Форум » Пазос кемема /Религия » СЮКПРЯ ЗА РАСЬКЕНЬ ОЗКС! » Ответить

СЮКПРЯ ЗА РАСЬКЕНЬ ОЗКС!

Эрзянь нилькс: СЮКПРЯ ЗА РАСЬКЕНЬ ОЗКС! Спасибо за оказанную мне честь: быть приглашенным на Раськень Озкс. Участие в этой прекрасной мистерии значительное событие в моей жизни. Несмотря на то, что несколько дней был дождь, я решил поехать, поскольку было много добрых предзнаменований. Поехал через Воронеж. Про него могу писать, писать много, поскольку люблю эту землю и давно интересуюсь её историей и археологией. Для эрзян, прежде всего, будет интересно то, что казачество Верхнего Дона большей частью формировалось из выходцев с Нижегородских земель. Местное придонское население тоже в значительной степени потомки городецкой культуры, и в те времена, думаю, было родственно эрзянам по обычаям и языку. Страбон и Птолемей упоминают племена аорсов, живших на Дону. Из переселенцев с Нижегородского края были также предки Великого героя донского казачества и Эрзянь Мастор Степана Разина. Для эрзян, и восточных финно-угров вообще, слово «казак» возможно означало «человек, находящейся на военной службе». Эрзянское «казезь», награждённый, «каземс» - подарить, наградить, «казне» - подарок, награда, «казямо» - грубый, простой, жестокий, суровый, «козя» - богач.Илья Муромец – матёрый козак русского эпоса. На нижнем Дону также существовало племя косогов финно-угорского происхождения. О них пишет Византийский историк Константин Порфироген в своей книге «De Administrando Imperio». Он считает косогов мадьярским племенем. Скорее всего речь идёт об одном из племен «белых гуннов», самоназвание on ogur – «десять стрел», «десять племён», более известных как угры. То что угры жили на нижнем Дону и даже на северном Кавказе, известный исторический факт. Слово «Kousoй» Порфироген переводит как «лебедяне», и пишет, что так называлась река Дон у местных племён. Тюркское gorag было заимствовано из языка угров. Оно имело значение: «вольный степной бродяга», русские называли казаков «бродниками» фактически перевод этого слова. Из Воронежа ехал через Липецк, прекрасный благоустроенный город, похожий на североевропейский. За Липецком огромный лесной массив – Матырский заповедник. Названия рек Матыра, Мещёрка – отзвук забытой культуры. Ехал до Тамбова через лес. В Тамбове тьма уже становилась плотнее. Отовсюду доносились злобные мантры – произведения империалистического псевдошансона: «Масть фраэра видна издалека…». Это точно не про тамбовщину, вряд ли здесь найдется хоть один человек, который не знает что такое «фреза». Ещё Платон гооврил, что ни одна империя не обходится без рабства. Герб Тамбова – пчелиный улей, в пригороде домики – срубы с шестиугольными окошками на фронтах и тоже в виде пчелиных сот. Почитание пчёл—реликты финно-угорской культуры. В Пензу приехал ночью, город, к сожалению, посмотреть не удалось. Сел на поезд до Саранска. Рассвет увидел из окна вагона, было такое чувство, что еду куда-то в очень знакомые места. Ужаснула, конечно, постиндустриальная разруха в республике. Утром прогулялся по Саранску, пришёл в редакцию «ЭМ», и там впервые услышал эрзянскую речь… Обратил внимание, что эрзя народ интеллигентный и искренний. Сейчас в России редко встретишь настолько аристократичные, в лучшем смысле этого слова, манеры и способ мышления. Поехали в Чукалы. Сёла вдоль дороги находятся в крайнем упадке, везде надписи на русском, никаких следов угро-финской коренной культуры. На мааре, уже в Чукалах, погрузился в атмосферу древней эрзянской магии. Приняли меня радушно и я бесконечно рад, что оказался достоин чести быть посвященным в эрзянскую традицию. Вспоминаю сейчас – это всё воистину чудо! Настоящая «Шамбала», чудесный остров в океане невежества и самозабвения. Постоянно было такое впечатление, что я общаюсь с людьми очень знакомыми, хотя вижу их впервые. Может мы встречались в прошлой жизни? Ночь провёл под деревом на Холме старейшин, выспался, проснулся до рассвета, умылся водой из родника, встретил восходящее солнце. Затем было время подумать о символике штатола. Хочу поделиться своими мыслями: для меня они интересны и важны. Говорят, что «мир всё время висит на волоске». Этот волосок-нить и есть космическая ось – основа жизни. На символике оси были основаны гиперборейские мистерии, упоминаемые античными историками. Романские народы называли страну гипербореев Туле, эрз. Туло – клин. Мне кажется, что Штатол – это символ космической оси. И есть все основания полагать, что эрзя – прямые потомки гипербореев, сохранившие свой язык и культуру! Это воистину чудо! Ещё один символ, столь же чудесный как штатол, главная эрзянская молитва – озномат (иранского «матра», индийское «мантра»). Инешкипаз, чангодть! Я понимаю значение этой молитвы как выражение признательности Создателю за то, что есть «здесь и сейчас», это очень важно. Тоже ось – штатол, но только в мыслях и словах. Стараюсь как можно чаще повторять, хотя бы в уме, эту чудесную мантру. Подобные практики являются основой всех существующих религий, в том числе и финно-угорского шаманизма. Интересно и то, что в словах «Инешкипаз, чангодть!» встречаются шесть гласных звуков в восходящем порядке, возможно каждый звук соответствует одной из шести основных чакр, на санскрите «чакра» - значит «колесо», так же как на эрзянском «чаро» - колесо. Чакры символизируются цветками лотосов, эрзянское «чахра» - цветок. Да и слово «йога» имеет эрзянские созвучия «ёжо» - самочувствие, состояние, «ёжов» - хитрый, проницательный. Мне кажется это интересным. Сам ритуал зажжения штатола и всё что происходило на мааре, вдохновляюще спиральный обход вокруг маара, также явно гиперборейский ритуал. Каменные лабиринты, поморы их называют «вавилоны» - эрз. «ва» - вот, «велия» - вихрь, «велиця» - подвижный, строились, возможно, для этого обряда. Силы зла, как и положено им, пытались мешать проведению ритуала, несмотря на то, что согласно положению ООН и Конституции России каждый человек имеет право на свободу религиозного исповедания. Эти «силы» пытались убедить эрзян, что праздник создают они и штатол имеет значение второстепенное, сначала нужно послушать их «премудрые и правильные речи о том, как всё должно быть на самом деле». Но добро победило. Благодаря героизму и самоотверженности инязора Кшуманцянь Пиргужа и старейшин, штатол был вновь зажжен как положено вовремя и люди собрались вокруг штатола предков, а не у чужеродной железной сцены. Мистерия продолжается, и у нас есть ещё на земле работа – участие в делах добра, это есть смысл и суть жизни человека. Общение с эрзянами, соприкосновение с эрзянской культурой, эрзянская речь – доставили мне большую радость. И я очень признателен Создателю – Инешкипазу, за то, что я тоже эрзя, хотя бы немного, но – эрзя! Нужно было возвращаться домой. Доехал на попутных до Игнатова, затем до Саранска. Люди были очень доброжелательны. Из Саранска ехал на Чебоксарском поезде, подумал как было бы замечательно, если бы угро-финны держались вместе. Вспомнились легенды о Граале и Братстве «Круглого Стола» короля Артура. Некоторые исследователи считают, что прообразом этих мифов послужили кавказские сказания о нартах. Мне кажется эти сказания могут иметь северное происхождение: аланское «нарт-герой, эрзянское «нарде» выносливость, сила. А значит Грааль и короля есть смысл поискать в Эрзянь Мастор… Последнее время всё чаще говорят о создании настоящей истории России. Самое время задуматься каковы «методы познания» исторической науки. Думаю, настоящая история – наука точная как и математика, и если основой математики является число, то основой истории – слово. В связи с этим интересно обратить внимание на топонимы и гидронимы Российской Федерации – это реальная история, тот язык, на котором разговаривали местные жители. Прилагаю к письму список топонимов и гидронимов Воронежской, Тамбовской и Липецкой областей, эти слова, я считаю, имеют финно-угорское происхождение. Можно сделать несколько интересных выводов: село и река Сурава, река Сурена на западе Тамбовской области, Суровский лес, поселок Суровской, Аннинский район Воронежской области – наиболее эрзянские из всех названий сёл и рек. Возможно происходят от слова Суре – нить, суро-просо. Интересно, в Авесте одна из священных рек Ардви Сура, в Ригведе ей соответствует Сарасвати – богиня мудрости и река. Ардви Суре посвящён яшт-гимн Авесты. Тамона описана как прекрасная богиня в одежде из бобровых шкур! Бобры традиционные жители северных лесных рек. Откуда возник этот образ у авестийских иранцев? Возможно от своих предков – эрзян! И Веды и авеста говорят о северной прародине индоиранцев. Так же очень интересно: на западе Тамбовской и в Липецкой областях села – Мещеряки, Мещёрка приток реки Воронеж, село Мещеряки на реке Мордовка – граница Воронежской и Тамбовской областей. Примерно в этих местах присутствуют памятники городецкой культуры: крупные поселения Пекшево, Рамонский район, Воронежской области, Студёновка возле села Делиховое Липецкой области, на реке Воронеж. Можно предположить, что мещёрка – это потомки городецкой культуры. Само название «мещёра» происходит от эрзянского «Масторонь» - земляне, земляки. Исчезла мещёра только в фантазиях не очень внимательных и недобросовестных историков. Вот такие у меня наблюдения-размышления. Огромное вам спасибо за вашу подвижническую работу, за чудо – Раськень Озкс! С искренним уважением! Покш сюкпря»! Инемакс, паз! Инешкипаз, чангодть! Вастомазонок! Пегарень Дёко, Воронеж ош

Ответов - 0



полная версия страницы