Форум » Пазос кемема /Религия » Готовимся к Раськень Озкс-2010 » Ответить

Готовимся к Раськень Озкс-2010

Эрзянь нилькс: Готовимся к Раськень Озкс-2010 Эрзят! Ялгат! Кода анокстатано 2010 иень Раськень Озксонтень? Эрзяне! Друзья! Как готовимся к Раськень Озкс-2010? 1. Фонд "Руця", в который вхожу, подготовит и проведёт конкурс эрзянского национального костюма. Для этого учреждает три приза: 1-е место -10000 рублей, 2-е место - 7000 рублей, 3-е место - 5000 рублей. Денежный фонд собирается эрзянами г.Полярного и Санкт-Петербурга. К нему может присоединиться любой желающий. Готовятся дипломы призёрам. 2. Планирую отпуск и прибываю для оказания помощи в организации Раськень Озкс за 5-6 дней заранее. 3. Готовлю национальную эрзянскую рубашку-панар. 4. Приглашаю на Раськень Озкс родных и знакомых. 5. Набираю горсти земли в узелок (пакет) для ритуала обновления Маара. 6. Учу слова эрзянской песни-гимна "Вирев молян". Прошу поделиться участников форума о своих приготовлениях к Раськень Озкс.

Ответов - 96, стр: 1 2 3 All

Эрзянь нилькс: Эрзянь панар: Это прямоугольная туника. Разрез ворота смещен влево. Через плечо рубашки висит - это каркс-поясок. На рост 172 см: Ширина: 67 см Длина: 91 см Длина рукава от плеча: 45 см. Доходит до зпястья. Как обычно. Длина разреза ворота: 19 см. Длина вышивки ворота сверху вниз: 35 см. Ширина вышивки на груди: 6 см. Там, где идет разрез ворота и на шее 3,5 см. Ширина вышивки на подоле рубашки: 4 см. Длина вышивки на плечах: по 20 см вперёд и назад. Ширина её: 4 см. Ворот рубашки: Хорошо виден и рисунок пояска. Вышивка на груди идёт от разреза ворота: Вышивка подола: Рисунок вязаного пояска:

Эрзянь нилькс: А это ПУЛАЙ эрзянской женщины. Уникальный элемент, характерный только для эрзянского женского национального костюма. Носится на бёдрах, подчеркивая их красоту. Интересно, что русские женщины, видя его впервые, почему-то предполагают, что он носится на голове...

Эрзянь нилькс: А это РУЦЯ, верхняя женская одежда. Этой РУЦЕ - 170 лет. РУЦЯ одевается поверх ПАНАРа. Подпоясывается ПУЛАЕМ. Нагрудная вышивка РУЦИ:


Эрзянь нилькс: Эрзянская юношеская рубашка. Ей 100 лет: Вышивка ворота:

Эрзянь нилькс: ПРОЕКТ ПЛАН подготовки к «Раськень Озкс-2010» со стороны эрзянских общественных организаций. 1. Общая организация и руководство. Кшуманцянь Пиргуж. 2. Информационное обеспечение. Газета «Эрзянь Мастор». Нуянь Видяз. Интернет портал «Эрзянь Ки». Терюшань Сергу. Эрзянь Мелькужо «Эрзянь Мастор». Эрюш Вежай. Литературный сайт «Эрзиана». Вирява. 3. Музыкальное обеспечение. Фолк группа «Торама». Йовлань Андю. 4. Материальное обеспечение. Фонд спасения Эрзя языка. Фонд «Руця». 5. Конкурс эрзянского национального костюма. Фонд «Руця». 6. Эрзянские национальные спортивные игры «Тюштянь налксемат». Мигунонь Паол. 7. Транспорт. Коянонь Виряз. Оргкомитет приглашает для участия в Эрзянь Тёкшатянь Эзем- Совете Старейшин Эрзян: (список уточняется и открыт для дополнения по предложениям эрзянских общин сёл и городов и эрзянских общественных организаций): Кшуманцянь Пиргуж (Кшуманця веле, РМ) Шарононь Сандра (Саран ош) Прокаень Коста атя (Пенза ёнкс) Аношонь Тумай (Эрзянь мастор) Дригань Толай (Самара ёнкс) Терюшань Сергу (Эрзянь Мастор) Кузнецов (Самара ёнкс) Эрюш Вежай (Мурман ёнкс) Нуянь Видяз (Саран ош) Гайнинькань Пичай (Сибирь мастор) Мацьказ Лёфай (Москов) Боляень Сыресь (Украина мастор) Петрянь Андю (Петрань ош) Вирява (Петрань ош) Любаев Паол (Саран ош) Калаганонь Керяз (Вирь Тавла) Коянонь Виряз (Саран ош) Ковалева Татю (Саран ош) Арапов Сандра (Саран ош) Ишуткин Миколь (Саран ош) Казаков Петра (Саран ош) Батяев (РМ) Виняень Миколь (Ветькень мастор) Брыжинский В.С. (Саран Ош) Исаев (РМ) Размоскин (РМ) Наумов (РМ) Абросимов М. (РМ) Щанкина Р. Б. (РМ) Туркичев (Пенза ёнкс) Фадеев Рауткин Тингаев Изняй (Бугуруслан ош) Данные уточняются. Состав будет корректироваться вплоть до прибытия людей непосредственно на Раськень Озкс. Проект открыт для обсуждения, уточнения и дополнения любым участником Эрзянь Мелькужо.

volgin Andrei: За исключением Вирявы довольно мужская компания собралась. Может группу "Ойме" (Панишеву и Спиркину) пригласить?

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: (Панишеву и Спиркину) пригласить? В Эрзянь Тёкшатянь Эзем входят только люди Эрзя национальности.

volgin Andrei: Имел в виду музыкальное обеспечение.

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Имел в виду музыкальное обеспечение. А это зависит от их желания. Организаторы, мне кажется, будут только рады. И открыты для всех, кто готов помочь. Но административного ресурса у оргкомитета нет.

Маол: Тосо кармить микшнеме чувтосто керсезь сувенирт? Эли книгат эрзянь кельсэ?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: Тосо кармить микшнеме чувтосто керсезь сувенирт? Эли книгат эрзянь кельсэ? Кармить.

Мидянь Оло: Ютазь Озкссонть микшнесть.

мон: Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-?????????????

Танюш: мон пишет: Эрюш "моры" мазый морот А вы с себя для начала спросите - что сами-то сделали??? почему Эрюша спрашиваете???!!! спросите мордовских чиновников, Меркушкина - что мордовия сделала?, сколько школ открыла? все целевое финансирование оседает в мордовии, пусть отчитаются за эти деньги - куда они их тратят?!!!

Эрзянь нилькс: мон пишет: Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-????????????? Тонеть, ялгай: Видестэ пупстнят, ялгай. Эрюш пек аламо тейсь Эрзя раськенек виевгавтомазонзо.

Антон: Я первый раз открыл вашу страницу.Знакомлюсь. Я сам был зрителем эрзянского фестиваля детей в Самарской области . Очень удивился как много там детских групп и главное все на эрзянском! три часа и песни и стихи ! и все это школьники Странно что никто об этом не пишет. Да и проводит их много лет Колесникова . Хорошо бы и в других областях так . Мой сын тоже сейчас учит вирев молян , так ему понравился фестиваль. Кстати будет ли он еще? и есть ли у нас в оренбурге. напишите

Эрзянь нилькс: Антон пишет: Да и проводит их много лет Колесникова . Молодец, Колесникова. Только вот сама на эрзя языке не говорит и не пишет. И утверждает, что она не эрзянка, а "мордовка". Жаль. Может у неё есть коллеги пишущие?

vijan1: Антон, в Оренбурге наших очень мало а руководит мордовской (именно так) организацией Кузьмин Михаил Дмитриевич. Основная масса эрзян и мокшан живёт на северо-западе области, там и проводится некоторые мероприятия.

мон: Сермадан . Мон эрян тосо косо сон эри и содан мезе сон теи а мезе а теи.А тон уж пек кежей

Танюш: Антон, я, к сожалению, не видела таких эрзянских фестивалей, поэтому и написать ничего не могу. Фестивали это, конечно, здОрово, но только тогда, когда эрзянские школы не закрываются, когда часы эрзянского языка не сокращаются, когда в достаточном количестве книг на эрзянском языке, когда есть эрзянские радио- и телепередачи. А в противном случае грош цена таким фестивалям.

Василиса: ПРОКУРОР БАДАЛОВ НЕ МОЖЕТ БЕЗ СКАНДАЛОВ Прокурор Самары Рашид Бадалов назвал призыв к отделению эрзян преступлением против конституционного строя, - сообщает газета «Волжская Коммуна». Такая реакция прокурора последовала на выступление на радио «Эхо Москвы из Самары» Татьяны Кудалиной, которая сказала в эфире, что «мордва» - ругательское слово. «Эти высказывания отдают душком внутринационального экстремизма, подрывающего целостность единого мордовского народа», - сказала «ВК» госпожа Колесникова руководитель губернского мордовского национально-культурного центра «Масторава».

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: Прокурор Самары Рашид Бадалов назвал призыв к отделению эрзян преступлением против конституционного строя, Интересная мысль... Интересно, Бадалов знает, что говорится в Конституции об эрзянах и от кого в ней запрещено эрзянам отделяться?

Маол: "Зяро школат, класст тон Эрюш иестэ иес панжить ,ломатне кортнить Эрюш "моры" мазый морот ,пивси а школат косо-?????????????" А максыть панжомо, ярмактомо а максыть.

vijan1: Алкукс, васня Вежай эряви путомс виймасторонь(государствань)прявтокс - мейле кевкстемс зяро сон школат-мезть панжсь, ды тунь монь потмо пелькстамом арась те тевенть тееманзо коряс6 панжовольгак, ветявольгак тевенть парсте кода виде-паро патриот. Зярс тевесь ветяви ансяк паро мелень кирдемань кис учнемс школат а мезть.

Эрзянь нилькс: Тюштянь пазчангот. Завещание легендарного эрзянского царя Тюшти Цитни ведесь лейтнесэ, Блики солнца на зеркале воды в реках, Мизолдыть минек лисьмапрятне: Солнечными бликами улыбаются наши родники: Те аволь ансяк ведь, Это не просто вода, Те кезэрь покштянок верест. Это кровь наших предков. Лаймонь мазый цецятне - Изумительные цветы в долинах - Те минек сазоронок, Это наши младшие сестрёнки, Виев овтось, превей вергизэсь Могучий медведь, умный волк, Ды ёндол карциганось - лелянок. И стремительный, как молния, сокол - наши старшие братья. Жольни ведесь - те тетянь вайгелезэ, Журчание и рокот воды - это голос отца, Чуди лейтне - патянок. Полноводные реки - наши старшие сёстры. Сиянь ведьсэ симдить сынь эйденек. Серебряной водой своей утоляют они нашу жажду. Покштянь лемтне эрить минек мельсэ, Наши деды и прадеды живут в нашей памяти, Минь кундситяно сынст репештясо. Их мы поминаем в священных репештях-рощах. Эрьва тикшесь корты Пазонь кельсэ. Каждая травинка разговаривает языком Творца: Аволь весе раськетне Не все народы Чарькодить минек эрямонь лувонть, Понимают наш образ жизни, Сынст туртов весе таркатне вейкеть. Для них все места одинаковы. Теке ят ломанть, Они словно враги, Конат яксить веть, Которые рыщут ночами, Саить моданть пельде, Берут от Земли, Мезе тенст эряви. Всё, что хотят. Модась сыненст Земля для них Аволь малавикс ломань - Не друг, Каршо тюриця. А пртивник. Зярдо изнясызь, нарьгасызь, Когда побеждают насилуя её, Туить седе тов. Они идут дальше. Сынь шождасто кадыть Они легко оставляют Тетянь клмотнень, Могилы отцов, Салыть моданть шумбрачинзэ Крадут здоровье Земли Эйдест кедьстэ ды а талныть. У детей своих, и не сожалеют. Модась ды менелесь сынст туртов, Земля и небо для них, Теке ули-паро, Словно товар, вещь, Кона микшневи, рамсеви, салави: Которую можно продать, купить, украсть: Кода ревесь эли суликань эрьгетне. Как овцу или стеклянные бусы. Сынь топодема а содыть. Они не знают насыщения. Анокт нилеме весементь: Готовы проглотить всё: Мельгаст - чувар паксят: Позади них - пустыни: Миненек эряви чевте вармань тошкамо, Нам нужен мягкий шёпот ветра, Пиземень каштордома Шорох дождя Ды тантей лопань качадома. И вкусный запах листьев. Ракшатне, чувтотне, ломантне Животные, деревья, люди Весе лексить коштсо. Все дышат воздухом. Коштось миненек пек питней, Воздух для нас бесценен, Сонтемензэ арась Эрямо. Без него нет Жизни. Кить минь ракшавтомо, нармуньтеме, Кто мы без животных, без птиц, Конат эрить пертьпельганок? Что живут вокруг нас? Мезе тееви ракшатнень марто, Что сотворится с животными, Се тееви ломантнень мартояк. То же случится с людьми. Вармань зэхелесь, Затишье ветра, Конаньсэ васенцеде лексесь покштянок, Которым дышал впервые наш далёкий предок, Маринзе сонзэ меельсе лекстямонтькак. Слышало и его последний вздох. Минек кезэрень моротне Наши древние песни Теке суреть сюлмить эйсэнек Как нити связывают нас Покштянок марто. С ушедшими поколениями. Минь кортатано эйденек туртов: Мы говорим нашим малым детям: Сынст пильгест ало - Под вашими ногами - Покштянок рунго челькест. Прах тел наших предков. Модантень - сюконямо, ванстома: Земле - поклонение, ей - наша защита. Модась - Аванок. Земля - наша Мать. Мезе тееви Мастораванть марто - Что станет с Матерью-землёй - Се лиси эйдензэ мартояк. То же станет с её детьми. Зярдо ломанесь кольсти моданть, Когда человек портит Землю, Сон теи зыян эстензэ ды эйденстэнь. Он гадит себе и своим детям. Сон колы покштянь койтнень. Он нарушает обычаи предков. Весемесь, мезе эри моданть лангсо, Всё, что живёт на Земле, Лиссь ве куросто. Произошло из одной основы. Аволь ломанесь кодызе эрямонь коцтонть. Не человек соткал ткань жизни. Сон - сонськак ансяк суре эйсэнзэ. Он сам - всего лишь её тонкая нить. Мезе теи коцтонтень - Что он сделает этой вязи - Сень теи эстензэ. То он с делает и себе. Пазось Мастор лангсо вейке. Творец на свете один. Сон вечксы Мастораванть. Он лелеет Мать-землю. Кие теи зыян Масторавантень, Кто вредит Матери-земле Се а кунсолы Инешкипазонть. Тот не слышит Творца-Инешкипаза. Зярдо меельце Эрзясь Когда последний Эрзя Ёми Мастор лангсто Исчезнет с лица Земли, Ды сулей ладсо туи моданзо велькска, И как тень полетит над своей землёй Эрзянь раськень оймесь Душа эрзянского народа Ялатеке карми эрямо неть вирьтнесэ, Всё равно будет жить в этих лесах, Неть лейтнень чиресэ. На берегах этих рек. Сон зярдояк а стувтсынзе тиринь моданзо Она никогда не забудет родную землю, Конань вечксы, кода пиже тякинесь - Которую любит так, как грудной ребёнок Вечксы аванзо седеень токноманть. Любит стук сердца своей матери. Вечкеде Мастораванть, Любите Мать-землю, Кода минь вечкинек сонзэ. Как мы любили её. Ванстодо Мастораванть, Берегите Мать-землю, Кода минь ванстынек сонзэ. Как мы берегли её. Ванстодо мельсэнк, превсэнк Храните в памяти, в разуме Весементь, мезе максть тенк покштятне, Всё, что вам дали предки, Койтнень, кирдатнень, моротнень, ёвкстнэнь.Обычаи, традиции, песни, легенды. Весе вийсэнк, весе оймесэнк Всеми силами, всей душой Бажадо максомо эсь раськень мазычинть Стремитесь передать красоту эрзянского народа Эйденк туртов. Своим детям. Вечкеде сонзэ, кода Инешкипазось Любите свой народ, как Творец-Инешкипаз Вечки весень. Любит всё вокруг. Сон теизе Мастораванть весенень. Он создал Мать-землю для всех. Минек Инешкипазось - весень Паз. Наш Творец-Инешкипаз - Бог всему. Сон вечки ды мелявты Масторонть кис. Он любит и заботится о Земле. Содан, монь раськем а ёми! Знаю! Мой народ не должен исчезнуть! Переложение 'Тюштянь пазчангот': Андрей Алёшкин, Маризь Кемаль. Рузонь кельс ютавтызе (на русский язык перевёл) Эрюш Вежай.

virjaz: Ищите это село ИМЕННО в Больше-Игатовском районе. А не в Атяшевском. Это одноименное село. Эрзяне часто при переселении называли новое место жительства по-старому. Можно через Атяшева, выехать на Ардатов, а от туда на Больше Игнатово.

volgin Andrei: Ув. Эрзянь Нилькс!«Эрзянь Масторс» кулялопась ули яволевкс, келя : «Тедеде, 2010 иестэ, медьковонь 10-це чистэнть, шлямочистэ 10 чассто, Покш Игнатбуень Чукал велесэ (Мордовия) нилецеде ютавтови Эрзянь раськень Покшчись – «Раськень Озксось». Тон кортат Раскень Озкс-2010 карми 14-це (куншкачи) чистэнть…Кинь яволевкс видесте?

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: Тон кортат Раскень Озкс-2010 карми 14-це (куншкачи) Косо истя мон кортан, ялгай? Невтикая. Улема истяня косояк меревинь, сетэ, лиси, ильведевинь... Раськень Озксось карми медьковонь 10 чистэнть.

volgin Andrei: Паро, ансяк "Торама ру" вальмась тонть фотоартовкс алов ули сермалема : "14 июля - Раськень Озкс". Теть тешкстамкась вельде, седе тов ули сермалема: 14 июля - Раськень Озкс В день Озкса (14 июля) из Саранска в 6.30 (время московское) отправляются до села Чукалы автобусы. Место их стоянки: г.Саранск, Коммунистическая, 33/2 (напротив гостиницы "Саранск"). Начало Раськень Озкса в 10 часов. Не забудьте взять с собой несколько горстей земли, тарелку, ложку, кружку, ножик. Напоминаем, перед началом обряда будут организованы сбор средств на установку памятника Пургазу и книжный базар. В рамках праздника - обязательные выступления "Торамы".

Эрзянь нилькс: volgin Andrei пишет: 14 июля - Раськень Озкс". Ней чарькодинь, цёра, мекс тон талакадыть. Монь И-нет вальмась панжозь Торама вальмасонть. Сеть кулятне, конатнеде тон сёрмадат, аволь монь, сынь се вальманть теицятнень. Сынь неть кулятнень та-мекс а одкстомкшныть. Улема, шкаст-виест арасть те тевентень. Моньсетне сёрмадкстнэ тосо ансяк сетне, конатнень монсь ветян. Те монь арсевкстнэ дв инжень вальмась. Ды весе. Се кулясь, конань лангс тон невтят, таштомсь. Сон талакавтынзеть. Тосо кортамось моли 2007 иень Раськень Озксонть кувалма. Сон ютавтозель се иестэнть медьковонь 14 чистэнть. Чарькодить? Те иень Раскень Озксось карми ютавтовомо медьковонь 10-це чистэнть.

Маол: "....2007 иень..." И-вальмаск теицятятне умок эзть совсе

Уляша: Возродил "Раськень Озкс" и "Велень Озкс" Мусалев Г.Д.. Подготовка и проведение этих молений легло на него. Его даже силовые органы за это задерживали - пугали. Он выстоял. Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно.

Сергу: Уляша пишет: Возродил "Раськень Озкс" и "Велень Озкс" Мусалев Г.Д.. Подготовка и проведение этих молений легло на него. Его даже силовые органы за это задерживали - пугали. Он выстоял. Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно. Уляша! я бы промолчал, зная Вас всех, но не промолчу потому как Маризь Кемаль это основа!!! Если сложится то постараюсь приложить усилия к возрождению Раськень Озкса от Маризь Кемаль.

chuvashon_erzja: virjaz пишет: И а эреве, човоремс тень тевеньть. А содат- иля эце, койсэм, тевенть а витисы. Ули мелезэ сёрмадомс- ломанесь сёрмадсы, арась- чатьмони, мон вийсэ а кармавтан . Уляша пишет: Надо признать: ритуал моления один раз, только в 1999 году, блестяще провела Маризь Кемаль. Историю искажать - преступно. Озксонть ютавтызе, ней арась мелезэ ютавтомс, кодамо тесэ човорявкс? Тедиде а сы ютавтомо, нать ули ломаненть "причина". Мекс "причинанть" кекшэмс, мекс кевкстямс тень коряс а маштови? Мон а вешан отчет, ёвтынк эсинк меленк эли сёрмадодо - мон аздан .

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: Мон а вешан отчет, ёвтынк эсинк меленк эли сёрмадодо - мон аздан Шумбрат-парт, Оло! Мон кортнинь Маризь Кемаль марто кортнимень вельде якшамковсто, кевкстния, мекс, а якси Раськень Озксов. Сон мерьсь, арась мелезэ.

chuvashon_erzja: Эрзянь нилькс пишет: Сон мерьсь, арась мелезэ. Сюкпря, теть леляй!

Инязорось: Сергу, тон ламо мезе а содат. А содат - иля эце!

chuvashon_erzja: Инязорось пишет: Сергу, тон ламо мезе а содат. Арсян, паро улевель, зярдо тон весемене домкасто ёвливлик Раськень Озксонть коряс. Зярдо ули мезде тесэ сёрмадомс, мук шка сёрмадовксот тей путык. Ёвтаса теть эсинь ды монь кудораськень мелявксомок, ютазь Раськень Озкссонте эзь сакшно Маризь Кемаль(эли минь сонзэ эзине нее), ней аздатано мезде арсемс: таго се шкастонть сэредевкшнэсь, таго апак тердеве кадовсь, таго кияк сонензэ эсь вечкеве, таго лия зыян ульнесь?

virjaz: chuvashon_erzja пишет: Ёвтаса теть эсинь ды монь кудораськень мелявксомок, ютазь Раськень Озкссонте эзь сакшно Маризь Кемаль(эли минь сонзэ эзине нее), ней аздатано мезде арсемс: таго се шкастонть сэредевкшнэсь, таго апак тердеве кадовсь, таго кияк сонензэ эсь вечкеве, таго лия зыян ульнесь? Те тонеть мейсь. Бути эзь сакшно ульнись причина. И а эреве, човоремс тень тевеньть.

volgin Andrei: В настоящее время в Государственной Думе и в политических кругах Москвы обсуждается предложение татарстанских парламентариев об установлении памятной даты - дня принятия Ислама в России. Понятно, что данное предложение родилось не на пустом месте, а последовало в ответ за решением Государственной Думы от 21 мая 2010 года, когда была принята поправка к закону «О днях воинской славы и памятных датах России». Согласно данной поправки учреждается новая памятная дата - День Крещения Руси. Этот День будет ежегодно отмечаться в России 28 июля и приурочен ко дню равноапостольного князя Владимира, особо почитаемого РПЦ святого. В обоснование предложения татарстанских парламентариев приводятся доводы о количестве (около 20 миллионов) россиян, исповедывающих или культурно и духовно близких к исламу и более «ранний приход» Ислама на территорию современной России. Как известно Ислам в Волжской Булгарии принят в 922 году, а Крещение Руси состоялось на 66 лет позже-в 988 году. Однако, специалистами уже высказываются опасения, что представители других конфессий и религий могут потребовать аналогичного «законодательного» к себе отношения. Очевидно, поправкой от 21 мая 2010 года «думцы» поставили себя в щекотливое положение. С одной стороны при внесении поправок и установления Дня Крещения Руси думцы явно не подумали о том, что Россия поликонфессиональна и многонациональна, иначе с днем Крещения установили бы памятную дату-день принятия Ислама. С другой стороны-вероятный отказ в законодательного установления дня принятия Ислама как минимум противоречит ст.14 Конституции РФ устанавливающей равенство религиозных объединений перед законом. Из всего сказанного, полагаю, пока можно сделать один вывод: во взаимоотношениях между властью и обществом, где затрагиваются вопросы веры и свободы совести со стороны власти необходим политкорректный тон. Случится ли он у «думцев»-покажет время. Официальный отрицательный или просто «отрицательно-умолчательный» ответ Государственной Думы РФ станет еще одним доводом (наряду с отменой графы «национальность», исключением национального компонента в школах, «укрупнением-упразднением» некоторых национальных автономий) в «копилку» центробежных сил в стране. Возможный выход из ситуации прозвучал от государственного советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. По его мнению независимо от решения Государственной Думы день принятия ислама как памятная дата будет принята на уровне Республики Татарстан в любом случае. Но не это главное. До сих пор остается непонятно: как поправка в закон от 21 мая согласуется со ст.14 Конституции, устанавливающей что Российская Федерация-светское государство, не предполагающее привилегий какой-либо конфессии? Кто-нибудь может ответить? А пока, эрзяне, не беря в расчет мнение и решения субъектов РФ напрашивается очевидный вывод: на уровне федеральной власти сделан ощутимый шаг к сближению государства и религии. Вероятная конечная цель-пример Польши, заявляющей, что она является католическим государством. Факты периодического отправления религиозного культа первыми лицами нашей страны «напоказ», транслируемые через российские федеральные телевизионные каналы, а также введение под давлением РПЦ курса основ мировых религий дополнительное тому подтверждение. Очевидно, что эрзяне и Россия продолжают переживать период изменений и к понятию «партии власти» в наш лексикон тихо и мирно можно вводить новое понятие -«религия власти». Не к лучшему изменения… Каково место эрзян в этих процессах? Думаю, поддерживать и участвовать в них означало бы: присоединиться к «религии власти», то есть с нею слиться, а потом и «перемолоться» в жерновах государственной власти. Как итог участия в них-исчезнуть в водовороте чуждых для эрзян общественно-политических процессов. Полагаю, из чувства ответственности перед будущими поколениями эрзяне не имеют права этого делать. Единственный путь - обратить взгляды на себя, внутрь себя и заняться собой, собственными проблемами, потому что Москве и другим глубоко безразличны наши беды. Полагаю, мы никому не нужны кроме нас самих! Надо освободится от мифов и понять, что на фоне вышеупомянутых процессов возрождение эрзянского национального языка, культуры, религии -дело самих эрзян и никого более! Мысль не нова и благо, что есть еще подвижники, не стесняющиеся признатья в любви к языку своего народа и не стесняющиеся делиться своей любовью. («Лия раськень историянь ды культурань содамось-тевесь вадря, эсетенть асодамось улемаль визьксчамакс»…) Благо, что у нас есть великие и мудрые предки, передавшие, все-таки, сквозь время нам свое мироощущение и любовь через свои гены и язык («Минь кундситяно сынст репештясто»…). Благо, что не тысячи, а десятки и сотни тысяч людей по всему миру способны произнести вслух слова: «Инешкипаз», «Веречипаз» без каких-либо трудностей перевода. Благо, что «эрзянь раськень кемемась» исповедывалась нашими предками на территории между Киевской Русью и Волжской Булгарией (т.е. современной центральной России (!) и именуемой древним самоназванием «Эрзянь Мастор») ЗАДОЛГО до принятия Христианства и Ислама. Есть чем гордиться! Итак, все есть. Дело только за нами. Паз, Чангодть!



полная версия страницы