Форум » Седямонь-морамонь шкинема /Музыкальное творчество » Кантеле » Ответить

Кантеле

crazynuts: Интересуюсь автентичным фолклором, поэтому очень заинтересовало одно сообщение. В Старой Рязани был найден обруч, датированый 12-13 в. На нем изображена плясунья и музыкант, который играет на кантеле. Можно ли считать кантеле эрзянским (или, вообще, общефинским) народным инструментом, играют ли на нем сейчас? Что можете сказать о костюме плясуньи? Сохранилось ли что-то подобное в эрзянских народных обрядах? Или это изображение не местное и относится к землям более северным?.. Помогите удовлетворить любопытство...

Ответов - 11

Маол: А скрипка-кайга чем отличается от гарзи? и вообще какая из них эрзянская?

Эрзянь нилькс: Маол пишет: А скрипка-кайга чем отличается от гарзи? и вообще какая из них эрзянская? Теде кевкстема Рамашкинэнь Андюнь. Седи-моры "Торамасо". Сюлмавта мартонзо.

Nilkss: Вам неплохо бы проконсультироваться с директором музея эрзянской культуры Аношонь Тумаем (Аношкин Николай Иванович). Информация очень интересна. Может помочь связаться с ним "Семен". Посмотрите тему "Эрзянь чирязт". Может там есть его контакты.


crazynuts: Nilkss пишет: Посмотрите тему "Эрзянь чирязт" Если честно, не нашел этой темы. В каком она разделе? Может будет проще если Вы как-то отошлете ему изображение? Еще немного по поводу фото. Под руками у женщины находится , я так понимаю, голова филина: может это будет какой-то зацепкой. Для украинской мифологии образ филина не характерен; картина выглядит, как на мой взгляд, очень необычно, непривычно. Такой себе "привет из другого мира"...

Семен: crazynuts пишет: Может будет проще если Вы как-то отошлете ему изображение? Отошлем, дней через десять думаю будет инфа от него.

crazynuts: Собственно, почему была создана эта тема ... Проводилось, "небольшое исследование", которое касалось древнеруського эпического инструмента - гуслей. Были получены результаты, которые могут быть интересны не только украинцам, но и эрзянам, да и всем финским народам. Опуская многие подробности, даю здесь несколько главных цитат... После анализа таблицы генотипов разных народов http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD оказалось, что финская гаплогруппа N3 встречается у каждого пятого обитателя севера Беларуси и постепенно уменьшается на юг. В украинском народе финской примеси уже нет совсем. В то же время, среди представителей латышского, литовского народов, носителей финского генотипа, 42-44 %, то есть почти половина! Данные генетики совпадают с данными археологии и этнографии: кантелеподобные инструменты зафиксированы на тех же территориях, где предс тавлены и носители финского генотипа! Судя по всему, кантелеподобные инструменты бытовали на тех территориях еще до того, как финские автохтоны познакомились с западными славянами, и балтами. Кантелеподобные инструменты, действительно, можно считать материальным воплощением финского менталитета. Четко прослеживается разделение: если кантелеподобные инструменты: кантеле, каннель, куоклес, канклес, крыловидные гусли, характерны для прибалтийских финских народов, то шлемоподобные инструменты: кюсле, кесле, гусля, крезь, характерны для финнов поволжья... На нашем континенте есть несколько больших культурных, ментальных ареалов, так сказать, "котлов", в которых "выплавлялись" культуры народов, которые теперь населяют Европу, и в которых была сформирована присущая только этим ареалам эстетика, - понимание прекрасного, красивого. Итак... Первый ареал - "Греко-Римский". В этом культурном "котле варились" семитские народы Ближнего Востока, Греки, Римляне, а также древние племена Западной Европы. Характерным музыкальным инструментом, который представляет данный ареал есть древне-греческая лира. Второй ареал - "Фино-балтийский". В этом "котле варились" фино-угорские и, отчасти, балтские племена, которые населяли леса к востоку от Балтийского моря до Урала. Этот регион представляют инструменты , что кладутся на колени, какие мы сегодня называем гусли, кантеле. И наконец, третий ареал - "Скифский". В этом "котле выплавлялась" музыкальная культура, как индо-европейских, так и тюркских, племен, которые населяли степь и лесостепь от Карпат к Монголии. Характерным музыкальным инструментом этого ареала является лютне-подобный инструмент, струны на котором во время игры пережимались на грифе.... Выводы: 1. Кантеле-подобные инструменты характерны для балтских и финских народов, которые населяют северо-восточную Европу, и никоим образом не касаются древних славянских племен!!! 2.Гусли - более позднее, достаточно условное, название всех фино-балтийских инструментов (так их можно назвать разве потому, что кантелеподобные инструменты можно классифицировать как горизонтальну арфу). 3.Славянские, ДРЕВНЕРУСЬКИЕ ГУСЛИ (ГУСЛА), под аккомпанемент которых исполнялись былины киевского цикла - это, скорее всего, СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, родственные сербским гусле, казахскому кобызу, гагаузскому каушу, татарскому кеменче!!! Насколько я знаю, у эрзян и мокшан тоже есть свой древний смычковый инструмент - скрипка гарзи! Очевидно, что эрзян и мокшан можно позиционировать как носителей степного - "скифского" - менталитета, но говорящих на языках финской группы. По-этому хотелось бы поподробнее узнать о вашей скрипке: какой вид она имеет, как настраивается, как держать, как играть... Думаю это будет также интересно узнать самим эрзянам и мокшанам... Ну а вопрос по кантеле, всё еще остаётся открытым , так сказать, для уточнения результатов.

chuvashon_erzja: Интересная тема, к сожалению не могу поддержать личными исследованиями, а повторять из инет. нет смысла, надо искать в наших и зарубежных музеях. Попытаюсь осмотреть все музеи Ханты-Мансийска(сейчас здесь работаю) и распросить о инструментах ханты и манси.

crazynuts: Насколько я знаю, скрипка гарзи реконструирована группой "Торама". Думаю, этот инструмент заслуживает отдельной подробной статьи на эрзянских интернет-ресурсах.

erzianj : crazynuts пишет: Насколько я знаю, скрипка гарзи реконструирована группой "Торама". Думаю, этот инструмент заслуживает отдельной подробной статьи на эрзянских интернет-ресурсах. да Йовлано Оло её реконструировал, а теперь она поломалась и лежит.... некому сделать, нет мастеров. Сам Андрей Ромашкин мне такое рассказывал, когода они у нас были в СПб в конце мая))))

crazynuts: erzianj пишет: а теперь она поломалась и лежит Что, в каком месте сломалось? Желательно, конечно посмотреть фотографии: попробуем поставить ей "диагноз" на расстоянии Ну и назначить курс "лечения"

Purgine: Есть изображение/фото скрипки-гарзи?



полная версия страницы