Форум » Пазос кемема /Религия » Христианство и эрзяне » Ответить

Христианство и эрзяне

miestaczkoviec: Интересно было бы узнать, как принял эрзянский народ христианство (православие). Как, например, относились бы к нему эрзяне, если бы эрзянский язык был введен в церковный обиход (богослужения, религиозная литература, молитвенники, проповеди на эрзянском языке и т. д.)? А сегодня православная церковь делает что-нибудь в этом плане? (Догадываюсь, что нет). Может ли священник разговаривать со своими прихожанами по-эрзянски? И почему верность ЭРЗЯН своим дохристианским верованиям так сильна?

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

chuvashon_erzja: ПРИМЕЧАНИЕ. «В частности, при сравнении смертности у православного и мусульманского населения нельзя не отметить того, что дети, когда питаются молоком матери, умирают в православном населении в большем количестве, чем в татарском, потому что у русских дети в рабочую пору оставляются дома, а у мусульман оне, большею частью, уносятся или увозятся в особых тележках с собою в поле. Наоборот, с того времени, когда дети переходят к общему питанию, смертность их преобладает в инородческом населении, а не православном» /Стр. 25/. Как видно из приведённых статистических данных, население магометанское, сравнительно с православным, имеет лишь 1/10 % большего естественного прироста, являющегося вследствие меньшей смертности в детском возрасте магометан. http://ruskline.ru/analitika/2010/04/20/ob_otpadeniyah_v_magometanstvo_krewyonyh_inorodcev_kazanskoj_eparhii_i_o_prichinah_etogo_pechalnogo_yavleniya/ - койсэм статьясь парсте сёрмадозь...

erzianj : miestaczkoviec пишет: Интересно было бы узнать, как принял эрзянский народ христианство (православие). православие эрзяне приняли первоначально как и все народы, которых стали обращать в веру - соправтивления, бунты, насильственная христианизация. Кстати, мокша сразу подалась уговорам православных и утратила свои исконные традиционные верования, тем самым ассимилировалась! А эрзяне бились до последнего, даже будучи насильственно крещеные, они продолжали быть верными своим Богам. Ведь Бог в сравнении познается.... miestaczkoviec пишет: Как, например, относились бы к нему эрзяне, если бы эрзянский язык был введен в церковный обиход (богослужения, религиозная литература, молитвенники, проповеди на эрзянском языке и т. д.)? не могу отвечать за всех эрзян. но я считаю важным отметить, что конституцией РФ (а мы все жители РФ) четко написано, что каждый человек имеет право свободно выражать свои религиозные убеждения ... значит и все это может быть. miestaczkoviec пишет: И почему верность своим дохристианским верованиям так сильна? потому что исконное и свое всегда ближе, нежеле насильственно внедренное. ДЛЯ меня лично не остается загадкой, почему человек частица ПРИРОДЫ по правосланым канонам является РАБОМ БОЖЬИМ. Кто ж Богу дал такие полномочия? А люди веруют в это, ну не иначе как этоодин из видов мазахизма, научно, наверное, ...по иному не могу ответить. а традиционная вера эрзян не напрягает ни в чем, эрзя в своей жизни видит проявления воли Инишкипаза и свои поступки. Если он сделает зло Природе, значит и природа ответит тем же. Гармония. ну это в кратце, можно много всего обсудить, давайте общаться и на эту действительно нужную темы эрзян.

miestaczkoviec: Что известно из истории о христианизации эрзянского народа? Она была, как правило, насильственной или же были миссии, которые действовали мирным путем? Многие народы имели свои традиционные верования, а затем приняли христианство. Что-то от традиции оставалось (в праздниках и обычаях, например), что-то уходило. Народы оставались самими собой, сохраняли свои идентичности, став христианами. Верили во Христа и одновременно в леших, русалок и т. д. Праздновали масленицу, вошедшую уже в христианский контекст. А Рождество? А Пасха, а Иванов день? Стоит только вспомнить верования древних славян. Так же и к Раскень Озкс русская церковь могла бы присоединить какой-то свой праздник, чтобы утвердить в эрзянах свою веру. А где можно прочитать о традиционной вере эрзян? Как она сохранялась в веках. Были ли у эрзян свои жрецы?


Владимир: miestaczkoviec пишет: Так же и к Раскень Озкс русская церковь могла бы присоединить какой-то свой праздник, чтобы утвердить в эрзянах свою веру. А что , неплохая идея ! Ака-туй приурочить к Сабан-тую , а Пасху к Курбан-байраму ! Глобализация наступает !!!

chuvashon_erzja: Владимир пишет: цитата: Так же и к Раскень Озкс русская церковь могла бы присоединить какой-то свой праздник, чтобы утвердить в эрзянах свою веру. А что , неплохая идея ! Ака-туй приурочить к Сабан-тую , а Пасху к Курбан-байраму ! Глобализация наступает !!! Сейчас еще в моем селе празднуют этнические и церковные праздники раздельно: исконные этнические в пятницу,а православные обычнов выходные(суббота и воскресенье). Здесь достигнут неплохой симбиоз,никто никому не мешает. Некоторые отмечают в обоих случаях, т.к есть семьи в которых муж православный ,а жена исконной религи и наоборот. Есть у меня знакомые у которых еще зять мусульманин ,они праздную праздники всех вероисповеданий.По сути это одни и те же праздники ,но с другими названиями. На примере Ака Туя и Сабан-туя(это солярные праздники этнических чуваш,татар,башкир...) могу информировать,что чуваши вирьялы(верхние районы Чувашии) это праздник называют Ака Туй -праздник свадьбы земли и плуга,а некоторые чуваши( анатри и анат-енчи -нижние районы Чувашии и районы близ Татарии) его называют Сабан-Туй . Значение праздника одинаковое -радостные чувства по случаю посевных работ ,а применены только разные названия плуга .Ака общее название плуга,а сабан -плуг с широкими лемехами применялся в Волжской Булгарии для распашки целинных земель в дельте Волги,Черемшана и Кондурчи. По сути появление сабана способствовало ,в какой-то мере,переходу некоторых кочевых племен к земеледелию. Мои односельчане-эрзяне такой плуг тоже называют сабан, но подобный праздник почему-то называют Маевка .Здесь вероятно влияние бывшей комм.идеологии и название месяца смешалось. Если соседи мусульмане приглашают моих родственников на Сабан Туй(знак особого уважения),то они едут туда всегда. Я в детстве любил ездить на велосипеде с друзьями на все праздники других сельчан. Наши предки тут ,на мой взгляд, давно отрегулировали тонкую грань между разными религиями и впервую главу ставили человеческие отношения,чем религиозные. Оттого и живут много веков в границах одного села люди разных национальностей и вероисповеданий, иначе бы не прижились. Нам стоит поучиться этому и не нарушать это равновесие в границах: села,района,области и России.

Владимир: chuvashon_erzja пишет: Нам стоит поучиться этому и не нарушать это равновесие в границах: села,района,области и России. Согласен на все 100 . Я за Раськень Озкс без присоединений и приурочиваний ! В родном селе моей матери ( Урюм , Тетюшский р-н , Татарстан ) ни одного национального праздника не осталось . Тут было написано , что мокша быстро отказалась от своих древних традиций и верований . Это не совсем верно . Общественные моления проводились вплоть до середины 20-х ( Велень озкс , Лайме озкс , Кереть озкс ды лама лият ) . Позже бабушкам даже дождь запретили вымаливать . Не положено . Так потихоньку и пришли к ситуации . Годом основания Урюма считается 1670-й . Земли были заселены чувашами , которые впоследствии были частично ассимилированы или переехали в соседние села . Сюгя (стерлядь) , лаек (цебярь) - наследие чувашского языка . Омокшаневшея чувашская деревня Юмралы дало имя Имбрал одному из красивейших волжских оврагов . Любопытно , что на окраине села находится мусульманское захоронение , датируемое 1325 годом . Раньше урюмские бабки ходили к нему молиться , пока надгробие таинственным образом не исчезло . В Тетюшском музее хранится ценный документ - старинная рукопись от 1685 года . " ... грамоту Казанского уезда Тетюшского пригороду деревне Урюму мордвину Нуяшу Биюшеву с товарыщи на сенные их покосы ... " . В позапрошлом году на празднике села в руки попала красочно оформленная анкетка с кратким описанием истории села . Дескать так мол и так - село организовали два выходца из Рязанской губернии с типично русскими именами , типо Степана Прохорова и Дмитрия Алексеева ( не запомнились мне их имена и не поверил , потому что про Нуяша уже знал ) . Так переделывается история - перекраиваются карты , подменяются имена . В Урюмском диалекте эрзянского хватает сполна . Шкай-паз , пазава , пащанга , пурьгине , оя , чиньчарама , пенч , озяс , псака , реве , судерькс ... Кому интересно - продолжу . Слова не просто так с неба упали . В урюмском случае эрзянское слилось с мокшанским в единое целое ! Со знаниями своей культуры и истории дела обстоят туго . Я с удовольствием провожу время на рыбацком стане в Федьканьляе . Сидим у костра , беседуем . Знания до народа донести некому ! А народ пока ещё тянется и гордится своим происхождением . В массы ! - как говорил великий Ленин . Сембонди пара вал . Пащанга . Владимир

erzianj : Владимир пишет: Я за Раськень Озкс без присоединений и приурочиваний ! мон тонь марто ялгай! Арсян миненек алкуксонь эрзятнене ( мокшоте, эрзятнень эйсте тусть- тень содасызь вейси) эряви ваномс минек эсинек Покш читнень ланкс, церкуватне бачкатнень марто ансяк эрить явозь минек эйсте , сынь минек ойметнень ды паро валдонть саить-потить... «минек Пазось весине паз...арсян монь раськем аёми...вансынек!» -кунсолык? тесе вана - "Тюштянь Пазчангот"

vilkacis: Владимир пишет: Лайме озкс Как переводится и что означает этот праздник?

Владимир: Лайме озкс - моление на лугах . В Урюме перед покосом на живописном месте с названием Равонь Шамапря ( Волжский Утёс ) . Макар Евсевьевич Евсевьев довольно подробно описывает традиции в своей книге " Мордва ТАССР " . Vilkacis - это волчок ?

chuvashon_erzja: Начальные знания можете получить в "журнале жизни" Эрзянь раскень Пазне кемематне

ASODAVIKS: http://erzianj-melj.livejournal.com/

chuvashon_erzja: Ловномодо мейле мелем эжни? Истя лиси минь(ки ней сёрмады) весе Рав чыресэ чачине! Монь ламот ялган эрить Татариясо,Самарань ёнсо. Тетюшасто патям ульнес. Улить лелям Н-Челнасо,Альметевскийстэ. Раськень Озкс пек паро,ансяк лият кемематнень илинк нарьга,кода РПЦ пувакшнызе эрзянь атятнень кемематнень. Весе ломатнень Пазось-вейке.

Владимир: Урчаса розань сельмованоманень ды няйса ... Велеса ютафтови оцю илась - Велень Озкс . Кильдюш ды Дамай идькакшснон мархта тясот - минь инь малавикс ялгане . Янбедсь лездыцятнень марта корчагаса илань ярхцамбяльть пидесы . Сельмонень эса акша панархнень эзда валда . Велесь кеподсь пря . Кеняркс кодама ! Финнонь технологиять вельде панжовсь ёлма сыволень цехсь , минь панаронеконь миьць и кодасаськ и сустасаськ , эрь одирьвати - пякшень парь .Тяни шава паксят ашт , уставасть велеряйхне козяста эряма . Ваныхть лангозонок лия велетнень эзда шабранек , дивандайхть , одс нужаса эрясть . Сынь мокшетне стамот - маштыхть ! Каяса ... Марян : папай , мамай , жарямс ,парямс . Ваксон озада ащи Михалыч урдазу сумоньса ды арси кинь мархта райцентрав ардома , Ванды вдь ёлма стиренц кстиндамац . Я . вана тяни ищо сиця коень шоврямась коста-бди эвондась . Уледа шумбра !

chuvashon_erzja: А сегодня православная церковь делает что-нибудь в этом плане? В феврале этого года была выпущена библия на эрзянском и мокшанском языках, полагаю РПЦ поняв свои ошибки будет вести проповеди на этих языках.

erzianj : chuvashon_erzja пишет: полагаю РПЦ поняв свои ошибки будет вести проповеди на этих языках. свои ошибки РПЦ НИКОГДА не поймет. они же РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ!

vilkacis: erzianj пишет: свои ошибки РПЦ НИКОГДА не поймет. они же РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ! В прошлом году, проезжая по Эстонии, заметил одну интересную вещь: вдоль дорог не было ни каких развалин (в Латвии иногда можно заметить заброшенные фермы или что-то в этом роде). Была либо природа, либо ухоженные домики. С одним исключением. Вдоль всего довольно длинного пути всё-таки было где-то четыре или пять развалюх. Знаете, что это были за здания? Православные церкви. После освобождения от советской оккупации многие русские из Эстонии уехали, а их церкви остались заброшенными, стали разваливаться. Эстонцам не нужна чужая религия. По статистике - только 17% эстонцев считают себя верующими. Интересное наблюдение - чем меньше значение христианства, тем более развитое государство. Из Балтийских государтв самое развитое - Эстония. А католическая Литва и католическая часть Латвии (Латгалэ) менее развиты.

erzianj : chuvashon_erzja пишет: В феврале этого года была выпущена библия на эрзянском и мокшанском языках, полагаю РПЦ поняв свои ошибки будет вести проповеди на этих языках. 22.02.2006 В Мордовии издана Библия на эрзя языке. В столице Мордовии – городе Саранск – сегодня прошла презентация Библии на эрзя-мордовском языке, одном из двух языков коренного населения республики. Впервые осуществлен полный перевод Нового Завета на национальный язык мордвы. Работа продолжалась почти 20 лет, хотя первые попытки предпринимались еще в начале прошлого века, передает ИТАР-ТАСС. Прекрасно изданная книга отпечатана в Мордовской республиканской типографии "Красный Октябрь" тиражом в 7 тыс экземпляров. По словам архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, Священное Писание на эрзянском языке увидело свет благодаря финансовой помощи общественных организаций Финляндии. Гости сегодня участвовали не только в презентации Библии, но и международной научно-практической конференции "Библия: язык и культура" – его организовало Саранское духовное училище, как раз в эти дни отмечающее свое 15-летие. Как сообщили в Саранской епархии РПЦ, за последние полтора десятилетия в Мордовии восстановлено около 300 православных храмов. По словам архиепископа, в настоящее время православные церкви восстановлены почти во всех сельских населенных пунктах – тогда как в начале 90-х годов, когда в Мордовии была образована самостоятельная епархия, их было немногим более 50. Это яркий пример возрождения духовности мордовского народа, сказал он. Православие.ру хороший тираж! Лучше бы на эти деньги выпустили учебники по Истории Эрзянского и Мокшанского народов двумя томами!!! В последнее время очень мало выпускается вообще литературы, не гвооря о лит-ре для специалистов, студентов...

miestaczkoviec: Католицизм и протестантизм не дошли до Эрзянь Мастор. Поэтому и не знаем, как к ним отнеслись бы эрзяне. В моей стране Римско-католическая церковь, начиная с 1990-х ввела в свой обиход белорусский язык, что вызвало всплеск симпатий по отношению к ней. В июле этого года довелось быть на празднике РКЦ в Будславе, где и службы шли по-белорусски, и проповеди, и выступления костельных хоров. Много было молодежи, говорившей на белорусском. Являясь католиками, белорусы остаются белорусами. С РПЦ, кажется, понятно, а что насчет других? Что касается эрзянского народа, то интересно проследить, как происходила его встреча с христианством. Если бы эрзянские князья решили принять его, то, наверное, оно и утвердилось бы. Если бы эрзянскому языку дали разумное место в церкви, то было бы все иначе. Дохристианская вера моего народа сохранилась до сих пор. Осталось Купалье (День летнего солнцестояния), Коляды (День, когда начинает увеличиваться его продолжительность), Дзяды (День памяти предков). В эти же дни празднуются и христианские праздники (католические, православные). Поэтому и был мой вопрос (может быть, не совсем правильно сформулированный) о том, как встретились традиционная религия эрзян и христианство.

Владимир: miestaczkoviec пишет: Католицизм и протестантизм не дошли до Эрзянь Мастор. Поэтому и не знаем, как к ним отнеслись бы эрзяне. В Саранске две действующие лютеранские общины с кирхами , эрзянская и мокшанская . Так что всё-таки дошли !

Серьгу Канстень: Если подойти к христианству, причем любой его модификации, с формальной и непредвзятой стороны, то окажется, что в его основе лежит архаичная, в своей основе рабовладельческая, религия одного маленького иудейского народа, с позиции эрзян проживавшего где-то на краю света. Поэтому первое, что приходило на ум эрзянину, впервые столкнувшемуся с христианизацией - а зачем мне это нужно? У нас свой пантеон богов и богинь под руководством Инешкипаза. Роли между ними распределены, вакансий нет. Возложенные на них функции они выполняют, экология и здоровье людей сохраняются. Насколько необходимо эрзянину со своим национальным менталитетом учить, что Авраам родил Иакова и т.д., слушать проповеди попа о том, что человек – раб божий, а жена - раба мужу своему и прочую чушь, пусть даже на эрзянском языке? Я имею некоторое представление о временах первичного крещения эрзян. Так получилось, что в моем роду в 18-19 веках были православные священники. Якобы еще Никоном балы разработана ползучая программа христианизации через подготовку священников из национальных кадров. Вот мои предки и попали в православное медресе. Параллельно с разрушением национальных верований изнутри применялись методы насильственные. Мои корни из пензенской эрзи, так вот, по рассказам моего деда, а ему рассказывал его отец, местный поп, в нашу деревню из крепости Пенза приходил поп мо стрельцами и массово крестил всех, кто попадался под руку.

chuvashon_erzja: Одинаково плохи насильственная христианизация и насильственный обратный процесс. Коммунисты в этом уже убеделись. Если имеются эрзяне уверовавшие в иные религии, то нет смысла их силком тащить в исконную религию. Это будет равнозначно тому,как сейчас бывшие коммунистические функционеры все стали религиозными. Религиозная Вера -это глубоко интимная социальная часть физической жизни,превращение её в политическую борьбу оскверняет её устои. Тому пример платные культы РПЦ, никак не связанные с религией: освящение мерседеса, особняка,договора купли завода,выборов мэра... Все это никак не связано с православием- явные поборы священнослужителей от РПЦ,забывших назначение религии. Политизация этнических религий приведет к тому же,т.к нет другого опыта... Каждый должен иметь возможность выбирать себе религию в сознательную пору, навязывать её в младенчестве -большие риски несчастья.

Серьгу Канстень: В качестве дополнения к посту chuvashon_erzja я бы добавил, что в наше время стоит проблема выбора не между религиями или их модификациями, а между здравым смымслом и религией вообще. Стыдно в 21 веке исповедовать религиозные культы, устаревшие тысячу лет назад. я сюда включаю и наш этнический культ. Эрзянская религия, во всяком случае для меня - культурное наследие, древняя традиция, связь с моими предками, помогающая сохранить национальную самоидентификацию. Так называемые мировые монотеистические религии, та же РПЦ, претендуют на руководящую роль в обществе, стремятся регламентировать его жизнь и последующее развитие, формируя двуличного человека с очень гибкой совестью.

erzianj : согласен с вами Сёрьгу полностью!!!

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Стыдно в 21 веке исповедовать религиозные культы, устаревшие тысячу лет назад. я сюда включаю и наш этнический культ. Я не совсем понимаю это высказывание. Мне не совсем нравится слово "исповедовать", но если его заменить, например, на "следовать", то почему же стыдно следовать древним традициям? Ну да, опять терминология. Слово "культ" тоже со своим "вкусом". Возможно, я несколько иначе понимаю смысл этнической религии. Во всяком случае, для меня этническая религия - это не пантеон богов с набором ритуалов. Для меня этничская религия - это в первую очередь философия и мировоззрение. Мне понравилось мысль Čuvašon-erzja о том, что и религия, и язык являются душой народа. Язык оперирует больше словами, а религия - образами и чувствами. И то, и другое дополняет друг друга, создавая общую картину мира и помогая лучше его понять. Сторонники латышской религии свою религию обычно не называют религией, а другими словами. Например, "dzīvesziņa", что условно можно перевести как "знание и умение жизни", или "Dievestība" (знание и понимание Диэвса) или другими словами. Это не вера, это знание, накопленное за тысячелетия. Часто они её сравнивают с наукой - наукой древних людей, которые тысячелетиями жили в гармонии с природой (в том числе "человеческой природой"), наблюдали её, учились её понимать, накапливали знания и передавали их следующим поколениям. Многие силы природы олицетворялись, для их лучшего понимания и поясниения использовались иносказания и сравнения с жизнью человека или другими понятными образами. Таким образом создавалось красивое поэтическое понимание мира. И оно всё время развивалось. С приобретением новых знаний этническая религия всё время модернизировалась. Важно также понимание "человеческой природы", что сегодня мы обычно называем психологией. Ритуалы, магия - это не просто традиции, а древние методы воздействия на психику. Конечно, в развитии, например, латышской религии был период вынужденного упадка. С 13 по 18 века эта религия была "в подполье", не могла развиваться свободно. А в 19 веке стало доминировать христианство. Остались лишь древние дайны - "гимны богов". Однако это не означает, что в 21 веке этническая религия утратила свой основной смысл - философия, знания о природе и человеке, система ценностей. Всё это осталось. Это механизм, с помощью которого можно обрабатывать современные знания. Как грамматика языка, которая позволяет создавать новые слова для понятий 21 века и интегрирует их в уже существующий язык. Также и этническая религия даёт механизм интеграции новых знаний в поэтический мир народа, созданный многими поколениями.

Серьгу Канстень: vilkacis пишет: Я не совсем понимаю это высказывание. Мне не совсем нравится слово "исповедовать", но если его заменить, например, на "следовать", то почему же стыдно следовать древним традициям? Ну да, опять терминология. Слово "культ" тоже со своим "вкусом" Да, действительно, сплошные оттенки слов, а ведь за ними существенные различия в смыслах. Религиозный культ – это просто служение какому-либо божеству с выполнением каких либо действий или обрядов, основа, костяк всех религий. Религия, по сути, то же самое, но покрытое оболочкой из духовных философских и мировоззренческих представлений. Есть существенная разница между этнической и мировой религией, как в латышском, так и в эрзянском понимании. Vilkacis сам отметил, что даже сторонники латышской религии ее так не называют. Наши этнические религии ближе к культам, поскольку объективно менее развиты философски. Скажем наш подзабытый эрзянский культ Вирьавы – богини леса, является только национальной культурной традицией. Все прекрасно понимают, что это мифический персонаж. Но когда на карте Венеры я вижу название «ущелье Вирьавы» мне приятно, потому что частичка культуры моих предков проникла на другую планету. И я сам с удовольствием приму участие в обрядах, посвященных Вирьаве, потому, что для меня это приобщение к моим культурным корням. Мировые религии – например христианство или ислам, претендуют на большее. А именно на философию и мировоззрение, убеждая своих последователей в истинности всех своих положений. А поскольку созданы эти религии были очень давно, то возник научно-образовательный парадокс. Представления о мире и человеке в этих религиях настолько устарели, что это уже даже не архаика, а окаменевшие останки. Мне «посчастливилось» познакомиться с учебником «православной биологии» для средних школ, есть и такой оказывается. Так вот автор этой белиберды крайне безграмотно стремился биологически обосновать божественное создание всего живого, включая человека, за 6 дней несколько тыс. лет назад. Тут же рядом учебник «Основы православия», который пытаются включить в изучение в средней школе. Так там открытым текстом излагается Библия: : «… и создал Господь твердь; и отделил воду, которая над твердью от воды которая под твердью. … И назвал Господь твердь небом …». Каково а? А если у школьников следующим уроком будет астрономия? Чему верить: закону Божию или астрономии? Вот что я имел ввиду, заявляя, что стыдно исповедовать в 21 веке религиозные культы. vilkacis пишет: Однако это не означает, что в 21 веке этническая религия утратила свой основной смысл - философия, знания о природе и человеке, система ценностей. Всё это осталось. Это механизм, с помощью которого можно обрабатывать современные знания. Не соглашусь с автором цитаты. Религия, тем более этническая, может частично сохранять элементы философии, или национальной системы ценностей, но знания о природе и человеке в современном понимании дать никак не может. Тем более не может быть «механизмом, с помощью которого можно обрабатывать современные знания». В противном случае современные науки о природе и человеке просто бы не развились. Зачем, если все уже создано в рамках религий. Ан нет. Все современные религии в недавнем прошлом были тормозом естественных наук. Сейчас они к ним примазываются, пытаясь модернизироваться. Первые поверхностные знания о природе и человеке приобретались древними людьми методом проб и ошибок, а религии в лице работников культа, которые не были заняты добыванием хлеба насущного, могли их хранить, систематизировать, постепенно выдавая собранный конгломерат информации за сокровенные религиозные знания. Еще раз подчеркну, религии никогда не создавали собственные знания о природе, поскольку в их основе лежит религиозный, постоянно устаревающий культ почитания божества и только.

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Религиозный культ – это просто служение какому-либо божеству с выполнением каких либо действий или обрядов, основа, костяк всех религий. Религия, по сути, то же самое, но покрытое оболочкой из духовных философских и мировоззренческих представлений. Не могу судить о всех религиях, но о природных религиях у меня сложилось другое впечатление. В первую очередь я имею в виду латышскую религию, посколько с нею знаком лучше всего. Так вот, "служение какому-либо божеству" в ней отсутствует. А вот философские и мировоззренческие представления присутствуют, и они являются не оболочкой для чего-то, а самой сутью. Они - результат знаний и опыта, который постоянно увеличивается и корректирует мировоззрение. Сами "божества" - понятия условные. Конечно, древний латыш, живя на природе, достаточно обособленно от других, имел много времени, чтобы дать волю собственному воображению - чтобы олицетворить и поэтизировать разные силы природы. Между прочим, а как поступает современный человек (выросший в условиях атеизма)? Мы говорим, например, "Новый год пришёл". Новый год постепенно начинает олицетворяться и превращаться в своеобразное божество. Именно таким же образом в латышской религии олицетворялись дни солнцестояний и солнцеворота. Эти точки отсчёта времени не только получали имена, но и становились героями (протагонистами) древних дайн. Для их описания использовались слова, которые описывают деятельность самого человека, например, праздник приехал на санях, расписанных узорами (зимой мороз расписывает узорами разные поверхности). А что для современного человека означает "судьба"? Она тоже с древних времён сохранила в себе черты некрего божества. В одной русской песне есть слова "госпожа Удача". Заменим слово "госпожа" на "богиня", и у нас получится богиня Удача. Думаю, что многие современные люди, сами того не осознавая, в большей или меньшей степени поклоняются богине Удаче. Удача присутствует в пожеланиях ("Удачи тебе!"), Удача присутствует в надеждах (каждый надеится на удачу). У латышей есть богиня Лайма (Laime), а слово "laime" означает "счастье". Идея счастья олицетворилась и стала богиней. Надо сказать, что слово "богиня" - новое в латышском языке. Лайма нигде не называется богиней, а лишь Лаймой. (Так же как мы не называем Новый год богом, а лишь Новым годом. И Удачу не называем богиней, а лишь Удачей.) В латышской религии не было слова "бог". Была некая универсальная сила природы (или космоса), источник всего, источник знаний, который называли словом "Dievs". Этимология этого слова указывает, что оно когда-то означало "небесный свет". Небеса. Постоянно меняющиеся, постоянно привлекающие внимание, очаровывающие своей красотой и безграничностью. Некая гипнотизирующая тайна мироздания, непознанная, но прочуствованная человеком. И названная словом "Dievs".

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Все прекрасно понимают, что это мифический персонаж. А разве в религиях есть немифические персонажи? (авторы самих сказок не в счёт)

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Мировые религии – например христианство или ислам, претендуют на большее. А именно на философию и мировоззрение, убеждая своих последователей в истинности всех своих положений. Претензии на истинность - есть признак деградации. Остановка в развитии. Естественная, природная религия отличается от искусственных тем, что она постоянно развивается. Новые знания делают коррекции в старых представлениях. Она природная потому, что не ограничивается сиюминутными знаниями какого-нибудь человека, а основывается на потенциальные необъятные знания, которые человеку ещё только предстоит узнать. Она всегда не закончена, она всегда в развитии. Она никогда не догматична, она всегда многовариантна - каждый человек воспринимает знания немного иначе и делает несколько иные выводы. Правильные или не правильные - не важно, время расставит всё по своим местам. Ошибочные представления исчезнут, правильные проверятся опытом, укрепятся и будут дальше развиваться.

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: vilkacis пишет: цитата: Однако это не означает, что в 21 веке этническая религия утратила свой основной смысл - философия, знания о природе и человеке, система ценностей. Всё это осталось. Это механизм, с помощью которого можно обрабатывать современные знания. Не соглашусь с автором цитаты. Религия, тем более этническая, может частично сохранять элементы философии, или национальной системы ценностей, но знания о природе и человеке в современном понимании дать никак не может. Тем более не может быть «механизмом, с помощью которого можно обрабатывать современные знания». В противном случае современные науки о природе и человеке просто бы не развились. Зачем, если все уже создано в рамках религий. У природной религии нет никаких рамок... Природная религия ничего не создаёт, она лишь сохраняет и обопщает те знания, которые у человека имеются. Она открыта новым знаниям. Например, между латышской религией и наукой нет никаких противоречий. О том, чего древние латыши не знали, они и не говорили. Никаким образом не ограничивая будущие знания. Однако в латышской религии были вещи, которых не хватает современному человеку. Латыши видели природу воодушевлённой, живой, "божественной". Сейчас человек видит участок земли и подсчитывает, сколько квадратных метров помещений на нём можно построить и по какой цене продать. Но он не видит деревьев на этом участке. Они для него лишь небольшое препятствие, которое нужно спилить. Человек же с латышским мировоззрением видел бы в этом самом участке кусочек живой природы. Если бы это был сплошной лес, то он конечно вырубил бы небольшую часть деревьев, где построить из вырубленных деревьев себе небольшой домик. А если это не сплошной лес, то он строил бы свой дом так, чтобы не мешать растущим там деревьям. Он не уничтожал бы природу, а нашёл бы способ как среди неё устроиться. Если бы такое мировоззрение было у всех современных людей, то никаких экологических катастроф у нас не было бы. Развитие бизнеса, очевидно, было бы менее быстрым, однако результат был бы на много лучше - мы жили бы в более гармоничном и чистом мире. Природная религия не противоречит науке и не создаёт никаких препятствий для получения знаний, она лишь направляет на более разумное использование знаний.

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Еще раз подчеркну, религии никогда не создавали собственные знания о природе, поскольку в их основе лежит религиозный, постоянно устаревающий культ почитания божества и только. Я не знаю всех религий, но в латышской религии нет никаких "культов почитания". Ну если только культ почитания жизни, культ почитания природы или культ почитания знаний...

Эрзянь нилькс: Шумбрат, Серьгу ялгам! Рад видеть твои посты, с удовольствием их читаю. Эрюш

Серьгу Канстень: Шумбрат Эрюш леляй! Рад новой всртече на страницах Андю. Подробности письмом

Ильконь Микай: У нас в деревне и церковь есть, и вроде христиане все, а бабушки старые нет-нет, да обмолвятся изредка:" Вай, Нишке - Вере - паз". На Троицу есть у нас обряд - все идут в лес, на поляну на склоне горы, к роднику. Здесь все гуляют, угощают друг друга. Потом наряжают березку и с ней проходят по селу после чего с песнями провожают ее, бросая в Шешму. На первый взгляд все по-христиански, да не совсем: склон горы это подобие древнего маара, угощение - поминание предков. Возникла Спиридоновка в 50-е годы 18 века, т. е. во времена активной христианизации эрзян. Так что переселенцы наверняка еще молились Нишке - Вере пазу и справляли свои исконные обычаи, только позже, когда попы добрались и до новых мест, забылась старая вера, трансформировались обычаи, да остались несколько старых песен. Прочитав выложенные отрывки "Масторавы" с удивлением обнаружил в ней одну из них - "Комулянь ава" (у нас так произносится)

erzianj : Ильконь Микай пишет: бабушки старые нет-нет, да обмолвятся изредка:" Вай, Нишке - Вере - паз". монь Лиза сыре покшавам истя: "Корьминець, Инешкипаз нолдык чумонок. Стувтнитянок тонь ледстнеметь"...кода видсте мери!

chuvashon_erzja: Мое мнение по поводу этнической религи давно сформировалось-она должа развиваться. Сейчас идет стадия реконструкции,поэтому она не подкреплена философскими трактами, не имеет духовных институтов и духовные лидеры вынуждены действовать на грани клейма -"секта". Бог здесь един - Инешкипаз, все остальное его эпитеты, сиречь функции. Мировые религии созданы не давно,особенно ислам. Для примера чувашская этническая религия ведет свой отсчет с 10532 года до нашей эры, т.е на сегодняшний день ей 12538 лет, какая другая "мировая" религия живет столько лет? В обощенном виде вероучение может звучать так: "Человек - часть природы, природа - тело бога, значит и человек, по сути, божественен. Человек не раб, а его плоть и кровь, часть Бога. Для утверждения единения с божественной сущностью, человек отправляет религиозный культ. Поклоняясь объектам Природы - телу Бога, постигает Бога". Я не жрец этнической религии, поэтому возможны неточности в моем суждении,но системы ценностей этнических религий мне гораждо ближе,чем кем-то насаждаемых "мировых". Христианство начало насаждаться в момент возникновения феодальных отношений,когда потребовалось знати оправдать свои права на абсолютныю власть над людьми,что не приемлимо для этнических религий. Любой верующий достоин уважения,но стремление любой ценой доказывать истинность "своей" веры чревата трагедиями,которые нам известны. Про обряды и культы можно спорить бесконечно,но размахивание кадилом нисколько не лучше,прыжков через костер...

miestaczkoviec: Религия сегодня начинает играть все более значимую роль в жизни общества. Идет возрождение православия, традиционных верований народов России. Ясно, что эрзянам необходимо будет определять свой путь. Среди участников форума его большая часть высказывается за традиционную религию, так как она важна для сохранения эрзянской идентичности. Тем не менее эрзяне будут всегда рядом с РПЦ. Какое возможно сосуществование рядом этих различных религий? Возрождение традиции делает только первые шаги. Насколько успешным оно может быть в XXI веке? Христианство и эрзянское самосознание несовместимы?

chuvashon_erzja: Христианство и эрзянское самосознание несовместимы? Я уже писал,что Вера -очень широкое понятие и глубоко интимная часть общественной жизни, ее должен формировать человек сам. Религия -это только часть Веры и часть культуры,формирующей самосознание. Эрзяне-православные и эрзяне,поддерживающие этнические религии или любые другие-все Эрзя. Путь нынешнего этапа многими определен -быть эрзянином. Отношения между конфессиями(проблема есть) надеюсь будут урегулироваться цивилизованными способами-убеждением. Здесь есть опыт сосуществования в рамках единого государства различных религий. эрзянам необходимо будет определять свой путь.На мой взгляд движение к цели различными путями может обогатить культуру эрзян и гарантировать достижения цели -сохранение и приумножение этноса эрзя

Ильконь Микай: Прежде всего необходимо избегать крайностей, как со стороны православия, так и со стороны сторонников традиционной религии. Попытки бросатся крайними лозунгами, особенно со стороны традициоников могут привести лишь к массовому непониманию и отторжению. т. е. официальные власти сочтут что это есть пропаганда очередной секты. Необходимо новое философское обоснование традиционной веры, как бы это дико не звучало на первый взгляд - тысячелетня вера и новая философия. Возможно получится найти понимание среди движения зеленых, они пожалуй наиболее близки сейчас к истинно эрзянскому пониманию окружающего мира. Эрзю взяли нахрапом - пряником и саблями, но осталось в глубокой народной душе глубинная вера - к ней и надо сейчас обращаться - через песни, книги, интернет. Рассказывайте детям о красоте родного края, и между прочим упомяните Мастораву, набрав в лесу грибов, поблагодарите Вирьаву, попив воды из родника посоветуйте ребенку сказать спасибо Ведьаве, чтобы не иссяк живительный родник. С этого начнется эрзянское возрождение с самого простого и на первый взгляд незаметного уважения к родной земле.

Серьгу Канстень: На мой взгляд, характерный образчик места и значимости религии в современном мире. Взято с форума на membrana.ru. Судите сами: История переведена с сайта politiquesusa.blogspot.com. Президент США, Джордж Буш, как известно, черпает свое вдохновение из Библии. "Иисус - мой самый любимый философ", заявил Буш однажды. К примеру, американский президент выступает против брака между гомосексуалистами, так как сама Библия не приемлет такого брака. Недавно, одна известная радиоведущая высказалась в поддержку Буша, отмечая, что гомосексуализм является извращением: "Так сказано в Библии, в третьей книге Моисеева, Левит, глава 18". Несколько дней спустя эта радиоредакция получила открытое письмо одного из радиослушателей: "Благодарю вас за вашу заботу об обучении людей Закону Божьему. Я многому научился, слушая вашу программу, и я всегда делюсь полученными знаниями с окружающими меня людьми. Но у меня все еще остались некоторые вопросы по поводу нескольких библейских законов и мне нужна ваша помощь, чтобы правильно их истолковать. Например, я хотел бы продать мою дочь в рабство, как это указано в Исходе, глава 21, стих 7. По вашему мнению, какую цену я могу за нее запросить? В той же книге Левит, глава 25, стих 44, сказано, что если я хочу иметь рабов, то должен купить их у соседних народов. Мой друг утверждает, что это относится только к мексиканцам, но никак не к канадцам. Не могли бы вы разъяснить мне этот стих? Почему я не могу иметь канадских рабов? Я знаю также, что не должен прикасаться ни к какой женщине, если у нее идет менструация, как сказано в книге Левит, глава 18, стих 19. Как мне узнать, идет ли у нее менструация? Я пробовал несколько раз спросить об этом напрямую у моих знакомых, но они почему-то все обижались. У меня есть сосед, который продолжает работать по субботам. Исход, глава 35, стих 2, ясно говорит, что такой человек должен быть предан смерти. Обязан ли я убить его собственноручно? Не могли бы вы избавить меня от этой щекотливой обязанности? Да, также: Левит, глава 21, стих 18, говорит, что нельзя приближаться к святилищу тому, у кого проблемы со зрением. Я же пользуюсь очками при чтении. Мое зрение должно быть обязательно стопроцентным? Можно ли занизить несколько это требование? Последний вопрос. Мой дядя совсем не уважает то, что сказано в Левите, главе 19, стих 19, высаживая на своем дворе два разных вида семян. Так же и его жена, которая одевается в одежды из разнородных нитей, а именно, из хлопка и нейлона. А еще случается дяде моему злословить. Так скажите, должны ли мы выполнить всю эту достаточно трудоемкую процедуру целиком, а именно собрать всех жителей нашего городка и закидать камнями дядю с тетей, как это сказано в Левите, главе 24, стих 14? Может, мы просто могли бы сжечь их живьем в тихом семейном кругу (Левит, главе 20, стих 14)? Жду с нетерпением вашего ответа. Еще раз спасибо, что напомнили нам, что слово Божие вечно и неизменно. Только так и не иначе"

vilkacis: Серьгу Канстень пишет: Так сказано в Библии...



полная версия страницы