Форум » Пазос кемема /Религия » Христианство и эрзяне » Ответить

Христианство и эрзяне

miestaczkoviec: Интересно было бы узнать, как принял эрзянский народ христианство (православие). Как, например, относились бы к нему эрзяне, если бы эрзянский язык был введен в церковный обиход (богослужения, религиозная литература, молитвенники, проповеди на эрзянском языке и т. д.)? А сегодня православная церковь делает что-нибудь в этом плане? (Догадываюсь, что нет). Может ли священник разговаривать со своими прихожанами по-эрзянски? И почему верность ЭРЗЯН своим дохристианским верованиям так сильна?

Ответов - 86, стр: 1 2 3 All

Тумай: ФИЛОСОФИЯ ПОСВЯЩЕННОГО, или о религии для всех Все религии несут одну цель, через веру создать модель поведения человека. На фоне ведущих мировых религий, говорить о вере и религиозной философии предков эрзянского народа не просто. Духовный мир моего народа, в первую очередь, Российское православие стёр с памяти людей и то, что есть, в материалах исследований учёных- этнографов прошлых веков не всё зафиксировано. Пишут в основном инородцы, не знающие языка народа, ее поверхностное описание не даёт углубленных знаний в этой области эрзянской духовной культуры. Однако, что записано, то есть ценнейший материал для дальнейшего исследования, но и оно не всегда доступно. Моя попытка, как-то, штрихами приблизиться к этой интереснейшей теме. Раскрыть нюансы истоков и параллелей религиозно- духовной культуры, и понять, что объединяет все религии и что рознит их. Об этом и в этом цель этого материала. Известно то, что все мировые религии вышли из язычества, «погрязшего в неверии и пороках». Из среды народа объявляются пророки, которые от имени бога как бы являются посланниками и учителями для спасения человеческого рода. Плод фантазии пророка, его красноречие находит в людях опору и веру, как правило, на фоне социальных катаклизмов и трагедий. Первосвященник опирается на своих апостолов, расширяет географию своего «учения». Это относится выходцам из низов, как Христос, Мухаммед, Будда. После смерти их, последователи, борясь за власть и влияние, ведут меж собой жестокие религиозные войны, чтобы утвердить себя. Более древнее время истории человечества имена пророков снизу не известны, но они, конечно, были. Жреческий класс индоариев – индоиранцев, некогда живших Поволжье, имело, несомненно, свою философскую школу, и круг посвящённых - учёных мудрецов. Но его выходцы, брахманы, также не были едины и жили в постоянных философских спорах. Но школа – это несла коллективную мысль и северные ценности общества неолитического коммунизма - были стержнем для всей философии поволжской цивилизации. Апостольское движение в Древнем мире несло понятие единобожья. Время фетишных верований уходило, на её место приходила строгая философия культа огня и Солнца. Зороастрийские верования захватили огромные территории мира. Оно дробилось и приняло форму враждебности между кочевыми ариями к земледельческим народам. Вековые войны во втором тысячелетие до н.э. не прекращались. Противостояла культу Иньдры- богине войны и смерти, новая религия ариев, рожденная на берегах Рангхви (Волги) Его основателем стал пророк Заратустра Спитани. Он создал новую религию света, красоты и справедливого мира, где роль демиурга Асура Мазды, единого Бога-Творца и Хозяина Красоты. Эта религиозная философия объединила все северные народы, которые смогли нанести поражение воинственным ариям и их изгнать с Евразии. Миграция индоиранцев с Поволжья, расширила влияние зороастризма далее на весь Древний мир. Эрзянская религия сформировалась и закрепилась в менталитете народа как коллективная философия, мирного общежития и труда. Объединителями народа известны древние цари- тюшти. Как заратустра - не были именем конкретного человека, а являлся титулом, так и тюштя. Первые тюшти были собирателями эрзянского народа. Учение пророка-брахмы Заратустра- Спитани нашло отражение в культуре и философии , непосредственно через тюштю. Стихи из гат и из гимнов новой религии ариев стал духовным сводом праэрзянского народа . Эрзянская религиозная мифология наделила бога именем Инешкипаз, Бог-Творец, Бог-Вершина времени и бытия. Эрзянский пантеон создан богом , как покровители- стихии для человека. Человек любимое дитя бога и бог в нём. Делая плохо человеку – плохо делаешь человеку, значит и богу. По этой причине рабская философия христианства не прививалась в эрзянской среде. Поэтому православные апостолы, уступили своё место епископам, а те священникам , которые с помощью силы власти, «кнута и пряника» разрушали стройную религиозную систему эрзян. Попы подгоняли под языческие аграрные праздники христианскую мораль. Как всякое религиозное учение христианство, борясь за власть и влияние на умы, объявляло войну иным, даже более совершенным и гуманным религиозным идеям, каким было зороастризм. От проповедника Заратустра Спитани известны его идеологические враги: Кави, Карпанов, Усихш –обслуживающих власть царей, а значит войны. Однако приняв духовные ценности ариев, эрзя остался выборе собственного единобожья, родившего также не из низшего слоя общества, а процесса высокой просвещенной мысли философии его тюшть, учеников Заратустры. Имён древних просветителей народ не помнит, но фольклор донёс собирательный образ Тюшти, и времени « тющань пиньге». В основе религиозной философии лежит учение пророка. Религиозное учение сама по себе не рождается. Её формирует каста наиболее просвещённых в знаниях людей, ревностно следующих учению своей школы, не терпящих инакомыслие. На уровне 2,5 тысяч лет назад в Древнем востоке и Индии существовало жесткое кастовое общество, прошедшее через несколько религиозных учений: -индуизм –вайшнавизм- шиваизм. Паралельно этим учениям родилось буддизм. Принц Гаутама, сын правителя создал буддийское учение. Кроме широкого слоя последователей, создался круг посвященных. Философия пророка была рассчитана на простолюдинов и узкого круга посвященных, способных понять красоту философии. Здесь мы видим основателя школы. В VII веке на Аравийском полуострове родилась религия -ислам. Основатель этой религии стал Мухаммед, который объявил себя пророком, посланником Аллаха для спасения человеческого рода Он жил до 632 года. После его смерти соратники Мухаммеда обратили в ислам всю Аравию. Между бывшими соратниками началась борьба за власть. Мусульмане разделились на несколько враждующих лагерей. Этот раскол существует и сегодня. Подобный сюжет и в христианской религии. Иисус Христос окружил себя посвященными учениками из низшего слоя общества. Он до 33 лет где-то учился, и наверняка знал многие религии , в том числе и зороастризм. Рожденный арамеем, где арийская традиция народа брать знания вывела его на олимп христианского подвижничества. Христос наделил себя единственным сыном Бога, то есть сам Бог. Хотя в учении зороастризма бог в каждом человеке. Отсюда обращать язычников в свою веру - агрессивная суть христианства, то есть превращать в рабов единого бога. Другого не могло быть, в рабовладельческом обществе. Не учёные - просветители, посвященные в глубину философии основателя веры следовали за Христом, а люди, чей интеллект не был выше ментальности раба- попрошайки. Языческая сущность иудаизма, имевшая школу фарисеев, единобожьем Христа не была стёрта и они Христа предали к смерти. На примере очищении в своих греках перед богом, в раз году христиане - иудеи в большой праздник приводили первосвященнику козла. Христианский Первосвященник возлагал руки на голову животного и объявлял его виновником всех бед. Называлось это «козлом отпущения». С рождением христианской церкви началось усложнение церковных таинств и иеархии жреческой клана, мало понятной для верующей черни. Подгонка религиозной литературы под интересы правящих креликалов, не кончилось и в наше время. Проявляется полным безумием в современной либеральной России, взявшей идеологию возрождения христианской веры. В современной России, надо отметить , особенно после 90 годов появились множество последователей славянского язычества. Наиболее просвещенные, собираются они на свои капища. Их сводом религиозной философии является «Велесова книга», история которой, весьма сомнительная. Однако это современное явление привлекло и ученых, и они заняты исследованием науки «родноверие», на деле языческой народной религиозной культуры. Однако у славянского неоязычества, нет пока своего пророка и философской школы. Из всего, выше сказанного, в основе каждой философии стоит человек, и личностные или групповые интересы, определяющие поведения человека и политики. Эрзянская народная вера на фоне многих религиозно философских учений достойно занимает своё место в культуре человечества. Её духовная красота пока доступна лишь современным посвященным (узкому кругу людей) – тем, кто её исследует. Издан литературный свод- эпос «Масторава». Николай Аношкин.

Тумай: ФИЛОСОФИЯ ПОСВЯЩЕННОГО, или о религии для всех Все религии несут одну цель, через веру создать модель поведения человека. На фоне ведущих мировых религий, говорить о вере и религиозной философии предков эрзянского народа не просто. Духовный мир моего народа, в первую очередь, Российское православие стёр с памяти людей и то, что есть, в материалах исследований учёных- этнографов прошлых веков не всё зафиксировано. Пишут в основном инородцы, не знающие языка народа, ее поверхностное описание не даёт углубленных знаний в этой области эрзянской духовной культуры. Однако, что записано, то есть ценнейший материал для дальнейшего исследования, но и оно не всегда доступно. Моя попытка, как-то, штрихами приблизиться к этой интереснейшей теме. Раскрыть нюансы истоков и параллелей религиозно- духовной культуры, и понять, что объединяет все религии и что рознит их. Об этом и в этом цель этого материала. Известно то, что все мировые религии вышли из язычества, «погрязшего в неверии и пороках». Из среды народа объявляются пророки, которые от имени бога как бы являются посланниками и учителями для спасения человеческого рода. Плод фантазии пророка, его красноречие находит в людях опору и веру, как правило, на фоне социальных катаклизмов и трагедий. Первосвященник опирается на своих апостолов, расширяет географию своего «учения». Это относится выходцам из низов, как Христос, Мухаммед, Будда. После смерти их, последователи, борясь за власть и влияние, ведут меж собой жестокие религиозные войны, чтобы утвердить себя. Более древнее время истории человечества имена пророков снизу не известны, но они, конечно, были. Жреческий класс индоариев – индоиранцев, некогда живших Поволжье, имело, несомненно, свою философскую школу, и круг посвящённых - учёных мудрецов. Но его выходцы, брахманы, также не были едины и жили в постоянных философских спорах. Но школа – это несла коллективную мысль и северные ценности общества неолитического коммунизма - были стержнем для всей философии поволжской цивилизации. Апостольское движение в Древнем мире несло понятие единобожья. Время фетишных верований уходило, на её место приходила строгая философия культа огня и Солнца. Зороастрийские верования захватили огромные территории мира. Оно дробилось и приняло форму враждебности между кочевыми ариями к земледельческим народам. Вековые войны во втором тысячелетие до н.э. не прекращались. Противостояла культу Иньдры- богине войны и смерти, новая религия ариев, рожденная на берегах Рангхви (Волги) Его основателем стал пророк Заратустра Спитани. Он создал новую религию света, красоты и справедливого мира, где роль демиурга Асура Мазды, единого Бога-Творца и Хозяина Красоты. Эта религиозная философия объединила все северные народы, которые смогли нанести поражение воинственным ариям и их изгнать с Евразии. Миграция индоиранцев с Поволжья, расширила влияние зороастризма далее на весь Древний мир. Эрзянская религия сформировалась и закрепилась в менталитете народа как коллективная философия, мирного общежития и труда. Объединителями народа известны древние цари- тюшти. Как заратустра - не были именем конкретного человека, а являлся титулом, так и тюштя. Первые тюшти были собирателями эрзянского народа. Учение пророка-брахмы Заратустра- Спитани нашло отражение в культуре и философии , непосредственно через тюштю. Стихи из гат и из гимнов новой религии ариев стал духовным сводом праэрзянского народа . Эрзянская религиозная мифология наделила бога именем Инешкипаз, Бог-Творец, Бог-Вершина времени и бытия. Эрзянский пантеон создан богом , как покровители- стихии для человека. Человек любимое дитя бога и бог в нём. Делая плохо человеку – плохо делаешь человеку, значит и богу. По этой причине рабская философия христианства не прививалась в эрзянской среде. Поэтому православные апостолы, уступили своё место епископам, а те священникам , которые с помощью силы власти, «кнута и пряника» разрушали стройную религиозную систему эрзян. Попы подгоняли под языческие аграрные праздники христианскую мораль. Как всякое религиозное учение христианство, борясь за власть и влияние на умы, объявляло войну иным, даже более совершенным и гуманным религиозным идеям, каким было зороастризм. От проповедника Заратустра Спитани известны его идеологические враги: Кави, Карпанов, Усихш –обслуживающих власть царей, а значит войны. Однако приняв духовные ценности ариев, эрзя остался выборе собственного единобожья, родившего также не из низшего слоя общества, а процесса высокой просвещенной мысли философии его тюшть, учеников Заратустры. Имён древних просветителей народ не помнит, но фольклор донёс собирательный образ Тюшти, и времени « тющань пиньге». В основе религиозной философии лежит учение пророка. Религиозное учение сама по себе не рождается. Её формирует каста наиболее просвещённых в знаниях людей, ревностно следующих учению своей школы, не терпящих инакомыслие. На уровне 2,5 тысяч лет назад в Древнем востоке и Индии существовало жесткое кастовое общество, прошедшее через несколько религиозных учений: -индуизм –вайшнавизм- шиваизм. Паралельно этим учениям родилось буддизм. Принц Гаутама, сын правителя создал буддийское учение. Кроме широкого слоя последователей, создался круг посвященных. Философия пророка была рассчитана на простолюдинов и узкого круга посвященных, способных понять красоту философии. Здесь мы видим основателя школы. В VII веке на Аравийском полуострове родилась религия -ислам. Основатель этой религии стал Мухаммед, который объявил себя пророком, посланником Аллаха для спасения человеческого рода Он жил до 632 года. После его смерти соратники Мухаммеда обратили в ислам всю Аравию. Между бывшими соратниками началась борьба за власть. Мусульмане разделились на несколько враждующих лагерей. Этот раскол существует и сегодня. Подобный сюжет и в христианской религии. Иисус Христос окружил себя посвященными учениками из низшего слоя общества. Он до 33 лет где-то учился, и наверняка знал многие религии , в том числе и зороастризм. Рожденный арамеем, где арийская традиция народа брать знания вывела его на олимп христианского подвижничества. Христос наделил себя единственным сыном Бога, то есть сам Бог. Хотя в учении зороастризма бог в каждом человеке. Отсюда обращать язычников в свою веру - агрессивная суть христианства, то есть превращать в рабов единого бога. Другого не могло быть, в рабовладельческом обществе. Не учёные - просветители, посвященные в глубину философии основателя веры следовали за Христом, а люди, чей интеллект не был выше ментальности раба- попрошайки. Языческая сущность иудаизма, имевшая школу фарисеев, единобожьем Христа не была стёрта и они Христа предали к смерти. На примере очищении в своих греках перед богом, в раз году христиане - иудеи в большой праздник приводили первосвященнику козла. Христианский Первосвященник возлагал руки на голову животного и объявлял его виновником всех бед. Называлось это «козлом отпущения». С рождением христианской церкви началось усложнение церковных таинств и иеархии жреческой клана, мало понятной для верующей черни. Подгонка религиозной литературы под интересы правящих креликалов, не кончилось и в наше время. Проявляется полным безумием в современной либеральной России, взявшей идеологию возрождения христианской веры. В современной России, надо отметить , особенно после 90 годов появились множество последователей славянского язычества. Наиболее просвещенные, собираются они на свои капища. Их сводом религиозной философии является «Велесова книга», история которой, весьма сомнительная. Однако это современное явление привлекло и ученых, и они заняты исследованием науки «родноверие», на деле языческой народной религиозной культуры. Однако у славянского неоязычества, нет пока своего пророка и философской школы. Из всего, выше сказанного, в основе каждой философии стоит человек, и личностные или групповые интересы, определяющие поведения человека и политики. Эрзянская народная вера на фоне многих религиозно философских учений достойно занимает своё место в культуре человечества. Её духовная красота пока доступна лишь современным посвященным (узкому кругу людей) – тем, кто её исследует. Издан литературный свод- эпос «Масторава». Николай Аношкин.

Potapoff: Спасибо за статью. Интересно.


Тумай: К ИСТОКАМ ЭРЗЯНСКОЙ ДУХОВНОСТИ Рождение религиозных философий напрямую связано эволюцией человеческого интеллекта. В доисторическом ностратическом времени усложнялся язык человека. От эмоциональной языковой деятельности привело человека к осознанной глубокой мысли. Образовались жреческие кланы, которые ревниво оберегали традиции рода и направляли своей философией на выживание в суровых условиях природы. Матриархат характерен для колыбели древнейшей истории. Женская логика была сильна словом, а не силой. Первобытный коммунизм обожествлял человека и личность, развитие его разума и способностей. Всё это привело рождению первой мировой религии огнепоклонства –зороастризму. В обожествление солнца и огня, где человек частица мироздания, носитель огня, был ответственен за гармонию с другими видами жизни и относился с религиозным трепетом к окружающей природе. Миграционные подвижки древних людей была постоянной. Они несли свой язык, свои традиции выживания и поведения в окружающей среде, традиционную пищу и одежду. Попадая в другие климатические пояса планеты, вынуждены менять уклад жизни, переходить на иную пищу. В процессе смешивания иными племенами менялся язык, а также традиционные верования и мировоззрение. Несомненно, солярный культ есть первоисточник, и первопричинность в рождении всех мировых религий. Однако зороастризм, пройдя более четырех тысяч лет, не исчез. И продолжает существовать ныне в Индии под городом Бомбей, в штате Гуджерат. Более 100 тысяч парсов несут веру далёких предков, при этом семьи традиционно несут высшее образование. Это говорит о многом. К примеру, христианство от запрещенной секты простёрся мировой религией. Причина живучести её в том, что она, христианская религия обслуживает класс эксплуататоров, тех же рабовладельцев, которые боролись с христианством, а потом подчинили его своим интересам. Однако христианство, как учение оформилось за счёт выбратых более древних культов, в том числе и религии зороастризма. Этот материал посвящается к теме эрзянской религии. Одному из самых древних народов Восточной Европы. Его этногенез проходил в котле арийского мира, это отрицать нельзя, свидетельствует эрзянский язык, духовные религиозные ценности, что стало основой ментальности народа. Изучение древней религии народа изучать надо с древнего арийского мира. Станет понятно, почему народ выжил, сохранил себя, свой язык и культуру, какое место занимало религиозная обрядность до христианского крещения. Современное насаждение православия в России ведётся партией неофеодалов, лезет во все поры светской жизни государства, в каждую семью. Жрецы христианства призывают к смирению и покаянию, молиться и верить, не думать. Что значит верить и не думать? Лишить себя божеского права разума, стать скотом, отказаться от красок жизни. К примеру, Республика Мордовия-православная впереди всей России по строительству храмов. В мордовской печати выходят статьи, к примеру, что Иисус Христос жил в Саранске. И верят, кому то эта сказка очень нравится. Оглупление народа в наш XXI век идёт семимильными шагами. С этим оглуплением боролся 4 тысячи лет Заратустра Спитани. Гуманистические ценности несли его ученики-тюшти. Последователи Заратустры (брахмы, жрецы, маги) несли зороастрийское учение по древнему миру. Легенды их индендичны с эрзянскими верованиями. Создание мира богом, Эрзянским Инешкипазом, арийским Ормузд, как добрый бог, Заратуштра его возвышал – хозяин красоты Ахура Мазда. Сюжет создания Человека богом сходный. В эрзянском мифе Идемевсь, злой арийский бог Ариман (Ангри-Манью), вложил в созданного человека богом тёмную материальную природу. И стал Человек носителем двух начал - добра и зла. Бог Ормузд постоянно сражается с Ариманом. Побеждает то один, то другой. Ариман- олицетворение тьмы, ночи. День сменяется ночью, жизнь смертью. А между добром и злом стоит справедливый судья, посредник- солнечный бог Митра. Митра даёт праведнику победу в бою. Митра защитник истины. Рождение бога Митра относят в день зимнего солнцестояния- 25 декабря. С рождением бога Митра заканчивается долгая зимняя ночь и побеждает день. Первый день весны был у древних праздником плодородия. Митра-бог солнца занимал в нём центральное место. Митра усмирял неистовство холодов, оплодотворял землю и мир. Покрывал зеленью леса, а поля цветами. На смену злу приходит торжество справедливости. Но в учении Заратустры нет упоминаний о Митре. Этот культ родился не на Волжских берегах. Распространение имел в древнем Иране. Но его отражение в народных , эрзянских и русских солярных праздниках в дни равноденствий. Культировал культ Митры и Рим, который строил церкви—митреумы. Культ Митры был главным соперником христианства в борьбе за единобожье. Знающий эрзянский язык, невольно замечает близость арийских названий богов и слов то эрзянскому, то русскому языку. Это расценить можно тем, что существовал в древности жреческий язык созданный на диалектах народов Европы, в частности праславянским и уральским, т.е.эрзянским. В этом легко убедиться. К слову Митра в русский язык перешёл как мир, не потерял своё значение, так и другие слова в эрзянский язык. Эрзянская религиозная духовность перенял многие ценности из древней религии ариев-индоиранцев. Совершенна и современна она в филосфском подходе к жизни. Не в этом ли секрет живучести эрзянского этноса. Ныне в христианстве и в ассимиляции в русскоязычной среде Россия и Мордовия добивают в душе народа Эрзянский этнос ставшим полем боя добра и зла. Николай Аношкин.

Алкукс-Эръзя: Тумай пишет: Современное насаждение православия в России ведётся партией неофеодалов, лезет во все поры светской жизни государства, в каждую семью. Жрецы христианства призывают к смирению и покаянию, молиться и верить, не думать. Что значит верить и не думать? Лишить себя божеского права разума, стать скотом, отказаться от красок жизни. Ине Тумай!!! Спасибо за статью!!!! Вас надо в академики изобрать!!!

Тумай: Мало-мальски думающий человек обязан говорить и думать. Необязательно быть светочем науки.



полная версия страницы