Форум » Сёрмадоматев/Литература » Жданкина Галина. Шкинема. / Творчество. » Ответить

Жданкина Галина. Шкинема. / Творчество.

Эрзянь нилькс: Жданкина Галина. Шкинема. / Творчество. ЖДАНКИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА , ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ПИРЬНЕВ Б-БОЛДИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,ЭРЗЯНЬ ВАЛМОРОНЬ СЕРМАДЫЦЯ. АВАМ Эрьва чи Нишкепазонтень чекан, Сыре аванень шумбрачи вешан. Колмо цёрат сон мода лангс нолдась, Колмо тейтерть масторонтень чачтась. Сыречись апак учо, састо сась, Ды тундонь ловокс шумбрачись ёмась. Сон вальманть вакссо ськамонзо ашти, Чоподанть пачка Алопев ваны. Учи, цёранзо-урьвинензэ сыть, Содамонзо-тейтерензэ варштыть. Весе седейсэ самозост кеци, Ярсамопель столь лангс сыненст тарги. Авань лангс ванозь, седеем ризны: Вай, курок, курок авам а ули, Модань пингезэ сонзэ эль ютась, Тоначив менди-уски вармась-шкась. Верепазонтень эрьва чи чекан, Тиринь аванень шумбрачи вешан+ Полавтыне Дима Таганов. Всякий день Нишке Пазу моленье Возношу, и здоровья прошу. Старой матери. В грустном смятеньи Всё что в прошлом, сейчас ворошу. Три сынка на родимое место И три дочери мать принесла. Вспоминаю: цветущей невестой Я в её ожиданиях шла. Незаметно тоскливая старость Одолела и маму мою. И всё чаще и чаще устало Её губы со мною поют. Часто в тёмное смотрит окошко - Там не видно ли званых гостей? И того и другого немножко приготовит для встречи детей. Я смотрю на неё и сжимаюсь В осознаньи ухода её. Вере Пазу молитвы читаю. В осознаньи ухода её. Вере Пазу молитвы читаю. И прошу - пусть подольше живёт.

Ответов - 9

Инзейне1: Следы моих предков Наше село Пермеево по-эрзянски называется не Пермезь, а Пирьнёв. В местах, где проживают эрзяне, довольно часто встречаются села с названием—Пермеево, или Пирьмеево. Это нас так окрестили русские. Правильно Пирнев, или Пирьнев. К сожалению, в отдельных селах с таким названием уже живут только русские. И я сегодня с болью в сердце пишу о том, что и моё село лет через – 10-20 станет русским. Выводятся эрзяне… Всегда с симпатией относилась к своей нации, к своему селу и задавалась вопросом – откуда произошло название села? Всё спрашивала у старожилов – никто не мог ответить. Интуиция подсказывала, что это связано как-то с огородами, ведь огороженный участок по-эрзянски – пире. Но что обозначает «нёв»? В эрзяно-русском словаре (М: 1993) нашла слово «нёв», которое дословно трактуется так: нев – до земли (поклониться), т.е. что-то, наверное, находящееся очень близко к земле, а может быть в низине. Так оно и есть! Первые жители нашего села селились на берегу маленькой речушки, правый берег которой возвышался над левым метров на 50. Берег высокий, но не обрывистый, он плавно спускался к реке. Речка неширокая, а жилища (скорее всего это были лачуги, или полуземлянки) с огородами были расположены у самой речки на левом берегу. Они прижимались к земле у речки и были защищены от ветров. Глядя издалека, лачуги сливались с землей, а над ними возвышался высокий правый берег, обращенный к солнечной стороне. Сейчас на этом берегу находится кладбище. А место, где селились первые жители, до сих пор называется «жилищем», хотя там было колхозное поле. Лет 20 назад его разделили между жителями села. Получила участок и я. Посадили картофель. В начале июня прошлого года с внучкой пошли мотыжить. Стали приближаться к речке. И вот здесь, у самой речки… Боже мой! Вот они следы моих предков! Бесконечное количество черного цвета осколков глиняной посуды, монетки, а вот и предмет, который надевают на веретено-штралкс, и так по всему берегу. Мы с внучкой стали собирать эти осколки. От них веяло теплом и чем-то далеким… Весной после вспашки я прихожу на это поле (люблю это делать), брожу по этой древней Земле с осколками былой жизни и думаю, думаю… На этом поле раскидано немало булыжников какого-то красноватого цвета. Смотрю и думаю: «Ну никак эти камни не могли родиться на таком черноземе!» И вдруг я поняла – да это же осколки очагов! Вероятно, люди, жившие в давние времена, приносили их откуда-то (скорее всего из оврага, который находится в ближнем лесочке), лепили из них очаги и даже красили для красоты какими-то природными красками. Существует предание, что всех жителей «жилища» кто-то (из власти имущих в те давние времена) то ли проиграл, то ли кому-то продал… Бесправными были эрзяне. Г.Н. Жданкина-жительница с. Пермеёва

Василиса: Пирнев (Пермеёво)-19 век-вачодо шка...

Василиса: Пирнев-теке таркась-ней шкасто:


Инзейне1: Василиса пишет: Пирнев-теке таркась-ней шкасто: А ловось зяро прась...........

Эрзянь нилькс: Сюконямот, паро ломань, питней ванмотнень кис!

Василиса: Посвящается Туршатову Сергею Од иень каршо, стака кулясь сась. Раужо модас од цёра совась. Сэль сельменинзэ сон тавадыньзе, Сырнень превинзэ модас валиньзэ, Иневедь сельведь аванстэнзэ катьсь, Стака ойме кошт, нинзэ потс совавсь. Эрзянь Покш цёра масторось ёмавсь, Телень порасто сонзэ тешткесь прась. Ансяк менельсэ штатолзо кирьвайс... Лембе седейсэ Сергунь март ильтясьть, Тиринь велинесь сэпей сельведь валсь. А шкасто пазось Сергунь саизе, Эрзятнень эйстэ сонзэ явтызе. Эрзянь келеньть кис, седейзэ путыль, Эрзянь оймезэ сонзэ цивтёрдыль. Галина Жданкина 31 декабря 2011 г

Маол: "Пирнев (Пермеёво)-19 век-вачодо шка... " Весе крышатне олгосо вельтязельть, нать шкась Пирнёв велесэ сестэ пек кажов ульнесь. Минек велесэ крышатнень олгосо кармакшность вельтякшномо войнань шкасто, а революциянь икеле - пекшень керьсэ вельтякшность.

Василиса: 21 июня Пирнёв-велесэ ютась презентация книжканьть "Пермеёво. Чтобы помнили....". Сермадыцясь-Жданкина Галина Николаевна. Ламо ломать састь-ванмо и кулсунеме-мезде те книжкась. Кулсунест састо, апак лексе, семсэ сельведсэ-сынь первый раз маряст эсист раскеньть эйстэде...

Эрзянь нилькс: Василиса пишет: 21 июня Пирнёв-велесэ ютась презентация книжканьть "Пермеёво. Чтобы помнили....". Сермадыцясь-Жданкина Галина Николаевна. Покш тев марто! Путыять те кулянть "Эрзянь вал" курос.



полная версия страницы