Форум » Сёрмадоматев/Литература » Степан Разин в фольклоре и мифах поволжских народов » Ответить

Степан Разин в фольклоре и мифах поволжских народов

dankovkazak: Ну, для кого-то он всё тот же хрестоматийный Стенька Разин, разбойник и бунтарь, крестьянский вождь, если можно так назвать, а для нас - почтенно, - Степан Тимофеевич Разин, донской казак станицы Пятиизбы. Но для каждого россиянина он свой, равно как и свой другой атаман - Ермак - поморы, казаки и великороссы центральных губерний России непременно видят в них своих земляков. Есть даже гипотеза о сибирско-татарском происхождении Ермака. Но это так, к слову. Например, мордвины-эрзя предполагают, что и в фамилии Степана Тимофеевича существует корень от их этнонима - "эрзя". Как известно, во времена "разинского бунта" активно восстало Поволжье. По преданию, в сообщниках у Степана Разина была некая старица Алена, мордовка по происхождению (см. книгу марийского автора Крупнякова А.С. "Есть на Волге утес", Москва, "Вече", 2006 г.) Вместе с разинцами "казаковали" не только мордовцы, но и черемисы, и казанцы. В фольклоре чувашей можно встретить упоминания о славном атамане. Перейдём к главному. Хочу привести одну старинную мордовскую легенду о Разине. Если обратиться к мордовской (эрзянской и мокшанской) мифологии, то мы заметим, что те, кто погибал неестественной смертью - был казнен или закончил жизнь самоубийством - в общем, в подробности вдаваться не будем - превращался в проклятых мертвецов, т.е. тех, кто после своей смерти не находил покоя ни на том, ни на этом свете, вынужден был метаться как между двух огней - тут все понятно. И не только у мордвы, между прочим, существовали подобные мифологические персонажи. Следую основному контексту этой легенды, Разин не умер, а лежит во сыром бору в непроходимой чаще, Бог его проклял и не принимает его души, мать-земля не берёт к себе. Он лежит на боку на твердой каменистой земле, которая не может быть пухом. После захода солнца к нему устремляются всякие твари и гады - ящерицы, змеи, лягушки и начинают терзать его плоть. При свете первых солнечных лучей после него остаётся лишь душа да кости, гады уползают в свои норы, лишь только один змей остается подле его сердца и кусает день и ночь. И так вновь и вновь - мёртвый атаман обрастает плотью и вынужден мучаться до Страшного Суда. Данковказак ©

Ответов - 4

erzianj : dankovkazak пишет: Например, мордвины-эрзя предполагают, что и в фамилии Степана Тимофеевича существует корень от их этнонима - "эрзя". во-первых, мордвинов-эрзя в природе не существет! есть народ эрзя, а вот "мордвой" обзывают нас всегда русские. Об этом на старницах форума есть дискуссии- почитай! да "Разин" очень схоже со словом "Эрзянь" , то есть "эрзянский". ТАк что такая теория есть, осталось её только доказать быть может. вот я о помощнице Стеньки Разина -Олёне Арзмасской написал

dankovkazak: Нет, я ни в коем случае не хочу сказать что-то супротив, но просто как народу, не имеющему даже посредственного представления о НЕэтносе "мордва" и этносе ""эрзя" это растолковать.

chuvashon_erzja: На этом этапе общения можем условиться о возможности применения термина "мордвин" ,как к государственной принадлежности,а не как к этносу. В америке- "американцы",на Кубе -кубинцы, в России -россияне,в Мородовии-...... Далее сможем развить тему этносов эрзя и мокша до совершенства и сможем внести поправки в диалог с дорогими соедями и гостями. Это позволит соблюсти формальности де юре и де факто.


erzianj : chuvashon_erzja пишет: На этом этапе общения можем условиться о возможности применения термина "мордвин" ,как к государственной принадлежности,а не как к этносу. В америке- "американцы",на Кубе -кубинцы, в России -россияне,в Мородовии-...... не соглашусь с этим никак. Дело в том, что Эрзянь Мастор была и есть! и даже упоминается в летописи во времена Инязора Пургаза - это "золотой век" рассвета Эрзянь Мастор. А потом земли эрзян, как и сам народ захватнически были эксприапирированы... сами знаете что стало потом.



полная версия страницы