармайхть кортама эрзятне и мокшетне мзярда марс васедийть, аньцек рузкс, илякс фкя-фкянь аф шарькодихть." Эрзянь нилькс пишет: Кевкстик тосонь ломантнень. "кизефть тостонь ломаттнень." Александр пишет: Мяльце ули тоньсь мезь-мезе тяштек. Лувондатама. Мезе-мезе ялгашинь колга "мяльце ули тонць мезь-мезе тяшть. Лувондатама. Мезе-мезе ялгашинь колга". Поразительное сходство? Интересно знать-какой район так разговоривает? Думаю, при желании можно друг-друга УСЛЫШАТЬ и понять. Поэтому кажутся несколько притворными некоторые посты. Извините, никого не хочу обидеть.

Эрзянь нилькс: wera пишет: маю, при желании можно друг-друга УСЛЫШАТЬ и понять. Те виде. Делегация мокшан принимала участие в работе 3-го Конгресса Эрзя народа 20 июня 2009 года в качестве гостей инаблюдателей. Мы рады этому сотрудничеству.

Эрзянь нилькс: wera пишет: Проводятся всевозможные мероприятия финно-угорских народов. На мой взгляд, они созданы с целью объединения всех нас. А здесь получается какая-то недружелюбная атмосфера. Или этот форум создан для других целей? Растолкуйте мне, пожалуйста, что происходит. Заранее благодарю. Форум создан для общения и обмена информацией. Дружелюбность или недружелюбность форума зависит только от его участников. Админ приветствует Вас и желает полезного и приятного общения.

пасечник: wera пишет: Тяни мес кивок мезьге аф тяшти? Аш интерес? Аш мезе фкя-фкянди азомс? Тя кода тяфта? Мяль аф путан! Мезеньди стане тиф форумсь? Ётафтови лама финно-угориянь мероприятияда. Монь ваномазон, синь тифт минь кочкамс марняс. А тяса лисеньди аф ялгань васта. Или тя форумть тиевсь илянкса? Толкавасть монь тейне, тя мезе. мезеяк эзинь чаркоди, а кортыть вейке народ.

Эрзянь нилькс: пасечник пишет: мезеяк эзинь чаркоди, а кортыть вейке народ Чей, содат тонсь, кие истяня кортни.

пасечник: Эрзянь нилькс пишет: Чей, содат тонсь, кие истяня кортни. Сесте петрань ошонь вейсеньдявксо "вастома" эрзят ды мокшат кодамо кельса кортыть. А тогда в питерской "Вастоме" эрзяне и мокшане на каком языке общаются?

Эрзянь нилькс: пасечник пишет: Сесте петрань ошонь вейсеньдявксо "вастома" эрзят ды мокшат кодамо кельса кортыть. А тогда в питерской "Вастоме" эрзяне и мокшане на каком языке общаются? Кевкстик тосонь ломантнень. Ёвтыть теть, арсян.

Олен: Эрзянь нилькс пишет: P.S.: лично мне не хватило общения на родном эрзянском языке. Остается загадкой почему, эрзяне и мокшане, знающие и помнящие свои языки, даже в кругу «своих земляков» разговаривают на русском? В деревнях еще разговаривают… А кода эно кармить кортамо эрзятне и мокшотне зярдо вейсе вастыть,ансяк рузокс,лиякс вейде вейс а чаркодянок.

Олен: Поляки, русские,болгары и украинцы,и беларусы при желании то же друг друга могут понять.А может единый язык сделать??Рац.предложение с моей стороны!А вот что написал Александр,я почему-то не поняла ,извините.

Эрзянь нилькс: Олен пишет: Поляки, русские,болгары и украинцы,и беларусы при желании то же друг друга могут понять. Добавлю: чехи и словаки, чеченцы и ингуши, туркмены и узбеки, татары и башкиры, карелы и финны, шведы и норги, сербы и хорваты, буряты и монголы и т.д. очень многие народы могут понять друг друга благодаря близости и родственности языков. Но никто из выходцев из этих народов не называет себя каким-либо прозвищем, данным другим народом, и не пытается, отказавшись от родного языка, создавать под принятое прозвище из двух полноценных языков какой-либо суржик-смесь-маразм.

wera: Эрзянь нилькс пишет: очень многие народы могут понять друг друга благодаря близости и родственности языков. Но никто из выходцев из этих народов не называет себя каким-либо прозвищем, данным другим народом, и не пытается, отказавшись от родного языка, создавать под принятое прозвище из двух полноценных языков какой-либо суржик-смесь-маразм. Ну в этом, конечно Вы правы и не согласиться нельзя. У меня возникли вопросы. Извините, если окажусь назойливой и не осведомлённой. Как давно общественность народов мокша и эрьзя решает вопрос о несогласии с данным явлением, какие и кем предпринимались (предпринимаются) меры и действия. Мне не безразлично. Спасибо.

Эрзянь нилькс: wera пишет: У меня возникли вопросы. Извините, если окажусь назойливой и не осведомлённой. Как давно общественность народов мокша и эрьзя решает вопрос о несогласии с данным явлением, какие и кем предпринимались (предпринимаются) меры и действия. Мне не безразлично. Спасибо. Эрзяне начали процесс восстановления своего исторического имени ЭРЗЯ, в качестве обозначенной цели? с 80-х годов 20 века. Многие документы найдёте на нашем ресурсе, в архиве газеты "Эрзянь Мастор". Небольшое количество мокшан также участвует в процессе сохранения Мокша народа и Мокша языка. Мокшане участвовали в работе 2-го и 3-го Конгрессов Эрзя народа. У Эрзя народа сформировались общественные институты, твердо выступающие за сохранение имени своего народа. У Мокша народа пока этого нет. Надеемся, что пока. Но уже есть Интернэт ресурсы, на которых уже ясно звучит слово в защиту исторического имени Мокша. Нарпимер: Uralisika.

wera: Эрзянь нилькс пишет: с 80-х годов 20 века. Получается практически 30 лет? И на какой стадии решения данный вопрос находится в настоящее время, каковы прогнозы на ближайшее будущее? От кого зависит исход положительного результата? Если сформированы общественные институты, выступающие за сохранение имени, то что им мешает для осуществления намеченной цели? Хочется вникнуть в суть. Спасибо.

Олен: Видестэ сермадозь!!!

wera: При открытии страницы форума слева говорится: "Эрзянь ды лия финнэнь-угрань раськень ломанень вейсендявкст /Общественные организации эрзян и друзей финно-угров » Санкт-Петербургская региональная мордовская диаспора "ВАСТОМА" Как считают постоянные участники форума: почему на этом форуме общаются только несколько эрзян? И полностью отсутствует общение их друзей - остальных финно-угров? А также. "СПб региональная мордовская диаспора" - она создана исключительно эрзянами и для них? Просто мне сложно разобраться во всём. Поясните, пжл. Спасибо.

М.И.Безаев: wera пишет: А также. "СПб региональная мордовская диаспора" А если честно как получается, что Санкт-Петербургаская мордовская организация радеет за эрзян, как-то не понятно?

Эрзянь нилькс: М.И.Безаев пишет: Санкт-Петербургаская мордовская организация радеет за эрзян, Не радеет= А мелявты. Сон ванькс "мордовской".

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Не радеет= А мелявты. Сон ванькс "мордовской". Таки косо тосо эрзятне?

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: Таки косо тосо эрзятне? Тосо пурнавсть "мордват".

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Тосо пурнавсть "мордват". А кода ино сек эрзянь терась?

Эрзянь нилькс: МИанажов пишет: А кода ино сек эрзянь терась? Кона?

МИанажов: Эрзянь нилькс пишет: Кона? А конась сермады, что Санкт-Петербургские эрзяне.

Ильконь Микай: Сейчас власти мордовии активно продвигают идею единого мордовского языка и единой мордовской культуры именно на основе мокшанского языка, заменяя только этнонимы "мокша" на "мордва" В ближайщей перспктиве это даже выгодно для мокшанской культуры, но окончательная потеря самосознания при таком раскладе - это лишь вопрос времени. Моё мнение - активнее привлекать неравнодушных мокшан к нашему форуму, как минимум, внедрять аксиму - "Минь Эрзят", "Минь Мекшень". Только вместе с мокшанами мы сможем убить проект"мордва"

Эрзянь нилькс: Ильконь Микай пишет: "Минь Мекшень". Только вместе с мокшанами мы сможем убить проект"мордва" Все совместные проекты либо уничтожались, либо эрзяне заменялись мокшанами: "Масторава", Съезды эрзянского и мокшанского народов, АФУН, ККФУН, "Финно-угорские" центры, МАССР-Мордовия... и т.д. Выжили только те эрзянские институты, которыя являются эрзянскими: "Эрзянь Мастор", Эрзянь Инекужо, Эрзянь Инязор, Эрзянь Атянь Эзем, Фонд спасения эрзянского языка, "Эрьмезь", "Руця", Эрзянь Мелькужо, Раськень Озкс....

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Все совместные проекты либо уничтожались Один все-таки был реализован: В начале 90-х финны прислали несколько "фур" с секонд хэном (б/у одежда) предполагалось что средства от реализации пойдут для нужд "мордовского" движения, и вот когда эрзянские общественные активисты решали вопросы деятельности "мордовского" движения, мокшанские разгружали "фуры" , да так разгрузили, что до сих пор не помнят куда.

wera: Эрзянь нилькс пишет: Все совместные проекты либо уничтожались, либо эрзяне заменялись мокшанами: И способствовали этому действия псевдопатриотов, имеющих своей целью добиться: отделения от мокшан как от мешающего мусора; принизить их роль и превознести, ни чем не обосновывая, себя перед ними, присваивая все их приоритеты и достижения себе и пр.пр. наблюдаемые на этом форуме "прелести". Так вот, и ещё раз: такие "вопли" утопичны. И не столь для народа мокши, сколько в первую очередь для эрьзи. Вы никогда с такими взглядами и действиями не добьётесь как всеобщего признания, так и хотя бы мало-мальского уважения к своему народу в целом. Соглашусь с мнением Ильконь Микай: "Только вместе с мокшанами мы сможем убить проект"мордва".... активнее привлекать неравнодушных мокшан к нашему форуму". ... что, к сожалению, не наблюдается на этом форуме (за некоторым исключением, да и то с напряжённостью в общении). Мне не хотелось никого обижать, но пересекаться с такими "сородичами", как некоторые из участников настоящего форума, не имею желания. Но! Во имя достижения целей указанного проекта, готова была бы отбросить все амбиции и делать всё от меня зависящее. Получила некий шок от посещения моей школы в октябре этого года. Обратилась к школьнику с некоторой просьбой на мокшанском языке. Ответил по-русски. Подумала, может быть он проживает в близ расположенном городе и ему сложно разговаривать на мокшанском? Я ко второму. В ответ также - по-русски. Специально расположила на диалог, думаю, может при более длительном общении заговорит на мокшанском. Тщетно. Я к нему на мокшанском, он упорно и настойчиво на русском. Прислушалась к их разговору между собой (была перемена) и о-боже, говорят на русском! После, когда выразила своё удивление сестре, проживающей в Мордовии, та мне с гордостью стала объяснять, что дескать это и к лучшему, потому как став взрослыми, у них не будет возникать комплексов при общении с русскими. Не будет акцента, не будут путаться местоимения "он", "она", им не будут указывать на принадлежность к мордве. Поясню, что село у нас чисто мокшанское. В том числе раньше уделялось самое пристальное внимание обучению родного языка. А сейчас постольку-поскольку. Мы на переменах не могли и мысли допустить, что кто-то из нас вдруг заговорит на русском. Обсмеяли бы и тут же признали бы как зазнался. Так вот, в связи с этим мне стало несколько тревожно и не по-себе. Так ведь и не далеко до исчезновения как языка, так и народа в целом. Вот над чем стОит задуматься, объединить усилия и начать РАБОТАТЬ. А народ мой и в самом деле заслуживает сохранения, есть чем гордиться и есть за что его уважать.

Эрзянь нилькс: wera пишет: Во имя достижения целей указанного проекта, готова была бы отбросить все амбиции и делать всё от меня зависящее. Получила некий шок от посещения моей школы в октябре этого года. Обратилась к школьнику с некоторой просьбой на мокшанском языке. Ответил по-русски. Подумала, может быть он проживает в близ расположенном городе и ему сложно разговаривать на мокшанском? Я ко второму. В ответ также - по-русски. Специально расположила на диалог, думаю, может при более длительном общении заговорит на мокшанском. Тщетно. Я к нему на мокшанском, он упорно и настойчиво на русском. Прислушалась к их разговору между собой (была перемена) и о-боже, говорят на русском! После, когда выразила своё удивление сестре, проживающей в Мордовии, та мне с гордостью стала объяснять, что дескать это и к лучшему, потому как став взрослыми, у них не будет возникать комплексов при общении с русскими. Не будет акцента, не будут путаться местоимения "он", "она", им не будут указывать на принадлежность к мордве. Поясню, что село у нас чисто мокшанское. В том числе раньше уделялось самое пристальное внимание обучению родного языка. А сейчас постольку-поскольку. Мы на переменах не могли и мысли допустить, что кто-то из нас вдруг заговорит на русском. Обсмеяли бы и тут же признали бы как зазнался. Так вот, в связи с этим мне стало несколько тревожно и не по-себе. Так ведь и не далеко до исчезновения как языка, так и народа в целом. Вот над чем стОит задуматься, объединить усилия и начать РАБОТАТЬ. А народ мой и в самом деле заслуживает сохранения, есть чем гордиться и есть за что его уважать.

Маол: "Вот над чем стОит задуматься" ну наконец-то) правда поздновато задумались)) эрзяне уже давно талдычат об этой ситуации в школах мордовии, а вы не верили " им не будут указывать на принадлежность к мордве. " согласен, т.к "мордва" кличка - не каждый желает быть с кликухой. "Вот над чем стОит задуматься, объединить усилия и начать РАБОТАТЬ." http://uralistica.ning.com/profiles/blogs/flag-mokshan "Так ведь и не далеко до исчезновения как языка, так и народа в целом." если рассуждать реалистически то фактически это случилось, последние поколения - носители языка остались. если рассуждать пессимистически - все дела, касаемые сохранения бесполезны(глобализация и русификация "естественные" процессы) если рассуждать оптимистически - при большом желании и работе можно продлить существование наших народов - в худшем случае, и в последствии сохранить- в лучшем случае. Естественно необоснованных(а они практически все необоснованны) конфликтов между нами нужно избегать и всячески обмениваться опытом, касаемым сохранения наций, но при этом следует учитывать что мы два народа, хоть и родственные.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Естественно необоснованных(а они практически все необоснованны) конфликтов между нами нужно избегать и всячески обмениваться опытом, касаемым сохранения наций, но при этом следует учитывать что мы два народа, хоть и родственные.

Virjaz: wera пишет: отделения от мокшан как от мешающего мусора; Мазыйста гайги, и ведь меризе аволь ЭРЗЯСЬ

wera: Virjaz пишет: Мазыйста гайги, и ведь меризе аволь ЭРЗЯСЬ Да, мярьгозе аф эрзясь, сон аньцяк изо всех сил, с большими пОтугами, старается тянь тиемс. Но ведь ся народть лемоц, кие тя тевть эса тии, пяк и пяк кальдяв!



полная версия страницы