Форум » Пазос кемема /Религия » Демиурги эрзянского народа. » Ответить

Демиурги эрзянского народа.

Эрзянь нилькс: ДЕМИУРГ - мифолого-эпический персонаж, мироустроитель, творец мира, человека, космических, социальных и культурных объектов. Демиурги эрзянского народа. В эрзянской мифологии можно различить два типа демиургов. Демиурги космические и демиурги земные, социальные. Космическими, вселенскими являются Вере Чипаз-Чампаз, он же Инешкипаз-Творец Света и Мира, а также Идемевсь-Шайтян, являющийся воплощением тёмных сил Зла. , Инешкипаз создаёт Идемевсь-Шайтяна, Анге-патяй, землю, небо, солнце, луну, звёзды, на берегу великой реки Рав (эрз. Волга), лепит из белой глины, по образу и подобию своему,человека, жителя созданного им мира - Эрзю-эриця.. Идемевсь вмешивается в процесс божественного творения, при его «участии» появляются на земле горы, овраги, родники, реки, на небе – тучи и ветер, в теле человека – болезни и недостатки. Идемевсь - демиург с отрицательным знаком. Инешкипаз силой своей мысли и слова творит мир, человека, мужчину и женщину, божества и покровителей сред и мест. Пурьгинепаза – Бога Грома, Юртаву – покровительницу дома, Кардаз-Сярко – покровителя двора, Мастораву – Богиню земли, Нороваву, Ведяву, Виряву… , При создании всего сущего демиург преследует не абстрактные, а вполне конкретные цели, чем приближает себя к насущным интересам человека. Инешкипаз создаёт человека как владетеля и хранителя всех земных богатств. Дабы род Эрзи-человека множился, Инешкипаз делит его на мужчину и женщину. В помощь человеку создаёт божеств-покровителей. Демиургом социальным в эрзянской мифологии является царь Тюштя. Избранный Инязором-правителем эрзянского народа, он формирует его в эрзянское общество, вносит в него элементы государственного устройства. А именно: вводит законы, формирует и организует органы народного самоуправления, распределяет между сёлами и людьми поля, леса, луга, регулирует отношения с соседними народами. Выполняя не только управленческие, но и организационно-созидательные функции, царь Тюштя выступает и как культурный герой. Культурные функции выполняет также сам Творец-Инешкипаз, создавая в помощь человеку божеств-покровителей, занимаясь формированием небесной семьи, санкционируя браки между богами и земными девушками. Идея творения мира у Чампаза-Инешкипаза изначально подчинена великой социально-культурной цели: создать на земле разумное общество, организовать человеческую жизнь на высоком моральном, семейно-бытовом и общественном уровнях. Образ космического демиурга базируется на реальных представлениях эрзян о трудовой и социальной деятельности в эрзянском обществе. В эпосе «Масторава» Инешкипаз обладает способностями сеятеля поля. Он рассеивает песок над морем, который превращается в сушу. Он как ваятель, как скульптор, лепит из глины человека. Он как маг-чародей, силой мысли и слова создаёт себе жену Анге-патяй. Как патриарх, он управляет созданными им божествами - покровителями сред и мест. Как глава рода, он распределяет бытовые и хозяйственные обязанности между мужем и женой. Как вселенский родитель, он создаёт в помощь людям божества земли, урожая, леса, дома, грома и дождя. Как учитель и покровитель эрзянского народа, Инешкипаз посылает на землю своего сына Веленьпаза управлять эрзянами, учить их хозяйственным работам и семейно-бытовой жизни. Образ Инешкипаза, основного демиурга эрзянского народа, воплотил в себе ответы эрзянского человека на вопросы, возникавшие в ходе его тысячелетней познавательной и трудовой деятельности. Литература: H.Paasonen. Mordwinische Volksdihtunq. 1 Band. Helsinki,1938; П.И.Мельников. Очерки мордвы. Саранск, 1981; Тюштя. В. Радаев. Саранск, 1991. Масторава. Саранск, 1994; Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002; Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. Саранск, 2007. Переработка: Эрюш Вежай.

Ответов - 37

Эрзянь нилькс: Серьгу, "Эрзянь ки"-с эряви? Эрявиндеряй те, сестэ невтик.

Мидянь Оло: Бобаскень сёрмалейтне демиург валоньте макснить эстямо смусть- космосонь теитя-чачтыця. Арсян демиург - те наголь Инешкипазось. Лиятне - маралянь кондямо ломанть, сынь аволь демиургт. Нуркинестэ ёвтазь, демиургтнэ мода лангсонть а эрсить. Истяжо ёвтазь социальной димиургт а эрсить, эрсилть(ульнесть) эриця ломанть, конатне модалангсонть тейсть(теить) покшт содавикст эрявиця тевть. Сынь лиссть раськенть потсто, сыст чачтыньде эриця ава.

Эрзянь нилькс: Мидянь Оло пишет: Сынь лиссть раськенть потсто, сыст чачтыньде эриця ава. Видеть мелеть. Ансяк мон нежедян Шарононь Сандрань мелезэнзэ. Мода лангсо эриця пек виев эрзятне эсь ине тевсэст, эрзянь раскенть кис, аравтызь эсь пряст мода лангсо эриця демиургонь кондямокс. Седе видестэ, сынсь эрзятне неть ломантнень кармасть ловомо демиургонь кондямокс. Те мелесь васняяк - Тюштя Инязордонть. Пек верей эрзятне аравтыть Пургаз Инязоронтькак.


Мидянь Оло: Эрзянь нилькс пишет: сынсь эрзятне неть ломантнень кармасть ловомо демиургонь кондямокс. Койсэм, неть ломантнень видьстэ улевель бу ловомс демиургонь модалангсо тевсэ лездыцякс. Инешкепазось как мерекшнэсь Идемевсенте Масторонь тееме ушодмосто: Ульть а ялаксокс, ульть аволь ялгакс Ульть, бути маштат, тевсэ лездыцякс. Ней минь содатано, Идемевсесь тевсэ лездыцякс улеме эзь маштово, модалангсо Инешкепазоньте лездыцятне кармасть улеме Тюштянь кондямо ломанттне.

Эрзянь нилькс: Мидянь Оло пишет: Койсэм, неть ломантнень видьстэ улевель бу ловомс демиургонь модалангсо тевсэ лездыцякс. Сюконян, Оло, карман валот кирдемест мельсэм.

Мидянь Оло: Идемевсь - демиург с отрицательным знаком. Идемевсь, койсэм, аволь демиург. Сон мезеяк тейме а машты, сон калавты(колсти) теезенть. Демиург (творец) - ине тевень теиця. Сонзэ башка кинеяк те тевесь а тееви. Калавтомо, колстямо, яжамо весе маштыть -ламо превть а эрявить.

Эрзянь нилькс: Мидянь Оло пишет: Калавтомо, колстямо, яжамо весе маштыть -ламо превть а эрявить. Пек виде!

Potapoff: Очень красивое изображение Вирявы, откуда оно? кто знает?

Nilkss: Potapoff пишет: откуда оно? Книга "Боги и сказания мордвы"

Novel77: Potapoff пишет: Очень красивое изображение Вирявы, откуда оно? кто знает? Да красивое изображение... И еще интересная тема: в этой религии прослеживаются христианские мотивы, то есть наблюдаем некоторое заимствование идей... Можно было бы это обсудить, кому это тоже интересно. Например изображение Идемевсь-Шайтян похоже на классического чертенка из нашей литературы.

Novel77: Эрзянь нилькс пишет: Литература: H.Paasonen. Mordwinische Volksdihtunq. 1 Band. Helsinki,1938; П.И.Мельников. Очерки мордвы. Саранск, 1981; Тюштя. В. Радаев. Саранск, 1991. Масторава. Саранск, 1994; Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002; Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. Саранск, 2007. Переработка: Эрюш Вежай. и еще интереснейшая тема как мордовские боги магией Эрюш Вежая превратились в эрзянских. Ведь эрзя - не мордва, мордва вроде мокша или я чего не понимаю опять...

Potapoff: Например изображение Идемевсь-Шайтян похоже на классического чертенка из нашей литературы. В библии насколько я знаю нет описания чёрта, есть вроде что-то про сатану когда он искушал Христа. Изображение чёрта больше похоже на сатира из древнегреческой языческой мифологии.

Novel77: Potapoff пишет: В библии насколько я знаю нет описания чёрта, есть вроде что-то про сатану когда он искушал Христа. Изображение чёрта больше похоже на сатира из древнегреческой языческой мифологии. Согласен, изображение из древнегреческой, затем перешедшим в христианство, в основном западное (каталицизм). И еще интересно название Идемевсь-Шайтян созвучное мусульманскому Шайтан.

Potapoff: Ведь эрзя - не мордва, мордва вроде мокша или я чего не понимаю опять... Уважаемый я думаю всё вы понимаете, мордвой называют два близкородственных народа, нам, большинству на этом форуме это не нравиться, почему, здесь много об этом уже говорили. как мордовские боги магией Эрюш Вежая превратились в эрзянских. Мельников в своей книге описывает как общие для эрзян и мокшан религиозные воззрения, так и их отличия. Помимо эрзян и мокшан он упоминает о терюханах. В остальных книгах я думаю тоже самое.

Novel77: Potapoff пишет: Ведь эрзя - не мордва, мордва вроде мокша или я чего не понимаю опять... Уважаемый я думаю всё вы понимаете, мордвой называют два близкородственных народа, нам, большинству на этом форуме это не нравиться, почему, здесь много об этом уже говорили. цитата: как мордовские боги магией Эрюш Вежая превратились в эрзянских. Мельников в своей книге описывает как общие для эрзян и мокшан религиозные воззрения, так и их отличия. Помимо эрзян и мокшан он упоминает о терюханах. В остальных книгах я думаю тоже самое. вот это мне и не понятно, почему общие мокшанские и эрзянские боги и мокша Тюштя превращаются только в эрзян

Novel77: Potapoff пишет: Ведь эрзя - не мордва, мордва вроде мокша или я чего не понимаю опять... Уважаемый я думаю всё вы понимаете, мордвой называют два близкородственных народа, нам, большинству на этом форуме это не нравиться, почему, здесь много об этом уже говорили. цитата: как мордовские боги магией Эрюш Вежая превратились в эрзянских. Мельников в своей книге описывает как общие для эрзян и мокшан религиозные воззрения, так и их отличия. Помимо эрзян и мокшан он упоминает о терюханах. В остальных книгах я думаю тоже самое. вот это мне и не понятно, почему общие мокшанские и эрзянские боги и мокша Тюштя превращаются только в эрзян

Миша: Novel77 пишет: вот это мне и не понятно, почему общие мокшанские и эрзянские боги и мокша Тюштя превращаются только в эрзян Да небыли они никогда мокшанскими а стали при ассимиляции мокшан эрзянами.

Novel77: Миша пишет: Да небыли они никогда мокшанскими а стали при ассимиляции мокшан эрзянами не люблю придираться к словам, но если они не были мокшанами, то почему стали эрзянами ? оговорка по Фрейду?

Миша: Novel77 пишет: вот это мне и не понятно, почему общие мокшанские и эрзянские боги и мокша Тюштя превращаются только в эрзян Основываясь на исследования этнографа Мокшина Н.Ф. делаем логический вывод: Различия между мокшей и эрзя существовали и ранее, а вот в конце 1 –го в начале 2 -го тысячелетия они стали очень существенными. Главное тому доказательство, это изменение обрядов захоронения, из которых следует, существенное влияние хазарского коганта на мокшанский народ. Надо полагать, что происходила и ассимиляция мокшан с изменением языка и физиологии. Если же взять утверждение профессора Мокшина Н.Ф. о том, что народ мокша ранее был единым народом с эрзя и говорили на одном языке, то неизбежно следует вывод, язык этот был эрзянский, так как эрзяне в исследуемый нами промежуток времени оставались независимыми от кого либо, значит, эрзянский язык не подвергался изменениям из вне. Таким образом, мокшанский народ подвергаясь воздействию хазарского коганата, получил изменения в религии, физиологии и языке. Вывод: принимая обще эрзянский язык за эталон, изменившийся (мокшанский) язык может быть диалектом эрзянского языка, либо совершенно новым языком. Мокшанский народ субэтносом эрзян, либо новым этносом. Таким образом профессор Мокшин Н.Ф. фактически подложил «свинью» промокшанскому правительству Мордовии

Novel77: Миша пишет: Основываясь на исследования этнографа Мокшина Н.Ф. делаем логический вывод: Различия между мокшей и эрзя существовали и ранее, а вот в конце 1 –го в начале 2 -го тысячелетия они стали очень существенными. Главное тому доказательство, это изменение обрядов захоронения, из которых следует, существенное влияние хазарского коганта на мокшанский народ. Надо полагать, что происходила и ассимиляция мокшан с изменением языка и физиологии. Если же взять утверждение профессора Мокшина Н.Ф. о том, что народ мокша ранее был единым народом с эрзя и говорили на одном языке, то неизбежно следует вывод, язык этот был эрзянский, так как эрзяне в исследуемый нами промежуток времени оставались независимыми от кого либо, значит, эрзянский язык не подвергался изменениям из вне. Таким образом, мокшанский народ подвергаясь воздействию хазарского коганата, получил изменения в религии, физиологии и языке. Вывод: принимая обще эрзянский язык за эталон, изменившийся (мокшанский) язык может быть диалектом эрзянского языка, либо совершенно новым языком. Мокшанский народ субэтносом эрзян, либо новым этносом. Таким образом профессор Мокшин Н.Ф. фактически подложил «свинью» промокшанскому правительству Мордовии 1. Откуда цитата, неужели сам сделал "неизбежный вывод"? 2. Почему про ассимиляцию мокшан "надо полагать", а не подтверждать исследованиями? 3. Почему "независимые от кого-либо" эрзяне не могли изменять единый (мокша-эрзянский) язык? Надо полагать застой культуры?

Миша: А ВЕРА - созвучна с эрзянским ВЕРЕ ПАЗ. Если только не одно и тоже??

Potapoff: И еще интересно название Идемевсь-Шайтян созвучное мусульманскому Шайтан. Еще, слово "враг" по эрзянски "душман", на татарском "дошман", если мне не изменяет память.

Novel77: Potapoff пишет: цитата: И еще интересно название Идемевсь-Шайтян созвучное мусульманскому Шайтан. Еще, слово "враг" по эрзянски "душман", на татарском "дошман", если мне не изменяет память. то есть видимо происходили заимствования и у христиан и у татарских мусульман, что соответствует географическому соседству... религия видоизменялась с течением времени? почему?

Potapoff: то есть видимо происходили заимствования и у христиан и у татарских мусульман, что соответствует географическому соседству... религия видоизменялась с течением времени? почему? Ну, незнаю, религии свойственно видоизменятся, сейчас, н-р, некоторые верят в вампиров, эльфов, деда Мороза и еще куча всего.

Novel77: Potapoff пишет: Ну, незнаю, религии свойственно видоизменятся, сейчас, н-р, некоторые верят в вампиров, эльфов, деда Мороза и еще куча всего. Не всем религиям свойственно меняться... например тезисы христианства не менялись... не считая конечно различных ерисей... и если некоторые религии меняются, то под воздействием человека, но тогда возникает вопрос, а где гарантия, что современное толкование этих религий имеет какое-либо отношение к исходным тезисам данной религии?

Миша: Читайте "Мастораву" и тогда вы познаете что в эпосе МАСТОРАВА, что подтверждает сам автор Шаронов А. 85% эрзянского, 5%- русско эрзянского и 10%- мокшанского- русского- эрзянского. Вывод друзья таков - 100% мокшан сегодня христиане, беречь осознавать и сохранять традиции эпоса они не могут. Да и не нужно это им.

Novel77: Миша пишет: Читайте "Мастораву" и тогда вы познаете что в эпосе МАСТОРАВА, что подтверждает сам автор Шаронов А. 85% эрзянского, 5%- русско эрзянского и 10%- мокшанского- русского- эрзянского. Вывод друзья таков - 100% мокшан сегодня христиане, беречь осознавать и сохранять традиции эпоса они не могут. Да и не нужно это им. я бы с радостью берег, если бы понял почему я должен беречь "эпос" автора Шаронова? я хочу беречь эпос моих предков - мокши, а не фантазии неизвестного мне человека

Миша: Novel77 пишет: хочу беречь эпос моих предков - мокши, а не фантазии неизвестного мне человека раньше был русским мокшанского происхождения стал мокшей. Для эрзя эпос не фантазии. Для мокшан библия эпос - (известного надеюсь человека)? если мокше не нужен эпос- зачем про его героев вспоминать. На сайте "Зубова Поляна" сказано про мордовию 13 века включая землю эрзян. Не спроста они хватаются за эрзян.

Novel77: Миша пишет: раньше был русским мокшанского происхождения стал мокшей. Для эрзя эпос не фантазии. Для мокшан библия эпос - (известного надеюсь человека)? если мокше не нужен эпос- зачем про его героев вспоминать. На сайте "Зубова Поляна" сказано про мордовию 13 века включая землю эрзян. Не спроста они хватаются за эрзян. 1. Я был и остаюсь русским мокшанского происхождения, с предками мокшей. В чем проблема? 2. Библия (для всего человечества) - не эпос, а собрание свидетельств людей. Известных людей. 3. Мокше нужен эпос, это вы его пытаетесь прихватизировать только себе О чем я говорил выше. 4. Мордовия это не эрзя? Тогда какое отношение Литература: H.Paasonen. Mordwinische Volksdihtunq. 1 Band. Helsinki,1938; П.И.Мельников. Очерки мордвы. Саранск, 1981; Тюштя. В. Радаев. Саранск, 1991. Масторава. Саранск, 1994; Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002; Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. Саранск, 2007. имеет к эрзи?

Potapoff: Не всем религиям свойственно меняться... например тезисы христианства не менялись... ну наверно только тезисы и не менялись, остальное менялось и часто.

Novel77: Potapoff пишет: ну наверно только тезисы и не менялись, остальное менялось и часто. согласен... но остальное вторично, суть религии в ее тезисах, остальное лишь художественное оформление...

Миша: Novel77 пишет: суть религии в ее тезисах, остальное лишь художественное оформление... Из Библии - НЕ МИР Я ВАМ ПРИНЕС, НО МЕЧ! это тэзис В том что МЕЧ духовный это художественное оформление- вуаль. Не ожидал что мокшане это осознают. Уважаю

Novel77: Миша пишет: Из Библии - НЕ МИР Я ВАМ ПРИНЕС, НО МЕЧ! это тэзис В том что МЕЧ духовный это художественное оформление- вуаль. Не ожидал что мокшане это осознают. Уважаю это не художественное оформление, это образное изложение тезиса

Эрзянь нилькс: Novel77 пишет: это не художественное оформление, это образное изложение тезиса Минек "ялгась" того уски эрзятнень эсензэ ёнов.

Novel88: Эрзянь нилькс пишет: Минек "ялгась" того уски эрзятнень эсензэ ёнов. переведи, будь так любезен

Potapoff: Не всем религиям свойственно меняться... например тезисы христианства не менялись... Христианство, ислам, иудаизм - "догматические" религии, есть Священное писание, Нагорная проповедь - догма, зафиксированная письменно, от которой нельзя отклоняться, а то можно угодить в еретики. В языческих, традиционных религиях этого нет. Они как бы сказать более "демократичные", и, мое мнение, больше приближены к действительности.

Novel77: Potapoff пишет: Христианство, ислам, иудаизм - "догматические" религии, есть Священное писание, Нагорная проповедь - догма, зафиксированная письменно, от которой нельзя отклоняться, а то можно угодить в еретики. В языческих, традиционных религиях этого нет. Они как бы сказать более "демократичные", и, мое мнение, больше приближены к действительности. Демос как известно народ. Следовательно это религии созданные народом, то есть эпос (миф). Согласен они приближены к действительности, так как придуманы народом.



полная версия страницы