Форум » Эрзянь ды лия финнэнь-угрань раськень ломанень вейсендявкст /Общественные организации эрзян и друзей финно-угров » Эрзянская община России » Ответить

Эрзянская община России

Virjaz: Эрзянская община России. Прежде чем открыть тему "Эрзянская община России" сомневался в целесообразности такого шага. Опыт показывает, что эрзянские общественные организации слабы, а их участники не верно представляют роль общественных объединений в общественной жизни нации. В то же время, это самое "не верное представление" подвигло меня открыть эту тему. Но существуют множество и других причин, которые открыть не пришло время. Остановлюсь лишь на общей. Может быть, история предпосялок создания, деятельность, ошибки Эрзянской общины, кому-то станут "руководством", оградят от ошибок, разочарования и идеализма. Анализ своего, пятнадцатилетнего участия в национальном движении, подвел к выводу в чем действительная причина слабости Движения - отсутствие теоретического, практического опыта построения национального движения и его функционирования, а значин и профессионализма. Тема: "Эрзянская община России" не только о том "как это было". В ней взгляд на события, явления, дела и помыслы как отдельных личностей, так и Движения в целом. А так же того что его окружает.

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 All

Маол: "А мы спрашивать не будем, будем договариваться." мне почему-то кажется, что сначала надо научиться договариваться между собой на уровне низового общества "Можно и смеяться, (как делает Маол)" Иногда можно. Особенно когда цели и задачи заведомо не сосуществуют существующим реалиям, настоящему(первостепенное) и правильно прогнозируемому недалёкому будущему(второстепенное). "то мордовские власти, официально, везде пытаются внедрить это слово, доходит до абсурда, баскетбольный клуб рускон - мордовия, футбольный клуб - мордовия, хоккейный клуб - мордовия" Это минимально влияет на общение на родном языке. Если сравнить ситуацию с населением республики Коми, то там ситуация столь-же сложна, также народ забывает язык, хотя Коми - их самоназвание, коми-морт. Если сравнить с Осетией, то там ситуация диаметрально противоположная, язык там стабилен, национальное самосознание стабильно, не смотря на неродное название. "Всем место достанется" Достанется безусловно, вопрос в качестве этого места. Никто не захочет торчать в "углу", все желают место получше. А это противоречия, в которых можно пролететь. Так вот пока не дошли до той ситуации, необходимо создавать условия для внутреннего укрепления этноса, максимально эффективно используя внешние факторы, которые терять - опасно. Необходимо максимально эффективно использовать все те условия что имеются на данный момент. Максимум приобрести, минимально потерять.

Маол: "Вот и я говорю что для тех, кто еще сохранил национальное самосознание необходимо создать Эрзянию" А когда для этого нет предпосылок?

Маол: "И помогала "мордве" за "рубежом " обрести эрзянское самосознание." Восстановление государственного образования Эрзянь Мастор (Эрзяния) невозможно в ближайшем будущем. Для того, чтобы это стало гипотетически возможным необходимо этносу пройти ряд этапов развития.


Virjaz: Маол пишет: Восстановление государственного образования Эрзянь Мастор (Эрзяния) невозможно в ближайшем будущем. Для того, чтобы это стало гипотетически возможным необходимо этносу пройти ряд этапов развития По логике Маола, получается либо коми -пермяки "перешли ряд этапов развития", либо в Кремле пришли к выводу, что "коми-пермяки не развиты" Значит, к 20-м годам прошлого столетия, большинство народов прошли "ряд этапов развития", а эрзя спустя и 90 лет до "развития" не добралась? Это и раньше где-то слышал, ах да, основной аргумент "мордвинистов" - эрзя "не созрели", как нация".

Маол: "ах да, основной аргумент "мордвинистов" - эрзя "не созрели", как нация"" Как нация не созрели и эрзя и тем более "мордва", которую мордвинисты именуют нацией(и и именуют в основном по причине существования искусственно сформированного региона "Мордовия"), хотя ни те, ни другие таковой не являются. "По логике Маола, получается либо коми -пермяки "перешли ряд этапов развития"" По логике Маола, коми-пермяки не прошли ряд этапов развития, а ликвидация автономии не привела к всплеску национальной активности, а привела к тому, что потерян возможный "плацдарм" этой активности тогда, когда эти этапы национальной консолидации будут пройдены.

Virjaz: Маол пишет: Как нация не созрели и эрзя и тем более "мордва", которую мордвинисты именуют нацией(и и именуют в основном по причине существования искусственно сформированного региона "Мордовия"), хотя ни те, ни другие таковой не являются. Вот в этом и есть суть двух позиций: мордовская и Эрзянская Мордовская - эрзя это не сформировавшийся этнос. Эрзянская - эрзя народ который, проживая совместно с другими народами на территории именуемой Россия, стоит на одной ступени национального развития с другими народами. И у него есть все ресурсы для образования уже на современном этапе национального субъекта. И это не происходит только по одной, внешней, причине, существования Мордовии. Административного-территориального образования - которой эрзянам пытаются ввести в заблуждение, о якобы их национальной республике, и о "родственных" связях с народом мокша. И если, на современном этапе, невозможно образовать национальную республику де юро, необходимо направить эрзянское движение на формирование государственных структур (правительство, парламент, экономическо-финансовый сектор, местное самоуправление (общинность) и т.д) де факто. Не привязывая к границам Субъектов РФ и в автономии от государственных структур. Маол пишет: По логике Маола, коми-пермяки не прошли ряд этапов развития, Про "какие" вероятно и не скажешь, а то коми-пермяки 90 лет не могут понять, почему у них отсутствует "всплеск" активности. Необходимо подсказать, а то так еще 90 лет будут блуждать неразвитыми. Маол пишет: что потерян возможный "плацдарм" этой активности тогда, когда эти этапы национальной консолидации будут пройдены. А что мешает проявлять активность в других местах, везде где есть коми-пермяки.

ЭРЗЯТНЕ: Virjaz пишет: И если, на современном этапе, невозможно образовать национальную республику де юро, необходимо направить эрзянское движение на формирование государственных структур (правительство, парламент, экономическо-финансовый сектор, местное самоуправление (общинность) и т.д) де факто. Не привязывая к границам Субъектов РФ и в автономии от государственных структур. Надо избрать "теневое" правительство! народа. У кого какие будут предложения по персональному составу?

Маол: "Вот в этом и есть суть двух позиций: мордовская и Эрзянская " А есть ещё третья позиция, называется "более-менее объективная", и её суть заключена в том, что народ эрзя, хоть и стоит на определённом уровне и т.д и т.п, но нацией не может являться, объективно. Даже татары, объективно не являются полноценной нацией - у них нет независимого государства. "и о "родственных" связях с народом мокша. " Объективно, мокша - наиболее близкий для эрзян народ. Не видеть этого, значит преднамеренно не видеть объективного. "А что мешает проявлять активность в других местах, везде где есть коми-пермяки." Мешает то, что народ не прошёл ступени развития нации. У него нет и не будет внутренних причин для проявления активности, знаете-ли внутри это не заложено.

Virjaz: Маол пишет: Даже татары, объективно не являются полноценной нацией - у них нет независимого государства. И русские не нация - у них нет независимого государства. (объективно )

Санд: Маол пишет: и её суть заключена в том, что народ эрзя, хоть и стоит на определённом уровне и т.д и т.п, но нацией не может являться, объективно. Даже татары, объективно не являются полноценной нацией - у них нет независимого государства. По Абдулатипову нация - народ имеющий свою государственность. Но это глубокая ошибка. Например, евреи, до образования современного Израиля, не имели своего государства, но никто не осмелился сказать, что они не нация. Нацией они стали еще в древности, когда создали свою культуру, свое государство, павшее потом. Эрзя, имели государственность, как евреи в изгнании сохранили свой язык, свою культуру. Так что эрзя и народ, и нация. Что касается татар, то они уже давно утвердились в мысли, что являются нацией, имеющей свои этносы и языковые диалекты. Этносы это - татары-мишари, красноярские и прочие татары. Что касается посыла, что эрзя не является нацией, она вредна и льет воду на мельницу разрушения самосознания неутвердившейся части эрзян, которым многие века вбивали в голову, что они темная и упрямая часть российского населения. Один современный философ сказал мне, что лицом народа в стадии становления или восстановления своего исторического я, является её активная часть, которая имеет силу и терпении в достижении исторической справедливости к своему языку, культуре и к месту проживания, выбранному предками.

Маол: "И русские не нация - у них нет независимого государства. (объективно )" Объективно, русские - нация и россия - русское государство(осмотритесь вокруг), которое в силу своей имперскости не желает потерять исконно нерусские территории, от этого и страдают сами русские. "Нацией они стали еще в древности, когда создали свою культуру, свое государство" И я про то! Они не только сохранили все знанию той государственности, но и сохранили внутреннюю активность и веру в возрождении былого государства. Они нацией были, даже не имея своего государства, и в первую очередь внутренне, ведь все ступени нации прошли их предки, а они сохранили все эти знания, религию. "Эрзя, имели государственность" Если евреи нацией жили тысячелетиями, при царях, при собственной религии, то эрзя - кратковременное протогосударственное образование(пургасова волость), знания о которой на данный момент забыты полностью. Все единичные упоминания о волости, сохранились лишь в русских летописях. "то они уже давно утвердились в мысли, что являются нацией" Видимо у них сохраняется внутренняя память о казанском ханстве и волжской булгарии. Хотя в мировом сообществе татары воспринимаются как часть русской нации в силу отсутствия у них своего государства. "что эрзя не является нацией, она вредна и льет воду на мельницу разрушения самосознания неутвердившейся части эрзян, которым многие века вбивали в голову, что они темная и упрямая часть российского населения." Верно, но и посылка о том, что мордовия не нужна эрзянам - также вредна, и идеализм о том, что вот мол, как только мордовия исчезнет - эрзя вдруг возродится, будет активной и создаст эрзянскую республику - мягко говоря не объективны. Говорят надо начинать с малого, но у нас даже авторитетной общественной организации, подобной "Мастораве" не имеется, с этого и надо начинать. "Надо избрать "теневое" правительство! народа." и тайный заговор))

санд: Маол пишет: и идеализм о том, что вот мол, как только мордовия исчезнет - эрзя вдруг возродится, будет активной и создаст эрзянскую республику - мягко говоря не объективны. В это наверное верят только Виряз, да Аношкин, да еще несколько человек и то только потому что они в ее структуре ничего не представляют. А если бы были приласканы то и ратовали бы за нее. Республика нужна как единственное в мире государственное образование эрзян и мокшан. Конечно на данный период оно не проэрзянское, но кто виноват если мокшане более собраны и сумели захватить власть. Они не спорят кто мокшанистее.

AlexandrS: Шумбра чи ялгат... стака тевинть кепидеме кармиде .. пек стака васенце народонть(раськеть) тонавтумс еряви.. я прочитал весь форум до каждой буковки .. и вот моё видение -- рано по моему вопрос об отделении эрьзи поднимаете.. для начала нужно хотя бы всех "оповестить" (это я так утрированно). Просто во многих деревнях многие уже забывают что они эрьзя , к сожалению . вот у нас пол района эрзянь велет, а ни в одной школе не преподают родной язык , пока жил в селе даже и в мыслях не было что ЭРЬЗЯ это нация , а не "разновидность мордвы". Просто нас слишком долго разрозняли, и чтоб собраться надо каждого оповестить. У нас всегда была и есть традиция - на любое мероприятие хоть на свадьбу, на проводы , похороны... "азя евтнеме" (иди оповести ), и надо было ко всем родственникам и к желанным гостям , придти лично и сказать о мероприятии, иначе не придут.. вот если б каждый эрьзя ломань хоть раз бы побывал на этом форуме , уже можно было бы вопросы поднимать. Ведь нас очень много , и все раскиданы по белу свету а Ерзянь Мастор у каждого в душе ...

Virjaz: AlexandrS пишет: и вот моё видение -- рано по моему вопрос об отделении эрьзи поднимаете.. Этот вопрос поднят еще 20 лет назад.

AlexandrS: AlexandrS пишет:  цитата:и вот моё видение ..- Virjaz пишет: Этот вопрос поднят еще 20 лет назад Кода неяви - мон пек талай кадовинь... Те монь виськсысь... Мон се шканть уж велестонть туинь ошов , а велесонть кияк ве вал тень ланга эзь ледстне, (хотя пол района - эрзянь велет)

Virjaz: Маол пишет: Объективно, русские - нация и россия - русское государство(осмотритесь вокруг), которое в силу своей имперскости не желает потерять исконно нерусские территории, от этого и страдают сами русские. Россия это многонациональная страна, и проживающие на ее территории народы взаимозависимы. За многие годы совместного проживания, взаимного дополнения друг друга присущими им национальными чертами (язык, культура, история, межнациональные браки, ментальность), эти народы, не отдельно русские, татары, калмыки и т.д., все вместе и сформировали современный облик страны. Поэтому Россия не страна русских, а страна: и русских, и татар, и эрзян, и других народов исторически проживающих на ее территории. Надеюсь так считаю не только я, но и многие эрзяне. Почему нет еще Эрзянии, как субъекта? Потому что не сформирована национальная элита, которая на государственном уровне могла бы заявить о необходимости создания такого субъекта и которая смогла бы осуществлять управленческие функции. Почему не может сформироваться эта самая элита? Во -первых, любой кто заявит о необходимости образовании Эрзянии, если не согласится на определенные "льготы" предоставляемые мордвинизмом (карьера, учеба, работа, должность, гранды, тендеры, откаты) рискует многим . Во-вторых, история Эрзи показывает что народ, свободолюбивый, независимый, потенциал которого огромен и заиметь в центре страны еще один Татарстан для Москвы нет никакого резона. Но "мордвинизм" не всем эрзянам "предоставляет льготы". Посмотрев состав Правительства РМ и глав муниципальных образований,у меня лично, сложилось представление о злонамеренном подборе самой "низкопробной" части эрзян в эти структуры. Которая ни какого фактического влияния на управление республикой не имеет. Именно "мордвинизм" и другие " российские государственно-олигархические" структуры пропагандирует "теорию" об имперскости русской нации. Политическая форма государства формируется не в селе или в городе, и не на всенародном референдуме, а в узком кругу группы лиц стоящих во главе государства. Для чего , в частности , "мордвинизм" пропагандирует эту "теорию", вернее почему она ей выгодна. Ведь направление "мордвинизм", народ " мордва", "мордовская элита" имеет историю не в тысячи лет, а всего 84 года. До создания "мордовского округа" мокша и эрзя жили в разных губерниях и у них было разное административное подчинения и система управления, с учетом экономической ситуации того времени (транспорт, связь, торговые отношения) взаимоотношения между мокшей и эрзей были мизерные. И в научных и просветительских кругах царской россии народы мокшу и эрзю называли больше не мордвой, а мордвой-мокшей и мордвой эрзей. И только в органах управления , как и сейчас, - мордвой. Но это присуще системе управления, в которой на первом месте стоит политика. Различия между мокшей и эрзей на столько сильны и уже отложились на клеточном уровне, что за эти годы, не смотря на усиленное "смешения" культур этих народов, фактически они остались автономны, мокша в западной части, эрзя в восточной части мордовии. Это понимают и "мордвинисты", что не большое "веяние" ветерка может вызвать стремление народов к самостоятельному функционированию народов в самостоятельных образованиях. И сформированная за последние годы "мордовская олигархия" может потерять не только финансовые потоки, но и механизм их бесконтрольное хищение, так как мобилизация "всего мордовского народа" на противодействие "небольшой группе раскольников солнечной мордовии без которой народы погибнут" (парадокс в царской россии не смотря на гнет, голод, болезни и отсутствия "своей государственности" народ эрзя увеличивал свою численность) в совокупности с великим множеством "праздневст" создает видимость зависимости благополучия населения от существования мордовии. Если же "осмотреться вокруг" где-нибудь в Чечне, Якутии, Калмыкии, в селах мордовии, Татарстана, Пензенской или Нижегородской области с уверенностью я скажу что живу в советском союзе в современной трансформации.

Virjaz: AlexandrS пишет: Кода неяви - мон пек талай кадовинь... Те монь виськсысь... Мон се шканть уж велестонть туинь ошов , а велесонть кияк ве вал тень ланга эзь ледстне, (хотя пол района - эрзянь велет) Миньдяк сесте уж туинек велеста, а лиятне ошсо чачома шкаста эрить . Хочу разочаровать, Александр, но в селах единицы которые иногда задумываются о месте народа в современном мире, о языке, о сохранении нацкультура и всего того что называем национальное самосознании. В селе и без этого хватает социально-бытовых трудностей. И просветительские мысли зарождаются в первую очередь у интеллигенции, которая формируется в городах, в местах сосредоточения научно-технического прогресса, движителя производственных и общественных взаимоотношений. И потому мне очень странно видеть как постоянно пытаются "возрождение эрзянского народа" связать только с селом, наличием национальной одежды, лаптей и т.д. Ну с мордвинистами это понятно, оторвать эрзян от развития современного мира это их мечта. Наша задача, создать для эрзян условия когда он в полной мере может осуществить свои права (как национальные так и общечеловеческие) везде где бы от не находился, в городе или селе, саранске или в москве, в россии или европе, америки и т.д. Для этого нужно учиться и заниматься общественной и политической деятельностью каждый день, а не от Раськень Озкса до Раськень Озкса. И не национально возбуждаться или активизироваться, а национально жить каждый день, а не только когда посещаешь мелькужо. Именно повседневная национально-общественная жизнь самая сложная, она нудная, нервная, сложная, противоречивая и .... не заметная. У многих, сложилось представление что "национальное возрождение- возбуждение" это праздники, песни, застолья, и т.д. и когда праздник проходит, проходит и возбуждение, а остается опустошение, и когда приходит время решать повседневные вопросы сталкиваешься с проблемой, а с кем решать. Как говориться опали. Остаются, уже писал, единицы кто продолжает нудную , но основную работу общественной жизни. Это видно даже по Мелькужо. Появятся, выплеснут что лежало, болело на душе, и все, как говориться опали. Национальная активность, очень не нравиться это высказывание, вся эта "активность", "возрождение", "вставание с колен" - не присуща эрзянам, как народу не пытающегося доминировать где-то, учить кого-то уму разуму, лезть в дела других народов. Наша ментальность, повседневный труд, семье, род, община, рожание детей, строительство и обустройство своего дома и дружба с соседями. Нам нужно быть эрзянами и в селе, и в городе, и в мордовии, и в самаре, в россии, и в эстонии.

AlexandrS: Virjaz пишет: Миньдяк сесте уж туинек велеста, а лиятне ошсо чачома шкаста эрить . Те истя, миник Тольятти ошсо ламо эрзят, ансяк зярдояк ульцяса а марят эрзянь вал . Кудысы ансяк кортан эрзякс. Эйкакшним а маштить кортама , хоть и чарькодеть. Сюконян тонеть Эрзянь нилькс , те покш тевит кис "Эрзянь кель/Эрзянский язык. Учебное пособие.",сякой чисте цёрам ейсонзо ловне , паряк тонаде кортама .

Virjaz: AlexandrS пишет: Те истя, миник Тольятти ошсо ламо эрзят, ансяк зярдояк ульцяса а марят эрзянь вал . Уставак тонсь сынст марто эрзякс кортамо, мон истя теян. И бути седеет пек середи эрзянь кись, тонеть эряве вастовам се ломань марто кие совась в эрзянское нац движение.

AlexandrS: Virjaz пишет: тонеть эряве вастовам се ломань марто кие совась Косто синст муимс ?? Эзинь маря истямо организация ланга.. миник ульнись вейке автомойка эрзянь , кенкш прясонзо сермадувт ульнись "Шумбра чи ялгат". ней сеньдяк раужо ломантне саизь ((

Virjaz: На днях просматривал архив. Обратил внимание на газету "Мокшень правда" от 25 января 1997 года, статья "Просто пешки в шахматной игре" (О национально-культурной автономии мордвы-эрзи в Мордовии как инструменте подрыва государственности), прочитал статью и поймал себя на мысли, что некоторые высказывания в данной статье, по смыслу схожи с высказываниями Маола. Маол пишет: Как только об этом появятся разговоры на полном серьёзе, то надо будет вести подготовку по мобилизации сил для недопущения такого исхода. Маол пишет: РМ создавалась прежде всего именно как административно-территориальное образование, выражающее и защищающее права и интересы "мордвы"(то бишь эрзи и мокши). На мой взгляд гораздо логичнее записать этот экзоэтноним "мордва" в устаревшие названия(оно уже давно таковым является для эрзянского актива). Уже ничего создавать не надо, уже есть республика и важно чтобы она выражала наши интересы. На Инекужо рассматривался вопрос о возможности создания эрзянской автономии. По-моему утопический вопрос во всех отношениях. Маол пишет: Как бы то ни было мы имеем национальный субъект федерации, где в неудовлетворительной форме, но всё-же ведётся преподавание эрзянского, где ведётся подготовка каких-никаких специалистов в области национальной культуры, языкознания, печатают иногда книжки и некоторые газеты и т.д. Прекращение существования РМ ни оставит ни единого шанса для эрзянского народа на дальнейшую возможность нациестроительства, просто потому что не резон ждать новых большевиков, которые раздадут земли под нацрегионы, а впереди - империя, которая и без нас сделает многое, чтобы порешить с республиками, безликие, безнациональные губернии - их цель, наша цель - сделать многое, чтобы этого не произошло. А пытаться в рамках империи вновь создать "национальное административное образование" - никто не даст, а) ибо сепаратизм, б)никто этого делать не станет. Максимум могут предоставить крошечную национальную волость, или как сейчас модно - "национально-культурную автономию", или по-факту бесполезную ерунду. Вы впрям надеетесь, что эрзя после Мордовии побегут организовываться, побегут по сёлам изучать язык, стекутся со всей страны чтобы строить эрзянию? Если да, то не знаете народ. (ни талмуд ни моисей к эрзянам отношения не имеют.) ЭРЗЯТНЕ пишет: Правильно, Маол. Развиваться надо на том что есть. Потеря РМ - путь в никуда выдержки из статьи: ..... На данный момент главной опасностью, угражающией национальным интересам мордовского народа, является трайболизм, то есть идеология и практика его раскола и раздробления, а также разрушение национальной государственности.... .... Какие бы благородные мотивы не лежали в основе идеи разделения эрзи и мокши, объектино ее роль крайне реакционна и направленна против самого фундамента возрождения мордовского этноса. Таким краеугольным камнем является мордовская национальная государственность. Вместо объединения усилий в целях превращения Мордовии в орудия его спасения проводиться хитрая политика разложения национальных сил руками представителей коренного народа... .....Последняя акция трайбалистов, о которой сообщил их печатный орган газета "Эрзянь Мастор" от 14 ноября 1996 года, развеяла остатки сомнений. Группа "истинных патриотов" из этой газеты, неутрождая себя раздумьями, объявила о создании национально-культурной автономии мордовского, то бишь эрзянского народа на территории мордовии... Председатель фонда спасения эрзянского языка Е.В. Четвергов заявил так: "Трагедия эрзян началась с того, что в 30-х годах была провозглашена Республика Мордовия". председатель ассоциации эрзянских женщин Р.С. Кемайкина высказалась более обтекаемо: "Я поддерживаю то, что газета подняла эту тему". И наконец еще один "патриот" из этой троицы В. Девяткин, представившийся председатель правления движения "Эрзянь мастор", подытожил высказывание единомышленников: "Мы поддерживаем то, что начато обсуждение этой темы". Вот оказывается какой праздничный торт в честь 60-летия республики кромсали за "круглым столом".... .... И в этом случае оказывается, что патриотизм газеты "Эрзянь Мастор" шит белыми нитками. Умного, мыслящего человека не могут ввести в заблуждение фотография венгерских патриотов... Образы этих людей и возрожденческая фразеология, гремящая с ее страниц, всего лишь ширма, под прикрытием которой в сознание читателей внедряется ядовитая идея раздробление мордовского народа и уничтожение ее государственности.... ....Пока что официально существует единый мордовский народ, состоящий из эрзя-мордовского и мокша-мордовского субэтноса. никто из них не выражал воли к обособлению. Правда, в марте 1996 г. был разыгран фарс с псевдоконгрессом эрзянского народа, который, якобы, принял Декларацию о самоназвании. Но, как известно, фарс не может быть выражением воли народа. Более того, и эрзяне оказали жестокое сопротивление политике, направленной на подрыв государственности.... .... Наконец-то мы должны ясно понять, для чего разыгрывается крапленая карта раскола мордовского народа. Либо эрзя и мокша четко осознают необходимость консолидации и выработают иммунитет против яда трайболизма, либо в конце концов потеряют государственность, а, значит, шанс на спасение. пока мокша и эрзя выступают единой мордвой, они имеют хорошую или плохую, но свою государственность, как высшую форму самоорганизации. Разделение же низводит его самоуправление на уровень общественной организации в виде культурной автономии. Национальная интеллигенция, как идеологический отряд мордовской нации, не может стоять в стороне. ... .... Для мордвы-эрзи Мордовия является национальной государственностью. Предполагаемая культурная автономия ставит под вопрос само существование этой государственности, а потому такой вариант противоречит интересам титульного народа Однако, наследие, или вирус.

Маол: "прочитал статью и поймал себя на мысли, что некоторые высказывания в данной статье, по смыслу схожи с высказываниями Маола." Можно найти не одну, а множество статей, суть которых схожа с моими высказываниями. И в первую очередь потому, что любому понятно - идеи любого "раскола", или тем более "ликвидации" чего-либо всегда будут проигрывать идеям "единения", даже если всё это ложь - и нет никакого "единения" и ни какого "раскола" на самом деле. Разница содержания тех статей и моих высказываний в том, что те статьи с учётом их политизированности, направлены на защиту идей "мордвинизации", "мордвы" и Мордовии, как её "государственности", а по сути сохранения тех устоев, которые ведут к исчезновению народов. Мои-же высказывания заключаются в том, что Мордовия, как национально-территориальная автономия не должна быть ликвидирована(на что многие намекают), но должна стать реальной республикой эрзян и мокшан, а не пресловутой "мордвы"(куда и русских и татар можно с лёгкостью вписать) стать основой для возрождения двух народов. Она должна стать Эрзянской и Мокшанской республикой. Просто потому, что уровень общественной организации эрзян не позволит создать какую-нибудь альтернативу в случае ликвидации рм.

Анаж: Маол пишет: Просто потому, что уровень общественной организации эрзян не позволит создать какую-нибудь альтернативу в случае ликвидации рм. Как ни горько признать, но это так и очень жаль, когда многие, пишущие здесь, призывают отказаться от республики не подняв национальное самосознание эрзян. Мы не нужны ни России, ни, в большинстве, сами себе. Хорошо, что есть костяк, который, опять же к сожалению, не пополняется молодежью, готовой подхватить знамя национального возрождения. Она есть, чтобы потусоваться в интернете, а вот в конкретной деятельности ее почти нет.

Virjaz: Маол пишет: Можно найти не одну, а множество статей, суть которых схожа с моими высказываниями. Вот к этому я и веду речь. Суть не толь в названии мордва, мордва-эрзя-мокша, эрзя и мокша, а в большей мере в отношении к друг другу (Эрзя - мордва). Конечно Маол "опытнее" в общественной деятельности чем я. И лучше знает эрзян. Но вся история эрзянского движения, все то что у нас есть это результат выбора в 1992 года эрзянского пути. Этот путь тяжелый, но каждый кто встал на него у нас в памяти. Кто-то пришел раньше Кемаль, кто-то позже Сергу, кто-то перешел из "мордвов" Ефимов, но они вложили свою часть в строительство Эрзянь Мастор. И как кому-то не хотел, но Эрзяния строится вопреки автору вышеназванной статьи и авторов других статей. Которые нужны для "мордвинизма" только пока пишут статьи, а потом от них избавляются как от мусора, опять же судьба автора указанной статьи ярчайший пример.

Ариис-В: " Платон мне друг, но истина дороже". Amicus Plato, sed magis amica veritas. ( Аристотель). 24 сентября оказался участником проведения «20 -летнего» юбилея газеты «Эрзянь Мастор. Традиционный состав президиума, солидное число участников, собравшихся в хорошем зале. Над сценой транспарант «20 лет…..». Только вот эта цифра и факт проведения по этому случаю мероприятия вызвал полное недоумение. http://radikal.ru/fp/fc1b84b624c423fa85b452bb7a61709d http://radikal.ru/fp/e8be6f517f2047fe9b581a5027c355a7 http://radikal.ru/fp/a38fdce54cb642c49ce25ff69594b049 Мне не нужна ни самореклама, ни слава и т.д., но историческую правду необходимо отстаивать. На неё всегда находятся желающие посягнуть. Поскольку мне довелось быть активным участником событий той поры, даю справку: На самом деле газете 19 лет. Сама идея её создания, название - «Эрзянь Мастор» принадлежат мне. Сегодня это название так укрепилось, что кажется естественным и само собой разумеющимся. А тогда приходилось немало спорить, убеждать, преодолевая сопротивление. В качестве примера на памяти одно из предложений: вот надо назвать «Вальма» и будет замечательно. К счастью подобное удалось отбить. Затем активно 10 лет с 1994 по 2004 гг потратил на становление газеты. Все мы, причастные к изданию газеты в той или иной степени были «совками». Поэтому, чтобы издание стало на цивилизованный, демократический путь, надо было прилагать немалые усилия. Её тащили, увлекали то влево с акцентом на «богатые-бедные», то на какой-нибудь тривиальный антисемитизм. К чести редактора он понемногу выучился. Создание газеты было необходимым и стало неизбежным после окончательного размежевания в конце 1992 г. с мокшанской частью актива мордовского общества «Масторава». Тогда, будучи по факту эгоистической кастой, она в ущерб наивной, неискушённой эрзе, без промедлений ушла во власть и бизнес. Далее в 1993-1995 гг произошло то, что произошло. Хронологически перечисляю всё, что мне с помощью эрзян-единомышленников удалось создать и зарегистрировать в тех условиях и что вправе отнести к своим интеллектуальным продуктам. Часть этих друзей завершила свой земной путь. Мир их памяти. 1993 г. 1. Движение за равноправие и развитие «Эрзянь Мастор». Уставная цель создание в составе Мордовии «Эрзянского Национального Округа». 2. Ассоциация Эрзянских женщин. Семья, культура, быт. 1994 г. 3. Газета «Эрзянь Мастор». Трибуна нашего этноса. Общественно-политическая, впервые почти независимая, возрождающая практически утраченное, однако, не переставшее греть наши эрзянские души ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЕ «ЭРЗЯНЬ МАСТОР», придающее Эрзе чувство настоящей, подлинной Родины. Отсюда исходит название газеты. 1995 г. 4. 1 Конгресс Эрзянского Народа. Идея, название, подготовка мероприятия. Разработка проекта Декларации об официальном названии Эрзянского народа. Принята на 1 Конгрессе 23 марта 1995 г. Кроме, перечисленного в эти годы: 1. Е.Четвергов создал Фонд спасения Эрзянского языка. 2. Г. Мусалёв восстановил Раськень Озкс. И вдруг сегодня этот опус с досрочным юбилеем. Зам. пред. Госсобрания вручает дедам-юбилярам почётные грамоты за… укрепление мордовского единства?! Издательство дарит за то же самое- сомнительную Мастораву. Деды с безмятежной улыбкой Швейка всё берут. Лишь А. Шаронов проявил принципиальность и публично вынудил Г. Мусалёва вернуть «крапленую» Мастораву дарителю. Всё, что увидел, напомнило мне ранее проведённые, надуманные мордвой юбилеи «500» лет в 1985 г. а затем «1000» лет в уже 2012 г. К нашему стыду «20» лет оказались в том же ряду. Власть разными способами размывает некогда строгие принципы бывшего эрзянского актива. А нередко ими и манипулирует. Есть реальные опасения и признаки слива эрзянского протеста и плавного перехода на позиции мордовской власти. На мой взгляд, некоторые заметные эрзянские фигуры этот рубеж уже прошли. Ну, а те, кто имеет иную точку зрения, могут объяснить произошедшее диво наступившей неадекватностью «дедов-юбиляров». Каждому – своё. Я выступил на этом собрании. Времени было- считанные минуты. Организатор, подражая мордве всех торопил, отдавая приоритет намеченной трапезе. Полный текст своего выступления, посвящённого злободневной теме укрепления и стабилизации ЭРЗЯНСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, интенсивно подвергаемого разрушению её внешними врагами и пятой колонной изнутри размещу попозже. Последнее. Нельзя проходить мимо беспринципных действий Вежая с введёнными в заблуждение поздравителями. Удивляет его нестабильная, мутная этническая идентичность. Был мордвин, затем- эрзя, а теперь, судя по действиям уже- креативный финно-угр. Бросил свой эрзянский сайт. Вместо пламенной публицистики стал размещать у себя лишь рожицы-смайлики. Теперь постоянно пасётся на чужих уральских полях. Это что сценарий или заурядная глупость? Бог бы с ним самим, но ведь он захотел же быть председателем исполкома. Вопрос : Зачем развращать своей угристикой нашу молодёжь и других? Им и без него давно уже травмировали этноидентичность . Куда ещё более? ЭрзяМастор. 29. 09. 2013 ие.

Ариис-В: http://radikal.ru/fp/a16de1184e344ee2b1630030a858157e] http://s020.radikal.ru/i723/1309/03/45110f2c10e7.jpg[/

Маол: "1. Движение за равноправие и развитие «Эрзянь Мастор». Уставная цель создание в составе Мордовии «Эрзянского Национального Округа». " Не самая удачная идея. Мордовия уже есть республика, т.е имеет статус выше эрзянского нац.округа. Бороться надо было не за "предполагаемый" округ, а за конституцию существующей РМ откуда путём "исправлений" вычеркнули наш титульный статус, где не указан смысл существования республики (гарант сохранения и национального(!) развития эрзянского и мокшанского народов!), где всё подготовлено к ликвидации/упразднения республики в случае официального прихода к власти в москве имперо-националистов. В принципе они пришли, но пока ещё прикидываются демократами. Если же бороться за эрзянский нац. округ, то логичнее ставить цель создания его на территории нижегородской или пензенской области, в местах компактного проживания эрзян. Т.е в целях сохранения и национального развития коренного эрзянского населения, на этнических землях, не включённого по тем или иным причинам в состав РМ.

А11С: Всем сразу. 1. Расцвеченной барышне. Мадам, кортак ансяк тевтнеде, лиякс, седе паро чатьмонемс ды секень вант ловтадызь… 2. Юноше (судя по высказываниям), с аватаром мудрого старца. Прежде чем проявлять свою «безупречную» логичность сделайте упражнение мозгу и перенеситесь в то время и в ту среду. Дымящиеся обломки только-что развалившейся Совимперии, ранее залившей кровью пол-мира и умонастроения, степень зла, потерявших ориентацию её подданных. Тогда, может быть , самому станет понятно, чем чреват заброс из Мордии в эти массы идеи перекроения территории соседних областей РФ –ии. Доступно? И ещё. Вам, вместо того, чтобы годами ради самоудовольствия стучать по клаве, встревать и метить репликами свои и чужие сайты, сделайте хоть одно конкретное дело. К примеру. Составить свой проект «Манифеста» о сохранении, укреплении и стабилизации эрзянской этнической идентичности. Отдайте Вежаю в исполком. Сегодня, в 21 веке, когда над нашим народом сгустились чёрные тучи и заинтересованные в окончательном решении эрзянского вопроса предвкушают удовлетворение, решение этой проблемы –задача №1. Вам это добро зачтётся.

Маол: "Тогда, может быть , самому станет понятно, чем чреват заброс из Мордии в эти массы идеи перекроения территории соседних областей РФ" Видимо поэтому в массы вбрасывалась идея о перекроении уже самой республики, чтобы "чреватостей" небыло. И ещё. спасибо, конечно, за совет, но всё таки речь в посте не обо мне.

Virjaz: Соблюдать правила необходимо, и необходимо всем, а для этого необходимо их читать. Что очень "тяжело". Читать вообще "тяжело", если бы читали газету "Эрзянь Мастор" не вышел бы ляп с "авансовыми" поздравлениями по случаю "20" годовщиной. Если же вернуться к "правилам" п.3 не допускается выражения оскорбительного или бранного характера. по моему мнению носит явно не уважительного характер, прослеживается оттенок упрека, упрека необоснованного, так как инзейне знает, что Валентин прекрасно говорит на эрзя языке. Упрека личностного характера,, именно к Валентину, (так как в противном случаи она должна свой пост публиковать к каждой статье на русском языке как на мелькужо, так и на страницах "Эрзянь Мастор") что мы не видим. Тем самым Инзейне нарушила сразу два пункта правил п. 4 обсуждается тема, а не личные качества автора, п. 6 "" Личные вопросы обсуждаются только в личке. И последнее, Вежай, тема "Эрзянская община МордоВии", и размещение В этой теме поздраВительного материала газете, учрежденной другой организацией, осноВанном на ложном юбилее, мягко сказать некорректен. Предлагаю соблюсти праВила, частности пункт 5

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Мезе теемс тень коряс, ялгай? Кодамо мелеть? П. 5 (правил форума) участник форума имеет право потребовать удаление некорректного материала. монь арсемась (аволь мелем) те темасто сонзе урядомс.

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Вешнынь, Виряз, тонь темасонть "поздравительный материал газете, учрежденной другой организацией". Та-мекс эзь муевть тень. Инеськеть, ёвтак, косо сон, кона страницасонть? Не ищи черную кошку в темной комнате, если ее там нет. Постараюсь высказаться понятливее. " Материал подготовленный к празднованию 19-20 летия газеты "Эрзянь Мастор". А чтобы вообще не думать - пост №5640 Эрзянь нилькс

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Вешнынь, Виряз, тонь темасонть "поздравительный материал газете, учрежденной другой организацией". Та-мекс эзь муевть тень. Инеськеть, ёвтак, косо сон, кона страницасонть? Не ищи черную кошку темной комнате, если ее там нет. Попробую высказаться понятливее ; "Материал подготовленный к празднованию 19-20 летия газеты "Эрзянь Мастор" А чтобы вообще не думать - пост №5640 Эрзянь нилькс

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Вешнынь, Виряз, тонь темасонть "поздравительный материал газете, учрежденной другой организацией". Та-мекс эзь муевть тень. Инеськеть, ёвтак, косо сон, кона страницасонть? Не ищи черную кошку темной комнате, если ее там нет. Попробую высказаться понятливее ; "Материал подготовленный к празднованию 19-20 летия газеты "Эрзянь Мастор" А чтобы вообще не думать - пост №5640 Эрзянь нилькс

Virjaz: Эрзянь нилькс пишет: Вешнынь, Виряз, тонь темасонть "поздравительный материал газете, учрежденной другой организацией". Та-мекс эзь муевть тень. Инеськеть, ёвтак, косо сон, кона страницасонть? Не ищи черную кошку темной комнате, если ее там нет. Попробую высказаться понятливее ; "Материал подготовленный к празднованию 19-20 летия газеты "Эрзянь Мастор" А чтобы вообще не думать - пост №5640 Эрзянь нилькс

А11С: .

А11С: Вежай, я ранее говорил, что в таких «турнирах» обиды неуместны и поэтому нежным «цветочкам-мимозам», вряд-ли, есть смысл встревать куда не надо. Я не хам, но и не пряник или рубль, чтобы всем нравиться. Да, обстоятельства, иногда, требуют быть высокомерным, но ведь это не что иное, как наш национальный порок, без этой особенности ни одного эрзю не найдёшь. А где, как себя вести и не только на этом форуме, могу поучить сам. Ещё раз подчеркну, пафос моего повествования направлен лишь против лжи «20летия», в которую, к моему искреннему сожалению, тебя угораздило вляпаться по уши. Вот опубликовал список поздравителей, введённых тобой и компанией. в заблуждение. За спины прятаться не надо. Этот псевдо-юбилейный продукт ваш общий. Полагаю, что понятие чести для тебя не пустой звук. А из этого уже кое- что должно следовать. Об этом чуть ниже. Несколько строк в моём тексте зачем-то отредактировал расцветкой. Поставил под сомнение свидетельство? Тогда, слово твоей «честной» компании самой. «Рукописи не горят» . http://radikal.ru/fp/c087ddead8784476bb61c86087197ef1 По жизни подобные цацки сразу же выбрасывались, а тут на тебе, выжила для подтверждения факта. Неблагодарное это дело ловить лжецов или воров за руки. Визга этих субчиков и их подпевал не оберёшься. Инязор вашей компании- плохой свидетель. Он, пожалуй, даже о выходе 1 номера узнал «рost factum». А идея об ЭМ впервые озвучена мною лишь в мае 1994 г. Тогда же и начал всех напрягать на собранные в день 100 летия А. Рябова общественные деньги (тогда их разворовывание ещё не практиковалось ) выпустить 1 номер газеты. Ни о каком 1993 г. даже речи не может быть. Повторю, вся эта информация мною выставлена не для рекламы собственной персоны, она не нужна, а лишь как свидетельство и факты для поддержания нравственности, морали и недопущения подобного впредь. Чтобы через год снова не появилось желание врать и праздновать уже «100» лет. Вежай, я тебе не судья, но вот напоследок- шанс «отмыться» перед публикой, перед всеми нами безо всякого изворачивания. Ответь. 1. Сколько лет газете ЭМ? 2. Зачем и кому нужна была эта дезинформация? В завершение ещё один момент. Ну и что, что соврали; ну и что, что деньги воруют и т.д.! Цель оправдывает средства. Вперёд! Boljaenj Syresj Выставляю этот «шедевр полемики» напоказ. В том числе Вам самому. Прочитайте, осмыслите, что написали. Может немного стыдно будет. Вроде, полковничью папаху носили, а вместо подобающего такта и культуры -казарменное тыкание. Во-первых, я старше Вас. Во-вторых, мы не знакомы. В третьих, как принято говорить, вместе ничего не пасли. В четвёртых, информацией, жив ли, здоров ли, в каком состоянии нахожусь, и т.п. не владеете. Однако, не размышляя и не беспокоясь, что можете попасть в глупое положение, кидаете реплики, характеризующие лишь Ваше собственное, неприличное лицо. Это и произошло. Боюсь, что сказанное никакого впечатления не произведёт. Но, будет лучше, если ошибусь. Boljaenj Syresj Комментарий от: 13 час. назад "24 сентября оказался участником проведения «20 -летнего» юбилея газеты «Эрзянь Мастор." "Мне не нужна ни самореклама, ни слава и т.д." "...мне довелось быть активным участником событий той поры..." "Сама идея её создания, название - «Эрзянь Мастор» принадлежат мне." "активно 10 лет с 1994 по 2004 гг потратил на становление газеты.". " ..мне с помощью эрзян-единомышленников удалось создать и зарегистрировать..." Всё бы ничего ( кто без тщеславия?), да и помним мы о твоих делах, если бы не последний абзац про Эрюша Вежая. Валентин, что же ты хотел сказать своей статьёй? Рано отпраздновали? Ну и что, по большому счёту? Но! "Запоминается последнее...". Эрюша, и дела его, мы знаем и видим, и роль его в эрзянском движении растёт. А вот что осталось от твоего "былого величия"? Ты где? Кто рядом с тобой? Гавкнул, мол, "это не так", да вот здесь "не эдак"! Ну, дак, сделай и покажи как нужно? Но дел нет, и ведёшь ты себя как то мелковато. Не по мужски. Несерьёзно. "Наезд" на уровне лестничной площадки. Не перевернись" "Если девятку перевернуть, то получается шестёрка". Народная арифметическая шутка. :- Самая " острая" в среде сверхсрочников эпохи Леонида Ильича !

Virjaz: Вежай, глубоко вздохни, до десяти посчитай, а потом еще раз прочитай мой пост, вопрос сам собой отпадет. Тема: "Эрзянская община России" не только о том "как это было". В ней взгляд на события, явления, дела и помыслы как отдельных личностей, так и Движения в целом. А так же того что его окружает. Это написано в заглавии темы. Читать "тяжело" в особенности о прошлом. Легче отметить " примерный Юбилей". Так вот, "Вале леляй" входит в совет Общины. Газета "Эрзянь Мастор", "чтобу а шнамс вале леляйнень" плод многих настоящих эрзян, включая и тех которых уже нет с нами. И прошедший "юбилей", и содержание газеты за последнее время, ведет к дискредитации и самой газеты, и "передовой актив", и "поздравляющих" которые "олицетворяют Эрзянское движение" как не знающих историю эрзянизма. И эта ситуация обсуждалась на совете Общины. И отреагировать было принято то же на совете. И именно Валентин должен на эту тему высказаться. Газета это его идея. Именно газета сормировала и еще сдерживает от полного краха эрзянизм. А вы своим не знанием, не компетенцией, опозорили газету. Тебе лично, не стыдно что не знаешь историю "единственной эрзянской газеты". Истя же.

Эрзянь нилькс: Virjaz пишет: Истя же. Паро, Виряз. Вешемат нардамодо топавтыя .

Virjaz: В Мордовии правозащитники оспаривают законность прокурорской проверки update: 16-09-2013 (11:30) Мордовская общественная организация "Эрзянская община Мордовии" пыталась оспорить в Пролетарском районном суде Саранска законность проверки ее деятельности районной прокуратурой, но проиграла процесс. Как 16 сентября сообщил корреспонденту Каспарова.Ru председатель организации Валерий Коянкин, скоро дело рассмотрит апелляционная инстанция — Верховный суд республики. Проверка проводилась в апреле 2013 года прокуратурой Пролетарского района Саранска совместно с Минюстом республики на основании некого плана, составленного по "заданию" республиканской прокуратуры, которая выполняла поручение Генеральной прокуратуры РФ о проверке исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и иными НКО. Обращение в суд община обосновала тем, что по закону прокуратора осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России, при этом прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки проводятся на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, иных оснований проверок нет. В суде, состоявшемся в конце июля, представитель районной прокуратуры подтвердил, что информации о нарушении закона "Эрзянской общиной" не имеется. Более того, в плане проведения проверок организация не упоминается. Однако суд отказал правозащитникам на основе некого приказа Генерального прокурора РФ от 17 января 2009 года, по которому прокуроры субъектов Федерации обязаны систематически проводить проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму "на основе анализа состояния законности" и в плановом порядке. Коянкин не исключает, что косвенным поводом для проверки стала его деятельность в качестве председателя регионального отделения РПР-Парнас. Отметим, что "Эрзянская община" существует с 2000 года с целью возрождения и сохранения духовных и нравственных ценностей, поддержки развития национального образования, истории, культуры, языка эрзянского народа, установления и укрепления равных межнациональных отношений, защиты прав и свобод граждан. Последние десять лет организация не ведет никакой финансовой деятельности. Напомним, что органы прокуратуры России с марта 2013 года проводили массовые проверки НКО. Целью таких проверок официально объявлен поиск "иностранных агентов" с зарубежным финансированием среди некоммерческих организаций. Сергей Горчаков



полная версия страницы