Форум » Пазос кемема /Религия » Христианство и эрзяне » Ответить

Христианство и эрзяне

miestaczkoviec: Интересно было бы узнать, как принял эрзянский народ христианство (православие). Как, например, относились бы к нему эрзяне, если бы эрзянский язык был введен в церковный обиход (богослужения, религиозная литература, молитвенники, проповеди на эрзянском языке и т. д.)? А сегодня православная церковь делает что-нибудь в этом плане? (Догадываюсь, что нет). Может ли священник разговаривать со своими прихожанами по-эрзянски? И почему верность ЭРЗЯН своим дохристианским верованиям так сильна?

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

Владимир: А Васька слушает и ест !

Серьгу Канстень: Приветствую Вас, уважаемый Vilkacis! Напомню, что с подачи Miestaczkoviec затравкой нашего обсуждения было отношение эрзянского народа именно к одной из мировых религий – христианству, в частности к православию. Поэтому давайте разделим «котлеты и мух» или «зерна и плевел» на отдельные фракции. Начнем с «природных» религий. Должен сказать, что такой термин в религиоведении неизвестен. Я понимаю, что Вы имеете в виду, но должен отметить, что практически все религии первоначально выросли с олицетворения сил Природы и, формально, также являются в своей основе природными. Просто латышская религия, по всей видимости, в силу ранней христианизации, не успела вырасти в полноценную религию, что Вы и отметили, указав на отсутствие служения какому-либо конкретному божеству. Кстати, латышская форма сил Природы согласно Вашим постам называется «Dievs». Вы знаете, уж очень похоже на латинское «Deus» - бог. Я не буду спорить, возможно это случайное совпадение близких по смыслу слов в разных языках, но … . Должен также отметить, кто ряд терминов и определений имеет четкое общепринятое толкование. Так, термины «культ» или «религия» означают именно разные уровни почитания божеств, и только. Возможно, Вам потребуется дать иные определения для латышской дохристианской мифологии. Иначе мы и другие участники форума под этими словами будем понимать различные смыслы. Что касается персонификации Нового года или удачи, то мне не известны факты их обожествления в России. Если поэты их олицетворяют и пишут с большой буквы, то им простительно. Они мыслят эмоциями, а не фактами. И потом, это всего лишь отголоски влияния греческой мифологии, которую когда-то, в дореволюционные времена в обязательном порядке изучали в гимназиях. Греческие богини олимпийского периода, а также музы и нимфы (дочери Зевса), отвечали за отдельные элементы стихийных сил природы, действий или эмоций человека. Даже Пушкин в своих ранних произведениях неоднократно ассоциировал некоторые эмоции и впечатления с греческими женскими божествами. Вот, например, как частный случай, Артемида – богиня охоты на закате своего культа приобрела функции удачи в охотничьих делах. А еще у Зевса были дочери «мойры» - богини судьбы и рока. Так что, как писал поэт - «ничто не ново под Луной». Кстати, авторов Талмуда и Библии муза астрономии Урания явно не посещала, иначе такой ахинеи эти тексты не содержали бы. Видать, она в длительном отпуске была. Очень понравились Ваши фразы: «А разве в религиях есть немифические персонажи?». «Претензии на истинность - есть признак деградации. Остановка в развитии». Вот здесь мы с Вами сходимся полностью. Хотя представители мировых религий считают своих богов реально существовавшими или существующими (см. иудаизм, христианство, ислам) и именно претендуют на абсолютную истинность, как своих мировоззрений, так и своих богов. У Вас прозвучала замечательная мысль: «Она природная [религия] потому, что не ограничивается сиюминутными знаниями какого-нибудь человека, а основывается на потенциальные необъятные знания, которые человеку ещё только предстоит узнать. Она всегда не закончена, она всегда в развитии. …». Давайте заменим термин «природная религия» на комплекс наук о Природе, и все станет на свои места. Ну и об экологичности древних «природных» мировоззрений. Когда наших предков было мало, им удавалось успешно жить в единении с Природой. Сегодня нас много, более 6 млрд. человек. Все хотят жить, и непросто жить, а комфортно. Девиз – «назад к природе» просто не работает, независимо от страны, этнического самосознания или вероисповедания. Да, в виде исключения эпизодически появляются отдельные люди, или даже группы людей, желающие жить по природным законам. Вспомните хотя бы движение хиппи. Но они только подчеркивают общее правило. Экологические катастрофы – это конечный результат избыточной плотности населения Земли. Не убивать же излишки, в самом деле. И никуда от этого не деться. В силу внутренней природы человека, его склонности к конкуренции и комфорту, гармония с природой – это такая же недостижимая мечта, как и воспитание «любви к ближнему» в рамках христианства.

Эрзянь нилькс: Вчера на 1-м канале в передаче "Малахов+" прозвучало, что православные попы в Самарской области освящали бутсы футболистов. Новое направление деятельности РПЦ? Сколько стоит, интересно, эта процедура? Каков ритуал? Смысл? Парней, правда, сразу после этого поразила молния прямо в центре футбольного поля. Наверное, Пургинепаз возмутился. Кто может поделиться о других интересных обрядах РПЦ? Ещё одно направление: ставить кресты, где только можно. Например, в этом году в Карелии поставили крест на условном пересечении трассы М-18 Полярного круга. Кто может подсказать, каков смысл установки креста на этом месте?


БУРДЮМ: Нужно быть терпимее ко всем религиям..... А то так недолго и договориться можно.....

Эрзянь нилькс: БУРДЮМ пишет: Нужно быть терпимее ко всем религиям..... А то так недолго и договориться можно..... А в чем нетерпимость Вы увидели? В каком тексте? К какой религии?

Kuraevo: Вообще над русскими обхохочешься - они строят свои церкви, потом их рушут, потом восстонавливают и это не пока краска Андрея Рублёва не высохнет, а пока нефть не кончится!!!

Ловныця: Эрзянь Никлькс пишет: Ещё одно направление: ставить кресты, где только можно. Например, в этом году в Карелии поставили крест на условном пересечении трассы М-18 Полярного круга. Кто может подсказать, каков смысл установки креста на этом месте? Кресты ставят на кладбищах. Россия становится кладбищем исчезающих поселений коренных народов. Наверно приходит конец и трассе М-18. Леса Карелии почти уже вырубили. Поселения карелов, вепсов, русских переселенцев исчезают. Надо столбить кладбища крестами. Правда сами священники объясняют этот процесс защитой православных, воцерковленных людей.

Ловныця: miestaczkoviec пишет: Интересно было бы узнать, как принял эрзянский народ христианство (православие). Эрзяне воспринимали крещение, как трагедию. Об этом говорят архивные документы. К сожалению наши историки, например как В.К.Абрамов, обладая этими материалами не хотят довести их содержание до народа. Например из-за крещения произошло восстание, которое возглавил Несмеян Васильев. С другой стороны надо было жить, а тем кто крестился давали налоговые послабления. Даже где-то читал, что Петр Первый грозился отдать нас под власть татарского хана Касимки, если не будем крестится, а если окрестимся то 5 лет будем освобождены от налогов. Например эрзянин Сергачского уезда, Федор Догада ходил на прием к Анне Иоановне, которая помогла в построении церкви. Так что по разному, где пряником, где кнутом, мечами и копьями добились, что в эрзянских селения были построены церкви.

Эрий: Истя.

Паол-маол: Минек велесэ Сталинэнь шкасто ежасть церькванть, ансяк езь ежаво. Ансяк купол ежавсь ды иконат таргсесть. Ды мейле, а ламо шка ютазь, вейкс ежитятне пек эрязасто кулсесть, кие кода. Ксоды мекс...

Kuraevo: Вот, кажется Вольтер сказал "Если бы не было Бога, его надо было бы придумать", Бог у русских и европейцев(кстати, Правосланые и Католики не могут найти общего языка из за своих меркантильных интересов) имеется ввиду глубина духовная, но вспомним Аушвиц и советские концлагеря и я уверен, что никто некогда не пострадал от Эрзян.

volgin Andrei: Поставим вопрос ребром:крещеным эрзя путь на Раскень Озкс заказан?

Семен: volgin Andrei пишет: Поставим вопрос ребром:крещеным эрзя путь на Раскень Озкс заказан? Русское православие впитало столько эрзянского, что не вступает в противоречие с эрзянским мировозрением, осталось убрать из православия некоторые изжившие себя детали и оно может превратиться в совершенно иную религию. Раськень Озкс, обряд поклонения предкам, приходите все кто захочет!!!!

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Поставим вопрос ребром:крещеным эрзя путь на Раскень Озкс заказан? 1. Перед кем Вы этот вопрос "поставили ребром"? Перед МОРДВАСЬ, ПОПОМ РПЦ или перед собой?

Александр: ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Семен: Ине ЧИ марто эрзят!!! С днем сотворения мира эрзяне!

Эрзянь нилькс: Мезе те Инечись? Эрьва раськенть улить покшчинзэ. Сынь тешкставить ламо-ламо пингень перть, секс ломантне содасызь, кодамо покшчись, зярдо сон эрси, кодамо смустезэ, ютавтомань коезэ. Тюркань раськетнень, содатано, эрсить сабантуест, курбан-байрамост, нардуканост, рузтнэнь — рождестват, пасхат, миколат, троицят, покровт, казанскойть ды сядот лият. Улить-арасть эрзянь покшчить? Те таркасонть, секень вант, ловныцясь мери: минекак роштоват, миколат, троицят, покровт ды седе тов. Ды ансяк пасханть таркас, паряк, ёвты Инечи. Тень пингстэ а арсияк: весе вере ёвтазь покшчитне — авопь эрзянь. Минек кезэрень пингень покштятнень ульнесть эсест покшчист. Кодат? Терявтано невтемест. Ушодтано тундосто. Весе содыть: Инечиде икеле эрси Эрьбань чи. Ней сонзэ ловить христианонь покшчикс, келя, те чистэнть Иисус совась Иерусалимс. Вана Евангелиясто саевкс: “Тонавтницянзо ветясть од осёл, озавтызь лангозонзо Иисусонь, ды сон поладызе кинзэ, кода сёрмадозель: “Иля пеле, Сиононь тейтерь! Те тонь Инязорот моли, од осёл лангсо аштезь”. Иисусонь мельга молиця ды учиця ломантне ацасть кинзэ ланга оршамост, кирдсть кедьсэст пальмань тарадт ды сеересть: “Осанна Давидэнь цёрантень! Чанстев улезэ Пазонь лемстэ сыцясь! Осанна верцетнесэ!” Зярдо Азорось совась Иерусалимс, весе ошось талнозевсь. “Кие те? Кевкстематнень каршо мельга молицятне кортасть: “Те Иисус, Галилеянь Назаретстэ пророкось”. Азорось совась кудозонзо, Пазонь xpaмс, конань микшницятне теизь злыдарень пизэкс. Азорось пансинзе храмсо микшницятнень ды рамсицятнень, пичксевтинзе сэредицятнень, визделгавтнинзе озатятнень ды книжниктнень ды лиссь”. Те саевксэнть ловномадо мейле чачи кевкстема: кона ёндо тесэ эрьбась, Эрьбань чись? Ды кона ёндояк! Эрьбань чись — те кезэрень финнэнь-угрань покшчи. Эрьбась ушоды панжовомо (цветямо), зярдо ушосонть лов, натой якшамояк, ансяк тесэ-тосо неявить солазь модапанкскеть. Сон ашназа, чевтине пупорькасонзо невти: сась Тундось, Мастораванть лангсо эрямось одов кармась вельмеме. Те одс чачомань, певтеме Эрямонь символ. Кезэрень пингене те чинть тешкстасть весе финнэнь-угрань раськетне, конат шканть молеманзо марто човорявсть славянтнэнь марто (мерятне, муроматне, мещератне). Те човорявксось улияк рузонь раськесь. Церковниктнэнень эзь лепштяво, эзь кардаво Эрьбань чись, ды сынь яволявтызь сонзэ христианонь покшчикс. Кода эрзятне тешкстыльть Эрьбань чинть, ловнок “Чилисемасто” (1994 иень 5 №). Эрзятне, кода ламо тёжат иеде икелеяк, нейгак тешкстыть Инечи, аволь пасха. Мезе истямось “пасхась”? Евреень те валонть смустезэ — ютамо (переход). Те кезэрень еврейтнень историянь покшчист. Зярдо сынь оргодсть Египетстэ, савсь тенет ютамс Кулозь иневеденть трокс (Мёртвое море). Улънесь ведень потамо шка (omлuв), еврейтне ютавсть, лиссть тона чирентень — ушодовсь веденть мекев самозо (прилив). Египетэнь ушмось, кона пансь мепьгаст, весе ваясь. Еврейтне тень ловизь Пазонь Лездамокс ды се шкастонть саезь свал тешкстыть пасханть—ютамонть. Ульнесь те тевесь Иисусонь чачомадо пек седе икепе, те покшчистэнть еврейтне панильть ламбамсто сюкорот, кодаткак артозь алт арасельть. Христианствась, кода секта, чачсь иудаизманть (евреень религиянть) потсо. Зярыя сядот иеде мейле христиантнэ, иудаизмадонть явомга, кармасть пасхантень путомо лия смусть: те, келя, кулозь Хрисосонть эрицятнень юткс одов ютамозо, лиякс меремс, вельмиямозо. Артозь алтнэ, келя, тусть Мария Магдалинасто, кона сась Тиберий римень императоронтень, казнекс венстясь тензэ ашо ал ды мерсь: “Христос вельмесь!” Императорось мерсь: кулозень вельмемас кемемс истя жо стака, кода стака кемемс — те ашо алось якстерьгады. Зярс сон тень кортась, алось, келя, кармась якстердеме, тюсозо чополгадсь ды теевсь тусто-якстерекс. Тестэ, келя, тустькак артозь алтнэ. Неть “келятнень” кемсынзе бути ансяк 4—5 иесэ эйкакш. Алкукс тевесь ашти тунь лиякс. Инечись сюлмазь Инешкипазонть (Чипазонть) — Модамасторонть теицянзо марто. Финнтнэнь-угратнень арсемаст коряс, Инешкипазось Мастораванть (Моданть) теизе ведьнармунень алонь формасо ды артызе-мазылгавтызе сонзэ. А стяко эрзянь фольклорсо истя сеедьстэ вастневи Иненармунень чачось! Секс Инечись эрзятнень туртов аволь “пасха”. Инечись — Модамасторонь Чачома Чи (День Сотворения Земли), сонзэ тешкстамс артыть-мазылгавтыть алт — Модамасторонь символ. Кона варштавксось седе домка, превей ды мазый, арседе тынсь. Лия раськень историянь ды культурань содамось — тевесь вадря, эсетенть асодамось улемаль визьксчамакс. МАРИЗЬ Кемаль

Маол: Парсте!

Лазырь Сашкунь: Монень пек вечкеви, кода сёрмады эсист сёрмадовкстнэ Маризь патяй. Сынст пек шождасто ловномс. Сынь свал видеть. Мон мартунзо свал ве мельсэ

Маол: А пек умок ульнинь велесэ, ды муинь тосто вана истямо конёвнэ: Газета "Арзамасские вести" №20(326) от 20-26 мая 2010 г. раздел "Духовные вести" то-ли газета, то-ли священник отвечает на вопросы читателей. ".................... "В моём населённом пункте церковь взимает денежные средства за оказанную населению помощь (освящение, отпевание и т.д), недавно приобрела магазин, а Батюшка ездит на джипе. Это правильно? С одной стороны, понимаешь, что и церкви надо на что-то жить, а с другой, в голове не укладывается происходящее." - Поступая по Слову, мы должны приносить в Божий дом десятины (десятую часть своего доходя - любого). Но это не заповедь. В Малахии 3:10 Бог говорит: "Приносите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня...: не не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения для избытка?" Когда мы приносим свои десятины, проверяется наша вера. Можно и не приносить ничего в церковь(интересно как -же тогда, отпевание и освящение - тю-тю? - маол) - но тогда мы сами себя лишаем Божьего благословения. А наши пожертвования - это уже сверх десятины, когда Господь положит в сердце желание помочь конкретно кому-либо в чём-либо (мы можем жертвовать своим временем, совершая какое-либо доброе дело - не для себя конечно). По поводу вашей церкви...Если это действительно Божий дом, в котором вы "питаетесь" духовно, если это церковь, которая учит вас близости с Отцом, тому, чтобы быть во Христе - тогда просто думайте о том, что каждый человек даст отчёт перед Богом за себя. И Батюшка тоже будет отвечать перед Богом. Молитесь за него и благословляйте его. (p.s Если бы все верующие приносили в Божий дом свои десятины - возможно, отпала-бы и "необходимость" взимания денежных средств.)" Похоже ответ давал тот самый батюшка, что на джипе ездит.... ВЕРИШЬ? - ПЛАТИ! ...а батюшка ответит, но пока не ответил - на литые диски ему не хватает

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Похоже ответ давал тот самый батюшка, что на джипе ездит.... Койсэм, ули Кемема (Вера), ули Религия. Кемемась - эряви ломанентень. Сонензэ лездыяк. Религиясь - эряви Рузмасторонь кирдивиентень. Сонензэ лездыяк. Мон уш вере та-косо сёрмалинь. Вейке а покш ошкесэ бачкась аволь сонсь ардымень ветямо чаро экшсэ озадо. Мейсь сонензэ гаишниктнень марто вастовкшномс-кортнемс ды штрафт тенст пандомс? Чей аволь пазонь урень те тевесь... Сон сиведсь ардымень ветниця (шофёр). Панды тензэ кедьс (каявкс=налогтомо) 40000 целковойть! Пек сюпав РПЦ-сь.

Сантяй: Эрзянь нилькс пишет: Койсэм, ули Кемема (Вера), ули Религия Монгак истя арсян. Религиятнень теизь ломантне, а Кемемась - те седе покш, Ине чарькодема.

Эрзянь нилькс: Лияськак тень а саеви превс. РПЦ-нть зняро ламо пельсь вачодо урензэ, тень пингстэ РПЦ-сь ознома кудонзо сырнесэ вельти. Потмосткак - весе сырнень. Мейсь ды кинень невти сюпавчинзэ? Тень пингстэ эйдень кужотне, школатне, культурань кудотне, библиотекатне кажосо эрить. Секскак, РПЦ-сь - те Религия, конась эсь уретнестэ эрьва мезень кис саи ярмак. Те уш - коммерциянь тев.

Эрзянь нилькс: Уралистикась невтьсь истямо сёрмадкс: http://uralistica.ning.com/profiles/blogs/erzyanskoe-religioznoe?xg_source=msg_mes_network Мон Самара ёнксонь эрзя. Эринь-касынь тосо тешкстазтнень буетнесэ - шабрацек. Ульнинь сеть велетнесэяк Истямодо мезеяк эзинь марсе. Неть велетнестэ истятт содавикс эрзят: Серафима Люлякина, Боров... Кияк соды теде мезеяк?

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: Кияк соды теде мезеяк? Мон эзинь марсе. Эряви Толай леляйне сёрмадомс- сон тосо эри...

Александр: *PRIVAT*

chuvashon_erzja: Александр пишет: Ансяк мон содан Зярдо карми мелеть тень коряс ёвлемс, сёрмадт моне ели эсинек мелькузос

слава: Мордва отличается склонностью к ассимеляции, в диаспоре детей уже не учат родному языку в семьях, эсист ютксо эрзякс кортыть, пакшатнинь маро рускс. исят и пазнынь эсист ёрдызь и рузын пазнынь озныма уставасть. Косо ки маро эрить се маро и озныма уставасть, миник ульнись эрзень велит косо эрзетне саизь строобрдицнынь кемымыст, лепень-крёст тес мернисть

Эрзянь нилькс: слава пишет: лепень-крёст тес мернисть Те кодамо велесэ истя?

volgin Andrei:

Сантяй: Те косто сермадовксось?

Эрзянь нилькс: Эрзянь латиницасто рузонь тешкссэ сёрмадовксонь ютавтовкс: Кода рузонь попось эрзянть рузонь пазавас озномо кармавтсь. Кода велесь кармась пуромомо ды пуромсть покшссто ветесядт ломанть, сестэ кармасть силком лемдявтомост. Тейсть тест церькува ды мерьсть тенст: «рамседе пазават». Сынь рамсесть весе Микилат ды мерьнесть тензэ Верепаз. Попось кармавтнесь эсест озномо, а сынь эзть ознокшно. Истя тевесь куватьс мольсь. Попось мезть думась пономарензэ марто? Ванна кода сон тейсь. Сонсь совик кудов ломанентень, а пономарезэ кекши пазава уголонть экшс. Сови кудонтень, кевкстьсы кудазоронть: «ознотадо рузонь Верепазонтень?» Те мери: «ознотано». – «А маньчат эйсэнь?» - «Арась, кевкстик сонсензэ». Те ары конилка лангс, чеки-поки ды серьгеди: - «Микола милостивый, скажи мне, молится тебе сей раб с чадами, или нет?» А се уголонть экшсстэ и мери: «нет!» Сестэ попось се ломанень пельде саи веете целковойть сень кис, мекс сон а озны. А зярдо омбоцеде сы, сестэ кемень. Вейке ломань мезть тейсь? Попось кода тусь кедьстэнзэ, сон кежень пачк Микиланть сельмензэ саинзе ды таргинзе. Попось сась, ваны Микиланть сельмензэ таргавт. Сестэ попось сайсь пельдензэ комсьветее целковойть ды тусь. Рамавтсь од пазава. Те рамась од. Попось сась, ванызе. «Рамить?» - «Раминь.» - «Ознотадо?» - «Ознотано.» Попось таго кевкстизе Микиланть, таго мери: «нет!» Кеветее целковойть пельдензэ сайсь. Сонзэ ульнесть андомасо колмо тувонзо. Сон се пазаванть тувонь пильге алов каизе. Попось сась, пазавась арась. Кевкстни: - «Ды пазават косо?» - «А ки содасы?» - «Чей мон эйсэнзэ а кирдян, сонсеннь пазонь мелезэ, ков арси, тов моли.» Попось педясь эзэнзэ: -«бути, мери, а тусак тей, сядо целковойть пельдеть саян.» - «Ды косто мон сайса? Ведь мон Верепазонть марто а яксян. Ки содасы, ков сон тусь. Эзния нееяк сонзэ. Исяк якась кардазга, а ков тусь, в содан. Адядо, инеськеть, вешнесынек.» Лиссть, кармасть вешнеме; вешнесть, вешнесть, арась косояк. Попось и мери: - «Кода содат вешник, ды муик; а бути а мусак, сестэ сядо целковойть пельдеть, максытя сынст нейке.» Те вансы, тевть а парт. Мольсь кардонть малас ды серьгедсь: «ванта, бачка, оно се лазнэ уголнэсь рудайсэнть аволь ва сон?» - «Таргика!» Таргизь. Ваныть, видестэ, сон. Попось мери: - «Ды тон мекс тезэнь каик?» - «Арась», - те мери. - «Ды, эно, мекс сон тесэ?» - «Ды ведь мон аздаса; ванык, гуляясь веть; ды кудов самсто кудыкельксэсь эзь муев, совась те кенкшентень ирецтэнь пачк ды прась рудазонтень; а тувотне кодатт! Сынь шайтянгак чалгсить. А мон диван-абунгалян, кода мик эзизь сэве корминеценть!» Попось и мери: - «Мезть кенгелят? Минек Верепазонок винадо а сими.» - «Эно, ванат, угориясь ды лиссь венелев.» - «Таго кенгелят, эдь сон чувтонь, ансяк сёрмадовт ломанекс, а сон а сими, а ярсы, а угори, а яки.» - «А мекс эно корты, а чувтнэ а кортнить, а сон а кенгели теть, бутом он а ознан тензэ.» Седе мейле попось пандя истя кевкстнемс. Аламонь-аламонь кармасть народоськак чарькодеме ды озномо. А ней озныть пек ды содыть кинень озныть; эрьвейке пазаванть лемезэ сонсинь.

volgin Andrei: В первой половине ХVIII века потомки Пургазовой Руси восстали против насильственных действий в отношении своей культуры: оказали сопротивление, которое было жестоко подавлено. Это событие вошло в историю под названием «Терюшевского восстания» и до сих пор остается одной из забытых страниц эрзянской истории. Не то что в эрзянской, в официальной историографии вплоть до ХХ века оно было предано забвению. Но не в народной памяти. В начале ХIХ века, когда еще были живы свидетели событий «Терюшевского восстания», в этих же местах возникло движение Кузьмы Алексеева. Чем оно закончилось-мы знаем. Но все-таки наши знания о Кузьме Алексееве довольно разрозненные и смутные. Мы не задумывались и не знаем его как человека, не всем известны подробности его движения. Очерк Снежневского, одно из наиболее достоверных исследований событий начала ХIХ века. Исключая одну, с историко-филологической точки зрения терминологическую неточность (всем известную), Снежневский все же дает целостное представление о личности Кузьмы Алексеева и событиях более двухвековой давности. Прочитайте, там есть ценные сведения об Эрзя-народе, его взаимоотношениях с властью, нравах и быте того времени. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Помни имя свое-Эрзя!

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Помни имя свое-Эрзя! Сюконямот невтевкстнэнь кис.

Kshinkan loman: Этот вопрос был поднят на одном из эрзянских форумов, от посещения которого у меня остался глубоко негативный осадок. Ну, да это тема отдельной дискуссии... Сам по себе вопрос, тем не менее, пожалуй, заслуживает внимания. Некто Тузур утверждает, что Христос был, якобы, послан к "заблудшим овцам" Инешкипазом, а встречали Его на земле Палестины эрзянскиме вАлхвы (и само слово ВАЛХВА- а не "волхва" - происходит от эрзянского "вал" - "слово"). Заслуживают внимания и имена валхвов - Мельхиор, Валтасар и Гатаспа. И эти имена несут глубокий смысл. Например, МЕЛЬХИОР=МЕЛЬ=ДУША+ХИ(КИ)-ПУТЬ+ОР-ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. Далее утверждается, что одним Христос, якобы, принёс учение, а ДРУГИМ ПОСЛАНИЕ от Инешкипаза! Однако, если Иисус пришел бы дать НАШИМ предкам послание - им бы не пришлось полностью менять религию, а христианизаторы не убивали бы, не топили и не сжигали наших ВАЛХВОВ, не оскверняли бы древние капища. Слишком много следов в истории оставлено христианизаторами, чтобы можно было аргументированно оспаривать это. Тем более, если в то время вся Русь говорила на древне-эрзянском (или древне-мордовском, если такой существовал вообще, в чем лично я глубоко сомневаюсь), как бы могло твориться такое безобразие, когда в самом имени Спасителя, в именах Пророков, Праведников и их гонителей, и вообще во всех библейских именах зашифрован глубокий смысл? Разве люди, в совершенстве владеющие языком Инешкипаза, не смогли бы быстро разоблачить лже-пророков и разобраться с ними, как подобает? Что-то тут далеко не все так просто, если Ваша теория вообще имеет какое-то отношение к Истине. Далее, современное христианство берет начало не от Иисуса, а от апостола Павла. Имя Павла, данное при обрезании - Саул. Уж он-то всяко, по крови - еврей. Со временем, при переходе из языка в язык, У трансформировалось в В - стал САВЛ, потом С в Ф - ФАВЛ, а потом и получилось ПАВЕЛ. Далее, если валхвы пришли из Поволжья в Палестину к яслям новорожденного Христа очень быстро к назначенному сроку, то обратно в Поволжье Послание Инешкипаза шло аж целых 15 веков. И вплоть до ХХ века некоторые эрзяне так и осталась некрещенными. А сопротивление христианизации среди эрзян было существенно выше, чем среди русских. Гораздо логичнее, правдоподобнее и убедительнее этот факт объясняет как раз другая версия. Под видом учения Христа на Руси упорно внедрялось учение Идемевся, которому древний народ усиленно сопротивлялся на протяжении веков, пока силы Валхвов не иссякли, а большинство из них не были физически уничтожены. Наконец, в Нагорной проповеди Христос сказал: "Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Мф. 7:17). Плоды учения якобы "Христа", а на деле иудея Саула-Павла, мы видим на примере Европы, где в средневековье живьем сжигали ведьм, а сегодня проводят гей-парады и регистрируют однополые браки (иногда даже в церкви!), а коренное "белое" население на глазах исчезает. Видим это и на примере вымирающей России. Алену Арзамасскую тоже сожгли в свое время, и это не будем забывать. Вот они, реальные плоды. Особо прояляющиеся в наши дни - заметим, после поднятия в обществе роли РПЦ.

Петрович: Kshinkan loman пишет: Сам по себе вопрос, тем не менее, пожалуй, заслуживает внимания. Тонсь арсеме маштат, Kshinkan loman? Сюконяк ТУЗУРнэнь - сонзэ ламо арсеманзо, седеяк ламо кевкстеманзо. Кие карме мартот эсензэ ойменть штавтомо? Ды мезекс тонеть эрявить минек мельтне?

Тумай: Ялгат, мон анукстынь очерк "О святости, Истине, вере, Политике". Кучозь ялгатнень мелс. Маштови тененк ванмокс-пуцызь? Темась пек покш, эрявикс. Ламопревсе ансяк лиси ИСТИНА!

Тумай: О святости, ИСТИНЕ, вере, ПОЛИТИКЕ Эрзянский народ в современном мире должен знать и нести свои этнические ценности своим детям. Не смотря на интерес людей к прошлому, к своей национальной культуре, которая в последние два десятилетия небольшой группой наиболее просвещённых эрзян-сподвижников стал доводиться через средства массовой информации до сознания народа, мощная государственная пропаганда и церковно-религиозная пропаганда, оттеняет на- нет, все усилия общественников. Духовное насилие над народом принимает новые формы. В кровавых национально-освободительных войнах во второй половине XVII – XVIII войнах, под царствующей династией Романовых, эрзянский народ потерял свою независимость. Российская империя через Русскую православную церковь, как в прошлом в истории России, так и ныне ведёт «крестовый поход», против выбора сознания граждан после постсоветского периода атеизма. Если в годы советской власти антирелигиозная пропаганда подавалась как средство борьбы с невежеством, то ныне «опиум народа» с подачи государственных органов воспринимается как великое благо во имя укрепления России. Сменяются поколения, за двадцать лет поднялся молодой народ, который уже не имеет представление о ценностях родителей и дедов. Официальное оболванивание буржуазными ценностями, как разврат психологии религиозным дурманом, на лицо. Это становится идеологическим инструментом светской власти, учреждений образования и культуры. Эрзянский народ в течение последних 100 лет, хоть и медленно расстается не только с религиозным менталитетом, но и своим самосознанием, теряя родной язык. Ассимиляция идёт чудовищными темпами. Еще одно поколение и эрзи в России не будет. В 90 годы, а точнее 17 июля 1999 года, немалый общественный резонанс приобрел Раськень Озкс в Чукалах. Тогда нам, организаторам, всенародного Озкса, было невозможно восстановить, подлинность духовной культуры предков, не говоря о препятствиях, чинимыми властью. Истоки духовности, хотя формально, были нами продемонстрированы, священные обряды продолжены в последующие годы. Противников проведения духовной культуры подстегнуло упорство эрзян, в первую очередь Саранской и Мордовской епархии. Министерство культуры и по национальной политике Мордовии, пытались они, превратить эрзянский Раськень Озкс в массовое гульбище, далёких от этнической культуры обывателей и это в какой-то степени удалось. Этноконфенсиональная ситуация, его оживление в традиционных дохристианских верований и обрядов, сохранение эрзянского самобытности, чиновниками Мордовии противопоставляется взаимодействием с православным духовенством, во всех его сферах. Для подрастающего поколения, открытие церковных школ и приходов, вовлечение детей и юношества. Всё для полного удовлетворения духовных запросов «мордвы», чтобы эрзяне не склонились в сторону язычества или лютеранства. «Русская православная церковь сохраняет апостольские традиции, слова Божие должно для каждого человека звучать на родном языке, привить народ к древу великой христианской цивилизации» - эти слова идут из Мордовии, где открыто более 400 церквей и приходов. О какой может быть речь святости, когда церковь в титульных народах Мордовии видит рабов. Культура эрзян их древний эрзянский язык становится помехой христианским конфессиям, и в первую очередь православию. Уничтожение этноса через веру Христа, главная задача Церкви. Люди хорошо понимают, что за религиозной идеологией власти стоят большие деньги. Это кому-то надо. Есть ценности мирового значения, отмеченные ЮНЕСКО- это ведическая литература, которая доступна автору этого материала. С помощью его попробуем разобраться о выше сказанном. Но прежде, хочу сказать, о древнем периоде моего эрзянского народа, уходящее в 12-е тысячелетие - в тьму веков. Тогда родились эти слова и мысли мудрецов. В ностратический период языка и культуры, частью которого были наши предки, от древних авторов Риг веды, эпоха родила эрзянский эпос и мифологию. Имя Заратуштры идёт во времени нескольких тысячелетий. Это религиозный титул древних мудрецов-магов. В эрзянском эпосе известен как титул Тюштя, время его- Тюштянь пиньге (век мудрецов). Тюштя говорит, что человек приходит в этот мир, чтобы побеждать зло посредством верных мыслей, верных слов и верных дел. «Делай другим то, что считаешь хорошим для себя»- это сказано древним мудрецом. «Когда говорящий истину и нуждающийся встретит холодный отказ от богатых людей, в место помощи и награды, какое наказание будет определено Тобой за подобное небрежение?.....» Русское православие подаётся как государственная религия, образец нравственности и благочиния. Возникает очень интересный вопрос, принимая за веру в бога христианское учение – не предаём ли мы предков? В сетях идеологии Христа, его окружение –апостолы , это шудры, дно общества, не способные ни работать, не мыслить, умеющие только собирать милостыню и слепо верить и следовать за своим кумиром. Ныне, любой батюшка скажет:- веруй и не греши -т.е. не думай, будь шудрой. Подходит ли это нам, образованным людям XXI века и кому это выгодно? Мордовия рьяно прививает христианство к древу «мордовского», читай эрзянскому народу, стирая основы его древней культуры, превращая покорного раба. В ответ находим в тексте Авесты, гимн 9(ясна 44) стих 20 «Я вопрощаю тебя, о Мазда, как могут дайвы- люди, что борются за эгоистические цели, ради удовлетворения своих желаний- стать добрыми служителями? Они погрузили Землю в ненависть и гнев с помощью Кави, Карпанов и Усихш! Будут ли когда-нибудь стремиться они к продвижению и защите Мира через Ашу и нести Мир и Любовь?» Как современны слова древнего мудреца. Ныне легко можно заменить имена лжепророков Кави, Усихши именами современных дайв-политиков и продажных учёных. Человечество всегда стремится к свету и к истине, и заканчиваю материал словами пророка Заратуштра Спитами, который родился в стране Эран ведж, на берегу реки Ранха (Рав), северных пределах арийской цивилизации: Стих 3. «Сие вопрощаю я Тебя , о Ахура, и желаю, чтобы ты ответил мне истинно! Кто был создателем и Праотцом Истины? Кто проложил путь к солнцу и звёздам? Кто сделал луну растущей и убывающей в надлежащее время. Всё это и многое другое желаю знать я, о Мазда». 2. СТРАХ ЦЕПЛЯТСЯ ЗА ВЕРУ- РАЗУМ ищет ИСТИНУ Предтечей зарождения христианства стали фанатизм и преступления на религиозном и миграционном фоне еврейского народа. Ради упрочения веры в единобожия ведутся постоянные войны с язычниками. Если следовать текстам Веткого Завета – Бог, избранному народу, который, только-что избавился от Египетского плена, предрек избавиться от милосердия и сочувствия в поиске «Земли обетованной». Патриарх христианской веры Моисей от имени бога Яхвы наставлял иудеев быть неоправданно жестокими. Полчища, фанатически настроенных рабов, ведомые Моисеем, а за тем его преемником Иисусом Навином захватывали чужие территории, на которых полностью истребляли побежденное население, не делая разницу между воинами, женщинами, детьми. Поскольку воины одного бога убивали женщин, чтобы те не нарождали новых врагов, детей - чтобы те не отомстили за убитых родителей. Так собиралось единое царство Соломона. В этих религиозных войнах исчезали народы, на крови, созданное государство был недолгим, развалилось на два царства - Израиль и Иудея. На этом фоне родился Иисус Христос из Галлея. Война между семитскими народами продолжалась, уничтожена была библейская Самария. В христианском мире не было единения, образовалось множество противоборствующих сект, найденные древние манускрипты подтверждают разные взгляды и легенды вокруг миссии Христа, гонение одних и возвышение других. 1074 год, христианская вера разделена на католическую и православную ветвь. Папа римский Григорий-VII ввёл Правило обязательного безбрачия- целибат для духовенства. С этого периода, согласно библейского завета греховности женщин, стали их обвинять в связях с нечистой силой и связях с дьяволом. Несчастных женщин обвиняли в колдовстве, пытали и сжигали живой на глазах публики. В XVI веке католики «ведьм»сжигали сотнями, тысячами, уничтожали население целых деревень и провинций. В костёр мог попасть и мужчина, обвиненный эреси. Вспомним Джордано Бруно. Конечно, женщина по своей природе более рациональна мужчины, а также, более суеверна. Среди них, верующих в разы больше, но именно они, стали первой жертвой бесчеловечной христианской религии. Вплоть, до XVIII века, их церковь не считала людьми, последний процесс по обвинению женщины в колдовстве и казнью произошло в Швейцарии 1782 году. В XV веке папа Иннокетий – VIII издал специальную буллу, лицемерно озаглавленную «Всеми силами души», объясняющий, почему ведьмы подлежат истреблению. В духовной сфере католическая церковь отстаивала свои интересы жестоко и бескомпромиссно. Согласно библии Адам и Ева были первыми еретиками, за что были изгнаны из Рая Богом, и надо подражать Богу (инквизиторам). Кто против Церкви – тот преступник! Его надо сжигать, уничтожать. Следует вопрос, а как в русском православии? Кто знаком с историей Российского государства, знают, с каким трудом внедрялось православие. Последствия гражданских войн и раскол Церкви на староверов - это период чудовищных преступлений, массовых изощрённых казней, в том числе и сжигание людей живём. Возьмем царствование Ивана Грозного, Алексея Михайловича и царствование Петра –I, от «завета бога» не отошли. Горели костры, если не так часто, как Европе католиков, православные слуги царя жгли женщин и мужчин, а Петровское время , староверы себя сжигали, лишь бы не опоганили их души антихристы -царёвы слуги. Эрзянский народ стал жертвой православного геноцида и ныне, лукавые батюшки, слуги «дайв» усыпляют разум паствы сладкой ложью, так приятной женской душе. Не случайно в христианстве столько конфессий; протестанты, лютераны, мормоны, всех не перечислить, а христианских сект без счёта. В эрзянских сёлах люди лишённые собственной народной веры метались в разные секты, бабтистов, молокан и других, наивно полагая, что Христос их спаситель. Смута души дошла из древней Ясны (29) «К Тебе, о Создатель, Душа Матери Земли вызываю : «Зачем ты создал меня? Кто дал жизнь мне? Гнев, грабёж, жестокость , смятение, ярость и насилие- всюду! Нет мне защитника, кроме Тебя! Яви же мне Спаситель, что сможешь указать мне путь избавления!» Спасение людей в разуме, а разум отвергает религию. Это подтверждают древние мудрецы человечества. Опора христианства несчастный и обездоленный люд человечества. Только страх перед жизнью толкает разум смиренью. Человек рождается под солнцем для полнокровной жизни. Материальный мир также совершенен, как и духовный и они, эти ценности равнозначны . Великое искусство дарит нам множество шедевров гениальных мастеров прошлого и современности, в том числе и библейской тематики. Стою я в музее перед громадной головой Моисея, творения рук великого скульптора Степана Эрзи, образ гнетущий, демонический. Становится страшно, куда он, Моисей- завёл по тропе иудеев Человечество! Использованы материалы: ведические гаты «Авесты», «Напроды мордовии» изд.2012 г. НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, материалы статей журнала «Тайны истории» № 33, 34,35. 2013 год.

Эрзянь нилькс: КОДАМО КЕЛЬСЭ ОЗНОМС ЭРЗЯТНЕНЕНЬ? Мекс аволь ЭРЗЯКС? Мон а ознан лия раськень пазнэнь. Ойме потсон кеман ансяк Инешкипазонтень, ансяк тензэ пшкалян. Эрзянь кезэрень ёвтамотнень коряс Эрзя ломаненть ды Эрзя раськенть теизе Инешкипазось. 200-250 иеть ютасть, зярдо рузонь церькувась ды кирдивиесь вийсэ-верьсэ совавтынзе эрзятнень РПЦ-с ды кармавтынзе озномо рузонь кельсэ рузонь масторонть кемекстамга. Тень пингстэ, содазь, весе эсь мельсэ эриця лия раськетне озныть Исусонтень ансяк ЭСЕСТ, ТИРИНЬ кельсэ. Ансяк Россия масторсо РПЦ-сь а мери аволь рузонь раськетненень озномс ЭСЬ КЕЛЬСЭСТ. Те - пек рузыявты раськетнень, пек рузыявты Эрзя раськенек. Исуснэнь кемиця эрзят! Содадо, Библиясь, ды сонсь Исус Христососькак а кардыть тынк тензэ ЭРЗЯНЬ кельсэ озномадо. Те кардамось моли ансяк РПЦ-нть вельде. Койсэм, эрзянь кельсэ озноматне пек лездавольть Эрзянь келенек ды Эрзя раськенек ванстома тевентень. Улить эрзянь кельс ютавтозь христианонь озолматкак. Вана эйстэст вейкесь, сехте содавиксэсь. "Отче наш" («Минек тетянок») эрзянь кельсэ МИНЕК ТЕТЯНОК Минек Тетянок, кона менельсэ! Иневаньксэкс кирдевезэ тонь леметь; сазо тонь инязороксчить; улезэ тонь арсемат-мелеть мастор лангсояк, кода менельсэ. Максытяя миненек течи эрявикс кшинек-салонок. Нолдыть минек теевть пежетенек, кода миньгак нолтнетяно минек икеле чумосотненень. Илямизь нолда варчавтовомас, мекевланк - менстямизь зыяновдонть; Видь тонь ули инязороксчись, виеськак, арнеськак пингеде пингес. Чангодть!

Эрзянь нилькс: Кода эрзятнень рузонь церькувас лемдясть. (Ташто ёвтнема.) Кода велесь кармась пуромомо ды пуромс покшссто ветесядт ломанть, сестэ кармасть силком лемдявтомост. Тейсть тест церькува ды мерсть тест: -«Рамседе пазават». Сынь рамсесть весе Микилат ды мерсть тензэ рузынь Верепаз. Попось кармавтнесь эйсэст озномо, а сынь эзть озно. Истя тевесь куватьс мольсь. Попось мезть думась пономарензэ марто? Вана кода сон тейсь. Сонсь совик удов ломанентень, а пономарензэ кекшсы пазава уголонть экшс. Сови кудонтень, кевкстсы кудо азоронть: -«Ознокшнат рузонь Верепазонтень?» Те мери: -«Ознокшнан.» - «А маньчат эйсэнь?» - «Арась, кевксик сонсензэ.» Те ары конилка лангс, чеки-поки ды серьгеди: - «Микола милостивый, скажи мне, молится тете сей раб с чадами, или нет?» А се уголонть экшсстэ мери: - «Нет!» Сестэ попось се ломаненть пельде сат веете целковойть сень кис, мекс сон а озны. А зярдо омбоцеде сы, сестэ кемень. Вейке ломань мезть тейсь? Попось кода тусь эйстэнзэ, сон кежень пачк Микиланть сельмензэ саинзе ды таргинзе. Попось сась, ванны Микиланть сельмензэ таргавт. Сестэ попось сайсь пельдензэ комсьветее целковойть ды тусь. Рамавтсь од пазава. Те рамась од. Попось сась, ванызе: –«Рамить?» - «Раминь.» - «Ознат?» - «Ознан.» Попось таго кевкстизе Микиланть. Таго мери: - «Нет!» Кеветее целковойть пельдензэ сайсь. Мейле те мезть тейсь те ломанесь? Саизе пазаванть, ливтизе кардазов. Сонзэ ульнесть андомасо колмо тувонзо. Сон се пазаванть тувонь пильгалов каизе. Попось сась, пазава арась. Кевкстни: - «Ды пазават косо?» - «А ки содасы? Чей мон эйсэнзэ а кирдян, сонсень пазонь олязо, ков думи, тов моли.» Попось педясь эзэнзэ: «Биди,- мери,- а тусак тей, сядо целковойть пельдеть саян.» - «Ды косто мон сайса? Видь мон Верепазонть марто а яксян. Кие содасы, ков сон тусь? Вейкеть неизь буто сонзэ, иссяк якась кардазга, а ков тусь, а содан. Адядо, инеськеть, вешнесынек.» Лиссть, кармасть вешнеме: вешнесть, вешнесть, арась косояк. Попось ды мери: - «Кода содат ведник ды муик, а биде а мусак, сестэ сядо целковойть пельдеть, макст нейке.» Те вансы, тевть апарт. Мольсь кардонть малас ды сергедсь: - «Вантта, бачка, оно се лазнэ ужинесь, рудайсэнть, аволь ва сон?» - «Таргика!» Таргизь, ваныть, алкукс сон. Попось мери: - «Ды тон мекс тезэнь каик?» - «Арась!»-, те мери. – «Ды, эно, мекс сон тесэ?» - «Ды видь монь аздаса; ванык, гуляясь веть, ды кудов самсто кудыкельксэсь эзь муев, совась те кенкшентень ирецтэнть пачк ды прась рудазонтень; а тувотне кодатт! Сынь шайтянгак чалгсить! А мон думан, кода сынь эзизь сэве корьминеценть!» Попось ды мери: - «Мезть кенгелят? Минек Верепазонок винадо а сими». – «Сестэ, эно, угориясь ды лиссь венелев.» - «Таго кенгелят, видь сон чувтонь, ансяк сёрмадовт ломанекс, а сон а сими, а ярсы, а угори, а яки.» - «А мекс, эно, корты – а чувттнэ а кортыть, а сон а кенгели теть, буто мон а ознан тензэ.» Седе мейле попось пандя истя кевкстнемс.



полная версия страницы