Форум » Пазос кемема /Религия » Готовимся к Раськень Озкс-2010 » Ответить

Готовимся к Раськень Озкс-2010

Эрзянь нилькс: Готовимся к Раськень Озкс-2010 Эрзят! Ялгат! Кода анокстатано 2010 иень Раськень Озксонтень? Эрзяне! Друзья! Как готовимся к Раськень Озкс-2010? 1. Фонд "Руця", в который вхожу, подготовит и проведёт конкурс эрзянского национального костюма. Для этого учреждает три приза: 1-е место -10000 рублей, 2-е место - 7000 рублей, 3-е место - 5000 рублей. Денежный фонд собирается эрзянами г.Полярного и Санкт-Петербурга. К нему может присоединиться любой желающий. Готовятся дипломы призёрам. 2. Планирую отпуск и прибываю для оказания помощи в организации Раськень Озкс за 5-6 дней заранее. 3. Готовлю национальную эрзянскую рубашку-панар. 4. Приглашаю на Раськень Озкс родных и знакомых. 5. Набираю горсти земли в узелок (пакет) для ритуала обновления Маара. 6. Учу слова эрзянской песни-гимна "Вирев молян". Прошу поделиться участников форума о своих приготовлениях к Раськень Озкс.

Ответов - 96, стр: 1 2 3 All

Танюш: Эрзянь нилькс, Озкс = Моление, поэтому, вероятно, кульминация Раськень Озкса и заключается в молении. В связи с этим у меня вопрос: какие именно моления необходимо знать эрзянам, желающим прибыть на Раськень Озкс? и где в инете можно найти их тексты. Я могла бы их разместить на Эрзиане в отдельной теме.

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: какие именно моления необходимо знать эрзянам, Текст публиковался в "ЭМ". Кой проходит так: Озава произносит фразу, участники повторяют. Попробую найти текст Озолмы. Размещу здесь.

Танюш: Эрзянь нилькс пишет: Попробую найти текст Озолмы. Размещу здесь. Просто напоминаю. Было бы, действительно, хорошо их разместить. А в инете есть запись "Вейсэ, эрзят, виевтяно"?


Эрзянь нилькс: Танюш пишет: Просто напоминаю. Было бы, действительно, хорошо их разместить. А в инете есть запись "Вейсэ, эрзят, виевтяно"? Эзинь стувто. Кевкстемась ютко шкам арасьчисэ. Алтан велявтомс те кевкстемантень.

erzianj : Танюш пишет: В связи с этим у меня вопрос: какие именно моления необходимо знать эрзянам, желающим прибыть на Раськень Озкс? и где в инете можно найти их тексты. Я могла бы их разместить на Эрзиане в отдельной теме. Танюш, эрзякс ули вана "Вий кепеди"-ясонок. Сёрмадовксонть лемезэ "Раськень Озкс". Ансяк рузкс арась...

Танюш: erzianj пишет: Сёрмадовксонть лемезэ "Раськень Озкс". Ансяк рузкс арась... Сюконян! Рузкс а эряви)))

Паол-маол: Косто моронь "Вирев молян" валтнэнь муемс?

Танюш: Моронь валт: Вейсэ, эрзят, виевтяно! (Вирев молян...)

БУРДЮМ: Замечательные слова )))

Паол-маол: Сюкпря!)Еще бы услышать песню в живую

Эрзянь нилькс: Комментарий к некоторым сомнениям относительно необходимости и возможности проведения Раськень Озкс-2010.[/] Пелемс эрьва мезде шкадо икеле, койсэм, а эряви. Кияк вийсэ Раськень Озксов киньгак а пани. Минь ютавтынек колмо Раськень Озкст, 1999, 2004, 2007 иетнестэ. Эрьва Раськень Озкссонть ульнесть стакачить. Теньсэяк кармить. Кинь арась мелезэ молемс Раськень Озксов, се муи эстензэ тувтал а молемс тов. 1. Улить эрзят, конат мерить, Раськень Озксонь теицятне а видестэ ютавтыть Раськень Озксонь коенть. Секс мон тов а молян. Ды а молить. 2. Улить эрзят, конат мерить, мелезэм а тукшныть Раськень озксонь анокстыця ломантне. Секс мон а молян. Ды а молить. 3. Улить эрзят, конат мерить, тозонь эцить "мордва"тне, ды а молить. 4. Улить эрзят, конат мерить, Раськень Озксонть теить эрзянь "сектантнэ", "сепаратистнэ", "националистнэ", "язычниктне", ды седе тов... Ды а молить. Тувталтнэде, конатнес нежелить сеть, кинь арась мелест лездамс Раськень Озксонь анокстамонтень, арась мелест молемс Раськень Озксов, муевить зяро мелеть... Тувталось, кона кармавты молеме эрзянь коенть топавтомо - вейкине: эрзянь ломаненть мелезэ. Цель "мордвы": Не допустиь или разрушить эрзянский Раськень Озкс. Разными способами. Уменьшить число собравшихся эрзян, подменить Раськень Озкс своими русско-единоросским "умца-умца" концертом, прыжками с парашюта, прославлением ЕР и Н.И. Меркушкина, мордовского ЕМЯ. У них свои цели и инструменты (РПЦ, Мин. образования, Мин.культуры, Госкомнац) их достижения. У них деньги на мордвинизацию Эрзя народа. Цель Раськень Озкс: собрать и объединить Эрзя народ. Несмотря на их противодействие. Я участник всех Раськень Озкс. И мы всегда выигрывали. Бояться противодействия, значит надо сидеть дома. Каждый выбирает сам. Можно было не проводить и 3-це Эрзянь Инекужо. Но мы провели. Проведём и Раськень Озкс. Сохраним эрзянь кой.

Танюш: Эрзянь нилькс пишет: Цель "мордвы": Не допустиь или разрушить эрзянский Раськень Озкс. Разными способами. Уменьшить число собравшихся эрзян, подменить Раськень Озкс своими русско-единоросским "умца-умца" концертом, прыжками с парашюта, прославлением ЕР и Н.И. Меркушкина, мордовского ЕМЯ. У них свои цели и инструменты (РПЦ, Мин. образования, Мин.культуры, Госкомнац) их достижения. У них деньги на мордвинизацию Эрзя народа. Эрзянь нилькс пишет: Цель Раськень Озкс: собрать и объединить Эрзя народ. Несмотря на их противодействие. РМ неприменно использует Раськень Озкс для мордовской агитации - не забывайте, что в 2010 году перепись населения, мордва не упустит свой шанс. У мордвы полно агитационной литературы, я ее видела своими глазами, держала в руках - это и листовки, и красочные газеты, и буклеты, и специально изготовленные для грядущей переписи агитационные брошюры. Что есть у нас? Мы, эрзяне, просто обязаны противостоять мордве и особенно на Раськень Озксе. Есть серьезные опасения, что Раськень Озкс может превратиться в трибуну для мордовской агитации.

Семен: Хороший ответ на эрзянский вопрос...

Семен: Из книги "Любимая Русь и Мордва". Веский аргумент задуматься...

Семен: Она возродила эрзянский Раськень Озкс. Маризь Кемаль.

Семен:

Танюш: Фото просто уникальные! Какие радостные лица, сколько в их глазах ожидания и Веры!!! Маризь Кемаль - молодая, красивая, одухотворенная, само воплощение Эрзявы!!! Кстати, а почему Маризь Кемаль не была на последнем Раскень Озксе? В этом году она планирует быть - что-нибудь об этом известно? Я была бы просто счастлива увидеть и услышать ее. Маризь Кемаль - это живая легенда, вот кем можем гордиться! Меня давно удивляет, почему ее имени нет до сих пор в перечне знаменитых эрзян?!!!

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: в перечне знаменитых эрзян?!!! А где расположен и кем создан этот перечень? Давайте включим. Хотя она и без всякого включения уже находится в ряду самых известных и уважаемых деятелей Эрзя народа.

Танюш: Эрзянь нилькс пишет: А где расположен и кем создан этот перечень? В Википедии на странице "Эрзяне". Зато в этом списке фигурирует Серге́й Миха́йлович Да́рькин - скандально "прославленный" российский государственный деятель, губернатор Приморского края. Чиндяйкин, Кадышева у меня тоже вызывают сомнения, так как они не эрзяне - мордва; Никас Сафронов - литовец, гордящийся этим, о своём эрзянском происхождении он умалчивает, я заходила на его персональный сайт.

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: В Википедии на странице "Эрзяне". Это свободная энциклопедия админом которой является русский человек. Входите туда и вносите свои изменения. Может русский человек и прислушается к мнению эрзян. Но я этого не гарантирую, т. к. мои коррекции Админ википедии не учитывал и стирал.

erzя: Танюш пишет: Маризь Кемаль - молодая, красивая, одухотворенная, само воплощение Эрзявы!!! Я помню ее еще моложе... :) когда она , будучи еще студенткой, преподавала у нас немецкий язык... остроумная, стройная, элегантная, грациозная, энергичная... :)

Танюш: Что ж, попробую внести, а вдруг да прислушаются

erzianj : Танюш пишет: Что ж, попробую внести, а вдруг да прислушаются Ялгат! А весть мерекшнынь тенк, эряви тень коряс важодемс, ауль "ёкстамс ды оргодемс". Истят путовксне-тонговкстне кармить нардавомо. Монь кавто ием, конатне ютасть Википедиясо "важодемасонть" тень невтить! Эрзянь "Вий кепеди"ясонок азорокс аштить рузт. Те виде? Те ауль ильветькс? Знярс урьнемс "аварьдеме" мелькужова - совадо ды сёрмадодо эсинк веледенк, эсинк мастордонк, ды Покш Ине эрзяьтнеде кавто-колмо валт. те карми покш лезе! Илядо пек сае валонк седейс, ансяк арасть лездыцят, арасть витницят. Арсян те ауль виде! Кодак мон Джак Рютер марто лоткатан совсеме ды поладомо - киненьгак те тевесь аэряви! Эрьвась сёрмадодо веледенк, буедэнк... те покш лезэ. Монь веси а каподеви. Весиде аздан ды акенерян!

Эрзянь нилькс: erzianj пишет: Знярс урьнемс "аварьдеме" мелькужова - совадо ды сёрмадодо эсинк веледенк, эсинк мастордонк, ды Покш Ине эрзяьтнеде кавто-колмо валт. те карми покш лезе! Виде!

Танюш: СЮКПРЯ!

БУРДЮМ: А что нужно что бы попасть на Раськень Озкс-2010 кроме желания???

Аоре: БУРДЮМ пишет: А что нужно что бы попасть на Раськень Озкс-2010 кроме желания??? Билет до Саранска и обратно. Звонок 8 834 2 24 28 65 в оргкомитет. Там оветят на вопросы. Не исключено, что и встретят. немного денег на питание и проживание. Горсть родной земли.

Сыресь Боляень: Из Саранска? Как вариант - билет на автобус до Большого Игнатова. Бросьте мне в личку свой телефон. Скорее всего я буду встречать друзей в Саранске...

Маол: Если есть большое желание - возможность обязательно появится.

БУРДЮМ: Желание есть и большой интерес к мероприятию.

Маол: Тиринь моданть косто саемкс, косо шачинь, эли косо эрян?

Лазырь Сашкунь: Маол пишет: косто саемкс Косо эрят, койсэм

Аоре: Маол пишет: Тиринь моданть косто саемкс, косо шачинь, эли косо эрян? эли покштятнень калмо лангсто, эли кудо юртсто, кардайстэ.

БУРДЮМ: Народ помогите материалом раскопок на 16-17 век эрянских могильников. у нас тут нет ни одного материала. (((

Эрзянь нилькс: Фонд "Руця" представляет на аукцион кружки, посвященные предстоящему Раськень Озкс, изготовленные по эскизу участника нашего Мелькужо. Стартовая цена: 500 руб. Можете цену увеличить по своим возможносям и желаниям. Кружки будут высланы по Вашему запросу наложенным платежом. Все вырученные средства пойдут в призовой фонд конкурса эрзянского национального костюма на Раськень Озкс-2010. Призовой фонд конкурса должен составить 30000 руб. на 1,2 и 3-е места. Свой адрес с запросом кружки и указанной Вами ценой пишите в личку. Фонд "Руця".

Эрзянь нилькс: Шкась анокстамс Раськень Озксонтень, эрзят. Сустадо-викшнеде эрзянь панарт, эрзянь руцят. Садо Озксов эрзянь оршамосо!

Васолдо: Косто саемс эрзянь оршамот?

Эрзянь нилькс: Эли тонсь сустак, эли тейть меремкс (заказ) Саранскойсэ. "ЭМ"-с гайневть. Тосо содасызь, косо сустыть-викшнить эрзянь оршамот.

volgin Andrei: Сустамо-викштяно амаштан. Если можно выложите размеры панара на среднестатистического мужчину ростом 175 см., графические рисунки узоров, месторасположение на панаре. Закажу в ателье. Судя по атласу автомобильных дорог Чукалы расположены северо-восточнее Атяшево. Мой маршрут на автомобиле получается через Ульяновск по трассе Р-178 в сторону Саранска. Примерно на полпути не доезжая-поворот на Дубенки до Атяшево. От Атяшево по правую руку смотреть поворот на Чукалы. Выложите картинку. У самого не получается.

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Чукалы Ищите это село ИМЕННО в Больше-Игатовском районе. А не в Атяшевском. Это одноименное село. Эрзяне часто при переселении называли новое место жительства по-старому. Сомневаюсь, что у кого-либо есть что выложить Вам для пошива Эрзянь панар. Попробую сфотографировать свою и дать размеры.

Эрзянь нилькс: Эрзянь панар: Это прямоугольная туника. Разрез ворота смещен влево. Через плечо рубашки висит - это каркс-поясок. На рост 172 см: Ширина: 67 см Длина: 91 см Длина рукава от плеча: 45 см. Доходит до зпястья. Как обычно. Длина разреза ворота: 19 см. Длина вышивки ворота сверху вниз: 35 см. Ширина вышивки на груди: 6 см. Там, где идет разрез ворота и на шее 3,5 см. Ширина вышивки на подоле рубашки: 4 см. Длина вышивки на плечах: по 20 см вперёд и назад. Ширина её: 4 см. Ворот рубашки: Хорошо виден и рисунок пояска. Вышивка на груди идёт от разреза ворота: Вышивка подола: Рисунок вязаного пояска:

Эрзянь нилькс: А это ПУЛАЙ эрзянской женщины. Уникальный элемент, характерный только для эрзянского женского национального костюма. Носится на бёдрах, подчеркивая их красоту. Интересно, что русские женщины, видя его впервые, почему-то предполагают, что он носится на голове...

Эрзянь нилькс: А это РУЦЯ, верхняя женская одежда. Этой РУЦЕ - 170 лет. РУЦЯ одевается поверх ПАНАРа. Подпоясывается ПУЛАЕМ. Нагрудная вышивка РУЦИ:

Эрзянь нилькс: Эрзянская юношеская рубашка. Ей 100 лет: Вышивка ворота:

Эрзянь нилькс: ПРОЕКТ ПЛАН подготовки к «Раськень Озкс-2010» со стороны эрзянских общественных организаций. 1. Общая организация и руководство. Кшуманцянь Пиргуж. 2. Информационное обеспечение. Газета «Эрзянь Мастор». Нуянь Видяз. Интернет портал «Эрзянь Ки». Терюшань Сергу. Эрзянь Мелькужо «Эрзянь Мастор». Эрюш Вежай. Литературный сайт «Эрзиана». Вирява. 3. Музыкальное обеспечение. Фолк группа «Торама». Йовлань Андю. 4. Материальное обеспечение. Фонд спасения Эрзя языка. Фонд «Руця». 5. Конкурс эрзянского национального костюма. Фонд «Руця». 6. Эрзянские национальные спортивные игры «Тюштянь налксемат». Мигунонь Паол. 7. Транспорт. Коянонь Виряз. Оргкомитет приглашает для участия в Эрзянь Тёкшатянь Эзем- Совете Старейшин Эрзян: (список уточняется и открыт для дополнения по предложениям эрзянских общин сёл и городов и эрзянских общественных организаций): Кшуманцянь Пиргуж (Кшуманця веле, РМ) Шарононь Сандра (Саран ош) Прокаень Коста атя (Пенза ёнкс) Аношонь Тумай (Эрзянь мастор) Дригань Толай (Самара ёнкс) Терюшань Сергу (Эрзянь Мастор) Кузнецов (Самара ёнкс) Эрюш Вежай (Мурман ёнкс) Нуянь Видяз (Саран ош) Гайнинькань Пичай (Сибирь мастор) Мацьказ Лёфай (Москов) Боляень Сыресь (Украина мастор) Петрянь Андю (Петрань ош) Вирява (Петрань ош) Любаев Паол (Саран ош) Калаганонь Керяз (Вирь Тавла) Коянонь Виряз (Саран ош) Ковалева Татю (Саран ош) Арапов Сандра (Саран ош) Ишуткин Миколь (Саран ош) Казаков Петра (Саран ош) Батяев (РМ) Виняень Миколь (Ветькень мастор) Брыжинский В.С. (Саран Ош) Исаев (РМ) Размоскин (РМ) Наумов (РМ) Абросимов М. (РМ) Щанкина Р. Б. (РМ) Туркичев (Пенза ёнкс) Фадеев Рауткин Тингаев Изняй (Бугуруслан ош) Данные уточняются. Состав будет корректироваться вплоть до прибытия людей непосредственно на Раськень Озкс. Проект открыт для обсуждения, уточнения и дополнения любым участником Эрзянь Мелькужо.

volgin Andrei: За исключением Вирявы довольно мужская компания собралась. Может группу "Ойме" (Панишеву и Спиркину) пригласить?

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: (Панишеву и Спиркину) пригласить? В Эрзянь Тёкшатянь Эзем входят только люди Эрзя национальности.

volgin Andrei: Имел в виду музыкальное обеспечение.

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Имел в виду музыкальное обеспечение. А это зависит от их желания. Организаторы, мне кажется, будут только рады. И открыты для всех, кто готов помочь. Но административного ресурса у оргкомитета нет.

Маол: Тосо кармить микшнеме чувтосто керсезь сувенирт? Эли книгат эрзянь кельсэ?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Тосо кармить микшнеме чувтосто керсезь сувенирт? Эли книгат эрзянь кельсэ? Кармить.

Мидянь Оло: Ютазь Озкссонть микшнесть.

мон: Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-?????????????

Танюш: мон пишет: Эрюш "моры" мазый морот А вы с себя для начала спросите - что сами-то сделали??? почему Эрюша спрашиваете???!!! спросите мордовских чиновников, Меркушкина - что мордовия сделала?, сколько школ открыла? все целевое финансирование оседает в мордовии, пусть отчитаются за эти деньги - куда они их тратят?!!!

Эрзянь нилькс: мон пишет: Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-????????????? Тонеть, ялгай: Видестэ пупстнят, ялгай. Эрюш пек аламо тейсь Эрзя раськенек виевгавтомазонзо.

Антон: Я первый раз открыл вашу страницу.Знакомлюсь. Я сам был зрителем эрзянского фестиваля детей в Самарской области . Очень удивился как много там детских групп и главное все на эрзянском! три часа и песни и стихи ! и все это школьники Странно что никто об этом не пишет. Да и проводит их много лет Колесникова . Хорошо бы и в других областях так . Мой сын тоже сейчас учит вирев молян , так ему понравился фестиваль. Кстати будет ли он еще? и есть ли у нас в оренбурге. напишите

Эрзянь нилькс: Антон пишет: Да и проводит их много лет Колесникова . Молодец, Колесникова. Только вот сама на эрзя языке не говорит и не пишет. И утверждает, что она не эрзянка, а "мордовка". Жаль. Может у неё есть коллеги пишущие?

vijan1: Антон, в Оренбурге наших очень мало а руководит мордовской (именно так) организацией Кузьмин Михаил Дмитриевич. Основная масса эрзян и мокшан живёт на северо-западе области, там и проводится некоторые мероприятия.

мон: Сермадан . Мон эрян тосо косо сон эри и содан мезе сон теи а мезе а теи.А тон уж пек кежей

Танюш: Антон, я, к сожалению, не видела таких эрзянских фестивалей, поэтому и написать ничего не могу. Фестивали это, конечно, здОрово, но только тогда, когда эрзянские школы не закрываются, когда часы эрзянского языка не сокращаются, когда в достаточном количестве книг на эрзянском языке, когда есть эрзянские радио- и телепередачи. А в противном случае грош цена таким фестивалям.

Василиса: ПРОКУРОР БАДАЛОВ НЕ МОЖЕТ БЕЗ СКАНДАЛОВ Прокурор Самары Рашид Бадалов назвал призыв к отделению эрзян преступлением против конституционного строя, - сообщает газета «Волжская Коммуна». Такая реакция прокурора последовала на выступление на радио «Эхо Москвы из Самары» Татьяны Кудалиной, которая сказала в эфире, что «мордва» - ругательское слово. «Эти высказывания отдают душком внутринационального экстремизма, подрывающего целостность единого мордовского народа», - сказала «ВК» госпожа Колесникова руководитель губернского мордовского национально-культурного центра «Масторава».

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: Прокурор Самары Рашид Бадалов назвал призыв к отделению эрзян преступлением против конституционного строя, Интересная мысль... Интересно, Бадалов знает, что говорится в Конституции об эрзянах и от кого в ней запрещено эрзянам отделяться?

Маол: "Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-?????????????" А максыть панжомо, ярмактомо а максыть.

vijan1: Алкукс, васня Вежай эряви путомс виймасторонь(государствань)прявтокс - мейле кевкстемс зяро сон школат-мезть панжсь, ды тунь монь потмо пелькстамом арась те тевенть тееманзо коряс6 панжовольгак, ветявольгак тевенть парсте кода виде-паро патриот. Зярс тевесь ветяви ансяк паро мелень кирдемань кис учнемс школат а мезть.

Эрзянь нилькс: Тюштянь пазчангот. Завещание легендарного эрзянского царя Тюшти Цитни ведесь лейтнесэ, Блики солнца на зеркале воды в реках, Мизолдыть минек лисьмапрятне: Солнечными бликами улыбаются наши родники: Те аволь ансяк ведь, Это не просто вода, Те кезэрь покштянок верест. Это кровь наших предков. Лаймонь мазый цецятне - Изумительные цветы в долинах - Те минек сазоронок, Это наши младшие сестрёнки, Виев овтось, превей вергизэсь Могучий медведь, умный волк, Ды ёндол карциганось - лелянок. И стремительный, как молния, сокол - наши старшие братья. Жольни ведесь - те тетянь вайгелезэ, Журчание и рокот воды - это голос отца, Чуди лейтне - патянок. Полноводные реки - наши старшие сёстры. Сиянь ведьсэ симдить сынь эйденек. Серебряной водой своей утоляют они нашу жажду. Покштянь лемтне эрить минек мельсэ, Наши деды и прадеды живут в нашей памяти, Минь кундситяно сынст репештясо. Их мы поминаем в священных репештях-рощах. Эрьва тикшесь корты Пазонь кельсэ. Каждая травинка разговаривает языком Творца: Аволь весе раськетне Не все народы Чарькодить минек эрямонь лувонть, Понимают наш образ жизни, Сынст туртов весе таркатне вейкеть. Для них все места одинаковы. Теке ят ломанть, Они словно враги, Конат яксить веть, Которые рыщут ночами, Саить моданть пельде, Берут от Земли, Мезе тенст эряви. Всё, что хотят. Модась сыненст Земля для них Аволь малавикс ломань - Не друг, Каршо тюриця. А пртивник. Зярдо изнясызь, нарьгасызь, Когда побеждают насилуя её, Туить седе тов. Они идут дальше. Сынь шождасто кадыть Они легко оставляют Тетянь клмотнень, Могилы отцов, Салыть моданть шумбрачинзэ Крадут здоровье Земли Эйдест кедьстэ ды а талныть. У детей своих, и не сожалеют. Модась ды менелесь сынст туртов, Земля и небо для них, Теке ули-паро, Словно товар, вещь, Кона микшневи, рамсеви, салави: Которую можно продать, купить, украсть: Кода ревесь эли суликань эрьгетне. Как овцу или стеклянные бусы. Сынь топодема а содыть. Они не знают насыщения. Анокт нилеме весементь: Готовы проглотить всё: Мельгаст - чувар паксят: Позади них - пустыни: Миненек эряви чевте вармань тошкамо, Нам нужен мягкий шёпот ветра, Пиземень каштордома Шорох дождя Ды тантей лопань качадома. И вкусный запах листьев. Ракшатне, чувтотне, ломантне Животные, деревья, люди Весе лексить коштсо. Все дышат воздухом. Коштось миненек пек питней, Воздух для нас бесценен, Сонтемензэ арась Эрямо. Без него нет Жизни. Кить минь ракшавтомо, нармуньтеме, Кто мы без животных, без птиц, Конат эрить пертьпельганок? Что живут вокруг нас? Мезе тееви ракшатнень марто, Что сотворится с животными, Се тееви ломантнень мартояк. То же случится с людьми. Вармань зэхелесь, Затишье ветра, Конаньсэ васенцеде лексесь покштянок, Которым дышал впервые наш далёкий предок, Маринзе сонзэ меельсе лекстямонтькак. Слышало и его последний вздох. Минек кезэрень моротне Наши древние песни Теке суреть сюлмить эйсэнек Как нити связывают нас Покштянок марто. С ушедшими поколениями. Минь кортатано эйденек туртов: Мы говорим нашим малым детям: Сынст пильгест ало - Под вашими ногами - Покштянок рунго челькест. Прах тел наших предков. Модантень - сюконямо, ванстома: Земле - поклонение, ей - наша защита. Модась - Аванок. Земля - наша Мать. Мезе тееви Мастораванть марто - Что станет с Матерью-землёй - Се лиси эйдензэ мартояк. То же станет с её детьми. Зярдо ломанесь кольсти моданть, Когда человек портит Землю, Сон теи зыян эстензэ ды эйденстэнь. Он гадит себе и своим детям. Сон колы покштянь койтнень. Он нарушает обычаи предков. Весемесь, мезе эри моданть лангсо, Всё, что живёт на Земле, Лиссь ве куросто. Произошло из одной основы. Аволь ломанесь кодызе эрямонь коцтонть. Не человек соткал ткань жизни. Сон - сонськак ансяк суре эйсэнзэ. Он сам - всего лишь её тонкая нить. Мезе теи коцтонтень - Что он сделает этой вязи - Сень теи эстензэ. То он с делает и себе. Пазось Мастор лангсо вейке. Творец на свете один. Сон вечксы Мастораванть. Он лелеет Мать-землю. Кие теи зыян Масторавантень, Кто вредит Матери-земле Се а кунсолы Инешкипазонть. Тот не слышит Творца-Инешкипаза. Зярдо меельце Эрзясь Когда последний Эрзя Ёми Мастор лангсто Исчезнет с лица Земли, Ды сулей ладсо туи моданзо велькска, И как тень полетит над своей землёй Эрзянь раськень оймесь Душа эрзянского народа Ялатеке карми эрямо неть вирьтнесэ, Всё равно будет жить в этих лесах, Неть лейтнень чиресэ. На берегах этих рек. Сон зярдояк а стувтсынзе тиринь моданзо Она никогда не забудет родную землю, Конань вечксы, кода пиже тякинесь - Которую любит так, как грудной ребёнок Вечксы аванзо седеень токноманть. Любит стук сердца своей матери. Вечкеде Мастораванть, Любите Мать-землю, Кода минь вечкинек сонзэ. Как мы любили её. Ванстодо Мастораванть, Берегите Мать-землю, Кода минь ванстынек сонзэ. Как мы берегли её. Ванстодо мельсэнк, превсэнк Храните в памяти, в разуме Весементь, мезе максть тенк покштятне, Всё, что вам дали предки, Койтнень, кирдатнень, моротнень, ёвкстнэнь.Обычаи, традиции, песни, легенды. Весе вийсэнк, весе оймесэнк Всеми силами, всей душой Бажадо максомо эсь раськень мазычинть Стремитесь передать красоту эрзянского народа Эйденк туртов. Своим детям. Вечкеде сонзэ, кода Инешкипазось Любите свой народ, как Творец-Инешкипаз Вечки весень. Любит всё вокруг. Сон теизе Мастораванть весенень. Он создал Мать-землю для всех. Минек Инешкипазось - весень Паз. Наш Творец-Инешкипаз - Бог всему. Сон вечки ды мелявты Масторонть кис. Он любит и заботится о Земле. Содан, монь раськем а ёми! Знаю! Мой народ не должен исчезнуть! Переложение 'Тюштянь пазчангот': Андрей Алёшкин, Маризь Кемаль. Рузонь кельс ютавтызе (на русский язык перевёл) Эрюш Вежай.

virjaz: Ищите это село ИМЕННО в Больше-Игатовском районе. А не в Атяшевском. Это одноименное село. Эрзяне часто при переселении называли новое место жительства по-старому. Можно через Атяшева, выехать на Ардатов, а от туда на Больше Игнатово.

volgin Andrei: Ув. Эрзянь Нилькс!«Эрзянь Масторс» кулялопась ули яволевкс, келя : «Тедеде, 2010 иестэ, медьковонь 10-це чистэнть, шлямочистэ 10 чассто, Покш Игнатбуень Чукал велесэ (Мордовия) нилецеде ютавтови Эрзянь раськень Покшчись – «Раськень Озксось». Тон кортат Раскень Озкс-2010 карми 14-це (куншкачи) чистэнть…Кинь яволевкс видесте?

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Тон кортат Раскень Озкс-2010 карми 14-це (куншкачи) Косо истя мон кортан, ялгай? Невтикая. Улема истяня косояк меревинь, сетэ, лиси, ильведевинь... Раськень Озксось карми медьковонь 10 чистэнть.

volgin Andrei: Паро, ансяк "Торама ру" вальмась тонть фотоартовкс алов ули сермалема : "14 июля - Раськень Озкс". Теть тешкстамкась вельде, седе тов ули сермалема: 14 июля - Раськень Озкс В день Озкса (14 июля) из Саранска в 6.30 (время московское) отправляются до села Чукалы автобусы. Место их стоянки: г.Саранск, Коммунистическая, 33/2 (напротив гостиницы "Саранск"). Начало Раськень Озкса в 10 часов. Не забудьте взять с собой несколько горстей земли, тарелку, ложку, кружку, ножик. Напоминаем, перед началом обряда будут организованы сбор средств на установку памятника Пургазу и книжный базар. В рамках праздника - обязательные выступления "Торамы".

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: 14 июля - Раськень Озкс". Ней чарькодинь, цёра, мекс тон талакадыть. Монь И-нет вальмась панжозь Торама вальмасонть. Сеть кулятне, конатнеде тон сёрмадат, аволь монь, сынь се вальманть теицятнень. Сынь неть кулятнень та-мекс а одкстомкшныть. Улема, шкаст-виест арасть те тевентень. Моньсетне сёрмадкстнэ тосо ансяк сетне, конатнень монсь ветян. Те монь арсевкстнэ дв инжень вальмась. Ды весе. Се кулясь, конань лангс тон невтят, таштомсь. Сон талакавтынзеть. Тосо кортамось моли 2007 иень Раськень Озксонть кувалма. Сон ютавтозель се иестэнть медьковонь 14 чистэнть. Чарькодить? Те иень Раскень Озксось карми ютавтовомо медьковонь 10-це чистэнть.

Маол: "....2007 иень..." И-вальмаск теицятятне умок эзть совсе

Уляша: Возродил "Раськень Озкс" и "Велень Озкс" Мусалев Г.Д.. Подготовка и проведение этих молений легло на него. Его даже силовые органы за это задерживали - пугали. Он выстоял. Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно.

Сергу: Уляша пишет: Возродил "Раськень Озкс" и "Велень Озкс" Мусалев Г.Д.. Подготовка и проведение этих молений легло на него. Его даже силовые органы за это задерживали - пугали. Он выстоял. Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно. Уляша! я бы промолчал, зная Вас всех, но не промолчу потому как Маризь Кемаль это основа!!! Если сложится то постараюсь приложить усилия к возрождению Раськень Озкса от Маризь Кемаль.

chuvashon_erzja: virjaz пишет: И а эреве, човоремс тень тевеньть. А содат- иля эце, койсэм, тевенть а витисы. Ули мелезэ сёрмадомс- ломанесь сёрмадсы, арась- чатьмони, мон вийсэ а кармавтан . Уляша пишет: Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно. Озксонть ютавтызе, ней арась мелезэ ютавтомс, кодамо тесэ човорявкс? Тедиде а сы ютавтомо, нать ули ломаненть "причина". Мекс "причинанть" кекшэмс, мекс кевкстямс тень коряс а маштови? Мон а вешан отчет, ёвтынк эсинк меленк эли сёрмадодо - мон аздан .

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: Мон а вешан отчет, ёвтынк эсинк меленк эли сёрмадодо - мон аздан Шумбрат-парт, Оло! Мон кортнинь Маризь Кемаль марто кортнимень вельде якшамковсто, кевкстния, мекс, а якси Раськень Озксов. Сон мерьсь, арась мелезэ.

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: Сон мерьсь, арась мелезэ. Сюкпря, теть леляй!

Инязорось: Сергу, тон ламо мезе а содат. А содат - иля эце!

chuvashon_erzja: Инязорось пишет: Сергу, тон ламо мезе а содат. Арсян, паро улевель, зярдо тон весемене домкасто ёвливлик Раськень Озксонть коряс. Зярдо ули мезде тесэ сёрмадомс, мук шка сёрмадовксот тей путык. Ёвтаса теть эсинь ды монь кудораськень мелявксомок, ютазь Раськень Озкссонте эзь сакшно Маризь Кемаль(эли минь сонзэ эзине нее), ней аздатано мезде арсемс: таго се шкастонть сэредевкшнэсь, таго апак тердеве кадовсь, таго кияк сонензэ эсь вечкеве, таго лия зыян ульнесь?

virjaz: chuvashon_erzja пишет: Ёвтаса теть эсинь ды монь кудораськень мелявксомок, ютазь Раськень Озкссонте эзь сакшно Маризь Кемаль(эли минь сонзэ эзине нее), ней аздатано мезде арсемс: таго се шкастонть сэредевкшнэсь, таго апак тердеве кадовсь, таго кияк сонензэ эсь вечкеве, таго лия зыян ульнесь? Те тонеть мейсь. Бути эзь сакшно ульнись причина. И а эреве, човоремс тень тевеньть.

volgin Andrei: В настоящее время в Государственной Думе и в политических кругах Москвы обсуждается предложение татарстанских парламентариев об установлении памятной даты - дня принятия Ислама в России. Понятно, что данное предложение родилось не на пустом месте, а последовало в ответ за решением Государственной Думы от 21 мая 2010 года, когда была принята поправка к закону «О днях воинской славы и памятных датах России». Согласно данной поправки учреждается новая памятная дата - День Крещения Руси. Этот День будет ежегодно отмечаться в России 28 июля и приурочен ко дню равноапостольного князя Владимира, особо почитаемого РПЦ святого. В обоснование предложения татарстанских парламентариев приводятся доводы о количестве (около 20 миллионов) россиян, исповедывающих или культурно и духовно близких к исламу и более «ранний приход» Ислама на территорию современной России. Как известно Ислам в Волжской Булгарии принят в 922 году, а Крещение Руси состоялось на 66 лет позже-в 988 году. Однако, специалистами уже высказываются опасения, что представители других конфессий и религий могут потребовать аналогичного «законодательного» к себе отношения. Очевидно, поправкой от 21 мая 2010 года «думцы» поставили себя в щекотливое положение. С одной стороны при внесении поправок и установления Дня Крещения Руси думцы явно не подумали о том, что Россия поликонфессиональна и многонациональна, иначе с днем Крещения установили бы памятную дату-день принятия Ислама. С другой стороны-вероятный отказ в законодательного установления дня принятия Ислама как минимум противоречит ст.14 Конституции РФ устанавливающей равенство религиозных объединений перед законом. Из всего сказанного, полагаю, пока можно сделать один вывод: во взаимоотношениях между властью и обществом, где затрагиваются вопросы веры и свободы совести со стороны власти необходим политкорректный тон. Случится ли он у «думцев»-покажет время. Официальный отрицательный или просто «отрицательно-умолчательный» ответ Государственной Думы РФ станет еще одним доводом (наряду с отменой графы «национальность», исключением национального компонента в школах, «укрупнением-упразднением» некоторых национальных автономий) в «копилку» центробежных сил в стране. Возможный выход из ситуации прозвучал от государственного советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. По его мнению независимо от решения Государственной Думы день принятия ислама как памятная дата будет принята на уровне Республики Татарстан в любом случае. Но не это главное. До сих пор остается непонятно: как поправка в закон от 21 мая согласуется со ст.14 Конституции, устанавливающей что Российская Федерация-светское государство, не предполагающее привилегий какой-либо конфессии? Кто-нибудь может ответить? А пока, эрзяне, не беря в расчет мнение и решения субъектов РФ напрашивается очевидный вывод: на уровне федеральной власти сделан ощутимый шаг к сближению государства и религии. Вероятная конечная цель-пример Польши, заявляющей, что она является католическим государством. Факты периодического отправления религиозного культа первыми лицами нашей страны «напоказ», транслируемые через российские федеральные телевизионные каналы, а также введение под давлением РПЦ курса основ мировых религий дополнительное тому подтверждение. Очевидно, что эрзяне и Россия продолжают переживать период изменений и к понятию «партии власти» в наш лексикон тихо и мирно можно вводить новое понятие -«религия власти». Не к лучшему изменения… Каково место эрзян в этих процессах? Думаю, поддерживать и участвовать в них означало бы: присоединиться к «религии власти», то есть с нею слиться, а потом и «перемолоться» в жерновах государственной власти. Как итог участия в них-исчезнуть в водовороте чуждых для эрзян общественно-политических процессов. Полагаю, из чувства ответственности перед будущими поколениями эрзяне не имеют права этого делать. Единственный путь - обратить взгляды на себя, внутрь себя и заняться собой, собственными проблемами, потому что Москве и другим глубоко безразличны наши беды. Полагаю, мы никому не нужны кроме нас самих! Надо освободится от мифов и понять, что на фоне вышеупомянутых процессов возрождение эрзянского национального языка, культуры, религии -дело самих эрзян и никого более! Мысль не нова и благо, что есть еще подвижники, не стесняющиеся признатья в любви к языку своего народа и не стесняющиеся делиться своей любовью. («Лия раськень историянь ды культурань содамось-тевесь вадря, эсетенть асодамось улемаль визьксчамакс»…) Благо, что у нас есть великие и мудрые предки, передавшие, все-таки, сквозь время нам свое мироощущение и любовь через свои гены и язык («Минь кундситяно сынст репештясто»…). Благо, что не тысячи, а десятки и сотни тысяч людей по всему миру способны произнести вслух слова: «Инешкипаз», «Веречипаз» без каких-либо трудностей перевода. Благо, что «эрзянь раськень кемемась» исповедывалась нашими предками на территории между Киевской Русью и Волжской Булгарией (т.е. современной центральной России (!) и именуемой древним самоназванием «Эрзянь Мастор») ЗАДОЛГО до принятия Христианства и Ислама. Есть чем гордиться! Итак, все есть. Дело только за нами. Паз, Чангодть!

chuvashon_erzja: volgin Andrei пишет: Дело только за нами. Кратко можете с формулировать Ваше предложение(от первого лица): Я предлагаю и сделаю...? Почему спрашиваю? На форуме многие знают что что-то надо делать и уже нет смысла применять это слово -надо, пора начинать писать я сделаю. Надеюсь поняли меня и не обидетесь...

volgin Andrei: В условиях взятого в стране курса на выведение новой национальности-"россиянина" из сплава этносов населяющих нашу страну, полагаю, что-то делать необходимо начиная с себя. Оглянуться на своих дедушек и бабушек. Если они живы, то мигом записывать с их слов то что им рассказывали о их народе их дедушки и бабушки. Если их нет, то хотя бы посетить их могилы и привести их в порядок. По возможности, восстановить свою родословную как можно глубже и дальше. Узнать о своих предках: кем они были, чем занимались.Это поможет определиться с пониманием себя в этом мире и своего места в этой жизни. Воспитание в себе культурного и духовного стержня, уверен,пригодиться в будущем и поможет в трудную минуту. Банальные вещи. Но как трудно сделать первый шаг! Как трудно выкроить время чтобы порыться в родительском фотоальбоме на предмет старинных фотокарточек, вытащить из старинного деревенского сундука прадедовский панар или бережно хранимую в плотной бумаге и осыпающуюся по краям от времени и моли стопку восковых пластинок для рамок, оставшуюся от деда-пчеляка..... По большей части "дело за нами" относится к молодому поколению до 30, поглощенному вопросами зарабатывания "длинного рубля", устроительством материальной стороны личной жизни, втягиваемого в не совсем понятные общественно-политические процессы, не задумывающемуся о своих корнях и ТЕРЯЮЩЕМУ оттого свою ДУШУ. По большей части "дело за нами"- предложение подумать и осмыслить происходящее, направленное к растерявшимся в современных реалиях и потому сомневающимся крещеным эрзянам,никак не могущим найти лада между православием в формате РПЦ с ее догматами о "язычестве" и верой предков. Ведь вера в Христа-это тоже вера их бабушек и дедушек, то есть их предков! Однако, отказ от православия как условие присутствия и участия в Раськень Озкс-2010,кажется, НИКТО и НИКОГДА не ставил! Потому что отказавшись от Бога(в каком бы Он ни был обличии-Христа или Инешкипаза) вряд-ли такой человек будет положительным примером для других эрзян и принесет пользу. Однако, от слепой веры в Христа тоже мало толку.Никто не хочет задуматься, либо напрочь отрицается мысль о том, что "эрзянь раськень кемемась" (ЭРК)-это тоже путь к Богу и поиск Истины. И здесь нет противоречия и конкуренции с православием. Мало кто задумывается о том, что христианство и вера наших предков столкнувшись еще в 10 веке образовали совершенно новый и неизвестный "цивилизованному" миру"сплав филосовских взглядов", который некоторые открыто называют Русским Православным Язычеством. Да, да! Что философия наших древних предков, воспитанная на эрзянской национальной вере нашла свой выход в формате христианства! И понимание этого пришло только во времена Патриарха Никона, когда при его участии Русское Православное Язычество подверглось жестоким гонениям и "отделилось" от государственной церковной власти в форме "раскольничества". А это значит, что, ЭРК-предтеча христианства на Руси, как минимум. А Римская католическая церковь соотнеся себя и "сплав" веры наших предков с христианством ужаснулось и иначе как ортодоксальной ее не назвала. Оттого и РПЦ на западе имеет название-(ROC)Russin ORTODOX Church, то есть "Русская ОРТОДОКСАЛЬНАЯ Церковь", потому, что имея общий базис-христианство все-равно МЫ не такие как ОНИ. РПЦ как управленческий институт и носитель вероучения подозрительна и чужда западной модели христианства. Оттого и диалог между Римским Папой и (ROC) до сих пор не налаживается, а церкви, в связи с различиями взглядов в методологии и трактовке не объединяются. Влияние веры наших предков на "религию власти" и роль в ее становлении на территории РФ более, чем нам кажется. Это важно знать! А со знанием приходит и уважение. При данных обстоятельствах понятие "христопродавчества", отказа от веры, или вопросы перехода из одной веры в другую теряют свою актуальность, а значит каждый крещеный эрзянин (считающий себя таковым по генам или по мыслям) должен переживать и чувствовать личную ответственность за веру предков и Раськень Озкс... "Дело за нами"- это и вопрос лично к себе: а кие мон и мезе мон тесе тейсть, ды теян? Если мои родители меня чему-то не научили, потому что еще раньше родители родителей не додали им этого, то я прерву эту традицию. Мои дети будут знать что их предки-эрзя и сами они-эрзя. Буду учить их гордиться своим именем, буду включать им дома и в дороге группу "Ойме" с ее "Кавто терат тикше ледить", давать какие-то основы языка. Чтоб у них был свой "нилькс", чтобы знали свои "корешки" и пускали их в землю-Мастораву, а не летали легкомысленными былинками по миру: куда ветер-туда и они...

Танюш: volgin Andrei пишет: При данных обстоятельствах понятие "христопродавчества", отказа от веры, или вопросы перехода из одной веры в другую теряют свою актуальность, а значит каждый крещеный эрзянин (считающий себя таковым по генам или по мыслям) должен переживать и чувствовать личную ответственность за веру предков и Раськень Озкс...

chuvashon_erzja: Вопрос остается открытым. Можем отложить его на какое-то время, нужное для осмысливания. Посмотрите еще раз самое первое сообщение в теме, какие-то из пунктов плана подготовки к празднику выполнили?

БУРДЮМ: chuvashon_erzja пишет: акие-то из пунктов плана подготовки к празднику выполнили? Я готов ехать, имею огромное желание и возможность для этого. Выучил Вейсэ, эрзят, виевтяно! )))

volgin Andrei: На форуме и в интернете по теме Раськень Озкс говорилось, что в последний раз Озкс проводился в первой половине 17 века. В актах Московского государства том 1 на стр.296 – 297 имеется следующее о том сообщение: № 264-й. Отписка Алатырскаго воеводы о розыске про съезд мордвы и черемис в Алаторском у. в д. Чукалъх. Алатырскiй воевода Дмитрiй Толочановъ да подъячiй Григорiй Рукавов в отписке, полученной в Розряде 20 октября, доносили: «В твоей государеве грамоте, за приписью твоего государева дьяка Михаила Данилова, писано к нам, а велено в Алатаре в съезжей избе выписать из записных книг и велено сыскать всякими сыски подлинно: мордва и черемисы съезжались в Алаторскомъ уезде Чукалъхъ для помина родителей по отпуску ли, и кто их и сколь давно отпускал и памяти им о том даваны ли, и кто имены и которых городов и сколько котораго города мордвы и черемисы было, в не было ли у них какого воровскаго умышленья, и ка¬кое они волшебство делали, лошади секли и русских людей для чего к себе не припускали? а которые pyccкie люди в те поры (мимо) тое их деревни ехали, и они по тем людем из луков и из пист.... стреляли ль, и кого именем пострелили.... им говорили, как по них стреляли? в стреленых на ту мордву в черемису в Алаторе челобитье было ль, и раненых осматривали ль? и записка тем раненым есть ли, и что тем раненым по их челобитью учинено? и много ли на том съезде мордвы и черемисы было, и наперед сего у них такой съезд бывалъ ли, и сколь давно и в которых деревнях, и для чего съезд был, и многiе ль люди на том съезде были, и не было ль у них на том съезде какого воровскаго умышленья? да о том о всем велено к тебе, государю, отписать. И по той твоей государеве.... грамоте того ж числа послали мы въ Алоторскiй уезд стародубца Ивана.... дина да Рословца Никиту Толбузина, а велели алаторскую мордву розныхъ дере¬вень поставити перед собою; и Иван.... и Никита Толбузин алаторскую мордву перед нами поставили, и мы против твоей государевы грамоты алаторскую мордву роспрашивали порознь. А что перед нами в роспросе сказали, и мы те их роспросныя речи послали к тебе, государю, к Москве под сею отпискою; а раненым людем роспросу и росписи на Алатаре в съезжей избе не сыскано». Распросныя речи. 138 г. сентября в 25 д. передъ стольником и воеводою, перед Дмитрiем Никифоровичем Толочановым, да перед подьячим Григорiемъ Рукавовым алаторскаго уезда розных деревень мордва в роспросе сказали: Дер. Игнатовы мордвин Андрюшка Игнатовъ сказал по своей вере по шерти за себя и за своих товарищей, за всю деревню: в прошлом, в 13 г., после Великодня, на семик, был де он в деревне в Новых Чукалъх у мордвина. у Соваика Мечасова, и в тот де день была деревни Старых и Новых Чукал у мордвы мольба над их родители, по вере осыпали землею — мар; а были на той мольбе Арзамасская и Нижегородская мордва с женами и с детьми, а кто именем была мордва, того он не ведает. А была де такая мольба тому де лет с пятьдесят и больше; а никакого воровскаго умышленья у них не бывало и лошадей не секли, а русских людей не припущали, что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас у мордвы нашего молебнаго питья не пить и ествы не есть; а русскiе всякiе люди тут прiезжали и смотрили, как они по своей вере землею мары осыпали, а по них из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей, только было с женами и с детьми. Да в прошлом де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была такова ж мольба в Алаторскомъ уезде у мордвы дер. Ордатовы, да дер.... чушевы, да дер. Урусовы, да дер. Тетилгъевы. Деревни Старыхъ Чукалъ- мордвин Сустат Секшенев за себя и за товарищей своих, за всю деревню, по своей вере по шерти сказал: в прошлом де, в 137 г., после Великодня на седьмой недели в четверг была де у них мольба у пяти деревень по своей вере, как де их деды и отцы наперед сего делали, осыпали землею мары: а были на той мольбе их же братья мордва с женами и детьми их, и племя Арзамасскаго уезда дер. Кельдюшевы Чалетка Пятов с своим племенем, да Нижсгородскаго уезда, а коей деревни — того он не ведает, мордвин Ботякш Аишкеев с своим родом и со племенем, да Алаторскаго уезда розных деревень мордва: дер. Пермеевы Урняй Кузминъ да Сай Гущсвы дети своим родом и со племе¬нем, дер. Стараго Ожердева Баюш Учаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Андреевки Губа Бошаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Ермурзины Старко Ермелзин своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Отяшевы Тотайко Торшанов своимъ родом и со племенем, тое ж деревни Ушам Отюшев своим родом и со племенем, и тутошних окольных деревень мордва, а сколько их но смете, того им не ведомо. А черемисы у них на той мольбе не были; а воровства и воровскаго заводу и умышленья у них никакого не было, а лошади и коровы резали свои по своей вере на ту мольбу, а русских люде к себе молебнова есть не припущали, для того, что по государеве грамоте заказ у них наперед того был, русским людем у нас у мордвы их молебнаго питья не пить и ествы не есть; а как они но своей вере мольбу делали, засыпали землею мары, и в те де поры смотрить прiезжали многie всякiе русскiе люди, а из луков и из пищалей по них не стреляли и никого не ранили, были на той мольбе без ружья. А была де такая мольба наперед сего лет с пятьдесят и больше; да в прошлом же де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была де такая ж мольба в Алаторском уезде в дер. Ордатове, да в дер. Кечушеве, да в дер. Урусове, да в дер. Тегингееве. А как они мольбу у себя делали, и у них из приказа от воеводы памятей не было. Да алаторская ж мордва, которые тут на мольбе были, дер. Пермеевы и иных деревень, Урняйко Кузмин с товарищи, сказала по своей вере по шерти те же речи, что сказал Чукальской мордвин Сустатка Секшенев. Помета: «Выписать в доклад из прежней и из нынешней отписки и поднести тотчас». (Москов. ст. столб. № 54, лл. 74—80). Вышеприведенный документ несомненно является ценным источником в котором запечатлелась одна из важнейших сторон жизни и культуры эрзянского народа-народное моление -Раськень Озкс, и его взаимоотношений с властью. Более внимательное прочтение текста документа и анализ изложенных в нем обстоятельств позволили вкратце восстановить следующую картину нравов, обычаев, взаимоотношений того времени. Итак, Московский Царь прослышав про необычный «съезд мордвы» через донесения государевых людей, а также по наущению иерархов от церковной власти, нетерпимых к иноверцам, оттого и вероятно доносивших царю про мордву с приставкой словосочетаний «воровские умышления», «волшебство», «стрельба по русским людям» решил получить информацию про «съезд мордвы» из разных источников и послушал рассказы о том путешествующих людей. Исходя из донесенного до его сведения и услышанного от очевидцев царь какие-либо радикальные шаги предпринимать не стал, а дал указание-«грамоту» Алатырскому воеводе разобраться на месте: что произошло на коею ответить «отпискою». В «грамоте» перед воеводою ставились конкретные вопросы: 1.Мордва и черемисы съезжались на помин родителей с разрешения ли своих хозяев, и если да, то кто их отпустил, на какое время, из каких городов и в каком количестве съезжались? 2.Не было ли у них при этом какого-либо «воровского умышления», то есть антиобщественной или антигосударственной цели? 3.Как они молились своему Богу, а не Иисусу Христу, и почему не допускали при этом к себе русских людей, знать «волшебство делали»? 4.Безобразничала ли мордва, стреляла ли по проезжим и вообче русским людям, а те жаловались ли на то в Алатырь начальству, осматривали ли раненых и как на эти жалобы отреагировала местная Алатырская власть? 5.Много ли собралось на съезде мордвы и было ли подобное раньше? Вот основные вопросы, волновавшие центральную власть в те годы. Характер вопросов от статистических до вопросов, касающихся государственной безопасности. Широкий, скажем прямо, спектр поставленных перед воеводою вопросов. Широкий круг вопросов предполагает широкий спектр методов получения на них ответов. Среди возможных методов дознания в документе предлагается просмотреть все «записные книги» и «сыскать всякими сыски подлинно» -то есть другими всевозможными методами. Фактически, своеобразный карт-бланш. Очевидно, что Власть была обеспокоена непонятными сборами мордвы, которая не пускала в свои обряды и свой круг посторонних. Однако по тексту следует, что Алатырский воевода из всех имевшихся в его распоряжении методов дознания воспользовался только «расспросными речами». Упоминания в документе о пыточных дел мастерах и близких к этому методов не имеется. Что к чести Алатырского воеводы. Заметим, что в 17 веке между обстоятельствами по поводу которых шло дознание и методы дознания находятся в прямой зависимости друг от друга. И если бы воевода имел в последствиях озкса-смертоубийство(что на самом деле не могло быть и не было), то наверняка применил бы пытки. Следовательно, воевода в случае с исполнением царского поручения-не рьяный исполнитель-держиморда, а местная власть с признаками вдумчивости и разумности. Вызывает уважение и действия воеводы по тактике «расспросных речей». Были выбраны двое людей-Толбузин Никита и некий стародубец Иван, чья фамилия не сохранилась в древнем тексте и перешла в книгу «Акты Московского государства» в виде многоточия, которые для большей объективности мордву «роспрашивали порознь». Результат расспросных речей-краткое описание озкса. При этом особенно отмечаются такие признаки озкса как «…мольба над их родители…», собирались на съезд «…мордва с женами и с детьми…», «…никакого воровскаго умышленья у них не бывало…»,«…из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей…». Итак, отсутствие угроз центральной власти мирный, я бы сказал- семейный характер Озкса налицо. Это определило наперед отношение светской, государственной власти к эрзянам, их вере и культуре, но не отношение официальных религиозных деятелей... «А русских людей не припущали»,- объясняет воевода словами Андрюшки Игнатова-«что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас у мордвы нашего молебнаго питья не пить и ествы не есть». Упоминание о государевой грамоте не употреблять русским молебной еды и питья свидетельствует об осведомленности центральной власти о мордве как таковой и ее вере. Негативно-подозрительное к ней отношение обусловлено в первую очередь желанием владеть и управлять территориями и людьми ее населяющими («…кто их и сколь давно отпускал…», «…которых городов и сколько котораго города мордвы…»), а уж потом религиозными претензиями и религиозным характером московской власти, («…какое они волшебство делали…»).В продолжение мысли отвлечемся и вспомним, что через сто лет не светская, а религиозная власть в лице Епископа Сеченова в 1743 году основываясь и используя указ Сената по которому велено было все татарские мечети «новопостроенныя за запретительными указами, а наипаче в таких местах, где татары, восприявшие веру греческого исповедания, жительство имеют, сломать и впредь строить отнюдь не допущать» не задумываясь открыл «крестовый» поход против мордвы. (Снежневский). Тем не менее повлиять радикально на ситуацию со съездом мордвы ни местная, ни центральная власть, ни даже религиозная в 17 веке пока не могут.(Московия была еще слаба после Смуты). Из текста донесения воеводы так же следует, что кроме моления в дер.Чукалы подобные же озксы проходили и в других деревнях. Приводится их перечисление: в дер. Ордатове, в дер. Кечушеве, в дер. Урусове, в дер. Тегингееве. Разрешение на них мордва не спрашивала-«…у них из приказа от воеводы памятей не было...».(Жители вышеуказанных деревень, полагаю, должны гордиться своей родиной, предками и языком!) «А черемисы у них на той мольбе не были». Это еще одно интересное обстоятельство, которое ставит под сомнение утверждение о братском захоронении под дер. Чукалы марийских, чувашских, эрзянских и др. воинов. Развивая мысль-Озкс в дер. Чукалы изначально имеет не финно-угорский природу, а чисто эрзянскую, что, впрочем, вовсе не исключает участия в нем представителей других национальностей. Наоборот- только его обогащает.

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Вышеприведенный документ несомненно является ценным источником в котором запечатлелась одна из важнейших сторон жизни и культуры эрзянского народа-народное моление -Раськень Озкс Сюконян, ялга, паро мельполадксот кис.= Благодарю, друг, за хороший комментарий.

Танюш: volgin Andrei пишет: «А черемисы у них на той мольбе не были». Это еще одно интересное обстоятельство, которое ставит под сомнение утверждение о братском захоронении под дер. Чукалы марийских, чувашских, эрзянских и др. воинов. Развивая мысль-Озкс в дер. Чукалы изначально имеет не финно-угорский природу, а чисто эрзянскую Андрей, спасибо!!! очень ценный материал и замечание в отношении исключительно эрзянской природы Раськень Озкса!!!

Эрзянь нилькс: Течи сырган Раськень Озксов.

Эрзянь нилькс: 2010 иень Раськень Озксось ютавтовсь. Учотано тосо улицятнень пельде валт-мельть сонзэ кувалма. Мезесь мельс тусь. Мезесь эзь. Кодамо лезэ кандсь сонсь тосо улицясь ютавтомазонзо. Раськень Озкс 2010 состоялся. Ждем от участников впечатлений, мнений, фоторепортажей. Что удалось, что нет. Какую посильную помощь оказал сам участник проведению Раськень Озкс.

Танюш: Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма Раськень Озкс начался для меня за два дня до его непосредственного проведения. В Большое Игнатово меня и Людмилу Круглову – эрзянку из Челябинска, привез Олег - сын талантливого резчика Александра Алексеевича Наумова. С Александром Алексеевичем я познакомилась в июне-месяце на выставке резчиков в городе Сестрорецке, незадолго до своей поездки на Раськень Озкс. Хватило и дня, чтобы почувствовать жизненные устремления друг друга и успеть подружиться. Александр Алексеевич – умелец на все руки: он не только великолепный резчик, но и опытный печник, мастер по каминам, ему, как никому другому, подходит меткая эрзянская характеристика «кедьсуров». Именно ему и было поручено изготовление священного Штатола для Раськень Озкса. Работы были в самом разгаре. Необходимо было нарастить штатол до требуемой высоты. Мне посчастливилось принять участие в этом ответственном процессе – ломать хворост для костра, на котором разогревался воск – шта. Костер при этом не должен быть слишком большим, так как нельзя допускать закипания воска. После отливки штатол необходимо как можно скорее охладить, чтобы воск застыл и штатол принял правильную устойчивую форму. На изготовление священной свечи уходит 250 кг воска, при цене 300 руб. за килограмм нетрудно подсчитать, что общая стоимость составляет 75 000 руб. К счастью, эрзянские пчеловоды понимают значимость Раськень Озкса, и, по мере возможности, помогают собрать необходимое количество воска-шта. Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия: 1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию; 2) Концерт фольклорных ансамблей; 3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры; 4) Приобретение жертвенного быка; 5) Устройство палаточного городка; 6) МЧС, скорая помощь, милиция; 7) Питьевая вода; 8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато. Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме. Что бросилось в глаза и не понравилось? Это практически полное отсутствие рекламной компании о предстоящем проведении Раськень Озкса в самой автономной Республике. Мордовия обошла молчанием это знаковое событие, и мало кто из ее жителей был в курсе, что именно проходило на мааре у села Чукалы Большеигнатовского района. Чиновники Мордовии пытались, на мой взгляд, извратить саму суть Раськень Озкса, нарушить сакральный характер всеэрзянского моления. Именно с этой целью и была установлена концертная площадка практически у подножия священного маара, именно здесь мордовские функционалы начали свои «праздничные» песнопения, именно отсюда шла постоянная угроза для эрзянского священнодействия. Но всё же, моление состоялось несмотря ни на что. Состоялось то, ради чего съехались на эту молельную поляну эрзяне со всех концов России, то, во имя чего каждый из нас привез сюда горсть своей родной земли, на которой мы в настоящее время живем, трудимся, мечтаем, растим детей. Мы возложили эту землю на курган наших предков, тем самым дав им знать, что эрзяне живы, что время последнего часа еще не пробило, что у нашего народа есть жизненные силы, а, значит, есть будущее. Да, преемственность поколений, к сожалению, нарушена, сакральная цепь разорвана. Но мы пытаемся вновь и вновь ее связать, восстановить разорванное звено. Взявшись за руки, ощущая горячую ладонь рядом стоящего, скандируя: - ЭРЗЯТ, САДО! - ЭРЗЯТ – ЯЛГАТ! - ЭРЗЯТ – ЭРЗЯТ!!! мы шли в одной цепи, спирально ее закручивая, и с каждым витком спирали чувство ЕДИНЕНИЯ росло в нас. Кто был в той цепи, тот ощутил это несомненно. Причем, в центре спирали подъем был столь велик, что люди просто бросились в едином порыве обнимать друг друга. И я поняла, что это и есть тот самый главный миг, ради которого я здесь. Для меня это был самый мощный аккорд, тот самый сакральный смысл, который я стремилась постичь.

Сыресь Боляень: Шумбрат уледе, ялгат! Танюш пишет: Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме. Было бы очень интересно, но ни за что не напечатают...

Эрзянь нилькс: Сюконян, Танюш!

vijan1: Сюкпря монь пельдеяк - таго эзь лисе пачкодемс ды валдо мельсэ сёрмадозесь кенярдовтымим.

volgin Andrei: 11 июля 2010 года 01.00 часов. Ночь. Я въехал во двор советского проекта панельной пятиэтажки, где находится квартира, в которой живу. Невдалеке у соседнего подъезда на лавочке сидела группа молодых людей. Пили, кажется, (точно не разглядел) пиво и разговаривали на молодежном наречии великого и могучего языка. (Слух не подвел). Где я? Неужели дома? После 11 часов "беспосадочного" переезда на «Камазике» и около 700 км. расстояния я снова дома! В славном городе герое-Набережные Челны! Не верится! Хотя нет, лукавлю. Лукавлю, что дома, лукавлю, что в славном… Еще как посмотреть, ведь там где я живу нет такого празника как всеэрзянский праздник «Раськень Озкс-2010», который проводился 10 июля 2010 года в течении одного дня в с. Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия. И ощущение дома у меня не терялось. Потому что в доброжелательной обстановке среди впервые увиденных мною людей (но единомышленников и друзей-однозначно), в атмосфере эрзянской языковой среды чувствовал себя очень комфортно. Проще-своим среди своих. Кажется, что один день, в течении которого проводился праздник-всего лишь миг в бесконечной череде событий. Но только не для эрзянского народа! В течение этого дня участниками «Раськень Озкс-2010» перед гостями была приоткрыта и продемонстрирована забытая многовековая славная история наших великих и древних предков. Не вдаваясь в подробности «Раськень Озкса-2010», которые известны всем желающим, можно утверждать, что праздник удался. Это сомнению не подлежит. Однако, не могу обойти своим вниманием некоторые моменты организации и проведения праздника. Итак. Малая анонсированность мероприятия. Несмотря на то, что Раськень Озкс носит статус государственного праздника в Республике Мордовия, о нем практически ничего неизвестно ни в самой Республике, ни в ее столице-Саранске. На въезде в Мордовию из Ульяновской области кроме буквенной стеллы-обозначения «РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ» меня встретил выцветший от солнца плакат-постер с изображением женщины в национальном костюме и более чем странной надписью, смысл которой заключался в следующем: «Республика Мордовия-территория свободная от наркотиков». Не совсем понятно, что этот плакат-постер хотел мне сказать как гостю, едущему на Раськень Озкс? Ориентируюсь по своим впечатлениям. По ним и пишу. Для сравнения: в Татарстане его многонациональный народ обязательно поделится с Вами своей радостью и вежливо напомнит о скором проведении национального праздника-Сабантуй, в селе, в городе, в столице… Боюсь ошибиться, но на всем протяжении трассы от Морга Велесэ до Саранска других плакатов-постеров не встречал. Боюсь ошибиться. То же самое в Саранске. То же самое от Саранска до Б.Игнатова. Довелось немного послушать местного радио. Про Раськень Озкс-ни слова, но зато узнал, что в честь единения в Саранске выстроят мордовскую деревню…Чудно! (ударение на букве «о») Более или менее серьезное официальное упоминание о Раськень Озксе встретил только на растяжках при въезде в Б.Игнатово и на въезде на само место проведения Озкса. Итого-два. Но если бы не самодельные деревянные указатели, прикрученные к бетонным столбикам где-то скотчем, где-то вбитые в землю с надписями, выполненными от руки: «Раськень Озкс 6 500 м.» и т.д., коих было не менее четырех, я бы долго еще плутал по местным асфальтовым и грунтовым Большеигнатовским дорогам. Кто их поставил-сюкпря тонеть. Не совсем понятно: как самодельные деревянные указатели, карта праздника и расписание мероприятий, выполненные вручную фломастером сочетаются с государственным статусом проводимого события? Негосударственный подход, но дело людей с активной гражданской позицией. Кто этим занимался-спасибо им. Далее. Не совсем понятно: как обрядовый праздник родового моления сочетался с реализацией (платной и бесплатной) крепких спиртных напитков. Между прочим, среди них была и водка «Эрзя». Нонсенс. Неужели водка-испокон веков национальный напиток? Для мордвы-возможно. Но не для эрзи. Не совсем понятно: почему ребята из ульяновской области привезли на Озкс сувенирную продукцию с надписью на кепках и футболках: «Мон ЭРЗЯ», «Международный ЭРЗЯНСКИЙ фестиваль Раськень Озкс-2010» (упор на ЭРЗЯ, думаю, понятен), а в 15-20 метрах расположился какой-то (официально-государственный) лотерейный ларек с «мордовской» агитацией за «мордовский миллион» (с упором на МОРДВУ, естественно)? Что, неужели в Ульяновской области живут эрзя, а в Саранске-только мордва? Неужели в Саранске не понимают бесперспективность борьбы за «мордовский миллион», потому что национальное самосознание и эрзянский язык с колен эта акция не поднимет, и сокращение школ с изучением эрзянского языка не остановит. Ведь люди, поняв это, быть «мордвой» и иметь дело с «мордвой» не захотят, а даже без одного эрзи миллиона никогда не соберется!... Боюсь ошибиться в количестве людей на празнике, но что-то около 3,5 тысяч человек. В основном из близлежащей местности, откуда легко и быстро можно приехать на Озкс. Но география прибывших, судя по номерным знакам автомобилей была заметно шире: Украина, Самарская, Ульяновская, Пензенская области, Татарстан. Часть прибыли на личных автомашинах, часть на автобусах. Это значит, что автобус или машина, например, из Самары должны ехать всю ночь, чтобы поспеть утром к началу Озкса. Либо необходимо приехать накануне вечером. Но негде переночевать. Не совсем понятно, почему в Большеигнатове или поблизости нет возможности построить гостиницу, чтобы люди к началу Озкса были выспавшиеся и отдохнувшие, а не сразу с дороги? Места много, молодежи пойдет и в палатке, а вот старшему поколению-не уверен. Не совсем понятно: неужели Раськень Озкс-это дело только прибывших на праздник людей? Неужели всех эрзян и мокшан, живущих в России и за ее пределами всего-то 3,5 тысячи человек? Да нет, конечно. Людей на Озксе было много, но будь гостиница-народу было бы еще больше! Недостаточное официальное информационное обеспечение через СМИ о предстоящем празднике и недостаточная инфраструктурная обеспеченность-это про то-чего не хватало. Зато национальной «мордовской» символики на кепках молодых ребят, державшихся группой и наблюдавших за выборами на Эрзянь Атянь Эзем было предостаточно. «Мы- мордва! Сохраним национальность-сохраним себя!»-читалось на них. «Мы- мордва…сохраним себя!» Господи-Азор-Инязор! Задумывались ли эти ребята, что наименование «мордва»-это чужеродная для эрзян приставка, данная русскими. В древнерусских летописях «мордвой» обозначались дикие, живущие по своему закону, непонятные и потому чуждые для русичей племена. Судя по тем же летописям русичи ходить в гости и печь пироги с «мордвой» не собирались. Прошло время, и «мордва» обрусела, превратившись в русского мужика. А историки и этнографы уже по эрзянскому национальному костюму изучают и восстанавливают русский национальный костюм, свадебный обряд и т.д. Эрзянский женский костюм занимает первые места на выставках за границей, а остатки эрзянского и мокшанского народов упорно не хотят признавать под их самостоятельными наименованиями, сызмальства вдалбливая: «Ты мордва.., ты мордва.., ты мордва!». Апофеоз- акция «мордовский миллион». Какой-то нонсенс! Задумывались ли они, что наши предки никогда не звали себя: «Минь мордвась!», но звались: «Минь ЭРЗЯТ!»? Задумывались ли они, почему фраза: «Мы- мордва…сохраним себя» написана по-русски, а не по-эрзянски или по-мокшански? Да потому что по-эрзянски: «Минь мордвась!» звучит абсурдно и оскорбляет память наших древних и великих предков. Задумывались ли они в связи с этим: КТО хочет сохранить «мордву», КАКУЮ «мордву» и для КОГО? Не забота ли это-такими лозунгами сохранить себя для русских больше, чем сохранить самих себя для себя и своих будущих поколений…? Однако, пестрящие кепки «Мы-мордва!» справедливости ради понемногу, но все же растворялись в потоке бело-красно-черных цветов национальных костюмов прибывавших на Озкс эрзянских женщин. И возле Маара уже стали появляться точно такие же, но другие кепки, в которых надпись: «Мы мордва!» была закрашена, и над ней от руки выведено: «Минь эрзят». Отрадно. Это значит, что на смену чуждому наименованию «мордва» (морденс-мор-общая смысловая нагрузка синонимического ряда, обозначает понятие «СМЕРТИ») приходит родное национальное самоназвание-«ЭРЗЯ» (эрий-эриця- общая смысловая нагрузка синонимического ряда обозначает понятие-«ЖИЗНИ»). Это значит, что ЭРЗЯНЕ ВЫБИРАЮТ ЖИЗНЬ! И свой, отличный от официального путь сохранения и развития нации! На «Раськень Озксе-2010» прошли очередные выборы Инязора всего эрзянского народа. Они привлекли не меньшее внимание, чем мероприятия официальной части, проходившие в стороне. А по своей важности и значению, наряду с зажжением Штатола, произнесением озолмы и др. были, по моему мнению, наиболее содержательным событием Озкса. Из всех впечатлений не могу подобрать слова, чтобы описать как дышал и не надышался знойным воздухом Раськень Озкса, как слушал и ненаслушался, доставлявшей удовольствие красивой эрзянской речью от окружавших меня представителей старшего поколения и молодых ребят моего возраста (вот удивительно!) и совсем еще юных 9-13 летних девчушек. Да, было много хорошего, но жаль, что не все хорошее удалось увидеть. Не до конца налюбовался красивыми резными фигурками, не до конца присутствовал на конкурсе национального эрзянского женского костюма, не довелось поговорить подольше с кем хотел. А всему виной-кузнечики, в изобилии прыгавшие в разные стороны из-под ног, от которых в восторге был мой 6-летний сын Даниил и который тянул за руку вместе с ним их ловить. Не сержусь на него. Он-мое будущее. С ним, для него и ради него приехал на Озкс. Уезжал в 14.00 часов. Не удалось остаться до самого конца. Впереди предстояла дальняя неизвестная дорога через просторы Нижегородской области и Республики Чувашия. Но с собой увез дружеские эрзянские рукопожатия с добрыми пожеланиями скорейшей встречи, кусочек ароматного воска от Штатола, чтобы напоминал запах Раськень Озкса, да намоленные священные хлеба, которые по приезду через жену-рузаву с чистым сердцем (священный хлеб-чистые мысли) передал не очень любимой теще-рузаве и приехавшим с ее стороны гостям из Израиля в качестве дара и напоминания об Эрзянь Мастор, и которыми я и мои близкие поминали своих предков на Петров день (Велень Озкс), проходившем 12 июля 2010 года Татарстан енксо, Черемшанбуень, Ташто Кутушвелесэ калмолангсо. Да, еще кепку-подарок из рук самого Кшуманцянь Пиргужа, Инязора всего эрзянского народа моему сыну Даниилу, чья голова не засорена «мордовскими» штампами, как у иных взрослых, но который по моему наущению вполне понятно и ясно уже сейчас гордо может произнести: «Мон эрзянь ломань!». http://s43.radikal.ru/i101/1007/50/7c88fb284084.jpg

Эрзянь нилькс:



полная версия страницы