Форум » Эськедьсэнь шкинематев /Прикладное творчество » Эрзяне - нация пчеловодов. » Ответить

Эрзяне - нация пчеловодов.

Эрзянь нилькс: Мед и воск Пчела известна на эрзянской земле с незапамятных времён. Не случайно, Богиня-Матерь Анге патяй покровительствовала пчеловодству. Леса покрывали огромные пространства нашей Родины. Они изобиловали дикими пчёлами. Древесные и кустарниковые, многообразие цветковых растений пойменных и суходольных лугов давали пчёлам обилие нектара и пыльцы, благоприятствовали их размножению и расселению. После отступления ледников равнины Восточной Европы покрылись лесами. Вслед за пчёлами пришли индоевропейские и финно-угорские племена. Предки эрзи от собирательства и охоты перешли одними из первых к бортничеству, от него к пасечному пчеловодству. Мёд и воск были главным продуктом, наряду с пушниной, внутренней и внешней торговли. На протяжении многих веков мёд был единственным сахаристым продуктом питания и лекарством. Воск использовался в домашнем обиходе и в ритуалах. В Москве есть музей. Единственный музей пчеловодства. Преподносится, конечно же, как музей пчеловодства. Это не так. До 16 века на территории Эрзянь мастор не было русских поселений. Пришлые племена переняли искусство пчеловодства именно от эрзи. По словам академика М. Покровского русское население – это на 80% обрусевшие финны. Не зря алчные московские феодалы в 16-17 веках облагали непосильным оброком бортников. Был в востроге от хмельного эрзянского вина, настоенного на лесных ягодах и мёде, сам Иван Грозный. В отличие от полукочевых племён эрзяне не разрушали дикие борти. Не забирали полностью мёд, часть оставляли пчёлам. Лес при родово-общинном строе был общим, но люди, нашедшие дупла с роем, оставляли свой личный знак резьбой на дереве и никто не трогал их личную собственность. Эрзяне научились готовить искусственные борти. Это искусство вырабатывалось веками. В спелой сосне бортник должен был выдолбить продолговатое отверстие. На четырёхметровой высоте вырубалось отверстие к дуплу дерева (15-20 см) в диаметре, через которое можно было брать мёд из любой части гнезда. На здоровье сосен долбленные пустоты не отражались, заплывали смолой. Некоторые борти служили очень долго. У каждого было множество бортей, выдолбленных им в вековых деревьях. Ранней весной, после облёта пчел, когда ещё лежал снег, бортник обходил борти, чтобы узнать, как они перезимовали. Он поднимался на дерево, открывал гнездо, удалял мёртвых пчёл, накопившийся сор и крупинки мёда. Это освобождало пчёл от очистки гнезда и предупреждало от нашествия муравьёв. Когда одевались берёзы в листву, бортник вторично обходилсвои владенья, подрезал старые и испорченные соты. Летом, после цветения липы, кипрея, дягиля, или ближе к осени, начинался “подлад” – подрезка мёда. Посудой служили берестяные короба, с плотно закрывающимися крышками. Взобравшись на выдобленную сосну или липу, бортник, защищённый от пчёл лицевой сеткой из конского волоса, зажигал гнилушку и открывал борть, отгонял пчёл дымом. Если мёда много, он подрезал соты и клал в посуду, которую поднимал на верёвках с земли. Наполненный сотами короб-парго осторожно опускал вниз. С борти обычно нарезали два ведра мёда, а в более удачные годы 2-3 пуда мёда. Очень оригинальная была защита бортей от лесных зверей и птиц. От медведя подвешивали на прочной верёвке деревянный брус с заострёнными краями, которое мешало зверю добраться до борти. Стволы на значительную высоту обвёртывали гладким лубом или дубовыми скользкими досками. Опасна для пчёл куница. Защита от неё- зарешёчивание сеткой. От дятлов развешивали отпугивающие красные ленточки. Секреты друг от друга эрзяне не хранили. Будучи наблюдателями и знатоками природы, её ценили и защищали. Они сами были частицей природы. Знали на какой высоте делать борти, спокойно выносить ужаливание лесных пчёл, не морили их голодом. Берегли каждую пчёлку. С тех далёких времён на карте Волжского бассейна остались топонимы имеющие эрзянское происхождение – Пуре, Пурех, Пурешка. Возможно и название племени “мещера” произошло от эрзянского слова “пчеловод” – “мекше” “пчеловод”. Из летописей X века известно, что вниз и вверх по Волге ходили лодки с воском и мёдом из земель Мордовской и Муромской. Эти товары шли в Астрахань и в Москву, другие Поволжские города. Мёд был единственным сырьём для виноделия. В больших количествах медовые вина варили монастыри женские и мужские в 17 веках из “мордовских” бортных угодий. Эрзяне не весь мёд отдавали русским феодалам. Делали в лесу тайные погреба. Некоторые медовые клады найдены в наше время. Аношонь Тумай, Г. Лукоянов.

Ответов - 184, стр: 1 2 3 4 5 All

Терюшань Сергу: volgin Andrei пишет: За основу возьму только исконно эрзянский напиток ПУРЕ, ЛЕТОПИСЬ и еще несколько «вводных» Отлично. Все начинается с мелочей. volgin Andrei пишет: ПУРЕ готовилось несколько лет и считалось готовым к употреблению после выдержки от 5 до 15 лет volgin Andrei пишет: ПУРЕ готовится в бочках, предварительно вкопанных в землю Оптимальная температура для брожения 23-25 °С, при температуре +16 С брожение значительно замедляется и может прекратиться вообще. Закопанная бочка может быть уже погребом с достаточно низкой температурой. Что в кадушке получится из пуре через 5 лет ????

Эрзянь нилькс: В. Даль: Пуре м. несклон. ниж.(егородское) мордовский вареный мед. Даля словарь: Пуре Превей ломанесь ульнесь... Ансяк сонгак "мордвинист"...

Сыресь Боляень: Танюш пишет: В моем понятии обвинить в трусости = сказать человеку: Ты -трус! Хорошо было бы узнать, что в понимании Александра Марковича означает "не осмелился" - поосторожничал или струсил. Как по мне, так это одно и то же. Эрзянь нилькс пишет: Превей ломанесь улнесь... Ансяк сонгак "мордвинист". Сон ульнесь "необразованной", ды эзь совсе Мелькужос...


Танюш: Сыресь Боляень пишет: Хорошо было бы узнать Если бы да кабы...

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: ды эзь совсе Мелькужос... Минь тесэ невтевлинек тесэ, косо ракатне теленть эрить. Оно эдь мезес пачкодсь, виськстэмесь, сёрмадсь "нижегородское" ды "мордва". Аздыль атясь, косо мордватне эрильть... Алкуксонь "мордвинист"... Ялатеке, койсэм, чумозо нолдамка. Кортыть, те рузось аволь эрзятнестэ лиссь, Данмарк Масторстонь рузыязь ломань... А карматано сялдоманзо? Эли невтьсынек тензэ, кода эрзясто лисезь рузтнэ мерить, "Кузькину мать!".....???

Танюш: Эрзянь нилькс пишет: Превей ломанесь ульнесь... Ансяк сонгак "мордвинист"... Сон -Владимир Даль, ульнесь а эрзя, а руз, для него все едино было, поэтому и Даля можно отнести с полным правом к мордвинистам, понимая под этим словом человека, которому безразлична судьба эрзя-народа, она его, действительно, мало волновала: Владимир Даль родился в местечке Луга́нскій Заво́дъ (Луганский завод) (Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства[2] Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённая Фрейтаг). Его отец, датчанин Jochan Christian von Dahl (1764 — 21 октября 1821), принял русское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: Даля можно отнести с полным правом к мордвинистам Атясь калмосонзо кавксть велявтсь....

Сыресь Боляень: Танюш пишет: Если бы да кабы... Это просто... Телефончик хочешь, Александра Марковича? Танюш пишет: Сон -Владимир Даль, ульнесь а эрзя, а руз, ? Истя, сон ульнесь РУЗ. Тетязо Даниясто, авазо пелезэ немецэнь верьзэ, пелезэ франциясто, паряк еврейтемеяк тевесь эзь юта. Ды сонсь В. Даль ульнесь РУЗ!!! Пек ламо тейсь Рузонь келентень. Кода сонсь мерсь "«Я любил отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам" Миненек весенень истя теемс бу... Эрямонок а стяко ютавольть!!!

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Телефончик хочешь, Александра Марковича? А ты его что - налево и направо раздаешь?? Неужели Александр Маркович уполномочил тебя на это??? Сыресь Боляень пишет: Миненек весенень истя теемс бу... Эрямонок а стяко ютавольть!!! Ки тонеть меши?! Тейть!!!

Сыресь Боляень: Танюш пишет: А ты его что - налево и направо раздаешь?? . Почему ты решила, что он у меня есть? Ты и сама его можешь найти. Это я как способ решения твоего вздоха Танюш пишет: Если бы да кабы... Всё просто Танюш пишет: Ки тонеть меши?! Тейть!!! Теян Танюш. Кие меши сетнень мезеяк а лиси. Тевесь сыргась, ды киненьгак мекев а велявтови... Весе ули парсте...

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Это я как способ решения твоего вздоха Сыресь Боляень, будь здоров!

Терюшань Сергу: Эрзянь нилькс пишет: Превей ломанесь ульнесь... Ансяк сонгак "мордвинист"... Вот он и предложил Далю: уезжай из столицы на службу управляющим удельным имением в любую губернию. Перовский предлагал Московскую, но Даль выбрал Нижегородскую. Выбрал не ради карьеры, а для науки, чтобы быстрее завершить главное дело своей жизни - "Толковый словарь живого великорусского языка" Таким образом В.Даль оказался причастным к эрзянской теме. Хотел он или нет, но он оказался причастным к мордвинизации эрзян. Как собственно и ГБшник Мельников -Печерский сопровождавший Даля в поездках по населенным пунктам Нижегородской губернии. Даль по сути разделил эрзянский язык на две части, меньшая стала называться "мордовским" большая русским. Кстати изначально толковый словарь назывался "Толковый словарь наречия великорусского языка".

Эрзянь нилькс: Терюшань Сергу пишет: Даль по сути разделил эрзянский язык на две части, меньшая стала называться "мордовским" большая русским. Ды рузнэ теде мейле сеск стувтызь Эрзя валонть ды эрзянь келенть.... Кармасть эрзятнень лемдямо "мордва"....

Терюшань Сергу: Эрзянь нилькс пишет: Ды рузнэ теде мейле сеск стывтызь Эрзя валонть ды эрзянь келенть.. сПАСи сохрани.Тятя = тятя (отец) . Мама = мамока. И просто копирую из собранных слов первом попавшем месте: Слега = слега Сова = сован (зайду) вна (спокойный, плавно, плавно идти) Совать= совак, совить, сови, совси Совет = совить (зашел) Соль = сал (соль) Сон-сон Соха = сока, сокамс, «сокордамс» (пахать), «сокиця» (пахарь), Спалить= палыть Стадо = стада Стадо-стядо(стоя), хотя здесь можно предположить, что и стадо эрзянское слово. Стакан = стака (тяжелый) Стакан = стакан (тяжелый) Сторона = маСТОР Стучать= стукамс Стяг =стяк (вставай) Суд = судо (нос) СУПОНЬ = супоня жен. ремень, коим стягивают хомутные клешни, под шеей лошади. Супонь рассупонилась. Угрюмый человек. Супонить лошадь, подсупонивать, засупонивать, затянуть и закрепить обмотом супонь. Коренная супонится, ее супонять. Что ты… (Толковый словарь Даля) Сура = Сура Сургут = сургудо (наперсток) Сустав = сустав/кс (шов) Кстати сегодня ореховый сПАС

Инзейне1: Ванынь,ванынь лангозонк,седеем эзь кирть,кода паро лангозонк ваномс ,весе эрзят,весе паро ломать,превейть ,мазыть,валонк седейстэ лисить,кадык спорситядо ,тынь весе вейсэтядо ,весе эрзят,мельспарс путывинь лангозок ванозь.

Эрзянь нилькс: Танюш, а вана те эрзя-рузось аволь ва таго "мордвинист"? МОРДВА | Толковый словарь Ожегова , -ы, ж., собир., ед. мордвин, -а, м. Народ, составляющий основное коренное население Мордовии. || ж. мордовка, -и. || прил. мордовский, -ая, -ое- Вай!... Койсэм, сонгак, алкуксонь "мордвинист".... : Лангаванзояк ютама... Меньгак атясь а содыль... Буе лемезэ, куш неяви эрзятнень эйстэ, аволь Даниясто...

Эрзянь нилькс: Паро, эрзят. Те мон аламодо пеедян. Пелькстадо седе тов. Ансяк аволь кежейстэ, аламодо пеедемскак пелькстамосто эряви.

Терюшань Сергу: Эрзянь нилькс пишет: Паро, эрзят. Те мон аламодо пеедян. Шутка тем и прекрасна, что в ней есть доля шутки... Но, пропаганда мордовской истории и приклеивание ее эрзянам на Мелькужо процветает. Я удивлен, очень удивлен А.Волгиным. Болькин был всегда на этой волне, Вот по какой причине Эрзянь Нилькс втянулся в это, остается под вопросом..

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Болькин был всегда на этой волне, Вот на какой волне, Сергу? На какой? Надеюсь дождусь хоть чего нибудь конкретного? Вообще спасибо! Приятно оказаться в одной компании и с Андреем Волгиным и с Эрюш Вежаем... А может, всё таки, неправые в другом месте?

Терюшань Сергу: Газета "ЭМ" так же считает, что исторически эрзяне были мордвой, на Мелькужо то же самое. ПОЛУЧАЕТСЯ ВЫ ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРДВА!!!!

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: исторически эрзяне были мордвой Ну вот что ты написал, Сергу? Если иметь ввиду, название используемое - да, так было и, к сожалению, есть. Если иметь в виду самоидентификацию - то нет, потому что иначе не было бы этого Мелькужо.

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: Если иметь ввиду, название используемое - да, так было и, к сожалению, есть КАК БЫЛ ТЫ МОРДВИНОМ ТАК И ОСТАНЕШЬСЯ. А МОЯ ЭРЗЯНСКАЯ ИСТОРИЯ ИДЕТ В СТОРОНЕ ОТ МОРДВЫ И ОРДЫ, МОИ ПРЕДКИ СРАЖАЛИСЬ С МОРДВОЙ И ЗАЩИЩАЛИ СВОЮ РОДИНУ ЭРЗЯНЬ МАСТОР ОТ МОР-2. ПОЭТОМУ РЕБЯТА МНЕ С ВАМИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ НЕ ПО ПУТИ.

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: КАК БЫЛ ТЫ МОРДВИНОМ ТАК И ОСТАНЕШЬСЯ. Хамишь, парнишша? Терюшань Сергу пишет: МОИ ПРЕДКИ СРАЖАЛИСЬ С МОРДВОЙ А вот это, может быть, и не факт. Анализ фамилии твоей говорит совсем не об эрзянских корнях. Ничего в этом страшного нет, безусловно, но вот насчёт "предки сражались с мордвой" можно засомневаться... Терюшань Сергу пишет: ПОЭТОМУ РЕБЯТА МНЕ С ВАМИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ НЕ ПО ПУТИ. Тултаев и К порадуются...

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Если иметь ввиду, название используемое - да, так было и, к сожалению, есть. Не для всех, Сыресь, к счастью. Я знаю эрзян, для которых это слово существует лишь в одном виде - как ругательное: упрямый мордвин, бестолковый мордвин, грязная мордовка, одета как мордовка Я и сама воспринимаю это слово как ругательное. Пусть те, кому оно по душе, живут с этим ярлыком. Вероятно, им приятно, когда их так называют.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: Если иметь ввиду, название используемое - да, так было и, к сожалению, есть. Не для всех, Сыресь, к счастью. Танюш, спасибо за поддержку! Я тоже так считаю...

Терюшань Сергу: ДО СВИДАНИЯ АНАЛИТИКИ ФАМИЛИЙ!!! ПРОЩАЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРДВА!!!! НАКОНЕЦ СТАЛА ПОНЯТНА ПРИЧИНА РАСПРОСТРАНЕНИя ЭТОЙ КНИГИ (которую Болькин так желал сохранить для истории) и очень критиковал А.Шаронова за предложение сжечь эту гадость. ПОМНИ ИМЯ СВОЕ, МОРДВАСЬ! Эти слова обращены к мордовскому народу, и, благодаря стараниям И. Келина имя «мордвась» увековечено в «фундаментальном» труде с одноименным названием «МОРДВАСЬ». Для мордвы это должно стать гордым и звучным словом "мордвась", "мордвась - инь народось". Теперь они увековечены в истории и весь цивилизованный мир должен воспринимать их под этими всеобъемлющими названием. Да, они не говорят и не говорили о себе – "я мордвась", "я мордвась-инь народось", но это уже не важно, термины «мордвин», «мордовка» будут теперь просто нести дополнительную информацию о гордом народе мордвась. Можно привести немало ярких примеров достойного звучания слова "мордвась", например; «Мордвась арась» или «Мордвась марясь», в общем гордись мордвась! Правительство Республики Мордвась искренне жалеет тех, кому в новом названии народа слышится что-то унижающее, поэтому поучительно говорит своей пастве: собака лает, а мордвась молчит. Правительство Мордвась-ии не радуют итоги последней переписи, и поэтому они призывают помнить имя своё. Правда, народ уже не понимает - которое именно?! Поэтому ему подсказывают: «Мы – мордвась, корень нашего этнонима так отчётливо перекликается с мордась и ордась, что несомненно свидетельствует не только об общности с Золотой Ордой, но и о ее формировании». Имеющий уши да услышит. Гордись мордвась, что отец твой мордвась, а мать мордавась. Будь достойный имени отца своего. Привей имя мордвась и внукам своим. В мордовском языке нет слова "война" есть только «Орда». Живи мордвась, как предок «мурзась», собирая с Руси ясак, – это святая заповедь предков, которую должен чтить каждый житель Мордвась-ии! 28.03.2010 г. Н.Новгород Терюшань Сергу

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: НАКОНЕЦ СТАЛА ПОНЯТНА ПРИЧИНА РАСПРОСТРАНЕНИя ЭТОЙ КНИГИ (которую Болькин так желал сохранить для истории) и очень критиковал А.Шаронова за предложение сжечь эту гадость. Очень некрасиво с твоей стороны! Я просто не сторонник сжигания книг. Не самые лучшие представители человечества полюбляли эту процедуру... Если я правильно понял, то "до свидания аналитики фамилий - это мне? Спасибо, до встречи. Теке эйкакшт... PS Кстати, по поводу эрзянских корней твоей фамилии очень сильно сомневаюсь. Корневое слово встречается в Дагестане, в армянском, киргизском языках, а вот в эрзянском ничего не нашёл Интересно, ты же искал, наверняка? Напиши в личку, будь другом...

Танюш: Весемень сэтьме ве!

Маол: Русь строясть)))))) КИТЬ??? Эрзят??)) Илядо ракавто Те раськеньте даже вейке мель а "строяви" а стявтови, хоть тав-ки ды тувты сонзэ, а тынь мерьтядо Русь...ага паряк эрзятне Египет вакска эзть юта??? Паряк шумертнэ - эрзят?? иииииии? вот эте да.. Видимо войны настолько порешили эрзянский генотип, что от прежних "строителей" остались рожки да ножки ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНА И ДОСТУПНА НАСЕЛЕНИЮ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ НАСЕЛЕНИЕ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ЕЁ ВСЕРЬЁЗ.....шумеры и русь не прокатят)))) никто не поверит!!!!(это многое значит...поверят в то, во что легче поверить, и тому кто авторитетней..."Мордва" в выигрыше пока...к сожалению....не уж то не ясно?) Отставить споры и разногласия! Прекратить междусобойчики и поиски козней среди своих, прекратить попытки обвинить ЭМ !!! прекратить перетягивания одеяла и обвинения!! ещё не хватает сжигание инакомыслящих...

Сыресь Боляень: Маол пишет: Отставить споры и разногласия! Прекратить междусобойчики и поиски козней среди своих, прекратить попытки обвинить ЭМ !!! прекратить перетягивания одеяла и обвинения!! ещё не хватает сжигание инакомыслящих... Вейсэ эрзят виевтяно!!! Я подписываюсь.

Эрзянь нилькс: Маол пишет: прекратить попытки обвинить ЭМ !!! "ЭМ" нужна интеллектуальная и финансовая поддержка. Особенно со стороны младшего поколения эрзян. С острым умом, современным взглядом, с пониманием ответственности молодого поколения за будущее своего народа. Сейчас важнейший момент не навешивание ярлыков на газету, а реальная помощь газете, 15 лет нёсшей главную ношу в противостоянии мордвинизации. Все наши интернет ресурсы существуют по 2-3 года всего. Роль этих ресурсов пока ничтожна с тем огромным пластом информации об Эрзя народе, с тем вкладом, которую внесла "ЭМ" в сохранение народа. Обвинения газеты в "мордвинизации" вообще могут вызывать только сожаление или же понимание того, что организована кампания против газеты якобы со стороны истинных эрзян. Но эта кампания полностью смыкается с целью "мордвы". Не хотелось бы делать такие выводы. Пока. Думаю, что продуктивнее для противников "ЭМ" было бы создание другой эрзянской газеты. Так делала "мордва", создавая газету "Масторава" (на гос. деньги). Но она очень быстро умерла. Почему? Денег у неё было достаточно. А вот источник материалов у неё тут же иссяк. Кроме нескольких публикаций Н. Мокшина, В. Абрамова и ещё нескольких пишущих "мордовцев" в ящике редактора ничего не было. А у "ЭМ" до сих пор не иссякает источник материалов, так как базой для него является Эрзя народ. Одни авторы уходят, приходят другие. Это естественно. Ведь именно в этой газете публиковались и толковые, острые материалы Терюшань Серьгу, прекрасные публикации Вирявы. Сейчась Серьгу считает, что "ЭМ" занимается "мордвинизацией". Его безоговорочно поддерживает Танюш. Это их неотъемлемое право иметь собственное мнение. Они имеют возможность его на нашем форуме высказать. У меня к ним только одна просьба как Админа: если можете, поменьше личных ярлыков и заочных обвинений. Вы можете же писать прямо в "ЭМ". Тем более, оба знаете, что у редактора "ЭМ" нет на столе ноутбука, он не посетитель интернет ресурсов... Я предложил бы новым противникам "ЭМ" содать свою газету. Попробуйте. У Эрзя народа должно быть много газет. Общественно-политических и других. Радикальных, консервативных, умеренных... А пока одна.... Давайте её всё-же побережём. Поможем ей. В том числе и в распространении. Напоминаю, идёт подписка на 2011 год. Эрюш Вежай

Терюшань Сергу: Эрзянь нилькс пишет: Эрюш Вежай Эрюш Вежай видимо забыл о существовании Исполкома Эрзянского Конгресса??? Напоминаю, он существует и всем придется это вспомнить. Официальная страница председателя Исполкома Эрзянского Инекужо-Конгресса Терюшань Сергу

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Напоминаю, он существует и всем придется это вспомнить. Шумбра ульть, Сергу! "придётся" - речь идет о принуждении? Это немного угрожающе звучит. Можно я буду помнить об этом добровольно? И к чему ты это вообще?

Эрзянь нилькс: Сыресь Боляень пишет: Это немного угрожающе звучит. Действительно. Угрозы пошли в ход. Ярлыки - входят в обиход. Думаю, Серьгу, как председателю Исполкома, желательно было бы воздерживаться от этих "инструментов" в своей работе. Пока это проявляется в полемике на нашем форуме. Это не нужно, мне представляется, нашему молодому председателю, которого мы единогласно выбрали, на способности которого мы надеемся. Но добавлю, по остальным членам Исполкома голосование было таким же. Делегаты давно знали этих людей. Делегаты доверились нам, когда мы предложили председателем мало известную кандидатуру Серьгу, включившегося в подготовку к Конгрессу. На председателе и членах Исполкома лежит огромная ответственность - объединение и косолидация эрзян различных взглядов и убеждений на основе решений Конгресса. У Эрзянь Инекужо есть коллективный орган. Исполком. В него входят: Терюшань Серьгу - председатель. Эрюш Вежай - заместитель. Члены: Пиргуж Инязорось, Нуянь Видяз - редактор "ЭМ", Аношонь Тумай - директор музея Эрзя культуры. У всех есть полномочия. В том числе у председателя. Каждый из нас должен понимать, когда он выражает личное мнение, когда мнение Когресса или Исполкома. Мнение Конгресса изложено в его ОФИЦИАЛЬНЫХ документах. Заявление Серьгу ( как Председателя и члена Исполкома): "не по пути", мне представляется, серьёзнее было бы оформить не в теме о пчеловодстве. Написать его по-серьёзней, с обоснованием своей позиции. И направить его всем членам Исполкома. В том виде, в котором здесь наблюдается, оно не приемлемо для его восприятия всерьёз. мало того, мне представляется, оно нарушает и этику члена исполкома.

Инзейне1: Весе "паро "валонк тесэ евтынк ,а мейсь сестэ минь вайгеленек сезнемс Озксо пижниник "ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО"?Ки моень евты,мейсь сестэ истямо васолсто якинек Озксов?Ней весе несамизь кодат минь ,ЭРЗЯТНЕ ВЕЙСЭ ВИЕВТЬ.

Эрзянь нилькс: .Инзейне1 пишет: Ней весе несамизь кодат минь ,ЭРЗЯТНЕ ВЕЙСЭ ВИЕВТЬ. Виде мелявксось.

Инзейне1: Эрзянь нилькс,Сыресь Боляень,Терюшань Сергу!Евтынк меленк, ков ветятадо эйсэнек ? Кода ТОВ пачкудемс и кода ТЕНЬ теемс ,и карматано минь, ЭРЗЯНТЕ ,тосо уцяскавт ? ЭРЗЯТ ,ансяк илядо стувто:" ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО"!!!!!!!!!!!!!

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Евтынк меленк, ков ветятадо эйсэнек ? Инзейне! Мон киньгак ковгак а ветян. Арась истямо "пиксэм". Ды сон а эряви. Ды истямо пикс киньгак арась. Ютасть сеть шкатне, зярдо ломантнень эряволь "ветямс". Эрзятне весе содыть сёрмадомас-ловномас. Эрзятне аволь скалт-реветь, конатнень эряви "ветямс". Эрзятне - превей ломанть. Превест сатышка неемс, ков эряви молеме. Кинть тенек панжить Атянь Эземесь, Инекужось. Мон ветян ансяк те мелькужонть. Монсь - теян вишкине эрзянь тевть. Тень пингстэ кирдян мельсэм Раськень Озкссо Атянь Эземсэ ёвтазь мельтнень ды Инекужосо кемекстазь тевконёвтнэнь. Вана сеть мельтне, конат эйсэст кемекстазь, невтить, мезе теемс эряви эрзянь ломантненень, конат мелявтыть Эрзя раськенть кис. Ловнок сынст ды арсек, мезе тонеть эстеть эряви теемс. Мезес саты виеть-преветь, сень тейтькак. Тосо сёрмадозь: ине тевенек вейке: ванстомс Эрзя раськенть, келенть, культуранть. Монгак тердян эсь тевсэм эрзянь ломантнень те ине тевентень.

Терюшань Сергу: Эрзянь нилькс пишет: Инзейне! Мон киньгак ковгак а ветян. Арась истямо "пиксэм" Инзейне1 пишет: Евтынк меленк, ков ветятадо эйсэнек ? Икелев эрзят, покштянь бабань мельсэ, икелев, эрзянь мельс, Эрзянь Масторс, саеде эрзят кедьстэ кедс ды молтянок икелев. Эрюш мон кедем венти тонеть, вентик лияне, учан...

Эрзянь нилькс: Терюшань Сергу пишет: рюш мон кедем венти тонеть, вентик лияне, учан... Васня эряволь тонеть ярлыктнэнь ды провокациятнень кис вешемс чумонь нолдамо. Мон теть теде сёрмалинь. Монь кедесь косо ульнесь, тоско ашти нейгак. Кие эзэнзэ а сельгени, сенень сон пачк венстязь ды панжадо. Инешкипазось максозо теть превть ды шумбрачи.



полная версия страницы