Форум » Сёрмадоматев/Литература » Эрзянский литературный сайт "ЭРЗИАНА" » Ответить

Эрзянский литературный сайт "ЭРЗИАНА"

Танюш: Приглашаю всех любителей эрзянской словесности на Эрзянский литературный сайт "ЭРЗИАНА"

Ответов - 92, стр: 1 2 3 All

Танюш: Список опубликованных авторов: click here Рекомендую прочитать: Памяти Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) посвящается Памяти Александра Сергеевича Пушкина посвящается (06.06.1799 - 10.02.1837) Орест Ткаченко. Васолъялгань сёрмат (Письма далёкого друга)

Эрзянь нилькс: Ине тев марто!

vijan1: Монь пек мельс тусь те ушодовксось. Алкуксонь покш паро тев.


Танюш: Новинки на "ЭРЗИАНЕ": МАСТОРАВА. Кезэрень пинге. Колмоце евтамо. Од коень-илань касома. СУРАЛЯ Ишуткин Николай Иванович. Валморот Аношонь Тумай. РАССКАЗЫ ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА

Эрий: Танюш пишет: Новинки на "ЭРЗИАНЕ": Вадрят!

Танюш: Читайте на Эрзиане: Подборку стихов Александра Арапова:Александр Арапов. Валморот Миниатюры Нуянь Видяза: Нуянь Видяз. Сёрмадовкст

Семен:

Сыресь Боляень: Поддерживаю...

Танюш: Орест Ткаченко. Васолъялгань сёрмат (Письма далёкого друга) - продолжение публикации: 10.1.ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОСТАНЕТСЯ МНОГОЯЗЫКИМ 10.2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОСТАНЕТСЯ МНОГОЯЗЫКИМ. Продолжение 11. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ СТОЙКОСТИ 12. НАДО УЧИТЬСЯ У ВЕНГРОВ... Шокирующие сведения о смерти Степана Эрьзи: Художники в СССР. Из воспоминаний Владимира Лемпорта. Эрзя в СССР

Танюш: Новости Эрзянского ежегодного национального литературного конкурса -2009 В связи с малой активностью участников конкурса принято решение продлить срок выставления оценок конкурсным произведениям и написания литобзоров до 20 февраля 2010 года. Подведение итогов конкурса соответственно продлевается до 28 февраля 2010 года. Участники конкурса напоминаю, каждый из вас должен оценить все конкурсные произведения, кроме собственных. Участник (он же судья) должен написать хотя бы один литобзор. Администрация конкурса будет принимать во внимание и оценки читателей. Система оценок: в баллах от 1 до 10. В качестве приза будет публикация произведения в первом печатном издании Издательского Фонда «Эрзиана». С конкурсными произведениями можно ознакомиться по ссылке: http://erziana.my1.ru/publ/ehrzjanskij_ezhegodnyj_nacionalnyj_literaturnyj_konkurs_2009/1-1-0-268 Оценки и литобзоры желательно размещать в комментариях к конкурсным произведениям.

Танюш: Орест Ткаченко. Васолъялгань сёрмат (Письма далёкого друга) - продолжение публикации: 13. ХРИСТИАНСТВО НАМ БЫЛО НАВЯЗАНО СИЛОЙ 14. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ЯЗЫКА НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ ГОВОРЯЩИХ НА НЁМ. МАТЕРИ И ОТЦЫ ЯЗЫКОВ 15. РАДИ ЗНАНИЯ ЧУЖОГО, НЕ ОТКАЖИСЬ ОТ ЯЗЫКА РОДНОГО Новинка: Аношонь Тумай. ДВА БОГА - СВОЙ И ЧУЖОЙ

Танюш: По просьбам поклонников творчества Татьяны Михайловны Ковалевой: Татьяна Ковалева. Курортто мейле. Мизолкс

Танюш: Вирява. Отклик на статью Т.М.Ковалевой «Тынь кортатадо эрзякс?»

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: Отклик на ст..

Федотыч: Удивляюсь… парень обрусевший. Но не стесняется корней, говорит о них открыто. Что вы его отталкиваете от себя? Сам же видел статью разгромную в Эрзян Мастор о Кадышевой, что «омордовела», другая статья была о братьях Грим, что вообще непонятно кем себя признают. Тут парень говорит открыто, что у меня корни эрзянские, что я - писатель и говорю о том в своём творчестве. Ведь оттолкнёте. А выйдет из него что, сами же будите громить, что он корни забыл. Чудаки! Да, эрзя Николаевского района та же что этот Павел описывает, смуглые великаны… Мокша же – белобрысые одуванчики. А рассказец – наглядно эрзянский. Так и вижу внучатого племянника: в школе зовут татарчонком и цыганёнком, отчего драки бес конца, курит, что вырастет из него? Привыкли мы к конкретике, а тут подтекст: старуха – эрзянка, о которой практически не упоминается, она невидима, она лишь молчит, как молчат многие ЭРЗЯНЕ, но мало кто знает какая боль в этом молчании, когда смотришь как дочь твоя превратилась в шалапутную мордовку, родившую непонятно от кого. И внук, который алкаш алкашом, позабывший каких он кровей. Только не правда что ль? Совсем наша молодёжь такая типа цивильная и не спилась, да все пьют, от безысходности. И у Эрика этого мечта – РУДН, только он знает, что не видеть ему этого как своих ушей, потому что легче палатки устроиться на рынке ставить, потому что не может ему мать – одноночка этого обеспечить, а может эрзянская кровь не пускает, что к земле родной тянет. Не отпускает. А заводы… Вы что не в курсе прям КАК в советское время там бухали, какой беспредел там творился? Да не поверю! И вот кого мы народили. Значит, не держали в руках домино из текстолита?: Или не знаете что ученики в провинции в месяц до сих пор 400 рублей получают, и этим государство способно привлечь, удержать? Да они лучше в криминал пойдут. Или я не прав?!! А сёла взять… А сколько их вымерло. Раньше хоть речь родная слышалась. Ходили по улицам высокие смуглокожие чернявые красивые люди, где они сейчас? Друг в Башкирии служил, так его там за своего принимали. В институте среднего роста у меня был классный папа, сокурсники думали, что родной отец, такой же смуглый, чёрный с глазами чернявыми эрзянскими. До сих пор ему благодарен, что парня из села на родном эрзянском опрашивал. А сейчас сёла – то вымерли, а те, что живы, в них не то, что эрзи, мордвы-то не осталось. Есть непонятно откуда приезжие неизвестных национальностей, что активно смешивается с остатками обрусевших и обтатарившихся да редкие вот Эрики. И Павел – очень тактичный, очень грамотный, я считаю, психолог, что фактически обратился к таким «эрикам» на их сленговом диалекте, показал им то что они видят, при этом не сгущая краски, как Владимир Козлов, без использования ненормативной лексики, как тот же Козлов, чем смог напомнить этим Эрикам об их происхождении, да так чтоб они задумались об этом… Эх ВЫ! Полукровок уже в национальные герои записываете со странными именами как Никас, а скоро ту смесь будете записывать, что в упомянутых сёлах народится, и Равшаны, и Джамшуды попадут в ваши списки. Да пусть хоть они лишь бы коней не забывали, так же как этот Павел не умели бы относиться к ним плевательски, невзирая на недомолвки и наезды своих ведь соотечественников. Тут мудрый рассказ социальный, много подтекста вместивший, только вот между строк читать не каждому дано… А Памук по вашему Нобеля за антитуретщину получил? А не за правду? Читайте современную мировую классику, может что-то и поймёте.

Семен: Федотыч пишет: вы его отталкиваете от себя? критика двигатель цивилизации, учимся , учимся , учимся!!

Эрзянь нилькс: Федотыч пишет: Ведь оттолкнёте. Оттолкнуть можно только того, кто сам желает "оттолкнуться."

Федотыч: Эрзянь нилькс пишет: Оттолкнуть можно только того, кто сам желает "оттолкнуться." В данном случае это эрзян нилькс

Танюш: Федотыч, если Павел желает, чтобы его произведения опубликовали на Эрзиане, пусть свяжется сам со мною, общаться с ним через третьих лиц мне представляется некорректно.

Танюш: Орест Ткаченко. Васолъялгань сёрмат (Письма далёкого друга) - продолжение публикации: 16. ПЕРВЫЕ ШАГИ ХРИСТИАНСТВА: РАВЕНСТВО НАРОДОВ 17. ДРОБЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. ХРИСТИАНСТВО-ЭТО ИСТОРИЯ ЧУЖОГО НАРОДА 18. RELIGIO - СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ. ЭРЗЯН ХРИСТИАНСТВО НЕ СВЯЗЫВАЕТ С УШЕДШИМ ЗНАЧИТ - ЭТО НЕ ИХ РЕЛИГИЯ

Танюш: Эрзянский литсайт "Эрзиана" представляет подборку, посвященную Чачома Масторонь Ванстыця Чи: Чачома Масторонь Ванстыця Чи - 23 даволков - День защитника Отечества

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: посвященную Чачома Масторонь Ванстыця Чи: Паро тевесь. Ансяк эрзякс эряви сёрмадомс истя: Чачом масторонь идицянь Чи.

Танюш: Нолдынк чумом! ансяк токшинь-витнинь)) Эрзянский литсайт "Эрзиана" представляет подборку, посвященную Чачома Масторонь Идицянь Чи: Чачома Масторонь Идицянь Чи - 23 даволков - День защитника Отечества

Миколь: Танюш, а как Вы, как другие писатели относитесь к литературному эрзянскому языку? Например слово "мазыя" и другие, заканчивающиеся "ыя", ведь мы говорим "мазы, мазый, мазы чизе и т.д.". Или "стувты", когда почти все эрзяне между собой говорят "истувтынь", или "пшкадинь", а говорим шкадинь. Не вносит это свой вклад в отсутствие желания изучать язык. Или например 11 падежей, которые в 50 годы доводили учеников до того, что они переходили в школы, находящиеся в русских селах где не было "мордовского языка" (так писалось в расписаниях). К стати, до сих пор спорю с учительницей, которая когда-то училась в Лукояновском педучилище, что мордовского языка нет, на крайний случай есть мордовские языки. Она с пеной у рта доказывает, что есть мордовский язык. Ее аргумент: "Так меня учили".

Танюш: Я замечательно отношусь к литературному эрзянскому языку, особенно когда он чистый - без вкраплений русских слов и мордовско-мокшанских звуков (в качестве примера: пишут по-разному названия месяцев: медьков и медьгов, чистоэрзянское - медьков, ков=месяц). Мордовский в моем понятии это мокшанский язык, недаром в каком-то из ГОСТов мне встречалось: мокшанский а рядом в скобочках морд. Кроме того, мною замечено давно, что эрзяне, как правило, отвергают название мордва, внутренне они его воспринимают как чуждое (это и мое личное восприятие), следовательно, оно нам навязанное. Эрзянский язык и мордовско-мокшанский - это совершенно разные языки, фонетика у них абсолютно разная. Имейте в виду, что это мнение не филолога, а искреннего любителя и ценителя эрзянской словесности. Я в восхищении от эрзянской поэзии, от творчества Маризь Кемаль, Числава Журавлева, Павла Любаева, Александра Арапова, это не просто красиво звучащая речь, привлекает смысловая нагрузка их стихов. Подборку материалов к 23 февраля открывает рассказ Кузьмы Абрамова "Солдат ды ава", когда я читала его мне на память приходил знаменитый рассказ советского классика А.Толстого "Русский характер", по силе своего воздействия, по нравственной красоте сюжетной линии, эти два произведения, на мой взгляд, очень перекликаются, именно к этому и должна стремиться современная литература.

Миколь: Танюш пишет: Я замечательно отношусь к литературному эрзянскому языку, особенно когда он чистый - без вкраплений русских слов и мордовско-мокшанских звуков (в качестве примера: пишут по-разному названия месяцев: медьков и медьгов, чистоэрзянское - медьков, ков=месяц). А все же как относитесь к тому, что говорим так, а пишем так. Это не праздное любопытство, такая разница влияет на мотивацию изучения языка.

Семен: Миколь пишет: А все же как относитесь к тому, что говорим так, а пишем так. Это не праздное любопытство, такая разница влияет на мотивацию изучения языка. Уважаемый Миколь, как я понимаю Вы Нижегородец, 20 февраля в 14 00 в библиотеке им. Ленина на ул. Варварской будет открыта фотовыставка "Раськень Валдо" приходите и я постараюсь вам ответить на этот вопрос.

Танюш: Миколь пишет: такая разница влияет на мотивацию изучения языка. Миколь, в эрзянском языке, как и в других языках, достаточно много диалектов. В качестве литературного, насколько я помню, был выбран эрзянский язык Ардатовского р-на Мордовии, с чем был связан этот выбор, я не готова ответить, возможно, кто-то более сведущий прояснит. Так как я родом с Атяшевского р-на, который соседствует с Ардатовским, и, видимо, диалект у нас единый, литературный эрзянский язык не вызывает у меня никаких противоречивых чувств. Надо сказать, что литературный язык всегда отличался от разговорного, это характерно не только для эрзянского языка, чтобы это как-то влияло на мотивацию изучения языка, я впервые об этом слышу от Вас.

Эрзянь нилькс: Танюш пишет: чтобы это как-то влияло на мотивацию изучения языка, я впервые об этом слышу от Вас. Действительно, непонятная посылка. / Алкукс, а чарькодевиця мелесь.

Миколь: Эрзянь нилькс пишет: Алкукс, а чарькодевиця мелесь. Мелесь истямо. Ламо кортынь сыре ломанинь марто, те теманть ланкс. И сынь весе кортасть, пек стака эрзянь келенть тонавлемс. Вейке авине, евтась: Мон эйдинем туинь рузынь школас. Весе оценкан ульнесь 4-5, а эрзянь келень 2-3, хотя келенть соды и содаса те иес и нуцканан и терам и квато тейтеринь келенть содасызь. Минь кудосо кортатам токо эрзянь кельсэ, а грамматиканть аздаса. . Мекс мон те кортамонть путы? Может те истя специально теезь, чтоб минек оймесэ уливиль изначально противоречие. Те а минек келесь, те ломанинь. И те мелесь ламо таркасо. Часто марсинь истямо мнения, что Саранскойсэ инойть эрзятне. Мон кода маштан тениск кортан, тосо улить эрзят и мокшот, кельтне разнойть, а тынь эрзят, а те келесь конась сермадозь книгасо, сон литературной сон саесь вейке районлангсто. Сынь скевстнить: мекс.

Миколь: Миколь пишет: Мелесь истямо. Ламо кортынь сыре ломанинь марто, те теманть ланкс. И сынь весе кортасть, пек стака эрзянь келенть тонавлемс. Вейке авине, евтась: Мон эйдинем туинь рузынь школас. Весе оценкан ульнесь 4-5, а эрзянь келень 2-3, хотя келенть соды и содаса те иес и нуцканан и терам и квато тейтеринь келенть содасызь. Минь кудосо кортатам токо эрзянь кельсэ, а грамматиканть аздаса. . Те монь опечаткатьне - конечно же (((... и нуцькан и терам и кавто тейтеринь)))

Танюш: Миколь пишет: Минь кудосо кортатам токо эрзянь кельсэ, а грамматиканть аздаса. . Мекс мон те кортамонть путы? Может те истя специально теезь, чтоб минек оймесэ уливиль изначально противоречие. Миколь, я думаю, здесь вина не литературного языка, а, возможно, методика преподавания неудачная. Успешное изучение любого предмета во многом определяется правильным выбором наиболее подходящей методики, в идеале должен быть вообще индивидуальный подход к выбору той или иной методики.

vijan1: Миколь, тонь кевкстемат коряс улить ламо каршо валт. Вана теть невтема - велосипед, кода сон ёвтави? Виде, виласипет, а седе ламо нижегородецтне мерить висипет, а Вологдасо веласипет... Секс теезьгак норма, конантень тонавтыть, ансяк рузонь эйкакштнень васенце классто саезь ды недлянь перть а эрзянсетнень тонсь содат кода. Икелень методикатнеяк, учебниктнеяк пек явовкшность неенсетнень марто, алкукс неень шкань тонавтнема книгатне эйкакштнень 'qc' кирвазтить тонавтнемас мель, сынст теизь эрзянь келень алкуксонь вечкиця ды парсте содыця ломанть. А литературань келенть чачонзо вешнемстэ пек ламо ульнесть теезть экспедицият весе масторонть келес, МюЕ Евсевьев сонськак ютызе малав весе велетнень, ды келенть кочкамодо арсемась нежеди сехте сеедьстэ вастневиця кортавксонть лангс. Мон монськак маринь пек ламо велень кортавкст Татарстансо, Самара ёнкссо, Оренбург ёнкссо ды Мордовиясояк ды монськак ёвтан - седе ламотне молить Ардатова-Атяшевансетнень (-Козловкансенть, сон, бути а ильведян, Атяшевань буесэ) ёнов. Теке марто эсень тиринь кортавксось пек явови фонетикава литературанседенть, пек явовить Саратова ды Ульяновской ёнксонь лембе пелькссэнть кортавкстнэ литературанседенть, кода тынкеськак. Ули тень коряс ансяк вейке мелем: пек эряволь весе эрзятненень содамс эсест келень норманть, те пе вейсэндясамизь минек ды максы чарькодема лиятнень марто човорямонь зыяндонть.

vijan1: Нижегородецтне - вилсипет, простямизь. А падежтнень марто кодамояк стакачи арась - седе ламотне полавтыть рузонь ды лия флексия марто келень предлогтнень - варштак парынестэ ды чарькодят кодаткак стакачить арасть!

Семен: Попробую и я высказать свое мнение на русском языке в отношении эрзянского литературного языка. Считаю, языковая проблема имеется и она очень серьезная, можно начать с эрзянского словаря, в котором есть множество не эрзянских слов, политические, технические, медицинские термины в эрзянском словаре и языке отсутствуют. Проблема очевидна и ее решают на уровне эрзян (Эрюш Вежай, А.Петрянь), а не в республиканских ученных кругах. Эрзянь - рузонь валкс под авторством Серебрянникова вмещает в себя 27 000 слов, но огромное число из них не эрзянская. Язык богат словарным запасом и отказываться от слов эрзянского происхождения не стоит. В литературном, например, принято говорить ТУЯН (уйду) между тем многие эрзяне говорят СЕЗЯН, таких слов огромное количество, почему их не стоит вводить в оборот? Произношение тех или иных слов так же имеют отличия, кстати часто тому виной становится мокша-мордовский выговор, из него достались шипящие звуки "ш" вместо Ч, "х" вместо К, появился чужой звук Ф. Многим трудно ориентироваться в правописании слов, например: ТЕРА - ТСЕРА - ЦЁРА, недавно прозвучало как ТОРА. Эрзянская история уже давно оказалась за бортом научных исследований эта же участь постигла и эрзянский язык. С 30 годов 20 века в области эрзянского языка нет серьезных ученых, исследований не проводилось. От рождения эрзянской письменности 19 век до сегодняшних дней эрзянский язык больше терял, чем приобретал. Мордовские "ученые патриоты" раскидывали эрзянские слова по всему миру, приписывая их происхождение иранцам, славянам, тюркам и русским. Русский язык заполнен эрзянскими словами, русский и эрзянские языки имеют одинаковую фонетику. Из-за русского языка эрзянский язык существенно обеднел, мы без боя отдали львиную долю эрзянского языка русскому. Помните Мельникова- Печерского "На горах" "Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности. По иным местам нашей Руси редко такие реки найдутся..." Утверждение, что в эрзянском языке слово "гора" - ПАНДО и других слов не существует слишком опрометчиво. Эрзянскому языку нужны серьезные ученные, не стоит сегодня отвергать эрзянские слова не вхожие в литературный язык их нужно собирать и развивать язык. Одно ясно, Мордовия в этом деле не помощник. И последнее, центр Эрзянь Мастор Нижегородская область осталась в стороне от создателей эрзянского литературного языка, а вот В.Даль не постеснялся собирать русские слова на эрзянских просторах. Десять лет жизни в Н.Новгороде и 3700 сел проехал коллекционер слов. Кстати словарь до буквы "П" был составлен в Н.Новгороде. Саша Пушкин ловил музу в Болдино, не является ли это основной причиной ассимиляции

Люблю стихи А.С. : Почтенный Семен! Тема серьёзная и, по сути, некомпетентен её комментировать, но - возмущён последним предложением! Семен пишет: Саша Пушкин ловил музу в Болдино, не является ли это основной причиной ассимиляции Саша Пушкин!!! Вы что одноклассники? Или, быть может, Вы, с Александром Сергеевичем, в одном лицее имели честь обучаться? Гения! Родоначальника поэзии российской столь фамильярно называть есть хамство непроходимое!!! И, следующее: зарубите себе на носу: -"ловят" девок легкомысленных в кустах и "дурные" болезни! А Муза (именно с заглавной "М"! Муза!!!), она приходит сама!!! И не ко всем!

Семен: Люблю стихи А.С. пишет: Почтенный Семен! Тема серьёзная и, по сути, некомпетентен её комментировать Люблю стихи А.С. пишет: И, следующее: зарубите себе на носу Люблю стихи А.С. пишет: А Муза (именно с заглавной "М"! Муза!!!), она приходит сама!!! И не ко всем! Мне наконец приятно было услышать, твою душу....

Танюш: Люблю стихи А.С. , а я не вижу ничего плохого в том, что Семен назвал Александра Сергеевича Сашей. Помните, как сам поэт себя хвалил: Ай да Пушкин, ай да сукин сын!!! Саша Пушкин звучит куда безобиднее, думаю, что Пушкину это бы даже понравилось, он был не просто гениальным поэтом, но и обладал хорошим чувством юмора)))

Семен: Люблю стихи А.С. пишет: И, следующее: зарубите себе на носу: -"ловят" девок легкомысленных в кустах и "дурные" болезни! А Муза (именно с заглавной "М"! Муза!!!), она приходит сама!!! И не ко всем! Меня не интересует кого и где вы ловите, сколько за это платите. Речь о языке НАРОДА, а я часть народа! Правила придумывают люди в том числе правописание Муза с большой "М". Такие же люди придумали правило в эрзянском языке КОВ (месяц) писать ГОВ. Глава РМ рекомендовал установить правило для мордвы, говорить на ЕМЯ, Доктор наук Мосин ринулся исполнять приказ. В интервью заявил что народ не компетентен обсуждать вопрос на каком языке ему говорить. В случае создание ЕМЯ такие как вы будете следить за ошибками мордвинов и наказывать за эрзянский выговор.

Танюш: Семен пишет: Эрзянскому языку нужны серьезные ученные, не стоит сегодня отвергать эрзянские слова не вхожие в литературный язык их нужно собирать и развивать язык. Согласна полностью с Семеном. Хорошо, что развитием языка занимаются энтузиасты, но где же ученые-филологи, ведь это их прямая обязанность, кому как не им развивать эрзянский язык, создавать словари?!!



полная версия страницы