Форум » Эськедьсэнь шкинематев /Прикладное творчество » Эрзяне - нация пчеловодов. (продолжение) » Ответить

Эрзяне - нация пчеловодов. (продолжение)

Эрзянь нилькс: Мед и воск Пчела известна на эрзянской земле с незапамятных времён. Не случайно, Богиня-Матерь Анге патяй покровительствовала пчеловодству. Леса покрывали огромные пространства нашей Родины. Они изобиловали дикими пчёлами. Древесные и кустарниковые, многообразие цветковых растений пойменных и суходольных лугов давали пчёлам обилие нектара и пыльцы, благоприятствовали их размножению и расселению. После отступления ледников равнины Восточной Европы покрылись лесами. Вслед за пчёлами пришли индоевропейские и финно-угорские племена. Предки эрзи от собирательства и охоты перешли одними из первых к бортничеству, от него к пасечному пчеловодству. Мёд и воск были главным продуктом, наряду с пушниной, внутренней и внешней торговли. На протяжении многих веков мёд был единственным сахаристым продуктом питания и лекарством. Воск использовался в домашнем обиходе и в ритуалах. В Москве есть музей. Единственный музей пчеловодства. Преподносится, конечно же, как музей пчеловодства. Это не так. До 16 века на территории Эрзянь мастор не было русских поселений. Пришлые племена переняли искусство пчеловодства именно от эрзи. По словам академика М. Покровского русское население – это на 80% обрусевшие финны. Не зря алчные московские феодалы в 16-17 веках облагали непосильным оброком бортников. Был в востроге от хмельного эрзянского вина, настоенного на лесных ягодах и мёде, сам Иван Грозный. В отличие от полукочевых племён эрзяне не разрушали дикие борти. Не забирали полностью мёд, часть оставляли пчёлам. Лес при родово-общинном строе был общим, но люди, нашедшие дупла с роем, оставляли свой личный знак резьбой на дереве и никто не трогал их личную собственность. Эрзяне научились готовить искусственные борти. Это искусство вырабатывалось веками. В спелой сосне бортник должен был выдолбить продолговатое отверстие. На четырёхметровой высоте вырубалось отверстие к дуплу дерева (15-20 см) в диаметре, через которое можно было брать мёд из любой части гнезда. На здоровье сосен долбленные пустоты не отражались, заплывали смолой. Некоторые борти служили очень долго. У каждого было множество бортей, выдолбленных им в вековых деревьях. Ранней весной, после облёта пчел, когда ещё лежал снег, бортник обходил борти, чтобы узнать, как они перезимовали. Он поднимался на дерево, открывал гнездо, удалял мёртвых пчёл, накопившийся сор и крупинки мёда. Это освобождало пчёл от очистки гнезда и предупреждало от нашествия муравьёв. Когда одевались берёзы в листву, бортник вторично обходилсвои владенья, подрезал старые и испорченные соты. Летом, после цветения липы, кипрея, дягиля, или ближе к осени, начинался “подлад” – подрезка мёда. Посудой служили берестяные короба, с плотно закрывающимися крышками. Взобравшись на выдобленную сосну или липу, бортник, защищённый от пчёл лицевой сеткой из конского волоса, зажигал гнилушку и открывал борть, отгонял пчёл дымом. Если мёда много, он подрезал соты и клал в посуду, которую поднимал на верёвках с земли. Наполненный сотами короб-парго осторожно опускал вниз. С борти обычно нарезали два ведра мёда, а в более удачные годы 2-3 пуда мёда. Очень оригинальная была защита бортей от лесных зверей и птиц. От медведя подвешивали на прочной верёвке деревянный брус с заострёнными краями, которое мешало зверю добраться до борти. Стволы на значительную высоту обвёртывали гладким лубом или дубовыми скользкими досками. Опасна для пчёл куница. Защита от неё- зарешёчивание сеткой. От дятлов развешивали отпугивающие красные ленточки. Секреты друг от друга эрзяне не хранили. Будучи наблюдателями и знатоками природы, её ценили и защищали. Они сами были частицей природы. Знали на какой высоте делать борти, спокойно выносить ужаливание лесных пчёл, не морили их голодом. Берегли каждую пчёлку. С тех далёких времён на карте Волжского бассейна остались топонимы имеющие эрзянское происхождение – Пуре, Пурех, Пурешка. Возможно и название племени “мещера” произошло от эрзянского слова “пчеловод” – “мекше” “пчеловод”. Из летописей X века известно, что вниз и вверх по Волге ходили лодки с воском и мёдом из земель Мордовской и Муромской. Эти товары шли в Астрахань и в Москву, другие Поволжские города. Мёд был единственным сырьём для виноделия. В больших количествах медовые вина варили монастыри женские и мужские в 17 веках из “мордовских” бортных угодий. Эрзяне не весь мёд отдавали русским феодалам. Делали в лесу тайные погреба. Некоторые медовые клады найдены в наше время. Аношонь Тумай, Г. Лукоянов.

Ответов - 42, стр: 1 2 All

chuvashon_erzja: Прошу извинить, что не в тему. Но на примере этой темы видна общая тенденция. Бываю на многих форумах и вижу очевидное, что на нашем форуме за последний год любая тема рискует превратиться в примитивную разборку. Кто-то может из присутвующих предложить способ наладить диалог? У заходящих на форум впервые может сложиться впечатление "круговой обороны" чего-то, от чего-то... У нас, как у сообщества форумчан, велик риск перехода на бег по кругу. За 3 предыдущих года создан некий потенциал, который, на мой взгляд, в этом году не пополнялся. Перенесу Девиз нашего форума сюда: Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit' undoksot! Можем подвести некие промежуточные итоги по составляющим девиза?: - Эрзянь мель -Эрзянь кель, -Эрзянь Мастор, -Эрзя, муить ундоксот. Можем открыть отдельную тему(без политики ) по подведению итогов в разделе Общение.

Эрзянь нилькс: chuvashon_erzja пишет: что на нашем форуме за последний год любая тема рискует превратиться в примитивную разборку. Аламодо виттян, мельвановикс ялгай, нолдык чумом. Койсэм седе виде истя: на форуме стали постоянными участниками те, кто ЛЮБУЮ тему, во что бы то ни стало, СТРЕМИТСЯ ПРЕВРАТИТЬ В ПРИМИТИВНУЮ РАЗБОРКУ. И это их цель и, может, даже работа. Мезеяк, сави кардамс. А мелеть паро, мон кавто кедьсэ сонзэ кисэ!

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Рекомендую прочитать повторно Ответ Терюшань Сергу, Эрюш Вежаю и компании критикующих, но не успевших подумать.... Сергу, чумомок нолдык!!! Видестэ валдо ИнеСергу сёрмадыть превтнеде, конатнень тонеть Инешкепазось максынзе. Миненек эзь топоде сурпряшкаяк. Секс чавимизь а лиси "рекомендацият" топавтомс ды "подумать". Арась месне. Весе кемемась тонть прянть лангс. Сюконятано, ВалдоИнеСергу! илямизь кадо вечкемасот...


volgin Andrei: Терюшань Сергу сермады: Оптимальная температура для брожения 23-25 при температуре +16 брожение значительно замедляется и может прекратиться вообще. Закопанная бочка может быть уже погребом с достаточно низкой температурой. Что в кадушке получится из пуре через 5 лет. На этот счет есть вполне логичное объяснение того же В.В.Похлебкна в его «Истории Водки». При упоминании Пьянского побоища и пуре он делает сноску: В Мордовии издревле и до сего дня варят особый хмельной напиток, называемый «пуре». Хотя его приготавливают из мёда, как и русские питные меды, но по совершенно иной технологии, основанной не на методе приготовления ставленного мёда с длительной выдержкой и с большим процентом натуральных ягодных соков (брусники, чёрной смородины, малины и т.д.), а на мёде, с примесью перги (совершенно не употребляемой никогда и ни в каком виде русскими), и на брожении этого мёда с зерновым солодовым суслом, сильно сдобренным хмелем. Солод для пуре используют только ржаной, то есть именно такой, какой был исходным сырьём и для получения древнейшей русской водки (и в этом исходном сырье, в его совпадении – то общее, что есть между водкой и пуре). Но вся технология совершенно различна. Во первых, добавлением к ржаному солоду различных побочных компонентов: хмеля, мёда, перги, во вторых, тем, что пуре проходит дрожжевое брожение, при котором высока доза дрожжей и отсюда сила брожения всё время противостоит ведущемуся обратному сознательному процессу: перерыву или ослаблению брожения резким остуживанием сусла пуре и одновременной подкормкой этого сусла молодым мёдом. При такой технологии малейшее нарушение, малейшая неточность должны неизбежно вести к накоплению в напитке вредных сивушных спиртов, присутствие которых лишь замаскировано приятным медовым ароматом пуре. Конец цитаты. Думаю из сноски понятно, что сценарий приготовления пуре предполагал и понижение температуры брожения. Причем замечу, что В.В.Похлебкин оценивает способ приготовления пуре как «совершенно иную технологию», отличную от принятой в Древней Руси технологии приготовления питных медов. Amigo SERGUs set magic amica veritas. Хотя на истинность не претендую. Так и написал в конце своего поста: «Истина где-то рядом». А потом добавил: «Помни имя свое-Эрзя!» на что 28.08.10 в 23:51 получил: «Помни имя свое Мордвась!!!». Вот еще 28.08.10 в 23:19: «Вы историческая Мордва!!!» Вот еще 28.08.10 23:37 к Сыресь Боляень: «Как был ты мордвином так и останешься». Сергу, а Болькину-то за что? Ощущение, что на фронте. Боевые действия. Там враги-здесь наши. Сергу, это неправильно. Мир давно перестал делиться по признаку «свои-чужие». Твоя «непримиримость» к «мордве» (и к термину и к власти) трансформируется в «НЕТЕРПИМОСТЬ»! А там и до публичного сжигания книги «Мордвась» недалеко. Книги не сжигать надо, а читать и думать, что там написано, а потом в музей мордовской несуразицы складывать. Взгляд на мир через «черно-белые» очки для носящего их кроме видения мира в черно белых тонах ни к чему не приведет. Предлагаешь носить твои очки всем? Терюшань Сергу сермады: Отлично, все начинается с мелочей. Сергу, вопрос осознания себя ЭРЗЕЙ, а не потомком «мордвы» или «исторической мордвой» для меня слишком серьезен, чтобы начинать, как ты говоришь, с мелочей. Нет у меня мелочей. Я к поездке на Озкс несколько месяцев готовился. И пробежал несколько ателье, чтобы пошить Эрзянь панар, но никто не умел или не занимался этим. Заказал за несколько дней в ателье Саранска, потому что считаю, что настоящий ЭРЗЯНЬ ПАНАР должен быть пошит в Саранске. И ради этого круг делал через Саранск, чтобы быть в панаре на Озксе. Бог даст, передам его своему сыну, когда вырастет. Для меня это не мелочь. А для тебя?

Терюшань Сергу: Спасибо за внимание, диалога с "демократами" как видим не получилось, военная демократия преобладает. Возможно есть тому причины, как считаете?? Э.Нилькс -военный А.Болькин (Сыресь) - военный А.Волгин - милиционер Бывший чиряз Н.Новгорода он же председатель "Ялгат" М.Безаев - милиционер В С.Петербурге мордовскую организацию возглавляет - генерал Главное лицо мордвы М.Мосин - бывший сотрудник служб Председатель эрзянской орг. Самары Кузнецов - так же от "туда" Виряз (Коянкин) если мне не изменяет память - военный (бывший)

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Э.Нилькс -военный А.Болькин (Сыресь) - военный А.Волгин - милиционер А что такого? Вон ВВ - офицер КГБ и это не машает тебе его поддерживать... Терюшань Сергу пишет: военный (бывший) Военный - как негр - бывшим не бывает А ты, кстати, служил, Сергу? А прокурор там светится в сети Туршатов Игорь, хороший человек, думаю, честный? не родня тебе? Похож чуть чуть... Думаю, что люди послужившие и знающие что это такое "военная демократия", как раз и ценят настоящую... Так "в каких войсках служили", Сергу? Очень интересно...

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: Военный - как негр - бывшим не бывает Соглашаюсь раньше сомневался)))!!!!!!! Выходит защитники ОТЕЧЕСТВА, предали отечество[/big] так как стали выражаться против отечества???? А сотрудники милиции на форуме тоже против отечества??))))) Замете, интересные вопросы)))!!!! Особенно на фоне высказывания Сыресь, что Терюшань Сергу выступает за МЕДВЕДЕВА. Смешно когда защитники выступают против отечества)))) Получается А.Волгин против Медведева и власти, опять смешно)))))) (Андрей тут уж я извиняюсь, обидеть не хотел, просто пример удачный вышел) Волгину Андрею. Волгин пишет: Ощущение, что на фронте. Боевые действия. Там враги-здесь наши. Сергу, это неправильно. Мир давно перестал делиться по признаку «свои-чужие». Твоя «непримиримость» к «мордве» (и к термину и к власти) трансформируется в «НЕТЕРПИМОСТЬ»! А там и до публичного сжигания книги «Мордвась» недалеко. Андрей, ты не внимательно читал протокол, про сжигание книги "Мордвась" писал А.М. Шаронов, а я пытался понять как поступить правильнее, решения до сих пор не принял и книгу не сжигал. В следующий раз будь внимательнее, а то ведь по обвинениям в суд тащат..... Волгин пишет: Мир давно перестал делиться по признаку «свои-чужие». В смысле все МОРДВАСЬ??))))) Получается достаточно интересно)))) Пишут все очень грамотно, но постоянно противоречат сами себе и ранее сказанному)))) Попробуйте найти у меня противоречия???)))

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Особенно на фоне высказывания Сыресь, что Терюшань Сергу выступает за МЕДВЕДЕВА. Смешно когда защитники выступают против отечества)))) Ты думаешь, что Отечество и Медведев это одно и тоже? А Отечество и Сталин? Отечество и Брежнев? Ну служи служи... Отечеству Медведеву...

Терюшань Сергу: Сыресь Боляень пишет: Ну служи служи... Отечеству Медведеву... Сыресь, ты зациклился, повторился уже раз двадцать с Медведевым, по сути зацепиться даже не за что.. Медведева я тебе оставляю цепляйся далее)))) Но защитник родины (офицер) выступает за развал государства, это уже .......

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Но защитник родины (офицер) выступает за развал государства, это уже ... 1 - Где это я так выступаю? Где это мной написано? Опять придумал факт? Пример в студию, пожалуйста!!! Иначе ты просто ...ой, без ярлыков обойдемся и так всё ясно. 2 - Дальше так дело пойдёт, без меня развалится.

Танюш: Сыресь Боляень пишет: 1 - Где это я так выступаю? Где это мной написано? Опять придумал факт? Сыресь, в инете размещены статьи, в которых совершенно открыто об этом говорится, ссылку на одну из таких статей я давала, повторяться не буду. Так что Сергу ничего не придумывал, об этом пишут другие авторы.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: Сыресь, в инете размещены статьи, в которых совершенно открыто об этом говорится, ссылку на одну из таких статей я давала, повторяться не буду. Так что Сергу ничего не придумывал, об этом пишут другие авторы. Ай молодец!!! Ссылку давала!!! Танюш, ты читаешь пост, когда его комментируешь? Сыресь Боляень пишет: Где это я так выступаю? Где это мной написано? В инете есть статьи, но они похожи на ваши с Сергу статьи. Там нигде не приводится моих слов, а если да, то искажаются до неузнаваемости. Там не пишется, что именно и где я СДЕЛАЛ или сказал. Там даются высосанные изо всех выступающих частей тела пишущего, соображения!. Эти авторы (автор) меня не знают а просто безобразно искажают информацию с сайта "Уграина". Ссылки на эти статьи я давал неоднократно. Но вам с Сергу по видимому милее, когда меня пытаются оплевать? Повторюсь - слабо доплюнуть" Кроме того, этот автор (авторы) ну никак не поддерживают эрзян, просто звереют от того, что возрождается их самосознание. Вопрос, чем это они вам так дороги, (кроме того, что гадости про меня пишут) отчего у вас к ним столько доверия? Ой как интересно...

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Вопрос, чем это они вам так дороги, (кроме того, что гадости про меня пишут) отчего у вас к ним столько доверия? проблема не в авторах, а в том, что эти публикации ложатся на эрзянское движение черным пятном, а поводом для этих публикаций стала почему-то твоя деятельность. Если ты считаешь, что авторы извратили суть событий, то следовало незамедлительно дать письменное опровержение этим статьям, дабы они не порочили эрзянское движение. Подчеркиваю, речь идет не просто о твоем имени, а об эрзянском движении в целом.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: проблема не в авторах, а в том, что эти публикации ложатся на эрзянское движение черным пятном, а поводом для этих публикаций стала почему-то твоя деятельность. Если ты считаешь, что авторы извратили суть событий, то следовало незамедлительно дать письменное опровержение этим статьям, дабы они не порочили эрзянское движение. Подчеркиваю, речь идет не просто о твоем имени, а об эрзянском движении в целом. Танюш, кому опровержение? Моя деятельность заключается в пропаганде эрзянского языка. Это бесит авторов, фамилии которых ненастоящие. Мне прекратить? Журналистов с такими фамилиями - нет в природе! Куда и что опровергать? Если ты наступила (извини) на какашку в саду, ты же не размазываешь её изучая? Ты вытираешь обувь и идешь дальше своей дорогой. И не подчеркивай, я своим именем дорожу тоже и честное имя - подонкам от пера - не замарать. Честь имею!

Танюш: Сыресь Боляень пишет: Моя деятельность заключается в пропаганде эрзянского языка. Так вот об этом и написал бы. А опровержение дать можно в любом месте - это не проблема, было бы желание, например, даже в комментариях к этим статьям.

Сыресь Боляень: Танюш пишет: А опровержение дать можно в любом месте - это не проблема, было бы желание, например, даже в комментариях к этим статьям. А почему, ты, собственно считаешь, что я этого не сделал? Но это не везде технически возможно. На Мелькужо и ЭМ я об этом писал, помнишь... Эрязо Эрзянь Раськесь!!! - вот за подобные высказывания меня и обзывали националистом, фашистом, шовинистом. А вы были не со мной в тот момент Танюш. А с кем?

volgin Andrei: Первое.Сергу, это не позиция, с которой со мной можно разговаривать. Голову задирать, чтобы смотреть на "старшего брата" и протягивать ему руку чтобы пожать кулак я не буду. Второе.Иски подаются по месту нахождения ответчика. Приезжай в Набережные Челны. Реально ударишь по "мордве"! Думаю других НАСУЩНЫХ юридических вопросов не осталось.

Терюшань Сергу: volgin Andrei пишет: Первое.Сергу, это не позиция, с которой со мной можно разговаривать. Голову задирать, чтобы смотреть на "старшего брата" и протягивать ему руку чтобы пожать кулак я не буду. Второе.Иски подаются по месту нахождения ответчика. Андрей, ты меня обвинил в не терпимости, а я пояснил суть проблемы. Мне известно как работают органы, чуть что и экстремизм. Это я опасался, что будет сляпано дело, следователем который не разобрался в вопросе и меня в суд, а не тебя. Забыл, что дела рисуют органы следствия)))))))) Еще раз, я был обеспокоен, что по твоему обвинению меня потащат...

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Еще раз, я был обеспокоен, что по твоему обвинению меня потащат... Андрей, так всё серьёзно? О чём речь то? Что то мимо меня прошло. Переворот чоль, государственный готовишь?

НН: Терюшань Сергу пишет: Э.Нилькс -военный А.Болькин (Сыресь) - военный А.Волгин - милиционер Бывший чиряз Н.Новгорода он же председатель "Ялгат" М.Безаев - милиционер В С.Петербурге мордовскую организацию возглавляет - генерал Главное лицо мордвы М.Мосин - бывший сотрудник служб Председатель эрзянской орг. Самары Кузнецов - так же от "туда" Виряз (Коянкин) если мне не изменяет память - военный (бывший) Здравствуйте! Спасибо Сергу за информацию! Получил ещё одно подтверждение: Народ наш не "барыжники"!!!

Эрзянь нилькс: Что ж, горячие эрзянские парни. Раз возражений против моего предложения по банам не было, и даже пошли требования о его применении ( от Терюшань Серьгу), то попробуем, практику будем применять. Отсчет начнем с сегодняшнего дня с 00.00 часов. Такое право у Админа было и раньше. Но считал необходимым согласовать его с участниками форума. Основания для бана: 1. Заявление участника со ссылкой на пост с "ярлыком" или некорректность. 2. Решение Админа (если человек, кому лепят ярлыки, корректен и сам не считает нужным беспокоить своим вопросом Админа). Просьба: у Админа нет времени читать все посты и темы, по-этому, лучше не рваться за баном. И ещё предложение. Сёрмадодо седе ламо эрзякс. Лиясто ванан: весе рузокс ды рузокс. Чарькодеви, зярдо ломанесь а содасы эрзянь келенть. Кие содасы - сёрмадодо эрзякс. Полемикань (пелькстамонь кортамосо) тевтнеяк, койсэм, вадрясто ёвтавить эрзянь кельсэ. Те аволь кардамо. Ютксонок улить ломанть, конат ловить рузонь келенть эрзянсекс. Кие истя лови, кадык корты рузокс. Меленк ванозь Админ.

Терюшань Сергу: Паро чи, эрзят!! Многие эрзяне на форуме Мелькужо активно высказываются против меня и моих последних публикаций. Несколько дней пытаюсь разобраться с чем именно не согласны форумчане, понять не смог. В связи с этим прошу все свои не согласия формулировать и размещать в этом разделе. Участник форума Маол занимает активную позицию. Маол, прошу сформулировать в чем именно заключается несогласие?? Заранее спасибо.

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Несколько дней пытаюсь разобраться с чем именно не согласны форумчане, понять не смог. Уже хорошо! Молодец! Вот это правильно! Я попробую помочь тебе, только не обижайся и не используй при ответе на мой пост словосочетание "а ты сам Болькин... " Что не нравится в позиции Сергу не только мне: (опрос проводился не анонимно - нетерпимость к иному мнению; - подача своего мнения как истины в последней инстанции; - нежелание, или неумение выслушать оппонента; - ответы на посты форумчан не по сути этих постов; - подача своих предположений и версий в качестве "фактов"; - переход от обсуждения высказывания форумчанина к весьма субъективному обсуждению его личных качеств; Ну вот это если коротко. Сюда я бы записал и отвлечение эрзянского актива от первоочередных задач и навязывание "принципиальных" дискуссий по непринципиальным вопросам. Арии, аорсы, битва на Пьяне и прочие весьма, кстати, интересные, темы, разногласия в трактовании которых, тем не менее - не стоят раздоров и раскола!!! Пероочередная задача на сегодня - увеличение количества людей, говорящих по эрзянски. Нас просто мало. Нас должно быть больше!!! Кто этого не понимает?!!! Обзывать не буду, но подумаю плохо. Повторюсь. Увеличение числа эрзяноговорящих, это сегодня ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА! Решение возможно следующим образом: а -нарожать и вырастить эрзян; б- научить неговорящих, но желающих; в - пробудить интерес и научить нежелающих и неговорящих; г- привлечь на свою сторону говорящую (более менее) мордву и добится её самоидентификации как Народ Эрзя; Возможности по пунктам: а -непросто, не все могут, но делать нужно и будем; б- тут проще, хоть и трудно, но желающих не так много; в - можно, но трудно и времени требует; г -просто, можно, и их относительно много! НО!!! Если только мы будем относится к ним как к людям попавшим в беду. Людям имеющим проблему, а не как ко врагам, как это делаешь ТЫ Сергу! Мы должны чётко разделять "сознательную мордву", зарабатывающую деньги оболванивая население и эрзян оболваненных. Последние - наш самый большой резерв. Если же мы станем над ними подшучиватиь, язвить, обзывать, рассказывать довольно хамские, кстати, анекдоты - успеха не будет. И последнее. Публичные нападки на ЭМ недопустимы, на мой взгляд, по той причине, что вряд ли мы (и ты тоже Сергу) имеем на это "моральное"право. Старики взвалили на себя и тянут такой груз, что можно уже гордится ими, гордится знакомством с ними (что позже многие будут делать ударяя себя в грудь). Они принимают на себя основные удары той самой сознательной мордвы. И учтите возраст!!! Разве стали бы они продавать книги (мордовские) если было бы достаточное финансирование? Да и должен ли ИНЯЗОР!!! это делать вообще? Мне стыдно, что наш Эрзянский Инязор, наши старики! ВЫНУЖДЕНЫ что-то продавать!!! для того чтобы профинансировать издание ЭМ. Кто мы такие, чтобы упрекать их? Давайте вместе соберемся и скажем: -Атят - нолдынк чумонок, вандыдемееле, тынк карми улеме весе, мезе эряви эрзянь прявттнэнень, илядо шка ёмавтне, нолдадо ЭМ, арседе кода ды мезе седе парсте теемс кода ютавтомс Озксонть, кода вейсэндявомс сетнень марто, конатнень ки ланга капшазь молезь ёмавтнинек? Тентеме - атянь мурницятненень кургонть эряви пекстамс!!! Атятне важодить, сюконятано модас тенст. Бути мезе а истя, ды мезе? - сынь ломанть, аволь пазт, эрьвась ильведевкст теекшни. Пижнемс теде а мезе, мизолдавтомс - ракавтомс мордватнень а эряви, састыне витинек - ды сыргинек икелев. Истя арсян. Кунсолок Сергу, те аволь ансяк монь мелесь. Сюк пря тенть, ламо лезэ теить эрзятненень. Ансяк, бути тонть тевтне зыян кармить кандомо эрзянь тевентень, чумом нолдык, кадтадызь весе, кадоват ськамот, Танюшкак маласот а кадови, мезе бу ней а мереуль, тейтерькась сон превей... А содан, кода тешкас Нижноень эрзятне чатьмонить теке колдуви тон сынст. (Колдун - валось эрзянь ). Те а весе, ды истяяк кувакасто сёрмадыя мелем... Сюконян весенень, кие пес ловнызе сёрмам, ды чумом нолдынк бути кинь покордыя...Весе тынк, Боляень Сыресь

Терюшань Сергу: Маризь Кемаль. История как правило повторяется? … Никогда не забуду, как во времена I Инекужо на призыв: «Эрзяне, встаньте!» мои соплененники в зале встали, словно густой лес. - Кто вы: эрзяне или мордва? - Эрзяне! – мощно раздалось в ответ. Не скрою, этот момент был одной из высочайших вершин в моей жизни: не умерли эрзяне, живет и будет жить эрзянский народ! – радостно стучало сердце, и я чувствовала, как мой душевный порыв всколыхнул эрзян в зале и, многократно увеличившись, стал возвращаться ко мне. Он наполнял сердце, душу, растекался по жилам, проникал во все клетки: «Нет, мы не умрем, нас никогда не победить!..» Ах, почему все радостное, приятное так быстро кончается?! На второй день соседские «пророки» так усердно взялись пугать эрзян, что те, словно дрессированные лошади, снова привычно засунули шеи в «мордовский» хомут. Вот когда я по-настоящему поняла слова Иисуса Назарета: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз я хотел собрать детей твоих, подобно тому, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели этого. Так пусть же дом ваш останется пуст!» Я растерянно смотрела, как те же люди, что вчера так единодушно и радостно признали себя эрзей, сегодня почему-то снова стали мордвой, и из моего оскорбленного сердца вырвалось: «Бараны сюда собрались, а не эрзяне!» Одно только греет душу: не все эрзяне тупоголовые мордва, есть и настоящие. Надеюсь, со временем их станет больше. Невечно же наши головы будут оставаться темными, пустыми чердаками?

Терюшань Сергу: А про Медведева с Путиным не забыл??))))))

Терюшань Сергу: Кстати, если эрзянская нация пчеловоды, то кто пчелы))))

Сыресь Боляень: Терюшань Сергу пишет: Кстати, если эрзянская нация пчеловоды, то кто пчелы Кевкстемань тешксэнть эзик путо, Сергу Монень тонть кекшезь смустесь эзь чаркодеве Бути эрзя мери: - "-мекшть кирдян", кортамось моли мекште, мездеяк лиядо. Иля тарксе сярдт алсто...

Александр: Терюшань Сергу пееди: Кстати, если эрзянская нация пчеловоды, то кто пчелы)))) МЕКШ ДЫ КАРВО Зорясь ансяк ластотсь, Мекшесь уш ливтиль медь марто. Сон сизесь. Озась аламне оймсеме. Сеске малазонзо ливтясь Карвось ды ушодсь: - Умок вана кевкстиксэлитинь, мезень кис вечкить эйсэнк ломантне, минек ялганть ансяк чавныть? Кудоткак тенк тейнесть ды умарь пирева стявнизь. -Оно, ожо коняксось монь, - мельспаросо мерсь Мекшесь. -Ужо, валом трокс иля пракшно, - таго кортазевсь Карвось. - Тельня сахардо эйсэнк андыть. Минь телень перть вачодо удотано. Ды тундаяк аволь весе эйстэнек вельмить. Киненьгак тев арась. А вечкить эйсэнек. Чавныть. -Чавныть, мерят, - пштистэ варштась пеняцитянть лангс Мекшесь, - ломантне бути зварить эйсэнк, те а стяко. Карвось пря а максы, эйсэнзэ апаронзо ёвтни: -Ванан, Мекш, лангозот, прят вейке. Моньгак вейке. Сельметь кавто, моньгак. -Манявить, Карво, сельмень вете. Ваномак парстэ. -Мезекс тонеть зняро сельмтне? - дивазевсь Карвось. Весе сынь эрявить. Мон эрьва чистэ цецят ванкшнан. Вейкесь сизи, матедеви, сень кисэ лиятне ванкшныть. Истя сынь полавтнить вейкест-вейкест. -Нернетькак ниле? -Нернесь монь вейкине. Сонстемензэ, нама, мон ёмавлинь. Вана пиземе шкасто цецятне весе пекставить, костояк нектар а муят, ансяк инзеень ягодатне аштить панжадот. Мон яла тозонь пиземеденьтькак кекшнян. Аштян тосо прок ёвксонь шалагинесэ, пекемгак пешкеди, оймемгак витеви. -Ягодатне монгак ярснян, содасынь мон сынст. Ды вана пильгенькак минек тонь марто нилень-нилень. Вейкеть. -Аволь! Аволь! - ацирьгадсь Мекшесь, - монь удальце пильгень кочкарясонть паргине содозь. -Паргине?! - серьгедсь Карвось. - Мезекс теть неть паргинетне? Сынь, нама, стакат? Кие сынст содынзе-понгавтынзе? -Сонсь Пазось. Мон ней медь кантнян нернесэнь ды паргинесэ. Вана нейгак мон пек васов ливтнинь ды ламо медь кандан. Стакалгадынь весе. Кодгемень вайгельбе ливтинь. Лейть, паксят ютынь. Покш стадат рединь. -Кода кись теть мекев муеви, Мекш? -Несыть судо прясон кавто усатнень? Сынь чине пек марить. Эсэнь чиненть коряс мекев кудов ливтянгак, - прянь шназь ёвтнесь Мекшесь. -Ней вана ёвтак, панжик седееть, Мекш, косо тон кантнят салмуксот? -Кодамо салмукс? - эзь чаркоде Мекшесь. -Конаньсэ тон ломантнень пупсят. -А-а-а! - чаркодсь Мекшесь. -Те аволь салмукс, те сардо. Ды пупситянокак минь сень, кона кеж савты. -Тонь свал сардось мартот? - тандадсь Карвось. -Иля пеле, Карво, минь стяко а токатано. -Вай, Мекш, оштё кевкстемам ули. Паряк, кежеть а савтсынь? - а лоткави Карвось, - кодамо тынк кудо мотмонк? вестькак тозонь эзинь совсе. -Вадря, эзить совсе - чавовлидизь, - кежейстэ мерсь Мекшесь, - минек ансяк эйсэнектнень нолдыть... -Мезе? Пропуск эряви? - кевкстнесь Карвось. -Чинень кувалма нолдыть. Минек чинесь эрьва раськенть эсензэ, кинь аволь истямо чинезэ, чавсызь. Исяк чеерь совсесь медень саламо, чавинек. Истят кулятне пек тандавтызь Карвонть. Сон тусь ливтязь ды арсезь эсь пачканзо: "Чавныть. Сардт совавтнить, ялатеке ломантне вечксызь". Мекшесь арсесь Карводонть: "Медь а кантни. Навоз ланга азгунди. Ковгак а капши. Цецят а вечки. Мезекс сон масторонть лангсо эри"? Мекшесь варштась сэнь менелентень, витизе-петизе паргинензэ ды тусь ливтязь кудонзо ёнов.

Эрзянь нилькс: Александр пишет: МЕКШ ДЫ КАРВО Вадря ёвксось. Кие сёрмадызе?

Маол: "Кстати, если эрзянская нация пчеловоды, то кто пчелы))))" пчёлы - это пчёлы! Кстати, недавно Сергу всех форумчан обвинил в "мордовскости", соответственно истинный эрзя - сам Сергу, у остальных ломка. Из этого Мекштнень кирдий - Сергу, мекшт - минь

Маол: Сергу, публично извинитесь, за "публичную ломку" участников. За их омордвинивание! и осознайте свои грехи перед предками

МИБезаев: Сергу пишет: А про Медведева с Путиным не забыл??)))))) Видишь ли Сергу мы офицеры, никого и ничего не забываем. Хотя среди нас есть разные люди, но те кто пошел на службу не ради корысти, те люди чести. Что касается нас, кто страдает за свой народ, то известно лишь нам, что приходится переживать, в какое дерьмо иногда наступаешь, а иногда и в цветах путаешься. Но честно и без всякой боязни скажу, что если государство не поддерживает своих граждан, коими мы эрзяне и мокшане являемся, то на кой нам такое государство? И твои посты о том, что мы являемся основой русского народа, ничего нам не дают, кроме уничтожения нашей культуры. Любое государство, любая власть, это сказал не я, а Аристотель есть кучка людей захвативших власть на той или иной территории. Так что никто из представителей власти на святость не тянет. Как сегодня мы можем строить библиотеки имени Ельцина, который снял Черномырдина, только потому, что тихо стало в стране, поставил Киндерсюрприза и породил дефолт, ввергший страну в в разорительный хаос, сделал миллионы людей нищимы. Так что этого правителя надо считать святым. Нет мы офицеры не считаем его таковым, мы не считаем таковы и самого Черномырдина, отдавшего приказ о расстреле Парламента. Да я и лично не считаю святым ни Путина ни Медведева. Когда написал письмо Президенту Путину, что власть в Нижегородской области, фактически твоорит этноцид эрзян и мокшан, то получил ответ за подписью Медведева, что мне сообщат о положении мордвы из Минрегиона. Такой ответ я получил за подписью Журавского (ныне директор департамента по национальной политике), что в Нижегородской области все нормально проводятся такие-то, такие-то мероприятия и перечислил все мероприятия, которые я проводил за счет своей крови и тихих подаяний своих друзей и в которых областная власть и не участвовала вовсе. Так что Сергу офицеры они и в Африке офицеры и те кто имеют честь всегда были против преступных приказов. ­

МИБезаев: Маол пишет: и осознайте свои грехи перед предками За грехи наверно надо, а вот за мордвинизацию?

Арис: Кстати, если эрзянская нация пчеловоды, то кто пчелы))))" fb7d05f2d3463cd5f3chttp://rutube.ru/tracks/4740592.html?v=316a0b19eacf4"

Арис: http://rutube.ru/tracks/4740592.html?v=316a0b19eacf4fb7d05f2d3463cd5f3c

Арис: http://www.youtube.com/watch?v=gwpkfwvuKkM Желание уменьшить зависимость какого-то числа пчеловодов от таких монстров, как АИВ-100 " Украинка", Маргарита-1 и др.- стоимостью под миллион рублей,привело меня к созданию альтернативы.. Получилась настольная лёгкая лентообразующая машина. Сравнительные технические данные. Эрзянка. " Маргарита" и др. 1.Расход воды - 0 л/мин. свыше 40 л.\мин. 2.Масса - 15 кг. более 1000 кг. 3.Напряжение питания - 15 в. 380 в. 3 фазы. 4.Потребляемая мощн .- 15 вт. свыше 1000 вт. 5.Производительность - 40 кг/час. одинакова. 6 6. Цена - дешевле в десятки раз.

Эрзянь нилькс: Арис пишет: Желание уменьшить зависимость какого-то числа пчеловодов от таких монстров, как АИВ-100 " Украинка", Маргарита-1 и др.- стоимостью под миллион рублей,привело меня к созданию альтернативы.. Получилась настольная лёгкая лентообразующая машина. Сравнительные технические данные. Эрзянка. " Маргарита" и др. 1.Расход воды - 0 л/мин. свыше 40 л.\мин. 2.Масса - 15 кг. более 1000 кг. 3.Напряжение питания - 15 в. 380 в. 3 фазы. 4.Потребляемая мощн .- 15 вт. свыше 1000 вт. 5.Производительность - 40 кг/час. одинакова. 6 6. Цена - дешевле в десятки раз. Эрзят! Ванодо кодамо превей минек раськесь: эрзион - панжсть, менель томбальксэв ливтнесть (Сарафанов), "Эрзянка" штань нолдамо стан - тейсть!

Инзейне1: Ялгат,течи вейке эрзя кучсь тень истямо сермадовкс,покш мель марто ловныя ,арсян,тыненкак туи мелезэнк: Еще в советское время прочитал в газете «Известия» любопытную статью. Там описывается как в ГДР в Дрездене(?) местные архивариусы перебирали архивы аптекарей и натолкнулись на кучу рецептов 15 века. Удивились, что там в рецептах пишут немецкие врачи - « От такой то болезни нужно взять одну часть эрзянского меда (!) и добавить то-то и то-то…», а от другой болезни нужно брать 2 части эрзянского меда и добавить еще что-то… и так во многих рецептах! Заинтересовались что за это «эрзянский мед»! У самих немцев полно меда, есть башкирский, русский, но брать для лечения нужно именно «эрзянский мед»! Стали искать и, наконец, нашли разгадку! Этот мед поставлял в Германию Иван Грозный в маленьких бочонках. Это было своеобразной валютой. Немцы даже разузнали, откуда у него он появлялся. Оказалось, что у эрзя народа был такой обычай - когда в семье рождался мальчик - то, в назначенное время, собиралась вся родня. Летом выбирали место в лесу - часть мужчин с рассвета до полудня копали яму. Чем больше мужчин - тем больше яма! Потом дубовыми досками плотно застилали пол и стены круглой ямы - получалась «кадушка», промежутки между землей и стенками кадушки забивали плотно глиной. А тем временем, остальные мужчины шли собирать бортный мед, а женщины и девочки собирали все ягоды, какие только есть в лесу и носили к этой кадушке. Ссыпали из лукошек слой за слоем поочередно с бортным медом, пока не заполнялось все пространство. Забивали дубовой крышкой, сверху толстым слоем глины и насыпали курган земли. Оставляли бродить на 20(!!!) лет,до свадьбы . При отсутствии доступа воздуха ягоды и бортный мед перебраживал и настаивался до свадьбы сына. Вот тогда и раскапывали и пили чудодейственный напиток! Иван Грозный создавал специальные отряды стрельцов - грабить эти эрзянские курганы, затем заливали эрзянский мёд в маленькие бочонки и продавали его в Германию! (Слово "мордва" и производные от него, заменены на слово "эрзя" и производные от него.)

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Ялгат,течи вейке эрзя кучсь тень истямо сермадовкс, Вадря кулинесь, Инзейне! Койсэм, сонзэ кучомка "ЭМ"-с. Кучик Вияз лелянтень!

Эрзянь нилькс: Инзейне1 пишет: Еще в советское время прочитал в газете «Известия» любопытную статью. Инзейне, эряви сёрмадомс ало, кие те кулянть сёрмадыцязо, ды косто сон саезь. Сёрмадсак? Эряви!



полная версия страницы