Форум » Инязоронть мереманзо, тевконёвонзо /Постановления, документы Инязора » Актуальный вопрос. Пси кевкстема. » Ответить

Актуальный вопрос. Пси кевкстема.

Эрзянь нилькс: Актуальный вопрос. Пси кевкстема. Почему именно эрзянскому народу власти России не дают возможности называться своим историческим именем ЭРЗЯ? Хотя в новейшее время: черемисы - стали марийцами вотяки - стали хантами лопари - стали саамами самоеды - ненцами Якутия - стала Саха Калмыкия - Хальм Тангч Осетия - Аланией Тува - Тыва Башкирия - Башкортостаном и т.п.

Ответов - 47, стр: 1 2 All

vijan1: Мне тоже сей вопрос не даёт покоя. Может есть глубинные причины в том, что и республика не Эрзяно-Мокшанская, как предлагали в своё время в " Мастораве", кому от этого было бы плохо?

саами: Хочу поправить лопари не стали саамами (саами). Так их называли и называют до сих пор, те кто пришел на землю саамов. Ведь не правильно же называть лопарями тех саамов, которые живут например в Швеции. Там ведь и Лапландии как таковой нет)) До сих пор мы настаиваем чтобы нас называли Саами. Я всегда в таких беседах привожу такой пример: кто такие хохлы? Те же украинцы? Но ведь попробуйте на Украине назовите украинца хохлом)) Так и у нас саами это народ, а называют до сих пор лопарями. И думаю это еще специально делается, ведь как и у нас так и у вас преднамеренно называют мордва и лопари, так ведь легче унизить народ, а значит и возвысить себя. Так делают недальновидные люди и я просто не обращаю на них внимания. Я всегда при каждой возможности поправляю собеседника что мы саами. И вам советую так же делать. Ведь вода камень точит, и тут своим упрямством и настойчивостью (эта черта у наших народов общая) мы добьёмся своего!!! Конечно я может не знаю всего , что происходит у вас, но свою точку зрения выразил.

Эрзянь нилькс: саами пишет: Саами. Как называют свою землю (страну) саами? На саамском и в переводе на русский с саамского?


саами: страна называется Sapmi. Вообще страна (земля) на саамском Ланнъ или еммьн(е).

Семен: Предлагаю на форуме установить зону прямого действия Конституции РФ. Ваше мнения на сей вопрос?

Танюш: А в чем это будет выражаться?

Семен: Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Что может следовать например из этого?

Семен: Семен пишет: 4. Общественные объединения равны перед законом. Отсюда следует: Мордовский съезд не имеет права вещать от всего народа, даже мордовского, т.к. это съезд всего одной партии и люди могут поддерживать или не поддерживать. Заявления организации Мосина о участии делегатов от всего народа - дешевый блеф.

Танюш: Семен пишет: Общественные объединения Для начала надо зарегистрироваться.

Семен: Семен пишет: 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя .................. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Разжига́ние межнациона́льной ро́зни (согласно советскому и российскому законодательству) — обозначение действий, направленных на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства, а также высказывания об исключительности, превосходстве либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности.

Танюш: из этого может следовать идеологическое и политическое многообразие, не подрывающее устоев РФ

Семен: Я знаю, что вопрос мордовской самоидентификации для многих эрзян и мокшан является болезненным. Здесь сказывается целый ряд факторов. 1. массовая и настойчивая пропаганда в республике: мордва — единый народ, мокша и эрзя — его субэтносы, различия незначительны. 2. внешняя идентификация — для большинства соседних с мокша и эрзя народов (да и в целом в России, благодаря проводившейся и проводимой политике) представители мокша и эрзя народов — это мордва и никак иначе. Так же сказывается тот момент, что почему-то идентификация себя с конкретным народом(эрзей или мокшей) во внешней среде (она навязывает такое отношение), а отныне и в Мордовии на официальном уровне, созвучно с национализмом (причём тут национализм, совершенно непонятно). Но приходится слышать что-то вроде:«мы мордва, и не разводите национализм». В этом утверждении нет абсолютно никакой связи между заявлением собственной самоидентификации и национализмом. 3. В республике формируется установка, что первоочередное признание своей мокшанской или эрзянской идентичности вместо мордовской — это что-то вроде предательства, оставление общего лона. Со всеми этими предрассудками, стереотипами и коктейлем из путаницы и бессмыслицы нужно последовательно бороться, проводя линию чёткой аргументации. Доказывая, что не может строиться идентификация народа на его внешнем образе. интернет сообщество

Семен: Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует: Отсутствие общественной организации не умоляет права граждан. Кстати есть фонд С.Э.Я. и народный фронт))) - гм... ,а не для этого ли она была создана? Многопартийность на бумаге.. вот вам на....

Эрзянь нилькс: Эрзяне! Фонд "Руця" объявляет конкурс за лучшую листовки, посвященные: 1. Переписи 2010 года. Идея: показать неправомерность требования властей записываться "мордвой" и жизненная необходимость записываться Эрзей для сохранения нашего народа. 2. Подготовке и призыву к Эрзя народу готовиться и собраться на Раськень Озкс-2010. Призы небогатые, но будут: книги. Идеи и варианты можно публиковать здесь и присылать мне в личку.

Танюш: Всё-таки Фонд - это не общественная организация, я думаю, у них статусы различаются, так как цели разные. Вот нашла в википедии: Фонд - Общественная организация, которая ведает (принимает и распоряжается) средствами, поступающими к ней для каких-нибудь социально значимых целей. Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Следовательно, фонды могут только распоряжаться накопленными денежными средствами, а общ.организации выражают и защищают интересы объединившихся граждан. Что и требовалось доказать.

Семен: Танюш пишет: Всё-таки Фонд - это не общественная организация, я думаю, у них статусы различаются, Есть и общественная организация, председатель В.Коянкин. г. Саранск. точное название не помню

Эрзянь нилькс: Семен пишет: общественная организация, председатель В.Коянкин. Да, его организация долгое время имела громкое название "Народный фронт эрзян". Теперь переименована в "Эрзянскую общину Мордовии". Юридически зарегистрирована. А деятельности не наблюдается. Нигде и ни в чем. Возникает вопрос, для чего содана?

Семен: Семен пишет: 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность Интересная юридическая деталь, получается в РМ должно быть не менее двух общественных организаций иначе... Кто сможет прояснить?

Танюш: А это общественная организация во главе с В.Коянкиным готова отстаивать интересы эрзянского народа? это ведь громадная работа, если по-настоящему, целенаправленно заниматься этим.

Танюш: Мне кажется, политические и общественные -это не совсем одно и то же. Политические организации призваны участвовать в управлении государством, а общественные нет. это с ходу, но лучше изучить этот вопрос более серьезно.

Семен: Танюш пишет: Мне кажется, политические и общественные -это не совсем одно и то же В данный случай может рассматриваться как аналогия закона. чтоб монополии не было

Танюш: Монополии и не будет. Представь, сколько в РМ разных общ-х и полит -х организаций, можно, кстати, в инете посмотреть, только среди них не найдешь ни одной, которая бы по-настоящему выражала национальные интересы. Но это уже совершенно другой вопрос. Главное - формально соблюдено условие многообразия, многопартийности. Формально монополии нет.

Семен: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Почитая память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознавая ответственность за судьбу нашей Родины перед будущими поколениями, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, МЫ, ЭРЗЯНЕ, ВЫСТУПАЕМ ЗА СИЛЬНУЮ РОССИЮ. Статья 15 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Я - ЭРЗЯ, один из немногих, соблюдайте мои конституционные права!!! Если я, буду единственным ЭРЗЯ в России, все равно не возникает права писать вот так; Мордовский (эрзя, мокша) народ Пишите вот так: ЭРЗЯ.

Танюш: Такое ощущение, что это орёл -эрзя с картинки так вещает, классно задумано! Семен, для листовки , по-моему, отлично! Картинка с этим орлом и подпись внизу: Я - ЭРЗЯ, один из немногих, соблюдайте мои конституционные права!!!

Семен: Танюш пишет: Семен, для листовки , по-моему, отлично! Примерно так?

Танюш: Да, именно так!

Семен: Возможно цвет надписи стоит заменить на синий

Танюш: Да, лучше заменить)))

Танюш: Кстати, синий - цвет надежды!

Семен: Подсказывайте, что еще отредактировать?

Танюш: Я - ЭРЗЯ, один из немногих, соблюдайте мои конституционные права!!! Надо поставить так, чтобы под картинкой равномерно встало А тот текст, который ниже - он тоже останется?

Семен: Танюш пишет: Надо поставить так, чтобы под картинкой равномерно встало А тот текст, который ниже - он тоже останется? Гм.. тут не фотошоп))) Возможности и умения ограничены)))

Танюш: Семен, а мон тондеть арсинь - колдун!!!

Семен: Танюш пишет: Семен, а мон тондеть арсинь - колдун!!! Время правки ограничено, поэтому все..!! Тут редактировать уже не могу

Семен: Кто поддержит идею по конституции??

Танюш: Хотелось бы взглянуть на тех, кто не поддержит!! Давай напомним, о чем речь, а то мы отвлеклись на оформление листовки))) Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Семен: 1Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Семен: Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Сыресь Боляень: Шумбрат весенень!!! Парсте теезь. Бути меленк ули, ютавтынк эрзянь кельсгак! Истя карми седеяк парсте. Мон ёртоули "...один из немногих". Кодамо "немногих"!!!??? Россиясь ловажанок лангсо чапозь.... Ну и последнее.... Если я не ошибаюсь, то на снимке орлан белоголовый или "лысый орёл", отряд соколообразные, семейство ястребиные, подсемейство и род - орланы. Обитает на американском континенте. На территорию России залетает на остров Беринга, в низовья Колымы и на восточное побережье Камчатки. Паряк минек вадовонть путомс - седе паро улевель? Кежть илядо кирде, арсян фотосонть а минек нармунесь...

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: фотосонть а минек нармунесь... Монгак истя арсян. Обмоцесь. Текстэсь пек мелезэм эзь туе. Эряви витьстэ меремс: Эрзя, тонь ламо пингеть лемдить продештясо. Неень Рузмасторонь Прявткоесь максы теть окойники видексчи (право) лемдемс эсь прят эсенек раськелемсэ - Эрзя!

Семен: Сегодня правитель Мордовии поздравил народ с днем Конституции которая в этой дивной "стране" не соблюдается. А зачем соблюдать? Народ все равно соглашается и даже поддерживает нарушения закона. Поражает особенно агрессия мордвы которая выступает за единство "мордовской нации", эти бедолаги поддерживают нарушение конституционности, а черз минуту будут сетовать, что в стране нет порядка. В день Конституции высказался.

Танюш: Мордовский съезд: две шаги налево, две шаги направо, шаг вперёд и два назад… Это школа Соломона Пляра, Школа бальных танцев, вам говорят! Две шаги налево, две шаги направо, Шаг вперёд и две назад. сл. и муз. В. Руденкова В он-лайн версии социально-аналитической газеты «Аргументы недели» №44/182 от 05 ноября 2009 г. была опубликована полная оптимизма и бьющего через край жизнелюбия статья Марии Баранчиковой «Новая мордовская пятилетка». Приведенная в исступление красочными национальными костюмами, журналистка взахлёб рассказывала о культурных «достижениях» Мордовии и намеченных на следующую «пятилетку» планах. Вот только у меня, как представительницы Эрзянь Раське, никаких радужных чувств эта статья не вызвала, более того, осталось горькое чувство, что наша национальная культура воспринимается россиянами почти как инопланетная экзотика, а насущные национальные проблемы Мордовии не просто безразличны, а используются ею как повод для проведения увеселительных псевдосъездов. Со мною можно не согласиться, говорить, что я вижу проблемы там, где их нет, что мне свойственно всё изображать в черном свете, но давайте не будем спорить, просто прочитаем статью Марии вместе. «Общий официальный имидж съезда был разбавлен красотками в красно-белых узорчатых платьях, цветастых платках-коронах и набедренных повязках с бубенцами». Первые же строки статьи отзываются во мне болью. Словами «красотки», «платья», «платки-короны», «набедренные повязки с бубенцами» Мария хлещет просто наотмашь. Насколько уместны на съезде «красотки»?! им место, пожалуй, только в кабаре, помните песенку из оперетты «Сильва»: «Красотки, красотки, красотки кабаре, Вы созданы лишь для развлечения!»?! Думаю, что у Марии слово «красотки» вырвалось не случайно, у журналистки мордовский псевдосъезд не оставил впечатление делового мероприятия, очередное веселенькое «развлекалово» с красивыми девушками в национальных костюмах. Теперь плавно перейдем к изображенным Марией национальным костюмам. Честно говоря, после прочитанного текста моё воображение нарисовало мне нечто среднее между русской красавицей и коренным населением государства Папуа-Новая Гвинея. Более варварского, извращенного описания нашего эрзянского национального костюма, пожалуй, и не придумаешь!!! Насколько надо не уважать своего собрата, чтобы, восхитившись его национальным одеянием, даже не поинтересоваться, а как называются предметы эрзянского костюма?! Я нисколько не сомневаюсь в том, что Мария так и не узнала, что на девушках были именно эрзянские костюмы, и что красно-белые узорчатые платья правильно называть панар, «платки-короны» - панго, а «набедренные повязки с бубенцами» - пулай. Читая далее статью, ненадолго задержусь на мордовском приветствии съезда Николаем Меркушкиным: «Открыл съезд Глава Республики Мордовия - Николай Меркушкин. Как и большинство выступавших, он приветствовал собравшихся по-мордовски». Мокшанам, вероятно, это потрафило, а вот чему радоваться эрзянам, мне непонятно. Почему Н.Меркушкин не поприветствовал эрзян на эрзянском языке, для меня загадка! Я, например, мордовского языка не знаю, да и зачем он мне, если я – эрзя?! Раз уж речь зашла о языках, то предлагаю забежать немного вперёд и обратить своё внимание на абзац, где речь идёт о едином мордовском языке (ЕМЯ). «Обсуждали возможность формирования единого литературного канона языка для всей мордвы… Многие писатели, ученые и журналисты всерьез озабочены расхождением норм и правил родной речи… К тому же разработка новых канонов должна поспособствовать росту национального самосознания…Участники съезда предложили направить максимум усилий на то, чтобы за оставшееся до переписи время научить соплеменников гордиться своей национальностью». Я писала ранее на тему, что ЕМЯ – это нежизнеспособная смесь, повторяться не хочу, лучше сошлюсь на свою статью «Эрзянский язык - не диалект», в ней я старалась аргументировано доказать самодостаточность эрзянского языка и полную недееспособность искусственного ЕМЯ. Но чтобы моё мнение не звучало одиноким соло, я приведу мнения известных в Мордовии филологов. Вот, например, что думает по этому поводу Секретарь правления Союза писателей России, председатель првления Союза писателей Республики Мордовия А.М.Доронин: «Носитель языка - народ. Он вкладывает в язык свою душу, менталитет, психологические и другие особенности. Мокша и эрзя - всё же разные по своему менталитету. Мы хотим скрестить эти менталитеты и дать в итоге один мордовский язык? Но естественный ли этот процесс? Возможен ли он?.. Сблизить же эрзянский с мокшанским невозможно. Во-первых, совершенно разная фонетика, не допускающая никаких "усреднений". Или она должна быть эрзянской, или мокшанской, но никто из представителей этих народов не захочет насиловать себя и свои звуковые, фонетические навыки. Во-вторых, и в грамматике есть расхождения. И снова или-или. Ни эрзянин не согласится менять свою грамматику на мокшанскую, ни мокшанин - на эрзянскую, чтобы его "тыкали носом", когда он делает ошибки в чужих текстах… В совремненных же условиях Мордовии при двух существующих языках единый литературный невозможен, ибо в роли "общемордовского эсперанто" выступает русский язык. И, таким образом, идея мифического единого "мордовского" языка великолепно служит практике русификации или, как раньше говорили, "обрусению инородцев"». http://www.erzan.ru/news/sblizit-mokshanskij-s-jerzjanskim-nevozmozhno А вот настоящий крик души, вырвавшийся у Татьяны Ковалёвой, журналиста, заслуженного работника культуры России и Мордовии: «…Поймите, испытываешь душевный дискомфорт от такого явного пренебрежения к твоему родному языку, в котором просто нет слов: "мордва", "мордовский". Ни в эрзянском, ни в мокшанском… …Представьте себя на нашем месте. Вдруг бы и вас перестали называть своим исконным именем. Когда-нибудь, возможно, не только эрзянский и мокшанский, но и другие языки сольются в единый. Только не усилиями учёных - даже не лингвистов, которые сейчас больше всего ратуют за "ЕМЯ". Может, кое-кто всерьёз думает, что частое повторение слова "мордовский" приблизит это "ЕМЯ". Но восточная поговорка гласит: "Сколько ни говори халва, во рту сладко не будет". …Возможно, будет дана соответствующая оценка и конъюнктурным идеям профессора М.В.Мосина (был же разоблачен достигший пика славы академик Т.Д.Лысенко), и какой-нибудь мальчик, как в сказке Г.Х.Андерсена, скажет, что у короля одежды-то и нету». http://www.erzan.ru/news/aktualno-no-nevozmozhno-opublikovat-v-smi-mordvy Хочется также напомнить, что 20 июня 2009 года в городе Лукоянове прошёл 3-й Конгресс эрзянского народа, в ходе которого был принят ряд важнейших национальных документов, направленных на сохранение эрзянского этноса и эрзянского языка. В частности было ратифицировано «Воззвание к эрзянскому народу», а также «Воззвание ко всем людям и народам мира в защиту эрзянского языка «Эрзянский язык в опасности!», где черным по белому прописано: Нам не нужен искусственно создаваемый вами ЕМЯ – единый мордовский язык. Пусть живет, здравствует и укрепляется наш родной и любимый ЭРЗЯНСКИЙ язык! С материалами 3-й Конгресс эрзянского народа можно ознакомиться по ссылке: http://www.erzan.ru/erzjanskij-kongress-erzjan-inekuzho Вернемся же к дальнейшему прочтению оптимистичной статьи Марии Баранчиковой: « …Мы укрепили свою репутацию как одного из самых динамично развивающихся регионов страны и продолжаем делать все для того, чтобы в республике царили стабильность и атмосфера согласия в обществе» Но так ли уж всё стабильно и благополучно в республике Мордовия на сегодняшний день? Обратимся к объективным данным неподкупной дамы – статистики: • За январь-октябрь 2009 года в Мордовии зарегистрировано в качестве безработных граждан 14,6 тыс. человек, что в 1,9 раза больше, чем в течение аналогичного периода 2008 года • За январь-октябрь 2009 года численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составила 34,4 тыс. человек, что на 37,1% больше, чем за соответствующий период прошлого года • в январе — октябре 2009 года индекс потребительских цен в республике по сравнению с 2008-м увеличился на 13,4 процента http://mrtoday.livejournal.com/114238.html#cutid1 • По результатам первого полугодия среднемесячная зарплата на одного работника в среднем по России составила 17 тыс.929 руб. (без 10 коп). Самая низкая – в Республике Дагестан—8 тыс.579 руб. По Приволжскому округу ниже всего размер среднедушевых доходов – Марий Эл (8 тыс. 667 руб.) и Мордовии (9 тыс. 701 руб.). Источник: ИА «Карелинформ» Цифры говорят сами за себя. Промордовская газета «Столица-С» может сколько угодно кричать о том, что в Мордовии самый низкий уровень безработицы, давно ни для кого не секрет, что из Мордовии идёт мощный отток рабочей силы, отчаявшиеся люди в поисках заработка вынуждены покидать родные места. Об этом я знаю не понаслышке, многие знакомые лично мне люди, прописанные на территории Мордовии, уезжают на заработки, оставляя на руках своих престарелых родителей детей. В результате дети растут без родителей, а их родители вынуждены на полулегальных условиях работать за пределами родной «процветающей» Мордовии. А вот и совсем свежая новость с сайта «КПРФ Мордовия» от 15 декабря этого года: «На своем собрании чамзинские коммунисты вновь обратили внимание на продолжающуюся дискриминацию отечественной рабочей силы в ОАО «Мордовцемент». Своих не берут, не принимают. Тезис о том, что «свои все спились» они отвергают. Коммунисты предложили провести протестную акцию». Предлагаю на примере Чамзинского района проанализировать, как обстоят здесь дела с изучением национальных языков, конкретнее – эрзянского языка (Чамзинский район – эрзянский). По уверению русской журналистки: «Со 2-го по 4-й класс национальные языки изучаются теперь и в русских школах, а родной язык, мордовская литература, история культуры родного края теперь в республиканской программе и являются обязательной частью учебного плана для всех общеобразовательных учреждений. Увеличилось и количество русскоязычных школ, где мордовский язык преподается как предмет: в 2001 году их было всего 39, сейчас - 322!» Основательно изучив доклад главы Администрация Чамзинского муниципального района Лобанова Геннадия Сергеевича «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период», я ещё раз с горечью удостоверилась, что ни об эрзянах, ни об эрзянском языке голова главы Чамзинского района явно не болит. Ни одного пункта, посвященного национальному вопросу, я в этом докладе не нашла. http://chamzinkarm.ru/10.html Напрочь отсутствует какое-либо упоминание о развитии национальной культуры в районе, о сохранении эрзянского языка, нет ни строчки в разделе IV «Дошкольное и дополнительное образование детей» о доле детей, получающих национальное эрзянское образование, изучающих эрзянский язык. Естественно, что в таких условиях детям Чамзинского района не прививается интерес к своим национальным корням, любовь к эрзянскому языку. Кстати, в школах Чамзинского района дети изучают не эрзянский, а мордовский язык, а ещё вернее учащиеся поголовно отказываются изучать этот совершенно непонятный для них язык. Для меня вообще загадка, какой язык именуется в Чамзинском районе мордовским?! Неужели в школах исконно эрзянского района преподают мокшанский(морд.) язык????? Не слишком ли много вопросительных знаков, спросите вы, и будете правы, переадресуем же эти вопросы Лобанову Г.С., и автоматически Николаю Меркушкину, может, они нам ответят на своём призрачно-загадочном мордовском языке. Но обратим свои взоры вновь на злополучную статью, а именно на строки, посвященные национальному эпосу: «Само название «Масторава» происходит от слияния двух слов - мастор, то есть «земля, страна, государство» и ава - «женщина». Это имя у древних эрзян и мокшан носила Мать-Земля… А теперь свод легенд, сказок и поучительных преданий стал доступен и на певучих мордовских языках, и в литературном переложении на русский. Правда, новый перевод вызвал неоднозначную оценку у участников съезда: кто-то обвинял издателей в небрежном отношении к тексту и множестве опечаток, другие критиковали чересчур вольное обращение с эпосом и неточности перевода» Однако, Марию Баранчикову мордовские знатоки дезинформировали. Название «Масторава», действительно, происходит от двух слов: мастор + ава. Вот только ошибочка вышла: «ава» в данном случае переводится с эрзянского на русский не просто как «женщина», а именно как «Мать», Мария недаром указывает имя «Мать-Земля». Мама = ава (эрзянский). А на мокшанском языке мама = тадя, не могло быть у мокшан богини Масторавы именно в силу этого существенного различия. А теперь подумайте, о каком едином мордовском языке может идти речь, если самое первое и самое родное слово для каждого землянина в эрзянском и мокшанском языках звучит совершенно по-разному!!! Кстати, существенно различающееся звучание таких основополагающих слов ещё раз настойчиво указывает нам на совершенно различные языковые группы этих двух языков. Мордовским лингвистам пора отбросить привычные стереотипы и попытаться наконец разобраться в языковых группах эрзянского и мокшанского языков, а не смешивать их в крепкоалкогольный коктейль по рецепту М.Мосина, снабдив предварительной надписью: Минздрав предупреждает… Я могла бы ещё бесконечно долго критиковать не столько статью Марии, сколько политику двуличия и притворного национального радения мордовских чиновников. Но боюсь, что утомлю читателя мордовским негативом и не успею донести до него главного: В октябре 2010 года пройдет Всероссийская перепись населения. Эрзяне, будьте бдительны! Помните: МЫ – ЭРЗЯНЕ! НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭРЗЯНСКИЙ!

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: осталось горькое чувство, Это горькое чувство у эрзян оставалось и остаётся после каждого "мордовского" съезда. Большинство "делегатов" эрзян до сих пор не понимают, что их используют лдя проведения политики мордвинизации-русификации Эрзя народа. Но всё более и более значительная часть эрзян стала понимать пагубность мордвинизации. Часть эрзян всё ещё убаюкивается мордвинизацией на мордовских съездах. Но всё более значительная часть осознаёт свою принадлежность к Эрзя народу, идентифицирует свою национальность как ЭРЗЯ и включается в работу по сохранению своего народа и Эрзя языка. Спасибо за статью!

Сыресь Боляень: Танюша, ты умница!!! Замечательная статья получилась!!! А опубликовать её, наверное, нереально в мордовских СМИ? Или нет смысла пытаться это сделать?

Изгой: Сыресь Боляень пишет: Танюша, ты умница!!! Замечательная статья получилась!!! А опубликовать её, наверное, нереально в мордовских СМИ? Или нет смысла пытаться это сделать? Она конечно же умница, если строит свои умозаключения только на основе газеты Эрзянь мастор, которая сказала, что Н.Аношкин выступил против мордвинизации, хотя в действительности он этого не делал. Так что Сыресь Боляень, как ты можешь верить автору этой статьи, когда она не знает реальной обстановки. Или знает необъективное мнение части эрзян. присвоивших себе звание арийскиз эрзян?

Семен: Изгой пишет: Она конечно же умница, если строит свои умозаключения только на основе газеты Эрзянь мастор, которая сказала, что Н.Аношкин выступил против мордвинизации, хотя в действительности он этого не делал. Так что Сыресь Боляень, как ты можешь верить автору этой статьи, когда она не знает реальной обстановки. Или знает необъективное мнение части эрзян. присвоивших себе звание арийскиз эрзян? Я знаю реальную ситуацию, начиная от выборов на съезд и до прибытия на съезд. так что думаю стоит вам промолчать.

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: А опубликовать её, наверное, нереально в мордовских СМИ? Или нет смысла пытаться это сделать? Смысл, конечно, был бы. Но опубликовать такую статью в мордовских СМИ, это, действительно нереально. В русскоязычных мордовских СМИ даже слово ЭРЗЯ практически не употребляется.



полная версия страницы