Форум » Пазос кемема /Религия » Эрзяне христианской религии. » Ответить

Эрзяне христианской религии.

Семен: Эрзяне христианской религии, не желают изучать этническую веру своих предков эрзян или всетаки готовы?

Ответов - 19

erzianj : Семен пишет: Эрзяне христианской религии, не желают изучать этническую веру своих предков эрзян или всетаки готовы? Мон арсян Кристосонь эрзятне путыть пок мель ды оймест Кристосонть куломанзо - оймензэ путоманзо кис, ауль минек покштятьнень-аватьнень кис, конат путызь пряст минек эрямонть кис, минек улеманок кис. Пингеде пингес мельсэнек улест эрзятьне!

Семен: Исяк истямо марто кортлинь. Кевстян эсензе, Чипаздо содат? сон мери, те мери Баптистынь пазось? мон абунгадынь

Ильконь Микай: Когда-то у татар тоже была своя этническая вера и верховный бог - Предвечное Небо - Тэнгрэ. Кто сейчас помнит об этом? Сейчас они в большинстве своем мусульмане, кроме небольшой прослойки Кряшен. православных, считающих себя самостоятельным этносом. Кто из них помнит о своих исконных богах? Они много претерпели за свою веру - ислам. И теперь именно он стал для них народной религией. А сколько эрзян, искренне верующих в Христа со слезами на глазах встречали погромщиков церквей в 30-е годы, упорно продолжали сохранять приверженность вере, даже под угрозой высылки в Сибирь. И хватит ли у кого-то совести обвинять бабушку-эрзянку, посещающую церковь в безбожии? У меня нет!


chuvashon_erzja: Ильконь Микай пишет: И хватит ли у кого-то совести обвинять бабушку-эрзянку, посещающую церковь в безбожии? У меня нет! Верующий человек у меня всегда вызывает уважение,какой бы веры он не был. По это причине соглашусь с последним Вашим высказыванием. Меня родители и все родственники учили нас по принципу: - Верю в своего Бога, чужих богов не ругаю... Вера может быть факторм свободы в жизни, следовательно символом справедливости. По этой причине заставлять(тоже учить...) человека верить не справедливо и ,наверно, безсмысленно. Вера-Она не в книгах и местах ритуалов, Вера в своем сознании(дуще). Заставить верить, всеравно,что попытаться заставить любить. В Веру можно привести ,по-моему, только своим примером. Если чей-то пример схож с твоим мировозрением, можно у него поучиться Вере. Обычно первыми подающими пример бывают родители...

Семен: chuvashon_erzja пишет: И хватит ли у кого-то совести обвинять бабушку-эрзянку, посещающую церковь в безбожии? Бабушку и не кто обвинять не собирается и не обвиняли, она обманутая церковью. И речь об этнической вере была, способны ли христиане осознать и принять культуру предков? Тут затронули татар, так на это я скажу так. Татары помнят и чтят свое прошлое и стоят за друг друга. а эрзян христос- Церковь растоптал. Церковь безнравственна и несет в себе смерть и русской и эрзянской нациям

chuvashon_erzja: Семен пишет: х елигий Церковь безнравственна Боюсь Вы путаете религию с церковью. Эрзянская религий, как и многие другие этнические религии, не агрессивна и не несет элементов насилия в любом проявлении. Как сама природа -Она гармонична изначально. Для её популяризации не нужно обвинять другие религии или обявлять их неверными. Религиозная агрессия , имхо, вредна для понимания сути этничесиких религий. Предыдущий пост по правилам форума можно было удалить, но полагаю в будущем Вы сможете сами принять более продуктивный способ выражения своих мыслей и не будете высказываться от имени всего народа . Более продуктивым считаю беседы, можете Вы начать, о основах эрзянской религии и его ценностях, а желающие смогут поучаствовать. Я поучаствую с удовольствием.

Ильконь Микай: Татрары очень крепко держаться сейных связей - для татарина не знать своих предков до 7-8 колена один из величайших грехов. Но всё это произходит из исламской традиции и для них новая религия стала объединяющим фактором. У нас в Спиридоновке все христиане с конца 18-нач. 19 вв. Но на Троицу в церкви не встретишь ни одного человека - все в лесу, на древней поляне Макар-латко, удивительно напоминающей по расположению древние Репешти - расположена на склоне (воплощение Маара), вход на поляну с запада, с северо-западной стороны находится родник. Рядом, на горе есть пещеры - говорят там жил некто Макар, причем называют его разбойником, якобы, когда воровали коней в ближайших татарских селах, то притали их у него, а потом продавали в Самару. Но, скорее всего в этих пещерах готовились к проведению озксов старики. На краю села есть родник, который сейчас называется Баба-каль, по моим распросам мне назвали его первоначальное наименование - "Баба-очкс" - естественно назывался он "БАБА-ОЗКС" - и там проводились женские моления. И даже сейчас еще можно услышать как воскликнет иная бабушка: "Ох, Нишке-Вере-паз!" И еще у нас сохранилась старая церковь, 1908-10 гг постройки. Когда кругом громили церкви и убивали священнослужителей, а чуть позже и коммунистов (восстание Черного орла) у нас благоразумно не стали кидатся в крайности. И церквь сохранили, пусть и разграбленную, и коммунистов не убивали (в другом эрзянском селе - Кузайкино - во время восстания был случай, что отрезали груди местной учительнице, в татарских же сёлах творились такие ужасы, что они об этом до сих пор помнят и очень этого стыдятся - за своих прадедов) Самое худшее - это крайности. И, на мой взгляд, огульно хаять христианство - это тоже крайность. Важнее мягко, тонко, последовательно и с интересом прежде всего для молодого поколения готовить почву для принятия нового стиля жизни, переходящего в философию, опирающегося на тысячелетний опыт, переходящего в религию, основанную на уважении природы и человеческого достоинства. Именно в этом я вижу миссию Эрзянь Кемема.

Семен: Шумбрат! тут на самом деле ситуация далеко не простая, в любом случае необходимо рассуждать и осознавать, быть может я знаю что не знаете вы? Русские принимают что, слова(русские) происходят с иностранных слов, но если сказать что это слова эрзянские или чувашские , русский признает? уверен нет, а почему? скажете причем тут "слова", где связь? а связь есть.

chuvashon_erzja: Семен пишет: в любом случае необходимо рассуждать и осознавать, быть может я знаю что не знаете вы? С этим согласен. Эта фраза уже написана мужчиной, а не мальчиком . Следующую фразу про слова и связь не совсем понял,поэтому от комментариев воздержусь.

Семен: религия и церковь в чем тут разница?

chuvashon_erzja: Семен пишет: религия и церковь в чем тут разница? По-моему у А.С Пушкина , могу ошибаться, было примерно следующее: "Есть религиозные святые писания и есть грешная церковь". Между этими понятиями, на мой взгляд, большая пропасть. Это как слова милый и любимый , в первом случае имеются чистые помыслы, а во втором присутсвует действие-грех , в смысле заниматься любовью . Извини, что пытаюсь применить простые аналогии... Если грубо, церковь -инструмент отправления культа. Отправление религиозного культа- физическое действие(бездействие?) человека(обычно грешного) самолично или коллективно, так или иначе под управлением церкви. Отправление культа- естественная процедура любой религии. Эта процедура (отправление культа) производится для утверждения единения с божественной Сущностью (Богом). На этой границе между святым и грешным ( путь познания Бога с одной стороны и отправление культа с другой) обосновалась церковь. Думаю согласишься, что сказать:"Хожу в церковь" - не значит быть религиозным, этого мало. Думаю в том числе по этой причине, в этнических религиях нет посредников между человеком и Богом. И еще в этнических религиях Бог не подобен образу человеческому(грешнику), ОН-БОГ... Религия-основа любой культуры, она возникает с возникновением культуры. На религию опирается государство(светская власть) через всевозможные ритуалы. Про церковь Вы сами много знаете можете про нее порассуждать сами...

Эрий: Семен пишет: религия и церковь Религия - 1)система религиозных воззрений; 2) вера Церковь: 1) строение; 2) общественная организация, объединение людей; 3) религия

Семен: Эрий пишет: Религия - 1)система религиозных воззрений; 2) вера Церковь: 1) строение; 2) общественная организация, объединение людей; 3) религия Эрзянь Верадо кортлеме кармат? Кртлек сесте эрзякс. Рузунь религиянть мон содаса. А тон эрзянь содасак?

Семен: Шумбрат!

Potapoff: «Мы берём русского человека в идеал и этот идеал стараемся усвоить инородцам. Русский идеал есть по преимуществу – православие: вот почему на православии-то мы так и настаиваем. Православие – основной, коренной, самый капитальный элемент русской народности. Коль скоро инородец усвоил себе православие сознательно и убеждённо, умом и сердцем, – он уже обрусел». Николай Ильминский

Эрзянь нилькс: Potapoff пишет: Православие – основной, коренной, самый капитальный элемент русской народности. Коль скоро инородец усвоил себе православие сознательно и убеждённо, умом и сердцем, – он уже обрусел». Николай Ильминский Самай секскак истя назойстэ стявтнить эрзянь велетнева рузонь озномакардот.

Паул: Вы уж простите ,наверняка, я выгляжу со стороны чудаком каким –то. Я расказывал, что дед мо –эрзянин ,даже с сёстрами разговаривает по –русски.а мне не досталась его фамилия.общался с ним мало иредко,да и деда мне заменил совсем другой человек. Но собрал вот самые свои маленькие рассказки , объединил в общий сборник ,который собирался перевести на эрзянский язык,которым интересуюсь лет с 15(т.е. с тех самых пор как с дедом познакомили) Но сборничек вместе с другими пропал .Доверил наборщику в Н.Новгороде , с тех пор и не видел. нашлись добрые люди,ходил забирать ,но им никто и дверь не открыл Сейчас я приобрёл компьютер, GPR- модем и занимаюсь восстановлением всего утраченного . Единственный рассказик ,что не могу восстановит в сборнике «Дворовыши» -так это «Экспромт»,где вскользь поминаю Бикмуллина. Но от того ,что затратился ,книги, тем более, в большом объёме приобрести не смогу ,а уж заняться изучением языка тем паче .Ещё неведомо какой сюрприз ожидать от мегафона ,з\п моя уже до 5т р дошла и даже перешагнула ,но ,боюсь не хватит на Интернет ,хотя подключался на безлимиитны Восстанавливатьже дворовыши продолжаю, послал имеющееся на рассмотрение в литстудию при литинституте .Проблемки мешают. Так из -за кризиса пришлось уходить в бессрочный отпуск , а когда нет соцпакета это ощутимо, тем не менее наскребал вот на инет Я к Лёше Куприянову обращался вот по какому делу, ну Арси Кеми. из- за одного творческого проекта пришлось регистрироваться на Одноклассниках ,что не долюбливал Там нашёл сестру и брата по эрзянской линии ,сестра написала, а вот от брата так и жду. Так там обнаружил целую группу ВИРЯСКИНЫ - это фамилия деда. Уж ладно я квартерон эрзянский, хомутей виряскин . Но люди ,которым позволялось БЕЗ очереди находиться с дедом говорят такую лабуду,ч то он(дед) с Мордовии ,а фамилия его переводится как ведьмы!... Вот уж где домордовались. Я там разместил свою родословную ,рассказал о существовании эрзян. Многие о них вообще впервые услышали ,но заинтересовались. Организатор группы - Саша Виряскин из Киева изначально интересовался фамилией ,но с моей лёгкой руки и эрзяноведеньем. Писала мне и Галина Виряскина из Армани, входящая в группу Рождённые на Колыме. Она искала родных, ,нашла, а потомки этих родных, короче, её не приняли. Кое -какие материальчики о эрзянах послал, предложил прочитать хоть СЫН ЭРЗЯНСКИЙ Кузьмы Абрамова. Но меня удалили за якобы рекламу(песни друга предлагал прослушать ),а с этим удаляются автоматом и все созданные темы, сообщения и размещённые фото. Потом оплатил, влез, но после переписки с друзьями брата и сестры опять удалили. а теперь, как выяснилось в маленькую группу Виряскины вмешалась большая политика- Украина обрубила связь. Кстати, у Саши дед приехал туда из Пензенской обл. на фото - чернявый скуластый. вот просил Лёшу написать о фамилии ,а пришлось о крахе группы. Но я человек неадекватный, если попросят все дела бросаю. Вот он велел придти в воскресенье ,всё бросил и пришёл, изначально оборвав телефон. А поймал его только на улице. Ну понимаю семья -работы -творчество, чтоб не дёргать друг друга набрал интервью на диск. Соседям он не велит передавать ,майлом тоже пользоваться не разрешает, положил в ящик почтовый. И.. перепутал. он искал - не нашел, хотя поди там и лежит ,Комп проверял - восстановить нельзя, хотел у него в подъезде посмотреть ,так дверь кодовую поставили. Но кажется никто не крал чужой диск с фото и интервью!... Я, правда, боялся вы разговаривать не будите из -за национальности и вероисповедания Поскорей бы вам получить это письмо!.. Глобус Виряскиных могу переслать. Надо ? Хоть прямо сейчас Одну из своих статей («городок поданных Берендея») я начал словами: »Кто только и чем не увлекается в Кузнецке. «Ими же можно открыть и этот очерк. В нём речь пойдёт о целой группе людей, занятых поиском своих родовых корней ,выяснением происхождения фамилии. Виряскины ,Нуштаевы, Арзамасовы, Пивцаевы… Я долгое время занимаюсь вопросами географических названий и фамилий, распространенных на территории Пензенского края. Потрудиться же над этим очерком меня побудил телефонный звонок моего знакомого Павла Андрианова. Павел сообщил мне, что существует группа «Виряскины»-объединение людей с такой фамилие, живущих в самых различных городах и регионах: в Самаре, Сибири, на Дальнем Востоке, Украине и в Кузнецке (у самого Павла в прямом родстве есть Виряскины0 «Есть предположение» -заявил мне Павел,-что у нашей фамилии мордовские корни, не смог бы ты растолковать её значение2? Попробую растолковать ,насколько способен. Да, действительно, Виряскины -фамилия мордовская(эрзянская),определить её значение однозначно нельзя. Приведу несколько предположений. 1. От древнего эрзянского языческого имени Виряс- родившийся в лесу (на лесном хуторе, пасеке ,летнике); слово «вирь» по –эрзянски –лес 2. От слова «вирез», что означит ягненок, отсюда –родившийся одновременно с ягнением домашней овцы. 3. От слова »виреш» или «виряш»- невестка (жена старшего брата). 4. .И .наконец, есть несколько производных слов»вирь»(лес) и «вирез»(ягнёнок).Например.»виртятя»-леший(буквально-лесной старец),»вирьсараз»-тетерев,»вирятякш»-глухарь. Буду считать, на запрос Павла Андрианова и группы «Виряскины» я худо –бедно ответил, Теперь, пользуясь случаем, ознакомлю читателей «ЛГ» со значением ещё ряда мордовских фамилий, представители которых живут в Кузнецке. Арзамасовы- едва ли от названия города Арзамас, хотя корни вне сомнения, едины. Скорее, от эрзянского языческого имени Арсамаас Арса –древнее название страны эрзи (Арсаания),отсюда житель Арсаании, эрзянин Куляевы-от слова «куля»(новость ,весть).От этого же корня и фамилия Кулясовы. Пивцаевы, Пивцовы-от слова»пивцэмс»(молотить) или «пивцэма»(цеп, инструмент для молотьбы) Труднее объяснить происхождение фамилий Колдомасовы и Нуштаевы. Скорее всег,. предки Колдомасовых и Нуштаевых вышли из Орды (мурзы и беки из разваливающейся державы Чингиидов бежали не только в Московскую Русь, но и в Арсаанию).К примеру, мои родственники по материнской линии носят фамилию Аблаевы. Известен деятель в Золотой Орде Аблай –хан. Вполне вероятно, что его потомки или подданные осели когда – то в Арсаании и полностью»омордвинели».Отсюда и Аблаевы Алексей Куприянов П.С: Если б Э Мастор позволял ,я б потянул по книге в месяц, но,честно, не верится ,что потяну целую партию. А так хочется – Мастораву ,К.Абрамова ,да любую художественную и историческую литературу о эрзянах и,конечно,самоучитель и русско- эрзянский словарь!..

Эрзянь нилькс: Паул пишет: и фамилий, Эту инфу тебе лучше выкладывать здесь в теме "Эрзянские фамилии"=Эрзянь буелемть. Здесь: http://erzianj.borda.ru/?1-1-0-00000015-000-0-0-1231164110

Паул: serbin27@yandex.ru



полная версия страницы