Форум » Инязоронть мереманзо, тевконёвонзо /Постановления, документы Инязора » РЕЗОЛЮЦИЯ 2-го ЭРЗЯНСКОГО КОНГРЕССА - 2-це ЭРЗЯНЬ ИНЕКУЖО » Ответить

РЕЗОЛЮЦИЯ 2-го ЭРЗЯНСКОГО КОНГРЕССА - 2-це ЭРЗЯНЬ ИНЕКУЖО

erzianj : РЕЗОЛЮЦИЯ 2-го ЭРЗЯНСКОГО КОНГРЕССА - 2-це ЭРЗЯНЬ ИНЕКУЖО Присутствовало: 93 делегата из 10 регионов РФ. Были наблюдатели от мокшанского, татарского, русского народов. Решения Эрзянского Конгресса: - Эрзянский Конгресс – Эрзянь Инекужо, является собранием представителей эрзянского народа. - Эрзянский Конгресс собрался в соответствии с нормами международного права и Конституции РФ. - Эрзянский Конгресс считает факт сокращения численности Эрзя народа на 300 000 человек за последние 20 лет демографической катастрофой эрзянского народа, требующий независимого и объективного расследования её причин и выработки незамедлительных мер по её предотвращению. - Эрзянский Конгресс просит Главу Республики Николая Меркушкина более радикально решать вопросы национально-культурного возрождения Эрзя народа, ибо для этого, для выполнения этой задачи и создавалась в 1928-1934 годах Республика Мордовия. Без решения названной проблемы она будет расформирована. - Эрзянский Конгресс считает недопустимым фактическое отсутствие теле- и радиовещания на родном языке в Республике Мордовия и в регионах компактного проживания эрзянского населения. - Эрзянский Конгресс оценивает положение эрзянского языка в регионах компактного проживания эрзянского народа как крайне дискриминированное и противоречащее законодательству и обязательствам государства по его сохранению и защите в соответствии с Конституцией РФ; Эрзянский Конгресс считает нарушением норм международного права и российского законодательства отсутствие по сути обучения детей на родном языке в системе дошкольного и школьного образования, отсутствие учреждений культуры, ведущих работу на эрзянском языке в местах компактного проживания Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс требует в объединенных малокомплектных — разных по национальному составу учащихся — школах вести занятия по программе национальных школ; разработать и принять закон «О национальной школе». Аналогичный закон должен быть и по среднеспециальной и высшей школе. - Эрзянский Конгресс считает важнейшим принятие Госсобранием Республики Мордовия закона «Статус национального села», так как основной нишей функционирования и развития эрзя языка, культуры являлось на протяжении веков село. - Эрзянский Конгресс подтверждает Декларацию эрзянского Конгресса 1995 года «Об официальном названии эрзянского народа» и обращается к органам государственной власти РФ всех уровней с убедительной просьбой принимать её к вниманию при разработке законодательных и иных документов, затрагивающих интересы эрзян в сфере образования и культуры, в области экономической, демографической и национальной политики. - Эрзянский Конгресс считает важнейшим и первоочередным делом всех эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций задачу консолидации народа в связи с реальной угрозой его исчезновения и сосредоточение усилий на восстановлении численности Эрзя народа, спасении эрзянского языка, культуры. - Эрзянский Конгресс высоко оценивает и поддерживает многолетнюю деятельность Фонда спасения эрзянского языка, газеты «Эрзянь Мастор», Союза тавлинских мастеров «Эрьмезь», Союза эрзянских женщин «Литова», общества «Эрзянь вайгель» и их вклад в новейшую историю и культуру эрзянского народа. - Эрзянский Конгресс считает важнейшим достижением эрзянской общественности в новейшей эрзянской истории восстановление Всеэрзянского моления-праздника «Раськень Озкс» и объявляет его главным праздником Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс одобряет создание Совета старейшин эрзянь Атянь эзем и выборы на нем Эрзянь Инязора. - Эрзянский Конгресс требует в селах, где сохранились старинные обряды, открыть национальные центры, в первую очередь в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района. - Эрзянский Конгресс считает: каждый делегат по месту жительства должен создавать отделение Фонда спасения эрзянского языка, которое будет объединять эрзян своего села, города, района. - Эрзянский Конгресс считает необходимым активнее использовать День эрзянского языка – Эрзянь келень Чи (16 апреля) для воспитания любви и уважения к родному языку и объявляет об учреждении Дня «Масторавы» - «Масторавань» Чи (21 декабря, чинь раштамочи), посвящёндого эпосу и истории народа. - Эрзянский Конгресс считает недопустимым существование столь малого количества эрзянских общественных и культурно-просветительных организаций для 600- тысячного эрзянского народа и призывает эрзянскую общественность всех регионов к большей активности в общественной и культурной жизни, к созданию эрзянских ассоциаций, обществ и фондов поддержки эрзянской культуры во всех местах компактного проживания Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс призывает всех эрзян поддержать имеющиеся эрзянские газеты, журналы и другие средства информации материально и интеллектуально, активнее подписываться на них, поддержать создателей эрзянских сайтов в Интернете, новый эрзянский журнал для молодёжи «Ратор». - Эрзянский Конгресс утверждает в качестве флага Эрзя народа бело-красно-чёрное (сверху вниз) полотнище, символизирующее в своих цветах Свободу, Жизнь и Землю Эрзя народа. - Эрзянский Конгресс считает необходимым регулярное проведение всеэрзянских форумов в виде Эрзянского Конгресса один раз в два года по решению эрзянских общественных организаций. - Эрзянский Конгресс выступает за укрепление и развитие культурных связей Эрзя народа со всеми народами в духе равноправия, дружбы и взаимного уважения. - Эрзянский Конгресс назначает своим представителем в Консультативный Комитет финно-угорских народов Ерюшова Б.А. (Эрюшонь Вежая), его заместителем в Комитете Мусалева Г.Д. (Кшуманцянь Пиргужа). - Эрзянский Конгресс назначает своим наблюдателем в Ассоциации финно-угорских народов РФ Кириллова В.И. (Пургазонь Викая), его заместителем Гаврилова П.Д. (Гайненькай Пичаень). - Эрзянский Конгресс назначает председателем Эрзянского Конгресса Мусалёва Г.Д., его заместителем Четвергова Е.В. и поручает им представлять настоящий форум в отношениях с государственными и общественными организациями в период между его созывами. - Эрзянский Конгресс обращается ко всем структурам местной и федеральной государственной власти с предложением сотрудничества для немедленных и эффективных действий по предотвращения этнической катастрофы Эрзя народа, сохранению эрзянского языка и культуры. Преседатель Эрзянского Конгресса Ерюшов Б.А. (Эрюш Вежай) Секретарь Эрзянского Конгресса Четвергов Е.В.(Нуянь Видяз) Эрзянь Инекужо – Эрзянский Конгресс. 16 апреля 2006 года, г. Саранск

Ответов - 1

Эрзянь нилькс: 1989 год. Заявление инициативной группы движения «Масторава» 14 апреля 1989 г. состоялось собрание инициативной группы Движения «Масторава». Собрание определило основные идеи, цели и задачи Движения, сформулировало важнейшие принципы его работы. Инициативная группа приняла решение опубликовать Заявление о программе своей деятельности, чтобы вынести её на всенародное обсуждение. Движение «Масторава» руководствуется идеями перестройки всех сторон жизнедеятельности и советского общества, выдвинутыми XXVII съездом КПСС и XIX партийной конференцией. Оно является интернационалистическим по своей сущности и составу, но главную свою задачу видит в поддержке и развитии идеи национально-исторического и культурного возрождения эрзянского и мокшанского народа, которая заложена в самом акте образования национальной автономии в 1928-1934гг. За прошедшие десятилетия сделаны определенные шаги в создании эрзя-мокшанской государственности и в национально-культурном строительстве. Эрзяне и мокшане, которые в составе русского самодержавно-крепостнического государства, подвергались политической, национальной и культурной дискриминации, получили статус народа, равного в правах с другими народами СССР. Однако эти права в силу, главным образом, субъективных причин, воплощаются в жизнь не в той мере, в какой необходимо. До сих пор мокшане и эрзяне не имеют своей национальной школы и национального театра; литературно-художественные журналы «Сятко»и «Мокша»явно не способны из-за своего объема обеспечить нормальное развитие литературы; в республике нет литературно-художественного журнала на русском языке; эрзянский и мокшанский языки не имеют статуса государственных языков; за последние десятилетия появились аномальные явления в социальном и духовном развитии республики: сформировался мордовский национальный нигилизм, катастрофическими темпами идет миграция коренного населения, среди отдельных русскоязычных субъектов начали возрастать антимордовские настроения, на улице, в общественных местах, на предприятиях и в учреждениях становится привычным явлением антимордовская брань, всюду раздаются злобные выкрики «Мордвин!..», «Глупая мордва!..», «Несчастная мордва!..», и т.п. Газета «Советская Мордовия» (теперь «Известия Мордовии» - Ред. ) сочла полезной эту брань поддержать в одной из своих публикация(см. № 66 от 19 марта 1989 г., ст. «Миллион отражений чужих…»); эрзянский и мокшанский народ официально носит в качестве своего имени иноязычное этническое ругательство «мордва», которое по своему смыслу тождественно прозвищам «черемисы», «хохлы», «москали» и т.д. В данных условиях эрзянам и мокшанам стало трудно нормально жить и развиваться на совей родной земле и в своей национальной республике. Движение «Масторава», учитывая сложность создавшейся ситуации, будет добиваться действительного осуществления в республике ленинской национальной политики, имея в виду все её части и аспекты. В качестве своих первоочередных задач оно ставит следующие: 1. Упразднение псевдо-этнонима «мордва». 2. Смена национальности «мордвин»-«мордовка» по национальности «эрзя»-«эрзянка», «мокша»-«мокшанка». 3.Смена названия «Мордовия» на название «Масторава» с национальными областями «Эрзяния» и «Мокшания». 4. Предоставление Республике полной автономии для решения культурно-национальных вопросов. 5. Проведение переписи эрзянского и мокшанского населения на всей территории СССР. 6. Придание эрзянскому и мокшанскому языкам статуса государственных языков. 7. Введение преподавания на родных языках в эрзянской и мокшанской национальной школе. 8. Введение преподавания родного языка и родной литературы в средней школе на всей территории СССР по месту проживания эрзи и мокши. 9. Введение преподавания в эрзянской и мокшанской школах национального фольклора. 10.Введение преподавания истории эрзя-мокшанского народа во всех учебных заведениях республики, а также в эрзянских и мокшанских школах на остальной территории СССР. 11. Введение преподавания в русских школах республики эрзя-мокшанской литературы, фольклора, языка и истории. 12.Создание национального театра. 13. Создание ежемесячного литературно-художественного журнала «Масторава», выходящего одновременно на эрзянском, мокшанском и русском языках. 14.Переиментвание главных улиц Саранска на названия, связанными с историей и культурой эряз-мокшанского народа и местного русскоязычного населения. Например, целесообразно переименовать: 1. улицу Б.Хмельницого в ул.Аввакума; 2. улицу Коммунистическую в ул. Ст.Эрьзи; 3. улицу Советскую в ул.Пуркаева; 4. улицу Московскую в ул.Яушева; 5. улицу Пролетарскую в ул.Евсевьева; 6. улицу Большевистскую в ул.Никона; 7. улицу Демократическую в ул.Руслановой. 15. Установить всесторонние связи с эрзянами и мокшанами, проживающими за пределами республики. 16. Добиваться экологически чистого промышленного и сельскохозяйственного производства. 17. Принять меры для придания нормального архитектурного облика Саранску. 18. Способствовать охране памятников истории и культуры. 19. Остановить миграцию коренного населения из республики. 20.Остановить поток в республику ссыльных и осужденных лиц. 21. Способствовать интернациональному воспитанию всех национальностей, проживающих в республике. Инициативная группа призывает всех, кому дороги судьбы родного народа и родной земли, присоединиться к Движению «Масторава» и содействовать практическому осуществлению вышеизложенных идей и задач. Мы обращаемся в Президиум Верховного Совета МАССР с предложением рассмотреть сформулированные нами неотложные задачи и принять по ним законодательные акты. *** Комментарий. Как будто ничего сверхвозможного восьмидесятники, пионеры национального движения эрзя и мокша народов, не требовали. Однако, анализируя их требования задачи, которые ставили почти двадцать лет назад, скажешь: какие они были наивными и недальновидными! Надеялись—голос их будет услышан. Увы, даже беглое знакомство с сегодняшним положением Эрзя и Мокша языков показывает: за двадцать лет власти ни шагу не сделали из того, что было заявлено, чтобы языки древнейших коренных народов имели будущее. Стало ещё хуже. Сегодня нет ни одного педучилища, где бы готовились учителя для начальных классов с преподаванием языка коренного народа. Сегодня массово закрываются так называемые малокомплектные школы и детские садики в эрзянских селах. Сегодня уровень преподавания родных языков в детских садиках и школах доведен до факультативов, кружков, уголков, кукол в эрзянских костюмах. И все-таки какие были светлые души у зачинателей борьбы за этническую справедливость! А что теперь? "Эрзянь Мастор" 2008 год, ноябрь



полная версия страницы