Форум » Сёрмадоматев/Литература » Вирява. Валморонь шкинема. » Ответить

Вирява. Валморонь шкинема.

Семен: Масторава Лечу я птицею небесной Земли Эрзянской Мать-Богиня Над первозданным чудо-лесом- Эрзяне здесь живут и ныне, Над степью -ширь её безгранна, Над полем - рожь где колосится. Летит Богиня МАсторАва, Как вольная Свобода-Птица. И сильных крыльев оперенье Переливается, искрится- Прародины моей виденье, Души эрзянской Чудо-Птица! Крылом взмахнёт -мы ей ответим На языке родном упрямо. Лети, прекрасней всех на свете, - Земли эрзянской МАсторАва! автор: Вирава

Ответов - 100, стр: 1 2 3 All

Танюш: Финно-угорский вымышленный мир… Избыток конкурсов и пышных фестивалей, Здесь на гармонике мордовский босс Тултаев Не раз играл, закатывая пир. Министр культуры – опытный игрок. Трудами боссу заниматься не пристало, Он хищно пальцами вонзается в октавы, Финно-угорский восхваляя stok. Бюджетных денег льется там река, На дне мордовские акулы притаились, Им не приходится надеяться на милость, На части рвут народные бока. В инете сайтов хищный хоровод Словесным хламом отработает задаток, Но Уралистики реальнейший упадок Вопрос эрзянский жирно подчеркнет. А вот и сайт finUgor точка ru - Спешат на конкурс номинанты «чудо-мира». Не торопись, не создавай себе кумира – Пельмени, лапти, валенки…лапшу. Вирява, Санкт-Петербург, 16.09.2010 "Будь финно-угром! Будь собой!" сайт Уралистика

Семен: Язык родной (Эрзянь кель) Язык родной - зов крови, плен тоски. Свободы нет, а есть чужая воля. Но вновь пробьются первые ростки Бескрайнего эрзянского раздолья. Непокоренным, однокоренным Рокочущим, мятежным, звонким - эрзя, Напоминаньем – сладок отчий дым!– Звучишь в названиях «Рязань» и «Пенза». И Арзамас несёт твою печать- Олёны Эрзамасской горстью пепла. Каким же Духом надо обладать, Чтобы в потомках память не померкла?! Язык родной, твой каждый звук – Грааль, Бесследно канувший – да вновь воскреснет! Да возродиться наш священный дар, Чтоб вновь звучал древнейший эпос зрзи! Вирава

Семен: Как хотелось бы мне Окунуться в то утро, Очутиться в заветной Крестьянской избе… …Покосилась избёнка – Солдатка без мужа, Потемнела лицом, Только ставни всё те: Голубые, резные – Глаза-незабудки, Смотрят окнами в сад, Приглашают войти. В том саду майский шмель, Одуванчиков шубки Улыбаются мне Жёлтым мехом своим. Старых яблонь гудят Заскорузлые ветви В нежно-розовой дымке Прощальный букет. А в избе пирогов Дух стоит деревенский, Горький запах рябин, Тусклый зеркала свет. Здесь в переднем углу, Как и быть подобает, Пред иконами робко Лампадка горит. А Настасья-вдова Скорбно рот поджимает, И о детях, о внуках Молитву творит… …Нет ни дома того, Ни цветущего сада: За оградой высокой Красивый фасад. На прощанье окину Тоскующим взглядом: В сердце – бабушкин дом, Зарастающий сад…


Эрзянь нилькс: Семен пишет: Солдатка без мужа, Варштынк эрзянь артыцянть артовксонзо.

Семен: в Питере опять нищие появились, сердце кровью обливается, когда в метро старушек видишь с протянутой рукой! Не выдержала, стих написала: Подаяния просят в метро Вновь старушки «культурной» столицы. Не раздумывай: контра иль про, Видишь – голодом стянуты лица! Не бунтуют они, промолчат, Пенсионный паёк свой получат. Только слишком измучен их взгляд, И морщинится горечь излучин. Беспросветное это житьё В их глазах бесконечным упреком. Вспомни: планов былых громадьё Их руками вершилось и потом. И не стыдно ль сегодня смотреть В эти лица старух седовласых Депутатам с мандатами «смерть», Казначеям российских запасов! Вирава

profi: Семен пишет: И не стыдно ль сегодня смотреть очень хорошо Семен главное -это актуально я тоже был в Питере 2 года назад и удивлению не было предела. На Невском проспекте на остановке лежит пьяный бич и никому нет дела У нас бы сразу увезли куда -нибудь,чтобы не позорил

Семен: Татьяна Ротанова Эрзянь Мастор Ушедшей в Лету Атлантидой Зовешь меня во тьму веков - Границы стерты, метки сбиты, На картах не найти следов. То Русь Пургасова, то волость, То буквы горбятся "м о р д в а", Где затерялась твоя вольность? Куда исчезла ты, едва Пургаза войско истребила Рукой мокшанскою орда? Забыта нами предков сила, Исчезли наши города. Где Обран Ош стоял на круче? - Не Нижний Новгород младой! - Был самым крепким и могучим Форпост эрзянский боевой. Леса завистников прельстили И плодородная земля. Как летописи все гласили - Кровавая война была. Не освоение пространства - Захвачена Земля Эрзян, Агрессия и самозванство - Князь Юрий на разбои рьян. Горит земля в смертельной схватке, Ока и Волга кровью рек Омоют бедные останки Страны безвестной - имярек! ...Где Эрзянь Мастор процветала? - Лесная дивная страна! - Природной силой обладала, Хранила предков имена? На сей вопрос не жди ответа, На картах не найти следа, Одна из рек Аида - Лета Всё поглотила навсегда...

Семен: Представляю стихи поэтессы Татьяны Ротановой, "Изменчивая осень" и прекрасную песню на эти же стихи. http://www.chitalnya.ru/work/126922/ Изменчивая осень Снова снегом с дождем щедро потчует осень, Есть особенный шик в постоянстве измен: То она щеголяет под зонтиком-тростью, То иссохшим листком тлеет в старом письме. То сверкнет фейерверком разлапистых кленов, То играет монистом тщедушных осин, То последним листком, словно карты, крапленым, Нам прощально помашет с поникших рябин. То лучом улыбнется счастливого солнца, То насупится тучами бледного дня, Рыжей бестией в листьях шуршащих смеется, Серой Шейкой тоскует душа-полынья. Снова снегом с дождем щедро потчует осень, Есть особенный шик в постоянстве измен: То она щеголяет под зонтиком-тростью, То иссохшим листком тлеет в старом письме. Анатолий Ушанов написал на эти стихи песню, которую можно прослушать здесь: http://www.chitalnya.ru/work/126922/ Анатолий,благодарю Вас за удивительное созвучие!

Эрзянь нилькс:

Танюш: На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит… М.Ю.Лермонтов *** Ты говоришь, мы на земле лишь тени, Оставленные солнечным лучом. Довольно ль Духа - разрубить сомнений Гордиев узел доблестным мечом?! Довольно ль Духа - вырваться из плена Мордовской фальши?! прозвище отсечь! И да поможет нам восстать из тлена В эрзянской сече закаленный меч. Возможно ль избежать путей торпинки - Полынный запах времени мечей?! Забытых сёл заросшие тропинки, Земли эрзянской высохший ручей Взывают к нам. И мы встаем из пепла, Пророков вспоминая имена, Чтоб мудрых предков Вера в душах крепла, Чтоб прорастали наши семена. Вирява 25.12.09 СПб

Эрзянь нилькс:

Танюш: Окончательный, иллюстрированный работами Андрея Алёшкина, текст можно почитать по ссылке: http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=11733

Эрзянь нилькс:

Танюш: Маар Терюшань Сергуне Под звездный полог ледяной зимы, В безлюдие заснеженной равнины Сигналом генной памяти гонимый, Увидишь свет в конце туннельной тьмы. Здесь на мааре болдинской земли Стальным распятьем звезд благословленный, Ты ощутишь эрзянской плоти гены, Свет маяка забрезжит вновь вдали. Слов утешений дать не в силах я, Невосполнимы душ родных потери, Здесь в мир иной для всех открыты двери, На смерти нашей зиждется Земля. Лишь об одном прошу – не торопись, Отчаянью не место и не время, Да, непростое выбрали мы бремя, Но тем прекрасней и полнее жизнь.

Танюш: СУНГИРЬ Следы стоянки на ручье Сунгирь, Захоронений древние обряды, Из недр веков останки тел изъяты - Священной охрой окропленный мир. Великих предков обнаружен след На Русской перепаханной равнине, С ним не сравнятся римские руины - Века ничтожны! - Тридцать тысяч лет Нас отделяют от былых времен. Египта меркнут чудо-пирамиды. - Мы, ваши предки, были родовиты! - Доходит эхом зов родных племен. «Мы жили не законами зверей, Любовь царила, путь нам освещая, Соцветьями-свечами иван-чая Нас согревала, делая мудрей. Руками наших добрых матерей Одежды шились, делались игрушки – Сунгирьские лошадки, кольца, рюшки, - Жизнь украшали щедростью своей. Мы счет вели трофеям и годам: Орнамент пятиточечной порукой. Мы не охотой жили, а наукой Быть благодарными родным Богам. И головою к голове детей Мы возложили на алтарь бессмертья, К ушедшим рано - просим милосердья, И в небо запускаем голубей» - Так ритуал священных близнецов Исполнен был торжественно-угрюмо. …Нас россыпь бус истлевшего костюма вновь убеждает, что родная кровь Питала жизнью этот бренный прах. И встречным эхом тех тысячелетий, На их любовь любовью мы ответим, Сомнений победив животный страх. И пусть молчит эрзянский родослов, Исток Руси сознательно скрывая, Сунгирь поет: Я – весточка живая, Эрзянских русов архидревний кров.

Эрзянь нилькс:

Танюш: Сюкпря!

Танюш: ПРОРОК Не помним мы пророков имена, А если быть точнее – их не знаем, Не чтим, не дорожим, не поминаем: Юродствует в беспамятстве страна. Репешть эрзянских выжжена земля, В священных рощах не слышны моленья, Сбываются пророчества виденья: Мы канем в лету, догорим дотла. Не здравый смысл, а похоть и тщета Ведут по жизни, правят нашим миром, И поклоняясь чуждым нам кумирам, От истины уходим в никуда. Но Алексеева Кузьмы слова Горят во тьме, как светоч во вселенной, Мы к ним придем - так кровь течет по венам, Вновь возвращаясь к сердцу. И права Молва людская: близится тот срок, Когда на Землю дух его вернется Пазмарием. С лучом последним солнца Эрзянский, третий, явится пророк. Вирява (Татьяна Ротанова). С-Петербург, 20.03.2010

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: ПРОРОК

mlk: Танюш пишет: Молва людская: близится тот срок, Когда на Землю дух его вернется Пазмарием. С лучом последним солнца Эрзянский, третий, явится пророк. И как гений был раздет Согнали мой народ опять, При нём миссию осудили, Чтоб веру предков мы забыли, Не смог с колен чтоб эрзя встать. Народ на площадь привели. Кузьма туда же был доставлен. Для порки на помост поставлен, Его пред нами низвели. И битый плетью, и розгой, Чрез казнь от веры отказался... Так нам палач солгать пытался: Хотел, чтоб стал Кузьма изгой. Рябиной мерзлой сыт снегирь Народ мой ложью накормили, И мы героя в миг забыли, Навек он сослан был в Сибирь. И там, прожив не много лет, С эрзянской верою, забытый, Душою крепкий, не забитый, Исчез пророк, растаял след. Но вечно в памяти живой, С идеей духа и свободы, С мечтой о властии природы, Он стал эрзянскою звездой. Нам путь к свободе освещал, Просил, своей чтоб верой жили И славе предков чтоб служили, Народ зарёй мой волновал. Врагом царя и церкви стал. С ним солнце с запада мы ждали, О справедливости мечтали. За нас, эрзян, он пострадал. Насилье царское сюжет. Кузьма — великий Алексеев — Прозрел, не зная всех халдеев И был как гений бит, раздет.

Эрзянь нилькс: mlk пишет: И как гений был раздет

Семен: Алексеев Кузьма эрзянский пророк, по преданиям в конце 20-го века родился третий, последний наш пророк, пока его имя и место пребывания является тайной, это очень опасно для его жизни, в России своих пророков не любят, любят и создают лжепророков, и преклоняются перед пророками других народов.

Танюш: Сюкпря!!!

mlk: Танюш пишет: Сюкпря!!! Еще с детства я знал о истории религиозного насилия над сознанием эрзянского народа, когда его крестили насильно. Боже, дай мне путь домой январь 2007 Пыльный столб окутал дали… — Скрип телег и крик детей, Женский плач и дух печали, И молчание мужей. Мой народ шагал по пыли Бросив Родину, дома, Бросив колосисты нивы… — Взята в путь одна душа. Веру мы свою спасая Убегали от царя. В пруд оставшихся сгоняя Царь крестил, раба творя. Шёл народ в леса, за Волгу, За свободою на Дон… Строил дом…, с иконой полку — Казаком был окрещён. Пыльный столб окутал дали, Ине Паз исчез в нём мой… Я живу с тех пор в печали, Боже, дай мне путь домой. Вставай, поднимайся эрзянский народ июль 2005 Вставай, поднимайся эрзянский народ! Великий, могучий, любимый! От Бога жизнь наша земная идёт, Запомни ты это родимый. Язык величавый дай детям своим, Дух предков верни в наши сёла. Живи окрылённый сознаньем родным, Трудись, чтоб сады цвели снова. Вставай, поднимайся эрзянский народ! Великий, могучий, любимый! Найди настоящий рождения год, Ищи, это важно родимый. Искринку народную ты сохранил Пусть вспыхнет с неё жизни пламя. Всевышний талантом тебя одарил, Твори с Ним эрзянское знамя. Вставай, поднимайся эрзянский народ. Вставай, поднимайся — ты вечный. Великими предками, честью будь горд, Путь звёздный твори с ними — Млечный. Пусть светят они в небесах, на земле И греют эрзянское сердце. Общаться со всеми на равных тебе, Пока над планетой есть солнце. Вставай, поднимайся эрзянский народ! Великий, могучий, любимый! И вечный твори человеческий род — Творящий, ты Богом любимый.

Эрзянь нилькс: mlk пишет: Пыльный столб окутал дали… — Скрип телег и крик детей, Женский плач и дух печали, И молчание мужей. Мой народ шагал по пыли Бросив Родину, дома, Бросив колосисты нивы… — Взята в путь одна душа.

Семен: Тема, стихи эрзянской поэтессы.....

Семен: ПРОРОК Не помним мы пророков имена, А если быть точнее – их не знаем, Не чтим, не дорожим, не поминаем: Юродствует в беспамятстве страна. Репешть эрзянских выжжена земля, В священных рощах не слышны моленья, Сбываются пророчества виденья: Мы канем в лету, догорим дотла. Не здравый смысл, а похоть и тщета Ведут по жизни, правят нашим миром, И поклоняясь чуждым нам кумирам, От истины уходим в никуда. Но Алексеева Кузьмы слова Горят во тьме, как светоч во вселенной, Мы к ним придем - так кровь течет по венам, Вновь возвращаясь к сердцу. И права Молва людская: близится тот срок, Когда на Землю дух его вернется Пазмарием. С лучом последним солнца Эрзянский, третий, явится пророк. Вирява (Татьяна Ротанова). С-Петербург, 20.03.2010 На мой взгляд стихотворение Татьяны выигрывает по сравнению со стихом М.Безаева, потому как в нем чувствуется патриотизм автора, вера в эрзянский народ и твердое убеждение в возрождении эрзянского золотого века. Творчество Татьяны Ротановой.

Сыресь Боляень: Семен пишет: На мой взгляд стихотворение Татьяны выигрывает А по моему, "Выигрывает", проигрывает, это не про стихи. Это про ипподром... Важно, чтобы стих был от души... Очень хорошо написал mlk!!! Мне понравилось... Если Семен прав и это стихи М. Безаева, то он молодец!!! Пиши, Миша ещё!

Семен: Сыресь Боляень пишет: Важно, чтобы стих был от души... Вот стало интересно. Многие пишут такие фразы "молодец, сразу видно, от души" Откуда это - от души? И как вот я могу определить, от души он или нет? Можно ли написать стих,без души? На мой взгляд, без души вообще написать ничего нельзя... Что бы вы ни сказали, все будет характеризовать вас, то есть вашу душу.. И Гебельс мог писать стихи от души, вопрос какова душа..???

Сыресь Боляень: Семен, ты невнимателен. У меня нет такой строчки Семен пишет: "молодец, сразу видно, от души" Геббельс (пишется с двумя "б") тоже мог писать от души... Тут ты прав. Но ты же не сравниваешь души участников нашей дискуссии с душой Геббельса?

Эрзянь нилькс: Семен пишет: Можно ли написать стих,без души? По-моему, нельзя. Стих (валморо) - это мелодия души. А душа бывает разной. И у каждого человека на душе бывает и светло и горько. По-этому и поэзия - это бесконечная по своему разнообразию мелодия света и тени души человеческой. Эрзянская поэзия сейчас переживает замечательное время - она становится по-настоящему эрзянской, в муках и боли сбрасывая с себя заскорузлую, сковывающую её свободу, корку мордовщины, как в лирике, так и в гражданственности. Эрзянская поэзия, конечно, должна звучать прежде всего на Эрзя языке. Только эрзянское слово в сочетании с эрзянской душой делает эрзянскую поэзию по-настоящему эрзянской. Но! Замечательно, что она звучит и на русском языке в мелодии эрзянской души Вирявы. Сёрмадт, Вирява, тонь валморотне гайгить рузонь кельсэ, теке марто арсематне-мельтне тонь валморотнесэ - эрзянь! Те пек паро!

mlk: Сыресь Боляень пишет: Если Семен прав и это стихи М. Безаева, то он молодец!!! Пиши, Миша ещё! Это действительно стихи Безаева, из двух сборников. Я думаю что он продолжает писатьи возможно скоро выйдет еще один сборник. Семен пишет: Что бы вы ни сказали, все будет характеризовать вас, то есть вашу душу.. И Гебельс мог писать стихи от души, вопрос какова душа..??? Что касается Геббельса, то по моему тут все ясно.

Семен: mlk пишет: Это действительно стихи Безаева, из двух сборников. Я думаю что он продолжает писатьи возможно скоро выйдет еще один сборник. Пусть подарит хоть одну книжку в музей эрзянской культуры

Семен:

Танюш: Сарматки, гордые сарматки, Как были кони горячи! Мы мчались долго, без оглядки По обгоревшей пыльной ржи. И бряцали мечами ножны, И туго стрелами набит Колчан. Врага пугал, возможно, Воинственный, неженский вид. В бега напавших обращали, Стреляли метко, четко в цель, И дальнобойными пращами Любую брали цитадель. Отважны были, словно львицы, И гордой поступью своей Могли по праву мы гордиться – Аорских царственных кровей! А под защитою кольчуги Скрывались нежные сердца, Браслеты украшали руки Дев из созвездия Стрельца. Не раз они от бед спасали, Сжимая властною дугой, И волю нашу направляли – Бить только в яблочко стрелой Разительной. И тем держались. Культ предков – вот наш оберег. Сарматки, вы не зря сражались: Жив «раське» - русский человек! Верней, народ - так он зовется. Сарматии не умер Дух! И верю, вновь воскреснет солнце, Ржаное поле вспашет плуг. Вирява 04.04.2010 СПб Геннадий Абрамов Зарисовки на тему исторического костюма. Княгиня на охоте

Танюш: Городецкая культура Изгиб оврага – ров да вал – Так городецкая культура Рельеф природный подчеркнула, Сим обозначив ареал Эрзянских древних городищ, Руси исконных поселений. Нам не найти земли священней, Чем та, где взмахом топорищ Сооружались города, Где укреплялись волей стены, Мечом карался грех измены, Где был в чести закон труда. На Волго-Окских берегах Далеким эхом Аркаима – Преемственность здесь свято чтима, Старинных городов размах. Страна эрзянских городищ С верховья Волги до низовий Раскинулась, и долг сыновий Огнивом жертвенных кострищ Благословила, справив тризну, Священных рощ наполнив храм Молитвой не чужим богам, А предкам, зиждящим отчизну. Потомки доблестных племен К ремеслам навык сохранили, В скитаньях долгих не забыли Гончарный круг, кузнечный горн. Рудой железной край богат. Грязь в Волго-Окском междуречье (Запомним: «рудаз» в просторечье) Добыть не требует затрат. Обогащенную руду Для плавки ковкого железа Знал житель пойменного леса, И отвращал мечом беду. Сарматских воинов мечи В эрзянских кованы горнилах, И оттого двойная сила – Истока одного ручьи! Кто наконечники искал Сарматских стрел на городищах, Тот вам ответит: «Здесь их тыщи! - Эрзянской кузницы закал». И украшений карнавал: Булавок, бляшек и подвесок Эрзянский мастер из железа С душою в тиглях отливал. У женских праздничных сюлгам Поклонниц и сегодня много, Пусть на груди сверкают строго И застят свет лихим врагам. Свинцово-оловянный сплав Умельцы отливали в бисер, И магию волшебных чисел На рукоятях жгли булав. Узор спиралей и кругов – Родной орнамент городецкий, Как аргумент довольно веский, Астрономических азов Он подтверждает, - был задел! - Цикл календарный был известен, И в эпосе эрзянских песен Народ простой его воспел. Таинственные племена Встарь заселяли эти веси, С сих мест куда они исчезли?! Лишь топонимика честна, Санскрит эрзянский сохранив В названьях рек, в волненье нив… …Изгиб оврага – ров да вал – Здесь городецкая культура Эпох воссоздала структуру, Связав в единый интеграл. Вирява Питер Ош, 21.04.2010 Благодарю Сергу Терюшань за поданную идею, а также за информационную поддержку! Сергу, сюконян тонеть модас-пильгес!

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: Городецкая культура

Семен: Танюш пишет: Изгиб оврага – ров да вал – Так городецкая культура Рельеф природный подчеркнула, Сим обозначив ареал Эрзянских древних городищ,

Танюш: Сюконян весемень!

Танюш: Посвящаю памяти своего деда Евдокимова Ивана Михайловича и всех без вести пропавших Без вести пропавшим В бескрайнем небе облака легко взметнулись. Война закончилась. Домой не все вернулись. И безутешная вдова рекой вздыхает - Пропавший без вести солдат не умирает. И верится его жене: вот-вот вернется, Прижмет ее к своей груди и улыбнется. И солнцем воссияет день, и тень березы Таит от посторонних глаз родные слезы... Но долго-долго ей стоять на том пригорке, Где будет ветер тосковать надрывно-тонким Причетом вдовьим, затяжным, сиротским стоном Над волжским берегом крутым, под небосклоном, Где разметались облака в смятенье полном... Пропавший без вести солдат, тебя мы помним Вирява. г.СПетербург, 13.05.2010 А. Горский. Без вести пропавший. 1946.



полная версия страницы