Форум » Эрзянь ды лия финнэнь-угрань раськень ломанень вейсендявкст /Общественные организации эрзян и друзей финно-угров » Придаток властных структур. » Ответить

Придаток властных структур.

Эрзянь нилькс: Придаток властных структур. Выступление Эрюша Вежая (Ерюшова Б.А.) на сессии Совета межрегионального движения эрзян и мокшан 25 апреля 2006 г., г. Саранск Обсуждение хода выполнения решений последнего съезда мокшанского и эрзянского народов - дело нужное. Прежде всего для того, чтобы посмотреть, не уклонился ли Исполком Совета от решения главной задачи, определённой всеми прошедшими съездами, от задачи спасения наших языков, культур и в целом самих народов от опасности перехода в разряд русских. На мой взгляд, признаки уклонения от этой задачи в деятельности Исполкома име-ют место быть. Об этом говорят факты. Исполком, являясь руководящим органом общественного движения возрождения эрзянского и мокшанского народов фактически, превратился в придаток государственных властных структур, всё меньшеи меньше выражающий проблемы эрзянского и мокшанского народов. Исполком проявлял и проявляет политическое безволие в решении проблемы возвращения эрзянского и мокшанского языков в детские дошкольные учреждения и в школы. Исполком проявляет неспособность не только решать, но и ставить перед соответствующими госструктурами вопрос о теле- и радиовещании на эрзянском и мокшанском языках. Исполком занимает молчалинскую позицию, молчаливо одобряя проводимую властью политику ликвидации национальных автономных округов. Исполком за много лет своего существования оказался не способным создать собственную газету, собственный сайт в Интернете. Исполком вместо того, чтобы оказывать помощь в создании всё большего количества эрзянских и мокшанских общественных организаций, стремится монополизировать право людей свободно объединяться для защиты своих законных прав и интересов. Это проявляется в попытках Исполкома построить подобие какой-то властной и подконтрольной вертикали «мордовских» организаций, которая, якобы, и должна одна в единственном роде выражать интересы эрзян и мокшан. Это либо ошибка, либо способ недопущения развития общественной самодеятельности наших народов. Эта «деятельность» Исполкома ведёт к такому положению, как, например, в Самарской области. По материалам печати, там проживает 1500 евреев и они имеют 15 общественных организаций, там же проживает почти 100 000 эрзян и мокшан, но имеется всего две-три организации. Подобная же ситуация и в других регионах проживания Эрзи и Мокши. Исполком занял страусиную позицию при оценке катастрофического сокращения численности эрзянского и мокшанского народов в последние годы, не пытаясь анализировать её причины, и не вырабатывая предложений и мер по восстановлению численности наших народов. При такой «бурной» работе и таких плачевных её результатах Исполком вдруг занялся контрольной и разоблачительной деятельностью. Здесь имеется в виду Заявление Исполкома, опубликованное в правительственной печати в связи с проведением Эрзянь Инекужо - Эрзянского конгресса 16 апреля 2006 года. От этого Заявления, состряпанного в стиле «разоблачений» 37-го года, веет холодом репрессий тех страшных для страны и народа лет. В нём пока ещё отсутствуют слова «враг народа». А всё остальное скопировано точно. Куда вы приплыли, господа исполкомцы? Ни одна государственная структура, ни одна общественная организация ни одного народа официально не выступила против проведения эрзянского форума и не обливала политической грязью его организаторов. Только Исполком сподобился на сей «исторический документ», хотя Эрзянский конгресс проводился в соответствии с нормами, закреплёнными в законодательстве РФ. Исполком вылил ушат политической грязи на лидеров эрзянского национального движения. Зачем? Материалы Эрзянского конгресса дополняют решения совместных съездов эрзянского и мокшанского народов и выражают те особенности, которые характерны для современного положения и проблем витальности эрзянского народа. Негоже Исполкому, органу одной общественной организации, принимать на себя и осуществлять цензорские функции над деятельностью другой общественной организации. Этой функции в Уставе Движения возрождения нет. Вид городов, сёл, школ, учреждений, магазинов, СМИ и т.д. показывает: успехов в деятельности Исполкома в деле возрождения наших народов нет. Причина этого – в уклонении Исполкома от задачи возрождения Эрзя и Мокша народов. Исполкому следовало бы заниматься не утопическими и абсурдными проектами создания новых языков, не контролем за деятельностью других организаций, не увеселительными круизами, а возвращением наших языков в жизнь, в СМИ, в деятельность государственных и общественных организаций, в «лицо» наших школ, учреждений, в «лицо» наших сёл и городов. Создание самой широкой сети эрзянских и мокшанских культурно-просветительных организаций во всех местах компактного проживания наших народов позволило бы эффективнее добиваться реализации конституционных прав наших народов на жизнь и процветание в нашей многонациональной стране. Председателю Исполкома Мосину М.В. Настоящий текст прошу считать моим выступлением на сессии Совета возрождения эрзянского и мокшанского народов и приобщить его к документам сессии. С уважением Эрюш Вежай (Ерюшов Б.А.)

Ответов - 7

Эрзянь нилькс: Мекс мон а молян «мордовской съездэв»? = Почему я не пойду на «мордовский съезд»? (на эрз. и рус. языках) В октябре 2014 «мордва» соберётся на 6-й съезд…. http://portal.do.mrsu.ru/community_events_people/organizations/?id=1287 Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (мекс «мордовского», мекс аволь народОВ?). Председателем совета Движения является Мосин М.В., секретарем – Карпов И.И. Тедиде, эйзюрковонь 31 чистэнть Саран ошсо вастневинек М.В. Мосинэнь ды И.И. Карповонь марто. Вастовомасонть ульнинек: Инязорось, мон ды Вирень Инзейне. Сынст ёндо: Мосин М.В. , Карпов И.И. Кортынек «мордовской съездэв» эрзятнень молемадонть, эли а молемадонть. Миненек «мордовской движениянь» прявтнэ мерсть: «мордовской съездэв» кочкавить ансяк сеть вейсэндявкстнэ ды эрзятне, конат ловить эсь пряст «мордвакс» ды шныть «мордовской движениянть» тёкшмелензэ ды программанзо. Теде эряви, келя, максомс «движениянть» лемс яволявтома, келя, минь «признаём».... Сестэ «кочкадо» делегат. Эрзят! Мон эсь прям а карман «признавать мордвой» сынст съездэв молеманть кис. Монень а вечкеви «мордовской движениясь» ды сонзэ тёкшмелезэ ды программазо, кона бажи теме эрзятнестэ ды мокшотнестэ «мокшэрзят»-«единый мордовский народ». Монь чачтымизь ды тримизь эрзянь ломанекс тетям-авам, лован эсь прям ансяк ЭРЗЯкс. Секскак мон а молян те «мордовской съездэс». Мон а миса ЭРЗЯ раськелемем «мордватненень». Эрюш Вежай Перевод: Почему я не пойду на «мордовский съезд»? В этом году, 31 марта в г. Саранске мы встречались с М.В. Мосиным и И.И.Карповым. На встрече присутствовали: Инязор, я и Вирень Инзейне. От них: Мосин М.В., Карпов И.И.. Говорили о возможности присутствия эрзян на «мордовском съезде». Нам руководители «мордовского движения» сообщили: на «мордовский съезд» «выбираются» только те эрзяне и общественные организации, которые себя признают «мордвой» и поддерживают «мордовское движение», его цели и программу. Об этом, мол, надо написать в «движение» заявление, мол, «мы признаём». После этого выбирайте делегатов. Эрзяне! Я не буду признавать себя «мордвой» ради присутствия на их съезде. Я не поддерживаю «мордовское движение», его цели и программу, которые стремится из эрзи и мокши сделать «мокшэрзю»-«единый мордовский народ». Меня родили на свет и воспитали эрзей мои родители, я считаю себя только эрзей. Именно по-этому я не пойду на этот «мордовский съезд». Я не продам своё имя-национальнось ЭРЗЯ «мордве». Эрюш Вежай Те ульнесь….. =Это было…..: Заявление о выходе из состава Совета движения за возрождение «мордовского» (эрзянского и мокшанского) народа делегатам 4-го съезда эрзянского и мокшанского народов, членам Совета движения за возрождение «мордовского» (эрзянского и мокшанского) народов, и его Исполкому, г-ну Мосину М.В. – председателю Совета движения за возрождение. На 4-м съезде эрзянского и мокшанского народов в 2004 году большинством голосов, несмотря на сопротивление президиума съезда, я был избран членом Совета движения за возрождение эрзянского и мокшанского народов. На этом съезде эрзяне создали Межрегиональную эрзянскую секцию-Эрьваёнксонь эрзянь куро (ЭЭК). Мордовское руководство съезда с угрозой заявило тогда: «не будет вам никакой эрзянской секции». Оно, в подтверждение к сказанному, не предоставило помещения для работы секции, препятствовало озвучиванию на съезде документов, выработанных эрзянской секцией. Раздавались прямые угрозы делегатам съезда, вошедшим в ЭЭК. Причиной мордовской обструкции, устроенной на 4-м съезде делегатам от эрзянского народа, стала твёрдая и последовательная позиция эрзянских делегатов в защиту исторического имени и самоназвания нашего народа – ЭРЗЯ, в защиту нашего родного ЭРЗЯНСКОГО языка, позиция сопротивления эрзянских делегатов реакционной политике сплошной «мордвинизации» эрзянского и мокшанского народов. Время показало, что за расплывчатыми фразами о возрождении «мордовского» (эрзянского и мокшанского) народов скрывалась и скрывается проводимая преступная, с точки зрения морали, права и закона, политика уничтожения ЭРЗЯ народа и ЭРЗЯНСКОГО языка. Финалом этой политики стал курс Совета… на полную «мордвинизацию» эрзянского народа путём создания для него нового языка – ЕМЯ (единого «мордовского» языка для эрзян и мокшан). Считаю, что создание ЕМ-языка для эрзянского народа обернётся непоправимой бедой: фактическим уничтожением эрзянского языка и полного уничтожения нашего народа. Это – настоящий, реальный этноцид эрзянского народа, преступление перед эрзянским народом и человечеством. И это происходит сейчас в стране, в Гимне и Конституции которой гарантируются права народов на процветание. Это полный, беспредельный произвол современной вертикали власти, на который не шли в прошлом ни царское, ни советское правительство. Эрзяне должны знать об уготованной мордовскими горе-чиновниками судьбе для нашего народа. Занесен смертельный меч над древнейшим народом. Эрзяне не могут и не должны допустить уничтожения своего языка и народа. Считаю, что мы, активисты национального движения, весь эрзянский народ, должны сказать решительное «НЕТ!» преступным планам зарвавшихся и угоревших от рвения чиновникам от антинациональной политики. Считаю, что весь эрзянский народ должен объявить всеэрзянский общенациональный бойкот преступным планам мордовских ЕМЯ-истов, встать на защиту родного ЭРЗЯНСКОГО языка, прошлого, настоящего и будущего ЭРЗЯ народа. Только сохранив ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК, встав на его решительную защиту, мы можем сохранить ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД. Выражая решительное несогласие с человеконенавистнической позицией Совета движения за возрождение «мордовского» (эрзянского и мокшанского) народов во главе с М.Мосиным, чья политика направлена на уничтожение эрзянского народа и эрзянского языка, заявляю о своём решительном протесте против подобной варварской, уничтожительной политики и о своём выходе из состава Совета движения за возрождение «мордовского» (эрзянского и мокшанского) народов, ибо этот Совет превращен в инструмент циничного и бессовестного уничтожения эрзянского языка и моего народа. Этот Совет… превратился из Совета возрождения в Совет уничтожения ЭРЗЯ народа. Эрзянам нужно искать пути спасения своего языка и народа. Каковы они? Ответ на этот вопрос может дать ответ Конгресс Эрзя народа-Эрзянь Инекужо, который соберется 20 июня 2009 года. Эрзят! Стятано вейсэ раськенек кис, эрзянь келенек кис! Вейсэ, эрзят, виевтяно! Ансяк вейсэ изнятано! Вейсэ, эрзят,ванстсынек эрзянь келенек, ЭРЗЯ раськень леменек! А макссынек сынст нарьгамс киненьгак! Эрюш Вежай (Ерюшов Б.А.) 18.02.2009. От редакции. В истории движения возрождения Эрзя и Мокша народов это второй факт выхода из Совета движения. Разуверившись в истинных целях названной организации – служить не народу, а власти – в 2001 году вышел из состава Совета и Консультативного Комитета финно-угорских народов мира Иван Андреевич Ефимов. *** Уничтожая эрзя и мокша языки, мордовская власть уничтожает Республику

Владимир: Мосин был выбран безальтернативно и открытым голосованием . Многим наверное было неудобно не поднять руки перед уважаемыми людьми . Сегодня два сюжета , один по ОРТ , второй по РТР/Татарстан , привлекли внимание . По Первому один высокопоставленный чиновник сетовал на плохое финансмрование исторических памятников , многие из них находятся в разрушенном состоянии . А на некоторые по моему уразумению и совсем никакого внимания обращать не собираются (древние маары , место Золотарёвской битвы и др. ) . Может им просто об этом никто не сказал ? На вчерашней трансляции хоккейного матча Ак Барс - Металлург мелькали плакаты с упоминанием имени Ивана Грозного . Сегодня Шаймиев официально дал осмысленную оценку инциденту . Как здорово , что люди уважают и любят свой народ !

Эрзянь нилькс: Владимир пишет: . Как здорово , что люди уважают и любят свой народ ! Согласен.


Эрзянь нилькс: Тумай пишет: Эряви весе эрзятнене а молемс те съездынте. Монгак истя лован. Ансяк лия эрзятне истя а ловить.

Эрзянь нилькс: Эрзят, эсь юткованк тевтнеде сёрмаледе эли почтава, эли личкас. Тестэ кортнеманк нардасынь. Сынь тесэ а эрявить.

Эрзянь нилькс: анаж пишет: Нарды, но нардык и сондэ сермадовтоньть. Паро, М.И., истя карман тейнемеяк. Илядо кежиявтне лангозом.

Эрзянь нилькс: Тумай пишет: Ванан, кемат пенямкатнень лангс? Мезе мон карман нардамо, леляй, мон сёрмадынь седе вере. Ловнык одс, ва эзь чарькодевть тонеть монь мелем. Эсь юткованк сёвноматнеде сёрмаледе ансяк эсь юткова парготнес (личкас).



полная версия страницы